Открытые занятия, мастер-классы, консультации, семинары

                           Семинар-практикум для родителей "Путешествие в мир эмоций"

Цель: знакомство педагогов с играми по развитию эмоциональной сферы детей.
Вступление.
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они признаны первичными формами психической жизни, центральным звеном в психическом развитии личности. Они пробуждают человека к активности, стимулируют и регулируют эту активность.
  Эмоции помогают ребенку приспособиться к различным ситуациям. Страх, который испытывает ребенок при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенные действия, чтобы избежать опасности.
  Эмоции ребенка-это «послание» окружающим о его состоянии. Если ребенок грустный или злой, у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым-значит, в его внутреннем мире все хорошо. 
Игра позитивно влияет на эмоциональную сферу дошкольников, благодаря чему может весьма продолжительное время поддерживаться  высокая мотивированность детей. В игре дети инсценируют движения, мимику, интонации, характерные для эмоционального состояния героя. 
  При организации и проведении эмоционально-выразительных игр важно учитывать :
- специфику выразительности каждой эмоции, необходимо демонстрировать различные эмоциональные состояния: радость, грусть, страх, удивление и другие;
-последовательность введения выразительности эмоций.
 
Игровые тренинги.
 
Игра "Изобрази настроение".
 
Цель: развитие воображения, выразительности движений, произвольности.
Ведущий произносит фразу, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние говорящего.
«О, горе мне, горе…», «Ах, какой счастливый день!», «Ура, я еду на море!»
 
Игра «Повтори фразу»
 
Цель: развитие выразительности речи.
Ведущий называет фразу «У меня есть котенок», которую дети должны повторить с интересом, с радостью, грустью, удивлением.
Игра «Испорченный телефон»
Цель: развитие эмоциональной сферы.
Все участники игры, кроме двоих, закрывают глаза, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-нибудь эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее все по очереди передают свою версию увиденного. 
После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти, кто исказил информацию или убедиться, что «телефон» был исправен.
 
Игра «Рисуем настроение»
 
Варианты заданий:
Выполнить рисунок на тему «Мое настроение сейчас».
Каждый рисует ту эмоцию, которую он хочет.
Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.
Все дети должны нарисовать ту эмоцию, с которой познакомились на данном занятии.
 
 Игра «Угадай эмоцию»
 
Цели: развитие эмоциональной сферы.
На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка- по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голоса. 
 
Игра «Хоровод»
 
Цели: развитие чувства общности, выразительности движений, снятие напряжения.
Дети встают в круг и по команде ведущего, двигаясь друг за другом, изображают печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису.
 
Игра «Зеркало»
 
Цель: развитие выразительности движений, внимания, наблюдательности, произвольности.
1-й вариант. Психолог, стоя перед детьми, изображает разные эмоциональные состояния, а дети их повторяют.
2-й вариант. «Кривые зеркала».
3-1 вариант. Дети показывают и отражают эмоциональные состояния, разбившись на пары.
 
Игра «На что похоже настроение»
 
Цель: развитие воображения, словарного запаса, умения описывать свое настроение.
Участники по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение.
 
Игра «Глаза в глаза»
 
Цель: развитие воображения, выразительности движений, произвольности, умение чувствовать другого по его мимике, пантомимике.
Дети разбиваются на пары, берутся за руки.
Ведущий. Глядя только в глаза другого и чувствуя руки, попробуйте молча передать разные эмоции:
- Я грустный, помоги мне!
-Мне весело, давай поиграем!
Игра «Что и когда я чувствую»
 
Цель: развитие умения называть чувства и соотносить их с ситуациями.
 
Ведущий спрашивает у детей, какие чувства могут испытывать люди. Далее каждому ребенку предлагается выбрать из набора карточек со схематичным изображением эмоционального состояния одну и рассказать, когда он бывает таким («Я радуюсь, когда…, «Мне бывает страшно, когда…»).
 
 
 
 

Тренинг для детей подготовительных групп « Я — первоклассник»

 

I. Организационно-мотивационная часть.

Цель: организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой, мотивировать на включение в деятельность, создание эмоционально-положительного настроя в группе, формирование положительного отношения к школе, развитие слуховой памяти, развитие фантазии и воображения, умения различать понятия, знание об окружающем мире, развитие умения классифицировать и обобщать, развитие элементов логического мышления, и зрительного внимания, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие слухового внимания дошкольников, профилактика утомления, мышечное расслабление, развитие зрительно-пространственной ориентации формирование элементарных навыков самооценки (развитие умения оценивать свои результаты, проводить анализ собственной деятельности после занятия, развитие начальных навыков самоанализа).

Игра «Передай по кругу» (ритуал приветствия)

Педагог-психолог:

Сегодня замечательное утро и очень хочется начать нашу встречу с приятных и добрых слов. А поможет нам в этом наш волшебный мячик. А волшебный он потому, что он невидимый. Сейчас мы будем передавать наш волшебный мяч друг другу по кругу. Когда в ваших руках окажется мячик, вы должны поздороваться и пожелать что-нибудь хорошее, затем вы передаете мяч следующему и т. д. Молодцы, поприветствовали друг друга и настроились на занятие!».

Упражнение «Собери портфель»

Педагог-психолог:

«Ребята, сегодня мы с вами пойдем в школу, мы будем первоклассниками, и у нас будет настоящий урок. Но для начала нам необходимо приготовить портфель. У меня есть изображение портфеля. Сейчас мы по кругу будем передавать этот «портфель» и называть те школьные принадлежности (предметы, которые нужны ученику. Итак, первый участник называет предмет, который необходимо положить в портфель и передает картинку следующему ребенку. Молодцы! Портфель мы с вами собрали, теперь нам пора отправляться в школу. А сделаем мы это с помощью нашего воображения и фантазии».

Ребята, мы с вами оказались в школе. Посмотрите вот и парты, звенит школьный звонок на урок. Садитесь пожалуйста на свои места начинается урок

Упражнение «Потопаем, похлопаем»

Психолог коротко рассказывает детям о некоторых правилах поведения в школе: «Вы, наверное, знаете, что в школе есть уроки и перемены. На переменах дети разговаривают, бегают, кушают, ходят в туалет. А на уроках дети сидят тихо, не разговаривают между собой, слушают учительницу и делают то, что она говорит». Затем психолог говорит: «А теперь давайте поиграем. Если я спрошу о том, что можно делать на уроке, вы хлопнете в ладоши, а если о том, что нельзя - потопаете ногами. Начинаем! Слушать учительницу? Разговаривать с соседом по парте? Вставать и ходить по классу? Писать в тетрадях буквы? Рисовать в тетрадях машинки? Есть конфеты? Рисовать на страницах учебника? Отвечать на вопросы учительницы?» и т. д.

Упражнение «А в школе…»

Психолог: Минутку внимания, а скажите пожалуйста, чем отличается мир школьника от дошкольника.

Дети хором отвечают на вопросы:

- в детском саду - воспитательница, а в школе кто?

- в детском саду вас называют детьми, а в школе?

- в детском саду - столы, а в школе?

- в детском саду - группы, а в школе?

- в детском саду - занятия, а в школе?

- в детском саду вы играете, а в школе, что вы будете делать?

II. Основная познавательно-развивающая часть

Игра «Четвертый лишний»

Педагог-психолог:

«Посмотрите на экран компьютера. Сейчас я буду показывать вам картинки, три из которых можно объединить в одну группу, а одна из них лишняя. Вам нужно будет внимательно посмотреть и определить лишнюю картинку. Молодцы!».

Упражнение «Пальчиковая гимнастика»

Педагог-психолог:

«А сейчас мы сделаем с вами гимнастику для наших пальчиков, тем самым подготовим наши руки к письму, рисованию различных узоров. Я вам буду показывать, а вы за мной повторяйте. Приготовьте все свои ручки».

- греем ладошки (дети потирают ладони друг о друга);

- моем ручки (дети делают движения, похожие на мытье рук);

- «утюжок» (дети по очереди гладят ладошки кулачком);

- «пальчики здороваются» (дети касаются по очереди пальчиками рук, каждый пальчик касается больших пальцев);

- «замок» (дети скрепляют пальчики между собой образуя замочек);

- «кулачки» (дети по очереди сжимают и разжимают кулаки);

- «лепим колобка» (дети катают колючий мячик в ладошках).

