Информация для коллег

Лапина Ксения Денисовна

Молодые специалисты, я знаю, что порой может быть трудно, хочется всё бросить и уйти. Но нужно всегда помнить почему изначально вы выбрали эту профессию. Желаю вам весёлого, активного и интересного пути! Не сдавайтесь и каждый день старайтесь быть лучше. У вас всё получится.
А мои материалы могут вам помочь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чек-лист «Как выжить МС в первую неделю работы»

Личные моменты: ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Высыпаться

Улыбаться

Не воспринимать всё

близко к сердцу

Питаться минимум

3 раза в день

Составить примерный план

на день/неделю

Ухаживать за собой

Рабочие моменты:

Разговаривать с детьми,

сопереживать

Находить интересные фишки

для уроков и перемен

Готовиться к урокам

каждый день, иметь при себе

урочный план

Приходить в класс за 15/20 минут

до начала урока

Держать энергичный темп урока

для сохранения дисциплины

и заинтересованности

Давать положительную оценку

всему классу после урока

и хвалить за конкретное действие



Предварительный просмотр:

Дорогой преподаватель,

Выбранная нами профессия одна из самых важных в жизни любого человека. Мы – проводники детей к светлому будущему, познанию окружающего мира и социализации. А педагог начальных классов – первый человек, который встречает дошкольников в новом, неизведанном мире – школе!

Поэтому, нам следует всячески помогать учащимся начальной школы: создавать благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности, развития интеллектуального уровня, повышения самооценки и своей значимости. Для того, чтобы быть эмоционально наполненными и доброжелательно настроенными, следует придерживаться некоторых правил, которые значительно облегчат Вашу жизнь и карьеру педагога.

Личное время:

  1. Понаблюдайте за своим организмом, сколько ему достаточно сна, чтоб Вы чувствовали себя бодро и свежо на протяжении всего дня. Для меня лично, приемлемое время сна – 6-8 часов, если сплю меньше, то чувствую себя лениво и подавлено, поэтому стараюсь не пренебрегать сном. Обязательно нужно отдыхать, не забывайте об этом!
  2. Жизнерадостный настрой и улыбка – залог успеха в любой сфере деятельности, а особенно в той, которая связана с взаимодействием с людьми. Дети же гораздо лучше воспринимают информацию, когда педагог положительно настроен и приветлив, стремится помогать и дарить добро окружающим. Старайтесь быть такими и радоваться мелочам!
  3. В первые недели работы может казаться, что всё свалилось на Вас, проблема за проблемой, ничего не получается, нет мотивации, вы не видите отдачи. Да и со временем наступают такие моменты в преподавании: эмоциональное или профессиональное выгорание, когда опускаются руки. Для того, чтобы все неприятности оставляли меньший отпечаток в вашей душе, постарайтесь сдержаннее относиться к негативным ситуациям и сложностям. Научитесь не заострять внимание долго на одной проблеме, пробуйте отпускать ситуацию, выносить из нее урок и забывать. Так вы сохраните свое эмоциональное состояние!
  4. Все прекрасно знают, что даже при плотном графике и интенсивном ритме жизни нельзя забывать о питании, хорошем, минимум 3-разовом. Ищите рецепты, которые просты в приготовлении и приятны на Ваш вкус. Пробуйте разнообразную пищу. Пейте много воды, особенно в первой половине дня. И обязательно завтракайте!
  5. Советую составлять краткий недельный план, в котором распишите основные встречи и важные события, которые нельзя пропустить (прием у врача, вебинары, встреча с друзьями, поход в музей/кино, концерты, визиты в салон красоты и т.д.). Для удобства ещё можно расписывать каждый день: основные дела, как рабочие, так и домашние. Когда перед глазами есть список дел, то будет проще начать и распределить своё время. Планировать можно разными способами: от руки на листе бумаги, в заметках на телефоне, на магнитной/пробковой доске, в блокноте. Выбирайте удобный Вам метод и приступайте!
  6. Педагогу просто необходимо следить как за своим внешним видом, так и за внутренним состоянием. Но если с внутренним состоянием мы немного разобрались, близко к сердцу не воспринимаем проблемы и улыбаемся прекрасному миру, то вот внешний вид нужно обсудить более детально. Никто не говорит о ярком макияже, вычурных нарядах, экстравагантных волосах и ногтях. Следует быть ухоженным человеком: следить за личной гигиеной, держать в порядке волосы, кожу лица и тела, ногти. Макияж – выбор каждого, но, мое мнение, что минимальные манипуляции с лицом, дабы подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки, должны происходить. Что касается одежды – у Вас может не быть средств на дорогие вещи и аксессуары, у Вас может не быть чувства стиля, Вы можете не следить за модой, но выглядеть опрятно, утонченно и лаконично педагогу, все же, стоит! На рынке представлено много магазинов одежды по демократичным ценам, где можно подобрать образы и базовые вещи, которые в дальнейшем будете сочетать друг с другом. Маленьким детям важны детали, поэтому я рекомендую не относиться равнодушно к аксессуарам: часам, бусам, сережкам, кольцам. Попробуйте подобрать неяркие, блестящие, строгие, но в свою очередь, милые аксессуары, и Вы получите много комплиментов и взглядом, рассматривающих ваши украшения. Делаем вывод: педагог должен выглядеть опрятно, гармонично и ухожено.

