Доклады


Предварительный просмотр:

              «Педагогика Монтессори. Вчера, сегодня, завтра»

     Мария Монтессори родилась в 1870году, в Италии, в строгой религиозной семье.
  В 14 лет начала интересоваться математикой. Родители хотели, чтобы она стала учительницей, но в то время Марии хотелось стать инженером и она стала обучаться  в технической школе, куда принимались только мальчики. Затем Мария поступает в медицинский университет, с успехом заканчивает его и становится первым в Италии женщиной врачом.
 Последние 2 года обучения Мария изучала педиатрию и психиатрию, работала в службе скорой помощи, педиатром-консультантом. Именно в это время она решает спасать детей которые считались безнадежными, умственно отсталыми. Опираясь на  труды  врачей, педагогов и свой опыт, она начала по крупицам создавать свою систему. Первые успехи Монтессори стали отмечать, когда эти дети легко сдавали экзамены, которые были ориентированы на «нормальных детей». Вскоре, при поддержке влиятельных людей, Мария стала применять свою методику и с нормальными детьми и в 1907г была открыт первый «Дом ребенка». Монтессори  стала экспертом именно в детской медицине и одной из первых женщин в истории Италии получила звание доктора наук.

      Так в чем же заключается суть этой уникальной методики?  Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Метод состоит из трех основных частей: ребенок, окружающая среда, воспитатель. Основная идея метода заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную окружающую среду с Монтессори- материалами. В Монтессори-материалах заложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Задачей же воспитателя является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти своим собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал. Меньше всего требований Монтессори предъявляет к ребёнку.  Смысл основных идей Мотессори- стимулировать ребенка к самовоспитанию, саморазвитию, самообучению. Роль воспитателя (учителя) состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. Главный принцип «ПОМОГИ МНЕ СДЕЛАТЬЭТО САМОМУ!» Система Монтессори предоставляет каждому ребенку поистине безграничную свободу выбора. Каждый ребенок  здесь может по собственному усмотрению решать, чем бы ему хотелось сегодня заняться: счетом, буквами, постирать или посадить цветок. Еще одна ключевая особенность Монтессори-педагогики: дети занимаются в разновозрастных группах. В одном Монтессори-классе рядом работают 2-летний и 4-летний малыш, они не мешают, а наоборот, помогают друг другу. Монтессори-система дает ребенку основательную базу для формирования личности, огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, навыки общения в социуме и внутреннюю  дисциплину.

     Что же мы имеем на сегодняшний день?

     Новая история Монтессори-педагогики в России началась лишь в 90х годах, после образовательного фестиваля в Крыму. В октябре 1991 года в Москве открылась экспериментальная Монтессори-школа для маленьких детей. Постепенно открывались новые детские сады, построенные на этом. Сегодня только в Москве насчитывается порядка 20 таких детских садов и экспериментальных групп в традиционных садах. Всего же идеи Марии Монтессори в России воплощают в жизнь около 530 учебных заведений и отдельных групп, действующих во всех регионах нашей страны.

    Принципы ФГОС Российского современного дошкольного образования практически во всем совпадают с принципами педагогической системы Марии Монтессори: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;  построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество Организации с семьей;  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условиям, требований, методов возрасту и особенностям развития).

    Я решила применять в работе с малышами методику Монтессори, т.к. считаю ее актуальной и востребованной. Согласитесь, у многих детей старшего дошкольного возраста в недостаточной мере сформированы логика, мышление, внимание, восприятие, дети социально неадапрированны, не имеют своего мнения, не умеют сделать выбор, отстоять свою точку зрения. Я считаю, что начиная применять данную методику с раннего возраста можно избежать подобных проблем в будущем.

