Программа кружковой деятельности

В данном  разделе представлены рабочие  программы педагога по дополнительному образованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_volshebniki.docx27.33 КБ
Файл razvivay_matematicheskie_znaniya.docx42.67 КБ
Файл moi_palchiki_.docx63.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Югорка»

Рабочая программа дополнительного образования

 «Юные волшебники»

(средняя группа)

Разработал

воспитатель: Потынга Д.И

Описание кружка: Художественное творчество детей из бросового материала позволяет развить не только художественный вкус, творческое воображение, но и формирует основы экологической культуры. Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Это - пластиковые бутылки, пробки, футляры, коробки, пуговицы, бусы и т. д. Мы взрослые стараемся побыстрее избавиться от этого и выбросить, но оказывается этим предметам можно дать вторую жизнь, если вложить фантазию и воображение и научить этому детей. Уже использованный предмет-бутылку не выбрасывается, а превращается в полезную вещь или поделку. Задача взрослого, раскрыть потенциал творческих возможностей каждого ребенка, научить испытывать чувство удовлетворения от результата своей работы. От поделки до произведения искусства один шаг.

Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности. Конструирование в процессе обучения - средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательных интересов.

Само слово конструирование (от лат. construo - строю, создаю) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника.

Актуальность кружка:

Актуальностью данной темы является разностороннее развитие ребёнка через реализацию его потенциальных возможностей.

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с природой и культурой, трудом и искусством. Работа с природным и бросовым материалом помогает развивать фантазию, воображение, прививает любовь к прекрасному, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие. Занимаясь конструированием из природного и бросового материала, ребёнок ближе знакомится с растительным миром, вовлекается в наблюдение за природными явлениями, учиться бережно относится к предметам, сделанным своими руками. Любая работа с природным и бросовым материалом: поделки из шишек, орехов или листьев, губок для посуды или пластиковых ложек – не только увлекательна, но и познавательна. Это даёт возможность ребёнку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.

Объект кружка: Детская творческая деятельность через использование природного и бросового материала.

Предмет кружка: Совокупность методов и приемов и средств, направленных на развитие творческой инициативности и самостоятельности в процессе изготовления поделок из природного и бросового материала.

Цель кружка:

Развитие творческой инициативности и самостоятельности у детей в процессе создания поделок из различных материалов.

Задачи кружка:

Образовательные:

  • Сформировать у детей интерес к видам труда.
  • Познакомить со свойствами материалов.
  • Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.

Развивающие:

  • Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.
  • Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.
  • Развивать твёрдость рук, технические навыки.
  • Способствовать развитию моторики.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к ручному труду.
  • Способствовать созданию творческих ситуаций
  • Воспитывать коммуникативные способности детей.

Принципы построения педагогического процесса.

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Индивидуального подхода.

Методы и приемы обучения.

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Время выполнения: 3 года

Тип кружка: познавательно – творческий

Участники кружка: дети, воспитатели, родители.

Необходимые материалы: Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон, шишки, листья, палочки, клей, ткань, бумага, краски, ножницы, нитки, иголка, бумага, клей, ножницы, поролон, ножницы, шнурки, маркеры, цветной картон и бумага, упаковочная бумага, клей, ножницы, коробочки, бутылочки Кожа, ножницы, нитки, бусинки, бумага, клей, губки для мытья посуды, ватные диски,

Ожидаемый результат.

1. Повышение уровня познавательной активности детей, художественно - творческое развитие детей и раскрытие индивидуальных творческих способностей.

2. Осуществляя воспитательные задачи, сформировать в детях такие качества личности, как: Умение одухотворять (очеловечивать) живую и неживую природу;

3. Эффективное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения.

4. Формирование ощущения удовлетворенности и удовольствия от совместной деятельности детей, воспитателей, родителей. Знакомство с различными материалами и их свойствами.

5. Освоение навыков работы с ножницами и клеем.

6. Развитие мелкой моторики

Правила техники безопасности при работе с различными материала и инструментами

Работай за своим рабочим местом.

Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.

Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.

Нельзя брать в рот мелкие детали.

При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.

При работе с ножницами, держи их параллельно столу.

Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.

Когда режешь, держи ножницы концами от себя.

При работе не держи ножницы концами вверх.

При вырезании детали поворачивай бумагу.

Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

Не работай ножницами с ослабленным креплением.

Береги инструменты, экономь материалы.

Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.

Перспективный план

Тема

Содержание и методы работы

Оборудование

Дата проведения

Отметка о выполнении

Сентябрь

1. Гусеница из ватных дисков

Развивать мелкую моторику рук, развивать воображение у детей

Клей пва, гуашь, ватные диски

2.Осеннее дерево из сухих листьев

Развивать мелкую моторику, воображение.

лист бумаги с изображением силуэта дерева, клей пва, сухие листья

Октябрь

1.медвежонок из каштанов

учить детей работать с природным материалом. Развивать мелкую моторику

Каштаны разных размеров фломастеры  и пластилин.

2. дом высокий и низкий (конструктор)

Учить делать постройки высоких и низких домов с помощью строительного набора.

