4 Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по физике для 7-9 классов расчитана на 34 часа (одно занятие в неделю)
Составитель: Пирумов Роман Константинович
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_vud.docx | 88.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Основная образовательная программа
основного общего образования МАОУ «Афонинская СШ»
утверждена приказом от 31.03.2023 № 79
Рабочая программа внеурочной деятельности
Составитель: Пирумов Роман Константинович
«Экспериментарий по физике»
Рабочая программа внеурочной деятельности по физике на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287) (далее — ФГОС ООО), Примерной рабочей программы по предмету (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021), авторской программы по физике А.В. Перышкина (сборник рабочих программ «Программы общеобразовательных учреждений: Физика, 7-9 класса», составитель: Е.Н. Тихонова «Программы общеобразовательных учреждений: Физика , 7-9 класса»). Программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной рабочей программе воспитания.
Согласно ФГОС внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Это совокупность всех видов деятельности учащихся, в которых решение задач воспитания достигается наиболее успешно. Внеурочная работа по предмету ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся и имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность, в частности способствует всестороннему развитию физического мышления обучающихся 7-9 классов.
Цель программы: формирование устойчивых знаний по курсу физики, необходимых для применения в практической деятельности, постановки опытов, решения задач, для изучения смежных дисциплин, для дальнейшего продолжения образования.
Задачи программы:
- подготовка учащихся к изучению систематического курса физики;
- формирование и развитие основ читательской компетенции;
- использование информационных технологий для решения задач (поиска необходимой информации, оформления результатов работы);
- формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
- воспитание инициативной, ответственной, целеустремленной личности, умеющей применять, полученный знания и умения в собственной практике.
Учебным планом на изучение программы отводится по 1 часу в неделю в 7-9 классах.
- Содержание курса внеурочной деятельности
7 класс
Введение. Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности.
Роль эксперимента в жизни человека.
Теория: Изучить основы теории погрешностей. Погрешности прямых и косвенных измерений, максимальная погрешность косвенных измерений, учет погрешностей измерений при построении графиков. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.
Практика: Основы теории погрешностей применять при выполнении экспериментальных задач, практических работ.
Характеристика основных видов деятельности:
Приводить примеры объектов изучения физики (физические явления, физическое тело, вещество, физическое поле).
Наблюдать и анализировать физические явления (фиксировать изменения свойств объектов, сравнивать их и обобщать).
Познакомиться с экспериментальным методом исследования природы (воспроизводить, фиксировать изменения свойств объекта, анализировать.
Сборка приборов и конструкций.
Использование измерительных приборов.
Выполнение лабораторных и практических работ.
Диагностика и устранение неисправностей приборов.
Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных.
Механика.
Теория: Равномерное и неравномерное движение. Графическое представление движения. Решение графических задач, расчет пути и средней скорости неравномерного движения. Понятие инерции и инертности. Центробежная сила. Применение данных физических понятий в жизнедеятельности человека. Сила упругости, сила трения.
Практика: Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. Определение коэффициента трения на трибометре.
Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления.
Характеристика основных видов деятельности:
Анализ таблиц, графиков, схем.
Поиск объяснения наблюдаемым событиям.
Определение свойств приборов по чертежам и моделям.
Анализ возникающих проблемных ситуаций.
Изображение системы координат, выбор тела отсчёта и связь его с системой координат. Использование системы координат для изучения прямолинейного движения тела.
Сборка приборов и конструкций.
Использование измерительных приборов.
Выполнение лабораторных и практических работ.
Диагностика и устранение неисправностей приборов.
Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных.
Конструирование и моделирование.
Выполнение заданий по усовершенствованию приборов.
Разработка новых вариантов опытов.
Разработка и проверка методики экспериментальной работы.
Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия.
Представление результатов парной, групповой деятельности. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
Гидростатика.
Теория: Закон Архимеда, Закон Паскаля, гидростатическое давление, сообщающиеся сосуды, гидравлические машины.
Практика: задачи: выталкивающая сила в различных системах; приборы в задачах (сообщающиеся сосуды, гидравлические машины, рычаги, блоки).
Экспериментальные задания:
1) измерение силы Архимеда,
2) измерение момента силы, действующего на рычаг,
3) измерение работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока.
Характеристика основных видов деятельности:
Анализ таблиц, графиков, схем.
Поиск объяснения наблюдаемым событиям.
Определение свойств приборов по чертежам и моделям.
Анализ возникающих проблемных ситуаций.
Сборка приборов и конструкций.
Использование измерительных приборов.
Выполнение лабораторных и практических работ.
Диагностика и устранение неисправностей приборов.
Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных.
Конструирование и моделирование.
Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия.
Представление результатов парной, групповой деятельности.
Подготовка сообщений и докладов. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
Статика.
Теория: Блок. Рычаг. Равновесие твердых тел. Условия равновесия. Момент силы.
Правило моментов. Центр тяжести. Исследование различных механических систем.
Комбинированные задачи, используя условия равновесия.
Практика: Изготовление работающей системы блоков.
Характеристика основных видов деятельности:
Анализ таблиц, графиков, схем.
Поиск объяснения наблюдаемым событиям.
Определение свойств приборов по чертежам и моделям.
Анализ возникающих проблемных ситуаций.
Наблюдать действие простых механизмов.
Познакомиться с физической моделью «абсолютно твёрдое тело».
Решать задачи на применение условия(правила) равновесия рычага.
Применять условие (правило) равновесия рычага для объяснения действия различных инструментов, используемых в технике и в быту.
Сборка приборов и конструкций.
Использование измерительных приборов.
Выполнение лабораторных и практических работ.
Диагностика и устранение неисправностей приборов.
Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных.
Конструирование и моделирование.
Выполнение заданий по усовершенствованию приборов.
Разработка новых вариантов опытов.
Разработка и проверка методики экспериментальной работы.
Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия.
Представление результатов парной, групповой деятельности. Подготовка сообщений и докладов.
Осуществляют самооценку, взаимооценку деятельности.
Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
8 класс
Тепловые явления.
Тепловое расширение тел.
Процессы плавления и отвердевания, испарения и конденсации.
Теплопередача.
Влажность воздуха на разных континентах.
Демонстрации:
1. Наблюдение таяния льда в воде.
2. Скорости испарения различных жидкостей.
3. Тепловые двигатели будущего.
Лабораторные работы:
1. Изменения длины тела при нагревании и охлаждении.
2. Отливка парафинового солдатика.
