УЧИТЕЛЬ ГОДА - 2025
Предварительный просмотр:
Эссе «Я – УЧИТЕЛЬ»
участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года – 2025»
Жилиной Алены Александровны, учителя начальных классов
МОУ «СОШ «Созвездие» с.Тёпловка»
Вечная загадка не та, у которой вообще нет разгадки,
а та, у которой разгадка всякий день новая.
Станислав Ежи Лец
Каждый взрослый человек, я уверена, помнит свое самое первое Первое сентября, когда он, семилетний малыш, робко и несмело переступил порог Школы. Кто там, за горизонтом? Может добрая фея, которая все устроит, лишь взмахнув волшебной палочкой? Может злая колдунья, которая будет требовать выполнения непосильных задач?
Мне повезло, мою первую учительницу, Гриняеву Марию Андреевну, можно смело назвать мудрой волшебницей. Ах, какие были у нее уроки! Не просто объяснение темы или решение уравнений. Это была магия! Как по мановению волшебной палочки оживали математические законы, а орфограммы русского языка превращались в завораживающие узоры, становясь ключами к познанию.
Её уверенность, энергичность, внутренняя гармония, а также авторитет среди коллег и учеников создавали образ успешного человека, что сильнейшим образом повлияло на мое самоопределение. Поэтому, отучившись в Саратовском государственном университете им. Н.Г.Чернышевского, я вернулась в родную Тепловскую школу в роли учителя начальных классов. И, как у любого начинающего педагога, начались поиски того фундамента, на котором строится учительский путь, путь, полный самоотдачи, ответственности и непрерывного роста.
Не погрешу против истины, если скажу, что и в роли молодого учителя боязно поначалу переступать школьный порог. Но, вспомнив Марию Андреевну, я решилась, определив для себя и своих учеников ключевые моменты, вот они:
- удивлять и удивляться самой;
- каждый день, дружно взявшись за руки, делать новый шаг за горизонт;
- отвечать и спрашивать, спрашивать и отвечать;
- радовать и радоваться!
Что значит удивление для первоклассника? Это то, что привлекает, притягивает и не отпускает. Это Тайна, которая остается Тайной до тех пор, пока не будет разгадана. А сразу после Разгадки появится новая Тайна, и так будет всегда. Младший школьник знает то, что пока неведомо дошкольнику, и в то же время познания ученика среднего звена являются для третьеклассника тайной за семью печатями. Главное слово здесь Тайна. Именно с Тайны все начинается. Мало узнать – важно понять, как это происходит в рамках тех знаний и тех ощущений, которые отпущены нам в этом мире. Это сложный процесс, и мне на помощь пришли загадки. Не случайно в основе слова «загадка» слово «гадать», что значит «думать», «размышлять». Научить ребенка думать, передать ему накопленный опыт нам поможет загадка!
Признайтесь, вы любили в детстве разгадывать загадки?
Сможете вспомнить некоторые из них? А разгадать?
Зимой и летом одним цветом. (елка)
Два конца, два кольца, посредине гвоздик. (ножницы)
Летом серый, зимой белый. (заяц)
Педагогическая ценность загадок велика. Она знакомит ребенка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления, и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления и воображения. Помогает активизировать внимание, умение понимать и чувствовать художественный образ, развивает речь, любознательность, тренирует память.
Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления. Если же загадка не разгадана, это вызывает в нем жажду познания, чтобы сравняться с другими, «не быть хуже других». Загадка, таким образом, стимулирует умственную деятельность детей, прививает вкус к умственной работе. Поиск ответов на загадки можно сравнить с анфиладой дверей сказочного дворца: стоит открыть одну, решив поставленную задачу, как тут же перед тобой возникает следующая, а за ней еще и еще.
Загадка, по словам К.Д. Ушинского, «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей умственные силы ребенка, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приручая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству.
Мной подмечено, что наиболее эффективно запоминается учебный материал, если он проведен в загадках и играх-загадках.
Преодолев первую ступеньку, мы поднимаемся выше. Не просто назвать отгадку (правило, признак, свойство), а объяснить, про-го-во-рить!
В процессе всей учебной работы школьников учитель должен «вмешиваться» в их речь. Обращать внимание на то, чтобы дети правильно произносили слова, верно ставили ударение, выбирали слова, наиболее точно выражающие мысли, учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы. Без специальной работы над содержанием и его речевым выражением дети научатся лишь болтать, не задумываясь над содержанием и его грамотным оформлением, а это не только бесполезно, но и вредно для общего и речевого их развития.
А развитая речь — это почти то же, что развитое мышление, потому что речь тесно связана с мыслью. Речь нужно развивать все время, опираясь на мышление. Надо сделать так, чтобы одновременно с заботой о речи возбуждать у детей работу мысли. А это значит, что надо, чтобы ребенок внимательно наблюдал, старался понять, запоминать, чтобы его наблюдения были связаны с анализом, нахождением сходств и различий, классификацией, общением, систематизацией, объяснениями и доказательствами. Лишь при этих условиях у ребенка разовьется полноценная речь.
Сегодня я, участвуя в проектно-исследовательской лаборатории «Развитие индивидуальных способностей – залог успешности каждого ребенка» МОУ «СОШ «Созвездие» с. Тепловка» регионального уровня, ставлю перед собой очередную задачу: научить детей говорить, а не кликать. Это задача, требующая терпения, времени и постоянных усилий. Но результат стоит этих затрат: способность к ясным и уверенным выражением своих мыслей — это ключ к успеху в жизни.
А чему же радуются мои ученики, что вызывает у них неподдельный восторг? Конечно, это результаты собственного труда. Как герои сказов и былин, справившиеся со всеми заданиями, пройдя все испытания, превращаются в настоящих богатырей, так и мои девчонки и мальчишки, еще вчера такие несмышленые, сегодня становятся серьезней, а завтра, завтра они уйдут от меня к другим учителям, а я, я снова буду встречать на пороге Созвездия будущих исследователей.
Какой же это тяжелый труд, требующий полной самоотдачи, и какая же это радость, наблюдать, как день ото дня растут твои ученики, взрослеют, разгадывают все новые и новые загадки! И, быть может, кто-то из моих учеников выберет самую важную в мире профессию, станет Учителем!