Главные вкладки
Выступления на ГМО
Опубликовано 04.12.2024 - 12:16 - Русакова Надежда Анатольевна
Городское методическое объединение педагогов-психологов 20.04.2023 г.
Тема выступления
"Характерные особенности детей с СДВГ. Особенности работы с детьми с СДВГ".
СДВГ- психическое, поведенческое расстройство, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.
В МКБ-11 СДВГ относится к нейроонтогенетическим расстройствам[6]. С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения[2]. Считается, что некоторые дети, а именно 30 %, «перерастают» этот синдром либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни[2].
Причины СДВГ бывают пренатальные, натальные и постнатальные.
Из пренатальных выделяют такие, как общее ухудшение экологической ситуации, инфекции матери во время беременности и действие некоторых лекарств в этот период, пищевые отравления матери, принятие алкоголя, курение, травмы, ушибы в области живота, иммунологическая несовместимость матери и плода, угроза выкидыша, хронические заболевания матери.
Из натальных выделяют неблагоприятное течение родов, травмы во время родов.
Из постнатальных выделяют любые заболевания матери с высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств, травмирование позвоночника ребенка в результате приучения его сидеть до того, как он сам начинает садиться . Также к травмам может приводить и ношение в «рюкзачке».
Проявления СДВГ многообразны — отмечается до 100 особенностей поведения при этом синдроме. Но есть и основные черты:
невнимательность,
импульсивность,
гиперактивность.
Обратите внимание: традиционно в нашем сознании дефицит внимания ассоциируется с гиперактивностью. Это не совсем верно: среди детей с СДВ можно встретить детей и без гиперактивности.
Синдром дефицита внимания
Дети с синдромом дефицита внимания без гиперактивности не просто не проявляют активности, они даже более медлительны, чем остальные. Это дети, которые «спят на ходу», «витают в облаках», «не от мира сего», легко запутываются и отвлекаются. Они медленно обрабатывают информацию, им трудно что-либо вспомнить, довести выполняемую работу до конца. Складывается впечатление, что в основном у таких детей нарушена скорость обработки информации и избирательное внимание. Они часто не способны удерживать внимание на деталях, плохо слушают обращенную к ним речь, могут «выпадать» из разговора, терять нить рассказа. Это дети-мечтатели, они часто забывают и теряют вещи. Дети с невнимательностью неспособны организовать свою деятельность, часто отказываются от нелюбимой работы, требующей усидчивости. У них могут наблюдаться расстройства настроения. Часто бывают тревожными, озабоченными. Как правило, бывают очень стеснительными. СДВ не вызывает у них проблем с поведением, их проблема — плохая концентрация внимания. Чего не скажешь про другой тип детей.
Синдром гиперактивности
Эти дети сразу обращают на себя внимание. Они способны сорвать любое занятие. Гиперактивность, как следует из названия, — чрезмерно активное поведение. Но в отличие от активности других детей с повышенной энергичностью, дети с СДВГ могут двигаться просто так, без всякой цели. Это может быть бесцельное передвижение по группе во время занятия, когда остальные дети сидят и слушают воспитателя, ерзанье на стуле или постукивание по столу карандашом.
Такие дети не способны сидеть неподвижно в течение всего занятия. Если чего-то хочется, они стремятся получить это быстрее других: им сложно дождаться своей очереди или соблюдать правила. Действуют согласно первому желанию, часто берут чужие вещи. Очень говорливы.
Синдром импульсивности
Дети с импульсивность не могут дождаться своей очереди, часто вмешиваются, прерывают, выкрикивают ответ, не дослушав вопрос. Наблюдаются резкие смены настроения. Дети с импульсивностью не подчиняются правилам (поведения, игры), не могут контролировать и регулировать свои действия, не могут дождаться вознаграждения.
Особенности работы с детьми с СДВГ
Гиперактивному ребенку прощу работать в начале дня, а не вечером. В самом начале занятия, а не в конце. Ребенок с СДВГ не способен удерживать внимание в течение всего занятия, уже на 7-8 минуте после начала он проявляет двигательное беспокойство и теряет внимание. В этот момент ребёнок отвлекается и не слушает воспитателя. Детям будет значительно легче, если всё занятие делить на короткие периоды. А после выполнения 2-3 заданий проводить физкультминутки или гимнастику для пальцев.
