Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Гравитация"

Наталья Михайловна Абросимова

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа дополнительного образования «Гравитация» реализуется в соответствии с физкультурно-спортивной направленностью. Программа «Гравитация» является современным педагогическим средством формирования ключевых компетенций обучающихся через синтез таких видов деятельности, как художественная, эстетическая гимнастика, танец, акробатика.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования, молодёжной политики, спорта и туризма администрации Каменского муниципального района Воронежской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»

Каменского муниципального района Воронежской области

Рекомендована

Методическим советом

МБУДО «ЦРТДиЮ»

Председатель методического совета

______________ Мелашенко Л.В.

Протокол №1 от 2023 г.

Принята на заседании

Педагогического совета

МБУДО «ЦРТДиЮ»

Протокол № 1 от 2023 г.

«Утверждаю»

Директор МБУДО «ЦРТДиЮ»

___________ Цымбал Д.А.

Приказ № 147 от 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Гравитация»

Направленность: физкультурно-спортивная

Вид программы: авторская

Уровень программы: базовый

Срок реализации: 2 года

Возраст обучающихся: 6-9 лет

Год разработки программы: 2022 г.

Год последней редакции программы: 2023 г.

Разработчик программы:

педагог дополнительного образования,

высшей квалификационной категории

Колесникова Виктория Викторовна

п.г.т. Каменка 2023

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

Направленность (профиль) программы

3

Актуальность данной программы

3

Новизна

3

Педагогическая целесообразность программы

4-5

Отличительные особенности программы.

5

Основные принципы включения материала в содержание программы.

5-6

Характеристика деятельности по освоению предметного содержания общеобразовательной программы

6-8

Цели и задачи программы

8-11

Адресат программы. Возрастные особенности обучающихся

11

Условия приёма детей в объединение

11

Срок реализации программы

11-12

Формы организации образовательной деятельности

12

Планируемые результаты освоения программы

12-15

Модель выпускника детского объединения

15-16

2. Содержание программы

Учебно-тематический план

16-17

Содержание изучаемого курса

17-24

3. Мониторинг образовательных результатов

Система отслеживания и оценивания результатов реализации программы

24-25

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы

25-26

Уровни оценочных критериев

27-30

Диагностическая карта (таблица)

32

4. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

#1052;етодическое обеспечение программы.

33

Используемые педагогические технологии при освоении разделов программы и осуществлении учебно-воспитательного процесса

33-36

Методы обучения, используемые при освоении разделов программы и осуществлении учебно-воспитательного процесса

36

Материально-техническое обеспечение

36

Информационное обеспечение

37

5. Список информационных источников

Список нормативных документов

37-38

Список литературы, используемой педагогом

38-40

Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей

40-41

1. Пояснительная записка

  1. Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа дополнительного образования «Гравитация» реализуется в соответствии с физкультурно-спортивной направленностью. Программа «Гравитация» является современным педагогическим средством формирования ключевых компетенций обучающихся через синтез таких видов деятельности, как художественная, эстетическая гимнастика, танец, акробатика.

Программа разработана с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от п. 9 ст.2; п.1 ст.12; п.5 ст. 12; п.3,6 ст. 28, 13, 17; часть 3ст 34, Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение правительства Российской Федерации от #1075;. № 1712-р), Приказа Министерства просвещения Российской федерации № 629 от «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  1. Актуальность программы

Актуальность дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Гравитация» обусловлена формированием устойчивого мотива и потребностью в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитие физических качеств и творческом использование средств художественной и эстетической гимнастики, в организации здорового образа жизни.

В настоящее время содействие всестороннему гармоничному развитию творческой, активной личности уделяется огромное значение. Важную роль для формирования личности имеет физическая культура, выработка устойчивой мотивации на укрепление здоровья и формирование практических навыков ведения здорового образа жизни.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Гравитация» учитывает потребность детей в развитии основных двигательных качеств. Она адаптирована с учетом уже сформировавшегося в обществе социального запроса родителей на качественное обучение основам видам гимнастики не в специализированной спортивной школе, а в рамках дополнительного образования. Поэтому программа, позволяющая качественно заниматься эстетической и художественной гимнастикой в рамках системы дополнительного образования в образовательной организации, является актуальной и своевременной.

Новизна программы

Новизна программы заключается в сочетание видов деятельности из различных областей физической культуры и искусства: хореографической, акробатической, музыкально-ритмической, пластической, технической, танцевальной, использование импровизационных игр и мини - соревнований, этюдов в разных музыкальных жанрах, способствующих активизации познавательной деятельности.

Дифференцированный учебный материал предлагает осуществление индивидуального подбора технических элементов и упражнений для каждого ребёнка, воспитывает успешного человека и предоставляет ребёнку возможность самореализоваться через занятия эстетической и художественной гимнастикой.

Педагогическая целесообразность

Предлагаемая программа позволяет компенсировать недостаток двигательной активности, способствует гармоническому и всестороннему развитию обучающихся, что непосредственно отражается и на интеллектуальном развитии детей и подростков.

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной (общеразвивающей) программы «Гравитация» определена тем, что приобщает каждого ребенка к двигательно-танцевально-музыкальной культуре, учит применять полученные знания, умения и навыки в повседневной деятельности. Выполнение большинства упражнений связано с умением сознательно регулировать степень напряжения мышц и правильно перераспределять силы. Кроме того, в ходе занятий у обучающегося формируются чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном упражнении с одной стороны самодостаточного проявления всего творческого потенциала при выполнении индивидуальных упражнений с другой стороны. На занятиях обучающиеся учатся волевым качествам: целеустремленности, настойчивости и упорству, с каждым занятием у обучающихся проявляется дисциплинированность, организованность, самостоятельность и развивается память (зрительная, двигательная и музыкальная).

Обучающиеся знакомятся с основными составляющими соревновательной композиции в эстетической и художественной гимнастике, включающие в себя упражнения общефизической, хореографической, специальной технической и акробатической направленности, упражнения с предметами (скакалка, обруч, мяч), музыкальную подготовку.

В ходе занятий развиваются физические качества обучающихся – эластичность мышц, подвижность суставов, координация, ловкость, а также артистизм, выразительность движений, чувство ритма. Важное место в эстетической и художественной гимнастике занимают такие виды искусства, как танец и музыка. Элементы танца расширяют общий кругозор занимающихся, знакомят с народным творчеством; развивают любовь к искусству своего народа. На занятиях обучающиеся знакомятся с различной информацией для повышения общекультурного уровня, личностного развития, возможности передачи знаний и опыта, что способствует раскрытию в каждом индивидуальности.

Обучение по данной программе служит хорошей базой для всех форм последующего обучения в объединениях физкультурно-спортивной направленности.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенность данной программы является ориентация на базовый уровень физической подготовки обучающихся, синтез элементов художественной и эстетической гимнастики, смесь различных танцевальных культур.

В программе описаны параметры и критерии, на основании которых

ведётся индивидуальное оценивание деятельности ребёнка.

Программа предусматривает методику определения динамики развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы.

Программа содержит описание различных форм диагностики и контроля, направленных на выявление мотивации, готовности, способностей, возможностей обучающихся к освоению определённого уровня содержания программы.

Отличительной особенность данной программы является ориентация на базовый уровень физической подготовки обучающихся, синтез элементов художественной и эстетической гимнастики, смесь различных танцевальных культур. Отличительная особенность в том, что с помощью эстетической и художественной гимнастики обучающиеся развиваются не только физически, но и эстетически, прививая хороший вкус, знакомя гимнасток с великими классическими музыкальными произведениями, по средствам выбора данных произведений для составления соревновательной композиции.

Также отличительной особенностью данной программы является создание коллектива с программой показательных, художественно -спортивных номеров, способного выступать на различных площадках (конкурсы, фестивали, концерты) разного уровня.

