Работа с родителями

Акова Жаннета Данияловна

Консультации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Воспитатель МКДОУ №35 «Росинка» Акова Жаннета Данияловна

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Показать актуальность нетрадиционной техники рисования в детском саду. Познакомить педагогов с многообразием нетрадиционных техник рисования.

Цитаты.

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

(В.А. Сухомлинский)

В одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка.
Уильям Блейк

Вступительное слово.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Наш детский сад работает по программе В. И. Логиновой «Детство». В этой программе больше внимания уделяется обучению детей традиционным методам и приёмам рисования. Следовательно, у детей на недостаточном уровне развито мышление, творчество, воображение, умение использовать нетрадиционные средства рисования. Дети в неполной мере могут выразить свои эмоции, и чувства в рисунке. (Это видно в ходе наблюдений, бесед с детьми). Чтобы повысить результативность работы с детьми по разделу изобразительное искусство и художественная деятельность, я решила использовать в своей работе различные нетрадиционные техники рисования.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается.

Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений, терпения, усидчивости, развивается творчество, мышление, воображение память. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.

В этом направлении я работаю три года и могу с уверенностью сказать, что именно нетрадиционное рисование в большей степени способствует развитию у детей творчества и воображения, а также повышает уровень изобразительных навыков и умений детей. Это видно по результатам диагностики.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребёнка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что огорчает.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец.

Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

В своей работе я использую пособие Г. Н. Давыдовой «Техника нетрадиционного рисования» и другие методические источники.

Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Цель моей работы – создать педагогические условия для развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.

Изучив работы различных авторов, я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

Задачи в работе с детьми:

  • Сформировать у детей технические навыки рисования.
  • Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
  • Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.

Работа проводится в соответствии с перспективным планом. Занятия по обучению детей нетрадиционным техникам рисования проводятся с детьми 2 раза в месяц и являются дополнением к основным занятиям по программе «Детство»

Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много, я хочу познакомить вас с некоторыми из них. Такие методы и приёмы помогут интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью.

1. Печать от руки

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

2Использование печатки

Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

3. Рисование пёрышком

Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются

4. Рисование пальцем.

Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

5. Монотипия.

Хочу такой сайт

Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

6. Рисование по трафарету тампоном.

Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

7. Рисование методом тычка.

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.

8. Кляксография.

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.

9. Набрызг.

Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

10. Граттаж.

Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.

11. Рисование мыльными пузырями.

Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, что бы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасать к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.

12. Рисование мятой бумагой
Таким способом, например можно нарисовать стволы деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, осторожно примакивая нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.

13. Вместо кисти – дырокол.

На листе бумаги сделать несколько отверстий дыроколом в произвольном порядке. Покажите, как можно получить симметричные дырочки, сложив лист в несколько раз. Наклеить проколотый лист на цветную бумагу с помощью разноцветных карандашей можно завершить картину с помощью цветных карандашей.

11. Ниткография.

Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

На этом необычном и очень интересном приёме я хочу остановиться и рассказать о нём более подробно. Сейчас мы все вместе попробуем нарисовать с помощью нитей.

Для этого нам потребуются:

  • два альбомных листа;
  • тушь или жидко разведенная гуашь;
  • тарелочки для красок;
  • пластмассовые ложечки;
  • ниточки средней толщины;
  • тканевые и бумажные салфеточки

Приступаем к работе:

1. Наливаем краску разных цветов в тарелочки.

2. Опускаем ниточку в тарелочку с помощью ложечки и отжимаем ее, придерживая другой конец нитки в руке.

3. Выкладываем на лист бумаги изображение из нитки, а другой конец оставляем свободным.

4. Так повторить столько раз, сколько цветов вы хотите нарисовать, укладывая ниточки аккуратно на листе бумаги.

Выкладывать изображения из ниточек надо быстро, чтобы не высохла краска.

5. Взять чистый лист бумаги и наложить на лист с изображением, слегка придерживая рукой.

6. Собрать в руку все концы ниточек и, придерживая верхний лист бумаги, резко выдернуть нитки.

7. По желанию дорисовать, приклеить детали (листочки, вазочку и т.п.) или вырезать изображения, нанесённые с помощью нити и составить из них композицию.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее.

Такие занятия сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения.

Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность.

Самое главное – дети любят и с нетерпением ждут занятий. И это большое счастье, когда видишь сияющие детские глаза и знаешь, что приносишь радость и счастье в детские сердца!

Пробуйте, и у вас обязательно всё получится!

Консультация «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительному творчеству»

Часто от родителей детей дошкольного возраста, пытающихся приобщить своего малыша к художественному творчеству, можно услышать такие слова«не могу ничем занять своего ребенка»«мой ребенок – ужасный непоседа, не хочет сидеть и заниматься»«ребенок меня совсем не слушает, балуется», «малыш совсем не любит рисовать, все карандаши разбрасывает и ломает» и тому подобное. Есть много информации в педагогической литературе, в книгах и на специализированных сайтах в интернете, в которых подробно объяснены физиологические и психологические особенности дошкольников, научно обоснованы подходы, на которые нужно ориентироваться при взаимодействии с маленькими детьми. Но родителям такая информация часто бывает не интересна, так как содержит слишком много научной терминологии, которая не всегда легка для восприятия, и не дает конкретного ответа на вопрос «что делать?»