Во время занятия детям с СДВГ тяжело концентрировать внимание, они быстро отвлекаются, не умеют работать в группе, требуя к себе индивидуального внимания. Часто не могут завершить работу, мешая при этом другим детям. Поэтому гиперактивному ребёнку лучше сидеть ближе к воспитателю и подальше от возможных источников отвлечения (окно, шкаф и т. д.)
Наиболее частая ошибка — посадить ребенка за последнюю парту. Без внешней помощи педагога ребенок не сможет работать и вести себя на занятии нужным образом. Посадив его поближе, мы предоставляем ему возможность быстро обращаться за помощью к взрослому в случае затруднения.
Как правило, педагоги требуют, чтобы ученики сидели прямо и не отвлекались, но для таких детей эти два требования вступают в противоречие: если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга. Чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности: например, шатаются на стуле.
Работая со взрослым один на один, ребёнок с гиперактивностью ведёт себя гораздо спокойнее, а следовательно — успешнее справляется с работой.
В групповую работу таких детей следует включать поэтапно. Начинать с индивидуальной работы, включать в малые группы и только потом привлекать к коллективной деятельности.
Понимание и распределение времени
Ребенок с СДВГ не может сам структурировать своё время. Взрослые должны следить за его рациональным использованием, чтобы не было перегрузок. У них «узкое окно времени»: они видят только то, что происходит здесь и сейчас, не могут прогнозировать отсроченный результат. Чтобы руководить поведением ребенка, необходимо строить систему поощрения и наказания в понятной для него плоскости «здесь-сейчас», мотивируя пошагово к нужным действиям.
Самоконтроль, самоорганизация и выполнение правил
У детей с СДВГ лобные доли коры головного мозга, отвечающие за контроль поведения, формируются позднее, чем у сверстников, поэтому они, имея нормальный и даже высокий уровень развития интеллекта, не обладают способностью к самоконтролю. Поэтому особое внимание следует уделить обучению навыкам самоорганизации — например, следовать плану. В этом вам помогут упражнения, в которых задания придумываются ребенком для родителя или педагога. Обучая другого, ребёнок формирует самоконтроль, соотношение цели и результата, исправление ошибок.
Гиперактивному ребенку тяжело заставить себя делать то, что требуют взрослые. Его нужно отдельно учить соблюдать правила и следовать инструкциям. В группе можно использовать следующий прием: прежде чем дать новое задание, попросите гиперактивного ребенка рассказать сверстникам, как и что надо сделать, озвучить правила выполнения или инструкцию. Если ребёнок нарушает правила, то указать на эти правила нужно оперативно и без лишних слов. Все инструкции должны быть короткими и конкретными, состоящими не более чем из десяти слов. В противном случае ребенок всё равно не услышит взрослого и не выполнит задание..
Смена деятельности
В силу своей импульсивности детям с СДВГ трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Поэтому если вы хотите дать какое-то задание гиперактивному ребенку, сообщите о своих намерениях за несколько минут до начала новой деятельности. А за несколько минут до окончания занятия можно предупредить: «Осталось три минуты».
Диагностика СДВГ у детей
Неусидчивость, низкий уровень концентрации и другие симптомы не всегда являются следствием СДВГ, под маской синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут скрываться иные патологии: эпилепсия, олигофрения, гипертиреоз, заболевания органов слуха и зрения, психические расстройства. Необходимо полное клиническое обследование, которое включает лабораторные и инструментальные методы исследования, консультации различных узких специалистов и сбор детального анамнеза.
Некоторые специалисты уверены, что отдельные симптомы СДВГ у ребенка можно заметить до 3 лет, что позволит быстрее начать лечение и своевременно скорректировать поведение гиперактивных детей. Таковыми признаками являются:
неумение играть спокойные игры, долго сидеть без движения;
резкая возбудимость после пробуждения;
слишком длительный сон;
светобоязнь, вздрагивание от громких звуков, страх перед незнакомыми людьми.
Говорить о наличии диагноза СДВГ можно только в случае, если у ребенка имеется не менее шести ярко выраженных симптомов расстройства, которые сохраняются дольше полугода и выявлены до 8 лет.