Основные принципы включения материала в общеобразовательную программу

Основные принципы включения материала в общеобразовательную (общеразвивающую) программу дополнительного образования «Гравитация»:

-личностно-ориентированный и дифференцированный подход;

-принцип сознательности и активности, который предусматривает, прежде всего, воспитание осмысленного овладения техникой элементов и упражнений; заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;

-принцип наглядности, который предусматривает использование при обучении комплекса средств и приемов (личная демонстрация приемов, видео - и фотоматериалы, словесное описание нового приема со ссылкой на ранее изученные);

-принцип систематичности, который предусматривает разучивание элементов, регулярное совершенствование техники элементов и изучение новых элементов для расширения активного арсенала приемов, чередование

-работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности обучающихся.

-принцип гуманистической направленности обучения, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности;

-принцип личностной самоценности и опережающего обучения, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса как индивидуальность;

-принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие учащихся в различных формах учебной деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками.

-принцип индивидуальности – учет возрастных особенностей, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

-принцип постепенного повышения требований – постепенная постановка и выполнение ребенком более трудных заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузки. Последовательность, регулярность, чередование нагрузок с отдыхом.

-принцип креативности предполагает развитие и активизацию творческих способностей - каждого ребенка;

-принцип вариативности и свободы выбора необходим для самореализации личности.

-принцип эмоциональной насыщенности. Занятия спортом дают основу для создания среды, богатой ценностным общением, стимулируют положительные эмоции, благоприятно влияющие на физическое и душеное здоровье обучающихся и побуждающие ребенка к дальнейшему развитию.

-принцип индивидуализации имеет значение для осуществления личностно-ориентированного подхода в процессе эстетического воспитания и творческого развития личности обучающихся.

-принцип диалогичности предусматривает овладение детьми языком искусств и спорта, не просто усвоение предлагаемого материала, а познание мира через активный диалог с ним.

-принцип интеграции основан на взаимопроникновении специфического языка одного вида спорта в другой.

Уровни освоения программы

Содержание и материал программы организован по принципу дифференциации в соответствие со следующими уровнями сложности:

#1057;тартовый уровень. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

2. Базовый уровень.

Предполагает расширение универсальных учебных действий и информированности в системе элементов хореографического исполнения, углубленное изучение техник эстетической и художественной гимнастики, умение их самостоятельно применять и комбинировать при выполнении творческих заданий, обогащение навыками владения основными выразительными средствами синтеза данных видов спорта, развития артистических, исполнительских способностей обучающихся, становления грации, осанки, красоты тела, духовного, интеллектуального, социального, нравственного развития.

Характеристика деятельности по освоению предметного содержания общеобразовательной (общеразвивающей) программы (по уровням)

Название

уровня

Стартовый

Базовый

Способ выполнения деятельности

Репродуктивный

Продуктивный

Метод выполнения деятельности

С подсказкой,

по образцу

По памяти, по аналогии

Основные предметные умения

- общая физическая подготовленность

- специальная физическая подготовленность

- основы техники выполнения элементов, связок и упражнений (б/п, с предметами); начальная хореографическая и акробатическая подготовка;

- освоение специальной терминологии;

- умение применять знания при создании творческих хореографических продуктов;

- умение самостоятельно составлять танцевальные комбинации при выполнении упражнений;

- умение правильно пользоваться специальной терминологией;

Деятельность

обучающегося

- актуализация знаний - воспроизведение знаний и способов действий по образцам, показанным другими (педагогом, литературой,Web- источниками) - произвольное и непроизвольное запоминание (в зависимости от характера и сложности элементов и упражнений).

- восприятие знаний и осознание проблемы - внимание к последовательности и контролю над степенью выполнения элементов и упражнений - запоминание (в значительной степени непроизвольное).

Деятельность педагога

- составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности;

- руководство и контроль за выполнением;

- постановка проблемы и реализация её по этапам;

Цель и задачи программы

Цель программы: формирование физически развитой и творчески активной личности через средства эстетической и художественной гимнастики.

Задачи программы

обучающие:

  • формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью;
  • формирование опорно-двигательного аппарата и правильной осанки, осознанное овладение движениями, самоконтроль и самооценка при выполнении физических упражнений;
  • формирование правильные двигательные умения и навыки выполнения отдельных двигательных действий в сочетании, развивать умение быстро переходить от выполнения одних движений к выполнению других;
  • формирование знания о принципах выполнения основных движений эстетической и художественной гимнастики;
  • усвоение общей структуры двигательной деятельности, понимание общего способа выполнения физических упражнений и связи «цель-результат».

развивающие:

  • развитие адаптационных возможностей и улучшение работоспособности детского организма;
  • развитие физических качеств (ловкость, быстрота, гибкость, прыгучесть, координации, функции равновесия, выносливости);
  • развитие специально эстетических компетенций (музыкальность, выразительность и артистизм);
  • развитие и формирование двигательной культуры и базовой технической подготовленности обучающихся.
  • развитие важных психических функций и качеств: внимания, представления, ощущения, мышления, памяти, воображения.

воспитательные:

  • привлечение максимального количества детей и подростков к систематическим занятиям спортом и физической культурой;
  • воспитание морально-волевых качеств;
  • воспитание эстетической и художественной культуры личности воспитание нравственных качеств личности; смелости, ответственности, решительности, коллективизма, доброты;
  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого обучающегося и дальнейшую адаптацию (социальную, психологическую).

Цели и задачи программы I год обучения

Цель: выявление и развитие природных задатков обучающихся, создание прочной основы для воспитания здоровой, гармонически развитой личности.

Задачи:

обучающие:

  • формирование правил техники безопасности при выполнении упражнений;
  • обучение новым специфическим упражнениям эстетической и художественной гимнастики;
  • обучение хореографическим навыкам, пластике, выразительности движений;
  • формирование правильных двигательных умений и навыков выполнения отдельных двигательных действий в сочетании, развитие умения быстро переходить от выполнения одних движений к выполнению других;
  • формирование умения выполнения техники простых элементов художественной гимнастики (без предмета, со скакалкой, обручем).

развивающие:

  • развитие физических данных (эластичность мышц, подвижность суставов, координацию, ловкость, осанку);
  • развитие чувства ритма и музыкальности;
  • развитие пространственных ориентировок в статике и динамике;
  • развитие элементарных навыков координации движений на простейших упражнениях классического тренажа, в партере;
  • развитие акробатической подготовки (стойка на лопатках, кувырки, «мосты», «колесо» и др.)
  • развитие творческих способностей.

воспитательные:

  • воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям спортом;
  • воспитание морально - волевых и нравственных качеств;
  • воспитание культуры поведения;
  • воспитание хорошего музыкального вкуса.

Цель и задачи программы 2 года обучения

Цель: популяризация видов гимнастики, мотивация к занятиям физической культурой и спортом.

Задачи:

обучающие:

  • формирование навыка здорового образа жизни;
  • формирование правильной осанки и гимнастического стиля выполнения упражнений;
  • дальнейшее освоение базовых навыков выполнения гимнастических упражнений без предмета, с предметами и элементов хореографии;
  • освоение акробатических упражнений (стойка на лопатках, кувырки, «мосты», «колесо» и др.)
  • овладение техникой выполнения упражнений в равновесии; техника выполнения упражнений с предметами;
  • формирование умения выполнения техники базовых элементов художественной гимнастики, овладение техникой движений и упражнений в соответствии с базовым уровнем сложности (без предмета, скакалка, обруч);
  • освоение техники основных элементов и упражнений эстетической гимнастики, знакомство с базисными правилами исполнения движений.

развивающие:

  • развитие чувства ритма, координации, гибкости и подвижности опорно-двигательного аппарата, навыков запоминания гимнастических комбинаций;
  • развитие навыка исполнения простейших элементов классического экзерсиса;
  • развитие специальных физических качеств: вестибулярной устойчивости, амплитуды движений, растягивание, гибкости и т.д.;
  • развитие прыгучести и изучение техники прыжков по программе;
  • развитие акробатической подготовки: стойка на лопатках, кувырки, «мосты», «колесо», «перекаты через плечо вперед и назад; колесо, «часики», кувырок назад с выходом в стойку на предплечье»
  • развитие техники движений и упражнений в соответствии с базовым уровнем сложности (с предметом и без предмета).

