Мои публикации

Новичкова Людмила Викторовна

Статья "О детской тревожности в условиях круглосуточного пребывания ребенка в детском саду"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новичкова Людмила Викторовна

педагог-психолог АНО ДО «Планета детства «Лада»

детский сад №149 «Ёлочка»

г.Тольятти Самарская область

О детской тревожности

в условиях круглосуточного пребывания ребёнка

в детском саду

Аннотация

Эта статья посвящена проблеме проявления тревожности у детей дошкольного возраста, посещающих группу круглосуточного пребывания в детском саду. Эта проблема мало изучена, и все же имеет место быть.

Целью данной статьи является возможность еще раз обратить внимание на социальное неблагополучие семьи.

Ключевые слова: дошкольники, тревога, страх, тревожное состояние, семья.

Детский сад - пожалуй, самый распространенный вид дошкольного образования. В нем обеспечивается надлежащий присмотр, оздоровление, обучение и воспитание детей. В настоящее время актуальны детские сады с круглосуточным пребыванием детей. Одной из особенностей детского сада № 149 «Ёлочка» Автозаводского района г. Тольятти является то, что в нем организована группа с круглосуточным режимом пребывания детей с понедельника по пятницу.

Причинами востребованности такой группы является рабочий график родителей, увеличенное количество неполных семей. К сожалению, самой частой причиной, по которой дети остаются на круглосуточном пребывании – неблагоприятная обстановка в семье.

Сегодня все больше внимания уделяется роли и влиянию семьи на психологическое здоровье детей. Считается, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в ней.

Доказана ведущая роль ближайшего окружения - семьи для нормального психического развития ребенка. (Г. Крайг, Н.В. Клюева, Г.С. Красницкая, Н.Я. Соловьев, В. Сатир, Г.Т. Хометаускас). Только семья может дать ребенку необходимый статус и сможет компенсировать негативные моменты течения и последствий депривации. Изучение семьи необходимо, так как отсутствует единое понимание ее сущности, а также присутствует скрытность многих происходящих в семье событий.

Для того чтобы предотвратить появления семей группы «риска» и оказывать помощь семьям, уже оказавшимся в трудной жизненной ситуации, необходимо проводить диагностику семейной обстановки. Она проводится для выявления причин и последствий возникновения факторов. К сожалению, наш опыт показывает, что уже на первоначальном этапе взаимодействия с семьей, педагоги сталкиваются с неприятием и отказом от сотрудничества со стороны родителей.

Ещё раз хочется подчеркнуть, что тема круглосуточного сада мало изучена.

Вероятнее всего, дети, посещающие группу круглосуточного пребывания, находятся в ситуации социокультурной депривации, т. е. лишены нормального окружения и культурной среды (нет отца, или мать совсем не занимается малышом), вследствие этого страдает развитие познавательных потребностей, речевой и информационной культуры. Сильным ударом является отдаленность от привычной среды, отрыв хоть от плохой, но для ребенка родной матери (отца). Это сильнейший стресс, который обуславливает дальнейшее длительное эмоциональное неблагополучие.

Мы можем наблюдать у детей педагогическую запущенность на фоне плохой памяти, внимания, пробелов в развитии. Ребенок чувствует себя неуспешным и избегает всех видов деятельности, связанных с неудачами. Она проявляется у детей, когда ребенок считает себя брошенным, нелюбимым, никчемным. Чувство вины уходит в бессознательный уровень и остается там навсегда.

Речь идет о эмоциональной и социальной депривации, длительном отсутствии ласки, заботы, тепла и понимания, отсутствии запаса знаний, социальных норм, что в последствии может привести к нарушениям психики.

От постоянного неудовлетворения потребностей у ребенка вырабатываются механизмы защиты. Он старается найти причины своих неудач в других людях: родителях, воспитателях, товарищах; вступает в конфликт со всеми, проявляет раздражительность, обидчивость, агрессивность. Стремление защитить себя от собственной слабости, не допустить в сознании неуверенности в себе, гнев, раздражение, может стать хроническим и вызывать переживание тревоги.

Исследования ученых показывают, что тревожность является результатом реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка. Другими словами, это явление социальное, а не биологическое. Тревога является составной частью состояния сильного психического напряжения – стресса. В основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональные переживания, не спокойствия, не уютность и не уверенность за свое благополучие, которые можно рассматривать как проявление тревожности.

Тревожность – это ожидание того, что может вызвать страх. Можно выделить несколько источников тревоги:

1. Тревога из-за потенциального физического вреда. Это вид беспокойства возникает в результате ассоциаций с некоторыми стимулами, угрожающих болью, опасностью, физическим неблагополучием.

2. Тревога из-за потери любви (любви матери, расположения сверстников).

В возникновении тревоги большое значение придается семейному воспитанию, роли матери, взаимоотношениям ребенка и матери. Признаки тревожности ребенок проявляет, если:

- он очень чувствителен и впечатлителен;

- не уверен в себе, и все время живет в ожидании негативных событий и последствий;

- в семье происходят значимые перемены (рождение второго, третьего и т.д. ребенка, смерть одного из родителей, развод или наоборот брак...).

Такие дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они часто грызут ногти, грызут свою одежду, выдергивают волосы, и т. д.). Манипуляции с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают. Нередко у детей наблюдается серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, стараются не делать лишних движений, не шуметь, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих.