В таких случаях проводится комплекс диагностики, позволяющий оценить степень и форму гиперактивности у детей. В него входят:
электроэнцефалография;
ультразвуковая допплерография;
КТ или МРТ головного мозга;
тест на вызванные потенциалы (методика, позволяющая выделить сверхслабые изменения электроактивности головного мозга и оценить слуховые, зрительные, иные функции).
В рамках диагностики также обязательно проводятся консультативные приемы детских неврологов, психиатров и логопедов.
Рекомендации педагогам.
1. Введите знаковую систему поощрений действий ребенка.
2. Старайтесь замечать каждый его успех.
3. Устраивайте минутки активного отдыха на занятиях.
4. Помните, что эти дети способны удерживать внимание очень кратковременно.
5. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами. На занятиях его лучше сажать напротив себя.
6. Направляйте энергию ребенка в полезное русло. На занятиях давайте поручения раздать что-нибудь, в свободной деятельности мотивируйте его на спокойные действия.
7. На первых этапах избегайте монотонной деятельности, занятия должны быть интересными и увлекательными, с прослеживаемым результатом.
Рекомендации родителям.
1. В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели».
2. Поручите ребенку часть домашних дел, которые надо выполнять ежедневно.
3. Введите бальную или знаковую систему вознаграждений.
4. Поддерживайте дома четкий распорядок дня.
5. Создайте ребенку спокойную обстановку, избегайте по возможности больших скоплений людей.
6. Давайте ребенку больше физической активности, больше гуляйте, закаливайте его.
7. Совместно решайте возникающие трудности.
Технология организации занятий с детьми с СДВГ.
Занятия строятся в интересной и доступной для ребенка форме с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Периодичность встреч- 2 раза в неделю по 45 минут. Количество занятий-20. Каждое занятие состоит из 5 блоков, которые ориентированы и оборудованы под различные виды деятельности:
- Спортивный блок;
- Сенсорный блок;
- Музыкальный блок;
- Блок продуктивной деятельности;
- Блок релаксации.
Структура занятий.
Ритуал приветствия- создание атмосферы группового доверия и принятия. Используются коллективные упражнения на сплочение группы.
Разминка- настройка на продуктивную групповую деятельность активизирует детей и снимает эмоциональное напряжение. Используются коллективные упражнения на сплочение группы.
Спортивный блок- подвижные игры, направленные на развитие моторно-двигательного внимания и навыков саморегуляции деятельности;
Сенсорный блок- игры и упражнения, направленные на развитие сенсорного внимания;
Музыкальный блок- подвижные игры, направленные на развитие слухового внимания, чувства ритма и навыков саморегуляции деятельности;
Блок продуктивной деятельности- игры и упражнения, направленные на развитие произвольного внимания и мелкой моторики рук;
Блок релаксации- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
Ритуал прощания- закрепление положительного эффекта, приведение в равновесие эмоциональное состояние детей, улучшение их настроения.
Режим занятий.
Содержание занятия Время ( в минутах)
Ритуал приветствия
Проговаривание содержания занятия 2-3
Спортивный блок 5
Сенсорный блок 5
Музыкальный блок 5
Блок продуктивной деятельности 10
Релаксация 5
Ритуал прощания 7
Переходы между блоками 3
Всего 45
Переходы, совершаемые между блоками, организованы специальным образом и призваны решать 3 задачи:
- психологическая разгрузка после выполнения задания в определенном блоке;
- ориентация детей на смену видов деятельности;
- тренировка детей в концентрации внимания и самоконтроле.
Варианты переходов из одной зоны в другую:
1. «Ложки» - пройти до следующей зоны держа в ведущей руке ложку с колокольчиками, в которой лежит мячик так, чтобы не зазвенели колокольчики
2.1 хлопок (педагог) - 1 прыжок вперёд, 2 хлопка (педагог) - 2 шага вперёд.
3. «Гусиный шаг» - сесть на корточки, спина прямая, руки на коленях, шагать, не выпрямляя ноги.
4. «Паровозик» - дети выстраиваются друг за другом, между ними находятся мячики, которые зажаты областью живота/спины, руки друг у друга на плечах.
5.При передвижении медленным шагом выполнение инструкций: правая рука на левое плечо, левая рука за правое ухо…
6. «Волшебные колпаки» - правой рукой держать колпак, левая рука на бок, идти медленным шагом, пока надет колпак, разговаривать нельзя.