    Конечно же, полностью перейти на работу по системе Монтессори мы не можем по ряду причин.  Во первых, потому что Монтессори-материалы требуют больших затрат. Но многое мы можем создать сами и пример этому моя группа. Практически все пособия и материалы сделаны своими руками.(фото). Во вторых, данная система требует специально подготовленных, обученных Монтессори-педагогов. Подготовка одного такого специалиста оценивается около 2-х миллионов рублей! Но мы с вами можем изучить методику самостоятельно или на курсах и успешно применять ее на практике. В третьих, методы Монтессори не совсем вписываются в традиционную систему образования. Где в группе или классе дети приблизительно одного возраста и уровня подготовки и этот состав сохраняется в основном на весь период дошкольного и школьного обучения (по Монтессори должна быть разновозрастная группа). Где группа или класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Где занятие или урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего дети работают с одним и тем же материалом  (по Монтессори, ребенок сам должен выбирать чем ему заниматься). Где работой на занятии или уроке руководит педагог: он оценивает результаты обучения, уровень обученности каждого воспитанника или ученика (по Монтессори, педагог занимает второстепенное место в процессе обучения и воспитания, он может только стимулировать ребенка к саморазвитию и самообучению).  Учебный год, учебный день, расписание занятий или уроков, перерыв между занятиями и перемены - вот атрибуты  системы образования от которой мы не можем отказаться. Но, мы можем добиваться своих целей не нарушая привычной системы, а внедряя новое! А именно педагогические методы Монтессори и элементы ее системы.

     В своей работе с младшими дошкольниками, а у меня разновозрастная группа, я это успешно применяю. Любой ребенок от 2х до 4х лет может найти себе здесь занятие по интересам и желаниям.

    Изготовленные своими руками и приобретенные Монтессори–материалы, прошедшие многолетнюю апробацию в детских садах всего мира, не являются просто материалами для манипуляций и развлечения детей.

    Каждый из них имеет глубокое дидактическое значение, направлен на самостоятельное освоение детьми новых понятий, нахождение закономерностей, исследование свойств. Это – автодидактические материалы.

    После моего показа (презентации)  алгоритма работы с ними, дети осваивают его самостоятельно, позднее находят другие способы работы, выполняют различные  упражнения. При этом и происходит самообучение ребенка.

   Такое самообразование гибко сочетается с индивидуальными и подгрупповыми занятиями, которые мы проводим на основе уже полученных ребенком знаний во время самостоятельной работы  с материалами.  

    Хочу обратить внимание на то, что все материалы имеются только в одном экземпляре.  Это помогает детям научиться простым, но важным в жизни социальным навыкам таким как умение договориться, бесконфликтно общаться, уважать выбор другого, терпеливо ждать. Когда одновременно два ребенка хотят поработать с одни и тем же материалом, им предстоит разрешить эту ситуацию, сначала с помощью педагога, который покажет им, как можно обсудить и решить, кто будет работать первым, а затем неоднократно отрабатывать этот навык в подобных ситуациях самостоятельно.

    Созданная нами предметная среда конечно же трансформируется в соответствии с потребностями детей. Но и наши дети сами являются творцами среды. Прежде всего, выполняя правило порядка -любой предмет имеет свое место, и после занятия с ним должен вернуться на это место! Малыши поддерживают среду в рабочем состоянии, они становятся ответственными за то, что дидактический материал, которого ждет для работы другой ребенок, должен быть приведен в первоначальный вид и положен на свое место. Так мы вырабатываем в детях саморегуляцию и осознанную самодисциплину.

   Конечно, нельзя не отметить тот факт, что в педагогике Монтессори отсутствует игра, как основной вид детской деятельности. Присутствуют только дидактические и настольно-печатные игры. Нет детского творчества, музыкального воспитания, наблюдений в природе, общения с книгой. Но эта система настолько гибкая и пластичная, что мы с легкостью подстраиваем ее под существующий образовательный процесс.

