Программа кружковой деятельности
В данном разделе представлены рабочие программы педагога по дополнительному образованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunye_volshebniki.docx | 27.33 КБ |
razvivay_matematicheskie_znaniya.docx | 42.67 КБ |
moi_palchiki_.docx | 63.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Югорка»
Рабочая программа дополнительного образования
«Юные волшебники»
(средняя группа)
Разработал
воспитатель: Потынга Д.И
Описание кружка: Художественное творчество детей из бросового материала позволяет развить не только художественный вкус, творческое воображение, но и формирует основы экологической культуры. Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Это - пластиковые бутылки, пробки, футляры, коробки, пуговицы, бусы и т. д. Мы взрослые стараемся побыстрее избавиться от этого и выбросить, но оказывается этим предметам можно дать вторую жизнь, если вложить фантазию и воображение и научить этому детей. Уже использованный предмет-бутылку не выбрасывается, а превращается в полезную вещь или поделку. Задача взрослого, раскрыть потенциал творческих возможностей каждого ребенка, научить испытывать чувство удовлетворения от результата своей работы. От поделки до произведения искусства один шаг.
Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности. Конструирование в процессе обучения - средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательных интересов.
Само слово конструирование (от лат. construo - строю, создаю) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника.
Актуальность кружка:
Актуальностью данной темы является разностороннее развитие ребёнка через реализацию его потенциальных возможностей.
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с природой и культурой, трудом и искусством. Работа с природным и бросовым материалом помогает развивать фантазию, воображение, прививает любовь к прекрасному, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие. Занимаясь конструированием из природного и бросового материала, ребёнок ближе знакомится с растительным миром, вовлекается в наблюдение за природными явлениями, учиться бережно относится к предметам, сделанным своими руками. Любая работа с природным и бросовым материалом: поделки из шишек, орехов или листьев, губок для посуды или пластиковых ложек – не только увлекательна, но и познавательна. Это даёт возможность ребёнку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.
Объект кружка: Детская творческая деятельность через использование природного и бросового материала.
Предмет кружка: Совокупность методов и приемов и средств, направленных на развитие творческой инициативности и самостоятельности в процессе изготовления поделок из природного и бросового материала.
Цель кружка:
Развитие творческой инициативности и самостоятельности у детей в процессе создания поделок из различных материалов.
Задачи кружка:
Образовательные:
- Сформировать у детей интерес к видам труда.
- Познакомить со свойствами материалов.
- Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.
Развивающие:
- Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.
- Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.
- Развивать твёрдость рук, технические навыки.
- Способствовать развитию моторики.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к ручному труду.
- Способствовать созданию творческих ситуаций
- Воспитывать коммуникативные способности детей.
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Индивидуального подхода.
Методы и приемы обучения.
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Время выполнения: 3 года
Тип кружка: познавательно – творческий
Участники кружка: дети, воспитатели, родители.
Необходимые материалы: Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон, шишки, листья, палочки, клей, ткань, бумага, краски, ножницы, нитки, иголка, бумага, клей, ножницы, поролон, ножницы, шнурки, маркеры, цветной картон и бумага, упаковочная бумага, клей, ножницы, коробочки, бутылочки Кожа, ножницы, нитки, бусинки, бумага, клей, губки для мытья посуды, ватные диски,
Ожидаемый результат.
1. Повышение уровня познавательной активности детей, художественно - творческое развитие детей и раскрытие индивидуальных творческих способностей.
2. Осуществляя воспитательные задачи, сформировать в детях такие качества личности, как: Умение одухотворять (очеловечивать) живую и неживую природу;
3. Эффективное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения.
4. Формирование ощущения удовлетворенности и удовольствия от совместной деятельности детей, воспитателей, родителей. Знакомство с различными материалами и их свойствами.
5. Освоение навыков работы с ножницами и клеем.
6. Развитие мелкой моторики
Правила техники безопасности при работе с различными материала и инструментами
Работай за своим рабочим местом.
Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.
Нельзя брать в рот мелкие детали.
При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.
При работе с ножницами, держи их параллельно столу.
Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.
Когда режешь, держи ножницы концами от себя.
При работе не держи ножницы концами вверх.
При вырезании детали поворачивай бумагу.
Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
Не работай ножницами с ослабленным креплением.
Береги инструменты, экономь материалы.
Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.