7.При передвижении медленным шагом, 1 хлопок (педагог) - 1 раз подкинуть мяч вверх, 2 хлопка (педагог) - 1 раз ударить мячом об пол.
8. «Кислородный шланг» - дети передвигаются, взявшись правой рукой за спортивный шнур, идя в ногу под счет педагога.
9. «Строевой шаг» - дети идут строем в ногу, высоко поднимая ноги под счет педагога.
10.Руки на поясе, прямая спина, на голове плоский кружок.
Пример занятия.
Цель:
- развитие произвольного внимания;
- знакомство с понятием цели.
Приветствие «Дружба»
Спортивный блок. Подвижная игра «Сова и мыши», «Пингвин», «Марш»
Сенсорный блок. Упражнение «Хлопушки», «Продолжи узор»
Музыкальный блок. Подвижная игра «Тише-громче в бубен бей», «Лошадка»
Может бубен загреметь точно гром, может бубен зазвенеть ручейком. Коля, в бубен бей сильней, бом...Таня, тише в бубен бей...там.. Это прыгает ручей по камням.
Блок продуктивной деятельности «Колечко»;
Блок релаксации.
Городское методическое объединение педагогов-психологов 18.04.2024 г.
Тема выступления
"Сесорная интеграция в практике педагога-психолога ДОУ".
В последнее время появилась очень тревожная тенденция к увеличению зарегистрированного количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Рост численности детей с ОВЗ может быть обусловлен многими причинами. Хочу отметить самые, на мой взгляд, весомые. Это, в первую очередь, рост уровня медицины, которая позволяет значительно снизить детскую смертность, но при этом количество детей с отклонениями в развитии пропорционально возрастает. Возможности медицинской диагностики также возросли, поэтому такой диагноз как аутизм, в различных его формах, в настоящее время диагностируется чаще, чем раньше. Не стоит забывать про социальные причины. Все большее количество женщин откладывают период материнства на более поздние сроки, что повышает риск рождения детей с патологией. Кроме того, претерпевает изменения структура семьи, где родители нацелены в большей степени на материальное обеспечение и выживание, нежели на полноценное общение и развитие детей. У них просто не хватает на это времени и сил. Меняющиеся условия жизни – цифровизация, компьтеризация, постоянная включенность человека в огромный поток информации не может не сказываться на работе мозга человека. Тем более, если это только развивающийся, формирующийся организм ребенка. Для психологов очень тревожным становится тот факт, что часто сами родители, не понимая всей серьезности вопроса, дают ребенку телефон, чтобы получить «удобного ребенка». К сожалению, часто это проявляется в виде сенсорной перегрузки зрения и слуха на фоне недостаточной стимуляции всех остальных сенсорных систем. Ни для кого не секрет, что современные дети почти не ходят босиком по траве, меньше бывают на природе или в деревне, где множество естественных сенсорных стимулов, менее подвижны, моторно более неловки и редко играю в совместные игры со сверстниками вне стен дошкольного учреждения. Поэтому встает вопрос о более пристальном внимании к вопросу сенсорного развития современных детей и разработке методов для коррекции сенсорного развития. Следует обратить внимание, что у детей с ОВЗ сенсорные нарушения встречаются значительно чаще, чем у нормотипичных детей. Данные Центра лечебной педагогики за последние 15 лет позволяют утверждать, что у 70-80 % детей, имеющих проблемы в развитии, присутствуют нарушения или дефициты в работе сенсорных систем. Такие данные не могут быть проигнорированы и обязывают нас учитывать их в своей коррекционной работе, с одной стороны, и дают огромное поле для коррекционной деятельности, с другой стороны.
Работа психолога в этом направлении будет включать и консультационную работу с родителями, и просветительскую, и непосредственную коррекционную деятельность. В своей коррекционной работе я опираюсь на метод сенсорной интеграции, который позволяет нервной системе человека адаптироваться к окружающему миру. Метод сенсорной интеграции появился еще в 50-х годах 20 века и в основном активно развивался за рубежом. В настоящее время принципы и методы сенсорной интеграции все более активно и продуктивно используются и в нашей стране. В чем же заключается смысл сенсорной интеграции и что она в себя включает?