Исследователи Е. К. Лютова, Г. А. Широкова, отечественный педагог Я. Л. Коломенский в своих работах описывают портрет тревожного ребенка. По их мнению, он выделяется из общего контингента детей, посещающих группу детского сада. Такому ребенку свойственны настороженность, робость, некое ожидание опасности, он с недоверием осматривает окружающие его предметы и помещение. Так же тревожному ребенку присуще чрезмерное беспокойство даже в тех ситуациях, которые не представляют для ребенка видимой угрозы. Все перечисленные качества, которые приобретает ребенок дошкольного возраста, испытывая длительное состояние тревоги, со временем перетекают в мнительность, а эта черта порождает недоверие к сверстникам и взрослым, беспочвенно опасается возможных насмешек, обид. Ввиду этих причин, ребенок старается избегать совместных игр. Достаточно широк круг специалистов, которые считают, что одной из самых часто встречающихся причин возникновения тревожности в детском возрасте это тип семейного воспитания, который является основой становления личности ребенка дошкольного возраста. Именно от стиля воспитания зависит, нормативными будут эти черты, или приобретут патологический – невротический характер. В психолого-педагогической литературе выделяется несколько типов семейного воспитания, которые способствуют появлению повышенной тревожности: гиперопека, воспитание по типу «золушки», воспитание по типу «ежовых рукавиц».

Расстройство изоляции при разлуке с родителями свойственно детям дошкольного возраста. Оно возникает из-за переживания естественных страхов – страх потерять мать, страх быть потерянным, страх одиночества, страх переезда, страх разлуки с родителями и страх темноты.

Такое расстройство наблюдается у детей, у которых возникает необходимость посещения детского сада на круглосуточном режиме.

Е. К. Лютова выделяет такие признаки проявления этого вида страха: повторяющееся чрезмерное расстройство, печаль при расставании, чрезмерное беспокойство о потере, о том, что взрослому может быть плохо, беспокойство, что какое-либо событие приведет его к разлуке с семьей, отказ идти в детский сад, страх одиночества, ночные кошмары, в которых ребенок с кем-то разлучается, жалобы на недомогание, головную боль, боль в животе и др.

Почти все, описанные выше, проявления детской тревожности наблюдают педагоги нашего сада у детей, посещающих группу круглосуточного пребывания. В нашем детском саду №149 «Ёлочка» воспитательно-образовательная деятельность в группе с круглосуточным пребыванием строится на основе Программы в соответствии с ФГОСДО. Основные задачи зависят от направленности и деятельности группы.

Активно с детьми, посещающих группу с круглосуточным пребыванием, работает педагог – психолог сада. Основные направления работы, это психопрофилактическая и коррекционно – развивающая деятельности.

Необходимо понимать, что знания и впечатления об окружающем мире, жизни людей у ребенка, воспитывающегося в круглосуточном детском саду несколько ограничены. Недостаточно развит кругозор. Выбор метода психокоррекции опирается на учет возрастных, индивидуальных и специфических особенностей конкретного ребенка.

У детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка.

Детская психика постоянно изменяется и пластична согласно возрастным законам. Дети эмоционально переживают и откликаются на происходящее вокруг. Они воспринимают ситуацию такой, какая она есть, потому что у них нет прошлого опыта, дети не дают оценку происходящему, а просто проживают ситуацию и всё. Пластичность детской психики заключается в принятии ситуации такой, какая она есть и проживании этого опыта непосредственно, чего так не хватает взрослым.

Вопрос эффективности психокоррекции сложен. Снятие симптоматики (в нашем случае — высокой тревожности) может быть кратковременным, тем более что наиболее яркие, заметные сдвиги, изменения отмечаются обычно через полгода после завершения психокоррекционой работы. Поэтому вопросы о том, каковы критерии эффективности при проведении психокоррекции, какова степень надежности произошедших сдвигов, до настоящего времени остаются открытыми.

Мы видим, что постепенно происходят изменения в поведении и деятельности ребенка, его эмоциональном самочувствии, меняются представления ребенка о самом себе.

Психокоррекционные и психоразвивающие занятия способствуют снижению уровню тревожности, повышению самооценки, уверенности в себе, формированию навыков самоконтроля, способности осознавать и дифференцировать свои эмоции, чувства и переживания, а также освоению эффективных стратегий поведения, что несомненно ускорит и повысит уровень социализации.

Обращая внимание ещё раз на имеющуюся тенденцию посещения группы круглосуточного пребывания детьми из социально-неблагополучные семей, хочется отметить необходимость и важность взаимодействия коллектива детского сада с социальными службами города, органами опеки и попечительства, центрами социальной помощи семье и детям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антропова, Т. С. Технология снижения у детей личностной тревожности [Электронный ресурс] // Дистанционный образовательный портал Продленка. URL:

2. Астапов, В. М.Тревожность у детей/ В. М. Астапов – М.:ПЕР СЭ, 2008. – 160 с.

3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л. И. Божович – СПб: Питер, 2008. – 439с.

4. Веракса, А. Н. Практический психолог в детском саду/А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 144 с.

5. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии /Л. С. Выготский. – Изд.: Союз, 2006. – 224 с.

6. Глушкова, И. Г. Проявление тревожности в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. Методические разработки. URL:

7. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей/А. И. Захаров — СПб.: Изд.: СОЮЗ, 2000. — 448 с.

8. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми/Е. К. Лютова, Монина Г. Б. – М.: Генезис, 2000 — 192 с.

9. Тихонова, Е. И. Высокая тревожность детей как следствие неправильного воспитания [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. Методические разработки.

10. Эльконин, Д .Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.:

Владос, 2012. – 228 с