Главные вкладки
Коллегам
I. Тематика для организации экспериментальной работы и проектной деятельности детей младшего школьного возраста
Учебный предмет | Класс | Тематика | Обоснование тематики с учетом содержания предмета, возраста и индивидуальных особенностей обучающихся младших классов | |
Экспериментальная работа | ||||
Русский язык | 2 | «Нужна ли нам буква ё» | Ученики 2 класса в экспериментальной работе «Нужна ли на буква ё» изучают изменения, которые потерпел русский язык после того, как буквы «е» и «ё» были приравнены друг к другу. Важна ли буква «ё» в русском языке. Тема «Алфавит. Появление буквы ё» | |
3 | «Роль ударения в русском языке» | Учащиеся 3 класса в экспериментальной работе «Роль ударения в русском языке» доказывают роль ударения в русском я языке. Раздел «Состав слова» Тема «Ударения в русском языке» | ||
4 | «Волшебные слова» | Учащиеся 4 класса в экспериментальной работе «Волшебные слова» выясняют влияние слов на взаимоотношения и настроение людей. Раздел 4 «Состав слова» | ||
Литературное чтение | 2 | «Все начинается с книги» | Учащиеся 2 класса в экспериментальной работе «Все начинается с книги» овладевают прочным навыком чтения, узнают больше о писателях, развивают воображение, образное восприятие литературных произведений. Тема «История создания книги» | |
3 | «Образ зимы в стихотворениях русских поэтов» | Ученики 3 класса в экспериментальной работе «Образ зимы в стихотворениях русских поэтов» изучают стилистические способы изображения зимы в стихотворениях русских поэтов. Тема «Образы в стихотворениях поэтов» | ||
4 | «Цвет в стихах русских поэтов» | Учащиеся 4 класса в экспериментальной работе «Цвет в стихах русских поэтов» изучаю особенности применения цвета в стихах русских поэтов. Тема «Литературные стихотворения» | ||
Математика | 2 | «Магическое число 7» | Работа «Магическое число 7» направлена на изучение истории и значения числа 7. Тема «Математика в нашей жизни» | |
4 | «Числа в спорте» | Учащиеся 4 класса в экспериментальной работе «Числа в спорте» выясняют значение и использование чисел в спорте. Тема «Математика в нашей жизни» | ||
3 | «Герои любимых сказок в мире математики» | Учащиеся 3 класса в экспериментальной работе «Герои любимых сказок в мире математики» знакомятся с примерами сказок, в которых герои знакомят детей с числительными, проводят анализ употребления чисел в сказках. Раздел «Литературные сказки» | ||
Окружающий мир | 2 | «Свойства воды» | Учащиеся 2 класса в экспериментальной работе «Свойства воды» изучают свойства воды, роль кислорода в процессе горения. Раздел «Живая природа» | |
3 | «Инкубатор в домашних условиях» | Учащиеся 3 класса в экспериментальной работе «Инкубатор в домашних условиях» изучают принцип инкубации куриных яиц и создают домашний инкубатор из бутылки. Тема «Изучение инкубации куриных яиц в домашних условиях» | ||
4 | «Магнеотизм» | Учащиеся 4 класса в экспериментальной работе «Магнеотизм» изучают притяжение и отталкивание магнитов, их свойства. Тема «Изучение свойств магнита» | ||
Технология | 2 | «Кормушка» | В экспериментальной работе «Кормушка» ребята знакомятся с технологией изготовления кормушки для птиц, сделанной из дерева. Тема «Изготовление кормушек для птиц» | |
3 | «Настольная елочка» | Учащиеся 3 класса в экспериментальной работе «Настольная елочка» знакомятся с технологией изготовления настольной елочки, сделанной из картона. Тема «Изготовление настольной елочки» | ||
4 | «Новогодняя маска» | Учащиеся 4 класса в экспериментальной работе «Новогодняя маска» знакомятся с технологией изготовления новогодней маски сделанной из цветного картона, бумаги, страз. Тема «Изготовление новогодней маски своими руками»
| ||
Проектная деятельность | ||||
Русский язык | 2 | «Волшебные слова» | Учащиеся 2 класса в проектной работе «Волшебные слова» выясняют, что такое волшебные слова, какие слова бывают «волшебными», какую роль в нашей жизни играют «волшебные» слова. Раздел 4 «Состав слова» | |
3 | «Имена, фамилии, отчества в разных языках мира» | Учащиеся 3 класса в проектной работе «Имена, фамилии, отчества в разных языках мира» знакомятся с именами, фамилиями и отчествами на разных языках. Раздел 3 «Слово в языке и речи» | ||
4 | «Искусственные и мертвые языки» | Учащиеся 4 класса в проектной работе «Искусственные и мертвые языки» знакомятся с историей возникновения искусственных и мертвых языков. Раздел 3 «Слово о языке и речи» | ||
Литературное чтение | 2 | «Цвет в стихах русских поэтов» | Учащиеся 2 класса в проектной работе «Цвет в стихах русских поэтов» изучают особенности применения цветов в стихах русских поэтов. Тема:«Особенности цветовведения в стихотворениях русских поэтов» | |
3 | «Басни» | Учащиеся 3 класса в проектной работе «Басни» знакомятся с определением басня, их названиями и откуда они пришли. Тема:«Знакомство с жанром Басни» | ||
4 | «Жанры устного народного творчества» | Учащиеся 4 класса в проектной работе «Жанры устного народного творчества» знакомятся с устным народным творчеством народов мира, с жанрами устного народного творчества. Раздел «Устное народное творчество» | ||