Перспективный план
Тема | Содержание и методы работы | Оборудование | Дата проведения | Отметка о выполнении |
Сентябрь 1. Гусеница из ватных дисков | Развивать мелкую моторику рук, развивать воображение у детей | Клей пва, гуашь, ватные диски | ||
2.Осеннее дерево из сухих листьев | Развивать мелкую моторику, воображение. | лист бумаги с изображением силуэта дерева, клей пва, сухие листья | ||
Октябрь 1.медвежонок из каштанов | учить детей работать с природным материалом. Развивать мелкую моторику | Каштаны разных размеров фломастеры и пластилин. | ||
2. дом высокий и низкий (конструктор) | Учить делать постройки высоких и низких домов с помощью строительного набора. | конструктор | ||
Ноябрь 1.Зайка из лоскутка (кукла) | Развивать мелкую моторику, воображение | Лоскуток ткани | ||
2.Грибочек оригами | Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать | Цветная бумага, картон, клей пва | ||
Декабрь 1.снегири из ватных дисков | Продолжать учить детей аккуратно наклеивать детали, пользоваться клеем, закреплять знание геометрических фигур. Развивать творческие способности. | Картон синего цвета, цветная бумага, гуашь красного цвета, кисти, ватные диски, фломастеры черного цвета, ножницы, клей ПВА. | ||
2.цепочки украшение для елки | Учить разрезать лист по линии, склеивать круги, соединять в цепочку | Цветная бумага, ножницы, клей пва | ||
Январь 1.грузовая машина | Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить её элементы с частями предмета. | конструктор | ||
2. зимний лес (рисование манкой) | Развивать воображение, мелкую моторику | Манка, нарисованное дерево на темном фоне, клей пва | ||
Февраль 1.танк из губки | Продолжать учить детей делать поделки из разнообразного бросового материала используя знакомые приемы работы | Цветной картон и бумага, упаковочная бумага, клей, ножницы, губки для мытья посуды | ||
2. самолетик оригами | Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны. | Картон, клей пва, цветная бумага | ||
Март 1.Букет маме из ватных дисков и бусин | развивать интерес к работе с ватными дисками | Ватные диски, ножницы, бусинки | ||
2.панно из ракушек (открытка) | учить составлять композицию из ракушек | Пластилин, картон, ракушки | ||
Апрель 1.веточка вербы | Закреплять навыки работы с природным и бросовым материалом, развивать эстетический вкус | Веточки, вата, пластилин, клей картон | ||
2.жучки, паучки | Закреплять у детей навыки украшения основной детали дополнительными элементами. Развивать творческое воображение | Каштаны, веточки, пластилин | ||
Май 1.самолеты | Создание самолетов из конструктора, развитие воображения и фантазии | конструктор | ||
2.рыбка из пуговиц | Развитие мелкой моторики воображения, фантазии | Пластиковая (картонная) тарелка, гуашь, пуговицы, пластилин |
Мониторинг
№ п\п | Ф.И ребенка | Владеет приемами работы с различными материалами. | Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы. | Умеет самостоятельно провести анализ поделки. | Использует свои конструктивные решения в процессе работы. | Самостоятельно находит замену одно детали другой | итог | ||||||||||||||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||||||||||||||
В – высокий уровень: Владеет приемами работы с различными материалами, самостоятельно определяет последовательность выполнения работы, умеет самостоятельно провести анализ поделки, использует свои конструктивные решения в процессе работы, самостоятельно находит замену одно детали другой.
С – средний уровень: не достаточно владеет приемами работы с различными материалами, с трудом определяет последовательность выполнения работы, с трудом проводит анализ поделки, не достаточно использует свои конструктивные решения в процессе работы, с трудом находит замену одно детали другой.
Н – низкий уровень: не владеет приемами работы с различными материалами, не определяет последовательность выполнения работы, не умеет самостоятельно провести анализ поделки, не использует свои конструктивные решения в процессе работы, не находит замену одно детали другой.
Список литературы:
1. Андреева Р. П., «Расписные самоделки», Издательский дом «Литера», Санкт - Петербург, 2000 г.;
2. Брыкина Е. К. «Творчество детей с различными материалами», Педагогическое общество России, М: 2002г.;
3. Гомозова Ю. Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», «Академия развития», Ярославль, 1999 г.;
4. Гульянц З. К., Базик И. Л. «Что можно сделать из природного материала, М: «Просвещение», 1991 г.;
5. Гершензон М. А. «Головоломки профессора Головоломки», М: «Детская литература»;
6. Гульянц З. К. «Учите детей мастерить», М: «Просвещение», 1990г.;
7. Гусакова М. А. «Подарки и игрушки своими руками» (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 112 с. (Серия 2Вместе с детьми».)
8. Демина И. П. «Подарки из природных материалов», Смоленск «Русич», 2001 г.;
9. «Делаем сами» - ежемесячный журнал;
10. «Дошкольное воспитание» - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.;
11. Кошелев В. М. «Художественный и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение», 2002 г.;
12. Корчинова О. В. «Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях», Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.
13. Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение», 1990 г.;
14. Литвиненко В. М., Аксенов М. В. «Игрушки из ничего», Издательство «Кристалл», Санкт - Петербург, 2000 г.;
15. «Мастерская» - подшивка из газеты «Труд»;
16. Машинистов В. Г., Романина В. И. «Дидактический материал по трудовому обучению», М: «Просвещение», 1991 г.;
17. Нагибина М. И. «Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 208 с., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
18.. «Очумелые ручки» - телепередача «Пока все дома»;
19. «Субботник» - субботняя телепередача.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Югорка»
Рабочая программа дополнительного образования
«Развивай математические знания»
(старшая группа)
Разработал
воспитатель: Потынга Д.И
Пояснительная записка
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа кружка «Развивайка» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.
