Результаты диагностики

Акова Жаннета Данияловна

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего  вида Детский сад № 35 " Росинка"

Аналитическая справка

по результатам мониторинга использования технологии нетрадиционной техники рисования у детей 5-6 лет.

                                                                                    Воспитатель: Акова Ж.Д.

Аналитическая справка

по результатам мониторинга использования технологии нетрадиционной техники рисования у детей 5-6 лет.

Аналитическая справка по результатам использования технологии развития художественно – творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности

Воспитатель: Акова Ж.Д.

Сроки проведения: сентябрь-май 2023 г. – 2024 г. 

Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности играет важную роль не только в художественно – эстетическом, но и в общем психическом развитии ребёнка. Самоценным является не конечный продукт – рисунок или аппликация, а развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

В ходе реализации технологии по нетрадиционной технике рисования разработаны:

  • система мониторинга уровня развития творческих способностей у дошкольников по художественно – эстетическому развитию;
  • презентации опыта работы педагогического коллектива;
  • методические рекомендации по организации развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ, технологические карты по нетрадиционным техникам в изобразительной деятельности;
  • составлен диагностический материал для анализа изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста;
  • обобщение результатов деятельности, подготовка презентации результатов.

Продукты художественной деятельности длительное время хранятся, фиксируются с помощью фотоаппарата и видеоаппаратуры. Все это позволяет объективно оценивать уровень художественно-эстетического и общего развития каждого ребенка.

Все программы, методические разработки и планы носят инновационный характер, так как определяют цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

У детей повысилась творческая активность, эмоциональность, самооценка.

Дети научились использовать хорошо знакомые им предметы в качестве художественных материалов.

Произошел рост умений и навыков:

    Характер линии улучшился с 65% до 91%

    Сила нажима увеличилась с 63% до 95%

    Раскрашивание повысилось с 60% до 88%

    Отношение к оценке взрослого улучшилось с 54% до 89% 

    Уровень самостоятельности при выполнении работ вырос с 68% до 95% 

riso.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида

Детский сад № 35 " Росинка"

Результаты промежуточной и итоговой аттестации воспитанников по ДООП «Радуга красок»

                                                                                  Воспитатель: Акова Ж.Д.

Педагогический мониторинг: отслеживает качества педагогического процесса, реализуемого программой.

Диагностика владения нетрадиционными техниками рисования

Диагностика проводится два раза в год: в сентябре-октябре, в апреле-мае.

Цель проведения диагностики: Выявить уровень художественного развития детей, а так же определить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения.

Структура мониторинга включает в себя следующие этапы:

1. Определения объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).

2. Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.

3. Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации из существующих источников.

4. Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.

5. Принятие решения об изменении деятельности.

Принципы проведения мониторинга:

1. Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты диагностики рассматриваются как конфиденциальная информация, их не стоит полностью сообщать даже родителям. Результаты нужны педагогу, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям.

2. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке: в помещении изостудии, в уголке детского творчества.

3. При проведении наблюдения происходит сравнение проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает педагогу понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него конкретны.

4. Представление педагога о развитии ребенка складывается из множества частных оценок. Поэтому наблюдение проводиться не менее двух недель.

Ф. И. ребенка. Интеллектуально-эстетическое развития ребенка. Знание видов нетрадиционного рисования. Уровень творческих способностей Овладение техническими навыками нетрадиционного рисования. Передача настроения в рисунке. Общий уровень.

Формы и порядок текущего контроля и промежуточной аттестации.

Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.

Художественные способности раньше других обнаруживают себя. У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще: ограниченность знаний об окружающем мире приводит к тому, что ребенок легко может объединять несовместимое. Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща «возрастная талантливость».

Методическая диагностика анализа продукта деятельности ставит перед собой цель: выявить уровень знаний и умений у детей в изобразительной деятельности.

Диагностику можно использовать как текущую (после разделов изобразительной деятельности), так и контрольную (в начале и в конце года).

Оценка становления основных характеристик освоения НТР ребёнком осуществляется с помощью заполнения педагогом диагностических карт. Диагностические карты позволяют педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса.  Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребёнка с продвижением группы в целом. Выделенные и включенные в карту развития показатели сформированности основных НТР выступают для педагога в качестве ориентиров, на которые он должен опираться во время наблюдений за решением образовательных задач, поставленных перед детьми.  Для заполнения карты воспитателю нет необходимости организовывать специальные ситуации. При оценивании педагог использует сложившийся определенный образ ребёнка, те сведения, которые накопились за время работы. Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюдений; анкетирование и беседы с родителями воспитанников.  

