Главные вкладки
Используемые технологии
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.
В системе современного образования логопеду необходимо постоянно самосовершенствоваться, изучать и применять в своей практической профессиональной деятельности помимо традиционных коррекционных методик, современные инновационные коррекционные технологии и методики.
Работая логопедом в корекционной школе для детей с интеллектуальными нарушениями развития, я применяю в работе с детьми различные методики и технологии. При диагностике и коррекции звукопроизношения предпочтение отдаю традиционным и проверенным временем методикам и технологиям известных педагогов, логопедов и дефектологов.
ТЕХНОЛОГИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.
Цель логопедического обследования - выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени, а также компенсаторных возможностей; определение маршрута индивидуального развития.
Для обследования звукопроизношения использую методики Г. А. Волковой, О.В. Иншаковой, Д.Л. Лейзервовой, Л.Б. Баряевой.
Также активно использую методы логопедического обследования детей, рекомендованные Г. В. Чиркиной, Е. Круогла и Т. Балдиной.
ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
Работу по коррекции звукопроизношения осуществляю на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.
. В ходе индивидуальных занятий мною решаются следующие задачи:
• уточнение произношения звуков;
• постановка и закрепление отсутствующих звуков;
• развитие фонематического восприятия;
• преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;
• закрепление изученных лексико – грамматических конструкций.
При коррекции недостатков звукопроизношения использую методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Рождественской, М. Ф. Фомичевой, А. И. Богомоловой, С. Н. Шаховской, Т. А. Ткаченко.
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.
Одним из компонентов логопедического занятия является дыхательная гимнастика. Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на детей логопатов независимо от вида их речевого дефекта.
Детям с нарушениями речи требуется обучение правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических упражнений. При формировании речевого дыхания использую методики Л. И. Беляковой и А. Н. Стрельниковой. Применение данных технологий позволяет детям с заиканием усвоить правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствуют правильному программированию речевого высказывания.
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.
Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи.
Работу по развитию и обогащению словарного запаса провожу как на индивидуальном, так и на групповом занятии.
Цель реализации технологий : формирование и коррекция лексико-грамматической стороны речи дошкольников.
Задачи:
• Формирование речевой активности.
• Расширение пассивного и активного словаря.
• Формирование навыков словоизменения.
• Формирование навыков словообразования.
• Формирование навыка употребления простых и сложных предложений.
В работе использую программы и методические рекомендации Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. С. Жуковой, Т. А. Ткаченко, Н. В. Нищевой.
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности.
У детей с нарушениями речи связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одних и тех же слов в различных значениях делает речь детей бедной и стереотипной.
Формирование связной речи приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
В работе по развитию связной речи использую приёмы, рекомендованные Л. Н. Ефименковой.
При обучению рассказыванию опираюсь на систему работы В. П. Глухова и на рекомендованные им методы :
- составление высказываний по наглядному восприятию;
- воспроизведение прослушанного текста;
- составление рассказа – описания;
- рассказывание с элементами творчества.
Также использую оригинальную и эффективную систему работы развития связной речи, разработанную Т. А. Ткаченко.
Её технологию моделирования и проигрывания сказок использую на индивидуальных логопедических занятиях.
Активно внедряю предложенные ею схемы и модели для обучения детей составлению описательных рассказов.
На индивидуальных занятиях использую технологию формирования слоговой структуры слова, предложенную Т. А. Ткаченко.
В практической работе с детьми активно использую следующие технологии :
- Технология проблемного обучения.
Создаю проблемные ситуаций с целью активизации самостоятельной деятельности обучающихся.
- Технология развивающего обучения.
Ориентирую образовательный процесс на потенциальные возможности детей. Активизирую взаимодействие обучающихся окружающей средой как самостоятельных субъектов на всех этапах деятельности.
- Технология сотрудничества.
Совместно с детьми вырабатываем содержание занятий, даём оценку, находимся в состоянии сотрудничества, сотворчества.
- Технология дифференцированного обучения.
При работе учитываю типологические особенности детей (аудиалы, визуалы, кинестеты) и уровень их речевого развития.
- Игровые технологии.