На каждом занятии ребенок отправляется в сказочное путешествие, где его ждут интересные задания, игры и испытания. Помогая героям сказок и мультфильмов выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.
Программа реализуется в старшей группе детского сада, ориентируется на запросы и потребности детей и родителей.
Актуальность: нередко дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте логического мышления.
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами.
Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Предлагаемая программа рассчитана на работу с детьми 5-6 лет, в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Цель: повышение готовность детей к познавательной деятельности перед поступлением в школу
Задачи:
Образовательные:
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обучать различным приемам работы с бумагой, картоном, конструктором.
- Создавать композиции с изделиями.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Совершенствовать логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к занимательной деятельности.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности
Сроки проведения: с сентября 2024 по май 2025г.
Возрастная категория: 5-6 лет.
Форма обучения: групповая. Занятия проводятся 1 раз в две недели, во второй половине дня. Продолжительность занятия 25 минут.
Программа составлена с учетом направлений развития и образования детей (образовательные области):
- «Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, играя в подвижные игры, формируют начальные представления о здоровом образе жизни.
- «Социально-коммуникативное развитие», где знания и умения полученные на НОД дети применяют в игровой деятельности.
- «Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
- «Познавательное развитие» - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), ориентироваться на листе бумаги.
- «Художественно-эстетическое развитие» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
Основными принципами кружка являются:
- умственного развития дошкольника.
- индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
- индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
- гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
Формы работы:
В процессе НОД используются различные формы:
- Традиционные
- Комбинированные
- Практические
- Игры, конкурсы
Методы:
- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий);
- Показ мультимедийных материалов.
Ожидаемый результат: Регулярная и планомерная работа по совершенствованию мыслительных операций не только существенно повысит готовность ребенка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит его к обучению в школе.
Дети должны уметь:
- Объединять группы предметов по общему признаку
- Считать до 10 и дальше (количественный и порядковый счет до 10);
- Называть числа в прямом порядке до 20;
- Соотносить цифру и количество предметов;
- Пользоваться цифрами и математическими знаками;
- Различать величины: длину, ширину, высоту;
- Делить предметы на несколько равных частей
- Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);
Дети должны знать:
• Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;
• Предшествующее число, последующее число, соседей числа;
• Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;
•Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года.
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Мониторинг развития математических представлений у детей
Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение.
Диагностические методики:
Диагностика познавательных умений в математической деятельности.
Цель: выявление обобщенных познавательных умений в математической деятельности.
Процедура организации и проведения диагностики.
Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.
Критерии наблюдения.
- Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности:
а) правильное восприятие ребенком математической задачи воспитателя (о чем подумать, что сделать), понимание смысла каждого этапа предстоящей деятельности;
б) активное участие в выполнении действий сравнения, отгадывания, поиска пути решения проблемы.
- Практические и умственные учебные действия, выполняемые старшим дошкольником в процессе решения математической задачи:
а) активное выполнение учебных действий сравнения, сопоставления, обобщения, моделирования, схематизации в соответствии с поставленной учебной задачей;
б) разнообразные формы выполнения умственных действий: по наглядной основе, схеме или модели, в плане внутренней речи развернуто или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;
в) самостоятельный выбор ребенком необходимых материалов на основе ориентировки в учебной задаче;
г) ребенок предлагает способ выполнения действия, состоящий из 3-4 эталонов (сначала.., затем.., после этого...);
д) владеет несколькими способами достижения одного и того же результата.
- Состояние самоконтроля:
а) умеет осуществлять итоговый самоконтроль (по окончании деятельности);
б) может осуществлять пошаговый самоконтроль (проверять себя) в процессе деятельности;
в) планирует деятельность до ее начала (предварительный самоконтроль).
Результат познавательной деятельности: правильность решения математических задач, наличие интереса к деятельности, самооценке, осознание ребенком связи математической задачи и полученного результата.
№ | Ф.И. ребенка | Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности | Практические и умственные учебные действия | Состояние самоконтроля | |||||||
а | б | а | б | в | г | д | а | б | в | ||
- Диагностика математических умений.
Цель: выявление математических умений.
Процедура организации и проведения диагностики.
Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.
Заполнение диагностической карты.