Упражнение «Графический диктант»

Педагог-психолог:

Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек надо провести линию. Когда прочертите линию, ждите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Покажи, где правая рука? А левая? У вас на листочке нарисована начальная точка, поставьте на нее карандаш. А теперь начинаем.

Отступить 1 клетку вправо. 4 вправо; 1 вниз; 4 вправо; 8 вниз; 2 влево; 3 вверх; 3 влево; 3 вниз; 2 влево; 5 вверх; 1 влево; 3 вниз; 2 влево; 1 вверх; 1 вправо; 7 вверх.

Игра-физминутка «Пол - нос - потолок»

Педагог-психолог:

«А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и немного подвигаться. Вставайте возле своих рабочих мест. Я вам буду называть слова «пол – нос – потолок», а вы должны показывать соответствующие слову места. Вы должны быть очень внимательными, потому что я могу вас путать и показывать не то, что называю».

- РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

НАЧИНАЕМ МЫ ИГРАТЬ!

ВЫ, РЕБЯТА, НЕ ЗЕВАЙТЕ,

А ЗА МНОЮ ПОВТОРЯЙТЕ.

ДЕЛАЙТЕ, ЧТО Я СКАЖУ,

А НЕ ТО, ЧТО ПОКАЖУ.

«Молодцы, ребята! Вот мы и проверили нашу внимательность, а вместе с тем и отдохнули. Присаживайтесь на свои места».

Упражнение «Внимание! Внимание!».

Найди на рисунке все ручки, циркули, глобусы и учебники. Учебники подчеркни, ручки обведи кружочком, в глобусах поставь точку, циркули зачеркни.

Упражнение «Узор из палочек»

Педагог-психолог:

«Теперь приступаем к следующему упражнению, которое называется «Узор из палочек». Обратите внимание, что у вас на каждой парте лежит по одному набору счетных палочек. Из счетных палочек вам необходимо выложить разные узоры, например, лодку, елочку и др. Приступаем к выполнению. Для начала я предлагаю выложить «лодку», затем «елочку», квадрат, треугольник.

Молодцы, ребята, справились с заданием и смогли договориться друг с другом!».

Мультимедийная гимнастика для глаз «На полянке»

Педагог-психолог:

Вы, ребята, хорошо потрудились, наши глазки сегодня устали. Я предлагаю вам сделать гимнастику для глаз под названием «На полянке». Сейчас на экране компьютера будут появляться разные анимированные объекты, ваша задача за ними внимательно следить. Итак, внимание на экран компьютера.

Вот мы и провели гимнастику для наших глаз».

III. Заключительная итоговая часть

Рефлексия, самооценивание «Моя оценка».

Педагог-психолог:

«Ребята, наш «Школьный урок» завершается и сейчас каждый из вас поочередно подойдет к доске и постарается сам себе поставить соответствующую оценку. Не забывайте и нам рассказывать о своих впечатлениях».

Красный круг (Мне понравилось занятие и у меня все получилось).

Желтый круг (Мне понравилось занятие, но у меня не все получилось).

Синий круг (Мне не понравилось занятие и у меня ничего не получилось)».

Игровая ситуация «Мы дошкольники»

Педагог-психолог:

«Ну что, мои первоклассники, пора нам возвращаться в детский сад и превращаться обратно в дошкольников. Ребята, закрываем глаза. Звенит школьный звонок, наш урок закончен. Сегодня каждый из вас выполнял разные задания, и был самым настоящим первоклассником. Вы собираете свой портфель и прощаетесь с одноклассниками. Вы с огромным нетерпением идете домой, чтобы поделиться с родителями своими школьными успехами. А сейчас мы открываем глаза и снова оказываемся в детском саду».

Ритуал прощания.

Педагог-психолог:

«В заключение нашей встречи я хотела бы пожелать вам сохранить хорошее настроение до конца этого дня. А лучше, если вы еще и поделитесь со своими близкими своими положительными эмоциями, рассказав о нашем приключении на настоящем школьном уроке. До свидания, до новых встреч!»