Кружковая деятельность "Солнечные лучики"
- Степ - аэробика - эффективный способ здоровьясбережения детей. Дополнительная образовательная программа "Солнечные лучики (детский фитнес)"(видео)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solnechnye_luchiki_novaya.docx | 559.05 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст - это период развития личности. Главная цель развития личности - реализация ребенком своего «Я». Двигательное творчество раскрывает дошкольнику возможности собственного тела, учит относиться к движению как к предмету экспериментирования в игровой ситуации. Основное средство его формирования - эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции.
В настоящее время появилось много новых методик, направленных на обновление содержания физкультурных занятий. Одно из направлений - детский фитнес. Детский фитнес – хорошо продуманная детская физкультура, общеукрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения. Это занятия под специально подобранную музыку с использованием разнообразного спортивного инвентаря. Благодаря физическим упражнениям регулируется психоэмоциональный баланс, что помогает ребенку противостоять стрессам. Большинство упражнений, которые предполагает детский фитнес, выполняют в игровой форме.
Детский фитнес для малышей 3-5 лет очень простой, но эффективный.
Для маленьких детишек есть специальные виды детской аэробики, а именно зверо-аэробика (проще говоря, имитация движений животных), лого-аэробика (выполнение упражнений с произношением звуков и четверостиший).
Дети 5-7 лет обладают общим творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движении. Это помогает им овладеть сложным программным материалом по развитию двигательных умений и навыков. В работе с детьми старшего дошкольного возраста используется степ-аэробика. В переводе с английского языка «степ» буквально означает «шаг». Степ-аэробика – это необычное сочетание движений под обязательное музыкальное сопровождение на специальном предмете – степе. Степ – это деревянная платформа высотой не более 8 см., шириной - 25 см. и длиной - 40 см.
Использование детского фитнеса в работе с детьми дошкольного возраста позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания и оказывает положительное влияние на состояние здоровья и динамику подготовленности, а также на формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Основной целью программы «Солнечные лучики» является создание условий для формирования у детей дошкольного возраста потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Данная цель находит свое отражение в реализации следующих задач:
- повышать двигательную активность детей;
- способствовать развитию функциональных систем организма ребенка;
- совершенствовать физические способности детей (развивать мышечную силу, гибкость, координацию движений, выносливость, гибкость);
- способствовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания;
- создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей;
- воспитывать умение выражать эмоции, раскрепощённость и творчество в движении.
Программа предусмотрена для работы с детьми 3-7 лет в рамках дошкольного образовательной организации. Программа рассчитана на два возраста: младший дошкольный (3-4 года) и старший дошкольный (5-7 лет).
Форма проведения занятий – групповая. Наполняемость групп: младший дошкольный возраст – 15 - 20 человек, старший дошкольный возраст – 20 - 23 человека.
Срок реализации Программы – 1 год.
В таблице 1 представлена структура организации образовательной деятельности с детьми 3 – 7 лет.
Таблица 1
Организация образовательной деятельности
Возраст | Время занятий | Периодичность | Количество часов в год |
старший | 30 минут | 1 раз в неделю | 31 |
младший | 20 минут | 1 раз в две недели | 15 |
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
По итогам реализации программного материала:
Дети младшего дошкольного возраста умеют:
- передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения;
- передавать основные средства музыкальной выразительности;
- различать жанр произведения и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове;
- передавать в пластике музыкальный образ, используя имитационные, и танцевальные виды движений;
- ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.
- исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
- самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыки;
- передавать в мимике и пантомиме образы знакомых животных и персонажей;
- выполнять изучаемые в течение года ритмические композиции и танцы.
Дети старшего дошкольного возраста умеют:
- изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения;
- точно и правильно выполнять упражнения, состоящие из движений для рук и ног, сложные циклические виды движений;
- самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций;
- выразительно исполнять движения под музыку;
- находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки;
- выполнять танцевальные шаги и базовые шаги степ-аэробики;
- согласовывать свои действия со сверстниками при выполнении упражнений в парах, в подгруппах.
1.3. Система оценки результатов освоения Программы
Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогической диагностики, которая осуществляется в ходе наблюдений за активностью детей в специально организованной деятельности. Педагогическая диагностика проводится в сентябре (входящая) и мае (итоговая). Результаты педагогической диагностики используются в образовательной деятельности с детьми для выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребенка группы.
Критерии для оценки результатов освоения Программы:
- владение степом;
- строевые упражнения;
- игроритмика;
- танцевальные упражнения;
- гибкость;
- статистическая выносливость.
Каждому из критериев соответствует определенный уровень овладения программным материалом:
Высокий – ребенок проявляет осознаность, активность, самостоятельность, целенаправленность при выполнении физических упражнений
Средний – ребенок проявляет интерес, частично выполняет физические упражнения с помощью взрослого
Низкий – ребенок проявляет слабый интерес, не обходиться без помощи взрослого.
II. Содержательный раздел
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
2.1. Учебно-тематический план
Содержание Программы распределено на два возраста: младший дошкольный (3-4 лет) и старший дошкольный (5-7 лет). Количество часов в группе младшего возраста – 15, количество часов в группе старшего возраста – 31. Продолжительность занятий в младшей группе – 20 минут, в старшей группе – 30 минут.
В таблице 2 представлен учебно-тематический план в младшей группе, в таблице 3 – учебно-тематический план в старшей группе.
Таблица 2
Учебно-тематический план в младшей группе (3 – 4 года)
№ | Название | Количество часов | Содержание |
1. | «Птичий двор» | 5 | - образно-игровые упражнения - игровой самомассаж - танцевально-ритмические упражнения - подвижные игры - игроритмика - пальчиковая гимнастика |
2. | «Лесная зверобика» | 5 | - упражнения имитационного характера - игровой самомассаж - танцевально-ритмические упражнения - подвижные игры |
3. | «Цирковые зверюшки» | 5 | - упражнения имитационного характера - танцевально-ритмические упражнения - весёлый тренинг - игроритмика - пальчиковая гимнастика |
Таблица 3
Учебно-тематический план в старшей группе (5 - 7 лет)
№ | Название | Количество часов | Содержание |
1 | Знакомство со степами Комплекс №1 | 2 | - правильная стойка на степ – платформе (ноги параллельно друг другу на расстоянии ладони); - ходьба вокруг степов с различными заданиями - разучивание шага вперёд – назад. |
2 | Комплекс №1 | 4 | Ходьба на степе руки рисуют поочерёдно большие круги; шаг со степа на степ; приставной шаг вправо-влево с полуприседанием; шаг в сторону со степа на степ; ходьба на носках, на пятках вокруг степа; бег вокруг степа. |
3 | Комплекс №1 | 4 | Упражнения с 1 по 15 + шаг в сторону; «крест»; шаг со степа на степ руки вверх, к плечам; мах прямой ногой верх – вперёд; ходьба змейкой вокруг степов |
4 | Комплекс№2 | 4 | Ходьба на степе с заданием для рук; шаг со степа на степ с поворотом корпуса вправо влево; сидя на степе с заданием для ног; стоя на коленях на степе; |
5 | Комплекс№2 | 3 | Упражнения с 1 по 6 + шаг со степа вправо влево; перестроение и ходьба по кругу на степах; махи прямой ногой вперёд вверх стоя на степе; бег змейкой вокруг степов. |
6 | Комплекс№2 | 4 | Повтор упражнений с 1 по 29 |
7 | Комплекс№3 | 4 | Шаг со степа на степ чередуется с приседанием руки вперёд; поднимать и опускать плечи; сидя на степе наклоны вправо влево; «крест»; шаг на степе вправо влево |
8 | Комплекс№3 | 4 | Упражнения с 1 по 8 + ходьба на степе с интенсивной работой рук; кружение на степе руки в стороны; шаг в сторону со степа на степ вправо влево с заданием для рук; прыжки, стоя боком на степе, ноги врозь – на пол, ноги вместе вернуться в и.п. |
9 | Комплекс№3 | 2 | Повтор упражнений с 1 по 22 |
2.1. Календарно-тематический план
Образовательная деятельность с детьми предполагает определенную структуру проведения занятий.
В таблице 4 представлена структура занятий в младшей группе, в таблице 5 – структура занятий в старшей группе.
Таблица 4
Структура занятий в младшей группе (3 – 4 года)
Части занятий | Время | Направление упражнений |
Вводная - образно-игровые упражнения - игроритмика | 2- 3 мин. | - на осанку - разные виды ходьбы - ритмичные движения рук |
Основная - танцевально-ритмическая гимнастика - музыкально подвижные игры | 10 – 12 мин. | - для мышц шеи, плечевого пояса, мышц туловища, мышц ног - для развития мышц силы, гибкости - для развития ритма, такта |
Заключительная - игровой самомассаж - пальчиковая гимнастика | 2-3 мин. | - расслабления, восстановления дыхания |
Таблица 5
Структура занятий в старшей группе (5 – 7 лет)
Части занятий | Время | Направление упражнений |
Вводная - строевые упражнения - игроритмика | 3 – 4мин | - на осанку - разные виды ходьбы - ритмичные движения рук |
Основная - танцевальные упражнения - степ-аэробика - силовая гимнастика - подвижная игра | 20 – 24мин | - для мышц шеи, плечевого пояса, мышц туловища, мышц ног - для развития мышц силы, гибкости - для развития ритма, такта |
Заключительная - стретчинг - самомассаж - упражнения на дыхание | 2 – 3мин | - расслабления, восстановления дыхания |
III. Организационный раздел
3.1. Оснащение и оборудование
- просторный физкультурный зал;
- музыкальный центр для музыкального сопровождения;
- степ-платформы по количеству детей;
- мячи, гантели, ленточки, султанчики, флажки и т.д. по количеству детей;
- фонотека: аудиозаписи, видеозаписи.
Техника безопасности при работе на степах
Для сохранения правильного положения тела во время степ - аэробики
необходимо:
- держать плечи развернутыми, грудь вперед, ягодицы напряженными, колени расслабленными;
- избегать перенапряжения в коленных суставах;
- избегать излишнего прогиба спины;
- не делать наклон вперед от бедра, наклоняться всем телом;
- при подъеме или опускании со степ - доски всегда использовать безопасный
метод подъема;
- стоя лицом к степ-платформе, подниматься, работая ногами, но не спиной.
3.2. Информационные источники
1. Вераксы, Н.Е. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.- 368 с.
2. Верхозина, Л.Г. Гимнастика для детей 5–7 лет: программа, планирование, конспекты занятий, рекомендации / Л.Г.Верхозина, Л.А.Заикина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 126 с.
3. Золотых Н.В. «Игровой стретчинг» // Достижения педагогической науки и инновационная образовательная практика в дошкольном образовании: сборник материалов XVI Региональных педагогических чтений (Каргополь,14 марта 2015 года) / под ред. Г.Ф. Шевелёвой, О.Б.Рябовой, О.М. Давыдовой, Л.В. Кондратовой. – Каргополь: ГАУ ИД «Каргополье», 2015. – 320 с.
4. Машукова Ю.М. «Степ – гимнастика в детском саду» // Научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре». - 2009. - №4. – с.98-101.
5. Пензулаева, Л.И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа / Л.И. Пензулаева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112 с.
6. Сулим, Е.В. Детский фитнес - физкультурные занятия для детей 5-7 лет / Е.В.Сулим. – М.: Учитель, 2015. – 224 с.
7. Фирилева, Ж.Е. Са-Фи-Дансе. Танцевально – игровая гимнастика для детей / Ж.Е.Фирилёва, Е.Г.Сайкина. – С-Пб.: Детство-пресс, 2000. – 272 с.