конструктор

Ноябрь

1.Зайка из лоскутка (кукла)

Развивать мелкую моторику, воображение

Лоскуток ткани

2.Грибочек оригами

Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать

Цветная бумага, картон, клей пва

Декабрь

1.снегири из ватных дисков

Продолжать учить детей аккуратно наклеивать детали, пользоваться клеем, закреплять знание геометрических фигур. Развивать творческие способности.

Картон синего цвета, цветная бумага, гуашь красного цвета, кисти, ватные диски, фломастеры черного цвета, ножницы, клей ПВА.

2.цепочки украшение для елки

Учить разрезать лист по линии, склеивать круги, соединять в цепочку

Цветная бумага, ножницы, клей пва

Январь

1.грузовая машина

Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить её элементы с частями предмета.

конструктор

2. зимний лес (рисование манкой)

Развивать воображение, мелкую моторику

Манка, нарисованное дерево на темном фоне, клей пва

Февраль

1.танк из губки

Продолжать учить детей делать поделки из разнообразного бросового материала используя знакомые приемы работы

Цветной картон и бумага, упаковочная бумага, клей, ножницы, губки для мытья посуды

2. самолетик оригами

Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны.

Картон, клей пва, цветная бумага

Март

1.Букет маме из ватных дисков и бусин

развивать интерес к работе с ватными дисками

Ватные диски, ножницы, бусинки

2.панно из ракушек (открытка)

учить составлять композицию из ракушек

Пластилин, картон, ракушки

Апрель

1.веточка вербы

Закреплять навыки работы с природным и бросовым материалом, развивать эстетический вкус

Веточки, вата, пластилин, клей картон

2.жучки, паучки

Закреплять у детей навыки украшения основной детали дополнительными элементами. Развивать творческое воображение

Каштаны, веточки, пластилин

Май

1.самолеты

Создание самолетов из конструктора, развитие воображения и фантазии

конструктор

2.рыбка из пуговиц

Развитие мелкой моторики воображения, фантазии

Пластиковая (картонная) тарелка, гуашь, пуговицы,

пластилин

Мониторинг

№ п\п

Ф.И ребенка

Владеет приемами работы с различными материалами.

Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

Умеет самостоятельно провести анализ поделки.

Использует свои конструктивные решения в процессе работы.

Самостоятельно  находит замену одно детали другой

итог

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

В – высокий уровень: Владеет приемами работы с различными материалами, самостоятельно определяет последовательность выполнения работы, умеет самостоятельно провести анализ поделки, использует свои конструктивные решения в процессе работы, самостоятельно  находит замену одно детали другой.

С – средний уровень: не достаточно владеет приемами работы с различными материалами, с трудом определяет последовательность выполнения работы, с трудом проводит анализ поделки, не достаточно использует свои конструктивные решения в процессе работы, с трудом  находит замену одно детали другой.

Н – низкий уровень: не владеет приемами работы с различными материалами, не определяет последовательность выполнения работы, не умеет самостоятельно провести анализ поделки, не использует свои конструктивные решения в процессе работы, не  находит замену одно детали другой.

Список литературы:

1. Андреева Р. П., «Расписные самоделки», Издательский дом «Литера», Санкт - Петербург, 2000 г.;

2. Брыкина Е. К. «Творчество детей с различными материалами», Педагогическое общество России, М: 2002г.;

3. Гомозова Ю. Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», «Академия развития», Ярославль, 1999 г.;

4. Гульянц З. К., Базик И. Л. «Что можно сделать из природного материала, М: «Просвещение», 1991 г.;

5. Гершензон М. А. «Головоломки профессора Головоломки», М: «Детская литература»;

6. Гульянц З. К. «Учите детей мастерить», М: «Просвещение», 1990г.;

7. Гусакова М. А. «Подарки и игрушки своими руками» (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 112 с. (Серия 2Вместе с детьми».)

8. Демина И. П. «Подарки из природных материалов», Смоленск «Русич», 2001 г.;

9. «Делаем сами» - ежемесячный журнал;

10. «Дошкольное воспитание» - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.;

11. Кошелев В. М. «Художественный и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение», 2002 г.;

12. Корчинова О. В. «Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях», Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.

13. Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение», 1990 г.;

14. Литвиненко В. М., Аксенов М. В. «Игрушки из ничего», Издательство «Кристалл», Санкт - Петербург, 2000 г.;

15. «Мастерская» - подшивка из газеты «Труд»;

16. Машинистов В. Г., Романина В. И. «Дидактический материал по трудовому обучению», М: «Просвещение», 1991 г.;

17. Нагибина М. И. «Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 208 с., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).

18.. «Очумелые ручки» - телепередача «Пока все дома»;

19. «Субботник» - субботняя телепередача.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Югорка»

Рабочая программа дополнительного образования

 «Развивай математические знания»

(старшая группа)

Разработал

воспитатель: Потынга Д.И

 

Пояснительная записка

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа кружка «Развивайка» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.

На каждом занятии ребенок отправляется в сказочное путешествие, где его ждут интересные задания, игры и испытания. Помогая героям сказок и мультфильмов выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.

Программа реализуется в старшей группе детского сада, ориентируется на запросы и потребности детей и родителей.

Актуальность: нередко дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте логического мышления.

       Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами.

 Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

Предлагаемая  программа рассчитана на  работу с детьми 5-6 лет, в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Цель: повышение готовность детей к познавательной деятельности перед поступлением в школу

 Задачи:

Образовательные:

  1. Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями.
  2. Формировать  умения следовать устным инструкциям.
  3. Обучать  различным приемам работы с бумагой, картоном, конструктором.
  4. Создавать композиции с изделиями.

Развивающие:

  1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.
  2. Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.
  3. Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.
  4. Совершенствовать логическое мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к занимательной деятельности.
  2. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  3. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности

 Сроки проведения: с сентября 2024 по май 2025г.

Возрастная категория: 5-6 лет.

Форма обучения: групповая. Занятия проводятся 1 раз в две недели, во второй половине дня. Продолжительность занятия 25 минут.

Программа составлена с учетом направлений развития и образования детей (образовательные области):

  1. «Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, играя в подвижные игры, формируют начальные представления о здоровом образе жизни.
  2. «Социально-коммуникативное развитие», где знания и умения полученные на НОД дети применяют в игровой деятельности.
  3. «Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
  4. «Познавательное развитие» - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), ориентироваться на листе бумаги.
  5. «Художественно-эстетическое развитие» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.

Основными принципами кружка являются:

  • умственного развития дошкольника.
  • индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
  • индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
  • гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.

Формы работы:

В процессе НОД используются различные формы:

  • Традиционные
  • Комбинированные
  • Практические
  • Игры, конкурсы

Методы:

  • Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
  • Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);
  • Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
  • Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий);
  • Показ мультимедийных материалов.

Ожидаемый результат: Регулярная и планомерная работа по совершенствованию мыслительных операций не только существенно повысит готовность ребенка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит его к обучению в школе.

 Дети должны уметь: 

  • Объединять группы предметов по общему признаку
  • Считать до 10 и дальше (количественный и порядковый счет до 10);
  • Называть числа в прямом порядке до 20;
  • Соотносить цифру и количество предметов;
  • Пользоваться цифрами и математическими знаками;
  • Различать величины: длину, ширину, высоту;
  • Делить предметы на несколько равных частей
  • Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);

 Дети  должны знать:

•  Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;

• Предшествующее число, последующее число, соседей числа;

• Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;

•Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года.

В результате обучения детей происходит воспитание  таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться  для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

Мониторинг развития математических представлений у детей

Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение.

Диагностические методики:

Диагностика познавательных умений в математической деятельности.

Цель: выявление обобщенных познавательных умений в математической деятельности.

Процедура организации и проведения диагностики.

Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.

Критерии наблюдения.

  1.  Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности:

а) правильное восприятие ребенком математической задачи воспитателя (о чем подумать, что сделать), понимание смысла каждого этапа предстоящей деятельности;

б) активное участие в выполнении действий сравнения, отгадывания, поиска пути решения проблемы.

  1. Практические и умственные учебные действия, выполняемые старшим дошкольником в процессе решения математической задачи:

а) активное выполнение учебных действий сравнения, сопоставления, обобщения, моделирования, схематизации в соответствии с поставленной учебной задачей;

б) разнообразные формы выполнения умственных действий: по наглядной основе, схеме или модели, в плане внутренней речи развернуто или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;

в) самостоятельный выбор ребенком необходимых материалов на основе ориентировки в учебной задаче;

г) ребенок предлагает способ выполнения действия, состоящий из 3-4 эталонов (сначала.., затем.., после этого...);

д) владеет несколькими способами достижения одного и того же результата.

  1. Состояние самоконтроля:

а) умеет осуществлять итоговый самоконтроль (по окончании деятельности);

б) может осуществлять пошаговый самоконтроль (проверять себя) в процессе деятельности;

в) планирует деятельность до ее начала (предварительный самоконтроль).

Результат познавательной деятельности: правильность решения математических задач, наличие интереса к деятельности, самооценке, осознание ребенком связи математической задачи и полученного результата.

                                

Ф.И.

ребенка

Восприятие математической задачи и ориентировочная

основа деятельности

Практические

и умственные

 учебные действия

Состояние

самоконтроля

а

б

а

б

в

г

д

а

б

в


  1. Диагностика математических умений.

Цель: выявление математических умений.

Процедура организации и проведения диагностики.

Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.

Заполнение диагностической карты.

В. высокий  

С.средний  

Н. низкий

Список детей:

Мониторинг

Ф.И

Количество

и счет

Величина

Геометрические фигуры

Ориентир.

во времени

Ориентир. в пространстве

Логические задачи

Итог

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1

Сводная по мониторингу

Уровень

освоения

Кол.

детей

%

Высокий

Нач. г.

Кон.г.

Средний

Нач.г.

Кон.г.

Низкий

Нач.г.

Кон.г.

 

Перспективный план  работы кружка на 2024-2025 учебный год

Месяц

№ п.п

Тема

Содержание,  форма проведения

Оборудование (материалы)

Дата проведения

Отметка о проведении

сентябрь

1

Мониторинг

 Оценка и коррекция воспитательно-образовательной деятельности, индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории), оптимизации работы с группой детей.

Диагностическая карта

2

Интеллектуально-развивающая игра «Страна занимательных чудес».