воспитательные:

  • воспитание бережного отношения друг к другу;
  • воспитание интереса обучающихся к совместной деятельности;
  • воспитание морально-волевых качеств; вызывать и поддерживать интерес к двигательной деятельности.

Адресат программы, возрастные особенности обучающихся

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Гравитация» адресована девочкам с 6 до 9 лет. Программа ориентирована на выявление способностей каждого ребенка, активное включение его в новое для него образовательное пространство.

В младшем возрасте обучающиеся отличаются постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение. Обучающиеся легко вступают в общение. Для них большое значение приобретают оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Неудача вызывает резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. В этом возрасте дети склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться во всем, у них ярко выражено стремление к самореализации. Активность одновременно является плюсом и минусом этого возраста.

. Условия приема детей в коллектив

В объединение принимаются девочки с 6 лет, имеющие склонность и определённые способности к занятиям хореографией и спортом (достаточную гибкость и пластичность связок, музыкальность и т.д.).Количество обучающихся в группе-15-20 человек.

К занятиям допускаются обучающиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности. Основанием приема детей служит медицинская справка о состоянии здоровья, заявление от родителей и желание ребенка. Кроме того, одним из законных представителей обучающегося подписывается согласие на обработку персональных данных.

Набор детей в группу ведется с учётом следующих принципов:

  • добровольность;
  • общественная направленность;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  • предоставление самостоятельности и опора на инициативу;
  • учет интересов обучающегося;
  • содружество и сотворчество детей и взрослых

Сроки реализации программы и режим занятий

Сроки реализации программы: Настоящая программа рассчитана на 2 года обучения, 288 часов.

Режим занятий:

1 год обучения - 2 занятия в неделю по 2 учебных часа, 144 часа в год;

2 год обучения - 2 занятия в неделю по 2 учебных часа, 144 часа в год.

1 академический час равен 45 минутам, с 10 минутным перерывом между занятиями.

Образовательный процесс построен в соответствии с «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от №28.

Формы организации образовательной деятельности

Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом уровня обучения, возрастных психологических особенностей детей, целей и задач общеобразовательной программы, специфики предмета и других факторов.

Значительная часть программного материала распределяется концентрически, то есть повторяется из года в год с постепенным усложнением двигательных навыков и техники движений. Эффективно применение видеоаппаратуры, для детального изучения техники отдельных движений и танцевальных комбинаций, а также для исправления собственных ошибок в исполнение.

Формы проведения занятий:

- коллективные,

- групповые,

- подгрупповые,

- индивидуальные,

- индивидуально - групповые занятия.

Типы планируемых занятий:

- изучение нового материала;

- формирование умений и навыков;

-закрепления ранее приобретённых знаний умений и навыков;

- практическая работа;

- самостоятельная работа;

- комбинированное занятие;

- работа над творческим проектом, творческие задания;

- повторно-обобщающее занятие;

- постановочно - репетиционные занятия.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы:

-сформированы ценности здорового и безопасного образа жизни;

-сформированы нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

-сформирована активная жизненная позиция, самодисциплина, работоспособность, чувство ответственности и коллективизма;

-сформирована внутренняя, бытовая и сценическая культура;

Метапредметные:

-развиты творческие способности детей, сформированы эстетические, культурные и нравственные ценности;

-развита пластичность, координация, моторика двигательной и логической памяти, чувство ритма и музыкальности; уровень общей физической и специальной подготовки;

-развиты актёрские способности (умение создавать яркие сценические образы);

-развита способность к выражению своих мыслей и эмоций в танце,творческая инициатива (импровизация);

Предметные:

-знают историю возникновения художественной и эстетической гимнастики в России;

-знают основы музыкальной грамотности, особенности ритмаи ритмического ряда;

- знают основные правила эстетической и художественной гимнастики;правила судейства;

-умеют контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

- умеют самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;

-владеют общими и специальными навыками в области спорта.

Ожидаемые результаты реализации программы 1 года обучения

Обучающиеся будут знать:

- последовательность включения различных частей тела в движениях и элементах; правильное выполнение экзерсиса у станка (в объеме программы);

- знать критерий хорошего исполнения элементов и танцевальных комбинаций, знание последовательности движений и требований к их исполнению;

- знать специальную терминологию;

Обучающиеся будут уметь:

-начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, исполнять танцевальные элементы, сохраняя при этом правильную осанку;

-выполнять элементы классического экзерсиса, эстетической и партерной гимнастики;

-уметь применять технику выполнения прыжков; вращений, равновесий;

-уметь выполнять простейшие полу акробатические перекидки и перевороты;

- упражнения на растягивание -выполнение шпагатов: «правый», «левый», «прямой»;

- «мост» из положения стоя- подъём с помощью; полу акробатическиеперекидки и перевороты, кувырки вперёд и назад;стойка на лопатках,

стойка на руках с помощью гимнастической лестницы;

Выполнять упражнения со скакалкой:

- прыжки с вращением скакалки вперёд, назад, на месте и с передвижениями;

- вращения скакалки одной и двумя руками; в боковой илицевойплоскости на скачках и шаге галопа;

- обвивание скакалки вокруг тела, передача скакалки около отдельных частей тела;

Выполнять упражнения с обручем:

- вращения правой и левой руками (вперед и назад)повороты обруча вправо и влево в лицевой плоскости; вперёд и назад - в боковой;

- прыжки в обруч с разным положением ног, вращая обруч как скакалку;

- вращение обруча на талии, вокруг руки (вертушки) в различных плоскостях, на месте и с передвижением (шаг галопа, скачки);

- правильно пользоваться специальной терминологией.

Ожидаемые результаты реализации программы 2 года обучения

Обучающиеся будут знать:

-что такое осанка. Подбородок. Растяжка. Координация движения. Включение в работу различных групп мышц (ног, рук, шеи, спины и т.д.). Вытянутый носок. Позвоночник (ровный и подтянутый корпус). Роль двигательных функций (выворотностьног, подъема ног, гибкость корпуса, шаг, прыжок);

-знать степень напряжения различных мышечных групп при выполнении подводящих движений и конкретного элемента хореографической, акробатической подготовки (в объеме программы);

- знать средства художественной выразительности;

- знать критерий хорошего исполнения элементов и танцевальных комбинаций, знать последовательность движений и требований к их исполнению;

- знать специальную терминологию;

Обучающиеся будут уметь:

- выполнять упражнения партерной гимнастики и элементы классического экзерсиса;

- выполнять упражнения ОФП в рамках программы;

-акробатической подготовки (стойка на лопатках, кувырки, «мосты», «колесо», мост с перекатом на грудь;

-различныетурляны и повороты на 90 и 360 градусов;

-равновесия: переднее, заднее, боковое (с помощью руки);

Выполнение упражнений со скакалкой:

- прыжки со скрестным вращением скакалки вперёд, назад, на месте и с продвижением;

- броски и ловли скакалкой: двумя руками из основного хвата;

обвивание и передача скакалки вокруг отдельных частей тела;

Выполнение упражнений с обручем:

- переброски и броски обруча в горизонтальной плоскости вращения правой и левой руками (вперед и назад);

- прыжки в обруч с разным положением ног, вращая обруч как скакалку;

- однократные и многократные вертушки обруча;

Выполнение упражнений с мячом:

- перекаты мяча по различным частям тела; в глубоком наклоне назад; в равновесиях;

- махи и передача мяча около шеи и туловища, над головой под ногами;

- бросок и ловля мяча;

Модель выпускника объединения «Гравитация»

1. Начальная профессиональная компетентность

будут знать:

- выразительные средства музыки и танца;

-методику исполнения базовых элементов и движений;

будут уметь:

- правильно исполнить танцевальные движения;

- технично исполнять движения, прыжки, вращения;

- сочинять танцевальные комбинации, импровизировать;

- при повторе движений указать на ошибки.

приобретают навыки:

- исполнительского мастерства;

- хорошей пластики;

- техничного исполнения;

- общения в паре, группе;

- актёрской выразительности.

2. Общекультурная компетентность:

- инициативность в познавательной деятельности;

- соответствие требованиям стандартов дополнительного образования и социальному запросу на соответствующий вид деятельности;

- основы культуры, адекватные возрастной категории;

- владение общественными умениями, навыками.

3. Ценностно-ориентационная компетентность:

- восприятие ценности семьи и своей жизни;

- понимание ценности дружбы со сверстниками;

- авторитет педагога;

- доброта, честность, порядочность;

- ориентация на нормы, образцы, установленные обществом.

4. Гражданско-общественная компетентность:

- патриотизм, основанный на принадлежности к данному региону, к стране;

- интернационализм;

- доверие друзьям, вера в себя и свои силы;

- умение понять и принять ближнего.

5. Коммуникативная компетентность:

- умение слушать и слышать других;

- общительность, раскованность;

- активное сотрудничество в совместной деятельности;

- развитое чувство достоинства и самоуважения.

6. Автономинизационная компетентность:

- самостоятельность;

- способность к рефлексии;

- решительность, независимость;

- деловая направленность, осознанная готовность к труду;

7. Здоровьесберегающая компетентность:

- выполнение правил гигиены;

- теоретическое знание валеологических ценностей;

2. Содержание программы

Учебно-тематический план

1-ый год обучения

Раздел программы

Общее количество часов

Теория

Практика

1.

Раздел 1 Теория

14

14

-

2

Раздел 2

СФП и ОФП (ОФП на каждом занятие 20-25 мин.)

50

-

50

3

Технические основы эстетической гимнастики

40

-

40

4

Упражнения с предметами

30

-

30

5

Раздел 4

Контрольные испытания. Соревнования

Промежуточная аттестация.

8

-

8

6

Раздел 5

Итоговое занятие

2

-

2

ИТОГО:

144

14

130

2-ой год обучения

Раздел программы

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Раздел 1

Теория

14

14

-

2

Раздел 2

СФП и ОФП (ОФП на каждом занятие 20-25мин.)

30

-

30

3

Технические основы эстетической гимнастики

30

-

30

4

Упражнения с предметами

30

-

30

5

«Композиционная подготовка»

30

30

6

Раздел 6

Контрольные испытания. Соревнования

Промежуточная аттестация.

8

-

8

7

Раздел 7

Итоговое занятие

2

-

2

ИТОГО:

144

14

130

Содержание изучаемого курса

Каждый обучающийся осваивает содержание программы определённого года обучения, согласно интересам, возможностям, способностям, темпу продвижения и результатам текущего мониторинга, промежуточной аттестации.

Содержание разделов и тем

1 год обучения

Раздел 1

Теория – 14 часов

Тема Вводное занятие, техника безопасности-2 ч.

Теория. Знакомство с программой обучения. Просмотр видеоматериалов с

Выступлением ведущих мастеров художественной и эстетической

гимнастики. Техника безопасности при организации занятий.

Практика определение индивидуальных физических данных обучающихся.

Тема Тема: Физическая культура и спорт в России

Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть

общей культуры.Значение ее для укрепления здоровья, физического

развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Роль

физической культуры в воспитании молодежи. Основные сведения о

спортивной классификации. Спортивные разряды и звания. Юношеские

разряды по художественной, эстетической гимнастике. Достижения

гимнасток России на мировой арене -2 ч.

Тема Гигиенические знания и навыки.

Понятие о гигиене и санитарии. Общие представления об основных системах энергообеспечения человека. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Жизненная емкость легких. Потребление кислорода. Функция пищеварительного аппарата. Гигиенические требования к питанию. Режим питания. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Режим дня спортсменов. Значение зарядки в режиме спортсмена. Профилактика вредных привычек- 4 ч.

Тема Профилактика травматизма и заболеваемости.

Простудные заболевании у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма. Виды закаливания. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Травматизм в процессе занятий спортом, оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях. Доврачебная помощь пострадавшему. Самоконтроль и профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям- 4 ч.

Тема Основы музыкальной грамоты.

Значение музыки в художественной гимнастике. Программная, не программная музыка. Средства музыкально-двигательной подготовки. Содержание и характер музыки. Мелодия, регистры в музыке, темп в музыке. Музыкальная динамика. Свойства музыкального звука. Музыкальная форма и фразировка-2 часа

Практика – 130 часов

Раздел 2 - СФП и ОФП -50 часов

СФП - Специальная физическая подготовка

Волны, взмахи. Прыжки. Равновесия. Повороты. Прыжки.

Полу акробатическая и акробатическая подготовка.

Хореографическая подготовка: Овладение музыкальностью и выразительностью движений. Элементы техники классического танца, их правильное исполнение.

Упражнения на развитие гибкости и амплитуды. Растягивание-4ч.

Деми плие и гран плие по 1,2 и 3 позициям (лицом к опоре)-4ч.

Партерная гимнастика-4ч.

«Релевэ» по 6, 1, 2 позиции -4ч.

Батман тандю», жете по 1,2,5 позиции -4ч.

Гран батман жете из 1,5 позиций -4ч.

Работа на середине; позиции ног, рук, адажио, прыжки по диагонали

Выполнение упражнений партерной гимнастики

Кувырки вперёд и назад; стойка на лопатках -4ч.

«Мост» из положения лёжа и стоя-4ч.

Стойка на руках с помощью гимнастической лестницы- 6 ч.

Стойка на лопатках, предплечье, на голове-6 ч.

Переворот боком(колесо)-6ч.

ОФП - Общая физическая подготовка (ОФП на каждом занятие 20-25 мин.)

Разучивание упражнений направленных на развитие специальных физических качеств. Упражнения для развития координации, специальной выносливости, гибкости и растяжки. Выполнение упражнений под музыку. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса. Упражнения для мышц спины. Упражнения для развития боковых мышц. Упражнения на развитие скорости. Упражнения для мышц ног и стоп. Игры, эстафеты.

Раздел 3.Технические основы эстетической гимнастики - 40 часов

Освоение волн: вертикальные, горизонтальные, одновременные и последовательные, взмахи, сжатия. Равновесия: «пассе» на всей стопе, равновесие «захват», равновесие на всей стопе с помощью рук, с наклоном корпуса вперед, равновесие на одной стопе, на всей стопе прыжки: на 2-х ногах, подскок на одной, толчком, ноги врозь, ноги вместе, толчком одной с места. Повороты (вправо, влево);

Техника выполнения элементов эстетической гимнастики.

Комплекс упражнений эстетической гимнастики.

Волны. Волна вперед на двух ногах-4 ч.

Волны. Волна вперед с однойноги-4 ч.

Волны. Боковая волна-4 ч.

Взмахи. Пружинный взмах-4 ч.

Взмахи. Круговой взмах-4 ч.

Взмахи. Боковой взмах-4 ч.

Выполнение комбинации из изученных акробатических элементов-8 ч.

Основы техники серий движений тела-8 ч.

Раздел 4. Упражнения с предметами- 30 часов

Упражнения со скакалкой:

Качания, махи: двумя руками, одной рукой.

Круги скакалкой: 2 конца скакалки в 2-х руках.

Вращения скакалкой: вперед и назад.

Вращения скакалки скрестно вперед и назад.

Обвивание и развивание вокруг тела.

«Винты» скакалкой перед собой и над головой в горизонтальной плоскости.

Передача скакалки около отдельных частей тела.

«Мельницы» со скакалкой: в лицевой плоскости; поперечная, горизонтальная.

Упражнения с обручем:

Круги обруча одной и двумя руками вверху и внизу

Вращения правой и левой руками (вперед и назад)

Перекаты по полу в различных направлениях с вращением

Вертушки однократные и многократные одной рукой

Передача обруча из одной руки в другую (в различных положениях)

Раздел 5.

Контрольные испытания. Соревнования. Промежуточная аттестация – 8 часов

Формы контроля. Контрольные испытания, выступления, соревнования

Раздел 6

Тема Итоговое занятие. Танцевальные комбинации- 2 ч.