Если ваш малыш совершенно не хочет рисовать обычным способом – карандашами, фломастерами, краскам и кисточками, или рисует, но при этом страдают обои в квартире или мебель, то помочь решить эту проблему может использование нетрадиционных техник рисования, которые успешно применяются уже с раннего возраста. Многие родители об этом знают, но боятся применять такие способы на практике по разным причинам: сомневаются в своих художественных и педагогических способностях, думают, что это займет слишком много времени, не уверены, что ребенку это понравится.

На самом деле сомнения совершенно напрасны, стоит только попробовать творить с помощью нетрадиционных техник рисования, и это занятие может на долгое время превратиться в настоящее семейное увлечение!

Существует множество техник, с помощью которых можно рисовать, кроме того, в творческом процессе вы с ребенком сами можете придумывать новые способы создания изображений, это тоже очень интересно. Рассмотрим самые доступные, не требующие больших затрат и усилий, но в то же время оригинальные и занимательные техники рисования, с которыми справится любой родитель и начинающие маленькие художники.

Рисование пальцем или ватной палочкой – рисование линий, точек, фигур с помощью пальчика или ватной палочки, который обмакнули в краску.

Рисование ладошкой – создание рисунка при помощи отпечатков ладоней, на которые нанесена краска. С помощью этой техники можно создавать различные изображения – рыбок, птичек, бабочек, солнышко, осьминожек, а дорисовывая кисточкой, пальчиками или другими приспособлениями детали, вы получите настоящие шедевры!

Рисование методом тычка 

основано на создании изображений с помощью полусухой жесткой кисти, также для этой цели подходят старые использованные фломастеры, кончик которых разрезается на несколько частей, и таким образом получается инструмент, с помощью которого можно делать красивые отпечатки – тычки и создавать из них линии, узоры и любые изображения.

Детям очень нравится рисовать с помощью печаток, изготовленных из подручного или природного материала. Для этой цели отлично подходят старые пробки, листики, кусочки овощей (например, печатки из картофеля) и другой бросовый материал.

Интересный способ рисования – тампонирование: с помощью кусочка поролоновой губки и краски закрашивается силуэт любого трафарета, и получаются красивые и аккуратные рисунки, с этой техникой успешно справляются даже начинающие художники самого маленького возраста.

. Будьте смелее, экспериментируйте с материалами и техниками — и рисование нетрадиционными способами поможет не только в развитии ваших детей, но и укрепит взаимопонимание между вами и ребенком, объединит семью общим интересным делом и создаст неповторимую атмосферу творчества в вашем доме!

«Каждый ребёнок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста»



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

В ДЕТСКОМ САДУ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Воспитатель МКДОУ №35 «Росинка» Акова Жаннета Данияловна

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно?

Нетрадиционно-

• Не основываясь на традиции.

• Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью.

• Не придерживаясь традиций.

(Толковый словарь Ефремовой Т. Ф. 2000.) Синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, воеобычно.

(Словарь синонимов).

Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»?

(Ответы)

Нетрадиционное рисование –

Искусство изображать, не основываясь на традиции.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисоватьчем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Нетрадиционное рисование используется в раннем возрасте, чтобы ребёнок нарисовал быстро, потому что ему ещё трудно проявить усидчивость. А для детей старшего возраста нетрадиционное рисование – это способ проявления творчества. Так как малышу постарше уже важен результат, чтобы рисунок был яркий, красивый и отражал все события. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

• Способствует снятию детских страхов;

• Развивает уверенность в своих силах;

• Развивает пространственное мышление;

• Учит детей свободно выражать свой замысел;

• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• Учит детей работать с разнообразным материалом;

• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

• Развивает мелкую моторику рук;

• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

• рисование пальчиками;

• оттиск печатками из картофеля;

• рисование ладошками;

• тампование.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

• тычок жесткой полусухой кистью.

• печать поролоном;

• печать пробками;

• восковые мелки + акварель;

• свеча + акварель;

• отпечатки листьев;

• рисунки из ладошки;

• рисование ватными палочками;

• волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

• рисование песком;

• рисование мыльными пузырями;

• рисование мятой бумагой;

• кляксография с трубочкой;

• монотипия пейзажная;

• печать по трафарету;

• монотипия предметная;

• кляксография обычная;

• пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Пальцевая живопись – хэппинг.

Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования лучше с рисованияпальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрастемногие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому детям легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. На каждый пальчик-кисточку свою краску. Можно рисовать точками, пятнышками, разводами - и на улице пойдет снег, а из труб потянет дымок, а какая гроздь винограда, просто загляденье.

