Образовательный проект

Ибрагимова Раушания Ринатовна

Патриотическое воспитание на уроках математике и во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

БАЙМАҠ РАЙОНЫ МУНИЦИПАЛЬ

РАЙОНЫ ХАКИМИӘТЕ БАШҠОРТОСТАН

РЕСПУБЛИКАҺЫ БАЙМАҠ РАЙОНЫ

МУНИЦИПАЛЬ РАЙОНЫНЫҢ

ТЕМӘС АУЫЛЫ УРТА ДӨЙӨМ БЕЛЕМ

БИРЕҮ МӘКТӘБЕ МУНИЦИПАЛЬ ДӨЙӨМ БЕЛЕМ БИРЕҮ БЮДЖЕТ УЧРЕЖДЕНИЕҺЫ

453663, РБ, МР Баймаҡ районы, Темәс ауылы, Совет урамы, 2

тел: 4 -83 – 33

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С.ТЕМЯСОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО

РАЙОНА БАЙМАКСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

453663, РБ, МР Баймакский район, с.Темясово, ул. Советская, 2

тел: 4 – 83 – 33

р/с 40102810045370000067

инн 0254005845

ОГРН 1020201546397

Исх. № ______от «____»____________2024 г.                                       

Образовательный проект

«Патриотическое воспитание на уроках математики и во внеурочной деятельности»

Составитель:    Ибрагимова Раушания Ринатовна

                         

с. Темясово

Содержание

  1. Введение
  2. Актуальность проекта
  3. Цели, задачи
  4. Ожидаемые результаты проектной деятельности
  5. Этапы реализации проекта
  6. План мероприятий
  7. Заключение
  8. Список используемой литературы
  9. Приложение

Введение.

"Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм"

(В.В. Путин) [13].

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения школьников. Государству нужны здоровые, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые готовы учиться, работать на благо и, если необходимо, встать на защиту Родины.

Современная ситуация в нашем государстве имеет оценку нестабильности. Это можно связать с тем, что происходит заметное изменение стратегий жизни и ценностных ориентаций у большинства молодых людей: они отстраняются от своей культуры, от истории своего народа. Очень большое влияние на молодежь оказывает западная культура. Также мы можем отметить влияние СМИ, телевидения, Интернета, улицы, где ребенок проводит большую часть своего свободного времени. Влияние таких социальных институтов, как, например, семья, школа на молодежь сходит на «нет». Детям становится тяжело различать свои личные желания и мнения, навязанные извне. Следствием этого становится рост пьянства,  наркомании, преступности среди детей, отказ молодых людей от службы в армии.

Поэтому одним из приоритетных направлений воспитательной работы в общеобразовательном учреждении МОБУ СОШ с.Темясово является патриотическое воспитание школьников, формирование и развитие патриотических чувств.

Задача педагогов – формировать у школьников любовь к Родине, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к труду людей, прошлому своего народа, желание помогать взрослым. Воспитывать активность и самостоятельность, отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям.  Выполнение задач патриотического воспитания в школе возможно через включение обучающихся патриотические мероприятия. В целях воспитания патриотических чувств желательно использовать все школьные предметы, в том числе и уроки математики.

Уроки математики, которые наполненные патриотическим содержанием, оказывают существенное влияние на развитие математического мышления, а  также способствуют воспитанию чувства гордости за свою Родину, за героев.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, физического воспитания.

Учитывая требования ФГОС, патриотическое воспитание должно осуществляться посредством каждого урока в современной школе. В своей работе я рассматриваю возможность формирования патриотизма учащихся при обучении, в том числе и средствами уроков математики.

Актуальность исследования.

Математика сегодня – важная составляющая общечеловеческой культуры. Математическое образование в школе нельзя сводить только к передаче, учащимся определенной суммы знаний, формированию умений и навыков по предмету.

Применение практических навыков по воспитанию патриотизма  на различных этапах урока математики позволит учителю повысить познавательный интерес учащихся к предмету, научит их добывать необходимую информацию, правильно её обрабатывать и применять для решения поставленных задач, т.е. поможет развить способности учащихся к самообразованию и самоконтролю

Цель проекта: создание эффективных условий для формирования патриотического воспитания  на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Задачи проекта:

Для достижения поставленной нами цели и проверки выдвинутой гипотезы решаются следующие задачи:

 1. Изучить проблемы в теории и практике. Выявить уровень патриотического воспитания у обучающихся.

2. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия на обучающихся.

3. Вовлечь в систему патриотического воспитания представителей образовательной деятельности, в том числе родителей обучающихся.

  1. Составление комплекса задач с патриотическим содержанием по каждому выделенному классу и разработка методики проведения уроков и внеурочных мероприятий с использованием таких задач.

5.. Определить уровень эффективности проделанной работы.

6. Обобщить и распространить опыт работы по теме проекта.

Ожидаемые результаты проекта            1. Создание  условий для формирования патриотизма и разработка системы урочных и внеурочных видов и форм деятельности, способствующих патриотическому воспитанию обучающихся.

2. Вовлечение  в систему патриотического воспитания представителей объектов культуры и  образовательной деятельности, в том числе родителей обучающихся.

3. Повышение мотивация детей к изучаемому предмету, интерес к истории своей Родины, улучшение успеваемость по математике, увеличение процента качества знаний учащихся по учебному предмету

4. Частое посещение обучающимися и их родителями музея, историко-краеведческого центра с.Темясово, приобщение учащихся к культуре малой родины

5. Создание банка проектов, исследовательских работ учащихся.

6. Обобщить опыт работы по теме.

  • Этапы исследования. Исследовательская работа осуществлялась в  с 2020 по 2024 годы.

I этап –подготовительный

-Изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме, в том числе в сети интернет.

-Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

-Анализ материально-технических, педагогических условий реализации проекта.

-Создание рабочей группы.

-Проведение диагностики на начало проекта.

2 этап – основной

-Реализация педагогического проекта на уроках математики в 5-9 классах;

 -Проведение семинаров, открытых уроков по теме проекта с демонстрацией апробированных средств и методов;

-проведение бинарных уроков совместно с учителем истории, представителями Темясовского историко-краеведческого музея, башкирского историко-культурного центра с.Темясово

-совершенствование содержания уроков математики путем насыщения его задачами патриотического содержания

3этап- заключительный

-Анализ эффективности воспитания патриотизма на уроках математики.

-Оценка успеваемости и степени удовлетворенности участников образовательных отношений (учителей, родителей, учащихся) результатами проекта.

Перспективы реализации проекта:

-Повышение качества образования и воспитания в школе;

-Личностный рост ученика и профессиональный рост ИКТ-компетентности учителей;

-Расширение информационного пространства.  


План  мероприятий

       Математика – это абстрактный предмет, и поэтому может сложиться впечатление, что он очень неудобен для воспитания вообще, и тем более для патриотического воспитания. Однако, считаю, что математическое образование в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков. Перед учителем математики стоит и другая, не менее важная задача – реализация возможностей своего предмета в развитии личности учащихся. 

На уроке математики воспитание осуществляется посредством четырех факторов: 

-через содержание образования;

-через методы и формы обучения;

-через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;

-через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).

 Основные направления, способствующие нравственно-патриотическому воспитанию учащихся:

– проведение нестандартных уроков;

– использование историко-математического материала;

– решение прикладных задач;

– внеурочная деятельность.

         С точки зрения патриотического воспитания в обучении математике огромную роль играет подбор математических задач с учетом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. Тогда урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков. 

Решение задач с практическим содержанием дает возможность учащимся задуматься о тяготах военных лет. Задачи патриотического содержания служат эффективным средством развития личностных УУД учащихся, способствуют воспитанию чувства гордости за свою Родину, за героизм людей, приближавших победу. 

       Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае. Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью. 

       На современных уроках, прежде чем воспитывать патриота, нужно для начала заинтересовать самим предметом. Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. Воспитывать патриотов нужно на каждом уроке. Математика – это лишь малая доля в океане патриотизма.

Патриотическое воспитание на уроках математики через содержание.

         В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учетом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков. 

         Решение задач с практическим содержанием дает возможность учащимся задуматься о тяготах военных лет. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение. 

Приведу примеры некоторых патриотических задач, используемых на уроках. 

  1. Когда началась Вов? Сколько дней  и ночей продолжалась война? Подсчитайте, сколько это лет? Сколько месяцев?
  2. С войны из Баймакского района живыми вернулись 7563 бойца, это на 1776 больше бойцов, чем те которые остались в полях битвы. Из Баймакского района сколько человек было призвано на войну?
  3. Баймак в 1941-1945гг. стал одним из регионовобеспеченияфронта воинами, цветными металлами и сельскохозяйственной продукцией. В 1943году предприятия треста «Башзолото», расположенные на территории района, дали государству 496кг золота, 27630кг серебра. Тубинское рудоуправление дало в 1941-1945гг 12878кг золота, Семеновская ЗИФ-4817кг золота. Сколько кг золота дал Баймак государству? На сколько кг больше золота дали, чем серебра?  

         Говоря о духовно-нравственном воспитании учащихся нельзя не остановиться на военно-патриотическом воспитании.

Проводя обобщающий урок по теме «Равнобедренный треугольник» (геометрия, 7 класс) мы включаем в план урока раздел «Практическое применение треугольников». Кроме красивых фронтонов крыш это еще и форма писем, приходивших с фронта.

Солдатский треугольник – письмо без марки и конверта, отправленное солдатом с фронта или солдату на фронт.

http://xn--80aaivq1a3a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/12/6-300x201.jpghttp://xn--80aaivq1a3a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/12/8-300x188.jpghttp://xn--80aaivq1a3a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/12/9-300x178.jpg

Определите вид этого треугольника (прямоугольный, равнобедренный). Сейчас мы научим вас складывать треугольное письмо. А Вы можете написать небольшое письмо солдату, подарившему нам мир, поблагодарить за Победу. Перед написанием письма надо было сложить треугольник из чистого листа. Обычно это был страничный листик из школьной тетрадки. Первым делом подписывался адрес и пунктиром или линией по кромке намечалась оборотная сторона. Эта оборотная сторона должна оставаться чистой для пометок почтовыми работниками, или для записи, что герой погиб и письмо возвращается адресату. После этого лист разворачивался, и писалось письмо.

Давайте сложим такое письмо по схеме.

http://xn--80aaivq1a3a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/12/10-300x84.jpg

Можно предложить ученикам написать письма солдатам, мобилизованным СВО, украсив их георгиевской лентой. Такая работа не оставляет равнодушным ни одного ученика, воспитывает глубокие чувства уважения, благодарности, сопереживания старшему поколению, формирует верность традициям прошлого, развивает патриотические чувства, учит подростков гордиться своим народом.

 Еще одним из направлений воспитательной деятельности учителя может стать использование эпиграфов к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и патриотического содержания:

– «Арифметика и геометрия нужны каждому воину»; .Платон

– «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».Ломоносов

- «Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.»

Н.Г. Чернышевский

- «Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды».

И. А. Ильин 

Эпиграф можно записать на доске и прочитать его в начале урока. Записывать высказывания в тетради учащимся не нужно, но найдутся те, кто обязательно это сделают или хотя бы задумаются над их смыслом.

Одним из ведущих направлений формирования патриотического сознания детей является краеведение. Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному  краю и своей Родине.

Знакомство со знаменитыми земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край. Краеведение – это изучение природы, населения, хозяйства, истории родного края. Краеведческий материал очень близок детям, он наглядный и конкретный. Как можно использовать краеведческий материал на уроках математики? На первый взгляд, у математики и краеведения нет ничего общего. Но в краеведении очень много чисел: даты, единицы измерения длины, массы, площади и т.д., а числа – это уже прерогатива математики. Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где живешь со своими родителями, со своими друзьями.

Приведем примеры таких задач с краеведческим содержанием.

1. Решив задания, вы узнаете, когда образовалась Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика

  ( (24*250+18*350)/60*40+(44*4500+108*1500)/20)/40+1264

                                                                                            Ответ: в 1919 году.

2. Площадь республики Башкортостан равна 142 947 км2, лесной фонд составляет 39% территории края. Сколько кв. километров занимают леса?

3. Последняя перепись населения 2023 года показала, что в Башкортостане живет 4077600 человек.

Город

Численность

Уфа

1180979

Стерлитамак

279174

Салават

147296

Нефтекамск

144006

Октябрьский

116282

Туймазы

68379

Белебей

59131

Агидель

14002

Баймак

17753

Янаул

25635

Определите по таблице количество жителей городов Уфы и Баймак. Во сколько раз жителей города Уфы больше, чем жителей Баймак? (ответ округлить до  единиц.) Какую часть составляет количество жителей г. Баймак, от всего числа жителей РБ?

  1. В Башкортостане водится 47 видов рыб, 13 видов из них занесены

в Красную книгу (стерлядь, таймень, форель ручьевая и т.д.). Сколько

процентов составляют виды рыб, не занесенных в Красную книгу?

  1. Курай изготавливают путем обхвата стебля руками поочередно, отмеряя от 8 до 10 раз ширины ладони, затем подрезают. Отверстия вырезаются начиная снизу: первое — на расстоянии 4 пальцев, следующие три — на расстоянии 2 пальцев, последнее, 5-е — на обратной стороне, на расстоянии 3 пальцев от 4-го отверстия. Средняя длина курая составляет 57- 81 см. Сколько примерно сантиметров займут отверстия в курае, если на один палец приходится 1,5 см?
  2. Башкирский мед – это гордость башкирского народа. Он содержит сколько-то процентов воды, 35% глюкозы, 40% фруктозы, 2% сахарозы, 0,1% белка, 4,9% витаминов, более 20 видов аминокислот и красителей. Сколько % воды содержит мёд?
  3. Территория Башкортостана покрыта разветвлённой сетью поверхностных водоёмов 600 рек, что составляет 2/3 части от количества

всех рек и озёр. Сколько всего рек и озёр в Башкортостане? Какие реки

протекают вблизи города Уфы, и какую часть от всех рек составляют.

  1. Общая длина рек Агидель, Урал и Сакмара составляет 4656км. Урал и Сакмар вместе -3226 км., Агидель и Урал – 3858 км. Найти длину каждой реки.
  2. В Башкортостане горные массивы соседствуют с раздольем равнин, привольные степи – с лесными чащами. Наибольшую высоту имеют горные массивы Ямантау  высотой 1640 м, Иремель – высотой 1584м, Караташмас (Ирандык) – 987 м, Кусемташ– 344. Составьте задачу по этим данным. Запишите числовые выражения и найдите их значения.