Сенсорная интеграция – это бессознательный неврологический процесс, который обеспечивает переработку сенсорной информации от разных анализаторов и её интерпретацию для целенаправленной деятельности. Процесс сенсорной интеграции состоит из нескольких этапов:
1.Сенсорная регистрации происходит благодаря работе наших сенсорных систем: тактильной, вестибулярной, визуальной, аудиальной, проприоцептивной, систем вкуса и запаха. На этом этапе происходит регистрация или сбор различных сенсорных стимулов.
2. Сенсорная ориентация помогает понять, требует ли новая сенсорная информация нашего внимания или её можно проигнорировать.
3. Интерпретация сенсорной информации происходит на уровне мозга. На этом этапе происходит анализ и объединение сенсорной информации от разных анализаторов, таким образом, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности, или смогли защитить от опасности.
4. Организация ответной реакции происходит также на уровне мозга, другими словами, мозг решает, как поступить. Это решение оформляется в виде эмоциональной, когнитивной или моторной реакции на стимул.
5. Исполнение ответной реакции на сенсорный стимул является финальным этапом процесса сенсорной интеграции. В норме процесс сенсорной интеграции заканчивается адаптивным ответом, то есть целенаправленным и обоснованным откликом на ощущения, то есть исполнением адекватной ответной реакции. Однако стоит отметить, что если, на каком - то из этапов происходит сбой в обработке, передаче или интерпретации сенсорных стимулов, адаптивный ответ оказывается неэффективным. Другими словами, ребёнок замедленно считывает сигналы, поступающие из окружающей среды, или интерпретирует их неверно, в результате не формируется правильной реакции на стимул, что проявляется в поведении и развитии. Эти проявления могут быть очень разнообразными:
1) Повышенная или пониженная чувствительность к различным стимулам, когда мозг получает или слишком много, или слишком мало сенсорной информации. Проявления таких нарушений могут быть очень разнообразными: повышенная чувствительность к звукам, яркому свету, избирательность в еде, сложности с координацией движений, боязнь тактильных ощущений или, наоборот, постоянный их поиск, чрезмерная реакция на боль или, наоборот, её отсутствие. Часто такие дети тянут несъедобные предметы в рот, могут быть гиперактивными или трудно удерживать баланс, бояться мыть голову и лицо или не понимают, что лицо, нос грязные.
2) Сенсорные нарушения могут проявляться в виде трудностей в различении и понимании ощущений. Такие расстройства принято называть сенсорно-дискриминационными. Они проявляются в слабом осознании своего тела, неумении различать предметы на ощупь, неспособности определить запахи, вкусы, разницу в ощущениях боли и температуры.
3) Достаточно большую группу составляют сенсорные моторные нарушения. Эти нарушения связаны с положением тела, равновесием, билатеральной координацией, трудностями моторного планирования Все эти и многие другие проявления, очень многообразны и требую от психолога индивидуального подхода к каждому ребенку в вопросах диагностики и коррекции. Диагностическая часть работы строиться на данных полученных в результате наблюдения за деятельностью ребенка (игрой, приемом пищи, дневным сном, контактами с окружением) и беседы с родителями. Дополнительную, и более точную информацию, можно получить с помощью тестирования, однако на сегодняшний момент стандартизированных методик на русском языке нет. В своей работе, я частично использую «Опросник сенсорной интеграции», опубликованный на сайте «Ассоциация Специалистов Сенсорной интеграции». Частичное использование опросника обусловлено его объемным содержанием и необходимостью обязательного пояснения для родителей ряда пунктов. Поэтому я использую его в дополнение к беседе и наблюдению, в тех случаях, когда после беседы и наблюдения, нет четкого понимания, как работает конкретная сенсорная система ребёнка. Следующий этап работы – это непосредственная коррекционная деятельность. Каждое занятие строится в виде игры. Процесс обучения в сенсорной интеграции происходит только через игру и должен быть ребенку интересен и увлекателен. Поэтому так важно на занятиях по – разному организовывать взаимодействие с ребенком ( эффект новизны) и подавать старые упражнения по-новому или в новых контекстах занятия.
Коррекционная деятельность в рамках метода сенсорной интеграции предполагает наличие достаточно большого количества специализированного оборудования:
-Гамак, качели, батут, фитбол, тоннель, бочка, качающееся бревно, маты, вестибулярная тарелка или доска, подвесная лестница и платформа, утяжелители для рук и ног, утяжеленный жилет, сухой бассейн и мн. др, позволяющее активизировать работу вестибулярной или проприоцептивной системы ( в зависимости от способа использования).
