Главные вкладки
Ата-әсәләргә ярҙамға
Чтение развивает у ребенка навыки выразительного и аргументированного высказывания своего мнения и понимания точки зрения других людей.Чтение способствует развитию речи, пополняет словарный запас и расширяет кругозор, что способствует более качественному и разнообразному общению с окружающими. Читать детям -значит учить их анализировать, размышлять. Чтение помогает развивать логическое мышление, учит понимать причинно-следственную связь.
Уважаемые родители, давайте читать вместе!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_no1.docx | 420.09 КБ |
konsultatsiya_no2.docx | 88.38 КБ |
chto_chitat_detyam_doshkolnikam.docx | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ ДЕТЯМ КНИГИ?»
Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.
Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.
Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.
Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.
Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки- став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает речь, фантазию.
Считается, что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции чтения вслух. Плохо так же, когда ребенка заставляют читать в раннем детстве, ожидая от него больших успехов, это может отбить охоту у ребенка к чтению. Но не отказывайте ребенку, когда он просит послушать, как он сам читает.
Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний.
Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.
Как правильно читать детям.
Дети в возрасте пяти-шести лет любят семейные традиции, и с удовольствием их поддерживают. В этом возрасте как раз время прививать детям любовь к книгам. Для этого нужно чтоб ежедневные чтения книг стали традицией, которую ребенок пронесет потом через всю жизнь. Постарайтесь понаблюдать за ребенком, и найдите время тогда, когда малыш спокоен и готов принимать от вас информацию в виде прочтения книг. У детей такие моменты спокойствия припадают на вечерние или послеобеденные часы. Ребенок в таком возрасте уже умеет сосредоточить внимание на одном достаточно длительное время, и читать им можно уже на протяжении часа. Если это не так и ребенку сложно сконцентрироваться и он постоянно отвлекается, то вам не стоит читать слишком долго, а также полезно будет поделать упражнения для развития внимания.
Нужно помнить о том, что детям в возрасте 5-6 лет читать нужно с эмоциями, с выражением, особое внимание уделяйте конкретным вещам (природа, персонажи). Дети в этом возрасте обладают прекрасным умением фантазировать, воспользуйтесь этим, и просите ребенка продолжить рассказ, сказку. Не забывайте о чтении в ролях, это поможет хорошо развить память, риторику.
Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).
Читайте вместе-читайте с удовольствием!
Предварительный просмотр:
РОЛЬ КНИГИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Мы живем в совсем ином мире и порой не можем остановиться в нашем скоростном 21 веке, чтобы заглянуть в себя, в свой внутренний мир, который должен быть богаче, чем телевизор и компьютер. А богатой наша душа может быть только от общения с хорошим человеком и хорошей книгой. Сейчас родители жалуются на то, что дети перестали читать, а порою не задумываются о том, а что они сделали для того, чтобы книга была ребенку интересна и необходима.
Что читать, как научить ребенка читать, как поддержать интерес к чтению. Это забота не только родителей, педагогов, библиотекарей - это забота о будущем России, сегодня это понимают на государственном уровне.
Роль книги в развитии и воспитании детей.
Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.
Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью. И совместное чтение дает такую возможность.
Аспекты развития ребенка, затрагивающиеся в процессе совместного чтения.
· Удовлетворение потребности в безопасности. Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности.
· Чувство ценности и значимости своего «Я» и своих интересов. Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).
· Формирование ценностей. Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.
· Отреагирование значимых переживаний. Книга – это и средство отреагирования (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний.
· Обучение новым или необходимым моделям поведения. Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.
В чем именно польза чтения?
Прежде всего, чтение развивает речевые способности и напрямую влияет на качество и количество словарного запаса. Благодаря чтению человек учится концентрировать внимание, тренирует память. Книга способствует развитию образного мышления и обучению грамоте. Ведь во время чтения человек запоминает правильное написание слов и применение их в определенном контексте.
Благодаря книге у человека обретает навыки глубокого мышления и анализа. Появляется способность читать между строк, улавливать двойной смысл. Также чтение литературы развивает остроумие. Чтение вслух развивает у малыша способности оратора.
Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Книги помогают ребенку познать самого себя.
Книга объединяет поколения. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
Чтение - самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.
Предварительный просмотр:
ЧТО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ????
Существует огромное множество книг. Круг детского чтения также постоянно пополняется и расширяется. Что делать молодым родителям, как выбирать книги? Все книги ни перечитать, ни приобрести невозможно, однако существует так называемый «Золотой фонд», который содержит самые лучшие книги, которые помогут ребенку всесторонне развиваться. Имея опыт знакомства с лучшими произведениями, легче сориентироваться в современных книгах.
Выбирая книги для чтения дошкольнику, следует обратить внимание на следующее моменты.
1 Интереснее всего для любого человека информация, о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях». Далее — книги о природе, животных, приключениях и т,д.
2. Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится - лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка. Поэтому сделаем вывод: постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать ребенку. Вспомните книги, которые читали в детстве вам, спросите у своих родителей, опросите знакомых, что они читают своим детям.
3. Каждый ребенок является индивидуальностью. Значит, интересы ребенка могут отличаться от ваших. Не нужно несильно пичкать ребенка тем, что он отвергает. Например, ваш ребенок категорически не хочет слушать вашу любимую книгу Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". После нескольких попыток отложите чтение этой книги на следующий раз. Ищите то, что понравится, предлагайте разные варианты, и вы обязательно найдете то, что будет по вкусу ребенку, или же ждите, пока он «дорастет» до предложенной книги. Да, это бывает утомительно, но без этого не обойтись.
4 Что интересно одному ребенку, может совершенно не нравиться другому. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает ваш ребенок.