Эти задачи несут в себе определенную информацию и знания о родном крае можно их отнести к когнитивному критерию сформированности патриотизма

Заметный воспитательный эффект на уроках математики (как и всякой другой науке) можно достигнуть только при условии, что учитель

– не только хорошо знает свой предмет и его историю;

– не только имеет педагогический такт и опыт;

– сам обладает в достаточной мере всеми теми качествами, которые мы собираемся воспитывать в своих учениках.

Используя описанные приёмы на уроках, можно достичь определённых результатов:

– гордость за великих соотечественников и за свою страну, воспитание патриотизма;

– интерес к истории своей малой Родины;

– формирование у детей здорового образа жизни;

– повышение интереса учащихся к математическим наукам.

В заключении хотелось бы отметить, что прежде чем воспитывать на уроке математике духовно-нравственную личность, нужно для начала заинтересовать самим предметом, чтобы его изучали не с одной лишь целью сдать ЕГЭ, а чтобы их интерес к предмету был настолько велик, чтобы они сами могли бы делать различные научные открытия в этой области, и, следовательно, прославлять свою страну и быть патриотом своей Родины.

Знакомство обучающихся с биографиями великих отечественных математиков. Обычно это происходит во время декады математики или при выполнении проектов по математике. Так, обучающиеся познакомились с жизнью и деятельностью  Ломоносова М.В., С.В. Ковалевской, Колмогорова А.Н., Соболева С.Л., Александрова А.Д., Жуковского Н.Е., Чебышева П.Л., Магницкого Л. Ф. и др.

Знакомство с фактами из их биографии, сопоставление их трудов с работами европейских ученых позволяют развивать у молодежи чувство национальной гордости и интернационализма, так как во время данного исторического экскурса освещается и роль работ их предшественников в формировании нового научного направления в математике. Можно сделать вывод о том, что наука математика интернациональна по своей сущности и является феноменом мировой, общечеловеческой культуры.

Изучение жизни и творчества русских ученых помогают молодежи выбрать достойный пример для подражания. Ведь именно эти люди прославили Россию.

       Результатом гражданско - патриотического воспитания обучающихся можно считать:

- формирование интереса к историческому прошлому малой Родины и России;

- любовь и бережное отношение к родной природе, к малой родине к России;

- знание духовных традиций России, ее героическое прошлое;

- посильное служение Отечеству: активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации, инициативность и творчество в учебном труде;

- формирование положительных качеств личности: честности, уважительного и доброжелательного отношения к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры и требовательности к себе;

- формирование способности к сознательному управлению своим поведением;

- осознание себя гражданином, патриотом, ощущающим ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества;

- формирование уверенности в себе, чувства собственного достоинства, положительной самооценки.

Заключение.

        Воспитать  патриота  своей  Родины  –  ответственная  и  сложная  задача.  Планомерная,  систематическая  работа,  использование  разнообразных  средств  воспитания,  общие  усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и  стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он  будет  проявлять  интерес  к  приобретаемым  знаниям,  читать  стихи,  петь  песни,  то  можно считать,  что  задача  выполнена  в  пределах,  доступных  школьному  возрасту.  Возможно,  что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в  зависимости  от  сферы  своей  деятельности  и  социального  статуса,  постараются  сделать  все

лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов страны. Конечно, на одном уроке невозможно  целиком  охватить  всю  историю  и  традиции.  Но  рассказать  о  наиболее  ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для нашей страны,  можно  и  должно.  И,  если  ребенок  с  детства  будет  бережно  относится  к  своим национальным  символам,  то  с  большей  уверенностью  можно  сказать,  что  станет  патриотом своей  страны.  Воспитательная  работа  на  уроках  и  во  внеурочное  время  даст  заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей; если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агафонова Е. В. Путешествие в страну Алатырь / Е. В. Агафонова, Е. С. Мигунова // Математика в школе. – 2013. – №8. – С. 49-54.
  2. Андреева Е. Н. Противоречия в самоотношении проблемные переживания в подростковом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. Н. Андреева. – СПб., 2003. – 23 c.
  3. Белинский В.Г. Подарок на Новый Год. Две сказки Гофмана, для больших и маленьких детей. – С.-Петербург, 1840.
  4. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь/ Б. М. Бим-Бад. –  М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.– 528 с.
  5. Буружио, В.П. Патриотическое воспитание на уроках математики [Электронный ресурс]. URL: http://www.metod-kopilka. ru/ master__klass _quotpatrioticheskoe _vospitanie _na_urokah _matematikiquot - 18182.htm.
  6. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе / А. Быков // Воспитание школьников – 2006. – №6. – С. 8-11.
  7. Васильцова З. П. Мудрые заповеди народной педагогики/ З. П. Васильцова. – М.: Педагогика, 2003. – 337 с.
  8. Виленкин Н. Я. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 34-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2015. –280 с.: ил. – ISBN 978-5-346-03300-4
  9. Вовденко О. Региональный компонент на уроках математики [Текст] / О. Вовденко, Л. Двуреченская, И. Круглова, О. Лавторова, И. Чеботарева // Математика. – 2015. – март. – С. 4-8.
  10. Гершунский Б. С. Методологическое знание в педагогике. / Б. С. Гершунский, Н. Д. Никандров. – М.: Знание, 1986. – 151 с.
  11. Глебов А. А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения / А. А. Глебов. Волгоград: Перемена, 2004. – 251 с.
  12. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы»: Утверждена. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 [Электронный ресурс] – http://pravo.gov.ru/laws/acts/9/49525751.html
  13. Давыдов В. В. Российская педагогическая энциклопедия/ В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 224 с.
  14. Ермохина Н.Г. Саморегуляция поведения подростков / Н. Г. Ермохина. – Челябинск: ИИУМЦ Образование, 2004. – 125 с.
  15. Есина Е.А. Психолого-педагогические условия патриотического воспитания студенческой молодежи / Е. А. Есина // Высшее образование сегодня. – 2008. – №8. – С. 39-41.
  16. Закон РФ “Об образовании” // Бюллетень комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ. М.: Московский лицей, 1993. – № 1. – С.1-43.
  17. Ипполитова Н.В. Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. – 2-е изд., доп. – Шадринск: ШГПИ, 2005. – 84 с.
  18. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: диссер…. д.п.н по спец. 13. 00.08 /Н.В. Ипполитова. –Челябинск: ЧГУ, 2000. –
  19. Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93) / Российская газета, N 7, 21.01.2009 (в ред. от 12.12.93 – "Российская газета", N 237, 25.12.93)
  20. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи. – Москва – 1998 [Электронный ресурс] – http://отечестворт.рф /norm/010 /007.html
  21. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)) http://www.rosvoencentr-rf.ru/press-tsentr/pravovaya-baza/osnova-patrioticheskogo-vospitaniya.php
  22. Кормухин В.С. Патриотическое воспитание школьников в процессе обучения математике / В.С.Кормухин // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL:www. scienceforum. ru /2016/1526/24213.
  23. Корнеева Г. П. Воспитание патриотов на уроках математики [Электронное приложение №2] / Г.П. Корнеева // Математика в школе. – 2012. – №3. – С. 1-10.
  24. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского /ред.-составитель Л. А. Карпенко – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998. – 512с. [2-е изд. расш. исп. доп.].
  25. Краткий словарь по философии / Под общ ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1982. – 431 с.
  26. Лихачев Б.Т. Актуальные проблемы воспитания /Б. Т. Лихачев. –М.: Просвещение, 1996. – 256 с.
  27. Лутовинов В.И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию: Научно-исследовательская работа / В.И. Лутовинов. – Москва: Армпресс, 2006. – 62 с.
  28. Макаренко А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1988. – 196 с.
  29. Максимова Г.Ю. Формирование ценностных ориентаций личности в теории и истории отечественной и зарубежной педагогики (конец ХХ – начало XXI вв.) / Г.Ю. Максимова. – М.: ИТИП РАО, 2005 – 357 с.
  30. Мерлина Н. И. Математические задачи на основе фольклорного и краеведческого материала народов России (Часть I) / Н.И. Мерлина, А.В. Мерлин, С.А. Карташова и др. // Математика в школе. – 2012. – №7. – С. 49-57.
  31. Методика оценки качества и эффективности патриотического воспитания в образовательной организации: Методический сборник / Сост. А.Б. Федотова, Л.С. Паринова, Л.В. Плаксина, Л.В. Алексашкина. – М.: ГБОУ ДПО ЦВПГВ, 2016. – 57 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://docplayer.ru/32423799-Metodicheskiy-sbornik-metodika-ocenki-kachestva-i-effektivnosti-patrioticheskogo-vospitaniya-v-obrazovatelnoy-organizacii.html.
  32. Мищенко Л.И. Патриотическое воспитание младших школьников: дис. ... канд. пед, наук / Л.И.Мищенко. – М., 1982. – 208 с.
  33. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. – 156 с. – ISBN 978-5-9571-0773-6.
  34. Мусс Г.Н. Теория и практика патриотического воспитания / Г.Н. Мусс. – М.– Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 182 с.
  35. Николаев О.С. Вклад промышленности Стерлитамака в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (на примере завода «Авангард») // История и археология: материалы межд. науч. конф., г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г. – СПб.: Реноме, 2012. – С. 45-47.)
  36. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. – Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. – 896 с.
  37. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы»: Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005г. №422 // Воспитание школьников. – 2006. – №2. – С. 2-7.
  38. Общественный и государственный патриотизм в современном образовании / Учитель Башкортостана. – 2004. – №2. – С. 3-6.
  39. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
  40. Пинкевич  А.П. Марксистская педагогическая хрестоматия XIX-XX вв.: В 2 ч. Ч. 2 / А. П. Пинкевич. М.- Л., 1926-1928. – 208 с.
  41. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения/ Н. И. Пирогов. – М.: Педагогика, 1952. – 229 с.
  42. Пнин И. П. Опыт просвещения относительно к России // Антология педагогической мысли России первой половины XIX века (до реформ 60-х гг.) / М.: Педагогика, 1987. – С. 119-123.
  43. Подласый И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – М.: Просвещение, 1997. – 516 с.
  44. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.2000 № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» [Электронный ресурс] – http://zakonbase.ru/content/part/225858
  45. Постановление Правительства РФ от 16.02.2001 № 122 «О Государственной Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» [Электронный ресурс] –
  46. Пырырко Н.А. Краеведческий материал на уроках математики как средство патриотического воспитания / Н.А.Пырырко // Этнокультурный компонент в образовательном процессе: теория и технология, передовой опыт: сб. тр. участников второго науч.-метод. Всеросс. семинара 1–3 ноября 2013 г., г. Стерлитамак / Отв. ред. С.С. Салаватова. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. – С. 132-136.
  47. Рогачев П. М. Патриотизм и общественный прогресс / П. М. Рогачев, М. А. Свердлин – М.: Политиздат, 1974. – 280 с.
  48. Рожков М. И. Гражданин России: Материалы к проведению «Урока России-2007» в образовательных учреждениях Ярославской области / М. И. Рожков. – Ярославль: 2007. – 40 с.
  49. Русецкий А. В. Искусство и патриотическое воспитание // Художественная культура и развитие личности. – М.: Мысль, 1978. – С. 43-61.
  50. Салаватова С. С. Интенсификация подготовки учителя в педвузе на основе сближения учебной и будущей профессиональной деятельности: дисс. … канд. пед. наук /С.С. Салаватова/ Казанский государственный педагогический институт. – Казань, 1991. – 212 с.
  51. Следзевский И.В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия / И.В. Следзевский // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007. – №7. – С. 9-15.
  52. Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» [Электронный ресурс] – http://zakonbase.ru/content/base/66186
  53. Федеральный государственный образовательный стандарт образовательной стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с.
  54. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (в редакции от 12 марта 2014 г.) [Электронный ресурс] – URL: http://online-zakon.ru/федеральный-конституционный-закон-о-6/
  55. Халилов У. М. Обучая, воспитывать / У. М. Халилов, Д. Х. Насибуллина. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1992. – 104 с.
  56. Хинчин А. Я. О воспитательном эффекте уроков математики / А. Я. Хинчин // Математика в школе. – 2015. – №7. – С. 37-56.
  57. Шефер О. Р. Воспитание патриотизма у школьников как педагогическая проблема / О. Р. Шефер // Наука и школа. – 2003. – №5. – С. 32-39.

Приложение

Результаты анкетирования учителей по вопросам реализации ПВ

№п/п

Реализуете ли Вы патриотическое воспитание на своих уроках математики?

Да, реализую систематически

Да, но редко, эпизодически

Нет, но если необходимо, то можно попробовать

Нет, не считаю необходимым

4 (3,9%)

80 (78%)

14 (13,7%)

4 (3,9 %)

Если да, то, какими средствами?        

Является ли выделение в ФГОСе формирования патриотизма как одной из важных задач – прогрессивным,  положительным явлением?

Да, несомненно

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

88 (86,2%)

10 (9,8%)

4 (3,9 %)

0

Используете ли Вы сюжетные задачи патриотической направленности при обучении математике?

да, использую систематически

да, но редко, эпизодически

Нет, но хотелось бы

нет, не считаю необходимым

4 (3,9%)

80 (78%)

14 (13,7%)

4 (3,9%)

По Вашему мнению, необходимо ли осуществлять патриотическое воспитание на уроках математики?

да, обязательно

скорее да, чем нет

скорее нет, чем да

Нет

50 (49%)

47 (46%)

1 (0,1%)

4 (3,9%)

Какие трудности Вы испытываете при реализации патриотического воспитания на уроках математики?

Проведенное анкетирование показало, что учителя математики не проводят систематической работы по реализации ПВ, а лишь ограничиваются использованием некоторых форм обучения для этого: использование игровых форм, внеурочных мероприятий, решения задач с патриотическим содержанием. Учителя поддерживают факт выделения в ФГОСе формирования патриотизма как одной из важных задач – прогрессивным, положительным явлением (96%), отмечают необходимость использования в процессе обучения школьников ПВ, в том числе в обучении математике (95%). Такая работа ведется пока еще не достаточно эффективно и, в основном, односторонне: реализация ПВ осуществляется систематически (3,9%), эпизодически (78%), нет, но хотелось бы (13,7%) и нет, не считаю необходимым (3,9%); в основном используют сюжетные задачи с патриотическим содержанием (70%), внеурочную деятельность (15%), игровые формы (10%) и другие формы (5%). Среди основных причин, по которым учителя не осуществляют патриотическое воспитание на уроках математики, можно выделить следующие: недостаточность методической литературы по данной теме, также задач с патриотическим содержанием; нехватка времени; недоработанность методики применения данного вопроса.

