Внеклассная, кружковая работа
Рабочие программы по кружкам (секции)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belaya_ladya.docx | 145.91 КБ |
futbol.docx | 153.88 КБ |
fk_vneurochka_9_kl_legkaya_atletika.docx | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Белая ладья»
Направленность: физкультурно- спортивная
Возраст: 10-11 лет
Срок реализации: 1 год (34 часа)
Уровень программы: стартовый
Автор-разработчик:
Цыбиков Николай Батомункуевич,
педагог дополнительного образования
с.Хоринск,2024г.
Оглавление | ||
1. | Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы | |
1.1. | Пояснительная записка | |
1.2. | Цель, задачи, ожидаемые результаты | |
1.3. | Содержание программы | |
2. | Комплекс организационно педагогических условий | |
2.1. | Календарный учебный график | |
2.2. | Условия реализации программы | |
2.3. | Формы аттестации | |
2.4. | Оценочные материалы | |
2.5. | Методические материалы | |
2.6. | Список литературы |
- Комплекс основных характеристик
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Белая ладья» (далее - Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
• Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
• Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
• Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
• Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
• Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
• Устав МАОУ «Хоринская средняя школа №1 имени Д.Ж.Жанаева» утв. Приказом МКУ «Хоринское управление образования» от 19.03.2020 г. №58
• Положение об электронном журнале и Положение об электронной информационно-образовательной среде утв. Приказом директора МАОУ «Хоринская средняя школа №1 имени Д.Ж.Жанаева» от 20.09.2021 г. № 147
• Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеразвивающей программы от 31.08.2023 г.
https://sh1-xorinsk-r81.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/32/315/Polozhenie_f.pdf
Актуальность:
Актуальность данного кружка обусловлена тем, что в школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
Теория изучения шахматной игры
Игра
Вид программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Белая ладья» является экспериментальной программой.
https://ddtomut.ucoz.ru/metod/klassifikacija_programm.pdf
Направленность программы: физкультурно-спортивная для детей 5 классов.
http://dop.edu.ru/article/29/fizkulturnosportivnaya-napravlennost
Адресат программы:
Дети 10-11лет, к которым обращена данная программа, характеризуются такими психологическими особенностями, как – период накопления, впитывания знаний, период приобретения знаний по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям и действиям является значимым условием интеллектуального развития. Особая внушаемость, впечатлительность, направленность умственной активности младших школьников на повторение, внутреннее принятие, создание подходящих условий для развития и обогащения психики. Данные свойства, в большинстве случаев, являются положительной своей стороной, и в этом исключительное своеобразие этого возраста. Следовательно, способствует формированию потребности в признании и познании, к развитию чувства личности.
Срок и объем освоения программы:
«Стартовый уровень» -1 год, 34 педагогических часа;
Форма обучения: Очная, дистанционная(по необходимости).
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные, дифференцированное обучение по уровню сложности с учетом индивидуальных особенностей.
Режим занятий:
Предмет | Стартовый уровень |
«Белая ладья» | 34 часа в год, 1 час в неделю |
- 1.1. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель программы: Становление личности младших школьников и наиболее полное раскрытие их творческих способностей.
Задачи:
Образовательные (обучающие): Получения знаний о правилах игры, системах защиты и нападения, комбинации ходов «Фигуры против фигур».
Развивающие: совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Воспитательные: Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации, преодоление замкнутости, мнимой ущербности.
Ожидаемые результаты: По окончании обучения по общеразвивающей программе «Белая ладья» дети должны
Стартовый уровень | |
Знать |
|
Уметь |
|
Владеть |
решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале. |
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня подготовленности учащихся.
- Привлечение большего числа учащихся к систематическим занятиям в шахматном кружке.
- Призовые места в школьных, товарищеских и районных турнирах.
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
Личностные результаты освоения программы :
• Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
• Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
• Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
• Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
• Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы:
• Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
• Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
• Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
• Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
• Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
• Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы :
• Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
• Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
• Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
• Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
• Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания
См. Уровневая Дифференциация.