Во время образовательного процесса проигрываем сюжеты реальных жизненных ситуаций, придумываем и восстанавливаем сказочные сюжеты и истории.
Для большей эффективности коррекционно-развивающего процесса активно внедряю в свою работу нетрадиционные и инновационные технологии.
Эти технологии нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых технологий и привносят в них новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных функций и их активизации.
АРТ - ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
(Здоровьесберегающие технологии)
Арт-терапия – это путь к психологическому здоровью ребенка.
Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
Виды арт-терапии:
Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.
Коррекционные задачи музыкотерапии:
• нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;
• стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
• улучшение общего состояния детей;
• улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
• коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;
• стимуляции речевой функции;
• нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);
• формирование навыков словообразования;
• формирование слоговой структуры слова.
Музыкальное сопровождение использую во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать следующие задачи:
• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;
• совершенствование лексико - грамматических средств языка;
• совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
• развитие диалогической и монологической речи;
• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
• создание на занятии благоприятной атмосферы, улучшение психоэмоционального состояния детей;
• приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Сказкотерапия развивает в детях активность, самостоятельность, творчество, эмоциональность, связную речь. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся открытыми к восприятию действительности, проявляют заинтересованность в выполнении различных заданий.
Куклотерапия –использование в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклы, как промежуточного объекта взаимодействия ребенка и взрослого.
Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтные ситуации в коллективной деятельности.
Изо-терапия
Техники изо-терапии, используемые для развития речи:
• пальцевая живопись;
• рисование на стекле;
• рисование на манке;
• рисование ладонями.
Пескотерапия - метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
Песочная терапия способствует:
• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
• обогащению словарного запаса;
• развитию связной речи;
• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
• развитию фантазии и образного мышления.
Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета.
Цветотерапия способствует
• улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;
• стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;
• приобретению детьми навыков психофизической релаксации.
Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии :
• связной речи;
• ассоциативного мышления;
• зрительной и слуховой памяти;
• зрительного и слухового внимания;
• воображения;
• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Телесноориентированные техники
Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.
• биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
• дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.
Упражнения позволяют повышать стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.
Логоритмика - это система музыкально-двигательных речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
Пальцевый массаж
• прищепочный массаж;
• массаж орехами, каштанами;
• массаж шестигранными карандашами;
• массаж чётками;
• массаж травяными мешочками;
• массаж камнями;
• массаж приборами Су-Джок терапии;
• массаж специальными сенсорными мячами, кольцами, валиками.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В своей работе использую информационно - коммуникативные технологии.
Для закрепления лексического материала, а также для автоматизации звуков использую компьютерные игры, видеопризентации и видеоуроки.
Возможность использования ИТ в логопедии:
• повышает мотивацию к логопедическим занятиям;
• расширяет сюжетное наполнение традиционной игровой деятельности;
• даёт возможность быстрого создания собственного и дидактического материала;
• визуализирует акустические компоненты речи;
• расширяет спектр невербальных заданий;
• обеспечивает незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;
• предоставляет значительные возможности в развитии ВПФ: схематизации, символизации мышления; формировании планирующей функции мышления и речи;
• за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляет более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.
Использование всех вышеперечисленных технологий приводит к повышению эффективности коррекционной работы.
Считаю, что в работе учителя-логопеда важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе, а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.
Пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения методики и технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody.pdf | 1010.37 КБ |
konspekt_domashnie_zhivotnye_i_ih_detenyshi.docx | 57.9 КБ |
avtomatizatsiya_z.ppsx | 2.49 МБ |
differentsiatsiya_s-sh_v_slovah_wecompress.com_.ppsx | 2.01 МБ |
isprav_oshibku._upotreblenie_okonchaniy_wecompress.com_.ppsx | 1.81 МБ |
nejro_-_igry_s_massazherom_su_-_dzhok_compressed_1.pdf | 635.57 КБ |
posmotri_i_nazovi.docx | 1.96 МБ |
snezhinki_wecompress.com_.pptx | 1.33 МБ |
stikhi_ob_emotsiakh.pptx | 176.35 КБ |
zvuk_zh._slogovoy_analiz.pptx | 2.41 МБ |
Технологическая карта урока "Наши верные друзья" | 254.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
/___________/ Осколкова Л.А.
«14» марта 2023 г.
Конспект логопедического занятия
«Формирование лексико-грамматических представлений на
материале лексической темы «Домашние животные и их детеныши»
Второва С.А.
учитель-логопед
г. Улан-Удэ
2023 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Формирование лексико-грамматических представлений на материале лексической темы «Домашние животные и их детеныши».
Цель занятия - формирование лексико-грамматических представлений обучающихся на материале лексической темы «Домашние животные и их детеныши».
Учебные задачи:
1. Расширять и углублять представления детей о домашних животных и их детёнышах.
2. Закреплять знания о внешних признаках животных, как подают голос, где живут, какую пользу приносят.
3. Совершенствовать умение обучающихся составлять словосочетания и предложения с заданными словами, активизируя словарный запас по теме «Домашние животные и их детеныши»
4. Упражнять обучающихся в употреблении существительных в родительном, творительном и дательном падежах.
5. Упражнять обучающихся в образовании существительных – названий домашних животных разного пола и возраста.
7. Упражнять обучающихся в употреблении существительных (названий детенышей домашних животных в единственном и множественном числах.
8. Совершенствовать умения обучающихся согласовывать существительные с количественными числительными.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать слуховое и зрительное восприятие.
2. Совершенствовать мыслительные процессы.
3. Развивать артикуляционную моторику обучающихся, внимание и логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Прививать любовь к домашним животным.
2. Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный интерес.
3. Воспитывать у обучающихся самоконтроль и желание активно работать на занятии.
4. Воспитывать коммуникативные навыки.
Предварительная работа – активизация знаний детей о домашних животных и их детенышах: беседа, рассматривание иллюстраций.
Материалы к занятию:
Раздаточный материал:
- Рабочие листы для выполнения графических заданий.
- Маркеры на водной основе.
- Мешочек с фигурками домашних животных.
- Рабочие листы с мнемостихотворениями.
- Массажные мячи.
- Мяч небольшого размера.
- Рабочие листы с картинками животных.
- Буквы на липучках.
Демонстрационный материал:
- Картинки с изображением домашних животных: корова, коза, овца, кошка, собака, курица, утка. Картинки: миска с едой и миска с водой (для животных).
- Кукла-девочка и картинка с изображением девочки.
- Мяч для игры.
- Картинки для оформления кабинета.
Ход занятия
Этапы занятия | Виды работы на этапе | Деятельность педагога (текст) | Деятельность обучающихся | Материалы, используемые на занятии | Предполагаемый результат |
| Приветствие друг друга. Фиксация настроения обучающихся при выборе соответствующих смайликов. Подражание перед зеркалом эмоциям выбранного смайлика. (1 мин) | - Здравствуйте, ребята! А настроение у вас хорошее? Давайте проверим. | Дети выбирают смайлик, который соответствует их настроению и мимикой изображают своё настроение. | Тарелочки. Смайлики (приложение 1) | Создание положительного настроя детей. |
| Игра «Назови животное». Озвучивание темы занятия. (1 мин) | - Ребята, что у меня в руке? - Верно. Я сейчас буду катить каждому мячик, а тот, кто возьмет его, должен назвать то, что я попрошу. Хорошо? - Вы отлично справились, ребята. Тема нашего сегодняшнего занятия «Домашние животные и их детеныши» | Дети сидят за партами. Педагог катит поочерёдно мяч каждому из детей и просит назвать домашнее животное, сообщая о его признаках. | Мяч небольшого размера | Развитие познавательной активности обучающихся. |
Сюрпризный момент (1 мин) | Педагог берет в руки куклу: - Ребята, сегодня к нам в гости пришла девочка Таня. Она живёт в деревне и приглашает нас поехать к ней в гости. Сегодня на занятии мы узнаем, какие животные есть у Тани и поучимся правильно употреблять слова в нашей речи. | Кукла Таня. Картинка с изображением девочки Тани (приложение 2) | |||