Детям очень нравится рисовать ладошками. Обмакиваем ладонь ребенка в краску, и малыш ставит ею отпечаток на бумаге, затем дополняем рисунок пятнашками от пальчиков, и получился жираф, к столбику прижали ладошку и нарисовалипальчиками точки – получился осенний лес. А если разукрасить ладонь в разные цвета, то могут получиться забавные осьминоги, или веселое солнышко и красивая бабочка.

Оттиск печатками из картофеля.

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разнообразные композиции. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Можно использовать половинку яблока.

Техника «Тампование»

Эту технику используем с раннего возраста. Далем тампон из поролона и, обмакнув его в краску, дети создают образы. Получаются легкие, воздушные облака, пушистые одуванчики.

Рисование по трафарету тампоном.

Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

Поролоновые рисунки.

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, на помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисоватькрасные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Рисование свечой.

Детям очень нравиться рисовать свечкой. Рисуя невидимые штрихи или ставя точки, а затем нанести на лист краску, то можно увидеть на листе дождь или волны, узоры на окне.

Техника «Монопития»

Эта техника наиболее распространена. Согнув лист бумаги пополам, нанесите несколько капель жидкой краски на одну часть листа, накройте второй половиной листа, развернув, вы увидите необычные узоры. В них можно увидеть цветы, облака, лисичку. Если нарисовать на одной стороне бабочку со сложенными крыльями, накрыть изображение второй половиной, то можно увидеть, что бабочка расправила крылья и полетела. При помощи этих приемов легко объяснить детям закон симметрии.

Техника «Диапития»

Тампоном или краской нанесите легкий слой краски на гладкую поверхность картона. Сверху положите лист бумаги и предложите ребенку что–нибудь нарисовать карандашом, стараясь не давить сильно на бумагу. На той стороне, которая была прижата к картону, получается оттиск – зеркальное отображение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном.

Техника рисования по мокрому листу

Как правильно смочить лист для рисования

Это самое главное в технике рисования по мокрому листу. Нужно найти золотую середину: слишком сухой лист не позволит краске красиво растекаться. Если же воды слишком много, краска растечется по всему листу и так же рисунок не получиться.

Рисуют по мокрому листу легкими прикосновениями кончиком кисточкой. При прикосновении кисточкой с краской к мокрому листу, краска должна растекаться примерно на 1-2 сантиметра в диаметре вокруг кисточки.

Если краска не растекается, значит вы не достаточно смочили лист. Если краска бесформенно растекается очень сильно, значит воды слишком много. Лишнюю воду можно убрать сухой кисточкой или губкой.

Очень правдоподобными получаются рисунки, тема которых так или иначе связана с водой: рыбки в водоеме или аквариуме, море, облака с дождем. Очень живыми получаются цветы.

Можно по мокрому листу рисовать только фон для будущего рисунка. А можно с помощью трафарета нарисовать какую-то фигуру (например животное) и мокрым сделать фон только вокруг этой фигуры.

Учимся делать фон.

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требуют фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске. Можно сделать фон в конце работы восковыми мелками.

Техника «Кляксография»

Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети рассматривают изображение, определяют«На что же это похоже?».

Рисуем с помощью открыток.

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

Техника «набрызг» - разбрызгивание капель с которым в детском садусправляется зубная щетка и линейка, расческа. Зубной щеткой набираем краску и линейкой проводим по поверхности щетки по направлению к себе. Темы для рисования могут быть совершенно любые. Например, на листе бумаги располагаем композицию из сухих растений. Прикладываем трафарет вазы и трафарет бабочки. Отверните зубную щетку от себя (щетиной вверх) и начните ее «причесывать»линейкой, проводя снизу вверх. Не бойтесь забрызгаться, если вы правильно выполняете все действия, то брызги краски и воды полетят на работу. Забрызгайте созданную композицию по контуру, выбирайте для этого более темные и насыщенные цвета (бордовый, красный, темно зелёный) .

Можно так рисовать снег.

Пальчиковое рисование с использованием песка

Очень интересная работа, которую дети выполняют с удовольствием! Занятие проходит в два этапа:- на первом этапе мы подготавливаем лист бумаги (желательно большого формата) к дальнейшему рисованию -наносим на всю поверхность клей и посыпаем равномерно песком (заранее подготовленным и хорошо просеянным)После этого даем клею подсохнуть! После высыхания клея необходимо удалить лишний песок -просто аккуратно его сдуваем) .После выполнения первого этапа приступаем ко второму- непосредственно к рисованию! Предложите детям при помощи своих пальчиков на песчаной поверхности листа нарисовать осеннее дерево, используя разнообразные цвета.

Техника рисования манной крупой.

На лист бумаги карандашом наносится рисунок (или берутся готовые раскраски). Затем поочерёдно элементы рисунка промазываются клеем и засыпаются манной крупой. Даём подсохнуть, лишнюю крупу стряхиваем. Когда рисунок высохнет – раскрашиваем гуашью.

Техника рисования опилками.

Этот метод несложен, доступен практически каждому ребёнку.. На поверхность изделия карандашом наносится рисунок (или берутся готовые раскраски).