Рис. 1. Диаграмма,  иллюстрирующая результаты  опроса учителей математики

Целью констатирующего этапа было выявление уровня сформированности патриотизма у учащихся 5-го класса. В эксперименте приняли участие два 5-х класса: контрольный и экспериментальный. На данном этапе была проведена начальная диагностическая работа в обоих классах, для этого использовалась методики В.И. Лутовинова, которая состоит из следующих утверждений:

  1. Я знаю, что такое патриотизм, и понимаю его значение.
  2. Мне знакомо это слово, но не понимаю его сути.
  3. Я не понимаю значения этого слова.
  4. Я не знаю, какие математические задачи можно отнести к задачам с патриотическим содержанием
  5. Быть патриотом своей страны – это важно для каждого
  6. Мне нравится решать задачи про патриотическое воспитание, потому что они интересные.
  7. Все задачи одинаковы, так же и задачи патриотического содержания.
  8. Мне нравится решать такие задачи,  где я узнаю что-нибудь новое о жизни.  
  9. Мне нравится решать все задачи по математике.
  10. Я вообще не люблю математику и не люблю решать задачи
  11. Я не вижу связи патриотизма с математикой.
  12. Я составляю интересные задачи про Россию, родной край, город, село.
  13. Решение задач с патриотическим содержанием даст мне возможность узнать много важного про свою Родину, для себя, проявить свои способности.
  14. В изучении математики мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
  15. Задания по математике мне неинтересны, я их делаю только потому, что этого требует учитель.
  16. Мне нравится составлять задачи с патриотическим содержанием.
  17. Составление задач по патриотическому воспитанию не целесообразно.
  18. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

Обработка результатов

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы, а «Нет» — отрицательные.

Ключ:

Да

1, 4, 5, 7, 9, 10,13 15

Нет

2, 3, 6, 8, 11, 12, 14

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:

0 – 10 баллов — внешняя мотивация;

11 – 15 баллов — внутренняя мотивация.

Анализ экспериментальной группы показал внутренняя мотивация изучения материалов, связанных с патриотизмом на уроках математики достаточно высока.

        Рис. 3. Результат исследования типа мотивации в ЭГ.

Рис. 4. Результат исследования типа мотивацтиив КГ

Для определения уровня внутренней мотивации будем использовать также следующие нормативные границы:

0 – 5 баллов — низкий уровень внутренней мотивации;

6 – 10 баллов — средний уровень внутренней мотивации;

11 – 15 баллов — высокий уровень внутренней мотивации.

Анализ внутренней мотивации экспериментальной группы очень низок.

Анализ контрольной группы также на низком уровне

Таким образом, в процессе обучения математики очень редки задачи патриотического содержания, на уроках математики не интересно, даже скучно, математика не воспитывает патриотизм.

Таблица 2.

Критерии сформированности патриотизма школьников 5-х классов на уроках математики (по Г.Н. Мусс)

Кри те

Рии

Показатели

Уровневые характеристики

Диагностические методики

Когнитивный

Понимание сущности патриотизма;

знание истории и традиций народа,

 государственной символики правил ее применения

природа, великие люди .

Высокий: понимание патриотизма как любви к своей Родине, своему народу, к родному языку; сформированная система знаний об истории и традициях своего народа, о государственной символике, правилах ее применения.

- Методика ранжирования (см. Приложение 1) [Мусс, 143].

- Элементы «Методики определения уровня сформированности социально-ориентированных отношений в подростковой группе» Н. В. Сергеев [Сергеев, с. 56].

- Опрос, элементы методики «Личный рост учащихся» А. А. Табунс [Табунс, с. 30].

- методика диагностики мотивации учебной деятельности учащихся (А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов): наблюдение на уроке за учениками и фиксация характера эмоций, отношения к составлению, решению и анализу задач с патриотическим содержанием, создание ситуации выбора, прием «неоконченные предложения», использование ситуации «разной степени обязательности» и др.

- Комплекс задач для реализации патриотического воспитания.

- Качество составленных учениками

математических задач, отражающее их осведомленность в сфере патриотического воспитания; понимание значимости патриотизма.

- Качество выполнения заданий по конструированию задач, составлению книжек-малюток.

Средний: понимание сущности патриотизма; наличие знаний истории и традициях своего народа, о государственной символике, правилах ее применения.

Низкий: поверхностное представление о сущности патриотизма. Обобщенное знание истории и традиций своего народа, частичные знания о государственной символике.

Эмоционально-мотивационный

Осознанность отношения к Родине.

Высокий: незыблемость уважительного отношения к Родине, чувство личной ответственности за судьбу страны; ярко выраженная потребность активной, патриотически-направленной деятельности.

Средний: устойчивость, осознание уважительного отношения к Родине; наличие потребности в патриотически-направленной деятельности.

Низкий: ситуативность и неустойчивость уважительного отношения к Родине; потребность в патриотически-направленной деятельности зависят от ситуации, социального одобрения.

Деятельностный

Социально-значимая деятельность.

Высокий: активное участие в социально-значимой деятельности (проявление действенного патриотизма); соблюдение традиций своего народа и общества.

Средний: участие в социально-значимой деятельности; соблюдение традиций своего народа.

Низкий: поведение регулируется в основном требованиями старших, другими внешними стимулами; частичное соблюдение традиций.

Сопоставление результатов изменения по уровням сформированности патриотизма у школьников по t-критерию Стьюдента представлено в таблице 6.

Таблица 6.

Изменение уровня

Когнитивного компонента

Изменение уровня

Эмоционально-ценностного компонента

Изменение уровня деятельностного компонента

Рис. 5. Изменения в уровнях формирования патриотического воспитания  у школьников контрольной и экспериментальной групп

Для того, чтобы определить статистическую значимость различий средних величин, был применен критерий Стьюдента. Для сравнения средних величин t-критерий Стьюдента рассчитывается по следующей формуле:

(1)

где  и  - средние арифметические значения экспериментальной и контрольной групп соответственно,  - стандартная ошибка разности средних арифметических. Она вычисляется по следующей формуле:

(2)

где  и   – объем выборок,  и – текущий балл.

Для того, чтобы правильно интерпретировать полученное значение критерия, необходимо вычислить число степеней свободы по следующей формуле:

(3)

где  и  – количество исследуемых учеников в каждой группе. После этого определяем критическое значение t-критерия Стьюдента для требуемого уровня значимости (например, p=0,05) и при данном числе степеней свободы f по таблице. Затем сравниваем полученные значения и делаем соответствующие выводы:

 - если , то делаем вывод о несущественности различий двух выборочных средних;

- если , то различия между двумя выборочными средними существенные.

Таким образом, результаты эксперимента показали, что применение системы сконструированных задач для реализации патриотического воспитания при обучения математике школьников 5-х классов повышает уровень сформированности патриотизма.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность Время отдаляет от нас события тех лет, но никогда не сотрется в памяти поколений подвиг советского народа в годы трудных испытаний, не забудутся имена его славных сыновей, потому что “каждый, кто был верен будущему и умер за него, чтобы оно было прекрасно, подобен изваянию, высеченному из камня” (Ю. Фучек.)

Прошло почти 75 лет со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне. Наша страна понесла многомиллионные жертвы во имя свободы, процветания и независимости Родины. Несмотря на то, что было бесчисленное множество погибших и раненых, тысячи разрушенных городов и деревень, сотни тысяч угнанных на фашистскую каторгу, советский народ выстоял и победил.