В. высокий
С.средний
Н. низкий
Список детей:
Мониторинг
Сводная по мониторингу
Уровень освоения | Кол. детей | % | |
Высокий | Нач. г. | ||
Кон.г. | |||
Средний | Нач.г. | ||
Кон.г. | |||
Низкий | Нач.г. | ||
Кон.г. |
Перспективный план работы кружка на 2024-2025 учебный год
Месяц | № п.п | Тема | Содержание, форма проведения | Оборудование (материалы) | Дата проведения | Отметка о проведении |
сентябрь | 1 | Мониторинг | Оценка и коррекция воспитательно-образовательной деятельности, индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории), оптимизации работы с группой детей. | Диагностическая карта | ||
2 | Интеллектуально-развивающая игра «Страна занимательных чудес». | Познакомить с новыми геометрическими фигурами, а также закрепить имеющиеся знания детей по данной теме. Развивать умственные способности через решение нестандартных игровых задач, развивать чувство уверенности в своих знаниях, воспитывать стремление преодолевать трудности. | Шаблоны геометрических фигур. | |||
октябрь | 1 | «В стране геометрических фигур». | Уточнение представлений о форме геометрических фигур. Формировать умение узнавать различные фигуры, выделять их из рисунка, учить характеризовать положение фигур на плоскости листа. ( Игра-лото «Что похоже на данную фигуру?», «Чудесный мешочек», «Узнай меня», «Колумбово яйцо») | Геометрические фигуры объемные и плоскостные. | ||
2 | Превращения квадрата | Знакомить с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру. Развивать творческое воображение и фантазию. | Бумага, клей, ножницы. | |||
Ноябрь | 1 | Игра «Волшебный круг» | Уточнить представление о круге посредством решения задания на сравнение фигур. Уточнить разницу между окружностью и кругом. | Геометрические фигуры «круг». | ||
2 | Игра-путешествие «Математический поезд». | Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания, формировать навыки коллективной работы. | Необходимые принадлежности по конспекту. | |||
Декабрь | 1 | Интеллектуальная игра «Большая игра» | Познакомить детей с интеллектуальной игрой, развивающей математические способности, продолжать учить сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по признакам, развивать логическое мышление, внимание, память, фантазию, любознательность. | Необходимые принадлежности по конспекту. | ||
2 | «Логические задачи». | Формировать приёмы умственных действий (анализ и синтез) при решении задач на сравнение и конструктивных задач. ( «Нарисуй четвертую фигуру», «Рассели жильцов»). | Необходимые принадлежности по конспекту. | |||
Январь | 1 | Новогоднее математическое развлечение «Украшаем ёлку» | Учить детей соревноваться в процессе игр, добиваться хороших результатов, формировать интерес к математике, получать чувство удовлетворённости, стремление преодолеть трудности. | Необходимые принадлежности по конспекту. | ||
2 | «Путешествие в страну Математика» | Продолжать учить составлять простые арифметические задачи • Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ. • Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке. • Закрепить знания детей о геометрических фигурах. • Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года. • Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Закрепить умение составлять фигуры из счетных палочек Закрепить понятия больше, меньше, равно | Необходимые принадлежности по конспекту. | |||
Февраль | 1 | Интерактивная игра «Математическая полянка» | Познакомить детей с интеллектуальной интерактивной игрой, развивающей математические способности, закрепить знание цифр, геометрических фигур, развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность, умение мыслить, рассуждать, доказывать. | Необходимые принадлежности по конспекту. | ||
2 | «Мы любим математику» | Продолжить учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путем сложения и вычитания однозначных чисел; упражнять в счете в пределах 10 (последующее и предыдущее число); продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку; закреплять знания детей о составе числа 9из двух меньших чисел; развивать внимание, память, логическое мышление; воспитывать усидчивость, умение слушать. | Необходимые принадлежности по конспекту. | |||
Март | 1 | Игра-развлечение «Рыбалка» | Упражнять в решении примеров, арифметических и логических задач, в разгадывании кроссвордов, ребусов, лабиринтов, выполнении графических диктантов, создавать радостное настроение. | Необходимые принадлежности по конспекту. | ||
2 | «Занимательная математика» | Закреплять понятия: верх, низ, лево, право; закреплять представление о составе чисел первого десятка; развивать умение решать задачи; закреплять представление о днях недели; развивать пространственную ориентацию; мыслительные операции: анализ, синтез, логическое мышление; упражнять в согласовании существительных с числительными; развивать зрительную память, слух, внимание, связную речь, мелкую моторику. | Необходимые принадлежности по конспекту. | |||
Апрель | 1 | «Дни недели и математика» | Закрепить знание детей о временах года, месяцах, днях недели, умения решать задачи на сложение и вычитание, умения работать с линейкой; упражнять детей в ориентировке в пространстве, в определении времени по часам; развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения, логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание; воспитывать интерес к математическим знаниям; усидчивость, целеустремлённость, дружеские взаимоотношения между детьми. | Необходимые принадлежности по конспекту. | ||
2 | «Математическая олимпиада» | Выявить итоговые результаты освоения раздела «Интеллектуально-познавательные игры» программы кружка дополнительного образования. «Развивайка». | Необходимые принадлежности по конспекту. | |||
Май | 1 | Мониторинг на конец года. | Диагностическая карта |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 6-7 лет. С. – Пб,2000
- Бабушкина. Т.М. «Математика. Нестандартные занятия». Изд.торговый дом «Корифей» , 2009
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий. Дыбина О.Б. – М.: Мозаика-Синтез, 2009—2010.
- Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий. Дыбина О.Б. – М.: Мозаика-Синтез, 2014
- Необыкновенная история обыкновенных вещей./Авт. Рубрик Е.А. Неволина, Е.А. Шапурова.- М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336 с.
- Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя.-2-е изд.,перераб. - М.: Просвящение, Учебная литература, 1996.-144с.
- Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
- Сборник дидактических игра по ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 4-7 лет. Л.Ю. Павлова М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Интернет-ресурсы
1. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике – http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-obuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike
2. Занимательные задачки для дошкольника! – http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820
3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. – http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika
4. Интересная математика и счет для дошкольников – http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/
5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников – http://bib.convdocs.org/v14303
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Югорка»
Рабочая программа кружка по сенсорике
«Мои пальчики» (средняя группа)
Разработал
воспитатель: Потынга Д.И
СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт программы
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Содержание изучаемого курса
- Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
- Список литературы
- Приложения
Приложение 1 Картотека игр по сенсорному развитию
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы:
познавательно-исследовательская, художественно-эстетическая.
Новизна данной дополнительной образовательной программы от уже существующих заключается в том, что позволяет обучать детей не только через дидактические игры, но и включать элементы изобразительного искусства (рисование, аппликация, лепка) для более лучшего обеспечения усвоения сенсорных эталонов, яркого продукта детского творчества.
Актуальность. В современных условиях, когда сфера обучающего
воздействия значительно расширяется, проблема сенсорного воспитания приобретает особую остроту.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно- познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Анализируя сенсорное развитие, изобразительную деятельность детей на начало учебного года во второй младшей группе, можно сделать вывод о совместимости таких образовательных областей как «Познавательно-
исследовательская» и «Художественно-эстетическое развитие», так как успешное овладение изобразительной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует сенсорному развитию детей. Поэтому необходимо развивать у
ребенка сенсорную культуру и творческое созидание.
Отличительные особенности: учебно-воспитательный процесс осуществляется через использование изобразительных видов деятельности: рисование, аппликация, лепка; происходит совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о цвете, форме,
размере, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, все это способствует развитию сенсорных способностей у воспитанников младшего дошкольного возраста.
Педагогическая целесообразность программы. Основные принципы, заложенные в основу программы:
В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания.
Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами изобразительной деятельности детей
Третий принцип индивидуальности, работа индивидуально с детьми с проблемами в развитии, часто болеющими, неусидчивыми.
Четвертый принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
Цель программы: обогащение сенсорного опыта детей 3-4 лет, развитие и совершенствования сенсорных процессов посредством изобразительной деятельности детей.
Задачи программы:
- Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине.
- Познакомить детей с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине.
- Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.
- Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
- Развитие творческого самовыражения личности в продуктивных видах деятельности.
- Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству.
- Воспитывать интерес к изобразительной деятельности;
- Воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами
.
Программа «Мои пальчики» предназначена для детей младшего дошкольного возраста – 3-4 года. Численность детей в кружке – 13 человек делятся на 2 подгруппы, для более качественного усвоения программы.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы и режим занятий
Форма детского образовательного объединения кружок.
Образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей по программе «Мои пальчики» проводится во вторую половину дня 1 раз в неделю.
Продолжительность образовательной деятельности по
реализации программы дополнительного образования детей – 10-15 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
- ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу используя в изобразительной деятельности;
- соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением;
- ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник);
- сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине
Форма подведения итогов
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – выставки, мониторинг личностного роста.
Содержание изучаемого курса
Месяц | Тема | Кол-во занятий | Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приемы | Работа с родите- лями |
Сентябрь | Мониторинг | 4 | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. | Игрушки и игры с уголка сенсорики. | Беседа, индивидуаль ная работа, рассматриван ие. | Индивиду альные беседы по результа- там диагнос- тики |
