Обмен опытом
.
Уважаемые гости!
На этой страничке Вы можете познакомиться с моими методическими материалами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Игры и забавы в ненастную погоду под навесом или на веранде
Погодные условия не всегда позволяют проводить игры с детьми на открытом воздухе. В случае ненастной погоды весной, летом и осенью можно организовать проведение упражнений и забав, почитать стихи, заняться отгадыванием загадок на веранде или под навесом.
Предлагаю игры и развлечения, рассчитанные на проведение их на небольшой площади навеса или веранды, поэтому в них не могут участвовать все дети группы одновременно. Разнообразные двигательные задания дети выполняют по группам, по очереди, при этом можно организовать увлекательные соревнования между группками. Рекомендованные забавы просты, почти все они доступны детям младшего дошкольного возраста, но привлекательны и для старших дошкольников.
НА НЕБОЛЬШОМ СВОБОДНОМ МЕСТЕ
Сядем парочкой
Дети становятся спиной друг к другу и сцепляются согнутыми в локтях руками. Одновременно садятся и вытягивают ноги. Затем пробуют, согнув ноги и упираясь друг другу в спину, встать. Посмотрим, какой паре это удастся.
Кто сумеет?
В положении стоя надо поднимать по очереди правое и левое плечо, стараясь достать плечом ухо.
Варианты: Присев и упершись руками о пол, надо подпрыгнуть и поставить ноги врозь, при этом руки остаются на полу. Потом следует выпрямиться, отдохнуть и проделать упражнение еще раз.
Удержись!
Двое ребят становятся один против другого на расстоянии полушага, носки и пятки вместе, руки согнуты перед грудью ладонями вперед. В этом положении легкими толчками ладоней надо заставить партнера потерять равновесие. Тот, кто сдвинется с места, сойдет с него хотя бы одной ногой, проигрывает.
Бой петухов
Играющие, стараются вывести друг друга из равновесия, прыгая на одной ноге и толкая друг друга либо правым, либо левым плечом. Проигрывает тот, кто коснется земли второй ногой. Руки дети держат на поясе либо скрестно перед грудью; можно держаться одной рукой за носок согнутой ноги. Толкаться руками не разрешается. Побеждает тот, кто дольше удержится, прыгая на одной ноге.
Пролезь через руки
Сцепив пальцы обеих рук, надо попробовать пролезть через руки так, чтобы они оказались сзади. Руки при этом необходимо держать «на замке», не отпуская.
Не расшиби лоб
Предлагается встать прямо, затем спокойно нагнуться и, не сгибая коленей, коснуться их лбом. Если задание не получается, ребенок помогает себе руками, подтягиваясь, держась за бедра. Затем предлагается наклониться не плавно, а более резко, стараясь коснуться при этом лбом коленей с размаха. Но надо быть при этом осторожным, чтобы лоб не ушибить.
Дотянись
На расстоянии примерно шага от черты ставят городок (кубик). Не сгибая коленей, надо дотянуться до городка, взять его. Переступать черту нельзя!
Попробуй, подними
Ребенок встает перед городком, кеглей так, чтобы предмет остался за спиной на расстоянии длины стопы. Присев, он должен дотянуться до городка, взяться за него двумя руками и, не переступая ногами, удерживая равновесие, попытаться встать. Победит тот, кому удастся выполнить задание с одной попытки.
Поставь на место
Держа городок за спиной двумя руками, ребенок из положения стоя, ноги вместе, должен присесть, поставить городок на землю и встать, сохраняя равновесие.
Пройди под палку
Предлагается опереть палку одной рукой о пол перед собой и, не отпуская палки, пройти под этой рукой, поворачиваясь вперед противоположным плечом.
Выйди из обруча
Ребенок приседает в центре обруча, руками опираясь о пол спереди. Переступая ногами назад, выходит за обруч, не меняя позы. Затем так же входит в обруч и выпрямляется.
Шагни в обруч
Каждый играющий берет по обручу и держит его двумя руками внизу. Предлагается перешагнуть поочередно обеими ногами в обруч, а потом поднять его вдоль всего тела высоко над головой. Можно проделать и обратное движение: опустить обруч на плечи и ниже так, чтобы -удобно было перешагнуть из него назад.
Пролезь в обруч
Лежа на спине, дети держат обруч вверху. Потом надо подняться, сесть, наклониться вперед, приподнять ноги от пола и продеть их в обруч; лечь на спину, упереться ногами в пол, немного согнув их, приподнять туловище и снять с себя обруч через голову. Затем предлагается проделать те же движения, начав с головы. Кто проделает это быстрее? (Упражнение лучше всего проделывать на коврике.)
Выпрыгни из обруча
Положение то же, что и в предыдущем упражнении. Не отрывая рук от пола, оттолкнуться ногами и выпрыгнуть назад за обруч, потом впрыгнуть в него.
Попади в кеглю
Ребенку предлагается сесть и опереться руками сзади, ноги согнуть. Перед ногами кладется мяч. Он должен оттолкнуть мяч, выпрямляя ноги, так, чтобы попасть им в кеглю, поставленную на расстоянии 3—4 шагов.
Пропусти мяч
Ребенок садится, опираясь руками сзади и слегка подтянув ноги. Взрослый или кто-нибудь из товарищей с небольшим мячом в руках становится в нескольких шагах. Говоря «Хоп!», он прокатывает мяч в сторону сидящего. Тот быстро приподнимается, опираясь на руки и ноги, стараясь прогнуться так, чтобы мяч прокатился под ним, не задев его.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Весёлые упражнения»
(логоритмика на физкультурных занятиях)
Н.А.Ажгибкова, инструктор по физкультуре
Цель: информировать педагогов о возможностях использования логоритмических упражнений на физкультурных занятиях с дошкольниками, обосновать значимость логоритмики в развитии ритма, координации и мелкой моторики у детей.
Ни для кого не секрет, что дети развиваются в игре. Ведь именно игра воздействует на эмоциональное состояние человека. С ее помощью можно быстро активизировать или наоборот, успокоить ребенка. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр и игровых упражнениях.
Неоценима роль подвижных игр и игровых упражнений, в том числе со словесным сопровождением для развития мелкой моторики, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности, слухового и зрительного анализаторов, следовательно, подвижные игры и игровые упражнения способствуют ускорению развития речи. Физические упражнения с речитативом и упражнения на дыхание помогают увеличению жизненной емкости легких, насыщению крови кислородом, они совершенствуют деятельность сердечно - сосудистой системы, усиливают энергообеспечение организма и тем самым повышают работоспособность и выносливость.
С целью повышения двигательной активности, а также с целью укрепления дыхательной системы у детей на занятиях по физической культуре хорошо использовать элементы логоритмики с дыхательными упражнениями.
Логоритмика – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Элементы логоритмики включаются и в физкультурные занятия, что делает коррекционную работу более успешной.
Тематика игровых упражнений может быть различна, например: «Осенний лес», «Лесные звери», «В гости в сказку», «Зима», «Наша армия», «Космонавты», «Весна». Одна тема рассчитана на месяц.
На первых занятиях дети знакомятся со словесным сопровождением, выполняют упражнения по показу, на последних занятиях произносят словесный материал вместе с выполнением упражнений и упражнениями на дыхание. Чтобы интерес к занятию не угасал, можно заменять или дополнять словесно-двигательный материал. Дети выполняют все занимательные упражнения поточным способом.
Элементы логоритмики вводной части формируют эмоционально-положительное отношение и интерес детей к двигательной деятельности, тем самым повышают двигательную активность, а упражнения на дыхание укрепляют мышцы дыхательной системы. Темп дыхательных движений должен быть спокойным, не частым, а выдох – несколько длительнее вдоха. Полный выдох освобождает легкие от отработанного воздуха, что рефлекторно усиливает вдох. Дети делают вдох носом, на выдохе произносят звуки, сочетания звуков, односложные или многосложные слова, например: «Фыр!» — лошадка фырчит, «Мур!» — кошечка поет, «У-у-у!» — гудит самолет, «Ку-ка-ре-ку!» — поет петушок, «Х-ш-с!» — звуки леса и другие, одновременно выполняя двигательные упражнения. Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Известно также, что формирование движения происходит при участии речи.
Так же в вводной части занятия берутся различные виды ходьбы, перестроений и бега под музыку, упражнения с речевками.
При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив.
Например: (различные виды ходьбы с речевым сопровождением)
Зайка весело шагает, ножки выше поднимает
Вот так, вот так, ножки выше поднимает.
(ходьба, высоко поднимая колени)
Он на пяточках шагал, носик кверху поднимал
Вот так, вот так, носик кверху поднимал.
(ходьба на пятках)
На носочки зайка встал, по дорожке зашагал
Вот так, вот так, по дорожке зашагал
(ходьба на носках)
Логоритмика «Осень»
Дни становятся короче (присесть, прямые руки вперёд)
Но зато длиннее ночи (встать, руки развести в стороны)
Листья жёлтые кружатся (кружение на месте, руки поднять вверх ,опустить)
Тихо на асфальт ложатся (кисти двигаются, имитируя падающие листья)
Птицы улетают в тёплые края (присесть, кисти рук касаются пола, стоя на носочках, махать прямыми руками как крыльями)
«До свиданья, птицы» - говорю им я (махать правой поднятой рукой)
Грустно стало очень, потому что осень (руки опущены, голова наклонена)
Элементы логоритмики в вводной части способствуют эмоционально-положительному настрою и повышению двигательной активности детей.
Введение слова, особенно в стихотворной форме помогает сохранять ритм движения.
В основной части занятия элементы логоритмики можно использовать как в общеразвивающих упражнениях, так и в основных видах движений
(лазание по гимнастической лестнице с речевкой, упражнения с мячом).
При разучивании упражнений соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков.
В начале большинство упражнений выполняется на основе показа, совместных с педагогом действий, затем задания постепенно усложняются и постепенно педагог переходит к речевой инструкции.
На этапе освоения упражнения и на этапе автоматизации действий применяется метод "проговаривания в громкой речи".
Общеразвивающие упражнения разучиваются поэтапно: сначала текст, затем движения, потом произносят текст вместе с выполнением упражнений. Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища, произносятся в умеренном темпе с речевыми паузами и логическими ударениями. Все упражнения выполняются поточным способом.
При выполнении основных движений не все задания можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося слова. Это может вызвать расстройства дыхания, поэтому лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, другая произносит текст.
Например, при лазании по гимнастической лестнице одна подгруппа детей лазает по лестнице, а другая в это время произносит текст:
Ёжик топал по тропинке (дети поднимаются по лестнице)
топ, топ, топ, топ (спускаются)
И грибочек нёс на спинке (дети поднимаются по лестнице)
Топ, топ, топ, топ (спускаются)
При проведении физкультурных занятий с элементами логоритмики подбираются подвижные игры с речевым сопровождением.
Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры.
Тематика подвижных игр согласовывается с логопедом группы, который консультирует инструктора по физкультуре, на какую тему следует подбирать речевой материал, тем самым закрепляя материал лексической темы. В игры включаются различные формы передвижения – бег, прыжки, поскоки, ходьба и т.п., которые требуют быстроты, силы, ловкости, координации движений, выносливости и оказывают всестороннее воздействие на организм.
Игры с речевым сопровождением воспитывают такие качества, как внимание, инициатива, смелость, чувство товарищества, дисциплина, умение действовать в коллективе и способствуют развитию речи детей.
Музыкальное сопровождение игр ведет к еще более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений, воспитывает чувство ритма, развивает координацию движений.
В заключительной части занятия хорошо использовать игры и игровые упражнения малой подвижности со словесным сопровождением.
В каждое занятие включаются задания на развитие произвольного внимания, быстрых и точных реакций на зрительные и слуховые раздражители. Они совершенствуют зрительную, слуховую и двигательную память, способствуют увеличению объема слухоречевой памяти, формируют способность к сосредоточению и развитию волевой сферы детей. Сочетание движения и речи развивает умение владеть своим телом.
Использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей с речевой патологией, способствуют преодолению речевой патологии и в конечном итоге социальной реабилитации детей.
Комплекс ОРУ
1.Жили дружно, жили тихо ёж, ежата и ежиха.
И.п. - стоя лицом друг к другу, руки соединены.
Повороты головы в стороны
2.Еж с ежихой для ежат, припасали все подряд.
И.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны.
Поочередное сгибание правой и левой руки, сжимая пальцы
3.Вот ежиха у дорожки, видит гриб на толстой ножке.
Гриб большой ежихе нужен: ждут ежата гриб на ужин.
И.п. - широкая стойка ноги врозь.
Наклоны к правой, левой ноге, вперед; руки вперед
4. Пожелал ежихе ежик: - Не жалей, ежиха, ножек!
И ежиха убежала, в лапках гриб она держала.
И.п. - стоя на коленях, руки внизу в замке.
Сед справа и слева с выносом рук в противоположную сторону
5.Ежик дальше побежал... в луже желтый лист лежал.
И.п. - лежа на спине, руки внизу,
имитация беговых шагов
6.Еж на иглы лист нанижет, подбежит к норе поближе,
Там положит для ежат, пусть зимой в тепле лежат.
И.п. - упор присев.
Перекаты назад в группировке
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Раз, два, три, четыре, пять – снова вышли поиграть»
Подготовил: Н.А.Ажгибкова, инструктор по физкультуре
Летнюю работу в ДОУ принято называть оздоровительной. Этим определяется ее основная цель. Важно максимально использовать летний период для укрепления здоровья и отдыха детей.
Трудно представить себе летние прогулки без подвижных игр и развлечений. Любой ребенок – это маленький «вечный двигатель», «бегун» и «прыгун». Всевозможные лесенки, горки, турники на детской площадке – замечательные снаряды, которые помогут стать сильнее и выносливее. Не зря же они притягивают маленького спортсмена как магнитом. Пусть ребенок повисит на турнике, попробует покачаться вперед-назад, поднимет и опустит ноги. Такие упражнения помогут ему укрепить мышцы брюшного пресса.
Организуя игровую деятельность детей в течение дня, следует учитывать погоду. В жаркую погоду дети должны играть в более спокойные игры. Проводить их нужно в затененных местах участка или в лесу. В это время хороши игры с водой, пускание мыльных пузырей, настольные игры. В пасмурные дни должно быть больше подвижных спортивных игр.
Классификация подвижных игр разнообразна:
- с бегом;
-с прыжками;
- метанием;
- народные п. и.;
- спортивные упражнения.
Очень популярны у детей игры «Ловишка» в разных вариантах (с ленточками; с платочком; «ловишка» в парах; «ловишка, лови!», «Кот-котофей», «Бездомный заяц»)
В жаркую погоду рекомендуется проводить хороводные игры. («Горелки», «Жаворонок», «Селезень и утица», «Белые гуси», «Волк- волчок», «Золотые ворота» и др.)
Игры в кругу также не дадут переутомиться детям в жаркую погоду, а дети получат заряд бодрости. («Третий лишний», «Караси и щука», «Охотник и зайцы», «Вокруг домика хожу», «Воевода» и др.)
Игры с прыжками включают в себя «Классики», «Резиночка». Можно разнообразить схему классиков, установить способы прыжков.
Спортивные упражнения включают в себя элементы таких игр, как бадминтон, прыжки на короткой скакалке, баскетбол, футбол.
Предлагаю содержание некоторых подвижных игр.
«Шишки, желуди, орехи»
Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга. Ведущий произносит слово «орехи» («шишки» или «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье- то место. Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.
«Выше ноги»
Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой нельзя выбегать. Затем выбирают одного ловца. Он начинает ловить игроков, что убегают. При этом дети стараются оторвать ноги от земли (стать на скамейку или камень). В таком положении ловец не имеет права их осалить. Если ловец догонит игрока, то они меняются ролями. Ловцу запрещается подстерегать игрока, а остальные не должны оставаться с поднятыми ногами более чем 20-30 секунд.
«Светофор»
Описание игры На земле обозначают две линии метрах в 4-5 друг от друга, ведущий (светофор) становится между этими линиями, а все играющие должны встать за одной из них. Ведущий, отвернувшись от игроков называет какой-нибудь цвет и все игроки, у кого есть такой цвет в одежде переходят за другую линию. Те, у кого нет одежды такого цвета, должны пробежать мимо «светофора», а он в свою очередь должен коснуться кого-нибудь из «нарушителей». «Нарушитель» становится ведущим.
«Игры с мячом»
В начале игры ребята садятся в круг. Ведущий дает мяч одному игроку и включает музыку. Пока она звучит, дети перекатывают мяч друг другу. Как только музыка стихает, выбывает тот, у кого оказывается мяч. В конце игры из всех детей остается один, самый ловкий. Он и получит приз.
«Попади в цель»
Дети стоят за линией круга. В центре круга – ведущий. У одного из игроков мяч. Те, что стоят за кругом, кидают мяч в ведущего, стараясь попасть в него, или передают мяч товарищу, чтобы тот сделал бросок. Ведущий бегает, уклоняясь от ударов мяча. Игрок, который не попал мячом в ведущего, стает на его место.
. Игры с мячом развивают у ребенка зрительно-моторную координацию. Мяч можно бросать друг другу, скатывать с горки, катить по земле, бросать в цель или корзину. Учите малыша пинать мяч как правой, так и левой ногой.
«Игра с обручем»
Дети бросают небольшой мяч из - за спины через плечо правой или левой рукой, стараясь попасть в обруч (на расстоянии 2м).
Обруч можно не только использовать по назначению. Поиграйте с ним в интересные игры:
- Положите обруч на пол и бросайте в него предметы.
- Обруч может превратиться в руль – ребенок придумает веселую поездку на поезде, машине или самолете.
- Если положить на дорожке несколько обручей, то можно прыгать по ним, как по кочкам, изображая лягушку.
- Обруч может быть домиком, в который будет прятаться мышка, убегая от кошки.
- Поставьте несколько обручей на ребро – получился отличный тоннель для ребенка. Предложите ему проползти внутри него.
Пускаем мыльные пузыри
Вам кажется, что это очень легко? Ничего подобного! Ведь малышу придется научиться складывать губы трубочкой, дуть, да и, кроме того, ровно держать бутылочку, чтобы ее содержимое не выливалось. Покажите ребенку, что пузыри можно надувать не только специальной палочкой, но и соломинкой. Такие игры развивают речевое дыхание у ребенка.
Играем со скакалкой.
Прыгать через скакалку ребенок научится не сразу, а уже ближе к школе. Но это вовсе не означает, что с ней нельзя придумать множество интересных развивающих игр. Положите скакалку на пол, предложите ребенку перепрыгнуть через нее. Постепенно поднимайте ее выше и выше – через нее можно пролезать внизу, чтобы не задеть, перешагнуть. Из скакалки можно сложить интересные предметы – чашку, машинку, квадратик и т.д.
Тили-тили-стоп.
Ведущий произносит — тили-тили-стоп. Участники разбегаются в разные стороны. На слово «стоп» останавливаются. Ведущий отгадывает, сколько шагов к каждому игроку.
Предварительный просмотр:
Н.А. Ажгибкова,
инструктор по физической культуре
детского сада «Ромашка»,
СП МОУ «Павловская СОШ»,
г. Каргополь
Организация взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями дошкольников в рамках нового законодательства в сфере образования
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящей перед дошкольной образовательной организацией, выступает взаимодействие с семьей воспитанника для обеспечения полноценного развития личности ребенка.
В свою очередь и ФГОС ДО, вступивший в силу с 1 января 2014 года, отвечающий новым социальным запросам, определяет среди основных принципов принцип тесного сотрудничества образовательной организации и семьи. Основными задачами обозначены задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, а также обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Таким образом, ФГОС ДО регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок и педагог. Семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса. Поэтому свою педагогическую деятельность в рамках образовательной области «Физическое развитие» мы строим в соответствии с новым законодательством и с учетом потребностей детей и заказа родителей
Основным способом реализации сотрудничества инструктора по физкультуре и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники, то есть идет включение родителей в деятельность дошкольной образовательной организации. И надо помнить, что лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной организации и семье, целенаправленной деятельности родителей и педагога может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующая здоровье детей.
Выстраивая свою работу по взаимодействию с родителями, мы руководствуемся рядом принципов:
- Доброжелательный стиль общения педагога с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями. В общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. От позиции педагога к родителю зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
- Индивидуальный подход. Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь самое главное педагогические умения, которые помогут успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой-либо ситуации.
- Сотрудничество, а не наставничество. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня должна заменяться созданием атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, родителям демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
- Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
Содержательную сторону взаимодействия специалиста и родителей по проблеме физического развития ребенка мы определяем через различные его формы. А именно:
- анкетирование родителей с целью выявления знаний по воспитанию здорового ребенка;
- индивидуальные и групповые консультации;
- общие и групповые родительские собрания;
- совместное создание развивающей предметно-пространственной среды;
- Дни открытых дверей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале;
- организация дней Здоровья;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- проведение НОД с совместным участием родителей и детей.
На сегодня одной из основных форм работы по взаимодействию с родителями остаются родительские собрания. Традиционно осенью мы выходим на собрания в группы старшего возраста с темой «Здоровье и физическое развитие ребенка». На этих собраниях мы знакомим родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников, а так же рассказываем о том, какие двигательные навыки приобретают старшие дошкольники.
С 2013 года мы вводим в практику проведение НОД с совместным участие родителей и детей. В 2013 году было проведено занятие «Путешествие в город волшебных мячей» (средняя группа), в 2014 году - «Цирк зажигает огни» (старшая группа). Оба занятия были подготовлены инструктором по физической культуре и воспитателем группы. С большим интересом и увлечённостью дети и родители участвовали в этих занятиях. Как показывает практика, совместные физкультурные занятия способствуют гармонизации отношений родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной двигательной деятельности и установить эмоционально-тактильный контакт.
Перед проведением такого рода занятий родителей необходимо познакомить с основными правилами поведения:
- на протяжении всего занятия выступать в разных ролях - партнёра, помощника, тренера;
- контролировать поведение ребёнка без угроз и сравнения с другими детьми;
- принимать ребенка таким, какой он есть, независимо от его способностей;
- быть естественным, открытым, раскрепощённым;
- не допускать критических высказываний в адрес других участников.
Одной из эффективных форм работы по взаимодействию с семьей можно назвать и проектную деятельность. В этом учебном году нами был реализован проект Будь здоров!» с детьми и родителями старшей и подготовительной групп. Во время проведения проекта первоначально мы повели анкетирование родителей, которое помогло нам в дальнейшем определить главную цель работы с родителями по созданию единого образовательно-оздоровительного пространства «Детский сад - семья». Данный проект был направлен на всестороннее психолого-педагогическое и санитарно-гигиеническое просвещение родителей.
При проведении анкетирования родителей по выявлению знаний о здоровом образе жизни ребенка-дошкольника и выявлению потребности в оздоровительных услугах для своего ребенка в рамках получения дошкольного образования в дошкольной организации мы увидели проблему незаинтересованности многих родителей в организации двигательной деятельности детей. Это проявилось в следующих показателях:
- родители считают, что детям необходимы оздоровительные услуги и знания о здоровом образе жизни, но сами с детьми мало гуляют, очень редко проводят закаливающие мероприятия, занимаются физкультурой и спортом;
- в большинстве случаев родители безынициативны в организации совместной с ребёнком двигательной деятельности;
- в семье взрослые испытывают трудности в совместной с ребёнком организации физкультурно-игровой деятельности;
- родители малознакомы с оздоровительными методиками.
В связи с полученными результатами диагностики и с целью привлечения и заинтересованности детей, и родителей к физической культуре нами был проведен ряд мероприятий.
Фотоконкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» предполагал оформление выставки фотографий, на которых изображены члены семьи во время занятий спортом. Как выяснилось, в большинстве случаев родители с трудом могли найти фотографии связанные со спортом. Это послужило темой для дискуссии с родителями о том, как мы учим детей отдыхать и следить за своим здоровьем. Активное участие приняли дети в оформлении своими рисунками выставки «Моя спортивная семья». Завершающим мероприятием проекта стал спортивный праздник «Папа, мамочка и я - спортивная семья», в котором принимали участие семьи детей из подготовительной группы.
Неотъемлемой частью взаимосвязи инструктора по физической культуре и родителей является информационно-наглядная пропаганда. Это и буклеты с материалами для информированности об оздоровительной работе, а так же практический материал для использования в играх с детьми. Это и информационные листы и папки-передвижки, такие как «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Игры для физического развития ребенка дошкольного возраста», «Благодарим», «Профилактика плоскостопия», «Оборудование своими руками», «Играем дома с мячом» и др. В них помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, а также конкретные игры, в которые можно поиграть с ребенком дома, советы и рекомендации для родителей.
В заключении хотим отметить то, что использование разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы с семьями воспитанников нашего детского сада дает положительные результаты: меняется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей; родители приобретают необходимые знания о физическом развитии ребенка. В свою очередь, и внедрение ФГОС ДО дает большие возможности для эффективной организации совместной деятельности детского сада и семьи. Но при этом всегда надо помнить: ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольной организации не создано детско-взрослое сообщество: дети - родители - педагоги.
Используемая литература
1. Банникова, Л.П. Программа оздоровления детей в ДОУ. Методическое пособие / Л.П. Банникова. - М.: ТЦ «Сфера», 2008. - 46с.
2. Богина, Т.А. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие / Т.А. Богина. - М.: Мозаика-синтез, 2006. - 112с.
3. Данилина, Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Т.А. Данилина, Г.С. Ладога, М.Б. Зуйкова. - М.: «Аркти», 2005. - 80 с.
4. . Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников ДОУ / Т.Н. Доронова. – М.: 2002. - 120 с.
5. Доскин, В. А. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка / В. А. Доскин, Л.Г. Голубева. – М.: «Просвещение», 2006. - 112с.
6. Кузнецова, Е. В. Проектирование развития ДОУ. Методическое пособие / Е.В. Кузнецова, И.М. Гнездова, Т.Н. Романова. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. - 112с.
7. Корепанова, М.В. Контроль функционирования и развития ДОУ. Методические рекомендации / М.В. Корепанова, И.А. Линчанская. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. - 80 с.
Предварительный просмотр:
Н.А.Ажгибкова
инструктор по физической культуре
МОУ «Павловская СШ»
СП детский сад «Ромашка»
«Особенности полоролевого воспитания в физическом развитии дошкольников»
Проблема полоролевого воспитания всё больше приобретает актуальность в
настоящее время и обсуждается уже на протяжении более 10 лет. Особый инерес представляет дошкольный период, поскольку именно в этот возраст происходит переосмыслении взаимоотношений между полами, осознание себя как представителя определённого пола.
ФГОС ДО пунт 1.4 гласит , что построение образовательной деятельности в настоящее время должно осуществляться на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. В формировании личности ребёнка учёт индивидуального подхода невозможен без учёта педагогами психологической специфики пола ребёнка. Начиная с дошкольного возраста важно формировать у детей основные качества соответственно полу мужественность (смелость, решительность, ответственность) и женственность (заботливость,сромность, нежность).
Главная задача в детском саду: улучшение взаимоотношений между мальчиками и девочками, формирование у них адекватной оценки представителей противоположного пола, вовлечение детей разного пола в совместную деятельность.
Физическая культура всегда была базовой областью дошкольного образования, является главной составляющей в целостном и разностороннем развитии детей.
Традиционно её роль - формирование здоровья, обеспечение нормального роста, физического развития и физического воспитания детей. Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами.
Выводы ученых о физическом развитии детей дошкольного возраста
(С.Ярнесакс, Э.Ю.Пээбо, Э.С.Вильчковский Д. Еремеевой, Т.П. Хризман )
- Мальчики превосходят в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками :
- половые различия по продолжительности двигательной активности несущественны
- по объему — более значимы,
- по интенсивности — значительны (в пользу мальчиков). ,
- Отмечается зависимость от различных факторов, в том числе от сезонных явлений, климатических условий, от уровня постановки физического воспитания в детских учреждениях.
- Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково.
- Необходим дифференцированный подхода к ним в процессе физического воспитания.
Психофизические особенности развития ( разные антропометрические данные мальчиков и девочек.) | |
мальчики | девочки |
Лучше развито правое полушарие, участвующее в распознавании и анализе зрительных и музыкальных образов, формы и структуры предметов. Труднее обрабатывают информацию, полученную разными полушариями. У мальчиков лучше развита первая сигнальная система. Гормон тестостерон тормозит развитие центра головного мозга, отвечающего за развитие речи. При оценивании движения, что очень важно в интеллектуальном развитии, то речь его отрывиста, он помогает себе жестами. | Лучше развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речевой деятельности, письма, счета и логического мышления. Вторая сигнальная система раньше становится ведущей, поэтому девочки лучше воспринимают словесные пояснения |
В сознательной ориентации в пространстве большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча массой 1 кг | Большая частотой движений кистью руки; более высокие результаты во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большие результаты в прыжках в длину с места толчком одной ноги, большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; |
В дыхании задействованы мышцы брюшного пресса.. Легкие по величине больше, сила мышц рук и туловища больше | Дышат грудью |
Здоровье слабее. Организм хуже сопротивляется болезням. Многие болезни переносятся тяжелее. Крови на пол литра больше, чем у девочек | Более крепкое здоровье. Организм лучше сопротивляется болезням. Меньшая подверженность вредным влияниям внешней среды Кожная чувствительность выше. Сердце бьётся быстрее. Поэтому они такие суетливые Чувствительны к шуму |
Физически сильнее. Смелее. | Физически слабее. Быстрее утомляются. Трусливее |
Ориентируются на дальнее зрение | Ориентируются на ближнее зрение |
Более подвижны, менее усидчивы, т.к. потребность в движении выше в 4 – 6 раз. В 9 раз чаще страдают от своей гиперактивности. | Менее подвижны. Более усидчивы Центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, легче справляются с упражнениями на равновесие. |
Более уверенно ориентируются в новой обстановке, но меньшее значение отдают подчинению правилам, они менее терпеливы и аккуратны. | Очень стремятся подчиняться правилам, которые введены, тщательно планируют свою деятельность. |
Двигательную активность - простота, угловатость; силовой, атлетический стиль; четкая целенаправленность; отсутствие вычурности, эстетической завершенности; элементы атаки, нападения, преследования. | Двигательную активность - пластичность, плавность, вычурность, эстетическое богатство (с мимикой, жестами), с элементами боязни, пассивности; более связанные с музыкой, танцами; в преобладающем «координационном» стиле, в противовес «силовому» у мальчиков. |
Любят игры скоростно-силового характера бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры). | Любят игры с мячом, скакалкой, лентой |
Адекватно реагируют на положительные и отрицательные оценки их деятельности | Похвала не побуждает их к дальнейшему действию.Реагируют эмоционально на все оценки: и на положительные и на отрицательные |
В игре с мячом , они чаще начинают с ним пытаться играть в футбол, но как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу | В игре с мячом, чаще всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча». |
Уверенно ходят по бревную, лучше побегают по нему, пососкакивают с него | Ходят медленно , может быть с поворотами, получая от этого удовольствие. |
Учет гендерных особенностей в физическом развитии – это раскрытие способности в становлении мальчиков и девочек через средства и методы физической культуры исходя из биологических, двигательных различий мальчиков и девочек.
В младшем дошкольном возрасте активно познаются названия полов, особенности внешнего облика их представителей. Ребёнок усваивает свою половую принадлежность, но ещё не осознаёт, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка». На физкультурных занятиях акцентируем внимание детей на принадлежность к определённому полу. Например: «Мальчики берут мешочки и встают у скамеечки. А девочки берут мячики и подходят ко мне». В младшем и среднем дошкольном возрасте используем игровые приёмы и упражнения, способствующие формированию полоролевого поведения дошкольников. В игровых упражнениях и подвижных играх можно закреплять представления детей о мужских и женских именах, профессиях, одежде, игрушках. Например: игры с мячом «Я знаю пять имён девочек», «Игрушки для мальчиков» «Игрушки для девочек», «Мамина одежда».
Гендерный подход в физическом развитии старших дошкольников предусматривает изменение организации и содержания занятий:
(слайд) На слайде представлены методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников на физкультурных занятиях
1. Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают с гантелями, а девочки – с лентами)
2. Различия в дозировке (девочки приседают 5 раз, а мальчики 10 раз) Нормирование физической нагрузки в большей степени основывается на индивидуальных особенностях детей: состоянии здоровья, физической подготовленности. В этой связи мальчикам с низким уровнем физической подготовленности физическая нагрузка повышалась постепенно. В то же время требования полоролевого воспитания предполагают формирование у детей установки на то, что мужчина должен быть сильным. Поэтому обращаем внимание детей на то, что мальчики выполняют более трудные упражнения.
3. Различия по времени (девочки прыгают на скакалке 1 минуту, мальчики 1,5 минуты)
4. Различия в подборе оборудования (девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые)
5. Различия в обучении сложным двигательным движениям (некоторыми упражнениями мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они требуют большего времени для овладения)
6. Распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики – медведи, а девочки – пчелки, снежная баба и снеговик)
7. Различия в требованиях к качеству выполнения заданий (девочкам и мальчикам мы предъявляем разные требования к выполнению одних и тех же движений) От мальчиков требуется большая четкость, ритмичность, дополнительные усилия, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности
8. Расстановка и уборка снарядов
9. Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как.) Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом: «Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «Умница»
10. Частые напоминания мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений, а с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.
11. Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
Так как становление социальных ролей эффективней осуществлять у детей в возрасте 5-7 лет, то организация занятий учитывающих особенности мальчиков и девочек может иметь следующие варианты:
1) совместные занятия, где часть заданий для девочек и мальчиков имеют отличия. Этот вариант проведения занятий тоже имеет две разновидности:
- в подготовительной и заключительной части занятия выполняют упражнения все вместе, а в основной части они делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет своё задание;
- на протяжении всего занятия дети занимаются вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек (общеразвивающие упражнения мальчики выполняют с отягощениями, учитывая исходное положение и дозировку, в полосе препятствий - условия преодоления препятствий, в метании – расстояние до цели.)
2) занятие по подгруппам (мальчики и девочки). Такие занятия требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками или тематические занятия, где двигательная деятельность носит ярко выраженный полоролевой характер (для мальчиков «Спасатели», для девочек «Театр кукол»)
3) дифференцированные занятия: спортивные часы для девочек и для мальчиков. Секции по ритмической гимнастике, хореографии посещают преимущественно девочки, а мальчики занимаются спортивными играми с мячом и шайбой, упражнениями на тренажерах, легкой атлетикой.
Следует помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому педагог не должен подавлять стремление детей заниматься определенным видом двигательной деятельности. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-то двигательной деятельности.
Занятия физическими упражнениями дают большую возможность детям для демонстрации всех своих физических качеств, что повышает решительность, уверенность ребенка в себе, в свои силы, поднимает самооценку, а значит, благотворно влияет на общее психоэмоциональное здоровье ребенка.
Список информационных источников
1. Вераксы, Н.Е. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.; МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015.- 368с.
2. Пензулаева, Л.И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа / Л.И. Пензулаева. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. – 112с.
3. Мелехина, Н. А. Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста / журнал «Инструктор по физкультуре» № 1 / Н.А.Мелехина 2012 г. 108 – 120с.
4. Филипова,С.О. Мир движений мальчиков и девочек: методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / С.О.Филипова – СПб; «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2003
Предварительный просмотр:
Н.А. Ажгибкова,
инструктор по физической культуре
МОУ «Павловская СШ»,
СП детский сад «Ромашка»,
г. Каргополь
Профилактика плоскостопия - одно из направлений работы по здоровому образу жизни у дошкольников старшего возраста
Всемирная организация здоровья указывает на факторы, напрямую влияющие на здоровье ребенка и всецело зависящие от людей, занимающихся уходом и воспитанием ребенка: правильное питание, достаточные физические нагрузки, максимальная продолжительность пребывания на свежем воздухе, состояние окружающей среды, наследственность, а также действующая система здравоохранения в государстве.
Основным для развития и сохранения здоровья детей является здоровый образ жизни подрастающего поколения, который в последующем является носителем здоровья нашей нации в будущем.
Одним из распространенных заболеваний нашего времени у детей является плоскостопие.
Плоскостопие – деформация формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов. Хорошо известно, что запущенные случаи плоскостопия нередко влекут за собой глубокие расстройства здоровья и даже приводят к инвалидности.
Детская стопа по сравнению со взрослой широка, коротка, а в пяточной области сужена. Кости стоп почти полностью состоят из хрящевой ткани, они более мягкие, легко поддаются деформации. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на функции позвоночника, а также на осанку и общее развитие детского организма. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на двигательной активности и может стать серьёзным препятствием занятиям спортом.
Но взрослые такие нарушения у детей часто не воспринимают всерьёз, и это неправильно. Бороться уже с имеющимся плоскостопием не просто. Процесс этот и длительный, и трудоёмкий, и порой требует немалых материальных вложений. Особенно тогда, когда патологический процесс зашёл далеко.
Как определить есть ли у ребенка плоскостопие?
При прохождении детьми медицинской комиссии врач-ортопед может определить нарушения в стопе. Для этого существует медицинский метод для подтверждения диагноза плоскостопия, который называется - плантография. Данный метод заключается в анализе отпечатка стопы при нагрузке. В домашних условиях такую процедуру тоже можно провести. Для этого потребуется смазать подошву ног любым кремом, после чего, встать на лист бумаги и наступить на него голыми ступнями. Туловище прямо, ноги поставить и параллельно друг другу, так чтобы они слегка соприкасались. Если след с глубокой выемкой – всё в порядке, если стопа плоская – нет, пора начинать выполнять упражнения.
Существует достаточно большое количество факторов, способствующих развитию этой патологии:
- наследственный фактор: предрасположенность ребенка к данной патологии, если в семье имеются случаи плоскостопия у близких родственников;
- повышенная масса тела;
- врожденная слабость связочно-мышечного аппарата стопы;
- паралич мышечно-связочного аппарата стопы (вследствие ДЦП или полиомиелита);
- рахит;
- травмы стопы.
Можно также выделить признаки плоскостопия: быстрая утомляемость ног; ноющие боли стоп и голени при ходьбе и стоянии; быстрое изнашивание внутренней стороны подошвы обуви; при ходьбе ребёнок «косолапит»: ступни заворачивает внутрь.
Важным условием предупреждения деформации стоп является гигиена обуви и правильный её подбор. Необходимо обращать внимание на обувь, в которой дети находятся в детском саду, гуляют на улице, на занятиях физической культурой.
В нашей дошкольной образовательной организации в занятия физической культурой, в утреннюю гимнастику, в гимнастику после сна включены упражнения на профилактику плоскостопия, в основе которых лежит укрепление мышц, сохраняющих свод.
Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые доски, гимнастическая стенка, верёвочная лестница, обручи, мячи, массажные коврики, гимнастические палки, массажёры, а так же нетрадиционное оборудование сделанное руками родителей – дорожки «Здоровья»).
Оборудование и инвентарь комплектуется таким образом, чтобы в каждой группе они были различными и, меняя их, можно разнообразить двигательную деятельность дошкольников.
Во время занятий физкультурой проводим различные комплексы упражнений по профилактике плоскостопия, как со всеми детьми, так и индивидуально.
Существует множество комплексов и упражнений на профилактику плоскостопия детей дошкольного возраста. Представим один из игровых комплексов.
Комплекс «Загадки»: детям загадывается загадка, а они должны «нарисовать» движением правой стопой, затем левой стопой отгадку.
1. «Месяц» - «За домом у дорожки весит пол-лепёшки».
И.П.- сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Несколько раз нарисовать полукруг правой, затем левой стопой и двумя стопами одновременно.
2. «Солнце» - «В дверь, в окно стучать не будет, а взойдёт и всех разбудит».
И.П.- сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Несколько раз нарисовать круг и отходящие от него лучи правой, левой стопой и двумя одновременно.
3. «Туча» - «По небу ходила, солнышко закрыла».
И.П.- сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Нарисовать очертания тучи правой, левой ногой и двумя стопами одновременно.
4. «Дождь» - «Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт. И, никуда я не пойду, покуда он идёт».
И.П.- сидя, согнутые ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади. Постукивать о пол носком одной ноги, другой, затем носками обеих ног одновременно («дождь барабанит по стёклам»), оставляя пятки плотно прижатыми к полу. Выполнять то же, только пятками, а носки плотно прижаты к полу.
5. «Радуга» - «Крашенное коромысло над рекой повисло».
И.П.- сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Несколько раз нарисовать радугу правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
Существует комплекс специальной гимнастики для укрепления связок и мышц стопы:
В положении сидя на стульчике:
- разгибание и сгибание пальцев стопы;
- поочередное поднимание от пола носочков и пяточек;
- круговые движения каждой стопой;
- вытягивание носочков от себя и к себе.
В положении стоя:
- подняться на носочках;
- постоять на ребрах наружной стороной стопы;
- приседать без отрыва пяток от пола;
- поочередное хождение на носочках, на пятках, на наружных ребрах стоп.
Все упражнения необходимо показывать ребенку, и повторять каждое из них ребенок должен по несколько раз. Выполнять упражнения следует ежедневно. Чем чаще ребенок будет выполнять упражнения, тем меньше будет риск развития плоскостопия.
Кроме специальных упражнений мы проводим самомассажи с ковриками, с мячами-«ежами» для детей с плоскостопием.
Например, упражнение «Поиграем с ежиком».
Массируем мы ножки,
Чтоб бегать по дорожке.
Содержание упражнения: И.П. - стоя, руки на поясе. Покатывать мяч стопой от носка к пятке сначала правой ногой, затем левой.
Правильно сформировать и укрепить мышцы свода стопы так же поможет хождения босиком по земле, песку, камушкам, в воде, плавание, езда на велосипеде и танцы.
В результате целенаправленной работы по реализации данной темы постепенно здоровьесберегающее поведение входит в привычку и становится обычным в повседневной обстановке: дети ходят, бегают, прыгают мягко, следят за состоянием своей обуви.
С целью привлечения внимания родителей к состоянию стопы своего ребёнка, нами были подготовлены стендовые консультации: «Береги ноги смолоду», «Здоровая стопа - залог здоровья», «Правильная обувь».
Основными рекомендациями для родителей являются следующие:
- Внимание стопам нужно уделять буквально с рождения. Тесные носки и ползунки недопустимы. Нежелательно детям до года одевать ботинки.
- Ребёнок не должен донашивать чужую обувь.
- У детской обуви должен быть жёсткий задник, эластичная подошва, низкий устойчивый каблук.
- Необходимо формировать привычку ставить ноги при ходьбе правильно (стопы параллельно). Для тренировки предлагайте ребёнку пройти по бортику тротуара, бревну, доске.
При комплексном применении всех средств физического воспитания достигается наибольший результат по профилактике плоскостопия, т.к. каждое из них по-разному влияет на организм ребенка.
Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить, поэтому с раннего возраста необходимо укреплять мышцы и связки стоп.
Список информационных источников
- Гаврилова, И.А. Взаимодействие педагогов, детей и родителей в работе по профилактике плоскостопия // Инструктор по физкультуре. - 2009.- №1. - с. 34-38.
- Моргунова, О.Н. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей / О.Н.Моргунова. - ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005г. – 58 с.
- Шарманова,С.Б., Федоров А.И. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: Учебное пособие / С.Б. Шарманова, А.И. Федоров. - Челябинск: Урал ГАФК, 2009. – 112 с.
Предварительный просмотр:
Н.А. Ажгибкова,
инструктор по физической культуре
детского сада «Ромашка»,
СП МОУ «Павловская СОШ»,
г. Каргополь
О создании условий для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста через реализацию авторской программы «Солнечные лучики»
Дети по своей сути невероятно деятельные, и деятельность их выражается в движениях. Двигательное развитие детей дошкольного возраста оказывает огромное влияние на организм. Интенсивная работа мышц предъявляет довольно высокие требования к системам организма. В движении у ребенка улучшается дыхательная система, улучшается деятельность сердечно - сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Более того, двигаясь, у ребенка углубляется дыхание и улучшается легочная вентиляция.
Не зря же существует лозунг «Движение – жизнь», ведь двигаясь, ребенок растет более устойчивым к болезням, а при недостатке движения у детей может нарушаться обмен веществ, появляется утомляемость и он чаще начинает болеть. Развитие двигательных способностей является составной частью физического воспитания, содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма.
Детство – лучшее время для формирования привычки «быть в форме».
Главная задача взрослых выработать у детей такую привычку, создать все необходимые условия для утоления «двигательного голода», найти новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников. Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности необходимо совершенствовать содержания и методики физкультурно – оздоровиельной работы.
В соответствии с ФГОС предполагается 40% вариативной части образовательной программы, в рамках которой проводится кружковая деятельность.
В ФГОС ДО заложен основной принцип дошкольного образования - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
В нашем ДОУ этот принцип положен в основу создания модели организации спортивной кружковой деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста.
Учитывая интерес детей к физкультурным занятиям с музыкальным сопровождением разработана рабочая программа «Солнечные лучики» в соответствии с требованиями ФГОС ДО и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях в качестве дополнительного образования.
Цель Программы – создание условий для формирования у детей дошкольного взраста потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании через организацию кружка.
Кружковая деятельность – особая сфера жизни детей дошкольного возраста. Максимальное разнообразие, ориентация на индивидуальные интересы и склонности детей – важные принципы её организации. Именно кружковая деятельность при правильной организации создает каждому ребенку возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха.
Кружковая работа направлена на решение следующих задач:
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Содержание кружковой деятельности в ДОУ обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает все образовательные области. Одна из них – физическое развитие.
Организация кружка «Солнечные лучики» с детьми старшего дошкольного возраста, предусматривает разнообразную двигательную деятельность в соответствии с интересами и потребностями, с учетом возраста детей. Дети обладают большим творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях. Занятия аэробикой способны эффективно удовлетворить эту потребность в доступной и интересной для детей форме.
Степ-аэробика, наверное, один из самых простых и эффективных стилей и направлений в большом семействе аэробики. В переводе с английского языка "степ" буквально означает "шаг". Она постепенно завоевывает свое место в физической культуре в работе с дошкольниками. Этому способствует, положительный эмоциональный фон занятий, обязательное музыкальное сопровождение, необычное сочетание движений, связанных с необычным предметом – платформой.
Это деревянная платформа с высотой не более 8 см., которую можно изготовить своими руками, которая выдерживает нагрузку и позволяет выполнять шаги, подскоки на неё и через нее в различных направлениях. На доске (платформе), шириной 25 см и длиной 40 см. вполне удобно размещаются стопы ног. Это нестандартное пособие, предназначенное для работы с детьми 4 – 7 лет. В основе движений лежат базовые шаги степ - аэробики. Такие движения доступны практически всем. Таким образом, могут одновременно заниматься все дети, с разным уровнем подготовки, и физическая нагрузка для каждого будет индивидуальна .
Один комплекс степ – аэробики выполняется детьми в течение трех месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут видоизменяться , усложняться. При распределении упражнений необходимо правильно дозировать физическую нагрузку, т.е. частота сердечных сокращений не должна превышать 150-160 уд./мин.
Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс степ – аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.
При выборе упражнений особое внимание уделялось общему физиологическому эффекту, вызываемому данными упражнениями. При этом учитывались специфические особенности детей в отдельные возрастные периоды. Так, к полезным упражнениям, оказывающим оздоровительное влияние на организм ребенка, относятся упражнения динамического характера. Они вызывают интенсивную работу мышц и всего организма: интенсивная работа мышц повышает обмен веществ и восстановительные процессы в организме, а это в свою очередь благоприятствует укреплению и росту силы мышц, а также развитию скелета. В целях всестороннего физического развития и формирования правильных пропорций тела ребенка необходимы физические упражнения, оказывающие равномерное влияние на развитие всей мускулатуры, всех мышечных групп. Поэтому при подборе физических упражнений было предусмотрено разнообразие движений.
Так же необходимо соблюдать правила работы на степ - платформах, которые обеспечивают травмобезопасность занятий. Перед занятиями на степах обязательно нужно познакомить дошкольников с этими правилами.
Несколько простых, но важных правил. Подъем на платформу надо осуществлять за счет работы ног, а не спины. Ступню ставить на платформу полностью. Спину всегда держать прямо. Не делать резких движений, а также движений одной и той же ногой или рукой больше 1 минуты.
Правила эти касаются высоты платформы, техники выполнения шага вверх и шага вниз, движений рук, темп и ритм используемой музыки.
Программа «Солнечные лучики» построена на общепринятых педагогических принципах:
- Систематичности и последовательности - для полноценного физического совершенства необходимо соблюдение системности, непрерывности всего материала и повторение его на последующих занятиях.
- Оздоровительной направленности - необходимо учитывать возраст детей, их физическую подготовку и обеспечить рациональную двигательную нагрузку.
- Доступности и индивидуализации - при проведении занятий учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.
- Гуманизации - вся двигательная деятельность строится на основе комфортности, доверительного общения с взрослым и сверстниками.
- Творческой направленности - самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.
Степ - платформа очень полезна в работе с детьми.
- Это огромный интерес детей к занятиям степ - аэробикой, на протяжении всего учебного года.
- Это формирование у детей устойчивого равновесия, потому что они занимаются на уменьшенной площади опоры.
- Это развитие у ребенка уверенности, ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений.
- Это воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы, повышается выносливость, а вслед за этим и сопротивляемость организма.
Специфика степ – аэробики – это тесная связь движений с музыкой и ритмами, высокая динамичность и разнообразие движений и, следовательно, обогащение двигательного опыта и повышение культуры движений у дошкольников.
Степ–аэробика - это оздоровительная аэробика, эффективность её заключается в комплексном развитии у детей двигательных качеств, в благоприятном воздействии на опорно – двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы.
Так чем же хороша степ – аэробика для детей? Во – первых, в отличие от большого спорта, редко случаются травмы, во – вторых, психика ребёнка не травмируется, он не чувствует себя неудачником, если он не лучший, в-третьих нет погони за результатами. Детский фитнес носит адаптирующий характер, поскольку учит жить в социуме, к тому же к каждому ребёнку применяется индивидуальный подход. Детский фитнес – это не модное направление в работе с дошкольниками. Он способствует гармоничному развитию души и тела. Фитнес – занятия должны понравиться детям, ведь весёлые стихи и музыка, сопровождающие их, способствуют эмоциональному подъёму. Дети будут с удовольствием выполнять предложенные упражнения, даже сложные и трудные. В этом случае успех педагога (развитие психофизических качеств) и ребёнка (овладение навыками двигательной активности) будет обеспечен.
Литература
1. Вераксы, Н.Е. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.; МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015.- 368с.
2. Пензулаева, Л.И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа / Л.И. Пензулаева. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. – 112с.
3. Сулим, Е.В. Детский фитнес - физкультурные занятия для детей 5-7 лет / Е.В.Сулим. – М.: Учитель, 2015. – 224стр.
4. Кузина, И.А. Степ – аэробика не просто мода // Обруч. – 2005. - № 1.
Предварительный просмотр:
Н.А. Ажгибкова,
инструктор по физической культуре
детского сада «Ромашка»,
СП МОУ «Павловская СОШ»,
г. Каргополь
Степ - аэробика для дошкольников.
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная важная привычка. Здоровые дети – самая главная наша ценность, это наше будущее. Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников – одна из важнейших в жизни современного общества.
Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируются двигательные способности, интерес к занятиям.
В настоящее время с развитием современных инновационных технологий очень редко дошкольники играют в подвижные игры и занимаются спортом. Физическая нагрузка уменьшается и по другим причинам: некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (занятия по обучающим компьютерным программам, посещением различных кружков) в ущерб их физическому развитию. Поэтому задача каждого неравнодушного педагога и родителя – сформировать у ребёнка понимание важности физических упражнений, спорта, ведь это залог здоровья. И главную роль в её решении должны играть дошкольные образовательные учреждения [3, с.3-4]
Дошкольный возраст - это период развития личности, развития личностных механизмов поведения. Главная цель развития личности - реализация ребенком своего "Я". Двигательное творчество раскрывает дошкольнику возможности собственного тела, учит относиться к движению как к предмету экспериментирования в игровой ситуации. Основное средство его формирования - эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции [3, с.6- 8].
Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети 5-7 лет обладают общим творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движении. Это помогает им овладеть сложным программным материалом по развитию двигательных умений и навыков. Все это заставляет педагогов быть в постоянном поиске новых современных технологий по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. В настоящее время появилось много новых методик, направленных на обновление содержания физкультурных занятий. Одно из направлений: « Детский фитнес».
Детский фитнес – хорошо продуманная детская физкультура, общеукрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения. Это занятия под специально подобранную музыку с использованием разнообразного спортивного инвентаря. Они развивают способность ориентироваться в пространстве, развивают координацию и ловкость движений, чувства ритма, гибкость и пластичность, внимание и быстроту реакции, развиваются такие качества, как выносливость, быстрота, прыгучесть. Занятия способствуют развитию восприятий, умению сосредоточиться. Благодаря физическим упражнениям регулируется психоэмоциональный баланс, что помогает ребенку противостоять стрессам.
Отличие детского фитнеса от физкультуры состоит в том, что он не заставляет делать детей то, что они не хотят. К сожалению, дошкольники не очень разбираются в здоровом образе жизни, пользе физической активности и необходимости тех или иных упражнений. Поэтому детский фитнес - это не столько эффективный набор упражнений, сколько правильная мотивация детей. Если удастся привить ребенку любовь к спорту в дошкольном возрасте - можно быть спокойным, эта любовь останется с ним на протяжении долгих лет. Занимаясь фитнесом, ребенок вырастет здоровым и крепким.[5, стр. 7- 9]
Задачи детского фитнеса:
1.Повышение сопротивляемости организма;
2.Рост и развитие опорно – двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
3.Совершенствование физических способностей: развитие мышечной силы, координации движений, силы, гибкости, выносливости, скорости;
4.Развитие психических качеств: внимания, памяти, воображения. умственных способностей;
5.Укрепление формирующихся основных жизненно важных двигательных умений и навыков;
6. Создание условий для положительно эмоционального состояния детей;
4. Повышение интереса к физкультурным занятиям.
Детский фитнес содержит в себе элементы гимнастики, хореографии, аэробики, танцевальных направлений, йоги. Большинство упражнений, которые предполагает детский фитнес, выполняют в игровой форме.
Детский фитнес для малышей 3-5 лет очень простой, но эффективный.
Для маленьких детишек есть специальные виды детской аэробики, а именно зверо - аэробика (проще говоря, имитация движений животных), лого-аэробика (выполнение упражнений с произношением звуков и четверостиший) [3, с.8-10]
Направления детского фитнеса: аэробика, степ-аэробика, танцевально-ритмическая гимнастика, фитбол - гимнастика, игровой стретчинг, детский пилатес, занятия на тренажерах.
В детском саду занятия фитнесом можно организовывать как новую форму работы по физическому развитию. Таким образом, решаются оздоровительные задачи, осуществляется индивидуальный подход, учитываются психические особенности детей. На таких занятиях сочетаются разные виды и формы двигательной деятельности…
Одно из направлений фитнеса как степ - аэробика мы используем в своей работе со старшими дошкольниками.
Использование в работе по физическому развитию степ – аэробики, базирующейся на учете возрастных особенностей детей дошкольного возраста, позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания и оказывает положительное влияние на состояние здоровья и динамику подготовленности, а также на формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Степ-аэробика, наверное, один из самых простых и эффективных стилей и направлений в большом семействе аэробики. В переводе с английского языка "степ" буквально означает "шаг". Она постепенно завоевывает свое место в физической культуре в работе с дошкольниками. Этому способствует, положительный эмоциональный фон занятий, обязательное музыкальное сопровождение, необычное сочетание движений, связанных с необычным предметом – платформой.
Это деревянная платформа с высотой не более 8 см., которую можно изготовить своими руками, которая выдерживает нагрузку и позволяет выполнять шаги, подскоки на неё и через нее в различных направлениях. На доске (платформе), шириной 25 см и длиной 40 см. вполне удобно размещаются стопы ног. Это нестандартное пособие, предназначенное для работы с детьми 4 – 7 лет. В основе движений лежат базовые шаги степ - аэробики. Такие движения доступны практически всем. Таким образом, могут одновременно заниматься все дети, с разным уровнем подготовки, и физическая нагрузка для каждого будет индивидуальна [4, с.98 – 100]
Степ–аэробика - это оздоровительная аэробика, эффективность её заключается в комплексном развитии у детей двигательных качеств, в благоприятном воздействии на опорно – двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы.
Специфика степ – аэробики – это тесная связь движений с музыкой и ритмами, высокая динамичность и разнообразие движений и, следовательно, обогащение двигательного опыта и повышение культуры движений у дошкольников.
В зависимости от возраста и начальной физической подготовки степ – аэробику можно использовать в различных формах:
- как часть занятия;
- как утренняя гимнастика;
- как физкультурные развлечения;
- как полное занятие оздоровительно-тренирующего характера ;
- как показательные выступления;
Так же необходимо соблюдать правила работы на степ - платформах, которые обеспечивают травмобезопасность занятий. Перед занятиями на степах обязательно нужно познакомить дошкольников с этими правилами. Правила эти касаются высоты платформы, осанки, техники выполнения шага вверх и шага вниз, движений рук, темп и ритм используемой музыки.
Степ - платформа очень полезна в работе с детьми.
- Это огромный интерес детей к занятиям степ - аэробикой, на протяжении всего учебного года.
- Это формирование у детей устойчивого равновесия, потому что они занимаются на уменьшенной площади опоры.
- Это развитие у ребенка уверенности, ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений.
- Это воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы, повышается выносливость, а вслед за этим и сопротивляемость организма.
Но самое главное достоинство степ - аэробики — ее оздоровительный эффект.
Так чем же хороши все направления фитнеса для детей? Во – первых, в отличие от большого спорта, редко случаются травмы, во – вторых, психика ребёнка не травмируется, он не чувствует себя неудачником, если он не лучший, в-третьих нет погони за результатами. Детский фитнес носит адаптирующий характер, поскольку учит жить в социуме, к тому же к каждому ребёнку применяется индивидуальный подход. Детский фитнес – это не модное направление в работе с дошкольниками. Он способствует гармоничному развитию души и тела. Фитнес – занятия должны понравиться детям, ведь весёлые стихи и музыка, сопровождающие их, способствуют эмоциональному подъёму. Дети будут с удовольствием выполнять предложенные упражнения, даже сложные и трудные. В этом случае успех педагога (развитие психофизических качеств) и ребёнка (овладение навыками двигательной активности) будет обеспечен.
Литература:
1. Вераксы, Н.Е. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.; МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015.- 368с.
2. Пензулаева, Л.И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа / Л.И. Пензулаева. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. – 112с.
3. Сулим, Е.В. Детский фитнес - физкультурные занятия для детей 5-7 лет / Е.В.Сулим. – М.: Учитель, 2015. – 224стр.
4. Фирилева, Ж.Е., Са-Фи-Дансе Танцевально – игровая гимнастика для детей / Ж.Е.Фирилёва, Е.Г.Сайкина. – СП. Детство-пресс, 2000. – 272 стр.
5. Верхозина, Л.Г., Гимнастика для детей 5 – 7 лет: программа, планирование, конспекты занятий, рекомендации / Л.Г.Верхозина, Л.А.Заикина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 126 с.
6. Научно – практический журнал «Инструктор по физкультуре» №4/2009 «Степ – гимнастика в детском саду» - 125с.
7. Шевелёва, Г.Ф. Достижения педагогической науки и инновационная образовательная практика в дошкольном образовании: сборник материалов XVII Региональных педагогических чтений (Каргополь,19 марта 2016 года) / под ред. Г.Ф. Шевелёвой, О.М. Давыдовой, Л.В. Кондратовой. – Каргополь; ГАУ ИД «Каргополье», 2016. – 286с.