| Выполнение артикуляционной гимнастики (3 мин) | -Хотите поехать в деревню в гости к Тане? Но сначала сделаем зарядку для язычка, а Таня посмотрит, чему мы научились. Толстые дети приехали в гости. (Надуваем щёки.) Сними худые – лишь кожа да кости.(Втягиваем щёки.) Гости весёлые всем улыбнулись. (Губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы.) Поцеловать они всех потянулись. (Губы тянутся вперёд.) Утром проснулись – в улыбочку губы, (Снова широкая улыбка.) Чистим мы свои верхние зубы (Широкий язык за верхними зубами.) Вправо и влево, внутри и снаружи, (Соответствующие движения широким языком.) С нижними зубками тоже мы дружим. (Повторение этих движений языком в положении за нижними зубами.) Губы сожмем мы и рот прополощем. (Поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух.) И самоваром пыхтим, что есть мочи. (Одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы.) Блюдца поставим – положат блины нам. (Широкий язык лежит на нижней губе.) Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. (Подуть на широкий язык.) Блинчик жуём, завернём и прикусим. (Жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы.) Блинчик с вареньем малиновым вкусным. (Облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад.) Чашки поставим, чтобы чаю налили, (Широкий язык загибаем кверху чашечкой), На нос подули – мы чай остудили. (Подуть с «чашечки» вверх.) Чаю попили – никто не обижен. («Чашечка» двигается вперёд-назад.) Вкусные был завтрак, мы губки оближем. (Кончик языка облизывает губы) | Дети выполняют артикуляционную гимнастику совместно с педагогом. | Развитие артикуляционного праксиса. | |
| Динамическая пауза «Едем на машине» (1 мин) | Ну а теперь пора отправляться в дорогу. Мы поедем в деревню на машине. - Еду-еду я в машине. Руль туда-сюда кручу. Ты быстрей езжай, машина! На педали я давлю. Что-то стало вдруг темно И не видно ничего Я включу скорее фары. Чик - и стало все светло. Не пойму, что же случилось: Вдруг машина покосилась, У нее спустилась шина- В этом есть и вся причина Я насос скорей возьму, Колесо качать начну: Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш. Руки чисто отряхну, И опять свой путь начну. | Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога. | Повышение работоспособность во время деятельности, снятие напряжения, обеспечение кратковременного активного отдыха для детей. | |
| Игра «Загадки» (2 мин) | Педагог снова берет в руки куклу: - Вот мы и приехали. Присаживайтесь ребята. Таня говорит, что у нее во дворе много домашних животных. И она хочет, чтобы вы догадались, кто у нее живет. Для этого нужно отгадать загадки. (По мере отгадывания загадок педагог приклеивает на магнитную доску картинки с изображением домашних животных). Стоит копна посреди двора, Спереди вилы, сзади метла. (Корова) Бегут по дорожке Борода и ножки. (Коза) Ходит модница у речки, кудри пышные колечком. А зимою из кудряшек бабушка носочки вяжет. (Овца) Мягкие лапки, А в лапках цап-царапки. (Кошка) Гладишь - ласкается, Дразнишь - кусается. (Собака) Квохчет, клохчет, детей созывает, Под крыло собирает. (Курица) Вперевалочку хожу, травку я щипать люблю, В воду залезаю – плаваю, ныряю. (Утка.) | Дети отгадывают загадки | Демонстрационный материал: картинки с изображением коровы, козы, овцы, кошки, собаки, курицы, утки (приложение 3). | Развитие находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умственной активности, самостоятельности. |
Игра «Поможем Тане». Употребление существительных в родительном и дательном падежах. (3 мин) | - Стала Таня кормить животных (выставляется картинка с изображением миски с едой, водой) | Картинки с изображением мисок с едой и водой (приложение 4). | Развитие грамматического стоя речи. | ||
- Ребята, кому даст корм Таня? | - Дети отвечают: корове, козе, овце, кошке, собаке, курице, утке. | ||||
-Поможем Тане? Подходим к доске. - Кого ты хочешь дать корм? - Кого ты покормил? - А теперь надо напоить животных. (Выставляется картинка с изображением миски с водой. Задание выполняется аналогично предыдущему.) | Дети выходят к доске выбирают картинку. - Я даю корм покормить корове и т.д - - Я напою корову и т.д | ||||