Математика | 2 | «Занимательная головоломка мира» | Учащиеся 2 класса в проектной работе «Занимательная головоломка мира» изучают историю возникновения головоломок, виды головоломок и т.д. Тема «Решение головоломок» | |
3 | «Натуральные числа» | Учащиеся 3 класс в проектной работе «Натуральные числа» рассматривают натуральные числа в математике, их историю возникновения и анализируют их действия, воспроизводимые с натуральным числом. Тема «Изучение натурального числа» | ||
4 | «Числа в пословицах и поговорках» | Учащиеся 4 класса в проектной работе «Числа в пословицах и поговорках» рассматривают пословицы, в который присутствуют числа, и для чего они там нужны. «Математика в нашей жизни» | ||
Окружающий мир | 2 | «Сезонные изменения в природе» | Учащиеся 2 класса в проектной работе «Сезонные изменения в природе» изучают, какие бывают изменения и историю их возникновения. Тема «Изменения в природе» | |
3 | «Правильный распорядок режима дня» | Учащиеся 3 класса в проектной работе «Режим дня младшего школьника» знакомятся с определением «Режим дня», каким он должен быть. Проведение эксперимента. Тема «Правильный распорядок дня» | ||
4 | «Удивительный мир птиц» | Учащиеся 4 класса в проектной работе «Удивительный мир птиц» изучают строение и развитие птиц. Автор проекта выясняет, каким образом происходит появление птиц и можно ли их разводить в домашних условиях. Тема: «Птицы» | ||
Технология | 2 | «Валяние шерсти» | Учащиеся 2 класса в проектной работе «Валяние шерсти» рассматривают историю появления шерсти, техники ее валяния. Тема «Работа с шерстью» | |
3 | «Оригами» | Учащиеся 3 класса в проектной работе «Оригами» рассматривают историю возникновения оригами, технику выполнения «журавля». Тема «Архитектура. Работа с бумагой»
| ||
4 | «Демонстрация одежды с узорами» | Учащиеся 4 класса в проектной работе «Демонстрация одежды с узорами» изготовляют одежду с узорами и демонстрируют ее. Тема «Ателье мод» |
II. Технологическая карта организации экспериментальной работы / проектной деятельности обучающихся
Творческое название проектно-исследовательской работы | Содержание |
Название проекта / эксперимента | Правильный распорядок режима дня |
Учебный предмет | Окружающий мир |
Класс | 3 |
Участники проекта / эксперимента | Учитель и ученики 3 класса |
Тип проекта / эксперимента | По целям и задачам - информационный (сбор информации) По предметно-содержательной области-монопроект (проведен в рамках предмета «Окружающий мир») По характеру контактов между участниками-внутриклассный По продолжительности – кратковременный
|
Сроки реализации | 2-3 урока |
Аннотация (актуальность, значимость на уровне школы, личностная ориентация, воспитательный аспект) | В современных условиях значительно возрастает роль семьи и школы в формировании всесторонне развитой личности, сохранении и укреплении здоровья детей младшего школьного возраста. Семья и школа должны создать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического, психического здоровья младшего школьника и формирования здорового образа жизни. Семья, школа и социум - главные социальные институты, отвечающие за воспитание и обучение детей и подростков. Они играют ведущую роль в становлении и развитии личности младшего школьника, формировании здорового образа жизни, сохранении и укреплении его здоровья.
|
Цель проекта
| Выяснить значение режима дня младшего школьника для поддержания здоровья и работоспособности. |
Задачи проекта
| для обучающихся: -найти информацию о режиме дня - умение делать выводы - зафиксировать результаты наблюдений эксперимента - защитить проект
для учителя: - организация наблюдения, эксперимента - фиксация результатов наблюдения, эксперимента - пропагандировать здоровый образ жизни - сформировать представления обучающихся о режиме дня, его основных компонентах - воспитать бережное отношение к своему здоровью развивать навыки исследовательской работы
|
Нормативно–правовые документы, регулирующие реализацию проекта | - |
Гипотеза проектной (экспериментальной) работы обучающихся (если есть)
| Состоит в том, что соблюдение режима дня школьниками способствует физическому развитию и повышению работоспособности ребенка. |
Проблемные вопросы проекта / эксперимента | Что такое режим дня? Зачем его нужно соблюдать? |
Деление обучающихся на группы. Задания для каждой из групп | Найти подходящую информацию в учебнике, проанализировать ее, сделать выводы. |
Провести эксперимент по соблюдению правильного режима дня, сделать вывод. | |
| |
| |
Формы и методы работы организации проектной (экспериментальной) деятельности обучающихся | Письменный опрос (анкетирование), анализ результатов, наблюдение |
Результат проекта | для обучающихся: собрали информацию о режиме дня провели эксперимент создали презентацию «Режим дня» поняли, что надо вести правильный режим дня
|
Предполагаемый продукт проекта | Презентация «Режим дня младших школьников |
Источники информации по теме проекта | А.А. Силаев, О.Л. Попова. Гигиенические аспекты организации режима дня школьников: Практика педиатра, Гигиена. Май,2008 Кардашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков: Учебник. - М.: Медицина, 1989. Ю.В.Науменко, И.В.Федоскина. Моё здоровье. – М.: Глобус, 2008
|
Содержание этапов проекта
1. Подготовительный.