Познакомить с новыми геометрическими фигурами, а также закрепить имеющиеся знания детей по данной теме. Развивать умственные способности через решение нестандартных игровых задач, развивать чувство уверенности в своих знаниях, воспитывать стремление преодолевать трудности.

Шаблоны геометрических фигур.

октябрь

1

«В стране геометрических фигур».

Уточнение представлений о форме геометрических фигур. Формировать умение узнавать различные фигуры, выделять их из рисунка, учить характеризовать положение фигур на плоскости листа. ( Игра-лото «Что похоже на данную фигуру?», «Чудесный мешочек», «Узнай меня», «Колумбово яйцо»)

Геометрические фигуры объемные и плоскостные.  

2

Превращения квадрата

Знакомить с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру.

Развивать творческое воображение и фантазию.

Бумага, клей, ножницы.  

Ноябрь

1

Игра «Волшебный круг»

Уточнить представление о круге посредством решения задания на сравнение фигур. Уточнить разницу между окружностью и кругом.

Геометрические фигуры «круг».  

2

Игра-путешествие «Математический поезд».

Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания, формировать навыки коллективной работы.

Необходимые принадлежности по конспекту.  

Декабрь

1

Интеллектуальная игра «Большая игра»

Познакомить детей с интеллектуальной игрой, развивающей математические способности, продолжать учить сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по признакам, развивать логическое мышление, внимание, память, фантазию, любознательность.

Необходимые принадлежности по конспекту.  

2

«Логические задачи».

Формировать приёмы умственных действий (анализ и синтез) при решении задач на сравнение и конструктивных задач. «Нарисуй четвертую фигуру», «Рассели жильцов»). 

Необходимые принадлежности по конспекту.  

Январь

1

Новогоднее математическое развлечение «Украшаем ёлку»

Учить детей соревноваться в процессе игр, добиваться хороших результатов, формировать интерес к математике, получать чувство удовлетворённости, стремление преодолеть трудности.

Необходимые принадлежности по конспекту.  

2

«Путешествие в страну Математика»

Продолжать учить составлять простые арифметические задачи

• Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.

• Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке.

• Закрепить знания детей о геометрических фигурах.

• Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.

• Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Закрепить умение составлять фигуры из счетных палочек

Закрепить понятия больше, меньше, равно

Необходимые принадлежности по конспекту.  

Февраль

1

Интерактивная игра «Математическая полянка»

Познакомить детей с интеллектуальной интерактивной игрой, развивающей математические способности, закрепить знание цифр, геометрических фигур, развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность, умение мыслить, рассуждать, доказывать.

Необходимые принадлежности по конспекту.  

2

«Мы любим математику»

Продолжить учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путем сложения  и вычитания однозначных чисел; упражнять в счете в пределах 10 (последующее и предыдущее число); продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку; закреплять знания детей о составе числа  9из двух меньших чисел; развивать внимание, память, логическое мышление; воспитывать усидчивость, умение слушать.

Необходимые принадлежности по конспекту.  

Март

1

Игра-развлечение «Рыбалка»

Упражнять в решении примеров, арифметических и логических задач, в разгадывании кроссвордов, ребусов, лабиринтов, выполнении графических диктантов, создавать радостное настроение.  

  Необходимые принадлежности по конспекту.  

2

«Занимательная математика»

Закреплять понятия: верх, низ, лево, право; закреплять представление о составе чисел первого десятка; развивать умение решать задачи; закреплять представление о днях недели; развивать пространственную ориентацию; мыслительные операции: анализ, синтез, логическое мышление; упражнять в согласовании существительных с числительными; развивать зрительную память, слух, внимание, связную речь, мелкую моторику.

Необходимые принадлежности по конспекту.  

Апрель

1

«Дни недели и математика»

Закрепить знание детей о временах года, месяцах, днях недели, умения решать задачи на сложение и вычитание, умения работать с линейкой; упражнять детей в ориентировке  в пространстве, в определении времени по часам; развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения, логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание; воспитывать интерес к математическим знаниям; усидчивость, целеустремлённость,

дружеские взаимоотношения между детьми.

Необходимые принадлежности по конспекту.  

2

«Математическая олимпиада»

Выявить итоговые результаты освоения раздела «Интеллектуально-познавательные игры» программы кружка дополнительного образования. «Развивайка».

Необходимые принадлежности по конспекту.  

Май

1

Мониторинг на конец года.

Диагностическая карта  

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 6-7 лет. С. – Пб,2000
  2. Бабушкина. Т.М. «Математика. Нестандартные занятия». Изд.торговый дом «Корифей» , 2009
  3. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе  группе детского сада. Конспекты занятий. Дыбина О.Б. – М.: Мозаика-Синтез, 2009—2010.
  4. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий. Дыбина О.Б. – М.: Мозаика-Синтез, 2014
  5. Необыкновенная история обыкновенных вещей./Авт. Рубрик Е.А. Неволина, Е.А. Шапурова.- М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004
  6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336 с.
  7. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя.-2-е изд.,перераб. - М.: Просвящение, Учебная литература, 1996.-144с.
  8. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
  9. Сборник дидактических игра по ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 4-7 лет. Л.Ю. Павлова М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
  10. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

Интернет-ресурсы

1. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике – http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-obuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike

2. Занимательные задачки для дошкольника! – http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820

3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. – http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika

4. Интересная математика и счет для дошкольников – http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников – http://bib.convdocs.org/v14303



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Югорка»

Рабочая программа кружка по сенсорике

«Мои пальчики» (средняя группа)

Разработал

воспитатель: Потынга Д.И

 

                                                                                               

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт программы
  2. Пояснительная записка
  3. Учебно-тематический план
  4. Содержание изучаемого курса
  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
  6. Список литературы
  7. Приложения

Приложение 1 Картотека игр по сенсорному развитию

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы:

познавательно-исследовательская, художественно-эстетическая.

Новизна данной дополнительной образовательной программы от уже существующих заключается в том, что позволяет обучать детей не только через дидактические игры, но и включать элементы изобразительного искусства (рисование, аппликация, лепка) для более лучшего обеспечения усвоения сенсорных эталонов, яркого продукта детского творчества.

Актуальность. В современных условиях, когда сфера обучающего

воздействия значительно расширяется, проблема сенсорного воспитания приобретает особую остроту.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  • является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

  • развивает наблюдательность;
  • готовит к реальной жизни;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно- познавательной деятельности;

  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Анализируя сенсорное развитие, изобразительную деятельность детей на начало учебного года во второй младшей группе, можно сделать вывод о совместимости таких образовательных областей как «Познавательно-

исследовательская» и «Художественно-эстетическое развитие», так как успешное овладение изобразительной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует сенсорному развитию детей. Поэтому необходимо развивать у

ребенка сенсорную культуру и творческое созидание.

Отличительные особенности: учебно-воспитательный процесс осуществляется через использование изобразительных видов деятельности: рисование, аппликация, лепка; происходит совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о цвете, форме,

размере, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, все это способствует развитию сенсорных способностей у воспитанников младшего дошкольного возраста.

Педагогическая целесообразность программы. Основные принципы, заложенные в основу программы:

В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания.

Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами изобразительной деятельности детей

Третий принцип индивидуальности, работа индивидуально с детьми с проблемами в развитии, часто болеющими, неусидчивыми.

Четвертый принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.

Цель программы: обогащение сенсорного опыта детей 3-4 лет, развитие и совершенствования сенсорных процессов посредством изобразительной деятельности детей.

Задачи программы:

  • Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине.
  • Познакомить детей с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине.
  • Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.
  • Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
  • Развитие творческого самовыражения личности в продуктивных видах деятельности.
  • Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству.
  • Воспитывать интерес к изобразительной деятельности;
  • Воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами

.

Программа «Мои пальчики» предназначена для детей младшего дошкольного возраста – 3-4 года. Численность детей в кружке – 13 человек делятся на 2 подгруппы, для более качественного усвоения программы.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: Программа рассчитана на 1 год обучения.

Формы и режим занятий

Форма детского образовательного объединения кружок.

Образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей по программе «Мои пальчики» проводится во вторую половину дня 1 раз в неделю.

Продолжительность образовательной деятельности по

реализации программы дополнительного образования детей – 10-15 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

  • ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу используя в изобразительной деятельности;
  • соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением;
  • ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник);
  • сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине

Форма подведения итогов

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – выставки, мониторинг личностного роста.

Содержание изучаемого курса

Месяц

Тема

Кол-во занятий

Программное содержание

Материалы и оборудование

Методы и приемы

Работа с родите- лями

Сентябрь

Мониторинг

4

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством

дидактического материала на начало года.

Игрушки и игры с уголка сенсорики.

Беседа, индивидуаль ная работа, рассматриван ие.

Индивиду альные

беседы по результа- там диагнос- тики

Октябрь

«Поможем клоуну Клепе»

2

Знакомство детей с шестью цветами путем подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра -

«красный», «оранжевый», «жел тый», «зеленый», «синий», «фиол етовый».

Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.

Воспитывать желание приходить на помощь игровому персонажу.

Фланелеграф, ниточки шести цветов. Шесть кругов таких же цветов, полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками

- ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов. Клей, кисть,

салфетка, клееночка

Игровой прием, вопросы к детям,

рассматриван ие,

объяснение, индивидуаль ная помощь, поощрение.

Анкетиро вание "Вопросы сенсор- ного разви тия и воспитани я дошкольн иков"

«Большие и маленькие»

2

Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их

отношения словами: «большой»,

«маленький», «средний», «больше

», «меньше», «самый

большой», «самый маленький». Развивать словарь.

Закрепить знания цветов. Создать эмоционально положительное настроение, удовлетворение от

результатов работы. Воспитывать аккуратность при работе с клеем.

Кукла, круги разных цветов и размеров, листы с изображением ниточки на каждого ребенка, клей, кисточки, салфетки.

Сюрпризный момент,

рассматриван ие,

подвижная игра «Карава й», вопросы к детям, прием наложения, индивидуаль ная помощь, подведение итогов

Ноябрь

«Яблочко на тарелочке»

2

Учить устанавливать соответствие между несколькими рядами предметов,

упорядоченных по величине с отвлечением от цвета. Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Воспитывать внимание, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Яблоки-

образцы (вырезанные из картона) трех величин - большие, поменьше, маленькие; три тарелочки -

большая, поменьше, маленькая; дерево с подвешенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы (по 8-10 яблок каждой величины).