    Я глубоко убеждена, что как  вчера и сегодня, так и завтра методика Монтессори и ее педагогические принципы будут актуальны. Феномен педагогики М.Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремление исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, в формировании сознательного послушания и дисциплины, тренировки воли, высокого чувства ответственности, трудолюбия и стремления к самосовершенствованию.

     Как в настоящем, так  в будущем, общество нуждается в умных, активных, волевых, самодостаточных, уникальных, социально адаптированных личностях. Педагогическая система Марии Монтессори как нельзя лучше подходит для повышения качества образования и воспитания детей, для придания процессу образования гуманистического, личностно-ориентированного характера.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Светлячок»

Муниципальный семинар - практикум «Современные технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста»

Доклад «Социальная акция, как одна из форм эффективной социализации дошкольника»

Подготовила: Кубарева А.А,

старший воспитатель

Усть-Ордынский, февраль 2023г

Одна из главных задач воспитания, которую ставит перед собой любой воспитатель – социализация воспитанников. Процесс этот долгий,  длится, наверное,  всю жизнь, но у его истоков стоит детский сад. Именно здесь дети учатся дружить, играть, начинают чувствовать себя членами большого детского коллектива, здесь формируются основы патриотических чувств детей.   От того, насколько успешно будет решена задача социализации, зависит  эффективность   самореализации наших малышей в школе и в дальнейшей жизни.

     В своем саду для работы в этом направлении мы выбрали одну из технологий Н.П.Гришаевой «Социальная акция».

Что же такое акция? Акция – это социально значимое, комплексное мероприятие, действие для достижения какой-либо цели. Это эффективные формы работы, которые направлены на развитие нравственных и личностных качеств дошкольников, и предполагает работу по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями. В ходе акций дошкольники получают знания, формируют навыки культуры, активную жизненную позицию Акции служат хорошей пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. Социальная акция - одно из направлений позитивной социализации дошкольников.

    «Социальная акция» проводится ежемесячно и чаще всего за пределами детского сада. Она напрямую связана с «Ситуацией месяца» тематически и методически, так как позволяет в полной мере развивать саморегуляцию и самоопределение как у детей, так и у взрослых в процессе её проведения.

Каждая акция начинается с информирования дошкольников и родителей о цели, этапах и времени её проведения. На «Ежедневных рефлексивных кругах» дети обсуждают степень своего участия в данном мероприятии, его задачи, планируют свои действия и действия своих родителей в осуществлении этого проекта.

Ежемесячное проведение «Социальной акции» показало, что каждая последующая акция привлекает всё большее число родителей — от 10 % в начале работы и до 50-70 %  в конце. Однако это происходит лишь при правильной организации. Что бы проведение социальной акции прошло успешно, нужны условия:

• соблюдение принципа добровольности, проявлении заинтересованности самих воспитателей;

 • доступность детям смысла акции;

• акция должна быть доведена до практического конца, а дети, родители и воспитатели должны получить удовлетворение от её проведения;

• предварительно необходимо провести опрос родителей по поводу их участия в социальной акции.

Немаловажно и социальное содержание этих ситуаций, так как в различных регионах, городах или дошкольных организациях оно будет различным.

Ну и конечно Важным условием и успехом акции является мотивация.

     Направление и тематика акций может быть самой разнообразной:

- помощь другим людям («Добрые дела», «Кораблик доброты», «Открытка для ветерана», «Письмо солдату»);

- экология («Большое дело для маленького друга», «Покормим птиц зимой», «Вредная батарейка», «Озеленим сад вместе», «Очистим берег реки»)

- окружающий социальный мир («Детский сад-цветущий сад», «Безопасная дорога», « Стань заметным на дороге»);

-  значимые даты и праздники ( «Сирень Победы», «Добрые дела к Новому году») и т.д.

      Основные этапы проведения социальной акции:

1 этап подготовительный – мотивация, разработка плана по достижению цели, сбор информации, накопление материала, смета расходов

2 этап организационно-практический – планируемые действия. Реализация сценария социальной акции.

