Главные вкладки
Этнокружок "Алтаргана"
Программа этнокружка "Алтаргана" "Народные традиции общения как средство формирования межэтнической толерантности" предназначена для ознакомления учащихся средних классов различных социальных категорий с культурой и традициями бурятского народа, с организацией продуктивной коммуникации через знакомство с этнофольклором, народными традициями общения, этикетом бурятского народа, а также охватом детей во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_etnokruzhka_altargana.docx | 38.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №50» г. Улан-Удэ
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Этнокружок «Алтаргана»
Разработчик: Баяртуева Ирина Батуевна,
учитель бурятского языка
МАОУ СОШ №50 г.Улан-Удэ,
т.89021673281, garga7515@gmail.com
г. Улан-Удэ
2019 г.
Пояснительная записка
Направленность
Программа дополнительного образования этнокружка «Алтаргана» предназначена для ознакомления учащихся средних классов различных социальных категорий с культурой и традициями бурятского народа, с организацией продуктивной коммуникации через знакомство с этнофольклором, а также охватом детей во внеурочное время. Занятия в этнокружке должны способствовать интеллектуальному развитию учащихся, воспитанию нравственных, патриотических чувств, содействовать взаимопониманию и сотрудничеству в детском коллективе.
Дополнительная общеразвивающая программа этнокружка «Алтаргана» (далее – программа) разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от29августа2013г.№1008); в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПиН2.4.4.3172от04.06.2014г.), с учётом методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с ГАОУВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» (письмо Минобрнауки РФ от18.11.2015 №09-3242).
В век цифровых технологий значительную роль в приобретении индивидом системы базовых умений культуры общения играет школа. Дополнительное образование этнокружка поможет обучающимся получить элементарные сведения по теории культуры общения, ознакомиться с этикетом бурятского народа, сформировать и развивать коммуникативно-этикетные умения, поможет выстроить правильную социальную среду.
В ряду феноменов этнической культуры бурятского народа стоят народные традиции общения: повседневный, праздничный, церемониальный этикет, обычаи, обряды, ритуалы, церемонии, праздники, воспитательный потенциал которых носит огромный вклад в дело воспитания молодого поколения.
Традиции общения бурят, их этнические основы и самобытные формы проявления почтительности, уважительности, сдержанности, доброжелательности, помощи, сочувствия, сострадания не только представителям своего народа, но и другим народам, населяющим регион, помогут заложить и развить базовые умения культуры общения, социализации личности школьников.
Таким образом, данный курс рассчитан на формирование культуры общения и обучения учащихся различных категорий в новых условиях цифровой среды, правильного формирования цифрового следа в рамках национального бурятского этикета, традиций и обычаев народов, населяющих регион.
Актуальность
В настоящее время по-прежнему остается актуальной задача проведения национально-культурной политики, сохранения и развития языков народов России. Личность реализуется в среде национальной культуры, в среде родного языка. В современной ситуации возрождения и развития культурных традиций актуальными стали проблема народности воспитания, обновление содержания образования общечеловеческими и регионально-этническими компонентами в цифровой образовательной среде с использованием разных ИКТ технологий.
В МАОУ СОШ №50 г. Улан-Удэ преподается бурятский язык как государственный с 2-9 классы. Изучение бурятского языка способствует развитию личности, речевой деятельности; приобщению детей к новому социальному опыту с использованием бурятского языка: знакомство школьников с культурой бурятского народа, детским фольклором, образцами детской литературы; формированию речевых, интеллектуальных, познавательных, творческих способностей учащихся с использованием цифровых технологий.
Миссия дополнительного образования этнокружка – дать обучающемуся из числа различных категорий детей (дети-инвалиды, дети из малообеспеченных, многодетных семей, одаренные дети, дети не бурятской национальности, изъявившие желание дополнительно изучать бурятский язык, а также дети, чьи отцы находятся на СВО) средства для обретения самого себя, создать современные условия, в том числе цифровые, определяющие развитие личности, национального самосознания, воспитание гармоничного, толерантного развития личности школьника на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций и обычаев народов региона.