Диаметр каждого следующего яблока

меньше предыдущего на 0,5 см, на каждого ребенка клей, кисточки, салфетки.

Показ,

рассматриван ие, вопросы к детям,

объяснение, игровой прием, использова- ние

художествен ного слова, прием наложения,

самостоятель ная работа детей,

подведение итогов.

Семи нар– практикум

«Сенсор- ное воспита- ние детей младшего дошколь- ного возраста»

Разноцвет- ные мячики

2

Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их

словесными обозначениями: «све тлый», «темный», «светлее», «т емнее».

Развивать чувство цвета. Воспитывать интерес к работе с красками.

Две большие банки - на одной светло-красная наклейка, на второй - темно-красная. У

каждого ребенка лист бумаги с нарисованными контурами кругов, по две баночки, наполненные до половины водой,

красная гуашь, кисть, банка с водой для полоскания кисти,

тряпочка

Рассказ воспитателя, показ, эксперименти рование с водой, работа детей, индивидуаль ная помощь, итог.

Декабрь

Фигуры -

человечки в гостях у ребят

2

Закреплять представления детей о геометрических формах,

упражнять в их назывании. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

Развивать представление об эталонах формы.

Картонные круг,

квадрат, треугольник, овал, прямоугольник с нарисованными лицами –

фигурки «человечки». К лей, кисточки,

салфетки.

Игровой прием, показ, вопросы к детям, прием обведения и накладывани я, подведение итогов.

Фотовыст авка

«Мы играем»

Украсим елочку

(коллективн ая работа)

2

Учить детей группировать оттенки (по два оттенка каждого из шести цветов, подбирать их по слову, обозначающему цвет.

Развивать словарь детей. Воспитывать желание работать в коллективе.

Планшет (3050 см) с графическим изображением елочки, силуэтные изображения

игрушек (по два оттенка каждого цвета спектра) из

цветной бумаги. Клей, кисточки, салфетки.

Беседа, песня –

игра «Ёлочки – пенёчки», использовани е

художествен ного слова, рассматриван ие,

подведение итогов.

Январь

«Нарядное платье»

1

Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона. Развивать умение координировать речь с

движениями, договаривать слова и словосочетания.

Воспитывать желание приходить на помощь игровому персонажу.

Фланелеграф.

Материал

для фланелеграфа: 2 платья белого цвета, одно с зелёным бантом и зелёными

пуговицами, другое с жёлтым бантом и жёлтыми

пуговицами; кружки жёлтого и зелёного цвета для украшения платьев.

Раздаточный материал: силуэты платья, карандаши зелёного и жёлтого цвета.

Игровой прием, постановка проблемной ситуации,

рассматриван ие, задания на анализ и синтез,

динамическая пауза «Пляск а», дид. игра, выполнение практическог о задания, подведение итогов,

оценивание.

Папка- передвиж ка

«Что такое сен сорика и почему так важно ее развивать

Пирамидка для малышей

2

Закреплять представления об относительной величине

предметов; дать представление об отношениях по величине

между плоскими и объемными предметами. Научить

располагать в порядке убывания величины четыре предмета.

Развитие мелкой моторикой пальцев рук.

Воспитывать желание делать приятное малышам.

Демонстрационный: пирамидка из четырех колец разной величины. Раздаточный

: на каждого ребенка четыре овала разной величины, клей, кисточки, салфетки.

Игры детей с пирамидками

,

рассматриван ие, выполнение

задания, индивидуаль ная помощь, подведение итогов, оценивание.

Февраль

Достроим домики

2

Учить определять пропорции: подбирать на глаз предметы, находящиеся между собой в таком же отношении по величине, как в образце.

Развитие представлений о величине предметов, соотнесение предметов по ширине.

Демонстрационный: набор матрешек одинаково

окрашенных, но разных по размеру,

вырезанные из картона домики. Раздаточный: 3 вырезанных домика, у которых разные по ширине, но одинаковые по высоте прорези для дверей, окон, клей, кисточки, салфетки.

Постановка проблемной ситуации,

рассматриван ие, задания на анализ и синтез,

динамическая пауза «Матр ешечки», выполнение практическог о задания, подведение

итогов, оценивание.

День открытых дверей Показ работы кружка

Фигуры – человечки

заблудились

2

Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.

Развивать глазомер.

Воспитывать аккуратность при работе с клеем.

Картонные круг,

квадрат, треугольник, овал, прямоугольник с нарисованными лицами – фигурки «человечки». Раздаточный: листы бумаги «домики» с контурным изображением пяти геометрических фигур, геометрические фигуры разных цветов и размеров. Клей, кисточки, салфетки.

Рассматриван ие, вопросы к детям,

объяснение, игровой прием, исп. художествен ного слова, прием наложения,

самостоятель ная работа детей,

подведение итогов.

Март

Порадуем бабушку красивой

салфеткой

2

Учить детей воспринимать и воспроизводить взаимное

расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы.

Развивать чувства прекрасного.

Воспитывать желание радовать, делать приятное своим близких.