-Оборудование, обеспечивающее тактильными ощущениями: мочалки, массажёры, мешочки с сыпучими материалами, тактильное лото, песок, лизуны, антистрессовые игрушки, тактильные мячики, пушистые помпоны, кисточки, щетки, ортопедические дорожки и др.
-Предметы, используемые для развития слухового восприятия: колокольчик, баночки-шумелки, бубен, звуковые мещочки, погремушки, звуковые игрушки и т.д.
-Предметы с многофункциональным значением: ведра, коробки, канаты, подушки, пластиковые бутылки, палки, игрушки.
-Оборудование для сенсо - моторных игр: кольцеброс, кегли, обручи, мешочки для метания, мячи разные по текстуре и размеру и т.п. По своему опыту, знаю, чем разнообразнее оборудование, тем легче сделать каждое занятие с ребёнком неповторимым и интересным. Но при наличии даже минимального количества оборудования можно провести продуктивное и интересное занятие.
Городское методическое объединение педагогов-психологов 19.09.2024 г.
Тема выступления
"Применение арттерапевтических методик в работе с дошкольниками"
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребенку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Он идет по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно находятся взрослые – родители, воспитатели, психологи.
Дошкольное образование на современном этапе ориентировано не только на обеспечение познавательного развития ребёнка, но и на становление базовых свойств его личности: самооценки, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. В дошкольном учреждении ребенок получает первый опыт взаимодействия с взрослыми, зарождения и освоения дружеских отношений с другими детьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в гармонии с самим собой и окружающими, и вместе с ними узнает много нового и интересного. Грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания ребенка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.
Главной задачей работы педагога-психолога в детском саду является оказание поддержки в развитие личности ребенка, развитие индивидуальных способностей, ресурсов. В настоящее время в нашем регионе увеличивается количество детей, которые отличаются повышенным беспокойством и эмоциональной неустойчивостью, тревожностью, вследствие чего проблема своевременной коррекции, становится актуальной. В этом мне помогают арт-терапевтические методы, они дают широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Использование арт-терапевтических методов и приёмов в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию. Использование арт-терапии в практике педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения обосновано присущими ему функциями: воспитательной, развивающей, коррекционной, психотерапевтической, диагностической.
Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления здоровья детей. Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения. Ребенок только начинает узнавать самого себя, других людей и мир вокруг, причем часто сталкивается с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе. Взрослые хотят помочь ребенку, но часто не знают, как правильно и нетравмирующе для психики это сделать. Объяснения, убеждения и нравоучения не помогают, а сам ребенок затрудняется объяснить, что с ним происходит: например, почему он не хочет идти в детский сад или чего он боится в темноте. Как раз в таких случаях и может помочь арт-терапия.
Применение арт-терапевтических методов буквально незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности у ребенка коммуникативной компетентности, а также при низком уровне развития игровой деятельности и отсутствия у ребенка игровых мотивов и интереса к игре. Арт-терапия относится к психологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через его занятия художественным творчеством. Например, рисуя, создавая песочную композицию ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.
Арттерапия предоставляет ребенку широкие возможности для эмоционального отреагирования социально приемлемым способом. В случае трудностей общения - замкнутости ребенка, низкой заинтересованности в сверстниках или в излишней стеснительности ребенка арттерапия позволяет объединить детей в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности, облегчить процесс их коммуникации, опосредовать его общим творческим процессом и его продуктом. Арт-терапевтический метод позволяет психологу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы.
Арт-терапия включает в себя такие виды как:
песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе);
изотерапия – коррекция посредством изобразительной деятельности;
сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей,
музыкотерапия – это вид арттерапии, где музыка используется в коррекционных целях;
куклотерапия – изготовление и применение различных кукол;
фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе с детьми;
игровая терапия – метод коррекции посредством игры и др.