3. Наблюдение за плавлением льда
4. От чего зависит скорость испарения жидкости?
5. Наблюдение теплопроводности воды и воздуха.
Характеристика основных видов деятельности:
Самостоятельно формулируют познавательную задачу.
Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Использование измерительных приборов.
Выполнение лабораторных и практических работ.
Диагностика и устранение неисправностей приборов.
Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных.
Конструирование и моделирование.
Выполнение заданий по усовершенствованию приборов.
Разработка новых вариантов опытов.
Разработка и проверка методики экспериментальной работы.
Работа в малых группах.
Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия.
Представление результатов парной, групповой деятельности.
Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
Электрические явления.
Микромир.
Модели атома, существовавшие до начала XIX.
История открытия и действия гальванического элемента.
История создания электрофорной машины.
Опыт Вольта.
Электрический ток в электролитах.
Демонстрации:
1. Модели атомов.
2. Гальванические элементы.
3. Электрофорной машины.
4. Опыты Вольта и Гальвани.
Лабораторные работы:
1. Создание гальванических элементов из подручных средств.
2.Электрический ток в жидкостях создания «золотого ключика» .
Характеристика основных видов деятельности:
Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Сравнивают способ и результат своих действий с образцом – листом сопровождения. Обнаруживают отклонения.
Обдумывают причины отклонений.
Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.
Использование измерительных приборов.
Выполнение лабораторных и практических работ.
Диагностика и устранение неисправностей приборов.
Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных.
Конструирование и моделирование.
Электромагнитные явления.
Магнитное поле в веществе.
Магнитная аномалия.
Магнитные бури.
Разновидности электроизмерительных приборов.
Разновидности электродвигателей.
Демонстрации:
1. Наглядность поведения веществ в магнитном поле.
2. Презентации о магнитном поле Земли и о магнитных бурях.
3. Демонстрация разновидностей электроизмерительных приборов.
4. Наглядность разновидностей электродвигателей.
Лабораторные работы:
1. Исследование различных электроизмерительных приборов.
Характеристика основных видов деятельности:
Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Сравнивают способ и результат своих действий с образцом – листом сопровождения. Обнаруживают отклонения.
Обдумывают причины отклонений.
Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.
Оптические явления.
Источники света: тепловые, люминесцентные, искусственные.
Изготовление камеры - обскура и исследование изображения с помощью модели. Многократное изображение предмета в нескольких плоских зеркалах.
Изготовить перископ и с его помощью провести наблюдения.
Практическое использование вогнутых зеркал.
Зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света.
Миражи.
Развитие волоконной оптики.
Использование законов света в технике.
Демонстрации:
1. Различные источники света.
2. Изображение предмета в нескольких плоских зеркалах.
3. Изображение в вогнутых зеркалах.
4. Использование волоконной оптики.
5. Устройство фотоаппаратов, кинопроекторов, калейдоскопов.
Лабораторные работы:
1. Изготовление камеры - обскура и исследование изображения с помощью модели.
2. Практическое применение плоских зеркал.
3. Практическое использование вогнутых зеркал.
4. Изготовление перископа и наблюдения с помощью модели.
Характеристика основных видов деятельности:
Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Выделяют и формулируют познавательную цель.
Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.
Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий. Осознают свои действия.
Имеют навыки конструктивного общения в малых группах.
Человек и природа
Автоматика в нашей жизни.
Примеры использования автоматических устройств в науке, на производстве и в быту. Средства связи.
Радио и телевидение.
Альтернативные источники энергии.
Виды электростанций.
Необходимость экономии природных ресурсов и использования, новых экологичных и безопасных технологий.
Наука и безопасность людей.
Демонстрации:
1. ЭОР по теме.
Лабораторные работы:
- Изучение действий средств связи, радио и телевидения.
Характеристика основных видов деятельности:
Самостоятельно формулируют познавательную задачу.
Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
9 класс
Кинематика
Способы описания механического движения.
Система отсчета.
Прямолинейное движение.
Прямолинейное равномерное движение по плоскости.
Перемещение и скорость при равномерном прямолинейном движении по плоскости. Относительность движения.
Сложение движений.
Принцип независимости движений.
Криволинейное движение.
Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
Равномерное движение по окружности.
Угловая скорость.
Период и частота вращения.
Скорость и ускорение при равномерном движении по окружности.
Лабораторные работы:
Изучение движения свободно падающего тела.
Изучение движения по окружности.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Определение скорости равномерного движения при использовании тренажера «беговая дорожка».
Историческая реконструкция опытов Галилея по определению ускорения свободного падения тел.
Принципы работы приборов для измерения скоростей и ускорений.
Применение свободного падения для измерения реакции человека.
Расчет траектории движения персонажей рассказов Р.Распэ.
Характеристика основных видов деятельности: чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
Динамика
Инерциальные системы отсчета.
Сила.
Законы Ньютона.
Движение тела под действием нескольких сил.
Движение системы связанных тел.
Динамика равномерного движения материальной точки по окружности.
Классы сил.
Закон всемирного тяготения.
Движение планет.
Искусственные спутники.
Солнечная система.
История развития представлений о Вселенной.
Строение и эволюция Вселенной.
Лабораторные работы:
Измерение массы тела с использованием векторного разложения силы.
Изучение кинематики и динамики равноускоренного движения (на примере машины Атвуда).
Изучение трения скольжения.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Историческая реконструкция опытов Кулона и Амонтона по определению величины силы трения скольжения.
Первые искусственные спутники Земли.
Как отличаются механические процессы на Земле от механических процессов в космосе? Тела Солнечной системы.
Открытия на кончике пера.
Характеристика основных видов деятельности: чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
Импульс. Закон сохранения импульса
Импульс.
Изменение импульса материальной точки.
Система тел.
Закон сохранения импульса.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Реактивное движение в природе.
Расследование ДТП с помощью закона сохранения импульса.
Характеристика основных видов деятельности: чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
Статика
Равновесие тела.
Момент силы.
Условия равновесия твердого тела.
Простые механизмы.
Лабораторные работы:
Определение центров масс различных тел (три способа).
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Применение простых механизмов в строительстве: от землянки до небоскреба. Исследование конструкции велосипеда.
Характеристика основных видов деятельности: чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
Механические колебания и волны
Механические колебания.
Преобразование энергии при механических колебаниях.
Математический и пружинный маятники.
Свободные, затухающие и вынужденные колебания.
Резонанс.
Механические волны. Длина и скорость волны. Звук.