Ссылка: https://cloud.mail.ru/public/Avmt/YozAbo9vU
1.3. Содержание программы «ПервоЛого»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Содержание деятельности | Форма аттестации контроля |
1 | Вводное занятие. | 1 | 02.09 | Беседа о полученных знаниях. Планирование работы на учебный год. | |
2 | «Вспомним, с чего все начиналось…» - игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА? | 1 | 09.09 | Повторение теоритических знаний обучающихся. Развитие творческих и интеллектуальных способностей. | Тестовые задания на изучен-ную тему |
3 | Игровая практика «Основы дебюта» | 1 | 16.09 | Принципы игры в дебюте. Связка в дебюте. Полная и неполная связка. Коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. | Практи-ческая партия |
4 | Основы миттельшпиля | 1 | 23.09 | Игровая практика с записью шахматной партии. | Шахматные задачи |
5 | Игровая практика. | 1 | 30.09 | Решение задания “Мат в 1 ход” | |
6 | Основы миттельшпиля | 1 | 07.10 | Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. | |
7 | Игровая практика. | 1 | 14.10 | Решение заданий ““Выигрыш материала” | |
8 | Основы миттельшпиля | 1 | 21.10 | Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки. | Шахматные задачи |
9 | Игровая практика. | 1 | 11.11 | Решение заданий. Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”. | Практи-ческая партия |
10 | Основы миттельшпиля | 1 | 18.11 | Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты. | Тестовые задания на изучен-ную тему |
11 | Игровая практика. | 1 | 25.11 | Решение заданий. “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”. | Шахматные задачи |
12 | Основы миттельшпиля | 1 | 02.12 | Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. | |
13 | Игровая практика. | 1 | 09.12 | Дидактическое задание “Сделай ничью”. | Практи-ческая партия |
14 | Основы миттельшпиля | 1 | 16.12 | Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия. | |
15 | Игровая практика. | 1 | 23.12 | Решение заданий | Шахматные задачи |
16 | Основы эндшпиля | 1 | 13.01 | Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). | |
17 | Игровая практика. | 1 | 20.01 | Решение заданий. “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”. | |
18 | Основы эндшпиля | 1 | 27.01 | Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). | Шахматные задачи |
19 | Игровая практика. | 1 | 03.02 | Решение заданий: “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”. | |
20 | Основы эндшпиля | 1 | 10.02 | Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). | Тестовые задания на изучен-ную тему |
21 | Игровая практика. | 1 | 17.02 | Решение заданий. Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”. | |
22 | Основы эндшпиля | 1 | 24.02 | Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата» | |
23 | Игровая практика. | 1 | 03.03 | Решение заданий. “Квадрат» | Шахматные задачи |
24 | Основы эндшпиля | 1 | 10.03 | Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция. | |
25 | Игровая практика. | 1 | 17.03 | Решение заданий. “ “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”. | Практи-ческая партия |
26 | Основы эндшпиля | 1 | 24.03 | Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой. | Шахматные задачи |
27 | Игровая практика. | 1 | 07.04 | Решение заданий. “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”. | Практи-ческая партия |
28 | Основы эндшпиля | 1 | 14.04 | Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей, четвертой горизонталях. Ключевые поля. | |
29 | Игровая практика. | 1 | 21.04 | Решение заданий. “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”. | Шахматные задачи |