Подробнее остановлюсь на методах, которые я использую в своей практике. Один из методов арт-терапии – это песочная арт-терапия. Игра с песком как способ развития и самотерапии известен с древних времен. Ребенок часто не может словами выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. История песочной терапии берет начало в 1929 г., когда английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми. Она придавала большое значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами. Песок обладает свойством пропускать воду, в связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Песочная терапия в детском саду – широко распространённая методика. Для её применения достаточно иметь ящик с песком или же полноценную песочницу. Поступление ребенка в дошкольное учреждение сопровождается проблемой адаптации к новым нормам и правилам жизни, на этом этапе очень хорошо использовать песочную терапию. Дети младшего дошкольного возраста учатся тактильным ощущениям, самовыражению и раскрепощаются посредством лепки различных фигур из песка или же рисования с использованием как сухого, так и мокрого песка. В своей практике я использую также и кинетический песок. Он пластичный, легко меняет форму, рассыпается на мелкие частички, которые продолжают двигаться даже после окончания воздействия. Использование терапевтического средства, как кинетический песок способствует коррекции поведения у дошкольников, снятию симптомов тревожности, гиперактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе. Кинетический песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на тактильные ощущения, а также успокаивает и расслабляет мышцы рук. Правильно подобранные игры и упражнения с песком способствуют снятию психоэмоционального напряжения, а также развитию межполушарного взаимодействия. У ребёнка происходит высвобождение подавленной энергии, что позволяет трансформировать её и направить на развитие и обучение.
Творческая деятельность, как и искусство, оказывает положительное влияние как на взрослого человека, так и на ребёнка. Поэтому для работы с дошкольниками я использую такой метод работы, как изотерапия. Его популярность растёт с каждым днём, а результативность не прекращает удивлять родителей и детей. Для малышей изотерапия представляет собой комплекс особых методик и упражнений с использованием творческих видов работы. Эти методики применяют для оздоровления и коррекции психологического состояния. Изотерапия является универсальной технологией, её можно использовать как для отдельной работы с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-родительского творчества. Это, с одной стороны, метод художественной рефлексии, позволяет: обогатить и развить внутренний мир ребенка, с другой стороны, технология, позволяющая раскрыть художественные способности ребенка, развивает мелкую моторику, с третьей стороны - это метод психокоррекции, с помощью которого можно корректировать эмоциональное состояние ребёнка и помогать решать его внутренние психические проблемы. Занятия неограничиваются обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина, сыпучие продукты (крупы, горох, фасоль, макароны) засушенные листья.В процессе изотерапии дети создают рисунок на заданную или свободную тему. Специалист внимательно следит за затем, что рисует ребёнок и какие эмоции он испытывает в этот момент. После рисования ребёнок описывает, что он изобразил.
В своей работе я также использую сказкотерапию, Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи. Сказка для ребенка — особая реальность, которая позволяет ему раздвигать рамки обычной жизни и столкнуться со сложными явлениями и чувствами в доступной для понимания ребенком форме. Учитывая разнообразие форм, мягкое воздействие, естественность и легкость восприятия арт-терапии, эта форма психологического сопровождения становится весьма перспективным, ценным, а порой и незаменимым методом практической работы с дошкольниками.
Ни для кого не секрет, что музыка оказывает на человека невероятно сильное влияние. Музыкотерапия помогает повысить работоспособность подрастающего человека, снимает стресс и развивает творческие способности. В лечебных целях музыку применяют с давних времен, так как приятные эмоции, вызываемые мелодиями, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения использую мелодичную классическую и современную релаксирующую музыку, наполненную звуками природы (шелест листьев, голоса птиц,шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Слушая такую музыку дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Наиболее часто используемые упражнения – хлопки и постукивание в ритм музыки, прослушивание музыкальных произведений, а также игра на различных инструментах. На занятиях музыкотерапией можно использовать психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения. Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Поэтому её рекомендуется использовать не только на музыкальных занятиях, но и во всех видах деятельности.
На мой взгляд, проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий, в которых сочетаются музыкотерапия, изотерапия, сказкатерапия, техники телесно-ориентированной арт-терапии и др. наиболее эффективно, так как у ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, развиваются коммуникативные умения. Таким образом, использование арт-терапевтических приемов в психокоррекционной практике способствует творческому самовыражению личности ребенка, закладывает основные предпосылки для самопознания и гармонизации в развитии у всех участников воспитательно-образовательного процесса, является мягким и безопасным методом при работе с психоэмоциональным состоянием ребенка, при условии сочетания как индивидуальных, так и групповых форм работы.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/12/04/img-20241128-wa0004.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/12/05/img-20241128-wa0006.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/12/05/img-20241128-wa0005.jpg)