Лабораторные работы:
Изучение колебаний нитяного маятника.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Струнные музыкальные инструменты.
Колебательные системы в природе и технике.
Характеристика основных видов деятельности: чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
Электромагнитные колебания и волны
Переменный электрический ток.
Колебательный контур.
Вынужденные и свободные ЭМ колебания.
ЭМ волны и их свойства.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Принципы радиосвязи и телевидения.
Влияние ЭМ излучений на живые организмы.
Изготовление установки для демонстрации опытов по ЭМИ.
Электромагнитное излучение СВЧ-печи.
Историческая реконструкция опытов Ампера.
Характеристика основных видов деятельности: чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
Оптика
Источники света.
Действия света.
Закон прямолинейного распространения света.
Закон отражения света.
Построение изображений в плоском зеркале.
Закон преломления света на плоской границе двух однородных прозрачных сред. Преломление света в призме.
Дисперсия света.
Явление полного внутреннего отражения.
Линзы. Тонкие линзы.
Построение изображений, создаваемых тонкими линзами.
Глаз и зрение.
Оптические приборы.
Лабораторные работы:
Экспериментальная проверка закона отражения света. Измерение показателя преломления воды.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
История исследования световых явлений.
Историческая реконструкция телескопа Галилея.
Изготовление калейдоскопа.
Характеристика основных видов деятельности: чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
Физика атома и атомного ядра
Строение атома.
Поглощение и испускание света атомами.
Оптические спектры.
Опыты Резерфорда.
Планетарная модель атома.
Строение атомного ядра.
Зарядовое и массовое числа.
Ядерные силы.
Энергия связи атомных ядер.
Закон радиоактивного распада.
Альфа- и бета-распады.
Правила смещения.
Ядерные реакции.
Деление и синтез ядер.
Ядерная энергетика.
Источники энергии Солнца и звезд.
Регистрация ядерных излучений.
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Дозиметрия.
Экологические проблемы ядерной энергетики.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
История изучения атома.
Измерение КПД солнечной батареи.
Невидимые излучения в спектре нагретых тел.
Характеристика основных видов деятельности: чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
Формы организации образовательного процесса:
− групповая; − индивидуальная; − фронтальная.
Ведущие технологии:
Используются элементы следующих технологий: проектная, проблемного обучения, информационно-коммуникационная, критического мышления, проблемного диалога, игровая.
Основные методы работы на занятии:
Ведущими методами обучения являются: частично-поисковой, метод математического моделирования, аксиоматический метод.
Формы контроля:
Так как этот курс является внеурочным, то отметка в баллах не ставится. Учащийся учится оценивать себя и других сам, что позволяет развивать умения самоанализа и способствует развитию самостоятельности, как свойству личности учащегося.
Выявление промежуточных и конечных результатов учащихся происходит через практическую деятельность;
зачетные работы:
- тематическая подборка задач различного уровня сложности с представлением разных методов решения в виде текстового документа, презентации, флэш-анимации, видеоролика или web – страницы (сайта)
- выставка проектов, презентаций;
- демонстрация эксперимента, качественной задачи с качественным (устным или в виде приложения, в том числе, презентацией) описанием процесса на занятии, фестивале экспериментов; физические олимпиады.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение курса внеурочной деятельности на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты
Патриотическое воспитание:
—проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;
—ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
—готовность к активному участию в обсуждении общественно- значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
—осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Эстетическое воспитание:
—восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности. Ценности научного познания:
—осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
—развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
—осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;
—сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека.
Трудовое воспитание:
—активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний;
—интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой.
Экологическое воспитание:
—ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
—осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
—потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;
—повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
—потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;
—осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
—планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
—стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний;
—оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
—выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
—устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения;
—выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;
—выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;
—самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
—использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
—проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический эксперимент, небольшое исследование физического явления;
—оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента;
—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
—прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;
—анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
—в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
—сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
—выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
—публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования, проекта).
Совместная деятельность (сотрудничество):
—понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной физической проблемы;
—принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения нескольких людей;
—выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
—выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических знаний;
—ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
—самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
—делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
—давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
—объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
—вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
—оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
—ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого.
Принятие себя и других:
—признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого.
Предметные результаты
7 класс
Предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:
—использовать понятия: физические и химические явления; наблюдение, эксперимент, модель, гипотеза; единицы физических величин; атом, молекула, агрегатные состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное); механическое движение (равномерное, неравномерное, прямолинейное), траектория, равнодействующая сил, деформация (упругая, пластическая), невесомость, сообщающиеся сосуды;
—различать явления (диффузия; тепловое движение частиц вещества; равномерное движение; неравномерное движение; инерция; взаимодействие тел; равновесие твёрдых тел с за- креплённой осью вращения; передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами; атмосферное давление; плавание тел; превращения механической энергии) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
—распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе физические явления в природе: примеры движения с различными скоростями в живой и неживой природе; действие силы трения в природе и технике; влияние атмосферного давления на живой организм; плавание рыб; рычаги в теле человека; при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;
—описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (масса, объём, плотность вещества, время, путь, скорость, средняя скорость, сила упру- гости, сила тяжести, вес тела, сила трения, давление (твёрдо- го тела, жидкости, газа), выталкивающая сила, механическая работа, мощность, плечо силы, момент силы, коэффициент полезного действия механизмов, кинетическая и потенциальная энергия); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
—характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя правила сложения сил (вдоль одной прямой), закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, правило равновесия рычага (блока), «золотое правило» механики, закон со- хранения механической энергии; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;
—объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1—2 логических шагов с опорой на 1—2 изученных свойства физических явлений, физических закона или закономерности;
—решать расчётные задачи в 1—2 действия, используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, подставлять физические величины в формулы и проводить рас- чёты, находить справочные данные, необходимые для решения задач, оценивать реалистичность полученной физической величины;
—распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; в описании исследования выделять проверяемое предположение (гипотезу), различать и интерпретировать полученный результат, находить ошибки в ходе опыта, делать выводы по его результатам;
—проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел: формулировать проверяемые пред- положения, собирать установку из предложенного оборудования, записывать ход опыта и формулировать выводы;
—выполнять прямые измерения расстояния, времени, массы тела, объёма, силы и температуры с использованием аналоговых и цифровых приборов; записывать показания приборов с учётом заданной абсолютной погрешности измерений;
—проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с использованием прямых измерений (зависимости пути равномерно движущегося тела от времени движения тела; силы трения скольжения от силы давления, качества обработки поверхностей тел и независимости силы трения от площади соприкосновения тел; силы упругости от удлинения пружины; выталкивающей силы от объёма погружённой части тела и от плотности жидкости, её независимости от плотности тела, от глубины, на которую погружено тело; условий плавания тел, условий равновесия рычага и блоков); участвовать в планировании учебного исследования, собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде предложенных таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
—проводить косвенные измерения физических величин (плотность вещества жидкости и твёрдого тела; сила трения скольжения; давление воздуха; выталкивающая сила, действующая на погружённое в жидкость тело; коэффициент полезного действия простых механизмов), следуя предложенной инструкции: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку и вычислять значение искомой величины;
—соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
—указывать принципы действия приборов и технических устройств: весы, термометр, динамометр, сообщающиеся сосуды, барометр, рычаг, подвижный и неподвижный блок, наклонная плоскость;
—характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: подшипники, устройство водопровода, гидравлический пресс, манометр, высотомер, поршневой насос, ареометр), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические законы и закономерности;
—приводить примеры / находить информацию о примерах практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
—осуществлять отбор источников информации в сети Интернет в соответствии с заданным поисковым запросом, на основе имеющихся знаний и путём сравнения различных источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;
—использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
—создавать собственные краткие письменные и устные сообщения на основе 2—3 источников информации физического содержания, в том числе публично делать краткие сообщения о результатах проектов или учебных исследований; при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;
—при выполнении учебных проектов и исследований распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы; выстраивать коммуникативное взаимодействие, учитывая мнение окружающих.
