Этнокружок "Алтаргана"

Баяртуева Ирина Батуевна

Программа этнокружка "Алтаргана"  "Народные традиции общения как средство формирования межэтнической толерантности" предназначена для ознакомления учащихся средних классов различных социальных категорий с культурой и традициями бурятского народа, с организацией продуктивной коммуникации через знакомство с этнофольклором, народными традициями общения, этикетом бурятского народа, а также охватом детей во внеурочное время. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_etnokruzhka_altargana.docx38.32 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №50» г. Улан-Удэ

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Этнокружок «Алтаргана»

Разработчик: Баяртуева Ирина Батуевна,

учитель бурятского языка

МАОУ СОШ №50 г.Улан-Удэ,

                                                                  т.89021673281, garga7515@gmail.com

г. Улан-Удэ

2019 г.

Пояснительная записка

Направленность

Программа дополнительного образования этнокружка «Алтаргана» предназначена для ознакомления учащихся средних классов различных социальных категорий с культурой и традициями бурятского народа, с организацией продуктивной коммуникации через знакомство с этнофольклором, а также охватом детей во внеурочное время. Занятия в этнокружке должны способствовать интеллектуальному развитию учащихся, воспитанию нравственных, патриотических чувств, содействовать взаимопониманию и сотрудничеству в детском коллективе.

        Дополнительная общеразвивающая программа этнокружка «Алтаргана» (далее – программа) разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ «Об        утверждении        Порядка организации        и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от29августа2013г.№1008); в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к        устройству, содержанию        и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПиН2.4.4.3172от04.06.2014г.), с учётом методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих        программ (включая разноуровневые программы), разработанные Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с ГАОУВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» (письмо Минобрнауки РФ от18.11.2015 №09-3242).

В век цифровых технологий значительную роль в приобретении индивидом системы базовых умений культуры общения играет школа. Дополнительное образование этнокружка поможет обучающимся получить элементарные сведения по теории культуры общения, ознакомиться с этикетом бурятского народа, сформировать и развивать коммуникативно-этикетные умения, поможет выстроить правильную социальную среду.

        В ряду феноменов этнической культуры бурятского народа стоят народные традиции общения: повседневный, праздничный, церемониальный этикет, обычаи, обряды, ритуалы, церемонии, праздники, воспитательный потенциал которых носит огромный вклад в дело воспитания молодого поколения.

        Традиции общения бурят, их этнические основы и самобытные формы проявления почтительности, уважительности, сдержанности, доброжелательности, помощи, сочувствия, сострадания не только представителям своего народа, но и другим народам, населяющим регион, помогут заложить и развить базовые умения культуры общения, социализации личности школьников.

Таким образом, данный курс рассчитан на формирование культуры общения и обучения учащихся различных категорий в новых условиях цифровой среды, правильного формирования цифрового следа в рамках национального бурятского этикета, традиций и обычаев народов, населяющих регион.

Актуальность

В настоящее время по-прежнему остается актуальной задача проведения национально-культурной политики, сохранения и развития языков народов России.  Личность реализуется в среде национальной культуры, в среде родного языка. В современной ситуации возрождения и развития культурных традиций актуальными стали проблема народности воспитания, обновление содержания образования общечеловеческими и регионально-этническими компонентами в цифровой образовательной среде с использованием разных ИКТ технологий.

        В МАОУ СОШ №50 г. Улан-Удэ преподается бурятский язык как государственный с 2-9 классы. Изучение бурятского языка способствует развитию личности, речевой деятельности; приобщению детей к новому социальному опыту с использованием бурятского языка: знакомство школьников с культурой бурятского народа, детским фольклором, образцами детской литературы; формированию речевых, интеллектуальных, познавательных, творческих способностей учащихся с использованием цифровых технологий.  

Миссия дополнительного образования этнокружка – дать обучающемуся из числа различных категорий детей (дети-инвалиды, дети из малообеспеченных, многодетных семей, одаренные дети, дети не бурятской национальности, изъявившие желание дополнительно изучать бурятский язык, а также дети, чьи отцы находятся на СВО) средства для обретения самого себя, создать современные условия, в том числе цифровые, определяющие развитие личности, национального самосознания, воспитание гармоничного, толерантного развития личности школьника на основе духовно-нравственных ценностей,  исторических и национально-культурных традиций и обычаев народов региона.