Итого: 144 часа

2 год обучения

Раздел 1

Теория– 14 часов

Тема -2 ч.

Вводное занятие,техника безопасности; предварительное выявление уровня подготовленности;

Теория.Техникабезопасности при организациизанятий. Просмотр видеоматериалов с выступлением ведущих творческих коллективов. -1 ч.

Практика предварительноевыявление уровня подготовленности обучающихся.Мониторингисходного состояния учебных, базовых, ключевых и общих компетенций-1 ч.

Тема – 4 ч.

Теория.Задачи, тенденции и перспективы развития эстетической гимнастики. Строение и функции организма человека. Краткие сведения об опорно- мышечном аппарате (кости, суставы, мышцы), строение, функции внутренних органов, органов дыхания и кровообращения, пищеварения и нервной системы. Влияние физических упражнений на развитие и состояние различных органов и систем человека.

Основные принципы техники и методика базовых движений в эстетической гимнастике.

Тема -2 ч.

Теория. Основные принципы техники и методика базовых движений в эстетической гимнастике.

Тема -2 ч.

Теория.Культура исполнителя. Этика поведения на сцене.

Тема -4ч.

Теория.Правила соревнований. Компоненты технической, артистической и исполнительской ценности.

Практика – 130 часов

Раздел 2 - СФП и ОФП – 30 часов

СФП-Специальная физическая подготовка.

Волны, взмахи. Прыжки. Равновесия. Повороты. Прыжки Упражнения с предметами.

Полу акробатическая и акробатическая подготовка:перекидки через руку вперёд. назад, «стойка на груди», «перекаты на полу через плечо вперёд, назад»,«мосты», «колесо», мост с перекатом на грудь;кувырки во всех направлениях, через поперечный шпагат вперед и назад; боком, раскрывая ноги в поперечный шпагат, перекаты через плечо вперед и назад; колесо, «часики»;

Хореографическая подготовка: Овладение музыкальностью,выразительностью движений.

Виды разминок, элементы техники классического танца, их правильное исполнение.Система упражнений для развития гибкости и подвижности в суставах ипластичности мышц. Упражнения на растягивание.Упражнения в партере.Работа на середине; позиции ног рук, адажио, прыжки по диагонали. Выполнение упражнений партерной гимнастики.

Понятие «экзерсис». Позиции ног и рук.

Техника выполнения: полуприседание (Demi-plie) и большое приседание(Grand-plie),

Техника выполнения подъема на полупальцы (Releve),

Техника выполнения вытягивания ноги в трехнаправлениях (Battement). Техника выполнения вытягивания ноги соединенное с полуприседанием по I, III и V позициям (BattementFondu).

Техника выполнения вытягивания ноги соединенное с полуприседанием по I, III и V позициям (BattementFondu).

Техника выполнения полукруга ногой по полу вперед и назад, почетвертям и по полукругу(Rond).

Экзерсис на середине.

Партерная гимнастика.

Стойка на лопатках, кувырки, «мосты», «колесо», мост с перекатом на грудь.

ОФП-Общая физическая подготовка(на каждом занятие 20-25 мин.)Разучивание упражнений направленных на развитие специальных физических качеств. Упражнения для развития координации, специальной выносливости, гибкости и растяжки. Выполнение упражнений под музыку. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса. Упражнения для мышц спины. Упражнения для развития боковых мышц. Упражнения на развитие скорости. Упражнения для мышц ног и стоп. Игры, эстафеты, формирующие благоприятный социально-психологический климат в коллективе:

«Создание статуи»

«Телеграмма»

«Зеркало»

«Бедлам»

«Поменяться местами»

«Крокодил»

«Третий лишний»

«Выбивной»

Эстафеты без мяча

Эстафеты с мячом

Игры с мячом на внимание

Игры с мячом на скорость

Игры с мячом на скорость и внимание, с заданиями

Спортивные игры со скакалкой

Раздел 3. Технические основы эстетической гимнастики -30 часов

Техника выполнения элементов эстетической гимнастики. Комплекс упражнений эстетической гимнастики. Совершенствование техники упражнений: волны, взмахи, сжатия, равновесия, прыжки, повороты, вращения. Совершенствование техники выполнения упражнений на развитие осанки и развитие гибкости в партере. Основы техники и методы обучения сериям движений тела.

Волны: вертикальные, горизонтальные, одновременные и последовательные.

Взмахи, сжатия.

Равновесия: «пассе» на всей стопе, равновесие «захват», равновесие на всей стопе с помощью рук, с наклоном корпуса вперед, равновесие на одной стопе, на всей стопе прыжки: на 2-х ногах, подскок на одной, толчком, ноги врозь, ноги вместе, толчком одной с места.

Повороты (вправо, влево).

Вращения: переступанием, скрестные.

Совершенствование выполнения упражнений на развитие осанки и развитие гибкости в партере.

Обучение технике движения телом.

Сериям движений тела.

Соединениям элементов и движений тела;непрерывности движений тела.

Разнообразию в использовании силы, динамики, темпе внутри движения и сериях движений.

Технике целостных движений, единстве.

Раздел4. Упражнения с предметами- 30 часов

Упражнения со скакалкой:

Вращение скакалкой вперед, назад или в сторону, прыжки через скакалку

Прыжки с двойным вращением скакалки вперёд;

Обвивание и передача скакалки вокруг отдельных частей тела

«Мельницы»: в лицевой плоскости; поперечная, горизонтальная

Броски и ловли скакалкой: двумя руками из основного хвата

Упражнения с обручем:

Вращения правой и левой руками (вперед и назад)

Переброски и броски обруча в горизонтальной плоскости

Передача обруча из одной руки в другую (в различных положениях)

Однократные и многократные вертушки обруча

Упражнения с мячом:

Махи и передача мяча около шеи и туловища, над головой под ногами;

Отбивы однократные и многократные. со сменой ритма. разными частями тела;

Броски и ловля мяча:(низкие,высокие одной и двумя руками)

Перекаты мяча по рукам, по телу.

Раздел 5. Композиционная подготовка -30 часов

Понятие о содержании, композиции и исполнении соревновательной программы, требования к ней, творческий подход к использованию способностей команды. Этапы и методика составления соревновательной программы. Способы создания новых и оригинальных элементов, связок, серий, поддержек, передвижений, перестроений, уровней и средств выразительности.

Составление соревновательной композиции.

Отработка композиции по частям.

Отработка целостного выполнения соревновательной (показательной) композиции.

Раздел 6

Контрольные испытания. Соревнования. Промежуточная

аттестация – 8 часов

Формыконтроля: Контрольные испытания, выступления, соревнования

Раздел 7

Тема Итоговое занятие. Танцевальные комбинации- 2 ч.

Итого: 144 часа

3. Мониторинг образовательных результатов

Система отслеживания и оцениваниярезультатов.

В целях качественной реализации программы предусмотрена система оценочных средств:

1. Конкурсный рейтинг (освещается в открытой форме; результаты оглашаются публично; свидетельствует о групповой динамике)

#1057;одержательный (компетентностный) индивидуальный рейтинг (доступен только педагогическому коллективу и ребёнку, в отношении которого он формируется; результаты не придаются публичной огласке, а предоставляются лично каждому ребёнку в форме собеседования, свидетельствует о продвижении каждого конкретного ребенка в уровнях освоения программы);

#1052;ониторинг, включающий:

- мониторинг исходного состояния учебных, базовых, ключевых и общихкомпетенций обучающихся;

-промежуточную аттестацию (контрольные испытания, тестирование, соревнования, публичное выступление и др.);

-текущий мониторинг: контрольные точки, демонстрация, творческие задания, этюд и т.д. Карта мониторинга разработана с учётом вида деятельности объединения. Карта позволяет вести поэтапную систему контроля над обучением и отслеживать динамику образовательных результатов обучающихся, начиная с первых шагов (стартовая диагностика). Этот способ оценивания – сравнение ребёнка не с другими детьми, а только с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем – важнейший отличительный принцип дополнительного образования, стимулирующий и развивающий мотивацию обучения каждого ребёнка.

Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, ребёнка за его труд, старание. Суммарный итог результатов (бальная система, цветопись, фиксация уровней освоения программы – высокий, достаточный, недостаточный) даёт возможность определить уровень измеряемого качества у конкретного обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что ребёнок усвоил, соответствие заданным требованиям, а также внести соответствующие коррективы в процессе его последующего обучения. Результаты и итоги фиксируются.

Формы контроля

Для диагностики используются формы контроля:

-групповой,

-индивидуальный,

-фронтальный,

-аттестация обучающихся;

Приемы контроля:

- самостоятельная работа обучающихся,

- работа в подгруппах;

- совместная проектная деятельность

- творческая импровизация на заданную хореографическую тему;

- творческая импровизация в парах, в мини–группах;

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной (общеразвивающей) программы

Этапы педагогического контроля

Этап

Дата контроля

Цель контроля

Тема контроля

Формы контроля

Методы контроля

Уровни оценочных критериев

1.

Сентябрь

Выявление уровня развития способностей и личностных качеств, обучающихся и их соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.

Мониторинг исходного состояния учебных, базовых, ключевых и общих компетенций обучающихся

Тестирование,

контрольные испытания

Наблюдение;

анализ; оценка

Недостаточный;

Достаточный;

Высокий

2.

В течение года

Определение теоретической подготовки обучающихся, выявление уровня формирования практических умений и навыков

Текущий мониторинг

Тестирование, контрольные испытания

Наблюдение;

анализ; оценка

Недостаточный;

Достаточный;

Высокий

3.

Декабрь, май

Определение уровня развития основных компетенций, способностей и личностных качеств обучающихся, их соответствие прогнозируемым результатам общеобразовательной (общеразвивающей) программы

Промежуточная аттестация (уровень освоения общеобразовательной (общеразвивающая) программы дополнительного образования и личностный рост)

Тестирование, контрольные испытания

Наблюдение;

анализ; оценка

Недостаточный;

Достаточный;

Высокий

4.

Май

Определение оценки достижения прогнозируемых результатов обучения, обозначенных в общеобразовательной (общеразвивающей) программы; выявление уровня развития личности обучающегося, его творческих,коммуникативных,организаторских способностей.

Промежуточная аттестация (уровень освоения общеобразовательной (общеразвивающая) программы дополнительного образования и личностный рост)

Тестирование,

контрольные испытания

Наблюдение; анализ; оценка

Недостаточный;

Достаточный;

Высокий

Уровни оценочных критериев

Критерии оценки результативности обучения по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе

Показатели (оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

#1058;еоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний обучающегося программным требованиям

Недостаточный уровень
Обучающийся овладел менее чем ½ объема знаний, умений и навыков, предусмотренных программой

Достаточный уровень
Обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период.

Высокий уровень
Обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период.

Владение специальной
терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Недостаточный уровень
Обучающийся, как правило, избегает употреблять специальные термины

Достаточный уровень
Обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой

Высокий уровень
Специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Недостаточный уровень
Обучающийся овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков

Достаточный уровень
Обучающийся овладел более чем 1/2 предусмотренных умений и навыков

Высокий уровень
Обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; имеет высокие достижения (дипломы, грамоты различного уровня).

Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Недостаточный уровень умений

Обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием

Достаточный уровень
Обучающийся работает с оборудованием с помощью педагога

Высокий уровень
Обучающийся работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей

Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

Элементарный уровень развития креативности Обучающийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога

Репродуктивный уровень

Обучающийся выполняет в основном задания на основе образца

Творческий уровень

Обучающийся выполняет практические задания с элементами творчества

3.1. Учебно-интеллектуальные умения:

Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

Недостаточный уровень
Обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога

Достаточный уровень

Обучающийся работает с литературой с помощью педагога или родителей

Высокий уровень Обучающийся работает с литературой самостоятельно, не испытывает любых трудностей

Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Недостаточный уровень
Обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с компьютерными источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога

Достаточный уровень

Обучающийся работает с компьютерными источниками информации с помощью педагога или родителей

Высокий уровень Обучающийся работает с компьютерными источниками информации самостоятельно, не испытывает любых трудностей

Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Недостаточный уровень
Обучающийся испытывает серьезные затруднения при осуществлении учебно-исследовательской работы, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога

Достаточный уровень

Обучающийся может писать рефераты, с помощью педагога или родителей

Высокий уровень Обучающийся умеет осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования)

3.2. Учебно-коммуникативные умения:

Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Недостаточный уровень
Обучающийся испытывает серьезные затруднения при восприятии информации, идущей от педагога

Достаточный уровень

Обучающийся может слушать и слышать педагога

Высокий уровень Обучающийся адекватно воспринимает информацию, идущую от педагога.

Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи обучающимися подготовленной информации

Недостаточный уровень
Обучающийся испытывает серьезные затруднения при выступлении перед аудиторией

Достаточный уровень

Обучающийся может выступать перед аудиторией с помощью педагога

Высокий уровень Обучающийся свободно владеет подачей подготовленной информации

Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления. Логика в построении доказательств

Недостаточный уровень
Обучающийся испытывает серьезные затруднения при построении дискуссионного выступления

Достаточный уровень

Обучающийся может построить дискуссионное выступление, с помощью педагога или родителей

Высокий уровень Обучающийся умеет самостоятельно построить дискуссионное выступление. Владеет логикой в построении доказательств

3. Учебно-организационные умения и навыки:

Умение организовать свое рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

Недостаточный уровень
Обучающийся испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего (учебного) места

Достаточный уровень

Обучающийся может готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой, с помощью педагога

Высокий уровень Обучающийся умеет самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

Не достаточный уровень

Обучающийся овладел менее чем '/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой

Достаточный уровень

Объем усвоенных навыков составляет более 1/2

Высокий уровень

Обучающийся освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период.

Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

Не достаточный уровень

Обучающийся не умеет самостоятельно аккуратно выполнять работу

Достаточный уровень

Обучающийся умеет аккуратно выполнять работу

Высокий уровень

Обучающийся умеет самостоятельно аккуратно выполнять работу. Ответственен в работе.

В течение учебного года проводится мониторинг личностного развития обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы. Результаты диагностики отражают личностные достижения обучающихся в образовательном объединении и уровень сформированности ценностных отношений обучающихся, к окружающей действительности. Итогом образовательного процесса в учреждении является сумма образовательных результатов, достигнутых обучающимися на разных уровнях. Результаты и достижения обучающихся можно классифицировать следующим образом:

− результаты на уровне образовательного объединения в рамках освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы;

− результаты на уровне учреждения;

− результаты, достигнутые на внешнем уровне

Диагностическая карта

Ф.И.О.

обучающегося

Оценка уровня

теоретической

подготовки

обучающихся

Оценка уровня практической подготовки обучающихся

Оценка уровня развития и

воспитанности обучающихся

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с

Использованиемучебнойлитературы

Свобода восприятия теоретической информации;

Итог теоретической подготовки

Соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям

Контрольные испытания по ОФП и СФП

Умение организовать свое рабочее место

Техника выполнения элементов и

танцевальных комбинаций

Итог практической подготовки

Культура поведения

Уровень сформированности навыков здорового образа жизни

Умение учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию.

Итог уровня развития и воспитанности

Итог промежуточной аттестации

1.

2.

3.

#1054;рганизационно – педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

Методическое обеспечение

Программа предусматривает разработку систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех обучающихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности.

Учебно-методический комплекс представляет совокупность обучающих пособий, дидактических материалов, методических разработок и аудиовизуальных средств обучения, обеспечивающих реализацию образовательной программы (приложение).

.Используемые педагогические технологии и методы при освоении разделов программы и осуществление учебно- воспитательного процесса

Использование современных технологий в педагогической практике даёт возможность более успешно взаимодействовать с детьми, способствует более полному раскрытию их творческого потенциала.