8 класс
Предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:
—использовать понятия: масса и размеры молекул, тепловое движение атомов и молекул, агрегатные состояния вещества, кристаллические и аморфные тела, насыщенный и ненасыщенный пар, влажность воздуха; температура, внутренняя энергия, тепловой двигатель; элементарный электрический заряд, электрическое поле, проводники и диэлектрики, постоянный электрический ток, магнитное поле;
—различать явления (тепловое расширение/сжатие, теплопередача, тепловое равновесие, смачивание, капиллярные явления, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация (отвердевание), кипение, теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение); электризация тел, взаимодействие зарядов, действия электрического тока, короткое замыкание, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
—распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе физические явления в природе: поверхностное натяжение и капиллярные явления в природе, кристаллы в природе, излучение Солнца, замерзание водоёмов, морские бризы, образование росы, тумана, инея, снега; электрические явления в атмосфере, электричество живых организмов; магнитное поле Земли, дрейф полюсов, роль магнитного поля для жизни на Земле, полярное сияние; при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;
—описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия тепловой машины, относительная влажность воздуха, электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, сопротивление проводника, удельное сопротивление вещества, работа и мощность электрического тока); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
—характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества, принцип суперпозиции полей (на качественном уровне), закон сохранения заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон сохранения энергии; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;
—объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1—2 логических шагов с опорой на 1—2 изученных свойства физических явлений, физических законов или закономерностей;
—решать расчётные задачи в 2—3 действия, используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выявлять недостаток данных для решения задачи, выбирать законы и формулы, необходимые для её решения, проводить рас- чёты и сравнивать полученное значение физической величины с известными данными;
—распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы;
—проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (капиллярные явления, зависимость давления воздуха от его объёма, температуры; скорости процесса остывания/нагревания при излучении от цвета излучающей/поглощающей поверхности; скорость испарения воды от температуры жидкости и площади её поверхности; электризация тел и взаимодействие электрических зарядов; взаимодействие постоянных магнитов, визуализация магнитных полей постоянных магнитов; действия магнитного поля на проводник с током, свойства электромагнита, свойства электродвигателя постоянного тока): формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования; описывать ход опыта и формулировать выводы;
—выполнять прямые измерения температуры, относительной влажности воздуха, силы тока, напряжения с использованием аналоговых приборов и датчиков физических величин; сравнивать результаты измерений с учётом заданной абсолютной погрешности;
—проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с использованием прямых измерений (зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления вещества проводника; силы тока, идущего через проводник, от напряжения на проводнике; исследование последовательного и параллельного соединений проводников): планировать исследование, собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
—проводить косвенные измерения физических величин (удельная теплоёмкость вещества, сопротивление проводника, работа и мощность электрического тока): планировать измерения, собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, и вычислять значение величины;
—соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
—характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: система отопления домов, гигрометр, паровая турбина, амперметр, вольтметр, счётчик электрической энергии, электроосветительные приборы, нагревательные электроприборы (примеры), электрические предохранители; электромагнит, электродвигатель постоянного тока), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;
—распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по схемам и схематичным рисункам (жидкостный термометр, термос, психрометр, гигрометр, двигатель внутреннего сгорания, электроскоп, реостат); составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей;
—приводить примеры/находить информацию о примерах практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
—осуществлять поиск информации физического содержания в сети Интернет, на основе имеющихся знаний и путём сравнения дополнительных источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;
—использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
—создавать собственные письменные и краткие устные сообщения, обобщая информацию из нескольких источников физического содержания, в том числе публично представлять результаты проектной или исследовательской деятельности; при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;
—при выполнении учебных проектов и исследований физических процессов распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы; выстраивать коммуникативное взаимодействие, проявляя готовность разрешать конфликты.
9 класс
Предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:
—использовать понятия: система отсчёта, материальная точка, траектория, относительность механического движения, деформация (упругая, пластическая), трение, центростремительное ускорение, невесомость и перегрузки; центр тяжести; абсолютно твёрдое тело, центр тяжести твёрдого тела, равновесие; механические колебания и волны, звук, инфразвук и ультразвук; электромагнитные волны, шкала электромагнитных волн, свет, близорукость и дальнозоркость, спектры испускания и поглощения; альфа-, бета- и гамма-излучения, изотопы, ядерная энергетика;
—различать явления (равномерное и неравномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, взаимодействие тел, реактивное движение, колебательное движение (затухающие и вынужденные колебания), резонанс, волновое движение, отражение звука, прямолинейное распространение, отражение и преломление света, полное внутреннее отражение света, разложение белого света в спектр и сложение спектральных цветов, дисперсия света, естественная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
—распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире (в том числе физические явления в природе: приливы и отливы, движение планет Солнечной системы, реактивное движение живых организмов, восприятие звуков животными, землетрясение, сейсмические волны, цунами, эхо, цвета тел, оптические явления в природе, биологическое действие видимого, ультрафиолетового и рентгеновского излучений; естественный радиоактивный фон, космические лучи, радиоактивное излучение природных минералов; действие радиоактивных излучений на организм человека), при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;
—описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном движении, ускорение, перемещение, путь, угловая скорость, сила трения, сила упругости, сила тяжести, ускорение свободного падения, вес тела, импульс тела, импульс силы, механическая работа и мощность, потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью земли, потенциальная энергия сжатой пружины, кинетическая энергия, полная механическая энергия, период и частота колебаний, длина волны, громкость звука и высота тона, скорость света, показатель преломления среды); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
—характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, принцип относительности Галилея, законы Ньютона, закон сохранения импульса, законы отражения и преломления света, законы сохранения зарядового и массового чисел при ядерных реакциях; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;
—объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 2—3 логических шагов с опорой на 2—3 изученных свойства физических явлений, физических законов или закономерностей;
—решать расчётные задачи (опирающиеся на систему из 2— 3 уравнений), используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выявлять недостающие или избы- точные данные, выбирать законы и формулы, необходимые для решения, проводить расчёты и оценивать реалистичность полученного значения физической величины;
—распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы, интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
—проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (изучение второго закона Ньютона, закона сохранения энергии; зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины и независимость от амплитуды малых колебаний; прямолинейное распространение света, разложение белого света в спектр; изучение свойств изображения в плоском зеркале и свойств изображения предмета в собирающей линзе; наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения): самостоятельно собирать установку из избыточного набора оборудования; описывать ход опыта и его результаты, формулировать выводы;
—проводить при необходимости серию прямых измерений, определяя среднее значение измеряемой величины (фокусное расстояние собирающей линзы); обосновывать выбор способа измерения/измерительного прибора;
—проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений (зависимость пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости; периода колебаний математического маятника от длины нити; зависимости угла отражения света от угла падения и угла преломления от угла падения): планировать исследование, самостоятельно собирать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин с учётом заданной погрешности измерений в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
—проводить косвенные измерения физических величин (средняя скорость и ускорение тела при равноускоренном движении, ускорение свободного падения, жёсткость пружины, коэффициент трения скольжения, механическая работа и мощность, частота и период колебаний математического и пружинного маятников, оптическая сила собирающей линзы, радиоактивный фон): планировать измерения; собирать экспериментальную установку и выполнять измерения, следуя предложенной инструкции; вычислять значение величины и анализировать полученные результаты;
—соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
—различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, абсолютно твёрдое тело, точечный источник света, луч, тонкая линза, планетарная модель атома, нуклонная модель атомного ядра;
—характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: спидометр, датчики положения, расстояния и ускорения, ракета, эхолот, очки, перископ, фотоаппарат, оптические световоды, спектроскоп, дозиметр, камера Вильсона), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;
—использовать схемы и схематичные рисунки изученных технических устройств, измерительных приборов и технологических процессов при решении учебно-практических задач; оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе;
—приводить примеры/находить информацию о примерах практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
—осуществлять поиск информации физического содержания в сети Интернет, самостоятельно формулируя поисковый запрос, находить пути определения достоверности полученной информации на основе имеющихся знаний и дополнительных источников;
—использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
—создавать собственные письменные и устные сообщения на основе информации из нескольких источников физического содержания, публично представлять результаты проектной или исследовательской деятельности; при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат изучаемого раз- дела физики и сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей аудитории сверстников
- Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы .
7 класс (34 часа)
Тема | Количество часов | Форма проведения занятия | ЭОР/ЦОР |
Введение | 1 | ||
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности. | https://www.youtube.com/watch?v=2JGbRnJfG0g&list=PL1Us50cZo25nsoM_r05Jcx5VX5uKF1seU&index=1 | ||
Роль эксперимента в жизни человека | 3 | ||
Система единиц, понятие о прямых и косвенных измерениях | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=E-Hps8rwGDY&list=PL1Us50cZo25nsoM_r05Jcx5VX5uKF1seU&index=3 | |
Физический эксперимент. Виды физического эксперимента. Погрешность измерения. Виды погрешностей измерения. Расчёт погрешности измерения. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=8sHSZK0MDsk&list=PL1Us50cZo25nsoM_r05Jcx5VX5uKF1seU&index=4 | |
Лабораторная работа «Измерение объема твердого тела». Правила оформления лабораторной работы. | 1 | практика | https://yandex.ru/video/preview/?text=лабораторная%20работа%20измерение%20объема%20тела%207%20класс&path=yandex_search&parent-reqid=1654167169856025-4347779979770253783-vla1-3230-vla-l7-balancer-8080-BAL-5725&from_type=vast&filmId=9417907556050865032 |
Механика | 8 | ||
Равномерное и неравномерное движения. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=hMk3uRsUvVU&list=PL1Us50cZo25nsoM_r05Jcx5VX5uKF1seU&index=16 | |
Графическое представление движения. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=76XwEm5OHiQ&list=PL1Us50cZo25nsoM_r05Jcx5VX5uKF1seU&index=18 | |
Решение графических задач, расчет пути и средней скорости неравномерного движения. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=Ou3qEwOld3M&list=PL1Us50cZo25nsoM_r05Jcx5VX5uKF1seU&index=19 | |
Понятие инерции и инертности. Центробежная сила. Применение данных физических понятий в жизнедеятельности человека. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=-QAQyky5i20&list=PL1Us50cZo25nsoM_r05Jcx5VX5uKF1seU&index=23 | |
Сила упругости, сила трения | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=8aL7ZqzXPUo&list=PL1Us50cZo25nsoM_r05Jcx5VX5uKF1seU&index=34 | |
Лабораторная работа «Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины». | 1 | практика | https://yandex.ru/video/preview/?text=лабораторная%20работа |
Лабораторная работа «Определение коэффициента трения на трибометре». | 1 | практика | https://yandex.ru/video/preview/?text=лабораторная%20работа%20определение%20коэффициента%20трения%20на%20трибометре |
Лабораторная работа «Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления». | 1 | практика | https://videouroki.net/razrabotki/laboratornaya-rabota-po-fizike-issledovanie-zavisimosti-sily-treniya-ot-sily-normalnogo-davleniya.html |
Гидростатика | 12 | ||
Плотность. Задача царя Герона. | https://www.youtube.com/watch?v=sZFYdgj8Vhw&list=PL1Us50cZo25nsoM_r05Jcx5VX5uKF1seU&index=28 | ||
Решение задач повышенной сложности на расчет плотности вещества. | https://www.youtube.com/watch?v=xqat2Uxz22U&list=PL1Us50cZo25nsoM_r05Jcx5VX5uKF1seU&index=29 | ||
Решение задач повышенной сложности на расчет плотности вещества. | https://www.youtube.com/watch?v=oZpQXDjifUs&list=PL1Us50cZo25nsoM_r05Jcx5VX5uKF1seU&index=30 | ||
Давление жидкости и газа. Закон Паскаля. | https://www.youtube.com/watch?v=SJFEz5chLCo&list=PL1Us50cZo25nsoM_r05Jcx5VX5uKF1seU&index=46 | ||
Сообщающиеся сосуды. | https://www.youtube.com/watch?v=b4ry4Hfqie4&list=PL1Us50cZo25nsoM_r05Jcx5VX5uKF1seU&index=49 | ||
Лабораторная работа «Изготовление модели фонтана» | практика | https://intolimp.org/publication/proiekt-fontany-po-tiemie-soobshchaiushchiiesia-sosudy-fizika-7-kl.html | |
Лабораторная работа «Изготовление модели фонтана» | практика | ||
Закон Паскаля. Давление в жидкостях и газах. Гидравлические машины. Сообщающиеся сосуды. | https://www.youtube.com/watch?v=SJFEz5chLCo&list=PL1Us50cZo25nsoM_r05Jcx5VX5uKF1seU&index=46 | ||
Выталкивающая сила. Закон Архимеда. | https://www.youtube.com/watch?v=aaS__QNfANw&list=PL1Us50cZo25nsoM_r05Jcx5VX5uKF1seU&index=63 | ||
Лабораторная работа «Выяснение условия плавания тел». | практика | https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2017/10/11/laboratornaya-rabota-no-11-vyyasnenie-usloviy-plavaniya-tela | |
Блок задач на закон Паскаля, закон Архимеда. | практика | https://www.youtube.com/watch?v=tjhkcrTUuFM&list=PL1Us50cZo25nsoM_r05Jcx5VX5uKF1seU&index=48 | |
Блок задач на закон Паскаля, закон Архимеда. | практика | https://www.youtube.com/watch?v=j8rnW6J04RQ&list=PL1Us50cZo25nsoM_r05Jcx5VX5uKF1seU&index=52 | |
Статика | 10 | ||
Блок. Рычаг. | https://www.youtube.com/watch?v=uYuzedJBG20&list=PL1Us50cZo25nsoM_r05Jcx5VX5uKF1seU&index=78 | ||
Равновесие твердых тел.Условия равновесия. Момент силы. Правило моментов. | https://www.youtube.com/watch?v=hCHwsCuRNFw&list=PL1Us50cZo25nsoM_r05Jcx5VX5uKF1seU&index=81 | ||
Центр тяжести. Исследование различных механических систем. | https://infourok.ru/centr-tyazhesti-i-centr-massi-chto-pomogaet-ravnovesiyu-3402544.html | ||
Комбинированные задачи, используя условия равновесия. | https://www.youtube.com/watch?v=hCHwsCuRNFw&list=PL1Us50cZo25nsoM_r05Jcx5VX5uKF1seU&index=81 | ||
Комбинированные задачи, используя условия равновесия. | https://www.youtube.com/watch?v=POODDLGxG6I&list=PL1Us50cZo25nsoM_r05Jcx5VX5uKF1seU&index=83 | ||
Работа над проектом «Блоки». Лабораторная работа «Изготовление работающей системы блоков». Оформление работы. | практика | https://infourok.ru/programma-vneurochnoj-deyatelnosti-po-fizike-7-9-klass-4963210.html | |
Работа над проектом«Блоки». Лабораторная работа «Изготовление работающей системы блоков». Оформление работы. | практика | https://infourok.ru/programma-vneurochnoj-deyatelnosti-po-fizike-7-9-klass-4963210.html | |
Работа над проектом «Блоки». Лабораторная работа «Изготовление работающей системы блоков». | практика | https://infourok.ru/programma-vneurochnoj-deyatelnosti-po-fizike-7-9-klass-4963210.html | |
Защита проектов. | практика |
8 класс (34 часа)
Тема | Количество часов | Форма проведения занятия | ЭОР/ЦОР |
Введение | 1 | ||
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности. | |||
Тепловые явления | 12 | ||
Разнообразие тепловых явлений. Тепловое расширение тел. | https://www.youtube.com/watch?v=_LZMNg2S4J4&list=PL1Us50cZo25lI9BRQat7KXDMW5XWWiEXC&index=13 | ||
Лабораторная работа «Изменения длины тела при нагревании и охлаждении». | практика | https://infourok.ru/biblioteka/estestvoznanie/klass-6/uchebnik-375/tema-26080 | |