Октябрь | «Поможем клоуну Клепе» | 2 | Знакомство детей с шестью цветами путем подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра - «красный», «оранжевый», «жел тый», «зеленый», «синий», «фиол етовый». Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. Воспитывать желание приходить на помощь игровому персонажу. | Фланелеграф, ниточки шести цветов. Шесть кругов таких же цветов, полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками - ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов. Клей, кисть, салфетка, клееночка | Игровой прием, вопросы к детям, рассматриван ие, объяснение, индивидуаль ная помощь, поощрение. | Анкетиро вание "Вопросы сенсор- ного разви тия и воспитани я дошкольн иков" |
«Большие и маленькие» | 2 | Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: «большой», «маленький», «средний», «больше », «меньше», «самый большой», «самый маленький». Развивать словарь. Закрепить знания цветов. Создать эмоционально положительное настроение, удовлетворение от результатов работы. Воспитывать аккуратность при работе с клеем. | Кукла, круги разных цветов и размеров, листы с изображением ниточки на каждого ребенка, клей, кисточки, салфетки. | Сюрпризный момент, рассматриван ие, подвижная игра «Карава й», вопросы к детям, прием наложения, индивидуаль ная помощь, подведение итогов |
Ноябрь | «Яблочко на тарелочке» | 2 | Учить устанавливать соответствие между несколькими рядами предметов, упорядоченных по величине с отвлечением от цвета. Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. Воспитывать внимание, целеустремлённость, творческую самореализацию. | Яблоки- образцы (вырезанные из картона) трех величин - большие, поменьше, маленькие; три тарелочки - большая, поменьше, маленькая; дерево с подвешенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы (по 8-10 яблок каждой величины). Диаметр каждого следующего яблока меньше предыдущего на 0,5 см, на каждого ребенка клей, кисточки, салфетки. | Показ, рассматриван ие, вопросы к детям, объяснение, игровой прием, использова- ние художествен ного слова, прием наложения, самостоятель ная работа детей, подведение итогов. | Семи нар– практикум «Сенсор- ное воспита- ние детей младшего дошколь- ного возраста» |
Разноцвет- ные мячики | 2 | Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «све тлый», «темный», «светлее», «т емнее». Развивать чувство цвета. Воспитывать интерес к работе с красками. | Две большие банки - на одной светло-красная наклейка, на второй - темно-красная. У каждого ребенка лист бумаги с нарисованными контурами кругов, по две баночки, наполненные до половины водой, красная гуашь, кисть, банка с водой для полоскания кисти, тряпочка | Рассказ воспитателя, показ, эксперименти рование с водой, работа детей, индивидуаль ная помощь, итог. | ||
Декабрь | Фигуры - человечки в гостях у ребят | 2 | Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания. Развивать представление об эталонах формы. | Картонные круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник с нарисованными лицами – фигурки «человечки». К лей, кисточки, салфетки. | Игровой прием, показ, вопросы к детям, прием обведения и накладывани я, подведение итогов. | Фотовыст авка «Мы играем» |
Украсим елочку (коллективн ая работа) | 2 | Учить детей группировать оттенки (по два оттенка каждого из шести цветов, подбирать их по слову, обозначающему цвет. Развивать словарь детей. Воспитывать желание работать в коллективе. | Планшет (3050 см) с графическим изображением елочки, силуэтные изображения игрушек (по два оттенка каждого цвета спектра) из цветной бумаги. Клей, кисточки, салфетки. | Беседа, песня – игра «Ёлочки – пенёчки», использовани е художествен ного слова, рассматриван ие, подведение итогов. |
Январь | «Нарядное платье» | 1 | Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона. Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания. Воспитывать желание приходить на помощь игровому персонажу. | Фланелеграф. Материал для фланелеграфа: 2 платья белого цвета, одно с зелёным бантом и зелёными пуговицами, другое с жёлтым бантом и жёлтыми пуговицами; кружки жёлтого и зелёного цвета для украшения платьев. Раздаточный материал: силуэты платья, карандаши зелёного и жёлтого цвета. | Игровой прием, постановка проблемной ситуации, рассматриван ие, задания на анализ и синтез, динамическая пауза «Пляск а», дид. игра, выполнение практическог о задания, подведение итогов, оценивание. | Папка- передвиж ка «Что такое сен сорика и почему так важно ее развивать ?» |
Пирамидка для малышей | 2 | Закреплять представления об относительной величине предметов; дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами. Научить располагать в порядке убывания величины четыре предмета. Развитие мелкой моторикой пальцев рук. Воспитывать желание делать приятное малышам. | Демонстрационный: пирамидка из четырех колец разной величины. Раздаточный : на каждого ребенка четыре овала разной величины, клей, кисточки, салфетки. | Игры детей с пирамидками , рассматриван ие, выполнение задания, индивидуаль ная помощь, подведение итогов, оценивание. | ||
Февраль | Достроим домики | 2 | Учить определять пропорции: подбирать на глаз предметы, находящиеся между собой в таком же отношении по величине, как в образце. Развитие представлений о величине предметов, соотнесение предметов по ширине. | Демонстрационный: набор матрешек одинаково окрашенных, но разных по размеру, вырезанные из картона домики. Раздаточный: 3 вырезанных домика, у которых разные по ширине, но одинаковые по высоте прорези для дверей, окон, клей, кисточки, салфетки. | Постановка проблемной ситуации, рассматриван ие, задания на анализ и синтез, динамическая пауза «Матр ешечки», выполнение практическог о задания, подведение итогов, оценивание. | День открытых дверей Показ работы кружка |