Цели и задачи программы

Цели: Организация продуктивной коммуникации через знакомство с этикетом бурятского народа, развитие способности к межкультурному общению; подготовка к эффективной творческой самореализации в условиях цифровой образовательной среды и современного поликультурного пространства через диалог двух культур и знакомства с национальными традициями народов республики.

Приобретение в рамках дополнительного образования опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских, проектно-творческих работ с вовлечением в досуговую деятельность детей различных категорий.

Задачи:

Образовательные (предметные): развитие познавательного интереса к традициям и обычаям бурятского народа, формирование коммуникативных компетенций и рефлексивных навыков; умений самообразования, творческой и поисковой деятельности;

Личностные: принятие и освоение социальной роли учащегося в процессе приобщения к духовным ценностям национальной региональной культуры;

Метапредметные: развитие мотивации к изучению этнических реалий региона, потребности в саморазвитии, самостоятельности, творческой самореализации; овладение навыками написания творческих, исследовательских и проектных работ.

Отличительные особенности

Содержание программы составлено в соответствии с оснащенностью материально-технической базы образовательного учреждения, в то же время в соответствии с современными требованиями к программе. Реализация программы предусматривает обучение в разновозрастных группах с вовлечением детей различных категорий (ТЖС, группы риска и др.), учитывая первоначальный уровень знаний, умений и навыков. Идея программы заключается в развитии творческих, исследовательских способностей обучающихся, их дальнейшей самореализации через воспитание чувств национального достоинства, патриотизма, толерантности, изучение культурно-исторического наследия бурятского народа.

Благодаря использованию нестандартного подхода при организации занятий в рамках образовательной программы этнокружка учащиеся получают возможность самовыражения, учатся взаимодействовать друг с другом, с уважением относиться к мнению других людей и овладевают искусством культуры общения.

Возраст детей, участвующих в реализации  

дополнительной образовательной программы

В данной образовательной программе участвуют ученики 4 - 8 классов в возрасте от 10 до 15 лет, охват детей 20 человек в группе, в последующие годы охват увеличится до 25 - 30 человек.

Сроки реализации данной дополнительной

образовательной программы

Программа рассчитана на 3 года: 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022 учебные годы.

Формы и режим занятий

Форма занятий: групповая, вид группы — профильная, состав постоянный, набор свободный. Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 - 45 минут в течение всего учебного года. Количество детей в группе 20 учеников, в последующие годы до 25 – 30 человек.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Предметные: знать сведения по национальной культуре и наследию народа, применять на практике эти сведения; знать и понимать особенности традиций и обычаев бурятского народа; различать особенности образа жизни и манеры общения представителей этносов региона.

        Личностные: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению в процессе работы над познавательными и научными материалами; сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к результатам обучения; приобретение положительного эмоционального отношения, приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания, доказывать собственную точку зрения.

Метапредметные:

  • коммуникативные – вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его; научно излагать материал согласно поставленной проблеме;
  • регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, проявлять инициативу в учебном сотрудничестве; сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы; умение корректировать реальный процесс общения;
  • познавательные: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; работать с различными источниками с целью поиска и извлечения познавательной информации.

Способы проверки: Диагностика с помощью методов: наблюдения, практические методы, беседа, тестирование, анкетирование, контрольные работы, рефлексия, защита проектов с использованием цифровых технологий, рефлексия.

Формы контроля: Начальная диагностика; текущий контроль, промежуточная диагностика; итоговая диагностика.

Контроль и оценка показывают не только степень овладения знаниями, но и уровень сформированности уважительного отношения к себе и другим участникам, поддерживание уверенности в своих силах.  

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы этнокружка «Алтаргана»

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Моя семья – начало всех начал – 1 год

14

17

34

1.

Вводное занятие «Амар сайн, үхибүүд!»