Теплопередача. Наблюдение теплопроводности воды и воздуха. | практика | https://www.youtube.com/watch?v=1SdeQU98tPY&list=PL1Us50cZo25lI9BRQat7KXDMW5XWWiEXC&index=20 | |
Лабораторная работа «Измерение удельной теплоёмкости различных веществ». | практика | https://урок.рф/library/programma_vneurochnoj_deyatelnosti_eksperimentari_091720.html | |
Плавление и отвердевание. Лабораторная работа «Отливка парафинового солдатика» | практика | https://урок.рф/library/programma_vneurochnoj_deyatelnosti_eksperimentari_091720.html | |
Лабораторная работа «Наблюдение за плавлением льда» | практика | https://infourok.ru/issledovatelskaya-deyatelnost-na-urokah-fiziki-v-7-8-klassah-4621290.html | |
Решение олимпиадных задач на уравнение теплового баланса | https://www.youtube.com/watch?v=ffZbDmwTbGo&list=PL1Us50cZo25lI9BRQat7KXDMW5XWWiEXC&index=23 | ||
Решение олимпиадных задач на расчёт тепловых процессов | https://www.youtube.com/watch?v=gVA6Dfz0BLA&list=PL1Us50cZo25lI9BRQat7KXDMW5XWWiEXC&index=24 | ||
Лаборатория кристаллографии. | практика | https://infourok.ru/proektnaya-rabota-klass-kristalli-1084478.html | |
Испарение и конденсация. От чего зависит скорость испарения жидкости? | https://www.youtube.com/watch?v=wtPgNvwY6G8&list=PL1Us50cZo25lI9BRQat7KXDMW5XWWiEXC&index=35 | ||
Состав атмосферы, наблюдение перехода ненасыщенных паров в насыщенные. | https://infourok.ru/proekt-po-fizike-na-temu-vlazhnost-vozduha-i-ee-znachenie-dlya-zhiznedeyatelnosti-cheloveka-450719.html | ||
Влажность воздуха на разных континентах | https://school-science.ru/2/11/30427 | ||
Электрические явления | 8 | ||
Микромир. Модели атома, существовавшие до начала XIX века | https://interneturok.ru/lesson/chemistry/9-klass/bperiodicheskij-zakon-i-periodichskaya-sistema-himicheskih-elementov-di-mendeleevab/stanovlenie-v-nauke-predstavleniy-o-stroenii-atoma | ||
История открытия и действия гальванического элемента | https://dist-tutor.info/mod/resource/view.php?id=40665 | ||
История создания электрофорной машины | https://fondsmena.ru/media/publicationfiles/Elektrofornaia_mashina.pdf | ||
Опыты Вольта. Электрический ток в электролитах. | https://infourok.ru/urok-elektricheskiy-tok-v-elektrolitah-407878.html | ||
Решение олимпиадных задач на законы постоянного тока | https://infourok.ru/olimpiadnie-zadaniya-po-elektrodinamike-s-resheniyami-1232971.html | ||
Наблюдение зависимости сопротивления проводника от температуры. | практика | https://infourok.ru/proekt-po-fizike-issledovanie-zavisimosti-elektricheskogo-soprotivleniya-provodnika-ot-temperatury-9-klass-4901262.html | |
Лабораторная работа «Определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности потребителя и по счётчику». | практика | http://школа36.ангаробр.рф/wp-content/uploads/2019/12/RPVD-eksperimentarij-po-fizike.pdf | |
Решение олимпиадных задач на тепловое действие тока | https://zaochnik.ru/blog/zadachi-na-primenenie-zakona-dzhoulja-lentsa-s-resheniem/ | ||
Электромагнитные явления | 3 | ||
Электромагнитные явления. Электроизмерительные приборы. | https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme-elektroizmeritelnie-pribori-1706224.html | ||
Магнитная аномалия. Магнитные бури | https://multiurok.ru/blog/magnitnye-anomalii-magnitnye-buri.html | ||
Разновидности электродвигателей. | https://infourok.ru/elektrodvigateli-i-ih-primeneniya-8-klass-4533536.html | ||
Оптические явления | 7 | ||
Источники света: тепловые, люминесцентные | https://kratko-obo-vsem.ru/articles/326-vidy-istochnikov-sveta.html | ||
Эксперимент наблюдение. Многократное изображение предмета в нескольких плоских зеркалах. | практика | https://infourok.ru/programma-vneurochnoj-deyatelnosti-po-fizike-7-9-klass-4963210.html | |
Изготовить перископ и с его помощью провести наблюдения | практика | https://infourok.ru/proektnaya-rabota-po-fizike-na-temu-periskop-1076584.html | |
Практическое использование вогнутых зеркал | практика | https://multiurok.ru/files/primenenie-sfericheskikh-zerkal-dopolnitelnyi-mate.html | |
Зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света. Миражи. | https://school-science.ru/9/11/44998 | ||
Развитие волоконной оптики. | https://infourok.ru/proekt-volokonnaya-optika-vchera-segodnya-zavtra-3403938.html | ||
Использование законов света в технике | https://urok.1sept.ru/articles/642491 | ||
Человек и природа | 4 | ||
Автоматика в нашей жизни. | https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-avtomatika-4364432.html | ||
Радио и телевидение | https://infourok.ru/urok-televidenie-i-radio-841882.html | ||
Альтернативные источники энергии. Виды электростанций | https://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-alternativnie-istochniki-energii-klass-2576642.html | ||
Наука сегодня. Наукаи безопасность людей. | https://infourok.ru/biblioteka/estestvoznanie/klass-5/uchebnik-375/tema-26258 |
9 класс (34 часа)
Тема | Количество часов | Форма проведения занятия | ЭОР/ЦОР |
Введение | 1 | ||
Кинематика | 7 | ||
Способы описания механического движения как способы описания функциональных зависимостей. | https://videouroki.net/blog/vidieourok-po-fizikie-sposoby-opisaniia-dvizhieniia-traiektoriia-put-pieriemieshchieniie.html | ||
Прямолинейное равномерное движение по плоскости? Смотря из какой точки наблюдать… | https://infourok.ru/pryamolinejnoe-ravnomernoe-dvizhenie-urok-fiziki-10-klass-4369453.html | ||
Относительность движения. Сложение движений. Принцип независимости движений. | https://interneturok.ru/lesson/physics/10-klass/mehanikakinematika/otnositelnost-dvizheniya | ||
Лабораторные работы: «Изучение движения свободно падающего тела», «Изучение движения тела по окружности» | практика | https://infourok.ru/programma-vneurochnoj-deyatelnosti-fizika-dlya-lyuboznatelnyh-4082436.html | |
Как и куда полетела вишневая косточка? Расчет траектории движения персонажей рассказов Р.Распэо Мюнхаузене. | практика | https://znanio.ru/media/programma-vneurochnoj-deyatelnosti-po-fizike-mir-izmerenij-9-klass-2718191 | |
Историческая реконструкция опытов Галилея по определению ускорения g. | практика | https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-izuchenie-svobodnogo-padeniya-599729.html | |
Определение скорости равномерного движения при использовании тренажера «беговая дорожка». Принципы работы приборов для измерения скоростей и ускорений. | https://infourok.ru/rabochaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-po-fizike-na-baze-obrazovatelnogo-centra-estestvennonauchnoj-napravlennosti-toch-6131395.html | ||
Динамика | 8 | ||