Демонстрационный: образец орнамента (в центре зеленый квадрат, по углам красные

круги). Раздаточный: листы бумаги; вырезанные из картона четыре красных и четыре зеленых круга, четыре красных и четыре зеленых

квадрата

Беседа, песня – игра

«Бабушка любимая», исп.

художествен ного слова, рассматриван ие, выполнение

задания,

подведение итогов

Консульта ция

«Значение сенсор- ного воспитан ия»

Нарисуем что бывает желтым,

зеленым, синим.

2

Выявить, в какой мере предшествующие занятия сформировали

у детей отношение к цвету как к характерному признаку определенных предметов.

Развивать чувство цвета, творчества.

Воспитывать умение доводить начатое до конца

Краски восьми цветов (красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая, черная, белая, листы бумаги, кисти, розетки.

Использован ие

художествен ного слова, беседа,

рассматриван ие, выполнение

задания,

обсуждение, итог

Апрель

Все цвета радуги

2

Знакомить детей с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре,

включая новый для них голубой цвет.

Развивать умение различать и называть цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) . Создать эмоционально положительное настроение, удовлетворение от

результатов работы.

Презентация (солнышко, тучка, радуга,

аудиозапись «шум дождя», толстые фломастеры, листы бумаги с контурным изображение радуги.

Показ,

рассматриван ие, вопросы к детям,

объяснение, под.

игра «Солны шко и дождик», использовани е

художествен ного слова, подведение

итогов.

Презентац ия

«Сенсорно е развитие детей 3-4 лет»

Чудесный мешочек

2

Закреплять знания детей о форме, упражнять в соотнесении

нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Развитие внимания и

наблюдательности. Пополнение словарного запаса.

Воспитывать самостоятельность и творчество.

Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал); мешочек с предметами разной формы: деревянные шарики, яйца, бочонки, мячики, желуди, шишки; ягоды, фрукты,

овощи (круглой и овальной формы); пуговицы (квадратной

и треугольной формы). Цветные карандаши

Игровой прием, обследование

, вопросы к детям,

рассматриван ие,

объяснение, индивидуаль ная помощь, поощрение.

Май

Мониторинг

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством

дидактического материала на конец года

Игрушки и игры с уголка сенсорики

Беседа, индивидуаль ная работа, рассматриван ие

Индивиду альные

беседы по результата м диагности ки

Перспективное планирование занятий кружка по формированию сенсорных представлений

СЕНТЯБРЬ

  1. Мониторинг
  2. Мониторинг
  3. Мониторинг
  4. Мониторинг

ОКТЯБРЬ

Занятие №1

«Найди цветок для бабочки»

Цель: -упражнять детей в назывании основных цветов;

формировать интерес к игре с цветом, ориентировку на цвет;

ракреплять сенсорное развитие, такие понятия, как один, много

Занятие №2

«Листопад, листопад в нашем саду листопад»

Цель: - продолжать учить детей правильно держать кисточку, пользоваться краской, примакивать всем ворсом;

-закрепить цвет: желтый, красный;

-формировать эмоциональное отношение к ярким цветовым пятнам.

Занятие №3

«Наведем порядок»

Цель: -упражнять в умении соотносить 3 основных цвета (жёлтый, зелёный, красный);

-закреплять умение различать величину: большой, маленький;

-развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие;

-развивать познавательный интерес

Занятие №4

«Три Медведя»

Цель: - выявить умение формировать группы однородных предметов; различать и составлять группы предметов: много – один (один – много);

закреплять знания детей основных цветов (красный, синий, зелёный, желтый);

закрепить знания детей о контрастных размерах предметов (большая ёлочка – маленькая ёлочка и т. д.)

закрепить умение классифицировать предметы (посуда, игрушки).

НОЯБРЬ

Занятие №1

«Яблочки на тарелочке»

Цель: -формировать восприятия цвета, формы, величины предметов.

Занятие №2

«В гостях у Мишутки»

Цель: -учить целенаправленным действиям с предметами, подражать новым действиям;

-стимулировать речевое развитие через развитие мелкой моторики и тактильных ощущений

Занятие №3

«Разноцветные ленточки»

Цель:  - продолжать учить различать понятие «один – много»;

  • закреплять знания о форме (круг, квадрат, треугольник, величине, цвете (желтый, красный, зеленый).

Занятие №4

«Оденем ежика»

Цель:-формирование понятий «много» и «один»;

-обучение соотнесению предметов по форме, сравнению совокупности предметов по количеству путём составления пар;

-развитие мелкой моторике.

ДЕКАБРЬ

Занятие №1

«Следы на снегу»

Цель: - закреплять синий цвет

упражнять в рисовании ватными палочками;

продолжать развивать тактильные ощущения и мелкую моторику;

-учить наносить точки по всему листу.