Характер диагностики: естественный педагогический.

Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений. Обследование проводится по четырём критериям (в основу, которой легла педагогическая методика Комаровой Т.С.):

  1. Оценка уровня владения нетрадиционными техниками изображения.
  2. Оценка процесса деятельности (самостоятельность, интерес).
  3. Оценка продуктов деятельности (рисунки, работы по аппликации).
  4. Оценка творческого воображения.

Данная диагностика позволила проанализировать и сравнить уровень развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Методика Комаровой Т.С.

Анализ продукта деятельности

1. Содержание изображения (полнота изображения образа) 

2. Передача формы: 

высокий уровень – форма передана точно;

средний уровень – есть незначительные искажения;

низкий уровень – искажения значительные, форма не удалась.

3. Строение предмета:

высокий уровень – части расположены верно;

средний уровень – есть незначительные искажения;

низкий уровень – части предмета расположены неверно.

4. Передача пропорций предмета в изображении:

высокий уровень – пропорции предмета соблюдаются;

средний уровень – есть незначительные искажения;

низкий уровень – пропорции предмета преданы неверно. 

5. Композиция.

А) расположение на листе:

высокий уровень – по всему листу;

средний уровень – на полосе листа

 низкий уровень – не продумана, носит случайный характер. 

Б) отношение по величине разных изображений:

высокий уровень – соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

средний уровень – есть незначительные искажения;

низкий уровень - пропорциональность разных предметов передана неверно. 

6. Цвет.

А) цветовое решение изображения:

высокий уровень – реальный цвет предметов

средний уровень – есть отступления от реальной окраски;

низкий уровень – цвет предметов передан неверно;

Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

высокий уровень – многоцветная гамма; 

средний уровень – преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные); 

низкий уровень – безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете. 

 

Анализ процесса деятельности.

1. Характер линии:

А) характер линии:

высокий уровень – линия прерывистая 

средний уровень – дрожащая (жесткая, грубая) 

низкий уровень – слитная 

Б) нажим: 

высокий уровень– сильный, энергичный 

средний уровень – средний 

низкий уровень – слабый 

В) раскрашивание: 

высокий уровень – мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура 

средний уровень – крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура 

низкий уровень – беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура

Г) регуляция силы нажима: 

высокий уровень – регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура

средний уровень – регулирует силу нажима, при раскрашивании иногда выходит за пределы контура 

низкий уровень – не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

 2. Регуляция деятельности. 

А) отношение к оценке взрослого:

высокий уровень – адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности

средний уровень – эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается)

низкий уровень – безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется) 

Б) оценка ребёнком созданного им изображения: 

высокий уровень – адекватна 

средний уровень – неадекватна (завышена, занижена) 

низкий уровень – отсутствует 

3. Уровень самостоятельности: 

высокий уровень – выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами; 

средний уровень – требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому обращается редко;

низкий уровень – необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается. 

Творчество.

  • Самостоятельность замысла;
  • Оригинальность изображения;
  • Стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Контроль результативности обучения.

Обследование детей проводится ежегодно в сентябре, и в мае. Мониторинг осуществляется педагогом в начале и в конце учебного года со всеми детьми и имеет качественную оценку. Педагог заполняет диагностические карты отражающие уровни сформированности умений и навыков познавательной деятельности дошкольников по следующим критериям: высокий, низкий, средний уровни.  

Диагностика основана на методе наблюдений за действиями детей во время проведения исследовательской деятельности как на специально организованных занятиях, так и в свободной деятельности.

Диагностическая карта освоения Программы «Радуга красок»

Ф. И. ребенка

Формообразующие движения

Части предметов

Сюжет

Использование цвета

Соответствие реальному цвету

Соотношение по вели

чине, пропорции

Композиция

Творчество

Контур

Динамика

Всего баллов



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида

Детский сад № 35 " Росинка"

ОТЧЕТ

 работы по программе дополнительного образования

по художественно-эстетическому развитию

(нетрадиционное рисование)

«Радуга  красок »

для детей 5-6 лет

                                                                                                                       Воспитатель: Акова Ж.Д.

Пояснительная записка: В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребёнку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки. Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Рисование является одним из лучших средств развития наблюдательности, памяти, мышления, воображения. Поэтому рекомендуется шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, прием обучения при изучении других предметов.  Для развития творчества важно все, что значимо для ребёнка, что ему интересно, вызывает положительное отношение. Для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими художественного опыта.