5. Выберите правильное время для чтения. Не читайте насильно. Если ребенок хочет поиграть, побегать, предоставьте ему такую возможность, а для чтения подойдет и вечернее время, и послеобеденное. Главное, чтобы ваше чтение не становилось наказанием, насилием, неприятным занятием.
6. Читая книгу, важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше чуть меньше, но регулярно (каждый день по 10-15 минут).
7. Для дошкольника очень важно перечитывание. Не отказывайтесь перечитать любимую книгу в 5-10-й раз. Даже взрослый человек при перечитывании художественного произведения каждый раз замечает новые смысловые нюансы, особенности. Для дошкольника перечитывание создает ситуацию комфортности. Он знает, что будет, заранее радуется поворотам сюжета и обращает внимание на отдельные слова и Фразы. Можно сказать, что ребенок, требующий неоднократного перечитывания, с литературоведческой точки зрения ведет себя как «правильный» читатель. Только такое поведение дает возможность проникнуть в сущность произведения.
8. Нет жесткого разграничения в чтении младшим дошкольникам и старшим. Если в опыте ребенка не было книг для младших, вы можете со старшими детьми спокойно начинать знакомство с них. Те, у кого дома есть несколько детей разного возраста, наверное, замечали, как старшие с удовольствием слушают произведения для младших, активно их воспринимают, обсуждают, проговаривают, создавая тем самым очень благоприятную ситуацию примера и повторения, помогая тем самым младшим лучше понять их содержание.
Что читать детям младшего дошкольного возраста
(младшая, средняя группы, 3-5 лет)
1. Русские народные сказки о животных.
2. Сказки разных народов о животных.
3. Бременские музыканты. Братья Гримм.
4. Красная шапочка. Ш.Перро.
5. Три медведя. Л.Толстой.
6. Стихотворные сказки К. Чуковского.
7. Доктор Айболит (в прозе). К.Чуковский.
8. Стихотворные сказки С.Маршака.
9. Кто сказал «Мяу». Мышонок и карандаш. И др. В.Сутеев.
10. Рассказы Л.Толстого («Котенок», «Галка хотела пить», «Лев и собачка», «Пожарный собаки» и др.)
11. Что я видел. Б.Житков.
12. Сказка про храброго зайца. Д. Мамин-Сибиряк.
13. Сказки А.Пушкина.
14. Дюймовочка. Сказки Андерсена.
15. Приключения Буратино. А Толстой.
16. Капризка . В. Воробьев.
17. Чебурашка и крокодил Гена. Э.Успенский.
18. Аленушкины сказки. Д. Мамин-Сибиряк.
19. Рассказы. Н.Носов.
20. Паровозик Пых. Т.Крюкова.
21. «Паровозик из Ромашково». Г. Цыферов.
Что читать детям старшего дошкольного возраста
(старшая, подготовительная группа, 5-7 лет)
1. Сказки. А.Пушкин.
2. Аленький цветочек. С.Аксаков.
3. Лягушка –путешественница. В.Гаршин.
4. Приключения Буратино. А.Толстой.
5. Аленушкины сказки. Серая шейка. Д. Мамин-Сибиряк.
6. Чиполлино. Дж. Родари
7. Капризка . В. Воробьев.
8. Маугли. Р.Киплинг.
9. Дядя Федор, кот и пес. Э.Успенский.
10. Соленый пес. Ф. Кнорр.
11. Слепая лошадь. Ушинский.
12. Гадкий утенок. Андерсен.
13. Путешествие Нильса с дикими гусями. С.Лагерлёф.
14. Рассказ о неизвестном герое. С. Маршак.
15. Необыкновенные приключения Карика и Вали. Я.Ларри.
16. Рассказы. Н.Носов.
17. Лёлишна из третьего подъезда. Л.Давыдычев.
18. Приключения Незнайки и его друзей. Н.Носов.
19. Денискины рассказы. В. Драгунский.
20. Волшебник изумрудного города. А. Волков.
21. Уральские сказы. П.Бажов.
22. Маленький принц. А. Сент-Экзюпери.
23. Конек – горбунок. П.Ершов.
24. Волшебные русские народные сказки.
25. Тридцать восемь попугаев. Г.Остер.
26. Филиппок. Акула. Прыжок. и др. Л.Толстой.
27. Ванька. А.Чехов.
28. Воробьишко. Про Иванушку –дурачка. Самовар. М.Горький.
29. Двенадцать месяцев. С.Маршак.
30. Дедушка Мазай и зайцы. Н.Некрасов.
31. Тема и Жучка. М.Гарин-Михайловский.
32. Снежная королева. Г-Х.Андерсен.
33. Детство Никиты. А. Толстой
34. Песнь о вещем Олеге. А.Пушкин.
35. Мифы Древней Греции.
36. Ташкент - город хлебный.
37. Маленькая Баба-Яга. Отфрид Пройслер.
38. «Королевство кривых зеркал». В.Губарев.
39. Алиса в стране чудес. Алиса в Зазеркалье. Льюис Кэрролл.
40. Малыш и Карлсон, который живет на крыше. А.Линдгрен.
41. Руслан и Людмила. А. Пушкин.
42. Пеппи Длинныйчулок. А.Линдгрен.
43. Винни-Пух и все-все-все. А. Милн.
44. Цикл рассказов про Лелю и Миньку. Михаил Зощенко.
45. Ослик Мафии и его друзья. Энн Хогарт.
46. Муми-тролль и комета. Туве Янссон.
47. Тутта Первая и Людвиг Четырнадцатый. Ян Экхольм.
48. Приключения барона Мюнхаузена. Распэ Э.
Приятного чтения!