Открытый урок по литературе 9 класс Тема: «Кто он, герой нашего времени?»

Буралов Борис Васильевич

Тема: «Кто он, герой нашего времени?»

Дети уже рассажены по 6 группам.

-Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок литературы будет не совсем обычным, вы выступите  в роли  аналитиков. С каждой группы подойдите и выберите шляпы.

-Передо мной стоит пустой стул.   Скажите, пожалуйста, кто мог бы сегодня присесть на этот стул и стать героем нашего урока? (хоть кто угодно - я, мой товарищ, спасатель, участник ВОВ, ветеран СВО).

-А могут сюда сесть герои произведения? А Григорий Александрович Печорин? Почему? (Да – изучаем, НЕТ- он не герой)

-Очень часто мы употребляем слово «герой», слышим его с экрана  телевизора. А кто он, этот герой? И сегодня мы выясним – сможет ли сидеть здесь на этом стуле Печорин?

-О чем мы поговорим сегодня?  Да, вы правы. Запишите тему урока: «Кто он, герой нашего времени? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

-А что вообще  знаем о слове «герой»? Какое толкование дает словарь, давайте спросим у представителей белой шляпы? Вот вам толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова, найдите лексическое значение слова ГЕРОЙ.

/ДАТЬ СЛОВАРЬ, они работают со словарем/  

-Вопрос остальным: как вы понимаете смысл названия произведения Лермонтова «Герой нашего времени»? «Наше время» – это чьё?

-Это время автора-повествователя, самого Лермонтова. Это еще и НАШЕ с вами время, сегодняшнее. Вы согласны?

- Теперь послушаем группу белой шляпы. Кто озвучит? Зачитайте, пожалуйста, значения слова ГЕРОЙ.

Герой – 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью  человек, совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды. СЛАЙД

- Мы видим, что это слово многозначное. В каком значении употребляется слово «герой» в контексте произведения «Герой нашего времени»? (2,3 значения, т.е. тип своего времени)

- Да, это главное действующее лицо литературного произведения. Также  Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.

-Ребята, постарайтесь поставить цель данного урока. Я попрошу озвучить представителей синей шляпы, поскольку ваша шляпа управляет всем процессом. 

-Да, вы правы. Можем ли мы считать Печорина героем его времени? Настоящий ли он герой? Вообще КТО действительно может стать героем? Может, нужны особые условия, для того чтобы появились герои? Может, это особые люди? На все эти вопросы мы и постараемся ответить сегодня.

АНАЛИЗ.

-Для этого обратимся к анализу двух первых глав романа «Бэла» и «Максим Максимыч».

Поработаем в группах. Для подготовки выступлений даю 2 мин, а для защиты своей точки зрения - 2 мин.

РАБОТА В ГРУППАХ: 20 мин.

 

ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ:

1 гр. БЕЛАЯ ШЛЯПА. НАДЕВАЯ ЭТУ ШЛЯПУ, ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ

  1. Составьте ментальную карту и кратко расскажите сюжет повести «Бэла».

2 гр. ЧЕРНАЯ ШЛЯПА – ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА.

НАДЕВАЯ ЭТУ ШЛЯПУ, ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

  1. Прочитайте отрывки из повестей «Бэла» и «Максим Максимыч».  Какие отрицательные черты характера Печорина мы наблюдаем?
  2. Заполните карту эпитетами.

3 гр. ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА – ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ. НАДЕВАЯ ЭТУ ШЛЯПУ, ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

 Прочитайте отрывки из романа.    

  1. Найдите странности и противоречия в портрете Печорина.

Выпишите их и заполните карту эпитетами.

4 гр. КРАСНАЯ ШЛЯПА – ГЛАЗА. НАДЕВАЯ ЭТУ ШЛЯПУ, ВЫ ВЫСКАЗЫВАЕТЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ

  1. Прочитайте отрывок. Заполните карту словами, характеризующими глаза Печорина.
  2. Почему Лермонтов обращает внимание именно на глаза героя?

5 гр. ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА- ЛЮБОВЬ. НАДЕВАЯ ЭТУ ШЛЯПУ, ВЫ РАСКРЫВАЕТЕ ЧУВСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ ГЕРОЯ

  1. Прочитайте отрывок из главы «Максим Максимыч».
  2. Почему, полюбив Бэлу, Печорин не обретает душевного равновесия? Что, по его мнению, виноват в этом?

6 гр. СИНЯЯ ШЛЯПА – отрывок. НАДЕВАЯ ЭТУ ШЛЯПУ, ВЫ ПОДВОДИТЕ ИТОГИ РАБОТЫ.

Прочитайте отрывок. Ответьте на вопросы:

1.В чем причина скуки и разочарования Печорина, по его мнению?

2. Есть ли у него цель в жизни?

 

ВЫВОД.