3 этап аналитически-завершающий. Данный этап подразумевает подведение итогов социальной акции, рефлексия

    Почему мы выбрали именно эту форму работы ?Акции направлены на :

-формирование активной жизненной позиции

-освоение норм и правил общения и поведения детей со взрослыми и друг другом, развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе.

-обучение навыкам безопасного поведения в потенциально опасных для ребенка ситуациях.

-развитие умения коллективно трудиться и получать от этого удовольствие.

-освоение детьми на начальном уровне социальных ролей и самоопределение в этих ролях.

-развитие способности к принятию собственных решений – на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.

   Проводимые в рамках акции мероприятия позволяют реализовать принципы интеграции и системности через комплекс различных видов деятельности, данная форма работы развивает у дошкольников положительную эмоциональную сферу, помогает привлечь родителей в жизнь своих детей в детском саду, помогает найти тесную взаимосвязь между родителем и дошкольной организацией, привлекает родителей к сотрудничеству и помощи своему ребенку в социальной адаптации в жизни.

    Перед началом работы мы провели анкетирование родителей. В опросе участвовало 22 человека

Как вы считаете, нужно ли формировать в ребенке активную жизненную позицию?

Да, конечно (22 чел)

Нужно ли родителям участвовать в социальной адаптации ребенка?

Обязательно (21 чел)

Нет, он сам должен пройти адаптацию в социуме (1 чел)

Какие из предложенных форм работы вас заинтересовали или вы считаете более необходимыми во взаимодействии детского сада и семьи?

Тематические собрания (4 чел)

Индивидуальные консультации (6 чел)

Участие родителей в облагораживании ДОУ (1 чел)

Совместные праздники для детей и родителей (10 чел)

Домашние задания- сделать поделку, подобрать материал по теме и тд (6 чел)

Участие в совместных с ДОУ общественных мероприятиях (12 чел)

Согласны ли вы с тем, что соц действительность отдалила вас от своего ребенка?

Нет, я очень близка со своим ребенком и всегда принимаю участие в его жизни (12 чел)

Да, согласна, но это потому, что мне не хватает времени (10 чел).

    Проанализировав полученные ответы, мы пришли в выводу, что работа в данном направлении будет эффективна и интересна и детям и родителям, что она актуальна и поможет воспитанникам в вопросах социализации.

    Первой нашей акцией стала «Озеленим сад вместе!». Цель акции- оставить после себя след в виде вечнозеленого дерева, облагородить территорию ДОУ. Саженцы сосны нам любезно предоставил «Лесхоз».

    Следующая акция «Добрые дела». Она направлена на воспитание в детях положительного отношения к окружающему миру, другим людям, чувства сострадания, желание помочь детям попавшим в сложные жизненные условия.

    Также мы провели экологическую социальную акцию «Покорми птиц зимой». Родители вместе с детьми смастерили кормушки, принесли запас корма и мы вместе с детками развешали кормушки на площади Ленина.

    Перед новым годом мы планировали посетить дом престарелых с праздничным концертом, но из за ковида их закрыли на карантин. Мы записали наши выступления на видео, приготовили небольшие поделки и испекли вкусное печенье. И в ответ нам прислали вот такой «привет»

   Так же мы делаем первые шаги в волонтерство. Старшие дети с большим удовольствием помогают малышам. Сначала с освоении культурно-гигиенических навыков, культуры поведения за столом, сопровождении на мероприятия, а затем в планах принимать участие в занятиях, в совместных играх на игровых уличных площадках.