Затем поочерёдно элементы рисунка промазываются клеем и засыпаются цветными опилками. Лучшая древесина – это берёза и осина, опилки должны быть белыми. Если нет возможности заготовить берёзовые или осиновые опилки, то сгодятся опилки хвойных пород. Заготовленные опилки просушиваются и просеиваются через мелкое сито. Сырые опилки просеиваются очень плохо. После этого подготовленный материал прокрашивается красками. Мы пользуемся гуашевыми красками. Краски разводятся водой в нужной концентрации. Количество воды определяется опытным путём. Чем больше воды, тем бледнее будет красящий материал, следовательно, и будет меняться насыщенность цвета самих опилок. Подготовленные опилки засыпают в марличку, завязывают (не плотно) и заливаются красящими растворами (тщательно помешать). Для лучшей пропитки опилки оставляем в растворе на сутки (периодически перемешивая, после чего развязываем марлю, выкладываем их на плёнку и просушиваем возле батареи. Прокрашенные и просушенные опилки храним в пластиковых контейнерах.

Техника фроттаж

Ещё одна интересная техника для создания маленьких шедевров. Слово «фроттаж» происходит от французского frotter — «тереть, протирать». Все мы в детстве переводили монеты на бумагу, положив ее под тетрадный листок и закрашивая сверху карандашом! Это, оказывается, и есть фротаж.

Техника фротажа и заключается в том, что под листок бумаги кладут какой-нибудь рельефный предмет и закрашивают его сверху пастелью, пару минут – и поделка своими руками – готова! Главная задача - найти рельеф, который будет интересно смотреться на бумаге. И подобрать цвета, конечно.

Техника рисования — рисование веревочкой

Вот уже второй год я в своей работе использую нетрадиционную технику - рисования веревочкой. Дети учатся рисовать не только карандашами и красками, но и цветными веревочками. Сначала веревочкой выкладываются простые узоры, петельки, а затем переходят к более сложным предметам. Каждое занятие сопровождается какой-либо сказкой, соответствующей теме. На этих занятиях используются: стихи, загадки, пальчиковая гимнастика, физкультурная минутка. Детям очень нравятся такие занятия, они испытывают радость и гордятся своими работами. У них развивается мелкая моторика рук, подготавливается рука к письму, развивается воображение, закрепляются навыки рисования.

Рисование ластиком

Простым карандашом заштриховать весь лист. Затем берем ластик, намечаем серединку цветка и стираем лепестки ластиком и так рисуем целый букет, когда закончили "рисовать" ластиком можно красками дорисовать желтую серединку и зеленые листочки ромашке.

«Рисуем кулечками».

Для работы надо приготовить альбомные листы, акварельные краски МЕДОВЫЕ, кисть № 5-6, воду и целлофановые кульки, предварительно разрезанные вдоль и поперек.

Единственное, о чем надо не уставать просить детей, это работать кистью быстро, не давать краскам высыхать на бумаге. Если все-таки краски, наложенные первыми, успели просохнуть - помочь смочить их водой.

Быстро наносим акварель на лист. Накладываем целлофан на центр рисунка, смачиваем кончики пальцев водой и НЕЖНЫМИ вращающими движениями создаем морщинки кулька на бумаге. Направляем вращение пальцев в любую сторону. Кулек прилипает к бумаге с краской, а в морщинках собирается вода и акварель. В этих местах бумага посветлеет. Дайте бумаге просохнуть, не торопитесь снимать кулечек. через время снимаем кулек и смотрим, что получилось. У вас набор листов с причудливыми узорами. Это великолепный фон для рисунков, эксклюзивный материал для аппликации, для снежинок, осенних листиков, букв и т. д.

Техника отпечатков

Оттиск отпечатками листьев.

Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Листья покрываем гуашью, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения.

Техника «Граттаж»

Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки»!

Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья.

Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветастый картон с готовым пёстрым рисунком,тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Можно, конечно, и гуашь использовать, но она пачкается после высыхания. Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом — скребком, ножом, вязальной спицей, пластиковой вилкой, зубочисткой — процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.

Очень нравится обычно такое рисование детям. Граттаж – техника занимательная и необычная, ребенка захватывает процесс «проявления» гравюры на картоне. Рисунки в начале обучения могут быть совсем простыми: контуры предметов, паутинка, воздушный шарик и т. д. Постепенно задания можно усложнять.

Простор для фантазии тут просто огромен: например, можно рисовать гравюру на картоне пластиковой вилкой: целой – волны на море, отломав «лишние» зубцы – дорогу, рельсы и т. д. Можно придумать применение и черенку вилки, и одноразовому пластиковому ножу, и даже ложке!

Разумеется, чаще всего ребенок изображает на плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяет маленькому художнику, отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Современные исследования доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активные нуждаются в обширном пространстве для разворачивания деятельности. Суть в том, что внимание рассеянно и крайне неустойчиво. В процессе «игры в художника» зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок тем самым преодолевает страх. Дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие, даже от работы только с кистью и красками.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему: «Нетрадиционное рисование с детьми в детском саду и дома».