Фигуры – человечки заблудились | 2 | Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета. Развивать глазомер. Воспитывать аккуратность при работе с клеем. | Картонные круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник с нарисованными лицами – фигурки «человечки». Раздаточный: листы бумаги «домики» с контурным изображением пяти геометрических фигур, геометрические фигуры разных цветов и размеров. Клей, кисточки, салфетки. | Рассматриван ие, вопросы к детям, объяснение, игровой прием, исп. художествен ного слова, прием наложения, самостоятель ная работа детей, подведение итогов. | ||
Март | Порадуем бабушку красивой салфеткой | 2 | Учить детей воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы. Развивать чувства прекрасного. Воспитывать желание радовать, делать приятное своим близких. | Демонстрационный: образец орнамента (в центре зеленый квадрат, по углам красные круги). Раздаточный: листы бумаги; вырезанные из картона четыре красных и четыре зеленых круга, четыре красных и четыре зеленых квадрата | Беседа, песня – игра «Бабушка любимая», исп. художествен ного слова, рассматриван ие, выполнение задания, подведение итогов | Консульта ция «Значение сенсор- ного воспитан ия» |
Нарисуем что бывает желтым, зеленым, синим. | 2 | Выявить, в какой мере предшествующие занятия сформировали у детей отношение к цвету как к характерному признаку определенных предметов. Развивать чувство цвета, творчества. Воспитывать умение доводить начатое до конца | Краски восьми цветов (красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая, черная, белая, листы бумаги, кисти, розетки. | Использован ие художествен ного слова, беседа, рассматриван ие, выполнение задания, обсуждение, итог | ||
Апрель | Все цвета радуги | 2 | Знакомить детей с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре, включая новый для них голубой цвет. Развивать умение различать и называть цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) . Создать эмоционально положительное настроение, удовлетворение от результатов работы. | Презентация (солнышко, тучка, радуга, аудиозапись «шум дождя», толстые фломастеры, листы бумаги с контурным изображение радуги. | Показ, рассматриван ие, вопросы к детям, объяснение, под. игра «Солны шко и дождик», использовани е художествен ного слова, подведение итогов. | Презентац ия «Сенсорно е развитие детей 3-4 лет» |
Чудесный мешочек | 2 | Закреплять знания детей о форме, упражнять в соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом. Развитие внимания и наблюдательности. Пополнение словарного запаса. Воспитывать самостоятельность и творчество. | Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал); мешочек с предметами разной формы: деревянные шарики, яйца, бочонки, мячики, желуди, шишки; ягоды, фрукты, овощи (круглой и овальной формы); пуговицы (квадратной и треугольной формы). Цветные карандаши | Игровой прием, обследование , вопросы к детям, рассматриван ие, объяснение, индивидуаль ная помощь, поощрение. | ||
Май | Мониторинг | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года | Игрушки и игры с уголка сенсорики | Беседа, индивидуаль ная работа, рассматриван ие | Индивиду альные беседы по результата м диагности ки |
Перспективное планирование занятий кружка по формированию сенсорных представлений
СЕНТЯБРЬ
- Мониторинг
- Мониторинг
- Мониторинг
- Мониторинг
ОКТЯБРЬ
Занятие №1
«Найди цветок для бабочки»
Цель: -упражнять детей в назывании основных цветов;
формировать интерес к игре с цветом, ориентировку на цвет;
ракреплять сенсорное развитие, такие понятия, как один, много
Занятие №2
«Листопад, листопад в нашем саду листопад»
Цель: - продолжать учить детей правильно держать кисточку, пользоваться краской, примакивать всем ворсом;
-закрепить цвет: желтый, красный;
-формировать эмоциональное отношение к ярким цветовым пятнам.
Занятие №3
«Наведем порядок»
Цель: -упражнять в умении соотносить 3 основных цвета (жёлтый, зелёный, красный);
-закреплять умение различать величину: большой, маленький;
-развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие;
-развивать познавательный интерес
Занятие №4
«Три Медведя»
Цель: - выявить умение формировать группы однородных предметов; различать и составлять группы предметов: много – один (один – много);
закреплять знания детей основных цветов (красный, синий, зелёный, желтый);
закрепить знания детей о контрастных размерах предметов (большая ёлочка – маленькая ёлочка и т. д.)
закрепить умение классифицировать предметы (посуда, игрушки).
НОЯБРЬ
Занятие №1
«Яблочки на тарелочке»
Цель: -формировать восприятия цвета, формы, величины предметов.
Занятие №2
«В гостях у Мишутки»
Цель: -учить целенаправленным действиям с предметами, подражать новым действиям;
-стимулировать речевое развитие через развитие мелкой моторики и тактильных ощущений
Занятие №3
«Разноцветные ленточки»
Цель: - продолжать учить различать понятие «один – много»;
- закреплять знания о форме (круг, квадрат, треугольник, величине, цвете (желтый, красный, зеленый).
Занятие №4
«Оденем ежика»
Цель:-формирование понятий «много» и «один»;
-обучение соотнесению предметов по форме, сравнению совокупности предметов по количеству путём составления пар;
-развитие мелкой моторике.
ДЕКАБРЬ
Занятие №1
«Следы на снегу»
Цель: - закреплять синий цвет
упражнять в рисовании ватными палочками;
продолжать развивать тактильные ощущения и мелкую моторику;
-учить наносить точки по всему листу.