1

2.

Моя семья.

1

3.

Моя родословная

1

1

4.

«Би – буряадби! Я – бурят!».

1

5.

Девять наук мужчины

2

2

6.

Мужской этикет

1

2

7.

Семь наук женщины

2

2

8.

Женский этикет

1

2

9.

Дети в семье бурят

1

10.

Обряды раннего детства

1

2

11.

Акция «Один день из жизни бурят»

2

12.

«Тоонто – моя малая родина» (образ малой родины в поэзии, ИЗО, музыке)

1

1

13.

Юрта как символ семьи

1

1

14.

Составление коллажа «Мой праздник», «Дружба народов»

1

15

Составление статей и фотомонтажа в школьной газете «Полсотка», на школьном сайте.

1

1

16

Мастер-класс мам участников кружка по бурятскому этикету

1

1

Народные традиции общения -  2 год

16

16

34

17

Традиция общения как феномен этнической культуры бурят

2

2

18

Этикетные традиции

3

2

19

Этикетная атрибутика

3

2

20

«Зерцало мудрости» как кодекс нравственных правил поведения и общения бурят

3

2

21

Этикетная ситуация «Приход друзей в гости» по бурятским и русским традициям

1

2

22

Обряд «Золгохо»

1

2

23

Этикетная ситуация «Встреча гостей и туристов города»

1

2

24

Мастер-класс «Праздничный стол» (на примере составления Далга – пирамидки из сладостей, символа благополучия, богатства) с привлечением родителей.

1

2

25

Обряд «Обоо»

1

2

26

Краеведческое лото «Минии Буряад орон»

1

1

Устное народное творчество – 3 год

13

21

34

27

Путешествие в волшебную страну сказок

1

2

28

Мини-спектакль по мотивам бурятской сказки

1

2

29

Детские песни, фольклор

2

3

30

5 драгоценностей

2

1

31

Детские поэты и писатели

1

2

32

Подготовка статей и рубрик в школьной газете «Полсотка», на школьном сайте.

1

3

33

Загадки, считалки, пословицы, благопожелания

1

2

34

Акция «Поем бурятские песни»

1

1

35

Челлендж среди детей и родителей «Читаем на бурятском сказку»

1

36

Выход в Бурятский драмтеатр, театр кукол «Υльгэр»

2

37

Концерт «Эб найрамдал тогтохонь болтогой!»

1

1

38

Оформление стенгазеты этнокружка

1

1

39

Итоговое занятие.

1

40

Резерв

Содержание программы дополнительного образования

этнокружка «Алтаргана»

  1. Вводное занятие «Амар сайн, үхибүүд!».

Инструктаж по охране труда. Содержание программы, цели и задачи этнокружка, знакомство.

  1.  Тема «Моя семья.» (34ч.) -  1 год

Значение семьи у бурят. Богатство рода. Работа по фотографиям семьи.

  1. Моя родословная.

Составление по образцу родословного дерева.  

  1. «Би – буряадби! Я – бурят!»

Воспитание чувства национального самосознания. Портрет девушки-бурятки, юноши-бурята.

  1. Девять наук мужчины.

Знакомство с девятью науками мужчины бурята.

  1. Семь наук мужчины.

Знакомство с семью науками женщины бурятки.

  1. Мастер-класс мам участников кружка.
  2. Мужской этикет.
  3. Женский этикет
  4. Дети в семье бурят. Обряды раннего детства.

Обрядовый этикет при рождении ребенка, праздник «Милаан», благопожелания.

  1. Акция «Один день из жизни бурят».

Подготовка и проведение акции. Разучивание ролей, мини-спектакль.

  1. «Тоонто – моя малая родина».

Образ малой родины в поэзии, ИЗО, музыке, в творчестве художников, композиторов, детских писателей и поэтов.

  1.  Юрта как символ семьи.

Кочевой образ жизни бурят. Просмотр фильма, отзыв по просмотренному фильму, рисунок-схема внутреннего убранства юрты. Женская и мужская половины юрты. Очаг – центр юрты.

