Главные вкладки
«В мире гласных»
Знакомство с гласными звуками и буквами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_glasnomir.pptx | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образовательная область: речевое развитие Цель: знакомство с гласными звуками и буквами Задачи : Познакомить детей с гласными звуками, их артикуляцией и звучанием Развивать фонематический слух, восприятие, творческое воображение на материале гласных звуков Закрепить образы гласных букв Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза
Для нормативной артикуляции гласных звуков характерны следующие общие признаки: Мягкое нёбо находится наверху и прижато к задней стенке глотки. Проход в носовую полость оказывается закрытым , воздушная струя направляется через рот, выдыхаемый воздух не встречает в ротовой полости преграды . Голосовые складки находятся в напряжённом состоянии, они сближены и колеблются, в результате чего образуется голос. Язык плоский, кончик языка находится у нижних зубов . Примеры артикуляции для некоторых звуков: У: губы вытягиваются вперёд трубочкой, зубы верхнего и нижнего рядов не соприкасаются, они полностью закрыты губами. О: губы чуть-чуть вытянуты вперёд и принимают округлую форму, зубы прикрыты губами. А: нижняя челюсть опущена, между резцами верхней и нижней челюсти сохраняется расстояние примерно в 2 пальца (1–1,5 см). И: рот растянут так, что напоминает улыбку. Зубы слегка обнажены. Э: рот растянут в улыбке, но раскрытие шире, чем при проговаривании фонемы [И]. Особенности гласных звуков и букв: В русском алфавите 10 гласных букв – а, о, у, ы, э, е, ё, ю, я, и. 6 гласных звуков – а, о, у, э, ы, и. Гласные буквы А, О, У, Ы, Э обозначают твёрдость согласных звуков. Гласные буквы Я, И, Ю, Е, Ё обозначают мягкость согласных звуков. Гласные буквы Я ( й+а ), Ё ( й+о ), е ( й+э ), Ю ( й+у ) состоят из двух звуков. Важно: сколько гласных букв в слове, столько и слогов
Важным фактом в начале обучения чтению является твёрдое знание воспитанником десяти букв, обозначающих гласные звуки. Настоящая игровая методика разработана для эффективного изучения и запоминания гласных, состоит из трёх этапов
1 Этап «Морское дно» Гласные звуки представлены в виде морских обитателей. Каждая герой прикреплен к дну водоема нитью красного цвета и символизирует образ одного звука. Рыбы в природе движутся плавно, так и воздушная струя при произношении гласных звуков медленно выдыхается. Звук может быть коротким и изолированным, а может произноситься протяжно. По силе голоса звук возможно дифференцировать на громкий или напротив тихий. Таким образом, чем выше всплывает герой над поверхностью дна, тем громче вокализация звука и наоборот, чем ближе морской обитатель к дну, тем тише звук. На дне водоёма расположены морские камни и ракушки – остановки для фиксации звука. Дно выстлано специальной тканью, для тактильной стимуляции. На прищепках к дну прикрепляется образ гласной буквы, который можно переносить на игровое поле и фиксировать на морских камнях. В ходе игры ребёнок самостоятельно управляет гласными звуками – героями . Тянет или изолированно произносит звук до той поры, пока натягивается нить. Самостоятельно выбирает символ буквы на прищепке и закрепляет на определенном месте – морском камне . Педагог рассказывает детям об артикуляционном укладе звука, акцентируя внимание на акустическом образе звука. На этом этапе решается основная задача - знакомства детей с акустическим и артикуляционным образом звука, буква пока является вспомогательным элементом. После знакомства со звуками первого ряда (а, о, у, ы, э) взрослый предлагает воспитанникам поиграть с сухим водоёмом, выбрать букву на прищепке, установить на морском камне, выбрать героя и сопроводить его до камня под песенку гласного звука, выбранного ребёнком. Когда воспитанник чётко и громко научится произносить гласные звуки первого ряда, приступаем к изучению гласных звуков второго ряда. Предполагаемый результат: дети знают артикуляционный и акустический уклад гласных звуков, визуально знакомятся с символом звука, могут самостоятельно придумывать звуковые дорожки из гласных звуков, владеют особенностями гласных звуков
1 Этап Песенка гласных: А-А-А-А О-О-О-О У-у-У-у и т.п.
2 Этап – «Улица гласных звуков» На этом этапе дети знакомятся с гласными буквами. Воспитанники самостоятельно переносят прищепки на игровое поле №2 «Улицу гласных первого ряда». На первой игровой карточке обводят все гласные буквы первого ряда, на всех оставшихся находят пропавшую букву. После того, как воспитанники узнали все гласные буквы первого ряда, закрепляют полученные знания на комплекте с дорожками из букв , где нужно найти и вычеркнуть определенную гласную букву. Таким образом, на каждой улице два комплекта карточек. Педагог предлагает ребёнку поиграть и найти определенную гласную букву. На этом этапе основная цель – знакомство ребёнка с буквой. Как только ребёнок освоил гласные буквы первого ряда, можно переходить к гласным второго ряда на игровом поле №2 « Улица гласных второго ряда». Предполагаемый результат: играя, дети учатся различать гласные буквы и узнают их
2 Этап На первой карточке с буквами дети обводят только гласные; на всех остальных карточках отмечают гласные и находят пропавшую букву, выделяя её прищепкой
2 Этап На дорожке из букв в оспитанники находят и зачеркивают определенный гласный звук
2 Этап Дети выкладывают из рыбок образ звука- букву
3 Этап – «Место звука в слове » Дети учатся находить место звука в слове на игровом поле №3 «Место звука в слове». Педагог предлагает воспитаннику карточки с изображением разных предметов. В словах с карточек необходимо найти определенный гласный звук, выделить его интонационно, найти место звука в слове и обозначить на схеме слова. Работа выстроена последовательно, сначала с гласными первого ряда, затем с гласными второго ряда. Предполагаемый результат : формирование фонематических процессов у воспитанников, дети учатся выделять заданный в слове звук, находить место звука в слове, выкладывать схему слова, понимать и различать твёрдость и мягкость согласного звука, уметь делить слово на слоги
3 Этап Дети отхлопывают слоги в слове, определяют гласный звук, находят место звука в слове, отмечают его на схеме
Литература Дурова Н.В., Невская Л.H. Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах, – Часть 4 ( Читаем сами).—М.: Школьная пресса, 2001. Подготовка к обучению грамоте в детском саду / Под ред. Н.С. Варенцовой , Н.С. Старжинской . – Минск: Нар. Асвета , 1992 . Федосова Н. А. Готовлюсь к письму. – Часть 1, 2, —М.: Гном и Д, 2004. Нечаева Н.В.: Обучение грамоте.-Самара: Федоров: Учебная литература, 2004