Предполагаемая программа по изобразительной деятельности предусматривает:
формирование у детей эстетического восприятия, обучение способам действия,
развитие творчества.
Все эти процессы между собой тесно связаны, их единству помогают методы и приемы, используемые в работе с детьми. Выбор методов и приемов определяется целями и задачами конкретного занятия, содержанием обучения. На занятиях главное внимание уделено формированию у детей нравственно-волевых качеств личности, эмоционально-образного восприятия изобразительного искусства, художественно-образного начала в рисунках.

Актуальность программы: занятия по программе позволяет развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения.

Задачи программы: Развивающие: развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования; развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования, воображение;
развивать формо- и цветовосприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление, воображение;  развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении.

Образовательные: знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (с использованием разных материалов); учить получать различные оттенки красок основных цветов;  обучать использованию различных материалов;
формировать умение понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит; формировать умение отображать впечатления от окружающего мира в изодеятельности;  побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами, придумывать и создавать композиции, образы; поощрять и поддерживать детские творческие находки.

Воспитательные: формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству; воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Данная программа предполагает варианты разрешения следующих проблем: приобщение детей к творчеству; знакомство детей с различными техниками рисования;  знакомство детей с различными материалами.

Планируемые результаты освоения программы:  К концу учебного года ребёнок: уверен в действиях и ответах в течение занятия; активен в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе; уверенно использует способы нестандартного раскрашивания; умеет экспериментировать с изобразительными материалами; ожидает чёткие объяснения педагогом знакомого способа рисования; проявляет фантазию, художественное творчество; умеет передавать личное отношение к объекту изображения; умеет наносить мазки краски узкой и широкой кистью; умеет узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их; умеет правильно использовать кисти, пластилин в работе; умеет использовать трафареты и печати при работе; умеет убирать за собой рабочее место.

 Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Я думаю, что в дошкольном возрасте рисование должно быть средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувство цвета. Развиваются специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, знания по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Целью моей работы является приобщение детей к миру искусства, развитие природных задатков, формирование у детей художественно – творческие способности через различные виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражения индивидуальности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что огорчает.

В начале года мною был разработан перспективный план работы, задачами которого стали: познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов ; прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного ;отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка; создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели. 

 Работу с нетрадиционными техниками рисования строила на следующих принципах:  от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;  принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие и представление; принцип индивидуальности обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;  принцип интегрированного подхода с учетом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности;  связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности; принцип доступного материала.

На подготовительном этапе к таким занятиям считаю необходимым в ходе игры, беседы, наблюдений, чтения художественной литературы донести до детей красоту окружающего мира, воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте природы. Работа на первом этапе велась индивидуально с каждым ребенком. Работы своей красочностью и необычностью выполнения еще больше заинтересовали детей.  Дети готовы были многократно повторять то или иное действие. И чем лучше получалось у них движение, тем с большим удовольствием они его повторяли, радуясь своему успеху. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. В своей работе я пробовала некоторые способы нетрадиционной техники рисования, такие  как: монотипия предметная, пейзажная  ,кляксография, рисование мятой бумагой , восковые мелки +акварель, набрызг, тычок жёсткой полусухой кистью, ниткография, рисование по-мокрому, пуантилизм , граттаж, рисование дном пластиковой бутылки  и все они понравились детям.  Такие занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию у детей: мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления; воображения; волевых качеств: усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца; художественных способностей и эстетического вкуса; изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрывает и обогащает его творческие способности. Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание ребенка, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Таким стимулом может быть :игра, которая является основным видом деятельности детей; сюрпризный момент – любимый герой сказки приходит в гости и приглашает ребенка в путешествие; просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми. Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого воспитателя. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.

Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в: планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; подборе оборудования и материалов; применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;  разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

Подводя итоги   можно сделать вывод, что дети за прошедший период  не только познакомились, но и научились владеть различными техниками рисования,  составлять композиции, работать в коллективе. У детей  развились такие психические процессы  как: внимание, мышление, память, речь, воображение.  Все детки знают основные цвета и их оттенки, различают, и называют формы, дифференцируют предметы (изображение) по размеру. У ребят заметно возрос интерес к изобразительному искусству, они стали более уверенными и самостоятельными, более активными в образовательной деятельности. 

   Вывод: работу по нетрадиционному рисованию с детьми я продолжу дальше, способы рисования постепенно будут усложняться. Они будут заключаться в смешивании красок, в добавлении нетрадиционных техник и материалов.