Сила воли, сила убеждения или сила – физическая величина? | https://infourok.ru/rabochaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-po-fizike-na-baze-obrazovatelnogo-centra-estestvennonauchnoj-napravlennosti-toch-6131395.html | ||
Лабораторная работа: «Измерение массы тела с использованием векторного разложения силы» | практика | https://infourok.ru/programma-vneurochnoj-deyatelnosti-po-fizike-7-9-klass-4963210.html | |
Движение тела под действием нескольких сил | https://infourok.ru/prezentaciya-po-fizike-klass-na-temu-dvizhenie-tel-pod-deystviem-neskolkih-sil-3947675.html | ||
Движение системы связанных тел | https://interneturok.ru/lesson/physics/10-klass/bsily-v-mehanikeb/reshenie-zadach-po-dinamike-dvizhenie-svyazannyh-tel | ||
Лабораторные работы: «Изучение кинематики и динамики равноускоренного движения (машина Атвуда)», «Изучение трения скольжения» | практика | http://школа36.ангаробр.рф/wp-content/uploads/2019/12/RPVD-eksperimentarij-po-fizike.pdf | |
Динамика равномерного движения материальной точки по окружности. | практика | https://infourok.ru/dinamika-ravnomernogo-dvizheniya-materialnoj-tochki-po-okruzhnosti-4500016.html | |
История развития представлений о Вселенной. Солнечная система. Движение планет и их спутников. Строение и эволюция Вселенной. | практика | https://interneturok.ru/lesson/physics/11-klass/astronomiya/stroenie-i-evolyutsiya-vselennoy | |
Открытия на кончике пера. Первые искусственные спутники Земли. | https://multiurok.ru/index.php/files/proekt-kosmos-otkrytie-na-konchike-pera.html | ||
Закон сохранения импульса | 3 | ||
Как вы яхту назовете… | |||
Реактивное движение в природе. | https://infourok.ru/prezentaciya-po-fizike-reaktivnoe-dvizhenie-v-zhivoy-prirode-klass-642082.html | ||
Расследование ДТП с помощью закона сохранения импульса | практика | https://infourok.ru/rabochaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-po-fizike-na-baze-obrazovatelnogo-centra-estestvennonauchnoj-napravlennosti-toch-6131395.html | |
Статика | 1 | ||
Лабораторная работа: «Определение центров масс различных тел (три способа)» | практика | https://infourok.ru/programma-vneurochnoj-deyatelnosti-po-fizike-7-9-klass-4963210.html | |
Применение простых механизмов в строительстве: от землянки до небоскреба | https://р23.навигатор.дети/program/40029-zanimatelnaya-fizika | ||
Механические колебания волны | 3 | ||
Виды маятников и их колебаний. | https://infourok.ru/referat_na_temu__mayatniki-177549.htm | ||
Что переносит волна? | https://infourok.ru/lekcii-mehanicheskie-volny-ih-harakteristiki-5799498.html | ||
Колебательные системы в природе и технике | https://infourok.ru/material.html?mid=129619 | ||
Электромагнитные колебания волны | 2 | ||
Экспериментальная проверка свойств ЭМ волн. | практика | https://videouroki.net/video/22-ehksperimentalnoe-obnaruzhenie-ehlektromagnitnyh-voln.html | |
Исследование электромагнитного излучения СВЧ-печи | практика | https://infourok.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-elektromagnitnoe-izluchenie-i-mikrovolnovaya-pech-4205310.html | |
Оптика | 4 | ||
Как исследовали световые явления и как их исследуют теперь. Изготовление модели калейдоскопа. | практика | https://infourok.ru/proektnaya-rabota-po-fizike-na-temu-kaleydoskop-1013852.html | |
Экспериментальная проверка закона отражения света. | практика | https://infourok.ru/laboratornaya-rabota-proverka-zakonov-otrazheniya-sveta-885052.html | |
Лабораторная работа: «Измерение показателя преломления воды» | практика | https://studylib.ru/doc/4373153/laboratornaya-rabota-N17.-«izmerenie-pokazatelya | |
Как отличаются показатели преломления цветного стекла | https://interneturok.ru/lesson/physics/11-klass/boptikab/dispersiya-sveta | ||
Физика атомного ядра | 4 | ||
Поглощение и испускание света атомами. Оптические спектры. | https://videouroki.net/video/52-tipy-optichieskikh-spiektrov-poghloshchieniie-i-ispuskaniie-svieta-atomami-proiskhozhdieniie-linieichatykh-spiektrov.html | ||
Измерение КПД солнечной батареи | практика | https://school-science.ru/13/11/49131 | |
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы | https://videouroki.net/video/61-vliianiie-radioaktivnykh-izluchienii-na-zhivyie-orghanizmy.html | ||
Способы защиты от радиоактивных излучений | практика | https://infourok.ru/urok-obzh-sredstva-zashity-ot-radiacii-4194727.html |
При разработке рабочей программы в тематическом планировании учитываются возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
Список источников информации
- Барковская С.Е. Рабочая программа внеурочной деятельности по физике «Физика в задачах».
- Борисова Т.А., Донская М.В. Рабочая программа внеурочной деятельности по физике «За страницами учебника», 2015.
- Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. 5-6 классы. Дрофа, 2011.
- Дружинин Б.Л. Физика № 3-4 2018. Физика простая и удивительная. От газовых законов до закона Архимеда. Издательский дом «Первое сентября».
- Елькина Г.В. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика»,
- 2018.
- Задачник «Сборник задач по физике для 7-9 классов» Лукашик В.И., Иванова
- Е.В., 17-е изд., М.: «Просвещение», 2005.
- Золотов В.А. Вопросы и задачи по физике в 6-7 классах. Пособие для учителей. 3-е изд., доп. и переработ. М., Просвещение, 1970.
- Минькова Р.Д., Свириденко Л.К. Проверочные задания по физике в 7, 8 и 10 классах средней школы: Кн. для учителя. – М. Просвещение, 1992.
- Перышкин А.В. Преподавание физики в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителя/ А.В. Перышкин, Н.А. Родина, Х.Д. Рошовская. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.
- Сиямкина В.С. Рабочая программа внеурочной деятельности по физике «Эвристическая физика», 2016.
- Тульчинский М.В. Качественные задачи по физике в средней школе. Пособие для учителей. Изд. 4-е, переработ. и доп. М., Просвещение, 1972.
- Информационно-коммуникативные средства 1. Виртуальные лабораторные работы по физике 7-9 классы / Авторы: Кудряшова Т.Г., Кудрявцев А.А., к.ф-м.н. Рыжиков С.Б., К.ф.н. Грязнов А.Ю.
- Открытая физика 2.5, часть 1.
- Презентации к урокам физики с сайтов Интернета.
- Занимательные научные опыты для детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml#Scene_1.
- Коллекция: естественнонаучные эксперименты. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://experiment.edu.ru/.
- Правила оформления лабораторных работ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kineziolog.su/content/oformlenie-laboratornyh-rabot.