Воспитатель МКДОУ №35 «Росинка» Акова Жаннета Данияловна

Ребёнок - это не сосуд,  который надо наполнить,

  а огонь, который надо зажечь.

Общение с детьми, наблюдение за ними в повседневной жизни, изучения уровня освоения умений и навыков детей в процессе рисования, изучение методических советов, привело меня к тому, что использование разнообразных техник рисования нетрадиционной формы, будет способствовать развитию творчества и фантазии у детей.

Я отбирала более интересные методы и приёмы обучения, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает и удивляет детей, рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Работа детей с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования, позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме.                                               

 Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки, краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель), тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности. Смысл ребёнка в рисовании – рисовать и играть, а не рисовать – изображать, ему важен процесс деятельности, а результат – только как необходимость, как условие, средство осуществление игры, как своеобразная «полуготовая игрушка». 

Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома?

 Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе. На листочке дерева, на газете.  Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – всё это моё!».                                                                          

Наиболее интересный и любимый способ рисования ребенка- это рисование ладошкой или пальчиком, так как детям интерес сам процесс, когда ребёнок опускает ладонь или пальчик в краску, а затем прикладывает её на лист бумаги, здесь вы можете по фантазировать с ребёнком, что у вас получилось.    

Один из интересных детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении, сначала дети акварелью рисуют, например снежинку, потом пока краска не высохла по линиям наносят соль, ждём когда она впитает в себя воду, а затем лишнюю соль ссыпаем.    

Техника рисования -  кляксография. Это всегда полет фантазии и неожиданные решения. Но на первых порах мыслительную деятельность можно направить в определенное русло, задать, так сказать, направление. Например, увидеть в кляксах удивительные планеты, прилет птиц, неожиданных зверей, подводный мир, рассыпанные ягоды. Поставим на лист бумаги большую кляксу(жидкая краска) и осторожно подуем каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернём лист и снова подуем. А можно сделать ещё одну, но другого цвета, пусть встретятся. Что получится, думайте сами.                                                                                      

Любят дети рисовать и манной крупой. Да, да, крупа используется не только для приготовления вкусной и полезной каши, но и для развития детского творчества.    Сначала рисуем картинку карандашом. Потом аккуратно покрываем клеем ПВА, насыпаем манную крупу на изображение, аккуратно стряхиваем остатки крупы на тарелку, чтобы не приклеенные крупинки осыпались, такое рисование способствует снятию стресса и часто рекомендуется психологами.                                                                                            

 Очень интересный способ нетрадиционного рисования - рисование пенной для бритья. Ведь многие папы используют её для бритья, а с ребёнком можно ею рисовать. Например, на поднос или тарелочку наносим пенку, разравниваем поверхность с помощь линейки, далее наносим кисточкой акварельные краски разных цветов в хаотичном порядке, затем прикладываем трафарет бабочки вырезанную из бумаги, прижимаем, чтобы изображение  отпечаталось на ней. Аккуратно снимаем бабочку и ждём несколько минут, чтобы впиталась краска.

А ведь можно рисовать и зубной щёткой, мятой бумагой, ватными палочками, пеной для бритья и клей ПВА, нитками, мыльными пузырями, речным песком, рисование по стеклу, создавать композиции свеча + мелки, помадой и т.д.

 Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми. Использование различных материалов, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка. А если вам нравится, когда глаза ваших детей блестят от восторга на занятиях¸ если вы хотите, чтобы каждое занятие было праздником, если вы желаете смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.

    Предлагаю вам несколько вариантов нетрадиционной техники рисования, которые Вы можете использовать дома со своим ребенком.

Рисование мыльными пузырями.

Способы рисования: 

Вариант № 1. В несколько ёмкостей с жидким мылом (1 ч. ложка воды к 1 ст. ложке мыла) добавить разную краску (5 ст. ложек на одну порцию), дуть в трубочку до образования мыльных пузырей и обмакнуть лист бумаги о них. Получится воздушно - сказочное изображение.

Вариант № 2. За день до предлагаемого занятия необходимо смешать 80 мл темперной краски и 80 мл средства для мытья посуды в лотке ёмкостью 1 литр, помешивая добавить воды до краёв лотка. Таким способом развести 2-3 краски разного цвета. Отстоять смеси 12-14 часов. Для того, чтобы пузыри получились крупные и долго не лопались необходимо добавить несколько ложек сахара. С помощью соломинки подуйте в раствор, чтоб получились пузырьки. Аккуратно надавите бумагой на пузырьки, которые лопнут и оставят след. Повторить процедуру с каждым цветом.

Примерные темы для использования техники: “Открытка маме”, “Лоскутный коврик”, “Смешарики” и т.д.

Рисование крупными бусинами.

Способ рисования: на дне упаковки фиксируется лист картона и на нём крепится силуэтное изображение. После крупные бусины делятся и обмакиваются в 4-5 ёмкостях с разной разведённой краской и выкладываются по краям картона. Упаковка закрывается и хаотично встряхивается. Далее аккуратно извлекается картон и освобождается от силуэтной вставки.