Организация деятельности учителя | Организация мероприятий с обучающимися | Организация мероприятий с родителями/учителями/социальными партнерами |
Учащимся была предложена конкретная тема «Руж для младших школьников». | После знакомства с темой проектной работы ребята обсудили цель работы, сформулировали задачи и этапы, определили форму представления проекта. |
|
Под руководством учителя сделали некоторые выводы | Дети собирали материал из учебников, интернет ресурсов о режиме дня младшего школьника, проанализировали информацию и сделали выводы: Соблюдай режим дня. Делай все вовремя. Распределяй время правильно.
|
|
2. Основной, реализация проекта.
Организация деятельности учителя | Организация мероприятий с обучающимися | Организация мероприятий с родителями/учителями/социальными партнерами |
Проведение эксперимента | Учащиеся проверили эксперимент на себе в течении 2 дней. Сравнили свой режим дня с правильным. Зафиксировали результаты. Сделали выводы. |
|
С помощью учителя результаты были зафиксированы в презентации | Ребята решили представить свои показатели и показатели из учебников в виде таблицы. |
|
3. Заключительный.
Организация деятельности учителя | Организация мероприятий с обучающимися | Организация мероприятий с родителями/учителями/социальными партнерами |
Подведение итогов и оценка работы. | Каждый ученик определили свой режим дня и какой он должен. Проэкспериментировали правильный режим дня на себе и готовы, продемонстрировать анализ до и после.
Дети выбрали один из свих режимов дня и сопоставили его с правильным, сделали анализ. Теперь готовы его представить на конференции.
Ученики определили результаты общеклассной проектной деятельности:
Коллектив представил свою работу по заявленной теме: учащиеся раскрыли основные моменты проектной работы, ее актуальность, собственные исследования. Все это сопровождалось презентацией, которую дети создали и продемонстрировали сами, доказав, что умеют пользоваться ПК(для своего возраста) |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda-gizn.pptx | 650.08 КБ |
zeleniy-peysaz.pptx | 362.57 КБ |
progarmma.docx | 58.54 КБ |
programma_liza_.pptx | 635.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Заголовок слайда 4 Вставьте Ваш текст 1 2 3 5 Вставьте Ваш текст Вставьте Ваш текст Вставьте Ваш текст Вставьте Ваш текст
Заголовок слайда Lorem ipsum dolor sit amet , consectetuer adipiscing elit . Aenean commodo ligula eget dolor. Aenean massa . Cum sociis natoque penatibus et magnis dis parturient montes , nascetur ridiculus mus. Donec quam felis , ultricies nec , pellentesque eu , pretium quis , sem. Nulla consequat massa quis enim . Donec pede justo , fringilla vel , aliquet nec , vulputate .
Заголовок слайда Lorem ipsum dolor sit amet , consectetuer adipiscing elit . Aenean commodo ligula eget dolor. Aenean massa . Cum sociis natoque penatibus et magnis dis parturient montes , nascetur ridiculus mus. Donec quam felis , ultricies nec , pellentesque eu , pretium quis , sem. Nulla consequat massa quis enim . Donec pede justo , fringilla vel , aliquet nec , vulputate .
Оригинальные шаблоны для презентаций: https :// presentation-creation.ru/powerpoint-templates.html Бесплатно и без регистрации
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Заголовок слайда 4 Вставьте Ваш текст 1 2 3 5 Вставьте Ваш текст Вставьте Ваш текст Вставьте Ваш текст Вставьте Ваш текст
Заголовок слайда Lorem ipsum dolor sit amet , consectetuer adipiscing elit . Aenean commodo ligula eget dolor. Aenean massa . Cum sociis natoque penatibus et magnis dis parturient montes , nascetur ridiculus mus. Donec quam felis , ultricies nec , pellentesque eu , pretium quis , sem. Nulla consequat massa quis enim . Donec pede justo , fringilla vel , aliquet nec , vulputate
Оригинальные шаблоны для презентаций: https :// presentation-creation.ru/powerpoint-templates.html Бесплатно и без регистрации
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детско-юношеского туризма и краеведения «ПИЛИГРИМ» г. Волгодонска
Принята на заседании методического совета от «___» ______________20__г. Протокол №____ | Утверждаю: Директор Платонов Валерий Борисович____________ «___»_________________20___г. |
Дополнительная общеобразовательная программа туристическо-краеведческой направленности
«Туризм»
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Голинская Елизавета Сергеевна, педагог дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности |
г. Волгодонск
2024-2025 г.