Рабочее время:

  1. Старайтесь вникать в личную жизнь детей, спрашивайте об их интересах, увлечениях. Попробуйте расположить их к себе с первого дня, тогда они смогут Вам доверять и откроются, это положительно скажется и на учебе и на совместном взаимодействии. Поддерживайте, когда это необходимо, грустите, когда ребенку грустно, переживайте с ним его горести. При доверительном и искреннем общении может сложиться хороший контакт в дальнейшем.
  2. В интернете полно вариантов, как занять детей на перемене-конкурсы. Игры, подвижные мероприятия, да в конце концов назвать тему – пусть играют самостоятельно под Вашим контролем. А вот что касается фишек на уроках – тут всё посложнее, но интереснее. Старайтесь каждый день находить что-то увлекательное, чтоб ребенок запомнил творческую и эмоциональную сторону дня, в сопутствии со знаниями.
  3. По началу, советую готовиться к каждому уроку, составляя себе хотя бы краткий план того, о чем пойдет речь на занятии. Так Вы избежите трудностей во время объяснения материала, ведь у Вас будет подсказка перед собой, на которую можно ориентироваться.
  4. Для того, чтобы настроиться на рабочий день, подготовиться к урокам, встретить детей и немного с ними поговорить до учебных занятий – приходите в школу заранее. Желательно минут за 15-20.
  5. Если ваша цель – заинтересованный взгляд учеников, то старайтесь держать энергичный темп во время проведения уроков, чтобы учащиеся не заснули и не перетрудились. Готовьте разного типа задания, совмещая различные виды деятельности: речевую, групповую, письменную, индивидуальную, физическую и т.д. В любом случае, с опытом, вы сможете наблюдать за классом и применять нужные методы, исходя из общего состояния коллектива.
  6. Хвалить нужно больше, чем ругать! Иногда это трудно сделать, но стоит пытаться искать даже самые маленькие моменты, за которые можно похвалить ребенка. Следует хвалить детей не за то, что он красивый или хороший, а за конкретно выполненное действие: ровно вырезал круг, отлично написал сочинение, помог девочке с поделкой, прочитал книгу и т.д. Еще можно хвалить не конкретно взятых учеников отдельно, а весь класс в целом. Например, за активную деятельность на уроке или за сплоченную работу в команде.

При соблюдении этих правил, Вам, дорогие коллеги, будет значительно легче войти в рабочий режим. Вы сможете привыкнуть к плотному ритму жизни, особенностям педагогической деятельности, ознакомитесь с вопросами обучения и воспитания. Главное – терпение, крепкое здоровье, взаимопомощь, понимание, любовь к детям и своей профессии. У Вас у всех всё обязательно получится! Ставьте себе цели, достигайте их, и УЛЫБАЙТЕСЬ!

С уважением, Ваша Ксения! <3



Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным: образом меняет его образ жизни.

В это же период преобразуется личность ребенка, его познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Переживание ребёнком этих изменений, даже если он их не совсем осознает, всегда заметно: он гордится тем, что стал школьником. Это верный признак того, что у ребёнка формируется «внутренняя позиция школьника».

Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение.

Учителя и родители могут оказать ребёнку существенную помощь в процессе школьной адаптации, поэтому обсуждение вопросов адаптации и поиск способов преодоления трудностей является столь важным.

АССОЦИАЦИИ

«Поразмышляйте в течение одной минуты и ответьте на вопрос: «Какие у Вас возникают ассоциации, когда Вы слышите слово «адаптация»?»

В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.