Примерные темы для использования техники: “Паутинка”, “Вьюга”, “Салюты” и т.д.

Метод «Тычка» (рисование жесткой полусухой кистью)

Материалы: Альбомный лист бумаги, простой карандаш, гуашь, жесткие и мягкие кисточки,  баночка с водой, тряпочка.

Рисуем простым карандашом контурное изображение животного (детям старшего возраста контуры животных можно не намечать).

На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэта животного.

Когда краска подсохнет, нарисуем животному кончиком мягкой кисточки глаза, нос, рот, усы и другие характерные детали.

Варианты работ: тычком жесткой полусухой кисти можно рисовать котенка, собаку, овечку, козу, ежа, гриву льва, снеговика, снег, елку, сосну, лес, солнце, цветы (одуванчики, подсолнухи) и многое другое.

Монотипия

С помощью предметной монотипии можно изобразить необычным способом симметричный предмет (бабочку, жука, цветок). Пейзажная монотипия открывает возможность рисовать природу и получать оттиск в зеркальном отображении (как в воде). Отпечаток получается только один. Отсюда и название - монотипия (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток). С помощью рисования техникой «монотипия» - получаются идеально симметричные предметы или великолепные пейзажи.

Материал: лист альбомной бумаги, гуашь, широкая и тонкая кисточки, баночка с водой, палитра, тряпочка.

Ход работы:

1.    Лист бумаги складываем пополам по вертикали, чтобы появилась линия сгиба, и разворачиваем.

2.    На правой половине листа рисуем правую половину бабочки.

3.    Затем левую половину листа смачиваем водой при помощи широкой кисти, лист опять складывается по линии сгиба, прижимаем для получения отпечатка.

4.    На развернутом листе появляется целая бабочка.

Варианты работ: предметной монотипией можно изобразить ската, жука, паука, осьминога, цветок в горшке, мячик, солнце и другие симметричные предметы.

Диатипия

Техника диатипии (от греческого dia - сквозь, через) – считается разновидностью монотипии, но есть и существенные различия.

Техника необычна тем, что выполняется рисунок на органическом стекле, а изображение остается на мокром от воды листе бумаги. Отсюда и второе название "водяная печать". На той стороне, которая была прижата к стеклу или картону, получится оттиск – выпуклый зеркальный рисунок с интересной фактурой и цветным фоном.

Материал: глянцевый картон (или органическое стекло), тонкий лист бумаги, гуашь, широкая кисточка, простой карандаш или просто заостренная палочка, баночка с водой, тряпочка.

Ход работы:

1.    На глянцевый картон или оргстекло наносим толстой кистью морской пейзаж – море и небо.

2.    Намочив лист бумаги, кладем его сверху на изображение, слегка прижав лист к картону.

3.    Простым карандашом на обратной стороне листа делим море и небо горизонтальной линией, в центре рисуем и закрашиваем небольшой парусник, скалы, вверху – солнце, облака.

4.    Осторожно снимаем тонкий лист с картона, у вас получается отпечатанное море с выпуклыми скалами, парусником и небо с солнцем и облаками.

Тиснение

Тиснение – это очень увлекательное занятие. Однообразно заштриховывая лист бумаги, вдруг обнаруживаем, что на нём постепенно проступают рельефные поверхности.

Материал: лист тонкой бумаги, монетка или выпуклое изображение динозавра, простой карандаш.

Ход работы:

1. Кладем лист  бумаги на монетку.

2. Простым карандашом заштриховываем выступающую над монеткой часть бумаги, пока не проявится вся рельефная поверхность.

Обрывной

При изготовлении аппликации этим способом ножницы не нужны. Цветная бумага обрывается по намеченному контуру, образуя детали с неровными «мохнатыми» краями. Детали смазываются клеем и наклеиваются на основу. Эта техника подойдет для передачи пушистой, объемной и мягкой фактуры предмета.

Материал: картинка-основа; цветная бумага; самодельный клейстер (или клей ПВА); поролоновый тампон (или жесткая кисточка для клея); клеенка-подкладка.

Аква

Аква – с латинского языка переводится как вода. Так что из названия становится ясно, что эта техника связана с большим количеством воды. Как вода может повлиять на изображение? Интересно? Тогда познакомьтесь с приемами техники акватуши.

Материал: Плотный лист, гуашь, черная тушь, широкая кисть, баночка с водой, широкая мисочка с водой, тряпочка.

Ход работы:

1. На листе гуашью разных цветов крупно рисуем любой предмет, например, гриб.

2. Когда гуашь подсохнет, покроем весь лист черной тушью (последняя сохнет быстро, если ее слой не слишком толст).

3. Промоем высохший рисунок под струей воды. При этом тушь, нанесенная поверх красок, смоется  почти полностью, а та часть листа, которая покрыта только  тушью, останется черной.