Игра «Угадай на ощупь» (3 мин) | - Молодцы ребята, напоили и накормили животных. Присаживайтесь на свои места. Таня говорит вам «Спасибо» и предлагает Вам сыграть в игру «Угадай животное на ощупь». Я сейчас буду подходить к вам с мешочком, а вы будет ощупывать предмет, не вынимая его из мешка. Нужно угадать какое животное вам досталось. Сначала работаем правой рукой, затем левой. Молодцы ребята! | Дети садятся на свои места. Закрывают глаза. Педагог подносит каждому ребенку мешочек с фигурками домашних животных. Дети определяют на ощупь, кто им достался. | Плотный непрозрачный мешочек. Фигурки домашних животных. | Развитие мелкой моторики рук. Развивать согласованности движений правой и левой рук. Узнавание предметов по характерным признакам на ощупь. Развитие разговорной речи детей. | |
Игра «Собери слово» (2 мин) | - Таня, готовила таблички для своих животных, но буквы разлетелись. - Поможем Тане восстановить слова с названиями животных? | Ребята собирают из букв слова: корова, кошка. | Рабочие листы с картинками животных (приложение 5). Буквы на липучках (приложение 6). | ||
Игра «Собери семью и назови» (2 мин) | - Ребята, у животных тоже есть семья, есть мама, папа и детеныши. Давайте научимся правильно давать им названия. - Посмотрите, это кошачья семья. Как назовем папу? (кот). Маму? (кошка). Детенышей? (котята). А если один? (котенок). | Дети собирают на рабочих листах семьи животных и дают им названия. | Карточки с семьями животных (приложение 7). Кот, кошка, котенок, котята. Бык, корова, теленок, телята. | Формирование лексических понятий. | |
Игра с массажным мячиком (1 мин) | - Ребята, давайте сейчас возьмем в руки массажные мячи и разомнем наши ладошки. Довольна корова своими телятами. Овечка довольна своими ягнятами, Кем же довольна кошка? Котятами! Довольна лошадь своими жеребятами. А я довольна своими ребятами! | Дети катают массажные мячики между ладонями | Массажные мячики | Развитие речи, внимания и мелкой моторики. | |
Пальчиковая гимнастика «Встреча домашних животных» (1,5 мин) | - Таня приготовила для нас интересное задание, но прежде чем его выполнить, разомнем пальчики. (Одноимённые пальцы последовательно касаются друг друга, начиная с больших) Встретились две коровы и поздоровались: му-му! Встретились две козы и поздоровались: ме-ме! Встретились две собаки и поздоровались: гав-гав! Встретились две кошки и поздоровались: мяу-мяу! Встретились две утки и поздоровались: кря-кря! | Дети выполняют движения и договаривают, как животные подают голоса. | Развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроты реакции и эмоциональной выразительности, способности сосредотачиваться. | ||
Игра «Обведи животное» (1,5 мин) | - А вот и задание, которое приготовила для нас Таня. - Я сейчас раздам вам рабочие листы, возьмите в руки маркеры, обведите нужное животное в кружок. А потом мы с вами вместе их посчитаем. | Ребята смотрят задание в рабочих листах и по инструкции педагога обводят домашних животных в кружок, выделяя нужное животное из множества. | Маркеры на водной основе. Рабочие листы для развития графомоторных навыков (приложение 8) | Развитие графомоторных навыков, слухового и зрительного внимания. Согласование существительных с числительными. | |
| Домашнее задание. Подведение итогов занятия. Рефлексия. (3 мин) | - Молодцы ребята, вы отлично справились с заданиями. Таня говорит Вам спасибо за помощь и дарит стихи о своих животных, Вам нужно их выучить и на следующем занятии их рассказать. Пора нам попрощаться с Таней и возвращаться домой. Вам понравилось наше путешествие в деревню? А что понравилось больше всего? А что-нибудь показалось трудным? Наше занятие окончено. До новых встреч. | Дети прощаются с Таней. Отвечают на вопросы педагога. | Стихотворение о животных (приложение 9) | Положительный эмоциональный настрой детей по результатам проведения занятия. |
Самоанализ подгруппового логопедического занятия
Логопедическое занятие по теме «Формирование лексико-грамматических представлений на материале лексической темы «Домашние животные и их детеныши» проведено с обучающимися по варианту 1 АООП 3 «а» класса с речевым заключением СНР легкой степени. Занятие организовано в соответствии с рабочей программой и планами индивидуальной коррекционно-развивающей работы. При планировании логопедического занятия была поставлена цель: - формирование лексико-грамматических представлений обучающихся на материале лексической темы «Домашние животные и их детеныши».
Для эффективной реализации цели были поставлены следующие задачи:
Учебные задачи:
1. Расширять и углублять представления детей о домашних животных и их детёнышах.
2. Совершенствовать умение обучающихся составлять словосочетания и предложения с заданными словами, активизируя словарный запас по теме «Домашние животные и их детеныши»
3. Упражнять обучающихся в употреблении существительных в родительном, творительном и дательном падежах.
4. Упражнять обучающихся в употреблении существительных (названий детенышей домашних животных) в единственном и множественном числах.
5. Упражнять обучающихся в образовании существительных – названий домашних животных разного пола и возраста.
6. Совершенствовать умения обучающихся согласовывать существительные с количественными числительными.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать слуховое и зрительное восприятие.
2. Совершенствовать мыслительные процессы.
3. Развивать артикуляционную моторику обучающихся, внимание и логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Прививать любовь к домашним животным.
2. Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный интерес.
3. Воспитывать у обучающихся самоконтроль и желание активно работать на занятии.
4. Воспитывать коммуникативные навыки.
Поставленные цель и задачи соответствуют содержанию занятия. Структура занятия рациональна, все этапы логично между собой связаны, прослеживается общая сюжетная линия.
На занятии используются здоровьесберегающие технологии: физкультминутки, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, а также проводится работа с массажными мячиками. В рамках лексической темы обучающиеся работали с рабочими листами «на липучках», что в свою очередь, активизировало внимание и мыслительную деятельность. Также удалось объединить задание на совершенствование графомоторных навыков и задание на согласование существительных – названий животных с количественными числительными.
Ребятам было предложено поработать на магнитной доске, с чем они хорошо справились, отгадывая загадки и прикрепляя рабочий материал на доску, тем самым, проявляя самостоятельность.
Необходимо отметить, что обучающиеся не умеют читать, имеют речевое заключение «мнестическая дислексия», что проявляется в нарушении процесса усвоения букв, и трудностях в установлении ассоциаций между звуком и буквой. В целях коррекции этого нарушения обучающимся было предложено на примере названий некоторых домашних животных по образцу составить слова-названия, выделить первый звук и уточнить графическое изображение буквы.
Обучающиеся были заинтересованы на протяжении всего занятия, цель и задачи занятия были реализованы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У Зои - коза. Козу зовут Забава.
У Забавы маленькие козлята.
Зоя ведёт козу и козлят на зелёный луг.
У Забавы - колокольчик. Колокольчик звенит звонко.
Козлята запомнили звон колокольчика и бегут на него. Зоя знает: козлята не заблудятся!