Пояснительная записка
Направленность программы: туристическо-краеведческая.
Вид программы: модифицированная. Уровень: подготовительный.
Образовательная программа «Туризм», разработана на основе примерных (типовых) программ для системы дополнительного образования детей «Юные туристы», «Юные туристы-спасатели» одобренной и утвержденной Министерством образования РФ и Министерством по чрезвычайным ситуациям РФ, в соответствии с законом «Об образовании» и Федеральным законом «Об основах туристической деятельности».
В последние годы Правительство Российской Федерации одной из важнейших задач считает оздоровление нации. Наша задача - как можно быстрее отвлечь подростков и молодёжь от вредных привычек. Для этого необходимо привлечь учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Многолетний опыт работы показывает, что двухчасовых, даже трёхчасовых занятий в неделю физической культурой на уроках в школе недостаточно. Выход из ситуации возможен при добровольном обучении учащихся в системе дополнительного образования, различных спортивных секциях и кружках. Но не все дети с удовольствием посещают традиционные секции и кружки по отдельным видам спорта.
Данная программа предлагает разнообразные виды деятельности учащихся: дети обучаются туристским навыкам, правилам поведения в вынужденной автономии, оказанию первой медицинской помощи, знакомятся с историей, монументами и памятниками своего района и края.
Программа предусматривает выездные и пешие походы по историческим местам, по местам отдыха с целю опознавания, тренировки и наведения порядка на территории памятников, в пути следования и местах отдыха. При использовании современных технологий имеется возможность использования сети Интернет для знакомства с другими клубами по краю, для встреч, совместных походов, отдыха и соревнований. Туризм, личность, труд – звенья одной цепи: это и познание, и повышение культурного уровня, и важное средство общения, и дружба, и укрепление здоровья учащихся, и немало важно - любовь к своей малой родине, природе и истории. Туризм – это и спорт.
Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
В процессе туристско-краеведческой деятельностиу детей формируются такие жизненно важные качества, как упорство, честность, мужество, взаимовыручка, умение действовать в экстремальных ситуациях.
Актуальность программы.
Воспитание молодого поколения в духе патриотизма — это первоочередная задача современного образования. Беда нашей страны — растущее число малолетних преступников, наркоманов, ранняя алкоголизация населения. Современный ребенок стремится к тому, что он получает с экранов телевизоров. Он не видит и не замечает мира, существующего за границами его «виртуального бытия». Отсюда идет и массовое ухудшение здоровья детей — слабая физическая активность, интенсивные информационные нагрузки, и, как итог, психические расстройства, доводящие многих до девиантного поведения. Активизировать познавательную деятельность молодежи, оздоровить молодое поколение как морально, так и физически — вот еще важнейшие задачи современного образования. Туризм позволяет реализовать все эти задачи в полном объеме через путешествия, знакомящие с культурой, историей, природой родной страны.
Актуальность программы также определяется и нормативно-правовыми документами:
Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;
ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ;
Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам (Приказ Министерства спорта РФ № 939 от 15 сентября 2018 г.);
Приказом Министерства спорта РФ от 12.09.2013 №731 «Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта»;
Приказом Министерства спорта РФ от 27.12.2013 №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «Спортивный туризм» приказ от 16 апреля 2018 года № 345.
Педагогическая целесообразность программы в том, что выполнение задач занятий, развитие физической и технической подготовленности, соблюдение постоянного режима способствует воспитанию волевых качеств обучающихся. В процессе волевых проявлений формируются инициативность и самостоятельность, решительность и смелость, выдержка и самообладание. Все эти качества взаимосвязаны, но главным, ведущим является целеустремленность, которая в значительной мере определяет уровень воспитания и проявления других качеств. Волевые качества при рациональном педагогическом руководстве становятся постоянными чертами личности. Это позволяет детям проявлять их в трудовой, учебной, общественной и других видах деятельности; даст возможность в подростковом возрасте избежать влияния таких социальных явлений, как юношеский алкоголизм, наркомания, токсикомания и других.
Отличительные особенности программы.
Особенностью данной программы является применение современных методик для подготовки туристов – спортсменов.
Программа рассматривает темы, касающиеся подготовки и осуществления, как простого однодневного туристического похода, так и сложного, многодневного путешествия. Дает практические советы, относительно походного быта, пополнения запасов продовольствия и воды, приготовления пищи, а также ориентирования на местности и характера действия в экстремальных ситуациях.
Кроме того, программа предусматривает знания о животных и растениях, представляющих опасность для человека. Содержит информацию об оказании первой помощи при болезнях и несчастных случаях, от которых, не застрахован не один путешественник.