     В заключении хочется сказать, технология «Социальная акция» действительно работает в направлении вовлечения и сплочения всех участников образовательного процесса. Мы действительно убедились в ее эффективности- родители стали проявлять активность к жизни группы и сада в целом, стали ближе к воспитателю, стали интересоваться что же происходит у ребенка в коллективе. Работайте с данном направлении и у вас все получится!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Светлячок»

Августовская конференция педагогических работников

ДОКЛАД

Тема: «Взаимодействие с социумом как фактор повышения образования в ДОУ в условиях реализации ФГОС»

Подготовила: воспитатель Кубарева А.А

Усть-Ордынский

 В наше время очень актуальна проблема социализации детей. В процессе становления личности многое зависит от того , сможет ли ребенок адаптироваться в обществе, сможет ли реализовать себя. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представления об многообразии человеческих отношений, рассказать им о нормах и правилах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут детям адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях.

Нужно отметить, что важную роль в решении этой проблемы играет педагог и педагогический коллектив ДОУ.

В программе развития ДОО делается акцент на качество, инновационность и открытость. Цель деятельности любого дошкольного образовательного учреждения в социуме - повышение качества дошкольного образования через доступность и открытость работы. Такое ДОУ расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти через социальное партнерство.

    Социальное партнерство в образовании– это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.

     Целью такого сотрудничества является: создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ базовой культуры личности, творческого потенциала, воспитанников, подготовка ребенка к школе и безболезненная адаптация к жизни в современном обществе. 

Задачи социального партнерства :
1.Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации.
2. Обеспечивать психоэмоциональное благополучие и здоровье участников образовательного процесса, использовать навыки социального партнерства.

3. Координировать и укреплять взаимодействие всех участников воспитательного процесса: воспитанников, педагогов, родителей, общественности.

  Условия реализации:
- партнерство внутри системы образования;
-  партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
-   расширение кругозора дошкольников за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы и т.д.)

   Социальными партнерами в воспитании и развитии детей нашего ДОУ являются:

  • семьи воспитанников;
  • образовательные учреждения: ДОУ поселка, СОШ № 1, 2.,УОАТ
  •  культурно-общественные учреждения: районная  библиотека, национальный музей , ЦДО
  • ГИБДД
  • МЧС
  • Районное управление образования

     Современное ДОУ это открытая социальная система, способная реагировать на изменения внутренней и внешней среды, поэтому мы считаем, что  важным  условием развития нашего детского сада является активное взаимодействие с социумом.

    Социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.

     Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:

-добровольность

-равноправие сторон

- учета запросов общественности;

- сохранения статуса учреждения в обществе;

- установления коммуникаций между детским садом и социумом;    

- соблюдение законов и других нормативных актов.

   Существенным признаком качества современного дошкольного образования является налаживание взаимодействия с семьями воспитанников, включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равно ответственных партнеров. ФГОС ДО нацеливает на взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Тем самым укрепляется психическое здоровье детей, обеспечивается открытость дошкольного образования и эмоциональное благополучие воспитанников.

   На современном этапе произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Поэтому целью нашего сотрудничества с начальной школой стала разработка единой системы работы по преемственности, направленную на успешную адаптацию ребенка к школе. Этого мы пытались до биться через участие в кустовых метод. объединениях.

     Так же наши дети участвуют в мероприятиях проводимых ДОУ поселка и всегда рады гостям. Так, в рамках проекта «Никто не забыт, ничто не забыто…» посвященному 9 мая, мы встречали воспитанников из д/с «Ёлочка»

     Взаимодействия ДОУ с национальным музеем        направлено        на реализацию патриотического        воспитание         дошкольников, на знакомство с социальной действительностью. Дети получают возможность получить научно –познавательную информацию, познакомиться, с историей родного края и поселка, с бытом и жизнью, с прошлым бурятского  народа через ознакомление с материальной культурой наших предков.  