Рисование ватной палочкой

Получающиеся картинки, нарисованные точками, похожи на древние фрески. Оформив рисунок ребенка рамкой, вы можете украсить его комнату картиной «собственного производства».

Материал: половина альбомного листа, простой карандаш, ватные палочки, гуашь (или акриловые краски), баночка с водой, тряпочка.

Ход работы:

1. Простым карандашом намечаем контуры крупного предмета, например бабочки.

2. Затем на кончик ватной палочки набираем гуашь определенного цвета и  рисуем по контуру силуэта бабочки, чтобы получались точки. Для того, чтобы сменить цвет, приготовьте чистую ватную палочку.

3. Из точек на крыльях бабочки составляем различные узоры: цветы, разноцветные полоски, геометрические формы и т.д.

Отпечатки листьев

Осенью так и хочется набрать красивых опавших листьев и принести их домой. Листья можно засушить, но тогда они станут ломкими. Для данной техники рисования нужно использовать свежесобранные листья. Ребенок может сделать отпечатки листьев с разных деревьев. И все они будут выглядеть как настоящие.

Материалальбомный лист, опавшие листья с разных деревьев, гуашь, широкая кисть, баночка с водой, клеенка (подложить под раскрашиваемые листья).

Ход работы:

1. Берем листик клена, кладем его гладкой стороной на клеенку и обильно закрашиваем изнаночную сторону листика гуашью такого же цвета.

2. Пока гуашь не засохла, листочек прикладываем окрашенной стороной к чистому листу бумаги и плотно прижимаем, чтобы он отпечатался целиком. Следите, чтобы ребенок не двигал прижатый листик.

3. Затем листик убираем, а отпечаток, при необходимости, прокрашиваем в не пропечатанных местах.

Силуэтный

Перед тем, как научить ребенка обводить силуэты карандашом, познакомьте его с другим увлекательным способом передачи контуров предмета – тампонированием. Это намного легче и впечатлительнее! Получается, как фокус. Поднимаешь шаблон и видишь на бумаге пушистый, легкий, воздушный, прозрачный контур, а дальше остается довести его до задуманного образа.

Материал: альбомный лист, вырезанный из картона силуэт медвежонка, мисочка со штемпельной подушечкой, пропитанная гуашью, поролоновый тампон (или тампон из марли), гуашь, кисточка, баночка с водой, тряпочка.

Ход работы:

1. Прикладываем силуэт к листу бумаги придерживаем его левой рукой.

2. В правой руке – поролоновый тампон. Набираем на него гуашь и методом «тычка» легкими прикосновениями тампона обводим силуэт по контуру.

3. Осторожно убираем шаблон и получаем на бумаге четкий и ясный силуэт медвежонка.

4. Тонкой кисточкой оформляем медведю мордочку, дорисовываем мелкие детали.

Мокрые картинки

Материал: лист бумаги для акварели; акварельные краски; широкие и тонкие мягкие кисточки; баночка с водой; тряпочка.

Ход работы:

1. Широкой кистью на лист бумаги нанесем много воды.

2. Ребенок  на тонкую кисточку набирает акварельную краску и дотрагивается ею до листа бумаги в нескольких местах. Точка начинает расползаться.

3. Свободные  места заполняются растекающимися  точками других цветов.

4. Вместе с  ребенком подумайте, что напоминает  его картина. Дайте название  детской работе.

Бумажные комочки

Материал: картинка-основа с нанесенным контуром предмета; цветная бумага; самодельный клейстер (или клей ПВА); поролоновый тампон (или жесткая кисточка для клея); клеенка - подкладка.

Ход работы и варианты исполнения:

1 прием. На большой комочек с помощью кисточки или поролонового тампона наносится клей или сам комочек опускается в блюдечко с клеем и наклеивается на основу. Большой комочек может выступать как готовый предмет (облако, сугроб снега, снежный комок, яблоко, помпон на шапке и т.п.) или, как деталь предмета, например, туловище медвежонка, цыпленка, зайчонка, паука, снеговика и т.п. Из больших комочков бумаги можно даже делать объемные поделки.

2 прием. Наклеивать маленькие комочки можно двумя способами. С маленькими детьми клей наносится на картонную основу и засыпается бумажными шариками. С более старшими детьми, когда требуется сделать более аккуратную работу - каждый комочек смазывается клеем при помощи кисточки или пальчика. Аппликация из маленьких шариков обыгрывается, как ягоды рябины, цветочки на лугу, украшения для матрешки или клоуна, орешки на дереве, конфетки в вазе, звезды на небе, падающий снег или дождь, бусинки для бус, панцирь черепахи, шляпка гриба, шерсть верблюда, барашка, пуделя, зайчонка, белки, колючки ежика и т.д.

3 прием. Можно не скатывать кусочки салфеток или бумаги в шарики, а просто слегка смять, придав им определенную форму – например, листика с дерева, лепестка от цветочка, крылышка бабочки и т.д.

Мозаика из кусочков бумаги

Материал: фон-основа с нанесенным контуром предмета; цветная бумага; самодельный клейстер (или клей ПВА); жесткая кисточка для клея; клеенка-подкладка.