Молодец!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сначала называй предметы, затем жми на лягушку Помоги лягушке добраться до другого конца болота
Сколько слогов в каждом слове? Клик на предмет
Молодец! Всё!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Исправь ошибку: В коробке много карандаш ов . После правильного ответа – клик – смотрим на картинку
Исправь ошибку: В шкаф е хранится одежда
Исправь ошибку: Около снеговика много снегир ёв
Исправь ошибку: На дереве много гнёзд ов
Исправь ошибку: В гнезде много яйцев
Исправь ошибку: Из яблок ов сделали яблочный пирог
Исправь ошибку: На полках полно книж ков
Вокруг стола много стул ов
Молодец! Всё!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НЕ БУДУ БОЯТЬСЯ! Страшно в лесу. А если в грозу? А в темные ночи? Страшно очень. И там медведь, И медведица есть, И волки даже! А заяц – как же? А заяц живет, и – ничего! И ежик живет, и детки его, И бегают детки, резвятся! И я не буду бояться! (Э. Мошковская )
ТРУС Зайку спрашивает еж: - Что ты, заинька, ревешь? - Очень я перепугался, С диким зверем повстречался. Он 0еленый, пучеглазый, Не видал таких ни разу. (Е. Чарушин , Е. Шумская )
ЕЖИКИ СМЕЮТСЯ У канавки две козявки Продают ежам булавки. А ежи-то хохотать! Все не могут перестать: «Эх вы, глупые козявки! Нам не надобны булавки: Мы булавками сами утыканы». (К. Чуковский)
КТО? На-ка, дети! Кто храбрее всех на свете? Так и знал – в ответ Все хором на распев – «Лев!» Лев? Ха-ха… Легко быть храбрым, Если лапы шире швабры. Нет, ни лев, ни слон… Храбрее всех малыш – Мышь! Сам вчера я видел чудо, Как мышонок влез на блюдо И у носа спящей кошки Не спеша, поел все крошки. (С. Черный)
ХРАБРЕЦЫ Однажды двадцать пять портных Вступили в бой с улиткой. В руках у каждого из них Была иголка с ниткой! Но еле ноги унесли, Спасаясь от врага. Когда завидели вдали Улиткины рога. (С. Маршак)
ОЧЕНЬ СТРАШНАЯ ИСТОРИЯ Доедая с маслом булку, Братья шли по переулку. Вдруг на них из закоулка Пес большой залаял гулко. Сказал младший: «Вот напасть, Хочет он на нас напасть. Чтоб в беду нам не попасть, Псу мы бросим булку в пасть». Все окончилось прекрасно. Братьям сразу стало ясно, Что на каждую прогулку Надо брать с собою … булку. (Д. Хармс)
РАДОСТЬ Радость пробежала по дорожке. Радость распахнула все окошки. Радуется клен, что он силен, - Радугу на ветке держит он. Рады зайцы, что спугнули волка. Новым шишкам радуется елка. Разбудите, дети, всех людей! Радость запрягает лошадей. Надевайте лучшие одежки! Радость распахнула все окошки! (М. Карем)
ЛЕБЕДИНОЕ ГОРЕ В холодном парке, среди льдин, Зимует лебедь. Он один. Не повредил ли он крыло? Сломал, быть может? Бедняга! Вот не повезло – Летать не может. Я возле лебедя стою. Я знаю всю его семью. С большим семейством лебедят Он плыл куда-то, И вдруг над парком Как взлетят все лебедята! В холодном парке среди льдин, Остался лебедь. Он один. А я все думаю о нем, Бегу к нему на водоем. Решил я притвориться: Я тоже лебедь-птица. Я тоже белый весь в снегу. Я выгнул нею, как могу. Заносит снегом водоем, А я кричу: «Послушай, Мы будем плыть с тобой вдвоем, Но только я – на суше!» Я поднял руку, как крыло, Но ничего не помогло. В холодном парке, среди льдин, Скучает лебедь. Он один. (А. Барто )
ВСЕ СДЕЛАЛОСЬ ГРУСТНЫМ Яблоко стало невкусным. Веселое стало грустным. Сахар – не сладкий. Соль – не соленая. Дождик – не мокрый. Трава – не зеленая. Гром на кого-то с неба ворчит. Мама не хочет со мной разговаривать. Мама молчит… (Л. Николаенко)
ОБИДА Я маму мою обидел. Теперь никогда-никогда Из дому вместе не выйдем. Не сходим с ней никуда. Она в окно не помашет, Я тоже не помашу. Она ничего не расскажет, Я тоже не расскажу… Возьму я мешок за плечи, И хлеба кусок найду, Найду я палку покрепче, Уйду я, уйду в тайгу! Я буду ходить по следу В страшный – страшный мороз! И через бурную реку Буду я строить мост! И буду я главный начальник, И буду я с бородой, И буду я такой печальный И молчаливый такой… И вот будет вечер зимний, И вот пройдет много лет, И вот в самолет реактивный Мама возьмет билет… И в день моего рождения Тот самолет прилетит, И выйдет оттуда мама, И мама меня простит! ( (Э. Мошковская )