Цели и задачи программы
Цели: Организация продуктивной коммуникации через знакомство с этикетом бурятского народа, развитие способности к межкультурному общению; подготовка к эффективной творческой самореализации в условиях цифровой образовательной среды и современного поликультурного пространства через диалог двух культур и знакомства с национальными традициями народов республики.
Приобретение в рамках дополнительного образования опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских, проектно-творческих работ с вовлечением в досуговую деятельность детей различных категорий.
Задачи:
Образовательные (предметные): развитие познавательного интереса к традициям и обычаям бурятского народа, формирование коммуникативных компетенций и рефлексивных навыков; умений самообразования, творческой и поисковой деятельности;
Личностные: принятие и освоение социальной роли учащегося в процессе приобщения к духовным ценностям национальной региональной культуры;
Метапредметные: развитие мотивации к изучению этнических реалий региона, потребности в саморазвитии, самостоятельности, творческой самореализации; овладение навыками написания творческих, исследовательских и проектных работ.
Отличительные особенности
Содержание программы составлено в соответствии с оснащенностью материально-технической базы образовательного учреждения, в то же время в соответствии с современными требованиями к программе. Реализация программы предусматривает обучение в разновозрастных группах с вовлечением детей различных категорий (ТЖС, группы риска и др.), учитывая первоначальный уровень знаний, умений и навыков. Идея программы заключается в развитии творческих, исследовательских способностей обучающихся, их дальнейшей самореализации через воспитание чувств национального достоинства, патриотизма, толерантности, изучение культурно-исторического наследия бурятского народа.
Благодаря использованию нестандартного подхода при организации занятий в рамках образовательной программы этнокружка учащиеся получают возможность самовыражения, учатся взаимодействовать друг с другом, с уважением относиться к мнению других людей и овладевают искусством культуры общения.
Возраст детей, участвующих в реализации
дополнительной образовательной программы
В данной образовательной программе участвуют ученики 4 - 8 классов в возрасте от 10 до 15 лет, охват детей 20 человек в группе, в последующие годы охват увеличится до 25 - 30 человек.
Сроки реализации данной дополнительной
образовательной программы
Программа рассчитана на 3 года: 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022 учебные годы.
Формы и режим занятий
Форма занятий: групповая, вид группы — профильная, состав постоянный, набор свободный. Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 - 45 минут в течение всего учебного года. Количество детей в группе 20 учеников, в последующие годы до 25 – 30 человек.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Предметные: знать сведения по национальной культуре и наследию народа, применять на практике эти сведения; знать и понимать особенности традиций и обычаев бурятского народа; различать особенности образа жизни и манеры общения представителей этносов региона.
Личностные: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению в процессе работы над познавательными и научными материалами; сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к результатам обучения; приобретение положительного эмоционального отношения, приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания, доказывать собственную точку зрения.
Метапредметные:
- коммуникативные – вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его; научно излагать материал согласно поставленной проблеме;
- регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, проявлять инициативу в учебном сотрудничестве; сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы; умение корректировать реальный процесс общения;
- познавательные: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; работать с различными источниками с целью поиска и извлечения познавательной информации.
Способы проверки: Диагностика с помощью методов: наблюдения, практические методы, беседа, тестирование, анкетирование, контрольные работы, рефлексия, защита проектов с использованием цифровых технологий, рефлексия.
Формы контроля: Начальная диагностика; текущий контроль, промежуточная диагностика; итоговая диагностика.
Контроль и оценка показывают не только степень овладения знаниями, но и уровень сформированности уважительного отношения к себе и другим участникам, поддерживание уверенности в своих силах.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы этнокружка «Алтаргана»
№ | Название темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Моя семья – начало всех начал – 1 год | 14 | 17 | 34 | |
1. | Вводное занятие «Амар сайн, үхибүүд!» | 1 | ||
2. | Моя семья. | 1 | ||
3. | Моя родословная | 1 | 1 | |
4. | «Би – буряадби! Я – бурят!». | 1 | ||
5. | Девять наук мужчины | 2 | 2 | |
6. | Мужской этикет | 1 | 2 | |
7. | Семь наук женщины | 2 | 2 | |
8. | Женский этикет | 1 | 2 | |
9. | Дети в семье бурят | 1 | ||
10. | Обряды раннего детства | 1 | 2 | |
11. | Акция «Один день из жизни бурят» | 2 | ||
12. | «Тоонто – моя малая родина» (образ малой родины в поэзии, ИЗО, музыке) | 1 | 1 | |
13. | Юрта как символ семьи | 1 | 1 | |
14. | Составление коллажа «Мой праздник», «Дружба народов» | 1 | ||
15 | Составление статей и фотомонтажа в школьной газете «Полсотка», на школьном сайте. | 1 | 1 | |
16 | Мастер-класс мам участников кружка по бурятскому этикету | 1 | 1 | |
Народные традиции общения - 2 год | 16 | 16 | 34 | |
17 | Традиция общения как феномен этнической культуры бурят | 2 | 2 | |
18 | Этикетные традиции | 3 | 2 | |
19 | Этикетная атрибутика | 3 | 2 | |
20 | «Зерцало мудрости» как кодекс нравственных правил поведения и общения бурят | 3 | 2 | |
21 | Этикетная ситуация «Приход друзей в гости» по бурятским и русским традициям | 1 | 2 | |
22 | Обряд «Золгохо» | 1 | 2 | |
23 | Этикетная ситуация «Встреча гостей и туристов города» | 1 | 2 | |
24 | Мастер-класс «Праздничный стол» (на примере составления Далга – пирамидки из сладостей, символа благополучия, богатства) с привлечением родителей. | 1 | 2 | |
25 | Обряд «Обоо» | 1 | 2 | |
26 | Краеведческое лото «Минии Буряад орон» | 1 | 1 | |
Устное народное творчество – 3 год | 13 | 21 | 34 | |
27 | Путешествие в волшебную страну сказок | 1 | 2 | |
28 | Мини-спектакль по мотивам бурятской сказки | 1 | 2 | |
29 | Детские песни, фольклор | 2 | 3 | |
30 | 5 драгоценностей | 2 | 1 | |
31 | Детские поэты и писатели | 1 | 2 | |
32 | Подготовка статей и рубрик в школьной газете «Полсотка», на школьном сайте. | 1 | 3 | |
33 | Загадки, считалки, пословицы, благопожелания | 1 | 2 | |
34 | Акция «Поем бурятские песни» | 1 | 1 | |
35 | Челлендж среди детей и родителей «Читаем на бурятском сказку» | 1 | ||
36 | Выход в Бурятский драмтеатр, театр кукол «Υльгэр» | 2 | ||
37 | Концерт «Эб найрамдал тогтохонь болтогой!» | 1 | 1 | |
38 | Оформление стенгазеты этнокружка | 1 | 1 | |
39 | Итоговое занятие. | 1 | ||
40 | Резерв |
Содержание программы дополнительного образования
этнокружка «Алтаргана»
- Вводное занятие «Амар сайн, үхибүүд!».
Инструктаж по охране труда. Содержание программы, цели и задачи этнокружка, знакомство.
- Тема «Моя семья.» (34ч.) - 1 год
Значение семьи у бурят. Богатство рода. Работа по фотографиям семьи.
- Моя родословная.
Составление по образцу родословного дерева.
- «Би – буряадби! Я – бурят!»
Воспитание чувства национального самосознания. Портрет девушки-бурятки, юноши-бурята.
- Девять наук мужчины.
Знакомство с девятью науками мужчины бурята.
- Семь наук мужчины.
Знакомство с семью науками женщины бурятки.
- Мастер-класс мам участников кружка.
- Мужской этикет.
- Женский этикет
- Дети в семье бурят. Обряды раннего детства.
Обрядовый этикет при рождении ребенка, праздник «Милаан», благопожелания.
- Акция «Один день из жизни бурят».
Подготовка и проведение акции. Разучивание ролей, мини-спектакль.
- «Тоонто – моя малая родина».
Образ малой родины в поэзии, ИЗО, музыке, в творчестве художников, композиторов, детских писателей и поэтов.