Варианты  работ:

1 приём. Наклеивать на сюжетную основу можно кусочки бумаги в виде падающих листьев или снежинок, капелек дождя, семечек, гороха или зернышек для птичек, корма для рыбок, звездочек на небе, рыбок в речке, цветочков в поле и т.п.

2 приём. Наклеивать внутри контура можно пятнышки на жирафе, точки на спинке божьей коровки, украшения на свитере, игрушки на новогоднюю елку, яблоки на яблоне и т.п.

3 приём. Кусочками бумаги можно полностью выложить контурное изображение любого предмета – яблока, цветочка, домика, бабочки, змеи и т.д. Но такие кропотливые задания можно предлагать детям только 4-7 лет.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Рисуем вместе с детьми: нетрадиционные техники рисования.»

Воспитатель МКДОУ №35 «Росинка» Акова Жаннета Данияловна

Один из самых любимых видов деятельности в дошкольном возрасте –это рисование. Именно рисование позволяет ребенку выразить свои чувства, мысли, настроение, мечты и даже тайные страхи, все то, о чем он не всегда может сказать словами. Рисование обогащает внутренний мир ребенка, развивает зрительно- моторную координацию, тактильные ощущения, фантазию, воображение, речевые навыки, мышление. Но рисовать только кисточками и карандашами не всегда интересно и весело. Рисовать можно всем, что есть под рукой и всем, чем позволяет фантазия и воображение…

Рисование ладошками. Нужна поверхность, где можно проявить творчество (лист бумаги, обои, кусок ткани размер не имеет значения, гуашевые краски, кусочки поролона или кисточка. Ладошки покрывают краской и наносят отпечатки на поверхность. Получаются волшебные бабочки, цветы невиданной красоты, жар-птицы, рыбки, осьминожки, чудо-деревья и многое другое.

Рисование пальчиками. Пальчики обмакивают в краску и рисуют все, что пожелает душа юного художника. Как один из вариантов, можно использовать ватные палочки.

Рисование полужесткой кисточкой «тычками». Можно взять кисточку для работы с клеем. Кисточку обмакивают в краску и держа ее вертикально, наносят тычки на поверхность рисунка. Такая техника рисования позволяет более выразительно передать красоту пушистых одуванчиков, мохнатых зверушек, густую крону деревьев и т. п.

Рисование штампами. В магазине можно приобрести различные штампы. Но гораздо интереснее изготовить штампы вместе с ребенком. Для этого подойдут различные фрукты и овощи (картофель, морковь, сельдерей, яблоки, груши и т. д.). Разрезать пополам, вырезать нужную форму штампа, обмакнуть в краску и украсить узорами любую поверхность. Таким образом можно оформить красочные поздравительные открытки, разрисовать подарочные салфеточки, скатерть или стены в детской, расписать красочные футболки и топики, украсить кусок ткани, а затем сшить из нее наряд для любимой куколки. Фантазируй, не ленись! Краски желательно использовать акриловые, чтобы шедевры были более долговечны.

Рисование мятой бумагой. Кусок бумаги сминают в комок, затем макают в краску и наносят им рисунок.

Рисование трубочками (кляксография). На поверхности бумаги разбрызгивают кляксы из краски и, пока краска не впиталась, с помощью коктейльных трубочек выдувают краску из кляксы в разные направления. Получаются необычные и веселые рисунки.

Рисование пластилином. Маркером на поверхность (картон обклеенный скотчем, стекло, прозрачная пластиковая крышка от контейнера и пр.) наносится контур рисунка. Кусочки пластилина размазывают так, чтобы контуры рисунка не «размывались». Пластилин можно размазывать, скатывать маленькими шариками, скручивать колбасками и завитушками. Работы получаются красочными и выразительными.

Рисование на ткани «узелками». На куске ткани завязывают узелочки с помощью ниток. Образуются небольшие своеобразные «шишечки», затем эти «шишечки» окрашивают акриловыми красками. Когда ткань подсохнет, ниточки на узелках обрезают и ткань расправляют. Получаются диковинные цветы и различные райские птицы.

Это далеко не весь перечень нетрадицинных техник рисования. Рисовать можно мыльными пузырями, песком, крупой, засушенными листочками и цветочками, с помощью трафаретов, ниток и веревочек. Способов рисования множество и ограничены они могут только вашей фантазией. Самое важное –это познакомить детей с их разнообразием. Заинтересовать их, научить видеть красоту окружающего их мира, воспитать в них ценителей прекрасного, художественно- эстетический вкус.

Не секрет, что основы формирования личности закладываются еще в младенчестве, во времена беззаботного детства. Для гармоничного развития ребенка с ним надо играть, петь, танцевать, заниматься спортом, гулять и, конечно, рисовать, лепить и вырезать. Все это нужно делать вместе с детьми, и, тогда вы, дорогие мамы и папы, станете для своих любимых детей самыми близкими и лучшими друзьями.