Раздел 2.14. Педагогическое наставничество

Монгуш Опей Ооржаковна

Наставничество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Наставничество483.48 КБ

Предварительный просмотр:

2.14.Наставничество

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА –

воспитателя с молодым специалистом

на 2023 -2024 учебный год

Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.

         Задачи:

         - оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;

         - изучение нормативно-правовой документации;

         - помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, мониторинг и т.д.);

         - применение форм и методов в работе с детьми старше-подготовительной группы;

         - организация НОД, помощь в постановке целей и задач;

         - использование здоровьесберегающих технологий во время НОД и других режимных моментах;

         - механизм использования дидактического и наглядного материала;

         - углубленное изучение инновационных технологий;

         - общие вопросы организации работы с родителями.

Содержание работы

Форма проведения

Сроки

1.

Выявление знаний и затруднений у молодого педагога в процессе воспитательно-образовательной деятельности в начале года.

Оказание помощи в организации работы с документацией -

- изучение примерной основной образовательной программы дошкольного образования От рождения до школы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. Э.М.Дорофеевой.

- знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.

- изучение целей и задач годового плана.

- структура перспективно-календарного планирования.

- структура комплексно-тематического планирования.

Анкетирование

Консультации и ответы на интересующие вопросы.

Сентябрь

2.

Изучение методики проведения НОД по всем образовательным областям, совместная разработка конспектов НОД, эффективное использование дидактического материала в работе.

Посещение молодым специалистом НОД у наставника (1-2 раза в неделю). Посещение наставником НОД молодого специалиста (1-2 раза в неделю).

Октябрь

3.

Планирование работы с родителями, оформление наглядной информации для родителей.

Родительское собрание.

Мониторинг детского развития.

Консультация и помощь в составлении плана работы с родителями, подбор материала для родителей.

Помощь в организации и проведении собрания.

Подбор диагностического материала.

Ноябрь

4.

Выбор темы самообразования, составление плана; общие вопросы ведения портфолио

Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме.

Декабрь

5.

Виды и организация режимных моментов в детском саду.

Использование современных здоровье сберегающих технологий.

Просмотр молодым специалистом режимных моментов, проводимых наставником.Консультации, ответы на вопросы молодого специалиста.

Январь

6.

Составление конспектов и проведение НОД по всем образовательным областям молодым специалистом

Посещение наставником НОД и режимных моментов молодого педагога.

Февраль

7.

Использование в работе проектов.

Использование в работе ИКТ.

Консультация и ответы на интересующие вопросы. Анализ перспективного плана проектной деятельности.

Консультация, использование презентаций в работе с детьми и родителями.

Март

8.

Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей. Роль игры в развитии дошкольников. Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности.

Консультация наставника, наблюдение за работой молодого специалиста(в совместной игровой деятельности). Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме.

Апрель

9.

Подготовка к летне-оздоровительному периоду.

Проведение итогов работы.

Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи. Самоанализ молодого специалиста.

Май

10.

Создание развивающей среды

Анализ развивающей среды с требованием ФГОС.

Консультация и ответы на интересующие вопросы.

В течение года

11.

Методика проведения детских праздников

Помощь в подготовке и организации праздников. Наблюдение за наставником в роли ведущей и персонажа.

В течение года

12.

Имидж педагога, педагогическая этика, культура поведения -

- в работе с родителями;

- в работе с детьми;

- в работе с коллегами.

Консультации, беседы, ответы на вопросы.

В течение года

ОТЧЕТ РАБОТЫ

Педагога-наставника воспитателя Монгуш О.О.

с молодым педагогом Ховалыг Венеры Макаровны

за 2023-2024 учебный год

Являюсь наставником с сентября 2023 года  молодого специалиста Ховалыг В.М., и что ФГОС предполагает, что педагог должен быть компетентным во всех областях развития дошкольного возраста мною были определены цель и основные задачи работы с молодыми педагогами.

Цель:развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста

Задачи:

-Продолжать изучение нормативно-правовой документации ДОУ

- оказать помощь в ведении документации воспитателя

- Разработка и написание календарно-тематического планирования на основе

рабочей программы

- Помощь в планировании и проведении непосредственно образовательной

деятельности

- Использование здоровьесберегающих технологий во время непосредственно образовательной деятельности

-Общие вопросы организации работы с родителями (планирование по работе с родителями, проведение родительских собраний и пр.)

На 2023-2024 учебный год был составлен Перспективный план работы.

