Раздел 3. Выявление и развитие способностей обучающихся. 3.1. Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса
Целью образовательного процесса является оптимальное развитие творческих способностей каждого обучающегося. Достичь этого можно опираясь на технологию личностного ориентирования. Принцип личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности на раскрытие и развитие его индивидуальности.
Осуществлению личностного развития способствует дифференцированный подход к учебно-образовательному процессу. Дифференцированная организация учебной и воспитательной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности обучающихся. С другой стороны – во внимание принимаются и индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.
Для реализации поставленной задачи в своей педагогической деятельности, опираюсь не только на возрастные особенности обучающихся, но и на психофизиологические. Учитывая психофизические особенности каждого ребенка, применяю технологию разно уровневого обучения, использую дифференцированный подход обучения. Дифференцированная организация образовательной деятельности учитывает уровень умственного развития, психологические особенности обучающихся, а также индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы. Дифференцированный подход применяю через работу в парах, группах, что дает возможность уделить внимание каждому ученику и на основе этого составить задания, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
В своей педагогической деятельности систематически использую педагогические технологии, которые дают возможность повышать качество образования. Игровая технология (формирует устойчивый интерес к учению, снимает напряжение, в процессе игры дети приобретают определенные навыки, обогащают свой внутренний мир, овладевают речью в общении с другими людьми); проектная (дает возможность развивать индивидуальные творческие способности ребенка и более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению); исследовательская (дает возможность детям самостоятельно пополнять свои знания, вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения); информационно - коммуникационная (использую для ознакомления с новой темой и для проверки знаний, для построения собственной траектории процесса образования обучающегося на занятии); здоровьесберегающая (применяю в виде валеологических, релаксационных, динамических пауз, физ. минуток, позволяет не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья получать качественное образование); ТРИЗ позволяет расширить и систематизировать знания детей об окружающем мире. Мнемотехника для развития связной речи и мышления с детьми ОВЗ дошкольного возраста
Два раза в год провожу диагностики для выявления индивидуальных особенностей учащихся. Результаты этих диагностик позволяют оптимизировать методику учебно-воспитательного процесса, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
Организация учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.