  1. Составление статей и фотомонтажа в школьной газете «Полсотка», на школьном сайте.
  2.  Тема «Народные традиции общения» (34 ч.) -  2 год
  3.  Традиция общения как феномен этнической культуры бурят.

Особенности общения и организация речевого этикета.

  1. Этикетные традиции.

Специфика общения в зависимости от возраста, родства, пола. Речевой этикет.

  1. Этикетная атрибутика.

Этикетно-значимые предметы интерьера. Этикетные реалии.

  1. «Зерцало мудрости» как кодекс нравственных правил поведения и общения бурят.

Знакомство с кодексом нравоучений. История создания кодекса.

  1. Этикетная ситуация «Приход друзей в гости» по бурятским и русским традициям.

  1. Обряд «Золгохо».

           Разыгрывание обряда. Роль обряда в праздничные дни Белого месяца.

  1. Этикетная ситуация «Встреча гостей и туристов города».

  1. Мастер-класс «Праздничный стол» (на примере составления Далга – пирамидки из сладостей, символа благополучия, богатства) с привлечением родителей.

  1. Тема «Устное народное творчество» (34 ч.) -  3 год

  1. Путешествие в волшебную страну сказок

Чтение бурятских народных сказок. Просмотр мультфильмов, просмотр сказки на Ютубканале. Отзыв по прочитанным и просмотренным сказкам.

  1. Мини-спектакль по мотивам бурятской сказки

Ролевая игра по сказкам.

  1. Детские песни, фольклор

Разучивание детских песенок, фольклора. Мини- концерт.

  1. Детские игры

Настольные игры «Шагай наадан», «Шатар наадан»; подвижные игры  «Малгай нюулга» и др.

  1. 5 драгоценностей

Пять видов домашнего скота. Домашние животные в быту у бурят. Составление коллажа.

  1. Детские поэты и писатели

Знакомство с творчеством детских поэтов и писателей. Портрет писателя. Чтение произведений. Выход в школьную библиотеку. Беседа, лекторий, игра, викторина.

  1. Загадки, считалки, пословицы, благопожелания

Разучивание фольклора под музыкальное сопровождение. Мини-концерт детям детского сада при школе.

  1. Акция «Поем бурятские песни»

  1. Челлендж среди детей и родителей «Читаем на бурятском сказку»

  1.  Выход в Бурятский драмтеатр, театр кукол «Υльгэр» на детский спектакль.

  1. Концерт «Эб найрамдал тогтохонь болтогой!»

  1. Оформление стенгазеты этнокружка. Итоговое занятие.  

Список литературы

  1. Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят: учеб.пособие. – Улан-Удэ, 2004.
  2. Базарова А. В., Татарова С. П., Харитонова С. А. Изучение толерантности школьников. – Улан-Удэ, 2010.
  3. Бандеева Н. Б. «К истокам мудрости», Улан-Удэ, 2011.
  4. Болонев Ф. Ф. «Семейские. Историко-этнографические очерки» - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1992.
  5. Галшиев Э -Х. «Зерцало мудрости», Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 2005.
  6.  «К истокам мудрости», Улан-Удэ, 2011.
  7. Мархаева С. Ж. «Единство национальных традиций: язык, культура, религия», Бэлиг, Улан-Удэ, 2013.
  8. Мангутова У. Е. «Сагаалганай наадан салгидаһаар», Улан-Удэ: Бэлиг, 2007.
  9. Санжадаева Г. С. «Тоонто нютаг», Улан-Удэ: Бэлиг, 2014.
  10. Цыренова Ц. Б. «Булагай эхин», Улан-Удэ:Бэлиг, 2008.
  11. «Бурятские сказки», Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1994.
  12.  «Формирование толерантности в поликультурном образовательном пространстве Республики Бурятия» под ред. М. Г. Цыреновой, БГУ, Улан-Удэ, 2012.
  13. Хамаганова М.Т. «Хүмүүжүүлгын дүрбэн тулга», Улан-Удэ:Бэлиг, 1996.
  14. Лекции, учебные модули на образовательной среде ИРСУР, 2020г.