   Тесное взаимодействие работников библиотеки и воспитателей дошкольного учреждения позволяет добиться эффективного педагогического результата- воспитание интереса к чтению, к художественной литературе, развитие интеллектуального и творческого потенциала воспитанников детского сада.  Мы организуем экскурсии в библиотеку различной тематической направленности, принимаем участие в различных конкурсах (чтение стихов,  творческие конкурсы, выставки книг, рисунков и т.п)

    Также нашим социальным партнером является Усть-Ордынский Аграрный Техникум. Целью нашего сотрудничества является формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок и уважительного отношения к разным видам рабочих профессий, представлений о социальной роли труда и значимости отдельных профессий в жизни общества формировании у них элементарного опыта профессиональных действий, что несомненно способствует ранней профессиональной ориентации.

     Кроме того, наши дети активно участвуют в праздничных мероприятиях- День учителя, 9 мая, о чем свидетельствуют благодарственные письма. С начала учебного года мы планируем запустить совместный пилотный проект «Первые шаги в мир профессий: инновационные технологии ранней профориентации».

     Конечно же нас не обходят стороной инспекторы ГИБДД и сотрудники МЧС. Проводятся различные мероприятия  просветительского и профилактического характера, беседы , лекции.

    Наш  сад активно и  продуктивно взаимодействуют  с районным отделом образования -  принимаем участие в  семинарах, практикумах ,конференциях , метод. объединениях, мастер-классах и тд, что  способствует повышению профессиональной компетенции  педагогов ДОУ.

   Опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума показывает, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию детей,  педагогов, родителей, делает образовательный процесс более эффективным, открытым и полным, повышает статус ДОУ в обществе, что в конечном счете ведет к повышению качества дошкольного образования. 

     В заключении хочется сказать, наш детский сад готов к  общению, к партнерству и сотрудничеству. Кроме официального сайта, вы можете посетить нашу страничку в социальной сети «Одноклассники».

Уважаемые коллеги, давайте использовать все возможности социума для повышения качества дошкольного образования , для развития и формирования социальных навыков детей, укрепления их здоровья и успешной адаптации воспитанников в обществе.



Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«Проблемы преемственности дошкольного образования и начальной школы  при решении вопросов развития математических представлений детей 6-8 лет и пути их решения»


«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».

В.А. Сухомлинский

Первое и главное требование начальной школы - сформированность у выпускников детского сада интереса к учебной деятельности, желания учиться, создание прочной базовой основы. Одно из главных требований к математической подготовке заключается в дальнейшем развитии мышления дошкольников. Математика - это глубоко логическая наука. Введение ребенка даже в начальную элементарную математику абсолютно невозможно без достаточного уровня развития логического мышления. На сегодняшний день школа постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности математическому, развитию детей. С целью совершенствования подготовки всех детей 6-7летнего возраста к школе организуются подготовительные классы при школах, подготовительные группы в детских садах. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества универсальных учебных действий, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Обеспечение более высокого уровня математического развития детей, поступающих в первый класс, их предварительная подготовка, безусловно, существенно влияют на качество усвоения учебного материала в школе. Поэтому такое серьезное внимание уделяется правильной организации учебно-воспитательной работы в детских садах, особенно в старшем дошкольном возрасте. Основная задача детского сада заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий.

Что же такое преемственность? Преемственность – это последовательный и непрерывный  переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий и результатов обучения и воспитания.  Учебно-воспитательная работа в детском саду и школе должна представлять единый развивающий процесс. Преемственность в работе дошкольных и школьных учреждений по математическому развитию ребенка предусматривает непрерывность в образовании, взаимосвязь в методах, приемах, формах и средствах обучения, согласованность содержания программ и др. Преемственность является одним из принципов обучения и воспитания. Создание целостной педагогической системы предусматривает своеобразие развития ребенка на каждом этапе, взаимосвязь этих этапов, где каждый последующий является органическим продолжением предыдущего. 

        На занятиях по математике в детском саду в старших группах начинают формироваться навыки учебной деятельности, что дает возможность ребенку безболезненно привыкнуть к школьному режиму работы и адаптироваться в новых условиях.

В чём же наблюдается преемственность?