*** Я ушел в свою обиду И сказал, что я не выйду. Вот не выйду никогда! Буду жить в ней все года! И в обиде я не видел Ни цветочка, ни куста… И в обиде я обидел И щеночка и кота… Я в обиде съел пирог, И в обиде я прилег, И проспал в ней два часа, Открываю я глаза… А она куда-то делась! Но искать не захотелось. (Э. Мошковская )
*** Я был на счастливом острове, Там я катался на ослике! И там грузовик мой валялся, Который давно потерялся! Была там чашечка белая, Снова была она целая! И лампа там неразбитая, И мама там несердитая ! (Э. Мошковская )
ВОЛЧЬЯ ТОСКА Лишь затихнет сад звериный Ночью зимней, ночью длинной, Долго, жалобно и тихо Воет старая волчиха: «на родной сторонке, На лесной сторонке, Нет зимою логова, Отняли волчонка – Сероголового …» Долго, жалобно и тихо Воет старая волчиха, И, заслышав волчий плач, Гулко ухает пугач. (М. Л. Моравская)
ГРУСТНЫЙ КОНДИТЕР Живет кондитер грустный На крохотном островке. Он торт большой и вкусный Весь день жует в тоске И просто с отвращеньем Глядит на крем с вареньем. Он ест их в одиночестве на крохотном островке. Когда он видит мачты Далеких кораблей Он горько-горько плачет В кондитерской своей. Его одно печалит: Никто здесь не причалит И не с кем поделиться На крохотном островке. И торт большой и вкусный Всегда жевал в тоске. Но вот вчера он умер На сахарном песке, И стало пусто-пусто На крохотном островке. (И. Хагеруп )
О БАБЕ ЯГЕ Все считают, что ЯГА Хитрая и злая, А мне кажется, Она вовсе не такая. Если ей прическу сделать, Макияж ей нанести, Зубы вставить побелее, Да цветы преподнести, И еще сказать: Бабуля Любим мы тебя, как мать!» Так изменится Ягуся , Будет бабу не узнать. Станет доброй и красивой Вас не будет обижать. Хочет быть Яга любимой, Это надо понимать! (Н. Григорьева)
ТИГРЕНОК Однажды тигренок по джунглям гулял, Хорошего друга он себе искал. Да только зверята боялись его, Хоть он не обидел пока никого! Тигренок хотел поиграть с олененком, Но тот поскорей убежал от тигренка. Сказала сыночку олениха - мать, Что с тиграми в игры опасно играть! Тигренок пошел искупаться в реке. Увидел питончика он в тростнике. Хотел поиграть он с питончиком в прятки. Но тот от тигренка уполз без оглядки! И долго тигренок по джунглям бродил, Друзей не нашел и совсем приуныл. Тигренок под пальмой прилег на полянке. И сверху услышал он крик обезьянки: - Никто из зверей в твою дружбу не верит! Все знают, что тигру – опасные звери! И дальше побрел наш тигренок снова, И вдруг он увидел тигренка другого. Так весело стали играть они в прятки, Что к ним прибежали другие зверятки . С тех пор у тигренка есть много друзей, А вместе с друзьями играть веселей! (С. Б. Зайцева)
ВОРОБЕЙ Жил на свете воробьишка , Весельчак и шалунишка. Хоть и был он очень мал, Больше всех озорничал. Подлетит шалун к лисице – Прямо на нос ей садиться. Пропоет свое « Чирик !» И взлетает в тот же миг. Любит он в пыли возиться, Любит в лужице помыться. Отовсюду озорник Весело кричит « Чирик !» Как-то раз он заболел, Тихо в гнездышке сидел. Тут сорока всполошилась: Что-то с воробьем случилось! Не летает, ни шалит И зверей не веселит. Поспешили к воробьишки Птички, белки и зайчишки. Кто с малиной, кто с клубникой, Кто с зерном, кто с ежевикой. Воробьишка все склевал И опять здоровый стал. Снова весел озорник И поет – чирик-чирик ! (С. Б. Зайцева)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 3 Определи, кто/что где живёт/находится - посчитай количество слогов. Клик на предмет. Вариант автоматизации в предложениях: В одноэтажном доме живёт жук, в д вухэтажном - жаба, в трёхэтажном – художник. 1