30 | Основы эндшпиля | 1 | 28..04 | Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля. | Тестовые задания на изучен-ную тему |
31 | Игровая практика. | 1 | 05.05 | Решение заданий. “Куда отступить королем?”, “Путь к ничьей”. | Шахматные задачи |
32 | Соревнования внутри группы. | 1 | 12.05 | Подведение итогов. | Зачет |
33 34 | Подведение итогов. | 1 | 19.05 | Разбор партий, ошибки и выводы. | |
Итого: | 34 |
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель | 34 |
Количество учебных дней | 170 |
Продолжительность каникул | с 26 октября по 4 ноября с 28 декабря по 8 января с 22 марта по 30 марта с 24 мая по 31 августа |
Даты начала и окончания учебного года | с 1 сентября по 24 мая |
Сроки промежуточной аттестации | октябрь, ноябрь, декабрь 2024 январь, февраль, апрель, май 2025 |
Сроки итоговой аттестации (при наличии) | май 2025 |
- 2.2. Условия реализации программы
Аспекты | Характеристика (заполнить) |
Материально-техническое обеспечение |
|
Информационное обеспечение |
|
2.3 Формами аттестации являются:
- Соревнования
2.4. Оценочные материалы
Показатели качества реализации ДООП | Методики |
Уровень развития творческого потенциала учащихся | Учебно-методическое пособие «Мониторинг качества образовательного процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова |
Уровень развития высших психических функций ребёнка | |
Уровень развития социального опыта учащихся | |
Уровень развития творческого потенциала учащихся | Методика «Креативность личности» Д. Джонсона |
Уровень развития социального опыта учащихся | Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) |
Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся | «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких |
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами | Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) |
- 2.5.Методическое обеспечение образовательной программы
- Методы обучения:
- Словесный
- Наглядный
- Объяснительно-иллюстративный
- Репродуктивный
- Частично-поисковый
- Игровой
Формы организации образовательной деятельности:
- Индивидуальная
- Индивидуально-групповая
- Групповая
- Практическое занятие
- Открытое занятие
- Беседа
- Игра
- Мастер-класс
Педагогические технологии:
- Технология индивидуального обучения
- Технология группового обучения
- Технология личностного обучения
- Технология коллективного взаимодействия
Дидактические материалы:
- Раздаточные материалы
- Инструкции
2.6. Список литературы для педагога
1. Авербах Ю.А. Шахматная школа. – Ростов-на Дону: Феникс, 2000.
2. Блох М. Комбинационные мотивы – М, 2009.
3. Герушанский Б.С. Шахматы – школе. – М.: Педагогика, 1991.
3. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение, 1991.
4. Гуфельд Э. Дебютный путеводитель. – Челябинск, 1991.
5. Журавлев Н.Н. Шахматы. Шаг за шагом. - «RUSSIAN CHESS HOUSE», 2012.
6.Нестерова Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих.-М.:РИПОЛ,2016
7. Панченко А.Н. Теория и практика шахматных окончаний – «RUSSIAN CHESS HOUSE», 2006.
8. Старцев В. Десять лет спустя или субъективные заметки о перспективах шахмат. – М., 2001.
Список литературы для обучащихся
1. Авербах Ю.А. Шахматная школа. – Ростов-на Дону: Феникс, 2000.
2. Авербах Ю.А . «Школа эндшпиля» -М.: Терра-Спорт, 2001.
3. Барский В.В. Шахматы от новичка к III разряду.- М.: ООО «Дайв»,2011.
4. Владимиров Я.Г. «1000 шахматных этюдов» -М.: Астрель – АСТ, 2016.
5. Владимиров Я.Г. «1000 шахматных задач» -М.: Астрель-АСТ, 2002.
6. Мацукевич А.В- «Энциклопедия дебютных ошибок» -М.: Астрель-АСТ, 2012
7. Р.Рети «Учебник шахматной игры», под.ред. Л.Я.Абрамова.- М.: Терра-Спорт, 2001.
8. Хенкин В.К. «1000 матовых комбинаций» -М.: Астрель-АСТ, 2002.
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Футбол»
Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст: 10-11 лет
Срок реализации: 1 год (34 часа)
Уровень программы: стартовый
Автор /составитель:
учитель физической культуры
Цыбиков Николай Батомункуевич,
педагог дополнительного образования
с.Хоринск, 2024
Оглавление
- Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы 3
- Пояснительная записка 3
- Цель, задачи, ожидаемые результаты 4
- Содержание программы 5
- Комплекс организационно педагогических условий 7
- Календарный учебный график 7
- Условия реализации программы 7
- Формы аттестации 8
- Оценочные материалы 8
- Методические материалы 8
- Список литературы 9
- Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол» (далее - Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
• Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
• Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
• Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
• Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
• Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
• Устав МАОУ «Хоринская средняя школа №1 имени Д.Ж.Жанаева», утв. Приказом МКУ «Хоринское управление образования» от 19.03.2020 г. №58
• Положение об электронном журнале и Положение об электронной информационно-образовательной среде, утв. Приказом директора МАОУ «Хоринская средняя школа №1 имени Д.Ж.Жанаева» от 20.09.2021 г. № 147
• Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеразвивающей программы от 31.08.2023 г.
https://sh1-xorinsk-r81.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/32/315/Polozhenie_f.pdf
Актуальность:
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физической культуры, которые определены стандартом, что нашло отражение в выборе технологий, используемых в обучении, основных видов деятельности, методов и форм обучения, основных форм и видов контроля знаний, умений и навыков. Программа «Футбол» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики спортивных игр, развитию физических способностей. Новизна данной программы определена федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Обучение включает в себя следующие основные предметы: физическая культура, биология
Вид программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол» является экспериментальной программой.
https://ddtomut.ucoz.ru/metod/klassifikacija_programm.pdf
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
http://dop.edu.ru/article/29/fizkulturnosportivnaya-napravlennost
Адресат программы:
Возраст детей 11-12 лет – это пограничный возраст между детьми и подростками, но дети в этом возрасте уже больше подростки, чем малыши. Они – подростки. Возраст 10-12 лет называется младшим подростковым возрастом. |
Срок и объем освоения программы:
«Стартовый уровень» -1 год, 34 педагогических часа;
Форма обучения: Очная, дистанционная (по необходимости).
Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные, дифференцированное обучение по уровню сложности с учетом индивидуальных особенностей.
Режим занятий:
Предмет | Стартовый уровень |
Футбол | 34 часа в год 1 час в неделю |
- 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель работы спортивной секции «Футбол» – укрепление здоровья обучающихся, содействие правильному физическому развитию; развитие основных двигательных качеств и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений.
Задачи:
1.Развитие специальных способностей и качеств для успешного овладения техникой и тактикой игры.
- Совершенное овладение техникой и тактикой игры.
- Достижение высокого уровня командной подготовки.
- Воспитание моральных и волевых качеств.
- Приобретение теоретических и практических знаний по планированию, учету, ведению дневника юного спортсмена, методике обучения, судейству.
- Достижение комплексного проявления всех качеств, навыков и умений, знаний.
- Предупреждение спортивных травм.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса кружка по футболу
Результаты освоения содержания секции по футболу определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения данного курса.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком.
Результаты освоения программного материала по секции «Футбол» оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее - частное - конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные результаты освоения секций по футболу предмета физической культуры
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения программы кружка «Футбол». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
- владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
- способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
- умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;
- хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
- культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
- владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты освоения физической культуры
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся. Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
- понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
- понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
- ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
- рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
- поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
- восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
- понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
- владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты освоения физической культуры
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса внеурочной деятельности. Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
- знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
- знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
- способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
- умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
- способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
- способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
- способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
- способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
- способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
- способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
- способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
- способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
- способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
- способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
- способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного материала секционных занятий, учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
- особенности развития избранного вида спорта;
- педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
- биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
- физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
- возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
- психофункциональные особенности собственного организма;
- индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
- способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности; контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Оздоровительные результаты программы:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
См. Уровневая Дифференциация.