Преемственность наблюдается в формах организации и методах обучения:

  • отказ от жестко регламентированной направленности обучения в детских учреждениях (статичных поз на занятиях, расположения столов в ряд по типу школьных, ответы по поднятой руке, пресечение инициативных высказываний в дисциплинарных целях.);
  • максимальное обеспечение двигательной активности детей на уроках физкультуры, больших переменах, а также в процессе внеклассной работы);
  • использование многообразия форм обучения «неурочного типа», включающих специфически детские виды деятельности на интегративной основе, объединение по подгруппам, по парам, фронтальная работа.;
  • создание развивающей предметной среды, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе, функционально моделирующую содержание детской деятельности;
  • широкое использование методов, активизирующих у детей мышление, воображение, познавательно-исследовательская, игровая, проектная деятельность, проблемное обучение, обучение на основе системно-деятельностного подхода (предполагает активность детей, когда знание не передается педагогом в готовом виде, а строится самими детьми в процессе их познавательной деятельности

    Какие же проблемы выявлены в обеспечении преемственности в вопросах развития математических представлений?

1. Рассогласование целей и принципов на дошкольном и начальном уровнях. Приоритетной целью обоих уровней должно являться личностное развитие ребенка.

2. Отсутствие согласованности в применяемых формах и методах в дошкольном образовании и начальной школе.

3.Не достаточно прочная подготовка детей к школе (часть детей обучается а ДОУ, часть в воскресных школах, часть дома).

4.Не достаточно развито внимание, усидчивость, логическое мышление, умение выражать и доказывать свои мысли, анализировать, обобщать, делать выводы.

   Программные требования образовательно-воспитательной работы Доу и школы должны быть связаны между собой, совершенствование преемственности в работе детского сада и школы обеспечит условия успешного обучения в первом классе. Дошкольные работники должны хорошо знать требования школы, при этом не только объем, содержание знаний, но их качественные особенности : какого характера знания и умения необходимы первокласснику. Вместе с этим очень важно .чтобы учителя школ достаточно четко представляли себе уровень подготовки детей к школе. В таком случае учитель будет знать , на что ему опираться и от чего отталкиваться.

     Чтобы переход от дошкольного обучения к школьному был безболезненным и эффективным, учителям начальных классов необходимо выполнять рекомендации:

1. Нельзя игнорировать объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для шестилетнего возраста.

2. Учитывать все рекомендации медиков и психологов во избежание переутомления и перегрузки детей.

3. Избегать резкого перехода к использованию новых методов и способов работы в процессе обучения малышей.

4. Использовать в своей работе дидактические, двигательные игры, игры-путешествия и т. д.

5. Постоянно поддерживать у учащихся интерес и стремление к занятиям, использовать разнообразные приемы стимулирования детей.

6. Не использовать авторитарные методы руководства в работе с младшими школьниками и их родителями.

7. Создавать условия комфорта, доброжелательности, прививать любовь к школе.

8. Работать в тесном сотрудничестве с воспитателями, психологами, родителями детей.

      В свою очередь работа воспитателей должна опираться на данные диагностики  динамики общего интеллектуального развития старших дошкольников, а также на результаты изучения состояния их здоровья, работоспособности и утомляемости. Для воспитателя подготовительной группы особое значение приобретает выявление этого уровня перед поступлением детей в школу. Этому способствуют индивидуальные беседы, дидактические игры и упражнения с детьми, выполнение ими специальных заданий и т.д.

      Воспитателям ДОУ следует ориентироваться на такие показатели:

- объем математических знаний и умений в соответствии с программой воспитания в детском саду;

- качество математических знаний: осознанность, прочность, запоминание, возможность использования их в самостоятельной деятельности;

- уровень умений и навыков учебной деятельности;

- степень развития познавательных интересов и способностей;

- особенности развития речи (усвоение математической терминологии);

- положительное отношение к школе и учебной деятельности в целом;

- уровень познавательной активности.