Когда на рассвете 22 июня 1941 года вооружённые силы фашистской Германии без объявления войны напали на Советский Союз, весь наш народ поднялся на защиту своего Отечества. Силы и помыслы миллионов людей были направлены к одной общей цели - разгрому врага. Великая Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей, занимающихся наукой.

Цель исследования: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью.                                

Задачи исследования: познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;

Гипотеза в мире стали забывать уроки войны; чтобы сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, ею нужно интересоваться молодым поколениям. У нас есть разные источники получения информации о войне, но заставить молодежь любить собственную историю, заставить ею интересоваться нельзя. Сохранение исторической памяти зависит от каждого человека.          

Зная предмет математики, мы решили  заглянуть в прошлое, во времена Великой Отечественной войны с точки зрения цифр. При решении задач  учащиеся смогут   не только решить задачу, но у них появится возможность  вдуматься в цифры в ней озвученные.

Предмет исследования Текстовые задачи, числовые значения основных сведений о военных событиях.

Объект исследования Числовые исторические факты из истории  Великой Отечественной войны о военных действиях 1041 – 1945 годов.

Методы исследования Изучение теоретического материала книг, журналов и сайтов сети Интернет. Анализ и систематизация материала.

Практическая значимость работы Данная работа может быть использована на уроках математики, классных часах для воспитания у учащихся чувства патриотизма и гордости за родную страну.

Проблема: как мало знает нынешнее поколение   о Великой Отечественной войне, не задумываясь, какой след оставила война в их семьях.

Глава 1. Что мы знаем о войне

Никогда не забудут советские люди те тревожные минуты воскресного утра 22 июня 1941 года. Когда московское радио прервало свои передачи и все услышали правительственное сообщение: «Среди ночи без объявления войны фашистские орды внезапно вторглись в пределы нашей страны».  

К началу войны Германия полностью мобилизовала свои вооружённые силы. В июне 1941 состав германского вермахта включал 214 дивизий, из них 179 пехотных и кавалерийских, 35 дивизий и 7 бригад танковых моторизованных.  Общее количество вооружены сил Германии составляло 8,5 млн. человек. На востоке против СССР были сконцентрированы 152 дивизии и 2 бригады общей численностью 5,5 млн. человек. Кроме немецких военных соединений у границ Советского Союза сконцентрировались 29 дивизий и 16 бригад союзников Германии: Финляндии, Венгрии, Италии и Румынии.

Советский же Союз имел 303 дивизии (198 стрелковых, 13 кавалерийских, 31 моторизованную  и 61 танковую) и 22 бригады общей численностью более 5,2 млн. человек. В западных военных округах находилось 166 дивизий и 9 бригад, насчитывавших 2,9 млн. человек (свыше 54% от всех вооружённых сил). Остальные дислоцировались в Забайкалье и на Дальнем Востоке, а также во внутренних округах. В резерве главного командования имелось 105 дивизий и 8 бригад (более  35% от всех вооружённых сил).

Так началась Великая Отечественная война. Длилась она 1418 дней и ночей. И каждые сутки она уносила, в среднем, 14104 жизни советских людей. Каждый час погибало 588 человек, каждую минуту - 10, каждые 6 секунд - один человек. И не было в истории такой войны как Великая Отечественная война не только потому, что в ней погибли миллионы людей, и она была самой разрушительной, но и потому, что раньше не было столько героев и героических подвигов, как в этой войне. И потому в ней участвовали все нации и народности от мала и до велика, живущие в нашей стране,  и даже дети становились героями. На протяжении одной недели было мобилизовано 5,3 млн. человек, 234 тыс. автомашин, 31,5 тыс. тракторов. До 1 января 1942 года действующая армия пополнилась 291 дивизией и 94 бригадами. Причём 40 дивизий были укомплектованы из добровольцев-ополченцев. Всего за годы войны было призвано более 29,5 млн. человек. Из Беларуси в 1941 году было мобилизовано 600 тыс. человек.

 К началу сентября 1941 года вся территория Беларуси была захвачена немцами. Однако ощутимые потери понесли и они: к 10 июля было уничтожено 79 058 солдат и офицеров, 1061 орудие и миномёт, 826 самолётов и 350 танков.

На начало декабря 1941 года группа армий «Центр» насчитывала 1708 тыс. человек, 615 самолётов, около 13 тыс. орудий и миномётов, 1170 танков. Им противостояли советские войска в составе 1100 тыс. человек, 7652 орудий и миномётов, 774 танка, 1000 самолётов. На  территории СССР, захваченной агрессорами, до войны проживало около 80 млн. человек. В военные годы 25 млн. человек эвакуировались на восток. В Беларуси под оккупацией оказалось около 8 млн. жителей, а также около 9 тыс. советских военнопленных. Три года они вынуждены были терпеть разрушения городов и деревень, насилие и нищету. Многие не смирились с таким положением и уходили в подполье.

Численность белорусских мстителей превышала 374 тыс. человек. Более 70% партизан, воевавших на территории нашей страны, являлись белорусами, 20% - русскими, 4% - украинцами, 3% - евреями. Свыше половины всего количества партизан (54%) составляла местная молодёжь до 25 лет. 20263 партизана были моложе 18 лет, 34342 являлись учащимися, в том числе 5000 – школьниками. Мужчины составляли 84%.

 Решающим событием Великой Отечественной войны стала Сталинградская битва. Она началась 17 июля 1942 года. Ценою огромного напряжения сил всего народа наступление немецко-фашистских войск под Сталинградом было остановлено. Соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942 года:

Боевые силы и средства

Красная Армия

Германия и её союзники

Личный состав (тыс. чел)

1134,8

1011,5

Количество танков

1560

675

Количество орудий и миномётов

14934

10290

Количество самолётов

1916

1219

Разгром немецко-фашистских войск в ходе Сталинградской битвы подорвал военную мощь Германии  и  её союзников. Общие потери немецких войск в районе Волги, Дона и Сталинграда составили около 1,5 млн. человек, 3,5 тыс. танков и более 3 тыс. самолётов. Были полностью разгромлены 3 и 4 румынские армии (250 тыс.), 8 итальянская армия (185 тыс.). Победа  в Сталинградской битве над одной из сильнейших армий мира досталась Красной Армии  дорогой ценой.

Общие потери Красной Армии в Сталинградской битве составили: 4341 танк, 15728 орудий и минометов, 2769 самолетов. В ходе контрнаступления советские войска потеряли:  2915 танков, 3591 орудий и миномётов, 706 самолетов. Потери Красной Армии во время Сталинградской битвы превысили 1,2 млн. человек. После Сталинграда моральный дух вермахта в значительной степени был сломлен. В ходе дальнейшего наступления  в 1943 советские войска освободили около 2/3 оккупированной территории СССР.

Вклад жителей Баймакского района

в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

На войну из Баймакского района было призвано 13350 человек, 5787 из них не вернулись домой (погибли, пропали без вести, умерли от ран и болезни, в плену в годы ВОВ 1941-1945гг.). Живыми вернулись 7563 бойца. Более 3500 солдат и офицеров были награждены орденами и медалями.

Баймак в 1941-1945гг. стал одним из регионов обеспечения фронта воинами, цветными металлами и сельскохозяйственной продукцией. В 1943 году предприятия треста «Башзолото», расположенные на территории района, дали государству 496 кг. золота, 27630 кг. серебра. Тубинское рудоуправление дало в 1941-1945 гг. 12878 кг. золота, Семеновская ЗИФ – 4817 кг. золота.