Занятие №2

«Зернышки для курочки»

Цель: - воспитывать интерес к народным сказкам ;

-развивать речевую активность;

-продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого

куска;

-формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику

Занятие№3

«Украшаем елочку шарами» (коллективная композиция)

Цель: - уточнить представления о новогоднем празднике;

учить детей рассматривать предметы (ёлку, ёлочные шарики);

познакомить детей с новым цветом (зелёный);

развивать речь, мелкую и общую моторику пальцев рук;

воспитывать у детей внимание и интерес к занятиям;

продолжать учить детей подбирать шарики к нашитым на ёлку пуговицам соответствующего цвета (красный, жёлтый, синий)

Занятие №4

«Разноцветные шарики»

Цель: - уточнить представления о новогоднем празднике;

учить детей рассматривать предметы (ёлку, ёлочные шарики);

познакомить детей с новым цветом (зелёный);

развивать речь, мелкую и общую моторику пальцев рук;

воспитывать у детей внимание и интерес к занятиям;

продолжать учить детей подбирать шарики к нашитым на ёлку пуговицам соответствующего цвета (красный, жёлтый, синий)

ЯНВАРЬ

Занятие №1

«Нарядное платье»

Цель:- закрепить знания цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный);

-побуждать называть цвета;

закрепить знания геометрических фигур;

-закрепить понятия «большой», «маленький»;

-развивать мелкую моторику;

Занятие №2

«Помогите Мишке найти своих друзей»

Цель: - Закрепить у детей знание:

-о размере (большой-маленький) ;

-о 2-х основных цветах (красный, жёлтый) ;

-о свойствах предмета (пушистый, гладкий) ;

-о том как говорят разные животные.

Занятие №3

«Поиграем с пирамидками»

Цель:-обобщение сенсорного опыта детей при сравнении предметов по размеру;

-закрепление понятий "много" и "один";

развитие зрительно-слухового восприятия;

-совершенствование ручной моторики;

-обучение группировке однородных предметов по цвету.

ФЕВРАЛЬ

Занятие №1

«Красивые домики»

Цель:-развитие и совершенствование представлений о форме, цвете и величине

продолжать развивать тактильные ощущения и мелкую моторику;

-закрепление понятий "много" и "один";

Занятие №2

«Вот и гости пришли»

Цель:-формировать восприятие цвета, формы, величины предметов, а также сенсорные способности детей.

-развивать речевую активность;

Занятие№3

«Кукла Маша заблудилась»

Цель:-закреплять знания детей о животных, звукоподражать им, узнавать на карточках и показывать их

воспитывать у детей внимание и интерес к занятиям;

-закрепить у детей знание о размере (большой-маленький)

Занятие№4

«Зайчик в гостях у ребят»

Цель: -учить детей самостоятельно составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент.

- закреплять умение различать один и много предметов; знание геометрических фигур

-упражнять в группировке предметов по цвету, форме, величине.

МАРТ

Занятие №1

«Нарядное платье для мамы»

Цель:- формировать умение выделять, выбирать и называть по цвету и форме;

-ориентироваться в окружающем пространстве

закреплять синий цвет

упражнять в рисовании ватными палочками;

продолжать развивать тактильные ощущения и мелкую моторику;

-учить наносить точки по всему листу.

Занятие №2

«Витаминный салат»

Цель:- закрепить названия некоторых фруктов, учить выделять их

характерные свойства: цвет, форму, размер путем зрительного и осязательного обследования;

учить детей находить парные предметы.

-развивать речевую активность;

-продолжать учить определять часть и целое

Занятие№3

«Солнечный круг»

Цель:-закрепление геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник);

-учить подбирать предметы, ориентируясь на цвет.

-выявить, в какой мере предшествующие занятия сформировали

у детей отношение к цвету как к характерному признаку определенных предметов.

-развивать чувство цвета, творчества.

-воспитывать умение доводить начатое до конца

Занятие №4

«Строим башню»

Цель:-продолжать знакомить детей с основными цветами (синим, желтым) ;

развивать умение выбирать предметы с ориентировкой на их цвет, величину;

закреплять умение строить из кубиков башню, понимать слова "строить", "башня", развивать пространственное мышление;

-развивать внимание, мелкую моторику, интерес к различным формам деятельности с предметами и игрушками.

АПРЕЛЬ

Занятие №1

«Паровозик из Ромашково»

Цель:-формирование понятий «много», «один»;

закрепление умения группировки однородных предметов по цвету, выделению и выбору предмета с заданным свойством;

-обучение дифференцировке синего и красного цветов.

-упражнять детей в назывании основных цветов;

формировать интерес к игре с цветом, ориентировку на цвет;

Занятие №2

«На зеленом, на лугу разноцветные бабочки летают»

Цель:- продолжать закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании;

учить подбирать фигуры по образцу, используя приём накладывания;

-закреплять название цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный, белый

-формировать эмоциональное отношение к ярким цветовым пятнам.

Занятие №3

«Что лежит в мешочке»

Цель:- развивать исследовательские действия руки, вынимая предметы на ощупь из мешочка;

закрепить умение ориентироваться в однородных предметах разных величин: большой, поменьше, маленький, подбирая их;

продолжать обогащать чувственный опыт при действии предметами определенной формы и разной величины, называя их физические свойства;

развивать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук;

закрепить название геометрической фигуры – круг.

Занятие №4

«Матрешки»

Цель:- Упражнять детей в определении и названии цвета (красный, желтый, зеленый, синий, посредством зрительного обследования, сравнения.

-учить детей группировать предметы по цвету.

-воспитывать любознательность, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями.

-развивать крупную и мелкую моторику.

МАЙ

Мониторинг

Цель: Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец г