5. Проектно-исследовательская лаборатория (ПИЛ)
Участие в школьных проектах дает возможность ученикам расширить свои знания по изучаемому предмету, получить необходимые для дальнейшей жизни, учебы и работы навыки, разносторонне исследовать интересующую область знаний, научиться взаимодействовать в команде. Такая активная форма обучения требует от педагогов тьюторского участия в работе над проектом с использованием современных технических средств оснащения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pil_e6ff269f-c3fd-4c2a-8783-ea77967b11cc.docx | 222.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято
Педагогическим советом
МОУ «СОШ «Созвездие» с. Тепловка»
Протокол от __________ № _____
Утверждаю
Приказ от _____ № ______
Директор МОУ «СОШ Созвездие»
с. Тепловка»
___________ Верещагина Е.А.
Программа
проектно-исследовательской лаборатории (ПИЛ)
«Развитие индивидуальных способностей –
залог успешности каждого ребенка»
Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «Созвездие» с.Тепловка Новобурасского района Саратовской области»
- Цели, задачи программы
- Тема программы: «Развитие индивидуальных способностей – залог успешности каждого ребенка».
- Цель программы: создание условий для успешного развития ребенка, с опорой на индивидуальные особенности и собственный накопленный опыт.
- Задачи программы:
- выявление проблем, соответствующих заявленной теме;
- повышение компетентности педагогических работников в рамках выбранного проблемного поля;
- внедрение результатов исследовательской работы педагогических коллективов в образовательную практику;
- участие в создании системы информационной поддержки Лабораторий в рамках ММО;
- привлечение к работе родителей для создания в семье необходимых условий;
- публикация материалов, отражающих результаты деятельности участников Лабораторий.
- Обоснование значимости программы для развития региональной системы образования
Одной из целей образовательной политики Российской Федерации и Саратовской области в сфере образования является разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для формирования модели выпускника.
Исходя из этого перед педагогическим коллективом МОУ «СОШ «Созвездие» с. Тепловка» была поставлена задача по созданию условий воспитания и развития конкурентноспособного выпускника.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Организационная структура МОУ «СОШ «Созвездие» с. Тепловка» позволяет создать условия, необходимые для преемственности всех уровней общего образования, создания условий через систему мероприятий по теме проектно-исследовательской лаборатории для расширения зон ближайшего развития, обеспечивающего адекватную социализацию на разных ступенях образования.
2. Программа реализации инновационного проекта (программы)
- Исходные теоретические положения программы
Заявленная тема программы «Развитие индивидуальных способностей – залог успешности каждого ребенка» обусловлена тем, что построение развивающего образования дошкольников, школьников начального и среднего звена является сегодня общим требованием к условиям реализации каждой образовательной программы. Именно образовательная работа, ориентированная на зону ближайшего развития, определяется в Федеральных государственных образовательных стандартах как одно из необходимых условий «создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике данного возраста». Решение данной задачи возможно через реализацию проектно-исследовательской лаборатории (далее – ПИЛ) на базе МОУ «СОШ «Созвездие» с. Тепловка». Работа ПИЛ организуется в соответствии с ФГОС ДО, ФГОС ФОП НОО, ФГОС ФОП ООО, Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", построена с учетом реализации основной образовательной программы дошкольного образования, основного образования МОУ «СОШ «Созвездие» с. Тепловка».
2.2 Анализ условий, необходимых для реализации программы/проекта
Для реализации программы в МОУ «СОШ «Созвездие» с. Тепловка». имеются следующие условия:
Кадровое обеспечение
Педагогический коллектив МОУ «СОШ «Созвездие» с. Тепловка» насчитывает 23 педагога, из них 3 – внутренних совместителей. 21 педагог с высшим образованием, 2 имеют среднее специальное образование, из них один человек обучается в педагогическом университете. В Филиале МОУ «СОШ «Созвездие» с. Тепловка» в с.Ириновка работают 8 педагогов, высшее образование у 7 чел.
В структурном подразделении МОУ «СОШ «Созвездие» с. Тепловка» заняты 1 старший воспитатель, 5 воспитателей, 1 музыкальный руководитель, из них высшее образование имеют 3 педагога, среднее профессиональное - 4 педагога.
Педагоги имеют достаточный для участия в проектной деятельности уровень квалификации: высшую квалификационную категорию имеют 4 педагога Школы и 2 педагога Филиала: первую 9 и 2 соответственно. В структурном подразделении 2 педагога имеют высшую квалификационную категорию, 1 – первую.
Повышение профессионального мастерства педагогов осуществляется на протяжении всего учебного года через:
- систему методической работы с педагогическими кадрами внутри учреждения;
- участие их в работе муниципального методического объединения педагогов;
- семинары, информационно-методические совещания,
- курсовую переподготовку в ГАУ ДПО «СОИРО»,
- систематический обзор новинок педагогической литературы и статей профессиональных журналов,
- работу над индивидуальными планами по самообразованию.
Таким образом, МОУ «СОШ «Созвездие» с. Тепловка» располагает необходимым кадровым потенциалом, отвечающим требованиям ФГОС дошкольного, начального и основного общего образования. Педагоги способны к инновационной деятельности, обладают необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в профессиональной деятельности. В их компетентность входит осуществление обучения и воспитания дошкольников и школьников с использованием современных образовательных технологий, в том числе: деятельностного и проектного методов, информационно-коммуникационных и личностно-ориентированных технологий. Педагогические работники МОУ «СОШ «Созвездие» с. Тепловка» способны эффективно применять учебно-методические, информационные и иные ресурсы для реализации инновационной деятельности.
Информационное обеспечение
- сайт МОУ «СОШ «Созвездие» с. Тепловка» https://shkolasozvezdieteplovka-r64.gosweb.gosuslugi.ru/
- сообщество МОУ «СОШ «Созвездие» с. Тепловка» в Телеграмканале: https://t.me/SozvezdieTeplovka
- сообщество МОУ «СОШ «Созвездие» с. Тепловка» в ВК
Финансовое обеспечение
Материально-техническое оборудование, учебно-методическая литература, стимулирование педагогического коллектива, внедряющего проект – средства областного бюджета.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации образовательного процесса в школе оборудовано 20 кабинетов, в том числе специализированные классы. Кабинеты оснащены всем необходимым оборудованием и средствами для проведения занятий.
Для проведения практических занятий в школе имеются оборудованные лаборатории химии, биологии, физики и информатики, а также классы технологий, раздельного обучения мальчиков и девочек.
В школе созданы условия, способствующие укреплению здоровья обучающихся посредством физической культуры и спорта. Имеется спортивный зал, укомплектованный оборудованием, а также спортивные площадки по баскетболу и волейболу, футбольное поле. В спортивном зале имеется полный комплект для занятий по лыжной подготовке.
Для организации досуга в школе есть всё необходимое - актовый зал на 200 посадочных мест, оборудованный необходимой оргтехникой, современной музыкальной аппаратурой; кабинет музыки; танцевальный зал.
В постоянном режиме функционируют компьютерный класс, лингафонный кабинет, библиотека, учительская, кабинеты администрации, психолога, актовый зал. Компьютерный парк школы содержит 50 компьютеров. Во всех предметных кабинетах есть автоматизированное место учителя. Все компьютеры школы объединены в единую локальную сеть с выходом в Интернет по отдельно выделенному высокоскоростному каналу.
Для обучающихся и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в течение всего учебного времени в учительской.
Структурное подразделения размещается на первом этаже 2-х этажного здания МОУ «СОШ «Созвездие» с. Тепловка».
В структурном подразделении сформирована материально-техническая база для реализации образовательных программ, жизнеобеспечения и развития детей и оборудованы следующие помещения:
- музыкальный зал, совмещенный с физкультурным – 1;
- групповые комнаты -3;
- спальные комнаты – 3.
- методический кабинет – 1 шт.
Для осуществления образовательного процесса в структурном подразделении дошкольного образования создана полифункциональная развивающая предметно- пространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС ДО. Развивающая предметная среда оборудована с учётом возрастных особенностей детей. Игровые и наглядные пособия, учебные материалы соответствуют современным психолого-педагогическим требованиям.
Групповые помещения обеспечены современной мебелью, игровым оборудованием, дидактическим материалом, развивающими играми в достаточном количестве, в соответствии с возрастом детей и ФГОС ДО.
Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает все условия для организации разнообразных видов детской деятельности, с учетом интересов детей и возрастных особенностей.
Созданные необходимые условия использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) помогают педагогам активно создавать и использовать в совместной образовательной деятельности инновационные образовательные продукты.
Социальное партнерство
Педагогический коллектив МОУ «СОШ «Созвездие» с. Тепловка» осуществляет деловое, практическое и научно - консультативное сотрудничество с различными организациями.
Организация | Цель взаимодействия |
МУ "Информационно-методический центр управления образования» | Осуществление методического сопровождения ДОУ; координация деятельности инновационной площадки; участие в методических мероприятиях на муниципальном уровне |
Врачебная амбулатория с. Тепловка | Обеспечение медицинского обслуживания уч-ся и воспитанников |
Тепловская сельская библиотека | Приобщение детей к чтению: тематические беседы; экскурсии; викторины; |
Тепловский СДК МУ "СКО" УКиК администрации Новобурасского МР | Участие воспитанников и уч-ся в праздничных концертах; совместные мероприятия, акции, развлечения |
Школьный историко-краеведческий музей «Хранитель давности» | Тематические беседы; экскурсии |
На уровне среднего общего образования в МОУ «СОШ «Созвездие» с.Тепловка» организован психолого-педагогический класс, мероприятия которого согласованы с дорожной картой ГАУ ДПО СОИРО
2.3 Этапы, содержание и методы деятельности в рамках ПИЛ
№ п/п | Этап | Срок реализации | Содержание этапа |
1 | Подготовительный | Май- август 2024 год | Изучение литературы по теме ПИЛ, проведение диагностики, планирование работы; Определение содержания образовательной работы по теме лаборатории; Выявление готовности педагогического коллектива к работе в условиях реализации проекта. |
2 | Основной | 2024-2025 учебный год | Обеспечение условий для реализации программы исследования (подготовка материальной базы, распределение управленческих функций, научно-методическое и кадровое обеспечение); Отслеживание промежуточных результатов, корректировка программы; Профессиональное развитие педагогических и руководящих; Консультативная поддержка педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам реализации программы; Участие педагогов, воспитанников структурного подразделения и учащихся в конкурсах; Организация практико-ориентированных мероприятий – семинаров, вебинаров, мастер-классов и т.п.; Трансляция инновационного педагогического опыта через публикации, выступления, размещение информации на официальном сайте МОУ «СОШ «Созвездие» с. Тепловка» и в социальных сетях. |
3 | Заключительный/ диагностический | 2025-2026 учебный год | Обобщение результатов работы и подведение итогов деятельности лаборатории; Проведение мониторинга (диагностики) индивидуального развития детей перед переходом на следующую ступень обучения, а также диагностика успешности обучения после перехода на следующую степень обучения; Обработка данных, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы и модели в соответствии с результатами. |
2.4 Прогнозируемые результаты
Период | Дошкольное образование | Начальное образование | Основное образование |
1 | Разновозрастная группа | 3 класс | 7 класс |
2024-2025 | Определение маршрутов обучения и воспитания | ||
Развитие новообразований: воображение, произвольность поведения, познавательный интерес через "почему"; эмоциональная стабильность | Интерес, внешняя мотивация | Повышение мотивации посредством расширения зоны ближайшего развития. | |
2 | Подготовительная группа | 4 класс | 8 класс |
2025-2026 | Переход от внешней мотивации к внутренней | ||
Развитие произвольности когнитивных процессов, волевых качеств, наглядно-действенного мышления | Индивидуальный подход: лестница успеха | Индивидуальный подход, профориентация, выход из «зоны риска» | |
3 | 1 класс | 5 класс | 9 класс |
2026-2027 | Адаптация | ||
Повышение произвольности когнитивных процессов, волевых качеств, наглядно-действенного мышления | Расширение зоны ближайшего развития, внутренняя мотивация, успешность | Участие в конкурсах, успешная сдача экзаменов. | |
Портрет выпускника (см.Приложение) |
2.5 Средства контроля и обеспечения достоверности результатов
Для определения уровня достижения у детей возраста поставленных программой задач будут использованы диагностические методики, целевыми ориентирами которых станут задачи реализуемого плана в соответствии с возрастом.
Методика | Автор |
Методика определения мотивации к обучению | Р.С.Немова |
Выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся | Т.В.Дубовицкая |
«Три дерева» Проективная, межличностные отношения | Э. Клессманн |
Психодиагностика | Г.Мюнстенберг |
Определение коэффициента логической и механической памяти | А. Р. Лурия |
Исключение понятий | С.Х. Сафонова |
Ригидность мышления | А. С. Лачинс |
Средства промежуточного контроля:
Методика | Автор |
Изучение мотивации обучения | М.Р.Гинзбург |
Социализированность личности учащегося | М.И.Рожкова |
Готовность подростков к выбору профессии | В.Б.Успенский |
2.6 Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме инновационного проекта, использованных при его разработке
1. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10.
2. Занков, Л.В. Дидактика и жизнь. - М., 1968.
3. Сериков, В.В. Личностно развивающее образование: мифы и реальность // Педагогика. Научно-практический журнал. - 2007. - №10.
4. Тубельский, А.Н. Новая модель образования старшеклассников: опыт создания / А.Н. Тубельский, М.Е. Кукушкин, М.В. Старостенко. - М: Сентябрь. 2001.
5. Ямбург, Е.А "Школа для всех". - М., "Новая школа", 1997.
6. Бордовская, Н.В. Модели образования. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан: учебник для вузов // Питер - СПб.: Издательство "Питер", 2000.
7. Захарова, Р.А. Интерпретация и авторизированный адаптированный вариант работы В.А. Ситарова и В.Г. Маралова "Диагностика и развитие позиции ненасилия у педагога". - М., 1997.
8. Немова, Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху. - М.: Сентябрь, 2002
2.7 Участники лаборатории
(в соответствии с приказом № 74 от 23.05.2024г. «Об открытии в МОУ «СОШ «Созвездие» с. Тепловка» проектно-исследовательской лаборатории по теме «Развитие индивидуальных способностей – залог успешности каждого ребенка».
№ п/п | ФИО | Место работы | Занимаемая должность |
1 | Коновалова Екатерина Анатольевна | МОУ «СОШ «Созвездие» с. Тепловка» | Заместитель директора по УВР |
2 | Подифорова Ольга Владимировна | МОУ «СОШ «Созвездие» с. Тепловка» | Педагог-психолог |
3 | Жердецкая Надежда Александровна | Структурное подразделение МОУ «СОШ «Созвездие» с. Тепловка» | Старший воспитатель |
4 | Жилина Алена Александровна | МОУ «СОШ «Созвездие» с. Тепловка» | Учитель начальных классов |
5 | Марьина Юлия Анатольевна | МОУ «СОШ «Созвездие» с. Тепловка» | Учитель иностранного языка |
- Организация семинаров, конференций, круглых столов, семинаров, вебинаров, мастер-классов по проблематике работы лаборатории
Наименование мероприятия | Статус (уровень УО, муниципальный, региональный, межрегиональный) | Сроки проведения | Ответственные |
Организационно-методическое совещание по проведению мероприятий по плану проектно-исследовательской лаборатории | школьный | Сентябрь 2024 | Коновалова Е.А. |
Хакатон «Архитектура урока» | школьный | Ноябрь 2024 | Марьина А.А. |
Презентация собственного опыта (внеурочная деят-ть) | Муниципальный, ММО уч. нач.кл. | Декабрь 2024 | Жилина А.А. |
Презентация собственного опыта | Муниципальный, ММО уч. иностр.яз. | Март 2024 | Марьина А.А. |
Мастер-класс «Подготовка кукольного спектакля» | муниципальный | Апрель 2024 | Жердецкая Н.А. |
Совещание «Подведение итогов первого года работы ПИЛ» | школьный | Май 2024 | Подифорова О.В. |
- Публикация статей, тезисов, докладов, методических разработок по проблематике работы лаборатории
№ п/п | ФИО | Предполагаемое количество публикаций | Уровень публикации (статья в издании ВАК, РИНЦ, прочих изданиях, методических или дидактических изданиях; электронный/печатный) |
1 | Жердецкая Надежда Александровна | 2 | методические и дидактические издания; электронный/печатный |
2 | Жилина Алена Александровна | 2 | методические и дидактические издания; электронный/печатный |
3 | Марьина Юлия Анатольевна | 2 | методические и дидактические издания; электронный/печатный |
4 | Подифорова Ольга Владимировна | 2 | методические и дидактические издания; электронный/печатный |
- Организация конференций, конкурсов, фестивалей и прочих интеллектуальных мероприятий для обучающихся
Наименование мероприятия | Статус (уровень УО, муниципальный, региональный, межрегиональный) | Сроки проведения | Ответственные |
Нам есть, чем гордиться, нам есть, что любить! (краеведческая конференция в с.Лох) | муниципальный | Ноябрь 2024 | Марьина А.А. |
Я познаю мир (конференция в р.п. Новые Бурасы) | муниципальный | Февраль 2024 | Подифорова О.В. |
Метапредметная конференция в р.п. Базарный Карабулак | региональный | Март 2024 | Коновалова Е.А. |
Мое первое открытие (конференция младших школьников в с.Тепловка) | муниципальный | Май 2024 | Жилина А.А. |
Директор
МОУ «СОШ «Созвездие» с.Тепловка» Верещагина Е.А.
Приложение
Портрет выпускника
9 класс
Адаптация в период подготовки к итоговой аттестации
Участие в конкурсах
Успешная сдача экзаменов
8 класс
Переход от внешней мотивации к внутренней
Индивидуальный подход
Профориентация
Выход из «зоны риска»
7 класс
Определение маршрутов обучения и воспитания
Повышение мотивации посредством расширения
зоны ближайшего развития
Основное образование
5 класс
Расширение зоны ближайшего развития,
внутренняя мотивация, успешность
4 класс
Индивидуальный подход:
лестница успеха
- класс
Интерес, внешняя мотивация
1 класс
Повышение произвольности когнитивных процессов,
волевых качеств, наглядно-действенного мышления
Подготовительная группа
Развитие произвольности когнитивных процессов,
волевых качеств, наглядно-действенного мышления
Разновозрастная группа
Развитие новообразований:
воображение, произвольность поведения,
познавательный интерес через "почему";
эмоциональная стабильность