ББВ: Итак, мы попытались разгадать загадку Печорина. Мы поняли, что он - человек весьма противоречивый, но умный, думающий и во многом талантливый. Он старается найти свое место в обществе, но обречен на вечное одиночество, потому что он - эгоист.  Печорин не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Он не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, боится ответственности. Ему остается только циничное, равнодушное и безжалостное отношение к другим.

-Ребята, ОБРАТИМСЯ ЕЩЕ РАЗ К СЛОВАРЮ.

Герой – 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью  человек, совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды. СЛАЙД

 

-Как вы думаете, мы можем назвать Печорина человеком - выдающимся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью? (ДА).  А  он совершает подвиги во имя других, жертвующим собой ради других? (нет, он эгоист, себялюбец, не способен самоотверженность, самопожертвование ради других, не совершает подвиги во имя других

 

РЕФЛЕКСИЯ.

- А теперь  скажите, пожалуйста, может ли  Печорин сесть на наш стул как герой? Он способен на самоотверженность ради других и самопожертвование во имя других? (нет)

-Да, правы. Он - эгоист и себялюбец, он не способен на самопожертвование ради других, во имя других. Итак, он остается Главным действующим лицом литературного произведения и Лицом, воплощающим в себе характерные черты эпохи, среды.

 

- Ребята, а кого вы можете пригласить сюда? Назовите, пожалуйста. Вы можете сами сесть? КТО действительно является Героем сегодня? Есть ли герои среди нас, сегодня?

- Я бы пригласил на наш стул выпускника нашей школы, кавалера Ордена Мужества, командира штурмовой группы Тимофея Михеева (ПОРТРЕТ) Вы согласны со мной?

-Что вы знаете о нем? (Тимофей занимался подготовкой и обучением мобилизованных военнослужащих, неоднократно руководил эвакуацией состава с переднего края, спасая жизни своих боевых товарищей.
16 октября 2022 г. штурмовая группа Тимофея Михеева, выполняя боевую задачу, наткнулась на диверсионно-разведывательную группу противника. Во время боя  Тимофей получил тяжёлое ранение, не совместимое с жизнью. За проявленные мужество, отвагу и самоотверженность Михеев награжден Орденом мужества посмертно).

Д\З:- Ребята, хочу дать вам на дом сочинение-размышление «Каким должен быть герой нашего времени?»

-Спасибо всем за работу. Оцените, пожалуйста, урок. Вам понравился урок?

-Ребята, а вы кого назвали бы героем нашего времени? Какие черты характера должны быть у героя нашего времени?

 

 

         

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к уроку112.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Кто он, герой нашего времени ?» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени») Буралов Борис Васильевич, учитель русского языка и литературы МАОУ «Сотниковская СОШ»

Слайд 2

ГЕРОЙ – 1. выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек , совершающий подвиги. 2. главное действующее лицо литературного произведения. 3. лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Слайд 3

ЦЕЛЬ УРОКА: выяснить, является ли Печорин настоящим героем. -Или Печорин - герой своего времени? -КТО действительно может стать героем ? - Может , нужны особые условия, для того чтобы появились герои? -Может , это особые люди?

Слайд 4

ГРУППОВАЯ РАБОТА: аналитическая работа с помощью метода шести мыслительных шляп 1 группа - БЕЛАЯ ШЛЯПА: составьте ментальную карту и кратко расскажите сюжет повести «Бэла ». 2 группа - ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА: прочитайте отрывки из романа. Найдите странности и противоречия в портрете Печорина. Заполните ментальную карту. 3 группа - КРАСНАЯ ШЛЯПА: прочитайте отрывок из главы «Максим Максимыч». Заполните ментальную карту словами, характеризующими глаза Печорина. Почему Лермонтов обращает внимание именно на глаза героя ? 4 группа - ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА: прочитайте отрывок из главы «Максим Максимыч ». Почему , полюбив Бэлу, Печорин не обретает душевного равновесия? Что, по его мнению, виноват в этом ? 5 группа - ЧЕРНАЯ ШЛЯПА: прочитайте отрывки из повестей «Бэла» и «Максим Максимыч». Какие отрицательные черты характера Печорина мы наблюдаем? Заполните ментальную карту. 6 группа - СИНЯЯ ШЛЯПА: прочитайте отрывок. Ответьте на вопросы: 1.В чем причина скуки и разочарования Печорина, по его мнению? 2. Есть ли у него цель в жизни?

Слайд 5

Мы попытались разгадать загадку Печорина. Он, как личность противоречивая, думающая и во многом талантливая, старается найти свое место в обществе, но все же обречен на вечное одиночество. Одним из наиболее ярких качеств характера является эгоизм, который также заставляет героя чувствовать себя одиноким. Печорин не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Он не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, боится ответственности. Что ему остается? Только цинизм, равнодушие, безжалостность. ВЫВОДЫ по уроку:

Слайд 6

Участник специальной военной операции, гвардии лейтенант, кавалер Ордена Мужества Михеев Тимофей Евгеньевич 1999-2022 г.г.

Слайд 7

Спасибо за урок!