классное руководство
Материал рассказывает об организации самоуправления в классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
модель классного самоуправления со сменой поручений | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 2 с. Дивное»
Выступление на методическом объединении
классных руководителей
Организация классного самоуправления
Подготовила классный руководитель 7 Б класса
Заварухина Г.А.
2011-2012 учебный год
Суть: класс разбит на команды, каждая из которых в течение месяца выполняет одно из общественно необходимых дел. В конце месяца работа команд обсуждается и оценивается.
Цель: обеспечение действенной и саморегулирующейся системы самоуправления в классе.
Подцели: развитие креативности, формирование компетентности, воспитание ответственности.
Технология.
Такт первый. Мотивирование.
Классный руководитель доводит до детей саму идею Эстафеты важных дел, а именно: что это за дела, чем они важны, и почему целесообразно создание эстафетных команд.
На свете есть масса интересных и увлекательных занятий! Мы любим путешествовать, обожаем праздники, погружаемся в чтение, получаем удовольствие от общения, достигаем высот в искусстве, покоряем спортивные вершины и создаем себе условия для полноценной релаксации.
Есть и такие действия, которые цивилизованный человек выполняет потому, что осознает их жизненную необходимость: он делает функциональным свое жилище, обеспечивает себе нормальное питание, беспокоится о своем здоровье, радеет о собственном благополучии и, конечно же, заботится о своих близких. Все эти дела, несомненно, важны, но становятся интересными или рутинными в зависимости от того, как к ним относиться.
Представьте себе, сколько времени мы проводим вместе, в школе! Да не просто проводим, а проходим трудный путь постижения научных знаний! Неужели мы позволим себе эту часть своей жизни прожить неуютно и безрадостно?! Давайте сделаем так, чтобы порядок в делах стал обычным и привычным, чтобы взаимное общение было интересным и полезным, чтобы каждый из нас чувствовал поддержку товарищей и сам готов был протянуть руку помощи. Ведь классный коллектив – это все и каждый, и так хочется, чтобы он стал для человека не «трясинным болотом», а «трамплином для взлета»!
Жизненный опыт показывает, что нормального существования коллектива надо наладить такие ежедневные дела:
Поодиночке все эти дела не потянуть, а вот в команде – вполне получится. Особенно, если команда знает, когда, что и как надо сделать: чтобы и время было потрачено рационально, и эффект был максимальным.
И здесь нам поможет принцип эстафеты: на каждое дело – команде месяц. По кругу передаем дела друг другу. И все при делах, и жизнь налажена.
Такт второй. Формирование команд.
Здесь важно, чтобы команды были приблизительно равноценными по количеству и по составу. При наполняемости класса в 13 человек -учеников в каждой команде не менее 4 и не более 5 человек,
Как разбить учеников по командам? Для этого проводится жеребьевка, которая распределяет ребят по командам.
Такт третий. Определение обязанностей
Староста
- Замещает классного руководителя в его отсутствие.
- Выясняет, кто и по какой причине отсутствует.
- Отвечает за состояние дисциплины на уроке.
- Обеспечивает связь класса с учителями и администрацией.
- Является представителем класса в школьных органах.
- Раз в неделю, в понедельник, просматривает дневники и проверяет их на предмет заполнения
Трудовая работа.
- Отвечает перед учителями за подготовку кабинета к каждому уроку.
- Составляет график дежурства по классу.
- Обеспечивает дежурство в конце дня.
- Контролирует работу дежурных по столовой.
- Проводит уборку закрепленной территории школ
- Следит за цветами
Команда культурно-массовой работы
- Формирует «сюрпризные группы» при подготовке к праздничным мероприятиям.
- Составляет список класса с указанием даты рождения каждого ученика по месяцам.
- Организует поздравление одноклассников с их днем рождения от имени всего класса.
- Готовит вместе с группами поздравление учителей с праздниками.
- Устраивает вместе с группами развлекательные мероприятия.
- Готовит выступления к классным часам.
Спортивная работа
1. Поддерживает связь с учителями физкультуры, сообщает классу обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях.
2. Составляет заявки и списки класса для участия в спортивных соревнованиях.
Такт четвертый. Определение критериев оценки.
Для Эстафеты важных дел пятибалльная система оценки не годится. Детям должна быть недопустима сама мысль, что важные дела могут выполняться «не совсем, на четверочку» или «как-нибудь, на троечку». Поэтому критерии оценивания вытекают не из количественных, а из качественных характеристик, а именно:
- Креативно – дело сделано с творческим подходом, неординарно, не просто эффективно, а эффектно.
- Компетентно – команда работала «со знанием дела», самостоятельно находя пути решения возникающих проблем.