Учитывая тягу молодых людей этого возраста к состязательности, романтике и высокую степень социализации личности, программа секции «Спортивный туризм» предполагает проводить общешкольные соревнования типа преодоления спортивно- туристической полосы препятствий, проведения поисково-спасательных работ, а также многодневные и однодневные туристические походы в теплый и холодный периоды года.
Благодаря полученным знаниям, школьники будут учиться: самостоятельно мыслить, осуществлять поиск, работать творчески, приобщаться к науке, учитывать пути и возможности своего организма.
Программа секции – это активный отдых, связанный с физическим трудом, заряд бодрости и творческое удовлетворение.
Цель - пропаганда туризма, как средства укрепления здоровья и привития стремления к здоровому образу жизни, привитие навыков экологической культуры;, ознакомление с историей, привитие навыков туризма, выживания при вынужденной автономии, оказанию первой медицинской помощи, удовлетворение естественной потребности учащихся в непосредственном познании мира, своего края.
Задачи:
Обучающие:
- обучать навыкам туристско-краеведческой деятельности, оказания первой медицинской помощи, правилам поведения при вынужденной автономии;
- обучать двигательным действиям, нацеленным на укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- изучать культуру и природу России через туристские походы, посещение памятников истории.
Развивающие:
- развивать основные физические качества: координационные, ориентационно-пространственные, скоростоно-силовые; выносливость, гибкость и ловкость;
- способствовать развитию и тренировке психических процессов, моторико–двигательной и логической памяти обучающихся;
- обеспечить формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета;
- способствовать укреплению здоровья и совершенствованию физической подготовленности обучающихся;
Воспитательные:
- способствовать формированию и развитию нравственно –коммуникативных качеств личности обучающихся;
- воспитывать личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни;
- воспитывать физически сильного, высокоморального, трудоспособного, толерантного гражданина современной России.
Срок реализации:
Год обучения | Возраст детей | Продолжительность занятий | Режим занятий | Наполняемость учебной группы |
1 | 11-15 | 1 час | 2 раза в неделю | Не менее 10 детей |
Ожидаемые результаты усвоения программы:
- физическое и психическое оздоровление воспитанников; воспитание патриотизма и верности своей Родине; приобретение жизненно-важных двигательных навыков и умений:
- уметь ориентироваться по местным признакам, компасу, карте, определять азимут, двигаться по компасу и карте;
- знать способы оказания первой медицинской помощи при кровотечении, переломах, вывихах, ранениях, ожогах, обморожениях;
- уметь соорудить временное убежище из подручного материала, уметь добывать пищу, воду, огонь, изготавливать оружие для охоты и рыбалки;
- учащиеся могут сдать нормативы на 1, 2 и 3-й юношеские спортивные разряды по туризму, а также на значки «Юный турист России» и «Турист России»;
Качество практических навыков проверяется на соревнованиях.. Улучшение результатов команды — критерий спортивно-технического роста учащихся. Возможна сдача нормативов на спортивные разряды по туристскому многоборью.
После первого года занятий основной целью обучающихся является летний зачетный некатегорийный поход и важным стимулом для них должно стать получение в результате занятий юношеских спортивных разрядов по туризму.
Дать ребятам возможность освоить все премудрости туризма — значит привить им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию.
Критерии оценки результатов:
Положительными результатами работы педагога по данной программе можно считать:
-сохранение контингента учащихся на всем протяжении обучения (состав группы изменился менее чем на 30%);
-постоянный рост спортивно-технического мастерства (от участия в степенных походах к участию в походах 3-4 категории сложности);
-рост уровня спортивных достижений команды (выступление на соревнованиях, слетах);
-привлечение старших воспитанников к судейству на окружных и городских соревнованиях;
-сохранение и повышение уровня успеваемости по предметам школьной программы;
-привлечение старших воспитанников к работе в должности педагога дополнительного образования для дальнейшей реализации данной программы.
Способы оценки результатов:
Для оценки качества знаний, умений и навыков учащихся следует проводить различного рода контрольно-проверочные мероприятия. Так, в конце каждого года обучения следует проводить зачет по теоретическому курсу с проверкой знаний по изученным дисциплинам.
По завершении изучения курса учащиеся должны уметь самостоятельно разрабатывать маршруты походов по равнинной части до 1 категории сложности, составлять и рассчитывать продуктовую раскладку, перечень группового и личного снаряжения, рассчитывать вес рюкзака.
В связи с этим целесообразно контроль практических навыков в этой области провести с использованием так называемой проектной методики. Т.е. предложить учащимся самостоятельно разработать маршрут похода по заданному району и в заданные сроки. Нет большей награды, чем практическая реализация того проекта, который ты сам разработал. Не следует забывать, что педагог работает не для себя, а для детей, поэтому желательно, чтобы районы походов предлагались самими детьми. А для того, чтобы они имели представление о том, куда и как можно пойти в поход, следует в рамках изучения темы «Краеведческая подготовка» провести семинар по районам путешествий. Причем, важно, чтобы дети самостоятельно подготовили сообщения о выбранных районах, а помощь педагога заключалась бы в подборе иллюстративного и демонстрационного материала и в небольших дополнениях к сообщению.