- Юрта как символ семьи.
Кочевой образ жизни бурят. Просмотр фильма, отзыв по просмотренному фильму, рисунок-схема внутреннего убранства юрты. Женская и мужская половины юрты. Очаг – центр юрты.
- Составление статей и фотомонтажа в школьной газете «Полсотка», на школьном сайте.
- Тема «Народные традиции общения» (34 ч.) - 2 год
- Традиция общения как феномен этнической культуры бурят.
Особенности общения и организация речевого этикета.
- Этикетные традиции.
Специфика общения в зависимости от возраста, родства, пола. Речевой этикет.
- Этикетная атрибутика.
Этикетно-значимые предметы интерьера. Этикетные реалии.
- «Зерцало мудрости» как кодекс нравственных правил поведения и общения бурят.
Знакомство с кодексом нравоучений. История создания кодекса.
- Этикетная ситуация «Приход друзей в гости» по бурятским и русским традициям.
- Обряд «Золгохо».
Разыгрывание обряда. Роль обряда в праздничные дни Белого месяца.
- Этикетная ситуация «Встреча гостей и туристов города».
- Мастер-класс «Праздничный стол» (на примере составления Далга – пирамидки из сладостей, символа благополучия, богатства) с привлечением родителей.
- Тема «Устное народное творчество» (34 ч.) - 3 год
- Путешествие в волшебную страну сказок
Чтение бурятских народных сказок. Просмотр мультфильмов, просмотр сказки на Ютубканале. Отзыв по прочитанным и просмотренным сказкам.
- Мини-спектакль по мотивам бурятской сказки
Ролевая игра по сказкам.
- Детские песни, фольклор
Разучивание детских песенок, фольклора. Мини- концерт.
- Детские игры
Настольные игры «Шагай наадан», «Шатар наадан»; подвижные игры «Малгай нюулга» и др.
- 5 драгоценностей
Пять видов домашнего скота. Домашние животные в быту у бурят. Составление коллажа.
- Детские поэты и писатели
Знакомство с творчеством детских поэтов и писателей. Портрет писателя. Чтение произведений. Выход в школьную библиотеку. Беседа, лекторий, игра, викторина.
- Загадки, считалки, пословицы, благопожелания
Разучивание фольклора под музыкальное сопровождение. Мини-концерт детям детского сада при школе.
- Акция «Поем бурятские песни»
- Челлендж среди детей и родителей «Читаем на бурятском сказку»
- Выход в Бурятский драмтеатр, театр кукол «Υльгэр» на детский спектакль.
- Концерт «Эб найрамдал тогтохонь болтогой!»
- Оформление стенгазеты этнокружка. Итоговое занятие.
Список литературы
- Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят: учеб.пособие. – Улан-Удэ, 2004.
- Базарова А. В., Татарова С. П., Харитонова С. А. Изучение толерантности школьников. – Улан-Удэ, 2010.
- Бандеева Н. Б. «К истокам мудрости», Улан-Удэ, 2011.
- Болонев Ф. Ф. «Семейские. Историко-этнографические очерки» - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1992.
- Галшиев Э -Х. «Зерцало мудрости», Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 2005.
- «К истокам мудрости», Улан-Удэ, 2011.
- Мархаева С. Ж. «Единство национальных традиций: язык, культура, религия», Бэлиг, Улан-Удэ, 2013.
- Мангутова У. Е. «Сагаалганай наадан салгидаһаар», Улан-Удэ: Бэлиг, 2007.
- Санжадаева Г. С. «Тоонто нютаг», Улан-Удэ: Бэлиг, 2014.
- Цыренова Ц. Б. «Булагай эхин», Улан-Удэ:Бэлиг, 2008.
- «Бурятские сказки», Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1994.
- «Формирование толерантности в поликультурном образовательном пространстве Республики Бурятия» под ред. М. Г. Цыреновой, БГУ, Улан-Удэ, 2012.
- Хамаганова М.Т. «Хүмүүжүүлгын дүрбэн тулга», Улан-Удэ:Бэлиг, 1996.
- Лекции, учебные модули на образовательной среде ИРСУР, 2020г.