Личностно-ориентированные и деятельностные технологии преследуют цель максимально выявить, инициировать, «окультурить» опыт ребёнка. Они дают педагогу возможность помочь каждому обучающемуся познать себя, ощутить себя, как личность, самоопределиться и самореализоваться через основную деятельность. Индивидуальный подход к каждому ребёнку, задания, соответствующие возрастным особенностям и личностным качествам – необходимое условие в деле обучения, развития и воспитания детей.

Технологии активизации и интенсификации деятельности предполагают акцентирование внимания на развитии практических навыков учащихся. Приобретая практический опыт, ребёнок быстро преодолевает начальные трудности в обучении, не заостряет внимания на отдельных элементах, осваивает программный материал, постоянно участвуя в деятельности, постепенно совершенствуя свои навыки.

Проектные технологии способствуют формированию у обучающихся навыков саморазвития и самосовершенствования.

Технология сотрудничества даёт возможность педагогу помогать обучающимся осваивать опыт поколений в тесном взаимодействии. Воспитывающая функция этой технологии направлена на отношения людей без давления авторитета взрослых. Авторитетом становится дело, которым они занимаются. Это способствует формированию коммуникативных навыков обучающихся, их способности жить в гармонии с окружающим миром, с обществом, с самим собой. Весь образовательный процесс построен на совместной развивающей деятельности взрослого и ребёнка, скрепленный взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результата деятельности.

Игровые технологии эффективны в любом возрасте. Способность детей во всём находить волшебство, всё обыгрывать помогает развивать фантазию и воображение. Игровые технологии направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта, где складываются и совершенствуются самоуправленческие способности обучающегося. Технология развивающего обучения по Л.В. Занкову. Её использование предполагает активно – деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

Деятельностные технологии предполагают включение ребёнка в активную творческую деятельность и получение знаний, умений и навыков именно в процессе деятельности. Осуществляется принцип: от практики к теории к практике.

Используемые педагогические технологии

Методы и приёмы

1. Личностно-ориентированные технологии:

Педагогика сотрудничества

Гуманно-личностный подход к ребёнку.

Метод концептуальности воспитательной системы, основанной на доверии,единстве воспитания и обучения, на обучении без принуждения.

Методы общения создание ситуации общения: дискуссии, беседы,тематические беседы, анкетирование, совместное посещение мероприятий, выставок, совместные творческие разработки, диспуты, конкурсы, круглые столы. Эти методы развивают коммуникативные способности обучающихся, их умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способствуют успешной адаптации в социуме.

Совместная разработка творческих проектов: взаимодействие обучающихся и педагога (группы педагогов) при совместной подготовке к мероприятию,

конкурсу, фестивалю, концерту, где основным является общее дело ивозможность самореализации.

Технология

эмоционального

стимулирования

Метод эмоционально-образного погружения: создание педагогом самойатмосферы предстоящей деятельности.

Метод эмоционального стимулирования успехом и перспективности

развития: демонстрация достижений обучающихся, которые добились

высоких результатов в избранном виде деятельности; демонстрацияэталонных образцов, которые не оставляют обучающихся равнодушными и побуждают их к саморазвитию в избранной деятельности.

Метод «эмоционального пробуждения разума»: опора на эмоциональную сферу ребёнка, на его имеющийся социальный опыт.

2. Технологии активизации и интенсификации деятельности:

Деятельностные

технологии

Дидактические игры: их разнообразие предполагает освоение программного материала в любой области

Проблемное

обучение

Дидактические игры на развитие определённых психофизических иличностных качеств

Игровые

технологии

Метод эмпатии – «вживания» в предлагаемые обстоятельства и образы,

«прочувствование» материала, нахождение способов решения творческих задач через эти ощущения.

Метод «мозгового штурма» (предложен А.Осборном в 1957 году), основан на гипотезе, что из большого количества идей (предложенных вариантов решений) найдётся верная.

Метод случайных ассоциаций (предложен Г.Я. Бушем в 1972 году). Суть метода – в использовании различного вида аналогий (ассоциаций).

Метод комбинирования заключается в комбинировании высказанныхальтернатив для создания новых.

Метод организующих понятий (предложен Ф.Ханзеном в 1953 году). Суть метода – в замене свойств хорошо известного предмета, наделение его другими свойствами и употребление другими способами. Включается воображение детей, происходит преодоление стереотипов мышления.

3. Здоровьесберегающие технологии:

Медико-

профилактическая

технология

Методы: проветривание кабинетов, организация контроля и помощь вобеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающейсреды.

Методы: дыхательная гимнастика,

формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье, организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.

  1. Альтернативные технологии:

Проектная

технология

Метод творческих проектов: создание самостоятельного проекта,решение которого является проявлением личностного отношенияобучающегося к избранному виду деятельности.

Метод технологического проектирования – исследовательскаядеятельность обучающихся в рамках образовательной программы.

Технология

социального

самоопределения и нравственного

становления

Метод бесед: беседы о поступках, о героизме, о личности и её месте вобществе; тематические беседы.

Совместный просмотр кинофильмов, театральных постановок –аналитическая беседа о героях, их поступках, об идее сюжета.

Методы обучения,используемые при освоении разделов программы и осуществлении учебно-воспитательного процесса

Методы, используемые в реализации образовательной программы: словесные, наглядные, информационно-коммуникативные, диагностические.

Метод применения информационно-коммуникационных технологий позволяет обучать детей c использованием специальных информационных, демонстрационных программ. В практике работы объединения используются: мультимедийные занятия, занятия с использованием видеоматериалов и материалов интернет- ресурсов. Обучающиеся в процессе освоения новых танцевальных движений изучают их особенности, в том числе имеют возможность увидеть замедленное исполнение, что повышает наглядность и доступность материала.

Диагностические методики, позволяющие определить уровень освоения программы и личностное развитие обучающихся, подбираются отдельно для каждого образовательной раздела. Программа предполагает отслеживание результатов обучающихся с помощью наблюдения, тестирования, творческих заданий, открытых занятий, контрольных испытаний, диагностики, анкетирования родителей, соревнований и выступлений.

Образовательный процесс организован как гибкая система, адаптированная к различным ситуациям личностного развития и создающая необходимое пространство для физического и творческого саморазвития. Занятия включают чередование различных видов деятельности:

-музыкально-ритмические;

- упражнения общей и специальной физической подготовки, игры;

- слушание музыки, тренировочные упражнения с предметами и без;

- хореографическая подготовка;

- танцевальные движения и комбинации, импровизация.

Материально-техническое обеспечение

#1057;портивный зал, отвечающий всем санитарно-гигиеническим требованиям,

с напольным покрытием (гимнастический ковёр) 9х5 м, зеркалами, хореографическим станком.

#1040;удио- и видеотехника: музыкальный центр, ноутбук.

#1043;имнастические маты-4шт.

#1060;леш-карты или DVD-носители с обучающей информацией по различным направлениям хореографии.

#1085;осители с записью, соответствующей по темпоритму и характеру музыки.

#1054;бучающимся необходимо иметь специальную тренировочную одежду и обувь (удобную и лёгкую).

#1043;имнастические предметы: гимнастическая скакалка – 15 шт., гимнастический обруч 15 шт., гимнастический мяч – 15 шт., утяжелители для ног – 15 шт., гимнастические мячи – 15 шт.;

#1050;остюмы для выступлений и соревнований.

9. Весы (до 80 кг) – 1 шт.

Информационное обеспечение:

- специальная литература, аудио-, видео-, фотоматериалы;

-видео и DVD материалы с записью соревнований по эстетической и художественной гимнастике, конкурсов, фестивалей;

-видео материалы: техника выполнения акробатических элементов;

-видео материалы: техника выполнения элементов классического экзерсиса;

- видео материалы: техника выполнения по современной хореографии;

-видеоматериалы: техника выполнения элементов эстетической гимнастики;

- интернет -источники.

5. Список информационных источников

Список нормативных документов

#1050;онцепция развития дополнительного образования детей− (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

#1050;онцепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 - 2020 годы (Утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 3 апреля 2012 г. № Пр. – 827).