Совместно с молодыми педагогами мы выявили основные трудности в профессиональной деятельности (ведение документации группы, особенности проведения НОД с детьми, продуктивное взаимодействие педагога с родителями воспитанников, привлечение их к сотрудничеству, выбор темы по самообразованию) и определили совместную программу работы молодого специалиста с наставником.

Таким образом, основными направлениями совместной работы с молодым специалистом стало изучение нормативно – правовой базы, методически грамотное ведение документации группы в соответствии с требованиями образовательного процесса и развитие профессиональных компетенций молодого педагога.

Первым шагом в работе с молодым педагогом стало знакомство с нормативно-правовой базой работников образовательной организации: проведена консультация по развитию умения пользоваться нормативно- правой базой: «Законом об образовании РФ», «Семейным кодексом», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», «Конвенцией о правах ребенка», СанПин для ДОУ, ФГОС ДО, локальными актами МБДОУ; изучены: Основная образовательная программа МБДОУ, цели и задачи годового плана МБДОУ.

Оказана методическая помощь в составлении Рабочей программы и календарно-тематического планирования на месяц и на день для группы младшего и  старшего возраста: даны рекомендации по оформлению и

последующей разработке рабочей программы педагога с воспитанниками; рекомендовано учитывать при оформлении документации образовательного процесса в группе такие принципы как систематичность, последовательность, в соответствии с требованиями учреждения.

После проведенного анализа деятельности и с учетом профессиональных интересов молодых педагогов, мною были предложены примерные темы по самообразованию, проведена консультация по вопросам планирования работы над темой самообразования на год (дана схема плана работы над темой, примерные методические, педагогические, психологические темы самообразования для воспитателя, даны рекомендации по оформлению и выполнению плана самообразования специалистом в течение учебного года, проведена консультация по подбору методической литературы и ресурсов интернета).

В октябре для молодых педагогов, мною проведены консультации по теме «Особенности организация режимных моментов в детском саду»: это важно, учитывая то, что четкий режим дня в дошкольном возрасте помогает быстрее адаптироваться к новому окружению и непривычным условиям пребывания, это четкая организация времени малыша, это способствует привыканию организма к временным рамкам непрерывной образовательной деятельности. И немаловажное значение – это сохранение психического и физического здоровья детей; «Взаимодействие семьи и педагога в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»: данная консультация имела также рекомендации по организации сотрудничества педагога с родителями (законными представителями) воспитанников, что позволяет не только максимально безболезненно адаптировать детей к условиям детского сада, но также решить трудности молодого специалиста в организации взаимодействия с семьями.

В течение учебного года я посещала режимные моменты группы в смену, после чего мы проводили их подробный анализ (положительные и отрицательные моменты), и пути исправления недочетов.

Молодым педагогу  были даны рекомендации  речевых ошибок в процессе взаимодействия с воспитанниками и родителями, по оснащению образовательного процесса (подбор дидактического материала, его расположению при проведении занятия), по использованию методической литературы при подготовке к образовательному процессу. Педагог в свою очередь, посещала  занятия, которые проводила с воспитанниками я, с целью анализа методики проведения НОД и совершенствования личного опыты. Совместно с молодыми педагогами мы анализировали профессиональные компетенции, которыми обладает специалист, отмечали слабые и сильные стороны, искали пути и принимали решения для их усовершенствования; наша совместная деятельность позволила развить личностные качества, коммуникативные умения, совершенствовать педагогическую базу, развить умения управлять детским коллективом, наладить эффективное сотрудничество с родителями воспитанников.

 Направляли деятельность на использование здоровьесберегающих технологий. Для организации двигательной активности пополнили центр физического развития нетрадиционным спортивным оборудованием.

Также, мною была оказана помощь в подготовке к проведению родительского собрания. Вместе выбраны форма проведения (семинар-практикум), подготовлены консультация «Роль родителей в развитии речи детей» и необходимые материалы для проведения практикума. По итогам собрания, родители дали только положительные оценки молодому специалисту, родительское собрание прошло успешно, что позволило закрепить эффективность взаимодействия между педагогом и родителями воспитанников.

При подготовке детей к праздникам МБДОУ, совместно с молодым педагогом обсуждались вопросы по организации и проведению мероприятия (расположение атрибутов, рассаживание детей, роль педагога при проведении детского праздника).

Способствовала в подготовке к проведению «Недели открытых занятий». Совместно с молодым педагогом мы готовили конспекты организованной образовательной деятельности, проговаривали каждый этап и элемент

занятия. Рекомендовано при подготовке к организованной образовательной деятельности активнее использовать предварительную работу, игровые приемы.

Также Ховалыг Венера Макаровна принимала  активное участие в создании и оформлении РППС в группе, участвовала во внутрисадовском этапе конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года -2024», в результате конкурса награждена дипломом, победив номинации «Искры таланта» в полуфинале. Молодой педагог осваивает и применяет в образовательном процессе информационные технологии: разработала тематические презентации, интерактивный наглядный материал. Оказывают помощь в изготовлении дидактического материала, привлекает детей и родителей.

Отмечены желание молодого педагога к самосовершенствованию, повышению уровня своего профессионального мастерства.

Вывод: Молодым педагогам оказана помощь:

- приобретении теоретических знаний и практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности «воспитатель»;

- выработке умения применять теоретические знания в конкретной практической работе,

-а также приобретения практического опыта и дальнейшее освоение разнообразных современных технологий обучения, развития познавательно-мыслительной деятельности дошкольников.

Совместно мы проанализировали организацию воспитательно-образовательной работы в режимных моментах и отметили положительные

моменты, овладели необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации учебной деятельности;

- проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности;

- показатели качества обучения дошкольников и диагностические данные находятся на среднем уровне.

Индивидуальный подход позволил раскрыть потенциальные возможности педагога, проявить творческий подход к работе. Работа велась согласно планам, которые выполнены в полном объеме. Кроме того, с молодым специалистом проводились постоянные консультации по работе с документацией, планированию учебного материала, составлению плана занятия, эффективным методам организации деятельности обучающихся, способам активизации познавательной деятельности, организации работы с родителями и по многим другим вопросам.

Над чем нам нужно ещё работать:

-углубленно изучить новые нетрадиционные приемы для проведения совместной деятельности детей и родителей,

-овладеть новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании предметно-пространственной среды, способствующими повышению профессиональной компетентности педагога,

-создание интерактивной предметно-развивающей среды в группе,

-пополнение группы дидактическими игрушками и игровыми пособиями, направленными на развитие сенсомоторных координаций детей.

C:\Users\User\Documents\Scanned Documents\Рисунок (168).jpg

Анализ педагогической диагностики

уровня освоения программного материала

детьми первой младшей группы

за 2023-2024 учебный год

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

На начало учебного года знание детей составляло - 37%

На конец года - 67%

Начало года:                                      Конец года:

Высокий уровень - 0%                     Высокий уровень – 74%

Средний уровень - 47%                    Средний уровень – 22%

Низкий уровень - 53%                      Низкий уровень – 4%

Образовательная область «Познавательное развитие»

На начало учебного года знание программного материала - 41%

На конец года - 75%

Начало года:                                      Конец года:

Высокий уровень - 14%                    Высокий уровень – 62%

Средний уровень - 28%                    Средний уровень – 28%

Низкий уровень - 58%                      Низкий уровень – 10%

Образовательная область «Речевое развитие»

На начало учебного года знание детей составило - 38%

На конец года - 80%

Начало года:                                      Конец года:

Высокий уровень - 0%                     Высокий уровень – 65%

Средний уровень - 35%                    Средний уровень – 22%

Низкий уровень - 65%                      Низкий уровень – 13%

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

На начало учебного года - 40%

На конец года  - 79%

Начало года:                                      Конец года:

Высокий уровень - 0%                     Высокий уровень – 74%

Средний уровень - 42%                    Средний уровень – 21%

Низкий уровень - 58%                      Низкий уровень – 10%

Образовательная область «Физическое развитие»

На начало учебного года знание детей составило - 37%

На конец года - 83%

Начало года:                                      Конец года:

Высокий уровень - 0%                     Высокий уровень – 92%

Средний уровень - 38%                    Средний уровень – 8%

Низкий уровень - 62%                      Низкий уровень – 0%

По результатам педагогической диагностики большая часть детей – 68% показали высокий уровень освоения программного материала, 23% - средний уровень, 9% - низкий уровень.

Динамика  усвоения основной образовательной программы воспитанников

Результаты педагогического мониторинга образовательного процесса по 5 образовательным областям.

Диаграмма 1. Результаты педагогического мониторинга «Социально-коммуникативное  развитие»

Диаграмма 2. Результаты педагогического мониторинга «Познавательное развитие»

Диаграмма 3. Результаты педагогического мониторинга «Речевое развитие»

Диаграмма 4. Результаты педагогического мониторинга «Художественно-эстетическое развитие»

Диаграмма 5. Результаты педагогического мониторинга «Физическое развитие»

Результаты педагогического мониторинга по пяти образовательным областям на начало и конец года (2023-2024 уч. гг.)