- Ответственно – команда выполнила все, что требовалось, дело сделано.
- Никак – дело не сделано или сделано халтурно. (Бывает и такое)
Такт пятый. Заход на первый круг.
В классном уголке помещается схема: она в виде круга из трех звеньев, соединяющихся стрелками. Принципиально важно: по кругу идут не команды, а именно дела. Взрослым знакомо слово «циклограмма», но детям интереснее «эстафета». Они должны осознавать, что, передавая друг другу дела, команды «замыкают круг», не позволяя «выпасть» ни одному из звеньев.
И на старте, и в течение всех месяцев классному руководителю важно не просто держать ситуацию под контролем, а обеспечить надежные опоры: с каждой командой обсудить предстоящую работу, напомнить, подсказать, помочь найти ресурсы, помочь команде сплотиться, а иногда – и помирить, сгладить возникшие разногласия. То есть, не навязывая собственное руководство, по возможности создать ситуацию успеха.
Такт шестой. Обсуждение итогов.
Это обязательный и наиболее важный этап в организации самоуправления. Как бы ни хотелось и детям, и учителю «развесить ценники», необходимо сначала коллективно обсудить все действия команд, а уже потом отразить общее мнение в оценках.
На первых порах рефлексивный анализ занимает довольно много времени, поэтому целесообразно распределить его во времени. При этом можно предложить детям достаточно известную технологию «цветных шляп»:
- Красная шляпа – тот, кому она досталась, должен начать свое оценочное суждение со слов: «Я в восторге от того, что…»
- Синяя шляпа – ее обладатель начинает так: «Меня удивило то, что…»
- Зеленая шляпа - примеривший эту шляпу говорит: «Я надеялся, что …»
- Желтая шляпа – дает возможность своему носителю высказать пожелание: «Хотелось бы, чтобы…»
- Есть еще шляпа белая (все достоинства) и
- шляпа черная (все недостатки).
Но понятно, что эти шляпы в зависимости от обстоятельств «надевает» сам классный руководитель. Он – не простой участник обсуждения. Дети доверяют учителю, его мудрости и опыту, и именно эти качества не только дают ему право «раздавать шляпы» (настоящие или символические), но и обязывают предостерегать от однозначности оценок, не допускать черно-белого деления на «хорошо» и «плохо».
Самое главное, чтобы обсуждение итогов не превращалось в долгое и нудное разбирательство: что не так сделали, и кто виноват. Задача классного руководителя –деликатно поговорить об упущениях и акцентировать внимание на достоинствах, чтобы у детей возникало не чувство зависти или ревности, а желание научиться и достичь успеха.
Такт седьмой. Смена власти.
По истечении месяца команды переизбираются, это обязательное условие. Смена функций каждого ребенка формирует одну из важных компетентностей – умение организовать работу в группе и ответственность за порученное дело
Такт восьмой. Последняя точка.
Хорошо то, что хорошо кончается. Важные дела не кончаются никогда, но на пути у коллектива должны быть расставлены какие-то вехи. Таким знаковым событием может, например, стать публичное выступление перед родителями в конце учебного года, когда команды в интересной неформальной форме рассказывают о себе и самых интересных делах.. Можно устроить символическое награждение команд и лучших командиров, например, фотографирование.
Такт девятый. Многоточие.
Создание действенной и саморегулирующейся системы самоуправления – сложный и не всегда предсказуемый процесс. Для того, чтобы эта система не просто функционировала, а еще и работала на сплочение коллектива, на развитие каждого ребенка, она сама должна быть открытой для обсуждения и внесения корректив. И в конце учебного года надо найти время, чтобы не только подвести итоги, но и вместе подумать над тем, что стоит оставить, что изменить, а от чего просто отказаться в следующем учебном году.
ЭСТАФЕТА ВАЖНЫХ ДЕЛ
ЭСТАФЕТА ВАЖНЫХ ДЕЛ | КРЕАТИВНО |
КОМПЕТЕНТНО |
ОТВЕТСТВЕННО |
НИКАК |
дата | Староста | Культурно-массовая работа | Спортивная работа | Трудовая работа |
06.09.11 | Патета Владислав | Дзюба Кирилл Подкопаева Ольга Ветрова Анастасия Абдуллаев Саид | Борисенко Дмитрий Колосов Михаил Ковалева Наталья Нестеров Александр | Акентьева Надежда Петровский Герман Коваленко Наталья Кормильцев Илья |
05.10.11 | Коваленко Наталья | Абдуллаев Саид Борисенко Дмитрий Подкопаева Ольга Нестеров Александр | Дзюба Кирилл Ковалева наталья Кормильцев Илья | Петровский Герман Колосов Михаил Ветрова Анастасия Патета Владислав |
староста