Главные вкладки
Борисова Галина Павловна
Экологический журнал «Природа и мы»
В процессе экологического воспитания помогут разнообразные виды деятельности:
• Сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых.
• Практическая деятельность по созданию или содержанию условий для живых объектов в зеленой зоне ДС.
• Создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе.
• Общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку (животных).
• Экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями.
Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный с учетом.
• Речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, обмен впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова).
• Наблюдение – самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информации о природе и деятельности людей в природе.
• Просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания – деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребенка.
Секреты природы
Природа хранит от нас много тайн, которые иногда даже взрослый не сумеет разгадать.
Необходимо у детей воспитывать бережное и заботливое отношение к природе; формировать познавательный интерес.
Этому всему могут способствовать беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и многое другое.
Приведем пример, как дети высказываются про «Чудо – яблоко».
- «Яблоки – фрукты. Они растут на яблонях, в саду. Вкус яблока зависит от того, созрело оно или нет. Незрелые яблоки есть нельзя. Они невкусные».
Воспитатель: «Человек должен заботиться о яблонях. Кто из вас знает, как надо ухаживать за плодовыми деревьями?».
- «Деревья надо поливать, рыхлить под ними землю, удобрять, обрезать сухие ветки. Подвязывать ветки, чтобы они не сломались от ветра и тяжести плодов. Для того, чтобы бороться с вредными насекомыми, фруктовые деревья опрыскивают специальными растворами».
Воспитатель: Как вы думаете, почему яблоки не похожи друг на друга? Чем они отличаются?»
«Яблоки бывают кислые, сладкие. Они приятно пахнут. Они очень полезны, так как в них много витаминов. Из яблок варят варенье, повидло, компот, пекут пироги».
Много интересных и правильных высказываний можно услышать от ребенка, если постоянно расширять его знания.
А Ваш ребенок знает про это?
Разучите с ним:
Яблоки румяные,
В них медовый сок.
Испекли все вместе мы
Яблочный пирог.
Вкусный и душистый
Вышел пирожок,
С коркой золотистой.
Съешь его, дружок!
Не забудьте и про животных – загадайте загадки:
Особа всем известная –
Она крикунья местная.
Увидит тучку темную
Взлетит на ель огромную
И смотрит словно с трона.
Кто она? (Ворона)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
Это и многое другое воспитывает заботливое и бережное отношение ко всему окружающему.
Не выдуманные рассказы
Мусор
Четырехлетняя Машенька набрала на прогулке полные карманы мелких камешков. Решила, что дома будет играть в них. Мама заметила оттопыренные карманы.
- Что это? Зачем ты в дом несешь разный мусор? Да и карманы порвешь. Только и убирай за тобой!
- Это камешки красивые. Я в них играть буду.
- Выбрасывай сейчас же! – и камешки летят в разные стороны.
Девочка плачет: жалко расставаться со своими находками. Ей хочется владеть такими же богатствами, как ее подружка Марина.
- Посмотри, что у меня есть, - Марина с восторгом показывает Машеньке очередную находку.
В Маринкиных карманах и ракушки, и прутики, и камешки. В ее уголке для игр игрушки-самоделки: человечки из шишек и желудей, куклы из соломы, засушенные цветки и листья. Родители помогают ей мастерить игрушки и даже пополняют ее хозяйство интересными вещами. Вот сучек, похожий на грача, - его нашел папа. А вот и целый сервиз из яичной скорлупы и пластилина сделала для Марины старшая сестра.
Но Машенькина мама в камешках, прутиках и желудях и шишках не видит ничего, кроме мусора.
Она и не подозревает, почему так трудно девочке расстаться со своим сокровищем.
Ребенок, играя, непременно, творит, фантазирует. Каждый незамысловатый предмет превращает он в самое необходимое для игры: стулья – это поезд, камешки – сахар… какой насыщенной становится детская игра, когда у малыша есть все под рукой!
Понятие «живое» как основа экологического образования
Психологическая особенность восприятия дошкольников такова: если ребенок оценивает объект природы как живой, то относится к нему гораздо бережнее. Нередко дети не относят к живым существам растения, так как они не движутся; отсюда – равнодушное отношение детей к растениям.
В разработанной нами системе экологического образования содержание сообщаемых детям знаний посвящено живой природе во всех ее проявлениях; неживая природа в основном показана через наблюдения и опыты. Отдельный разговор ведется о человеке как биологическом объекте.
Валеологическое образование начинается со старшего дошкольного возраста. Мы знакомим детей с органами чувств, потому что благодаря этим органам человек познает окружающий мир. Занятия в основном построены в виде рассказа воспитателя.
Занятие «Чудесное яблоко, или Зеркало нашей души» знакомит детей с особенностями зрения. Рассказ воспитателя «Самая быстрая улитка в мире», беседа «Для чего человеку нос» дают представления о соответствующих органах. В конце года проводится итоговое занятие.
Дети с огромным интересом относятся к этим занятиям, что и понятно: ведь все, что им рассказывают, касается непосредственно самого ребенка.
В подготовительной группе мы знакомим детей с основными системами организма человека – дыхательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой.
Разумеется все это сообщается детям на доступном для них уровне, без лишних подробностей. Помним, что основная цель – не биологические знания, а бережное отношение детей друг к другу и к себе, своему организму.
Что делать родителям для формирования у детей экологической культуры?
Поиграть в игры!
«Летает, плавает, бегает»
Водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребенок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта.
Усложнение. Называются природные и рукотворные объекты. Ребенок должен сказать, к какому миру они имеют отношения: щука – природный мир, плавает; самолет – рукотворный мир, летает.
«Хорошо – плохо»
Взрослый называет объект или природное явление, дети перечисляют его свойства, сначала те, которые они считают вредными. Например: мороз – это хорошо, потому что снег не тает, можно кататься на санках, коньках. Мороз – это плохо, потому что мерзнут руки, нельзя долго гулять и т. д.
«Эмпатия»
Ребенку предлагается представить себя природным или рукотворным объектом в проблемной ситуации.
Пример:
«Ты – цветок на поляне. Солнце сильно пригревает, тебе хочется пить, а дождя давно не было. Что ты чувствуешь? Расскажи».
«Мальчик увидел гнездо. Его действия?»
«Какой овощ (фрукт) ты съел»
Ребенок закрывает глаза. Взрослый берет тарелку с предварительно нарезанными фруктами и овощами и кладет ему в рот кусочек. Ребенок должен определить по вкусу, чем его угостили.
Усложнение. Определить не только продукт, но и способ его обработки (сырой, вареный, соленый).
Эти и многие другие игры помогут Вашему ребенку осознать то, что в природе все взаимосвязано, и человек должен бережно относиться к окружающему миру.