Занятие №2
«Зернышки для курочки»
Цель: - воспитывать интерес к народным сказкам ;
-развивать речевую активность;
-продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого
куска;
-формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику
Занятие№3
«Украшаем елочку шарами» (коллективная композиция)
Цель: - уточнить представления о новогоднем празднике;
учить детей рассматривать предметы (ёлку, ёлочные шарики);
познакомить детей с новым цветом (зелёный);
развивать речь, мелкую и общую моторику пальцев рук;
воспитывать у детей внимание и интерес к занятиям;
продолжать учить детей подбирать шарики к нашитым на ёлку пуговицам соответствующего цвета (красный, жёлтый, синий)
Занятие №4
«Разноцветные шарики»
Цель: - уточнить представления о новогоднем празднике;
учить детей рассматривать предметы (ёлку, ёлочные шарики);
познакомить детей с новым цветом (зелёный);
развивать речь, мелкую и общую моторику пальцев рук;
воспитывать у детей внимание и интерес к занятиям;
продолжать учить детей подбирать шарики к нашитым на ёлку пуговицам соответствующего цвета (красный, жёлтый, синий)
ЯНВАРЬ
Занятие №1
«Нарядное платье»
Цель:- закрепить знания цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный);
-побуждать называть цвета;
закрепить знания геометрических фигур;
-закрепить понятия «большой», «маленький»;
-развивать мелкую моторику;
Занятие №2
«Помогите Мишке найти своих друзей»
Цель: - Закрепить у детей знание:
-о размере (большой-маленький) ;
-о 2-х основных цветах (красный, жёлтый) ;
-о свойствах предмета (пушистый, гладкий) ;
-о том как говорят разные животные.
Занятие №3
«Поиграем с пирамидками»
Цель:-обобщение сенсорного опыта детей при сравнении предметов по размеру;
-закрепление понятий "много" и "один";
развитие зрительно-слухового восприятия;
-совершенствование ручной моторики;
-обучение группировке однородных предметов по цвету.
ФЕВРАЛЬ
Занятие №1
«Красивые домики»
Цель:-развитие и совершенствование представлений о форме, цвете и величине
продолжать развивать тактильные ощущения и мелкую моторику;
-закрепление понятий "много" и "один";
Занятие №2
«Вот и гости пришли»
Цель:-формировать восприятие цвета, формы, величины предметов, а также сенсорные способности детей.
-развивать речевую активность;
Занятие№3
«Кукла Маша заблудилась»
Цель:-закреплять знания детей о животных, звукоподражать им, узнавать на карточках и показывать их
воспитывать у детей внимание и интерес к занятиям;
-закрепить у детей знание о размере (большой-маленький)
Занятие№4
«Зайчик в гостях у ребят»
Цель: -учить детей самостоятельно составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент.
- закреплять умение различать один и много предметов; знание геометрических фигур
-упражнять в группировке предметов по цвету, форме, величине.
МАРТ
Занятие №1
«Нарядное платье для мамы»
Цель:- формировать умение выделять, выбирать и называть по цвету и форме;
-ориентироваться в окружающем пространстве
закреплять синий цвет
упражнять в рисовании ватными палочками;
продолжать развивать тактильные ощущения и мелкую моторику;
-учить наносить точки по всему листу.
Занятие №2
«Витаминный салат»
Цель:- закрепить названия некоторых фруктов, учить выделять их
характерные свойства: цвет, форму, размер путем зрительного и осязательного обследования;
учить детей находить парные предметы.
-развивать речевую активность;
-продолжать учить определять часть и целое
Занятие№3
«Солнечный круг»
Цель:-закрепление геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник);
-учить подбирать предметы, ориентируясь на цвет.
-выявить, в какой мере предшествующие занятия сформировали
у детей отношение к цвету как к характерному признаку определенных предметов.
-развивать чувство цвета, творчества.
-воспитывать умение доводить начатое до конца
Занятие №4
«Строим башню»
Цель:-продолжать знакомить детей с основными цветами (синим, желтым) ;
развивать умение выбирать предметы с ориентировкой на их цвет, величину;
закреплять умение строить из кубиков башню, понимать слова "строить", "башня", развивать пространственное мышление;
-развивать внимание, мелкую моторику, интерес к различным формам деятельности с предметами и игрушками.
АПРЕЛЬ
Занятие №1
«Паровозик из Ромашково»
Цель:-формирование понятий «много», «один»;
закрепление умения группировки однородных предметов по цвету, выделению и выбору предмета с заданным свойством;
-обучение дифференцировке синего и красного цветов.
-упражнять детей в назывании основных цветов;
формировать интерес к игре с цветом, ориентировку на цвет;
Занятие №2
«На зеленом, на лугу разноцветные бабочки летают»
Цель:- продолжать закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании;
учить подбирать фигуры по образцу, используя приём накладывания;
-закреплять название цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный, белый
-формировать эмоциональное отношение к ярким цветовым пятнам.
Занятие №3
«Что лежит в мешочке»
Цель:- развивать исследовательские действия руки, вынимая предметы на ощупь из мешочка;
закрепить умение ориентироваться в однородных предметах разных величин: большой, поменьше, маленький, подбирая их;
продолжать обогащать чувственный опыт при действии предметами определенной формы и разной величины, называя их физические свойства;
развивать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук;
закрепить название геометрической фигуры – круг.
Занятие №4
«Матрешки»
Цель:- Упражнять детей в определении и названии цвета (красный, желтый, зеленый, синий, посредством зрительного обследования, сравнения.
-учить детей группировать предметы по цвету.
-воспитывать любознательность, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
-развивать крупную и мелкую моторику.
МАЙ
Мониторинг
Цель: Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец г