Построение предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
Основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют специфические виды детской деятельности, способствующие полноценному развитию ребенка. К развивающим видам деятельности дошкольника относятся игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская. Также в качестве условия полноценного физического развития детей необходимо обеспечить им двигательную активность.
Предметная среда ДОУ должна включать предметы и оборудование, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности, а материалы должны — подбираться с учетом возраста детей в конкретной группе ДОУ.
Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Соответствие возрасту ребенка — одно из значимых условий организации предметно-развивающей среды. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей конкретного возраста и учитывать особенности зон развития, характерные для отдельного ребенка.
Один из важнейших факторов развития личности ребенка — среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в ДОУ, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
При организации деятельности учреждения особое внимание необходимо уделять формированию предметно-развивающей среды, исходить из самоценности периода дошкольного детства и развития потенциальных возможностей каждого ребенка.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда — система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание его духовного и физического развития.
Можно выделить несколько компонентов развивающей среды.
Социальный. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов, Е.А. Кузьмин и др. выделяют основные характеристики данного компонента:
— взаимопонимание всех субъектов и их удовлетворенность взаимоотношениями;
— преобладающее позитивное настроение;
— авторитетность руководителей;
— степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;
— сплоченность;
— продуктивность взаимоотношений.
Пространственно-предметный. В.В. Давыдов выделяет главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка»: среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка; связной, позволяющей ему, переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты; гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.
Психодидактический. Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка — оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, обеспечивающими комплекс возможностей для личностного развития.
Предметно-развивающая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок смог заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по интересам.
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Необходим уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме, просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки могут служить и как стены для уголков индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом отгораживаясь от общего пространства, создать свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т.е. создание «своего» личного пространства.
Мебель и оборудование в группе устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью должна использоваться различная мебель, в том числе и разноуровневая: диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе. Такая организация пространства — одно из условий среды, дающее возможность воспитателю приблизиться к позиции ребенка.
При построении предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующие принципы:
— открытости;
— гибкого зонирования;
— стабильности (динамичности) развивающей среды;
— полифункциональности.
Принцип открытости. Его можно реализовать в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и своего «Я».
В предметно-пространственную среду группы необходимо включить не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме уголков природы в группах, где дети наблюдают за растениями, проводят элементарные опыты, можно организовать экологическую комнату. Помимо специальных занятий, дети могут посещать ее в свободное время. Растения, клетки с птицами, аквариумы позволяют дошкольникам приблизиться к миру природы. Они учатся слушать журчание воды, пение птиц, рассматривать растения и при этом отдыхать. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят птиц, морских свинок, черепах и чистят их клетки.
Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если дети младшего возраста на нем отмечают лишь основные явления природы (дождь, снег), старшие дошкольники самостоятельно отмечают погоду, температуру воздуха, помещают свои рисунки об увиденном в природе.
В уголках детского экспериментирования малыши играют с песком, водой, красками, пеной. В средней группе они учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок. В старшем возрасте основной целью этой деятельности становится ознакомление детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т.д.).
Элементы культуры — живописи, литературы, музыки, театра — входят в дизайн интерьера детского сада. В каждой группе должны организовываться выставки детского творчества (рисунков, поделок, записей детских стихов, рассказов, сказок). Воспитателям необходимо с уважением относиться к продуктивной деятельности каждого ребенка. Дети должны знать, где в группе можно хранить игрушки, «драгоценные» для них предметы, принесенные из дома, незаконченные поделки и рисунки.
Открытость обществу и открытость своего «Я» предполагает персонализацию среды каждой группы. Для этого в группах можно оформить выставки фотографий «Вот мы какие», должно быть место для хранения семейных альбомов. Каждая группа может иметь свое название, которое обыгрывается в предметной среде.
Принцип гибкого зонирования. заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает им самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
Принцип стабильности — динамичности развивающей среды тесно связан с принципом гибкого зонирования.
Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, необходимо оборудовать ее конструкторами, кубиками, машинами, что позволит детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если больше девочек, чаще нужно организовывать игры в «семью», «больницу», «магазин», выделяя для этого большую часть группы. Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, «перерастает» ее, постоянно меняется, тем самым меняется в восприятии и его окружение.
Развивающая среда может быть постоянной, создаваемой на длительный срок: оформление кабинетов, залов (музыкального, физкультурного), и более динамичной, например, оформление зала, групповой, вестибюля для какого-то конкретного праздника, досугового мероприятия, на время постановки сказки.
Еще более динамична развивающая среда многих занятий. Микросреда, включающая оформление конкретного занятия, определяется его содержанием и специфична для каждого из них. Она, безусловно, должна быть эстетичной, развивающей и разносторонней, побуждать детей к содержательному духовному общению.
Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, не несущими в себе определенной смысловой информации, развивает воображение и знаково-символическую функцию мышления дошкольников.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и творческая деятельность педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек — не основное условие развития ребенка.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Предметная среда не должна быть самоцелью — это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда становится таковой, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.
Предметно-развивающее образовательное пространство, организованное в детском саду, должно способствовать обогащенному развитию, обеспечивать эмоциональное благополучие, отвечать интересам и потребностям детей; в воспитательно-образовательном процессе помогать осуществлению комплексного подхода. В развивающее пространство детского сада необходимо включать следующие компоненты: пространство интеллектуального, социального, физического, экологического, эстетического развития.
По мнению В.А. Петровского, обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Обогащение воспитательно-образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности.
Все компоненты предметно-развивающей среды должны быть связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир должен включать в себя разнообразие, объектов социальной действительности. Предметно-развивающая среда необходима детям прежде всего потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию — каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых, от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, становится источником его знаний и социального опыта.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду, необходимо помнить:
— она должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции, но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка;
— необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка;
— дизайн детского сада ориентирован на безопасность и возраст детей;
— элементы декора должны быть легко сменяемыми;
— в каждой группе должно быть предусмотрено место для экспериментальной деятельности;
— организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы;
— пространство группового помещения должно быть полифункционально;
— цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами;
— при создании развивающего пространства в групповом помещении нужно учитывать ведущую роль игровой деятельности;
— предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.