Анализ литературы показал, что в теоретическом осмыслении процесса адаптации можно выделить четыре ее вида:

  • физиологическая (взаимодействие различных систем организма);
  • биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий);
  • психологическая (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний);
  • социально-психологическая (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе, усвоение норм и ценностей образовательного пространства, а также изменения, преобразования среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности).

Таким образом, под адаптацией мы понимаем не только приспособление ребенка к успешному функционированию в данной среде (приспособление к новой системе отношений, социальных условий, новым требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д., причем, без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки), но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО ЗРИТЕЛЯМИ

Слушатели делятся на группы и в течение 5 минут обсуждают признаки, по которым можно распознать ребёнка, испытывающего трудности адаптации, и оформляют на ватмане. Затем представители от групп выступают, называя выделенные ими признаки, ведущий в конце подводит итог.

Признаки возникшей дезадаптации школьника:

  1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
  2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
  3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  4. Нежелание выполнять домашние задания.
  5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  7. Беспокойный сон.
  8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
  10. Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость.
  11. Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
  12. Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.

ПРИЧИНЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Участники семинара в группах обсуждают ответ на вопрос «Каковы могут быть причины возникновения дезадаптации?», ответы фиксируют на листах. Затем выступают представители от групп. Ведущий подводит итог.

Причины школьной дезадаптации:

  • низкая готовность к школе;
  • несоответствие возможностей ребёнка требованиям программы обучения;
  • отсутствие мотивации, «внутренней позиции школьника»;
  • неумение общаться с окружающими (детьми, взрослыми);
  • чрезмерная требовательность родителей;
  • гиперопека со стороны родителей;
  • незнание родителями и учителями возрастных особенностей детей;
  • высокая тревожность самих родителей;
  • несоблюдение режима дня (отсутствие полноценного отдыха);
  • наличие серьезных хронических заболеваний;
  • чрезмерная загруженность ребёнка (кружки, репетитор);

Признаки успешной адаптации:

  1. Ребенок легко справляется с программой
  2. Удовлетворенность ребенка процессом обучения
  3. Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому
  4. Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем

Способы преодоления тревожности:

  • Не сравнивайте ребенка с окружающими
  • Доверяйте ребенку
  • Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. Используйте наказание лишь в крайних случаях
  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!»

«Физиологические условия адаптации ребенка к школе».

• Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом, увеличение

физической нагрузки.

• Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для

двигательной активности ребенка между выполнением уроков.

• Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий,

соблюдение правил освещения рабочего места.

• Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких

мышц кистей рук.

• Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ для ребенка:

> Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.

> Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.

> Не дерись без причины.

> Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.

> Играй честно, не подводи своих товарищей.

> Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не

проси.

> Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

> Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя

за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших

результатах, они обязательно у тебя будут.

> Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

> Старайся быть аккуратным.

> Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

> Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя,

родителей, учителей, друзей!

Не рекомендуемые фразы для общения с ребенком:

-Я тысячу раз говорил тебе, что…

-Сколько раз надо повторять…

-О чём ты только думаешь…

-Неужели тебе трудно запомнить, что…

-Ты становишься…

-Ты такой же как,…

-Отстань, некогда мне…

Рекомендуемые фразы для общения:

-Ты у меня умный, красивый (и т.д.).

-Как хорошо, что у меня есть ты.

-Ты у меня молодец.

-Я тебя очень люблю.

-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.

-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.

-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Преобладает образное мышление (требует наглядность), начинает развиваться абстрактное мышление

Внимание непроизвольное, необходима частая смена деятельности

Память непроизвольна, начинает развиваться способность к произвольному запоминанию

Примерно к 7 годам эгоцентризм мышления преодолевается, появляется и развивается рефлексия

В стадии формирования находится способность к произвольному поведению: к эмоциональному контролю, следованию правилам, инструкциям и т.д. Но зачастую поведение пока определяется эмоциональным состоянием ребенка

Ведущая деятельность меняется с ролевой игры на учебу, но в 1-м классе, скорее, представляет собой обучающую игру

Мотивация меняется с игровой на учебную, но не сразу

Самооценка завышена, но сильно зависит от оценок взрослого

Пока сложно регламентировать свою деятельность, важна роль взрослого

Кризис 7 лет – появление манерности, демонстративности, натянутости в поведении – паясничает, что-то изображает. Потери детской непосредственности.Появление внутренней жизни ребенка

Активно формируется главное новообразование – внутренняя позиция школьника