На предприятиях местной промышленности изготавливали военные фургоны, сани, сбруи для лошадей. В Темясове и Юлуке на кожзаводах и промартеле шили сапоги, валенки, полушубки и шапки. На конезаводе №46 выращивались «кони РККА». Всего на фронт было отправлено около 1000 лошадей.

Трудящиеся района шефствовали над освобожденной от немецких захватчиков Ворошиловской областью Украины. Было отправлено 300 лошадей, 825 голов КРС, около 1000 голов овец. В 1943 году бригада комсомольцев из 20 человек участвовала в восстановлении Города – Героя Сталинграда. Баймак принял в годы войны 350 семей из Ленинграда, Москвы и Украины.

В годы войны трудящиеся района отправили в Фонд обороны 2023 единиц теплых вещей; на строительство Авиаэскадрилий и других видов вооружения внесли из своих сбережений 2 млн. 293 тыс. руб. Подписались на государственный военный заем на сумму 4 млн. 970 тыс. руб. Было собрано с населения для фронта овчин – 4532 шт., шерсти – 644 кг; полушубок - 1428 шт; валенок - 3319 пар; стеганых телогреек – 517 шт, брюк ватных – 42, шапок – 438, теплых носков – 1150 пар, варежек - 5184 пар и т.д. За самоотверженный труд в годы войны 5559 человек были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».

Герои Советского Союза по району :

1. Миннигулов Тафтизан Тагирович (1922-1943гг.) Родился в д.Кусеево. Работал в колхозе им.Ворошилова и на золотых приисках. В 1941г. был призван в Красную Армию и с апреля 1942 г. участвовал в боях. 20 сентября 1943г. при освобождении населенных пунктов Гомельской области, расстреляв и уничтожив несколько танков противника из миномета, бросился под последний танк со связкой гранат, и не допустил прорыва линии фронта. 15.01.1944 г. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В с.Кусеево Баймакского района установлен бюст Герою.

.Копылов Василий Данилович (16.06.1921-01.04.1966гг.) Работал учетчиком в «Зилаирском» совхозе. В 1939 г. был призван в армию. Командир взвода на фронтах Великой Отечественной войны, выполняя задание командования и самоотверженно сражаясь с неравной силой противника, удержал плацдарм на правом берегу Днепра. В октябре 1944 г. присвоено звание Героя Советского Союза. Возвратившись после войны, работал учетчиком «Зилаирского» совхоза. В 1953г. переехал в г.Челябинск. Умер в 1966 г.

. Пименов Иван Тимофеевич (1924-22.06.1943гг.) Работал механизатором Зилаирского зерносовхоза. На фронтах Великой Отечественной войны командовал артиллерийским расчетом. В одном из боев на Курской дуге, оставшись в бою один с гранатой в руке бросился под танк и остановил продвижение противника. 08.09.1943 г. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В с.Ургаза Баймакского района установлен бюст Герою.

4.Кудимов Павел Васильевич (1899-27.10.1943гг.) Работал на Тубинском руднике. В Великой Отечественной войне участвовал с 1941г. В 1943г. в ожесточенных боях при форсировании Днепра со своим взводом удержал рубеж, ценою собственной жизни. Посмертно, 29.10.1943г., присвоено звание Героя Советского Союза.

5.Белов Федор Иванович (1920-1979гг.) Родился в феврале 1920г. в д.Нижний Авзян в семье крестьянина. Учился в Баймакском горно-металлургическом техникуме, работал на руднике в поселке Тубинск. На фронт был призван в июле 1942 г. Командир орудия 683 артполка старший сержант Белов Ф.И. отличился в ночь на 26 января 1945г. Выдвинув орудие на открытую огневую позицию для поддержки стрелкового подразделения, форсировавшего Одер в районе Олау (Олава, Польша), прицельным огнем подавил огневые точки противника на левом берегу реки, чем способствовал захвату плацдарма. По залитому водой льду расчет в ручную переправил орудие на плацдарм, вместе с пехотинцами в течение ночи отражал контратаки гитлеровцев, прочно удерживал захваченный рубеж. 10 апреля 1945г. присвоено звание Героя Советского Союза. После окончания войны Белов Ф.И. вернулся в Тубинск. В 1948г. окончил областную партшколу. В 1949г. переехал в г.Сибай. Работал на медно-серном комбинате начальником ГО. Когда началось строительство железной дороги Магнитогорск-Сибай, его направили зам.начальником по политчасти. Белов Ф.И. умер в 1979 г. Похоронен в г.Сибай. Его именем названы улицы в Баймаке, Сибае, а в Белорецке установлен бюст Героя.

6.Артамонов Владимир Иванович (1906-1944гг.). В армию был призван в 1928г. по комсомольской путевке. Стал авиатором и прошел путь от летчика-инструктора до крупного авиационного начальника. Отважно сражался у р.Халхин-Гол, при этом, за отвагу и героизм он был награжден орденом Красного Знамени и орденом Красного Знамени Монгольской Народной Республики, а 17.11.1939г., Указом Президиума Верховного Совета СССР В.И.Артамонову было присвоено звание Героя Советского Союза. В годы ВОВ Артамонов В.И. командовал авиаполком. Был награжден орденами Отечественной войны II степени, Красного Знамени. Учитывая его умелое руководство, в 1944г. командование назначило его ст.пом.инспектора ВВС по бомбардировочной авиации. Он часто совершал инспекционные вылеты на Дальний Восток и Сибирь. 29 сентября 1944г.,возвращаясь из очередного полета в тайге, недалеко от ст.Хилок, полковник Артамонов потерпел авиакатастрофу.

7.Алибаев Адигам Галеевич (1925-19551гг.).Родился в д.Юмашево. Окончил семилетнюю школу в д.Муллакаево, Темясовское педучилище. Принимал участие в ВОВ, в освобождении Чехословакии, Польши и штурме Берлина. За мужество и героизм был награжден орденом «Слава» всех трех степеней. После войны старшина запаса А.Г.Алибаев вернулся домой, закончил педучилище. Работал учителем, директором Муллакаевской восьмилетней школы. Заочно учился в Магнитогорском пединституте. Умер 12.08.1951г. в возрасте 26 лет, похоронен на сельском кладбище д.Муллакаево. Установлен бюст. В 1987г.в д.Юмашево был установлен памятник А.Г.Алибаеву.

Участники Парада Победы в Москве 24 июня 1945 г.

1.Биктин Зигангир Сайфетдинович (1923-1996). Уроженец д. Юлук. С первых дней Великой Отечественной войны находился на фронте. Награжден боевыми орденами «Красная Звезда», «Отечественная война» II степени. После войны работал председателем Юлукского сельсовета, секретарем исполкома райсовета, заместителем управляющего РО «Сельхозтехника» по снабжению.

2.Буранбаев Карасбай Усманович . Родился в 1924г. в с. Темясово. В Великой Отечественной войне участвовал с 1942 г. в составе отдельной танковой бригады, сражался под Курском, а также в разгроме Японской армии. Награжден орденами Отечественной войны I и II степеней. После войны трудился в лесопромышленном хозяйстве. Жил в деревне Бетеря, умер в 2007 г.