#1052;етодические рекомендации по проектированию ДООП, письмо Минобрнауки РФ от #1075;. №09-3242.

#1055;орядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства просвещения РФ от #1075;. №196).

5.Постановление администрации Каменского муниципального района №63 от г. "Об утверждении положения о персонифицированном финансировании в системе дополнительного образования детей в Каменском муниципальном районе".

6. Постановление администрации Каменского муниципального района №83 от г. "Об утверждении программы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Каменского муниципального района Воронежской области".

7.Постановление администрации Каменского муниципального района от №349 "О внесении изменений в постановление администрации Каменского муниципального района от г. №83 "Об утверждении программы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Каменского муниципального района Воронежской области.
8.
Постановление администрации Каменского муниципального района от №350 "Об утверждении нормативной стоимости дополнительных общеразвивающих программ на 1 обучающегося (по направлениям) в рамках программы персонифицированного финансирования в системе дополнительного образования детей на территории Каменского муниципального района Воронежской области.

#1055;риказ Минтруда России от N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в Минюсте России N 52016).

#1055;риказ Департамента образования науки и молодежной политики Воронежской области №1194 от #1075;. «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ и прил. №1 к данному приказ.

11.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

#1060;едеральный Закон от № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» п. 9 ст.2; п.1 ст.12; п.5 ст. 12; п.3,6 ст. 28, 13, 17; часть 3ст 34.

Локальные акты, регламентирующие учебно-образовательную деятельность в МБУДО «ЦРТДиЮ»:

1. Положение о внутренней оценке качества образования в МБУДО «ЦРТДиЮ».

2. Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе.

3. Положение о порядке, формах, периодичности аттестации обучающихся МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества».

4. Положение о правилах приема в МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества» Каменского муниципального района Воронежской области.

5. Положение о режиме занятий обучающихся МБУДО «ЦРТДиЮ».

6. Положение о формах обучения по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам МБУДО «ЦРТДиЮ».

#1057;писок литературы, используемый педагогом

1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. Учебное пособие.

2. Андреев И.В. Психология и педагогика. Учебное пособие. М. Эксмо. 2008г.

#1041;акал Д.С.и др. Большая олимпийская современная энциклопедия. М.

#1041;рыкин А. Т. Смолевский, В.М. Гимнастика. М, 1985г

#1043;енералова И.А. Мастерская чувств. Методическое пособие. С-Пб, 2006г. #1050;узмина К.А. Белянина С.И. Анатомия, физиология, гигиена человека,

7. Малов В. И. 100 великих достижений. М. Вега, 2007г.

#1054;сновы циркового творчества. МГУКИ, 2004г.

#1055;авлов И.Б.БаршайВ.М, Ихимчук В.Н. Гимнастика с методикой

10. Панфилова А.А.Хрестоматия по анатомии. Саратов. Лицей, 2005г.

#1055;идкасистый П.И. Педагогика (учебное пособие). Петрозаводск. Юрайт,2011г.

#1055;именов О.В. Опорно- двигательная система. Воронеж. 2009г.

13. Поляков В.С. На зарядку становись. М. Детская энциклопедия 2009г.

#1055;рограмма для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.

#1057;мирнов А.Т. Основы безопасной жизнедеятельности. М, Просвещение

#1058;ётушкина А.А. ОБЖ. Секреты преподавания. Волгоград. Учитель. 2009г.

#1060;илиппова Е.И. Методические рекомендации по классическому экзерсису

#1064;евченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности, 2005г

#1055;равила вида спорта «Эстетическая гимнастика», 2017г.

Электронные ресурсы для педагога:

Федерация Эстетической гимнастики

Эстетическая гимнастика. История, техника, правила соревнований

Газета "Здоровье детей"-

Фестиваль пед. идей «Открытый урок» -

; Видеоуроки modern-jazz & contemporary dance
;«Облёт» (перекат через лопатки)
;«Книжка» (пролёт над полом)

УКЛАДКА". Партерная танцевальная техника

; Позиции ног | Modern-jazz Авторская методика Евгении Образцовой - экзерсисы у станка и на середине

Джаз - танцевальная комбинация. Battement tendu jete. Ball change
;Книжка. Элементизпартернойтанцевальнойтехники
Разминка, разогревWARMUP
TiltРазминка, разогревWARMUP
Layout (Наклонкорпусаотноги) - Layoutfront (вперёд);-
LungeLUNGEвперёд - LUNGEвсторону

Curve и arch

- Roll down & roll up (роллдаунироллап)

Flat back (флэтбэк)

WARM UP WARM UP

Учимся вращать туры. Tours

Джаз - танцевальная комбинация

Экспресс- урок: гимнастика Бориса Князева

Разогрев перед балетным классом с Марией ХоревойЭкзерсис у станка

Занятие по хореографической подготовке

Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей.

Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновац.курс Казань: Изд-во Казан. Ун-та 1996.

Асмолов А.Т. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, #1089;.

Безрукова Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург:Деловая кн. #1089;.

Бабанский Ю.К. Педагогика. "М.: Просвещение, 1988.

Богановская М.С. Музыкально - хореографическое искусство системе эстетического воспитания. М:ВНМЦНТ и КПР, 1986. 92 с.

Бондаренко Л.А. Методика хореографической работы в школе. М.; Искусство, 1984,

Бриске И.Э. Руководитель самодеятельного коллектива народного танца: Метод, пособие. Челябинск. 1988.

Головкина С.Н. Уроки классического танца. М.; Искусство, 1989.

Егорова Л. В. Воспитывает танец Сов. педагогика. ft>90. № 2. С. 47-49.

Захаров Р.В. Беседы о танце. М.Профиздат, 1963.

Захаров Р. В. Записки балетмейстера. М.: Искусство, 1976.

Захаров Р.В. Искусство балетмейстера. М.: Искусство, 1954.

Захаров Р. В. Работа балетмейстера с исполнителями. М.: Искусство, 1967.

Захаров Р.В. Слово о танце. М.: Мол. Гвардия, 1979.

Захаров Р.В. Сочинение танца: Страницы пед. Опыта.М.: Искусство. 1983.

Ивлева Л.Д. Субъект воспитания в хореографической самодеятельности. Челябинск, 1988.

Илупина А., Луцкая Е. Ансамбль народного танца СССР под руководством Игоря Моисеева. М..1966.

Каргин А. С. Самодеятельное творчество: история, теория практика.М.: Просвещение, 88.

Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном, художественном коллективе. М.: Просвещение.1984.

Карташова Н.Н. Воспитание танцем; заметки балетмейстера. Челябинск; Юж.-Урал. Кн.

Константиновский Учить прекрасному. М. Мол. гвардия, 1972.

Лепешинская О. Правда жизни, правда искусства// Балет. 1984 №3

Лициская Т. Ритм плюс пластика: справочник. М. Москва правда ,1987.

Миловзорова М.С. Анатомия и физиология человека: Учеб. для уч-ся хореогр. училищ. М.: Медицина. с.

Попова З.Н. Учимся танцевать: В помощь учителям и руководителям дет.танцевал, коллективов. Якутск: Якутполиграфиздтат., 1992. 146 с.

Проблемы наследия в хореографическом искусстве: Сб. ст М.: ГИТИС, 1992. 167 с. Ритмика и основы хореографии: Прак. Курс авториз. Излож. КурьяковИ.М..: Академ. Изд-во МЭГУ. #1089;.

Соколовский Ю.Е. Коллектив художественной самодеятельности. М.: 1979.

Телегин А.А. Экспериментальная программа и методические рекомендации по предмету «Ритмика и танец». Для сред. Общеобразоват. шк. 1-9 кл. Самара: Б. И

Халабузарь П.В. Эстетическое воспитание в школах искусств. М.:Просвещение, 1988.

Цареградская Т.В. На танцплощадке три века назад. М. Знание, 1991.

Щуркова Н.Е. Беседы с тренером о воспитании. М.: ФиС, 1979.