Ссылка: https://cloud.mail.ru/public/Avmt/YozAbo9vU
1.3. Содержание курса
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
Развитие футбола в России; гигиенические знания и навыки. Комплекс физических упражнений. | 1 | |||
Правила игры в футбол; место; оборудование. ОФП: Упражнения на развитие скорости. | 1 | |||
Классификация и терминология технических приёмов футбола. Упражнения на развитие гибкости, силы. | 1 | |||
Прямой и резаный удар по мячу. Точность удара. ОФП: Упражнение на развитие силы. | 2 | |||
Удар по мячу головой, ногой. | 3 | |||
Остановка, ведение мяча, отбор мяча. | 3 | |||
Обманные движения, вбрасывание мяча. ОФП: упражнение на развитие силы. | 2 | |||
Удары по мячу внутренней, внешней частью подъёма, внутренней стороной стопы. | 3 | |||
Удары по мячу серединой лба, остановка мяча подошвой. | 2 | |||
Техника игры вратаря. ОФП: упражнение на развитие гибкости, скорости реакции. | 2 | |||
Передача мяча партнёру серединой лба. | 2 | |||
Индивидуальные действия с мячом и без мяча. ОФП: упражнение на развитие силы. | 3 | |||
Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков при передаче мяча друг другу. Учебная игра. | 4 | |||
Тактическая игра в нападении и защите. | 1 | |||
Участие в школьных соревнованиях по футболу. | 2 | |||
Разбор проведенных учебных и календарных игр: положительные моменты в ходе игры, ошибки, оценка игры каждого футболиста и команды в целом. | 1 | |||
Испытание по контрольным нормативам. | 1 | |||
ИТОГО | 34 |
Программой предусмотрено проведение испытаний по следующим контрольным нормативам в конце учебного года с целью выявлений уровня физической подготовленности занимающихся:
№ | Контрольные упражнения | Возраст (лет) | |
11 | 12 | ||
Бег 30 м (с) | 5,6 | 5,3 | |
Бег 300 м (с) | 72 | 61 | |
6 – минутный бег (м.) | 1050 | 1150 | |
Прыжок в длину с места (см.) | 145 | 160 | |
Бег 30 м. с ведением мяча (с.) | 7,0 | 6,5 | |
Удар по мячу ногой на дальность (м.) | 25 | 35 | |
Жонглирование мячом (количество ударов) | 7 - 8 | 10 | |
Удар по мячу ногой на точность попадания (число попаданий.) | 4 - 3 | 4 | |
Ведение мяча с обводкой стоек и удар по воротам (с.) | 12,0 | 11,5 | |
Бросок мяча рукой на дальность (м.) | 6 - 7 | 9 |
Условия выполнения упражнений:
1. Бег на 30, 300, 400 м., 6-минутный бег и прыжок в длину с места выполняется по по правилам соревнований по лёгкой атлетике. Бег выполняется с высокого старта.
2. Бег на 30 м. с ведением мяча выполняется с высокого старта (мяч на линии старта), мяч можно вести любым способом, делая на отрезке не менее трёх касаний, не считая остановки за финишной линией. Упражнение считается законченным, когда игрок оставит мяч за линией финиша. Время фиксируется с момента старта до пересечения игроком (вслед за мячом) линии финиша. Судья на старте фиксирует правильность старта и количество касаний мяча, а судья на финише – время.
3. Удар по мячу ногой на дальность выполняется с разбега правой и левой ногой любым способом по неподвижному мячу. Измерение дальности полёта мяча производится от места удара до точки первого касания мяча о землю. Для удара каждой ногой даются по три попытки. Засчитывается лучший результат ударов каждой ногой. Конечный результат определяется по сумме лучших ударов обеими ногами.
4. Жонглирование мячом: выполняются удары правой, левой ногой (серединой подъёма, внутренне и внешней стороной стопы, бедром) и головой в любой последовательности, не повторяя один способ удара два раза подряд.
5. Удары по мячу ногой на точность попадания выполняются с разбега любым способом по неподвижному мячу правой и левой ногой с расстояния 17 м. (подростки 10-12 лет – с расстояния 11 м.). Мячом надо попасть в заданную треть ворот, разделённых по вертикали. Выполняется по пять ударов каждой ногой. Учитывается сумма попаданий.
6. Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам выполняются с линии старта (30 м. от линии штрафной площади). Вести мяч, далее обвести «змейкой» четыре стойки (первая стойка ставится на линию штрафной площади, далее в центре через каждые 2 м. ещё три стойки), и, не доходя до 11-метровой отметки, забить мяч в ворота. Время фиксируется с момента старта до пересечения линии ворот мячом. В случае если мяч не будет забит в ворота, упражнение не засчитывается. Из трёх попыток засчитывается лучший результат.
7. Бросок мяча рукой на дальность (разбег не более четырёх шагов) выполняется по коридору шириной 3 м. Мяч, упавший за пределы коридора, не засчитывается. Учитывается лучший результат из трёх попыток.
8. Выполнение контрольных упражнений проводится в форме соревнований, результаты их фиксируются в протоколах и доводятся до сведения всех занимающихся в кружке.
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель | 34 |
Количество учебных дней | 170 |
Продолжительность каникул | с 26 октября по 4 ноября с 28 декабря по 8 января с 22 марта по 30 марта с 24 мая по 31 августа |
Даты начала и окончания учебного года | с 1 сентября по 24 мая |
Сроки промежуточной аттестации | октябрь, ноябрь, декабрь 2024 январь, февраль, апрель, май 2025 |
Сроки итоговой аттестации (при наличии) | май 2025 |
- 2.2. Условия реализации программы
Аспекты | Характеристика |
Материально-техническое обеспечение | Оборудование спортзала:
(перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)
Мультимедийное оборудование: 1. Компьютер. |
Информационное обеспечение | - Возможность выхода в Интернет. - РП кружка |
2.3.Формы аттестации
- тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности технических умений и навыков;
- участие в соревнованиях
2.4. Оценочные материалы
Показатели качества реализации ДООП | Методики |
Уровень развития творческого потенциала учащихся | Учебно-методическое пособие «Мониторинг качества образовательного процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова |
Уровень развития высших психических функций ребёнка | |
Уровень развития социального опыта учащихся | |
Уровень развития творческого потенциала учащихся | Методика «Креативность личности» Д. Джонсона |
Уровень развития социального опыта учащихся | Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) |
Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся | «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких |
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами | Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) |
Уровень теоретической подготовки учащихся | Практическое программирование в на платформе |
- 2.5. Методическое обеспечение образовательной программы
- Методы обучения:
- Словесный
- Наглядный
- Объяснительно-иллюстративный
- Игровой
Формы организации образовательной деятельности:
- Индивидуальная
- Индивидуально-групповая
- Практическое занятие
- Игра
Педагогические технологии:
- Технология индивидуального обучения
- Технология группового обучения
- Технология личностного обучения
- Технология коллективного взаимодействия
- Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
- Инструкции (техника безопасности).
2.6.Список литературы
- Гринлер К. и др. «Физическая подготовка футболистов», М: ПК, 1976.
- Матвеев А.П. «Оценка качества подготовки учеников основной школы по физической культуре М. «Дрофа» 2001 год.
- Монаков Г.В. «Техническая подготовка футболистов, методика и планирование», М: ФиС, 2000.
- Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 5-9 классы: проект.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-61с.-(Стандарты второго поколения).
- Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева.- Волгоград: Учитель, 2011.- 251с.
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МО "Хоринский район"
МАОУ "Хоринская СОШ №1 им. Д.Ж. Жанаева"
Рассмотрено Руководитель МО ______________ Дайдаева С.М. Протокол №1 от «29» августа 2024г. | Согласовано Заместитель директора по УР ____________ Батуева Л.Ц. Протокол №1 «30» августа 2024г. | Утверждаю Директор школы: _______________ Гомбоев Б.К. Приказ № 135.3 от «30» августа 2024г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Легкая атлетика»
для учащихся 9 классов
Составил: Цыбиков Николай Батомункуевич, учитель физической культуры
с. Хоринск 2024
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Рабочая программа по физической культуре составлена в соответствии с:
∙ Федеральным законом РФ от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
∙ Приказом Министерства Просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- учётом учебного плана МАОУ «Хоринская средняя школа №1 им. Д. Ж. Жанаева».
Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных игр через включение их в совместную деятельность.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
• активизировать двигательную активность школьников во внеурочное время;
• создавать условия для проявления чувства коллективизма;
• развивать сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета. Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению; и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве:
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
• владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами улучшения физического развития и физической подготовленности;
• способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим;
• умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
• формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;
• формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо.
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом;
• владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
• владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющих в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса, так и в реальной повседневной жизни учащихся:
• овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего возможности выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную творческую активность;
• понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения;
• закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного использования занятий физическими упражнениями, гигиенических факторов и естественных сил природы для профилактики психического и физического утомления;
• знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий;
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;
• владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура»:
• знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
• знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни;
• способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, осанки, показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и нормативами;
2. Содержание учебного предмета, курса.
№ | Название | Название тем | |
1 | Легкая атлетика | Введение (2 часа) История возникновения и развития легкой атлетики. Правила безопасности при занятиях легкой атлетикой. Правила соревнований. Понятие о гигиене, правила гигиены личной и общественной. Режим дня спортсмена. Общеразвивающие упражнения (10 часов) ОРУ на месте без предметов ОРУ в движении без предметов ОРУ с набивными мячами и гантелями ОРУ с резинами и утяжелителями ОРУ в парах Практика (22 часа) Низкий старт. Выбегания со старта. Бег на ширину шага, бег на частоту шага. Прыжок в длину с места и с разбега. Прыжок в высоту с места и разбега. Бросок набивного мяча на дальность. Барьерная техника. Правила соревнований. Значение тактической подготовки в легкой атлетике. |
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата проведения |
1. | Вводное занятие. План работы. Правила поведения и Т/Б на занятиях | 1 | |
2. | Легкаяатлетикакак вид спорта. Значение легкоатлетических упражнений для подготовки к трудовой деятельности. | 1 | |
3. | Легкоатлетическая разминка. Высокий старт. Бег с ускорением. | 1 | |
4. | Повторный бег. Низкий старт. Бег на короткие дистанции | 1 | |
5. | Развитие гибкости | 1 | |
6. | Бег «под гору», «на гору» | 1 | |
7. | Бег на короткие дистанции: 30, 60, 100м | 1 | |
8. | Техника метания мяча. | 1 | |
9. | Техника эстафетного бега 6х40м. | 1 | |
10. | Метания мяча на дальность. | 1 | |
11. | Техника спортивной ходьбы. | 1 | |
12. | ОФП – подвижные игры. | 1 | |
13. | Специальные беговые упражнения | 1 | |
14. | Бег на короткие дистанции 60, 100м – зачёт. | 1 | |
15. | Бег на средние дистанции 300-500 м | 1 | |
16. | Бег на средние дистанции 400-500 м. | 1 | |
17. | Челночный бег 5 х 10м и 10 х 10 м. | 1 | |
18. | Гигиена спортсмена и закаливание | 1 | |
19. | Повторный бег 5х60 м. | 1 | |
20. | Равномерный бег 1200-2000 м | 1 | |
21. | Техника эстафетного бега. | 1 | |
22. | Кросс в сочетании с ходьбой до 1000-2000 м | 1 | |
23. | Кроссовая подготовка. | 1 | |
24. | Круговая тренировка. | 1 | |
25. | Бег на средние дистанции 300-500м. | 1 | |
26. | Подвижные игры и эстафеты. | 1 | |
27. | Подвижные игры и эстафеты. | 1 | |
28. | Прыжок в длину с места. С разбега. | 1 | |
29. | Тройной прыжок. | 1 | |
30. | Челночный бег+офп | 1 | |
31. | Метания. | 1 | |
32. | Прыжок в высоту с места. Техника приземления. | 1 | |
33. | Прыжок в высоту с прямого и бокового разбега. | 1 | |
34. | Развитие силовых качеств | 1 | |
Итого | 34 |