Главные вкладки
Ирина Николаевна Мельникова
Логопедия - специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Историческая справка.
Самые первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике в XVII в. Как самостоятельная научная отрасль логопедия оформилась во второй половине XIX в. До 30-х гг. XX в. в логопедии преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах речедвигательной мускулатуры; рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматических приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхательной системы, оставляли основное содержание логопедии. Практические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление логопедии - на первый план стало выдвигаться педагогическое содержание.
Современная логопедия сегодня.
Термин "Логопедия" происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) - и в переводе означает "воспитание правильной речи". Сегодня нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и пр. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Современная логопедия, опираясь на общие принципы дефектологии, а также взаимодействуя с другими науками (психологией, физиологией, языкознанием), рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психическое развитие. А так же современная логопедия рассматривает расстройства речи с позиции предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике. Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых. Основной целью логопедии сегодня является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи.