Результаты освоения обучающимися адаптированной образовательной программы по итогам мониторингов в группе компенсирующей направленности

Ульянова Жанна Борисовна

Создание условий для развития речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_2022_-2024gg.docx49.05 КБ

Предварительный просмотр:

Результаты освоения обучающимися адаптированной образовательной программы по итогам мониторингов в группе компенсирующей направленности №8.

Учитель-логопед Ульянова Ж.Б.

Диагностика развития у детей с речевыми нарушениями проводилась на основе тестовой диагностики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной.

Цель: создать условия для обследования речи учащихся.

Задачи:

  • Исследование:
  • понимания речи
  • фонематического восприятия
  • звукопроизношения
  • звуко-слоговой структуры слова
  • грамматического строя речи
  • словаря и навыков словообразования
  • связной речи детей
  • артикуляционной моторики
  • языкового анализа
  • планирование проведения коррекционной работы, комплектования подгрупп на основе общности структуры речевого дефекта.
  • выявление изменений в речи детей для оценки эффективности педагогической деятельности.

Характеристика детей за анализируемый период:

Всего детей в группе: 14 человек

Диагностируемых детей: 14 человек

Количество не диагностируемых детей:

Старшая группа (1 год обучения 2022-2023гг.)

Исследование грамматического строя речи и словоизменения

1. Исследование употребления существительных в единственном и множественном числе.

Педагог: Я назову один предмет, а ты назови много:

  • ухо – уши
  • лист – листья
  • дерево – деревья
  • воробей – воробьи

2. Исследование употребления существительных в форме единственного числа творительного падежа.

Педагог: Посмотри на картинки. Скажи, чем ты рисуешь:

  • карандашом
  • ручкой
  • мелом
  • кистью

3. Исследование употребления предложно-падежных конструкций.

Педагог: Посмотри на картинки. Ответь на вопросы:

  • где стоит машина (около дома);
  • где летает бабочка (над цветком);
  • от кого убегает мышка (от кошки);
  • куда подходят мальчики (к дому).

4. Исследование употребления прилагательных и существительных в единственном и множественном числе женского, мужского и среднего рода.

Педагог: Посмотри на картинки. Скажи, что на них изображено и какого цвета изображенные предметы:

  • красные ягоды
  • желтые листья
  • синее одеяло
  • голубые глаза

5. Исследование употребления существительных с числительными.

Педагог: Посмотри на картинки. что на них нарисовано?

  • один, одна – утка, гусь, дом.
  • два, две – кошка, заяц, яблоко.

Оценка состояния грамматического строя речи и словоизменения:

1 балл – образует правильно почти все слова

0,5 балла – образует правильно половину слов

0 баллов – не образует слов, словосочетаний

Итог по серии: 18 проб, 18 баллов

Исследование словаря и навыков словообразования

1. Исследование активного словаря.

Исследование предметного словаря.

Педагог: Я покажу, а ты назови части тела:

  • пальцы
  • спина
  • грудь
  • живот
  • брови
  • ноги

Исследование существительных, обозначающих части предметов.

Педагог: Посмотри на картинки. Какие предметы на них изображены? Из каких частей состоят эти предметы?

  • одежда (рукав, воротник, карман, пуговица, пояс);
  • детали машины (кабина, колесо, руль, дверь, фара, мотор).

Исследование существительных, обозначающих название профессий.

Педагог: Посмотри на картинки. Люди, каких профессий на них изображены?

  • Фотограф
  • Птичница
  • почтальон
  • библиотекарь
  • строитель

Исследование глагольного словаря.

Педагог: Ответь на вопросы:

  • кто как передвигается (птица, рыба, змея, заяц)?
  • кто как голос подает? Кто как ест (кошка, воробей, мышь, корова, гусь)?
  • что ты делаешь в течение дня (подобрать семь слов-действий)?
  • что делают люди этих профессий (врач, повар, воспитатель, продавец, парикмахер – подобрать по два-три слова-действия по предъявленным картинкам)?
  • что делают девочки (по предъявленным картинкам: шьет, вяжет, подметает, поливает, гладит)?

Исследование словаря прилагательных (определений).

Педагог: Посмотри на картинки. Назови слова-признаки:

  • цвет (оттенки: оранжевый, розовый, коричневый, фиолетовый, голубой);
  • качественные прилагательные (длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, кислый, горький, сладкий, соленый);
  • форму (овальный, четырехугольный).

2. Исследование словообразования

Употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Педагог: Я скажу про большой предмет, а ты – про маленький, ласково:

  • шкаф
  • береза
  • ваза
  • ухо
  • миска

Образование названий детенышей.

Педагог: Скажи, как называют детенышей:

  • зайца
  • собаки
  • волка
  • медведя
  • белки

Образование приставочных глаголов

Педагог: Образуй как можно больше слов-действий от слов:

  • ходить
  • лететь
  • ехать

Оценка исследования словаря и навыков словообразования

1 балл – дает правильный ответ;

0,5 балла – дает правильный ответ после небольшой помощи;

0 баллов – задание не выполняет.

Итог по серии: 35 проб, 35 баллов

Подготовительная группа (2 год обучения 2023-2024гг.)

Исследование грамматического строя речи и словоизменения

1. Исследование употребления существительных в единственном и множественном числе.

Педагог: Я назову один предмет, а ты назови много:

  • пень – пни
  • рот – рты
  • лев – львы
  • ковер – ковры

2. Исследование употребления существительных в форме множественного числа родительного падежа.

Педагог: Измени слова. Скажи, чего много:

  • шар – шаров
  • стол – столов
  • стул – стульев
  • книга – книг

3. Исследование употребления предложно-падежных конструкций.

Педагог (производит действия с предметами): Ответь на вопросы.

  • Откуда вылез щенок? (Из-под коробки)
  • Откуда выглядывает девочка? (Из-за дома)
  • Откуда слетела снежинка? (С крыши)
  • Откуда девочка взяла книгу? (Со стола)

4. Исследование употребления прилагательных и существительных в единственном и множественном числе женского, мужского и среднего рода.

Педагог: Скажи, какие предметы изображены на картинках, и какого они цвета:

  • красные помидоры
  • синее ведро
  • белое полотенце
  • желтые цветы

5. Исследование употребления существительных с числительными.

  • Ключ
  • гриб
  • ворона
  • платье

Оценка состояния грамматического строя речи и словоизменения:

1 балл – образует правильно почти все слова;

0,5 балла – образует правильно половину слов;

0 баллов – не образует слов, словосочетаний.

Итог по серии: 20 проб, 20 баллов

Исследование словаря и навыков словообразования

1. Исследование активного словаря

Исследование предметного словаря.

Педагог: Я покажу, а ты назови части тепла:

  • брови
  • колено
  • ноготь
  • локоть
  • ресницы

Исследование существительных, обозначающих части предметов.

Педагог: Посмотри на картинки. Назови части предметов:

  • окно (стекло, рама, подоконник, форточка);
  • диван (спинка, сиденье, подлокотник, ножки);

Исследование существительных, обозначающих название профессий.

Педагог: Посмотри на картинки. Люди, каких профессий на них изображены?

  • хлебороб;
  • врач (специалисты: хирург, стоматолог, окулист);
  • строитель (каменщик, маляр, плотник);
  • швея;
  • музыкант (пианист, скрипач, трубач);
  • животновод (птичница, доярка, пастух, свинарка, конюх);
  • металлург.

Исследование глагольного словаря.

Педагог: Ответь на вопрос: «Что делает?» (назови слова-действия):

  • глаголы-движения (самолет, поезд, теплоход, человек; выполняется по предъявляемым картинкам);
  • кто какие звуки издает (мышь, волк, тигр, комар, жук);
  • что ты делаешь в течение дня? (подобрать семь слов-действий);
  • кто что делает (по профессиям, не менее четырех действий: врач, повар, продавец, воспитатель, хлебороб, животновод; выполняется по предъявляемым картинкам).

2. Исследование словообразования

Исследование словаря прилагательных (определений).

Педагог: Я буду называть слова-предметы, а ты образуй от них слова-признаки:

  • относительные прилагательные (материал изготовления): стакан из стекла – стеклянный и т.п.;
  • притяжательные прилагательные: сумка мамы – мамина сумка, газета папы, хвост зайца, лапа медведя.

Употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Педагог: Я скажу про большой предмет, а ты – про маленький, ласково:

  • гриб
  • лист
  • лиса
  • воробей
  • одеяло
  • карандаш

Образование названий детенышей.

Педагог: Скажи, как называют детенышей:

  • коровы
  • лошади
  • собаки
  • овцы
  • свиньи
  • кошки

Образование приставочных глаголов

Педагог: Посмотри на картинки. Назови, кто что делает (по картинкам).

  • выходит – уходит – заходит;
  • выезжает – заезжает – объезжает;
  • бежит – убегает – перебегает.

Оценка исследования словаря и навыков словообразования:

1 балл – дает правильный ответ;

0,5 балла – дает правильный ответ после небольшой помощи;

0 баллов – задание не выполняет.

Итог по серии: 34 пробы, 34 балла

Для того чтобы получить индивидуальный речевой профиль, необходимо высчитать успешность выполнения каждой серии в процентном выражении (умножить начисленное за всю серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный).

Таблица 1.

Показатели степени успешности

1 степень успешности (низкий уровень)

50 – 64 %

2 степень успешности (средний уровень)

65 – 79 %

3 степень успешности (высокий уровень)

80 – 100 %

В начале обучения (сентябрь 2022 г.), был проведен первичный мониторинг по выбранному направлению, успешность выполнения речевых проб распределилась таким образом:

  • высокий уровень – 5 детей;
  • средний уровень – 7 детей;
  • низкий уровень – 2 детей.

После внедрения системы работы в образовательно-коррекционный процесс, был проведен промежуточный мониторинг, который показал стойкую положительную динамику развития детей по всем речевым проблемам. Все дети освоили адаптированную программу первого года обучения. Успешность выполнения речевых проб распределились следующим образом:

  • высокий уровень – 10 детей;
  • средний уровень – 4 детей;
  • низкий уровень – отсутствует.

Таблица 2.

Средние показатели успешности выполнения речевых проб (%)

2022 – 2023 учебный год

Направления проб

Сентябрь

Май

Словарь и словообразование

72 %

90 %

Грамматический строй и словоизменение

70 %

86 %

Сравнительная гистограмма

2022– 2023 учебный год

Рис. 1

Полученные данные доказали эффективность проведенной работы, в том числе обоснованность применения метода проектной деятельности для развития лексико-грамматического строя речи. В начале второго года обучения была проведена повторная диагностика и составлен перспективный план проектной деятельности. В ходе реализации были получены следующие результаты.

Таблица 3.

Успешность выполнения речевых проб

2023 – 2024 учебный год

Уровни

Сентябрь

Май

Высокий уровень

4

10

Средний уровень

7

1

Низкий уровень

0

0

Таблица 4.

Средние показатели успешности выполнения речевых проб (%)

2023 – 2024 учебный год

Направления проб

Сентябрь

Май

Словарь и словообразование

84 %

98 %

Грамматический строй и словоизменение

89 %

96 %

Сравнительная гистограмма

2023 – 2024 учебный год

Рис.2

Полученные результаты работы в области развития лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста, отразились в освоении основной адаптированной программы в области речевого развития (таблица 5).

Таблица 5.

Освоение адаптированной программы по речевому развитию

Возрастная группа

Сентябрь

Май

Старшая группа (2022 – 2023 учебный год)

48 %

76%

Подготовительная группа (2023 – 2024 учебный год)

70%

90%

Вывод: Таким образом, на основе полученных данных, можно сделать вывод, что при использовании метода проектной деятельности как средства развития лексико-грамматической стороны речи решены следующие задачи:

  • развитие понимания речи;
  • расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
  • уточнение значений слов;
  • активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного словаря в активный;
  • формирование обобщающих понятий;
  • словообразование существительных, глаголов и прилагательных приставочным и суффиксальным способом;
  • формирование основ словоизменения;
  • развитие чувства языка, желания говорить ярко, образно, сообразно коммуникативной ситуации;
  • развитие умения отбирать и использовать лексические средства с учетом жанра и стиля высказывания.