3.Кадыров Шакир Зарифович . Родился в 1923 г. в д. Зиянчурино. Окончил среднюю школу и горно-металлургический техникум в Баймаке. Гвардии старший лейтенант ВВС. Награжден двумя орденами «Красное Знамя», орденами «Красная Звезда», «Отечественная война» II степени. После войны трудился диспетчером, нормировщиком в БМСК г.Сибай.

4.Кунысбаев Имаметдин Шамсутдинович . Родился в 1920г. в д. Алгазы. До и после войны находился на советской работе в бывшем Матраевском районе. Награжден орденами «Красная Звезда», «Отечественная война» II степени и медалями. Умер в 1999 г.

5.Мажитов Галимьян Мустахитдинович (1916-2000). Уроженец д. 2-е Иткулово. Награжден орденами «Красное Знамя», «Красная Звезда», «Слава» III степени, «Отечественная война» II степени. После войны трудился механиком Второиткуловского лесоучастка и Тубинской фабрики.

6.Тутаев Ишмурза Ахметгалеевич (1919-1998). Уроженец д. Исяново. Награжден орденами «Красное Знамя», «Красная Звезда». «Отечественная война» II степени. После войны работал нормировщиком, начальником планового отдела транспортного управления треста «Башмедстрой».

Кавалеры ордена Ленина.

1.Журавлев Даниил Арсентьевич - генерал-полковник артиллерии, г.Баймак;

2.Исянгужин Зайнулла Гибадатович - капитан стрелковой части, д.Чингизово;

3.Рахматуллин Ямалетдин Хисаметдинович - капитан 2 ранга, командир боевого корабля, с.Темясово;

4.Аносов Милентий Петрович, п.Тубинск;

Кавалеры ордена Боевого Красного Знамени.

1.Журавлев Даниил Арсентьевич – генерал-полковник, награжден пятью орденами Боевого Красного Знамени, г.Баймак;

2.Гафаров Шамсутдин Шайхитдинович – герой гражданской войны ,командир Башкирской кавалерийской дивизии, награжден дважды, д.Кульчурово;

3.Саиткулов Гильман Латыпович - подполковник стрелковой части, награжден дважды, г.Баймак;

4.Кадыров Шакир Закирович – старший лейтенант авиации, награжден дважды, г.Баймак;

5.Вандин Михаил Яковлевич, награжден дважды, г.Баймак;

6.Райманов Габит Шарипович, г.Баймак;

7.Зайнуллин Талгат Зиганнурович, п.Тубинск;

8.Карманов Иван Силантьевич, д.Ишеево;

9.Янтилин Нурислаам Ямалетдинович, д.Тавлыкаево;

10.Рахматуллин Ямалетдин Хисаметдинович, с.Темясово;

11.Гумеров Исхак Идрисович, д.Мамбетово;

12. Аминев Мухаммед, д.Туркменово (посмертно);

13.Арсланов Миннегул Абдулхакович, с.Темясово;

14.Сулейманов Агзам Юмагужевич, д.I-Иткулово;

15.Махмутов Кираметдин Зиятдинович, д.Билалово;

16.Аминев Абузар Фахрисламович, д.Билалово;

17.Мажитов Галимьян Мустахитдинович, д.2-е Иткулово;

18.Тутаев Ишмурза Ахметгалеевич, д.Исяново (г.Сибай);

19.Хужабаев Салим Салимович, г.Баймак;

20.Азаматов Даут Шагимарданович, д.I-Иткулово (г.Сибай);

21.Больших Григорий Антонович, г.Баймак;

22.Карнаухов Михаил Викторович, п.Тубинск (г.Сибай);

Кавалеры ордена Славы.

1.Алибаев Адигам Галеевич, трех степеней, д.Юмашево;

2.Шубин Георгий Иванович, трех степеней, п.Тубинск;

3.Бычков Иван Павлович, 2 и 3 ст., г.Баймак;

4.Байбулов Сабит Галеевич, 2 и 3 ст., д.Исянбетово (г.Сибай);

5.Салимов Суюндук Шарафутдинович, 2 и 3 ст., д.Баймурза;

6.Султангулов Гадельша Ганеевич, 2 и 3 ст., д.Куватово;

7.Овчаров Владимир Захарович,2 и 3 ст., г.Баймак;

8.Юсупов Гибадулла Мухаметович, г.Баймак;

Кавалеры двух и более орденов Красной Звезды.

1.Кутлугалямов Иштуган Ишбулатович, награжден четырежды, д.Темясово;

2.Мамбеткулов Бадри Мужавирович, награжден трижды, г.Баймак(г.Сибай);

3.Мвмыкин Иван Петрович, награжден трижды, г.Баймак;

4.Мустафин Мирза Махмутович, д.Кульчурово;

5.Кадыров Гайзулла Галиханович, д.Яковлевка;

6.Ширмаев Фатих Х., д.Гадельбаево;

7.Ихсанов Рашит, г.Баймак;

8.Туляков Курбангали Харисович, д.Абдулкаримово;

9.Якупов Султан Усманович, г.Баймак;

10.Кузнецов Петр Павлович, д.Яковлевка;

11.Никляев Леонид Петрович, д.Яковлевка;

12.Лукманов Мансур Ибатуллович, п.Тубинск;

13.Юсупов Рашит Нургалеевич, д.Аминево;

14.Кузьмин Ермолай Анисимович, г.Баймак;

15.Салихов Сабит Мусич, с.Темясово.

Кавалеры ордена Александра Невского.

1.Махмутов Кираметдин Зиятдинович, подполковник, д.Билалово;

2.Фазылов Рашит Хазиахметович, капитан, д.Исянбетово;

3.Галин Махмут Харасович, капитан, д.Карамалы;

4.Гадельшин Галей Ибатуллович,майор, д.Мамбетово;

5.Сулейманов Агзам Юмагужевич,майор, д.I-Иткулово;

Заключение

В памяти ветеранов никогда не забудется событие, как Великая Отечественная война. Нам, подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относится к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.

Выбранная мной тема исследовательской работы не только актуальна, но и интересна и имеет практическую значимость.

Я хочу, чтобы каждый подросток и взрослый, задумался, пропустил через свое сознание и помнил, какой ценной завоевана свобода и независимость нашей страны.  Мы, молодое поколение обязаны уважать и чтить память наших земляков – ветеранов Великой Отечественной войны. Ведь именно им мы обязаны своей жизнью.

Какой-то древний философ сказал: «Тот, кто забывает об истории, обречен на ее повторение. Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь. Тот, кто не учит историю, обречен ее повторять». Современные философы выражаются жестче: народ, забывший свою последнюю войну, начинает новую.

Мы вступили в принципиально новый этап сохранения и воспроизведения памяти о Великой Отечественной войне. В работе я рассмотрела лишь некоторые источники, которые могут нам, молодым людям, больше узнать о тех страшных событиях, помогут сохранить память о Великой Отечественной войне среди молодежи. Наши родители много читали, смотрели фильмы о войне, общались вживую с ветеранами, застали своих бабушек и дедушек, которые им рассказывали о жизни в то время. Все эти источники получения информации не менее важны и сейчас. Но для современной молодежи большую значимость, на мой взгляд, имеют уроки истории в школе. Именно на уроках истории просыпается тот интерес, который может побудить желание самих детей узнавать, интересоваться. Использование на уроках математики задач, представленных в сборнике, позволит учащимся запомнить основные факты о Великой Отечественной войне.