Уровень технического мастерства проверяется на соревнованиях, которые проводят местные и городские туристские органы.
п/п | Наименование темы | Практика | Теория | Всего |
1 | Туристские путешествия, история развития туризма | - | 1 | 1 |
2 | Личное и групповое туристское снаряжение | 3 | В процессе занятия | 3 |
3 | Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. | 2 | 1 | 3 |
4 | Подготовка к походу, путешествию. | 2 | 2 | 4 |
5 | Питание в туристском походе. | 1 | 1 | 2 |
6 | Туристские должности в группе. | 1 | 1 | 2 |
7 | Правила движения в походе, преодоление препятствий. | 3 | 1 | 4 |
8 | Техника безопасности при проведении походов, занятий. | - | 2 | 2 |
9 | Понятие о топографической и спортивной карте. | 3 | 1 | 4 |
10 | Условные знаки. | 3 | В процессе занятия | 3 |
11 | Ориентирование по горизонту, азимут. | 2 | 1 | 3 |
12 | Компас. Работа с компасом. | 2 | 1 | 3 |
13 | Измерение расстояний. | 2 | 1 | 3 |
14 | Способы ориентирования. Действия в случае потери ориентировки | 2 | 1 | 3 |
15 | Личная гигиена туристов | - | 1 | 1 |
16 | Походная медицинская аптечка. | - | 1 | 1 |
17 | Основные приемы оказания первой помощи. | 2 | 1 | 3 |
18 | Приемы транспортировки пострадавшего. | 2 | 1 | 3 |
19 | Краткие сведения о строении и функциях организма человека, влияние физических упражнений. | - | 1 | 1 |
20 | Врачебный контроль и самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках. | - | 1 | 1 |
21 | Общая физическая подготовка | 9 | В процессе занятия | 9 |
22 | Специальная физическая подготовка | 14 | В процессе занятия | 14 |
Всего: | 52 | 20 | 72 |
Содержание программы
1 год обучения
1. Туристские путешествия, история развития туризма
Туризм — средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России. Организация туризма в России. Роль государства и органов образования в развитии детско-юношеского туризма. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм. Характеристика каждого вида. Понятие о спортивном туризме. Экскурсионный и зарубежный туризм.
Туристские нормативы и значки «Юный турист России», «Турист России». Разрядные нормативы по спортивному туризму, спортивному ориентированию, туристскому многоборью.
2. Личное и групповое туристское снаряжение
Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для одно-трехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов, типы лыж. Как готовить личное снаряжение к походу.
Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор: оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник и др. Особенности снаряжения для зимнего похода.
Практические занятия
Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт.
3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги
Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т.д.).
Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака.
Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров.
Установка палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке.
Уборка места лагеря перед уходом группы.
Типы костров. Правила разведения костра, работы с топором, пилой при заготовке дров. Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов.
Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт).
Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком.
Организация ночлегов в помещении.
Правила купания.
Практические занятия
Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Развертывание и свертывание лагеря (бивака). Разжигание костра.
4. Подготовка к походу, путешествию
Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода.
Изучение района похода: изучение литературы, карт, отчетов о походах, запросы в местные образовательные и другие учреждения, получение сведений у людей, прошедших планируемый маршрут.
Разработка маршрута, составление плана - графика движения. Подготовка личного и общественного снаряжения.
Практические занятия
Составление плана подготовки 1-3-дневного похода. Изучение маршрутов походов. Составление плана - графика движения в 1-3-дневном походе. Подготовка личного и общественного снаряжения.
5. Питание в туристском походе
Значение правильного питания в походе. Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд.
Организация питания в 2-3-дневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте.
Практические занятия
Составление меню и списка продуктов для 1-3-дневного похода. Закупка, фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре.
6. Туристские должности в группе
Должности в группе постоянные и временные.
Командир группы. Требования к командиру группы (туристский опыт, инициативность, ровные отношения с членами группы, авторитет). Его обязанности: руководство действиями членов группы, контроль выполнения заданий, поддержание нормального микроклимата в группе.
Другие постоянные должности в группе: заведующий питанием (завпит), заведующий снаряжением, проводник (штурман), краевед, санитар, ремонтный мастер, фотограф, ответственный за отчет о походе, культорг, физорг и т.д.
Временные должности. Дежурные по кухне. Их обязанности (приготовление пищи, мытье посуды).
Дежурные (дублеры) по постоянным должностям: дежурный командир,
дежурный штурман и т.д.
Практические занятия
Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведения похода и подведения итогов.
7. Правила движения в походе, преодоление препятствий
Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня.
Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, кустарнику, через завалы, по заболоченной местности, по травянистым склонам.
Практические занятия
Отработка движения колонной. Соблюдение режима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности: по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболоченной местности.
8. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий.
Дисциплина в походе и на занятиях — основа безопасности.
Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице
Правила поведения при переездах группы на транспорте.
Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация самостраховки. Правила пользования альпенштоком.
Использование простейших узлов и техника их вязания.
Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением.
Практические занятия
Отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов. Использование альпенштока на склонах. Организация переправы по бревну с самостраховкой. Вязание узлов.
9. Понятие о топографической и спортивной карте
Определение роли топографии и топографических карт в народном хозяйстве и обороне государства, значение топокарт для туристов.
Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Понятие о генерализации.
Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (специализация). Старение карт. Какие карты пригодны для разработки маршрутов и для ориентирования в пути.
Рамка топографической карты. Номенклатура. Географические и прямоугольные координаты (километровая сетка карты). Определение координат точки на карте.
Назначение спортивной карты, ее отличие от топографической карты.
Масштабы спортивной карты. Способы и правила копирования карт.
Защита карты от непогоды в походе, на соревнованиях.
Практические занятия
Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте. Копирование на кальку участка топографической карты.
10. Условные знаки
Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки, площадные (заполняющие) и контурные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики.
Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа горизонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утолщенные, полугоризонтали. Бергштрих. Подписи горизонталей. Отметки высот, урезы вод.
Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу.
Практические занятия
Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры, мини-соревнования.
11. Ориентирование по горизонту, азимут
Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, 3. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта.
Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Азимутальное кольцо («Роза направлений»).
Определение азимута, его отличие от простого угла (чертеж). Азимут истинный и магнитный. Магнитное склонение. Азимутальное кольцо. Измерение и построение углов (направлений) на карте. Азимутальный тренировочный треугольник.
Практические занятия
Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Упражнения на инструментальное (транспортиром) измерение азимутов на карте. Построение тренировочных азимутальных треугольников.
12. Компас, работа с компасом
Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Спортивный жидкостный компас. Правила обращения с компасом.
Ориентир, что может служить ориентиром. Визирование и визирный луч. Движение по азимуту, его применение.
Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка. Техника выполнения засечек компасом Адрианова и жидкостным.
Практические занятия
Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков, азимутальных построений (треугольники, «бабочки» и т.п.).
13. Измерение расстояний
Способы измерения расстояний на местности и на карте. Курвиметр, использование нитки. Средний шаг, от чего зависит его величина. Как измерить средний шаг. Таблица перевода шагов в метры.
Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазомера. Определение расстояния по времени движения.
Практические занятия
Измерение своего среднего шага (пары шагов), построение графиков перевода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Упражнения на прохождение отрезков различной длины. Измерение кривых линий на картах разного масштаба курвиметром или ниткой. Оценка пройденных расстояний по затраченному времени. Тренировочные упражнения на микроглазомер на картах разного масштаба.
14. Способы ориентирования, действия в случаи потери ориентировки.
Ориентирование с помощью карты в походе. Виды ориентиров: линейный, точечный, звуковой, ориентир-цель, ориентир-маяк. Необходимость непрерывного чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (привязки). Сходные (параллельные) ситуации. Составление абрисов. Оценка скорости движения. Движение по азимуту в походе, обход препятствий, сохранение общего заданного направления, использование солнца и тени. Привязка при потере видимости и при отсутствии информации на карте. Виды и организация разведки в походе, опрос местных жителей.
Движение по легенде (с помощью подробного текстового описания пути). Протокол движения.
Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировки, возможность ухода на сходную (параллельную) ситуацию. Поиск отличительных ориентиров. Принятие решения о выходе на крупные ориентиры, выходе к ближайшему жилью.
Практические занятия
Упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту, отысканию на карте сходных (параллельных) ситуаций, определению способов привязки. Занятия по практическому прохождению мини-маршрута, движение по легенде.
Разработка маршрута туристского похода на спортивной карте, с подробным описанием ориентиров, составлением графика. Составление абрисов отдельных участков.
Упражнения по определению азимута движения по тени от Солнца, определение азимута в разное время дня. Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам, по Солнцу, Луне, Полярной звезде. Определение точки стояния на спортивной карте, имитация ситуации потери ориентировки, построение алгоритма действий по восстановлению местонахождения.
15. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний
Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха в занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание).
Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий.
Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях туризмом, гигиенические основы закаливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой.
Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов.
Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов.
Практические занятия
Разучивание комплекса гимнастических упражнений. Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними.
16.Походная медицинская аптечка
Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов: ампульные, таблеточные, порошковые, линименты, смазки. Различия в принципе действия. Состав походной аптечки для походов выходного дня и многодневных. Перечень и назначение, показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов. Новейшие фармакологические препараты.
Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые в зависимости от хронических заболеваний.
Практические занятия
Формирование походной медицинской аптечки.
17. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи
Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика заболеваний и травматизма. Работа с группой по развитию самоконтроля и усвоению гигиенических навыков.
Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания.
Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка.
Практические занятия
Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказание помощи).
18. Приемы транспортировки пострадавшего
Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера и места повреждения, его состояния, от количества оказывающих помощь. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоем на поперечных палках. Переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках-плетенках из веревок, на шесте. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж.
Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации.
Практические занятия
Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего.
19.Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений
Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о строении внутренних органов.
Кровеносная система. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен.
Органы пищеварения и обмен веществ. Нервная система — центральная и периферическая.
Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособности.
Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием занятий спортом.
20. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках
Врачебный контроль и самоконтроль. Значение и содержание врачебного контроля при занятиях спортом. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия. Порядок осуществления врачебного контроля. Показания и противопоказания к занятиям различными видами туризма.
Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие о «спортивной форме», утомлении, перетренировке. Дневник самоконтроля
Практические занятия
Прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля.
21.Общая физическая подготовка
Основная задача общей физической подготовки — развитие и совершенствование физических, моральных и волевых качеств туристов.
Всесторонняя физическая подготовка — основа для достижения безаварийного и стабильного прохождения маршрутов туристских походов.
Требования к физической подготовке, ее место и значение в повышении функциональных возможностей организма, в разностороннем физическом развитии спортсменов, в успешном овладении техникой и тактикой. Характеристика средств физической подготовки, применяемых на различных этапах обучения. Ежедневные индивидуальные занятия членов группы.
Практические занятия
Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением. Упражнения со скакалкой, гантелями. Элементы акробатики.
Подвижные игры и эстафеты. Легкая атлетика. Лыжный спорт. Гимнастические упражнения. Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол. Плавание — освоение одного из способов.
22. Специальная физическая подготовка
Роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства туристов.
Место специальной физической подготовки на различных этапах процесса тренировки. Характеристика и методика развития физических и специальных
качеств, необходимых туристу: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы. Индивидуальный подход в решении задач общей и специальной
физической подготовки.
Основная цель тренировочных походов — приспособление организма к походным условиям. Привыкание к нагрузке (выносливость): постепенность, систематичность, использование разнообразных средств для этого. Зависимость вида тренировок от характера предстоящего похода.
Практические занятия
Упражнения на развитие выносливости. Упражнения на развитие быстроты. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости, на растягивание и расслабление мышц.
Методическое обеспечение образовательной программы
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть, в процессе которой, в основном происходит освоение программного материала. Каждое учебное занятие является звеном системы занятий, связанных в логическую последовательность, построенных друг за другом. Важнейшим требованием современного учебного занятия является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся, с учетом их состояния здоровья, физического развития, пола, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств. Содержание программы основывается на следующих основных педагогических принципах образования: демократизации, гуманизации, детоцентризма, природосообразности, культуросообразности, педагогики сотрудничества, дифференциации и индивидуализации.
В зависимости от поставленных педагогических задач, занятия могут быть:
- вводное (введение в предмет, постановка учебных цели и задач, определение средств и методов достижения цели, инструктаж по ТБ)
- занятия – изучение нового материала;
- занятия – повторение, направленные на закрепление, совершенствование ранее освоенных навыков;
- комбинированное (сочетающее изучение, повторение, совершенствование ранее освоенных упражнений) – имеют наибольшее распространение в процессе обучение, -контрольное занятие - проводятся после прохождения части программного материала;
- соревнование, поход, экскурсия и т.д.
Основные принципы построения учебного занятия:
-постепенность в развитии природных данных обучающихся;
-строгая последовательность в изучении и овладении танцевальной лексикой и техническими приемами;
-систематичность, регулярность занятий;
-целенаправленность учебного процесса;
-проявление педагогической гибкости по отношению к обучающимся;
-принцип эмоционально
-психологической комфортности (создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов учебного процесса);
-принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное
открытие);
-принцип интеграции разных видов деятельности (хореографии, музыки, спорта);
-принцип взаимосвязи и взаимопроникновения программных разделов;
-принцип совместной деятельности педагога, обучающегося и родителей
-принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся.
Структура учебного занятия
Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной.
Подготовительная часть занятия.
Выполняет служебную функцию, так как обеспечивает лишь создание предпосылок для основной учебно-воспитательной работы.
Задачи подготовительной части – сообщение задач и намеченного содержания занятия, общее разогревание организма обучающихся и подготовка к предстоящим нагрузкам. Содержание подготовительной части зависит от исходного состояния воспитанников. Эта часть имеет тем большее значение, чем выше степень сложности, интенсивности и травмоопасности предстоящей основной двигательной деятельности. Граница между подготовительной и основной частью занятия условна, поскольку первая как бы переходит во вторую.
Основная часть занятия
Выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все категории задач.
Задачи, и содержание основной части изменяются в широких пределах в зависимости от подготовленности занимающихся, их возраста, пола и физического состояния в данный момент. Структура основной части бывает однородной или комплексной (комбинированной). Однородная структура типична для занятий, где все направленно на реализацию одной главной задачи (разучивание сложного двигательного упражнения или развивающие воздействие на определенные функции организма).
Комплексная структура типична для занятий, в которых решаются в качестве основных несовпадающие задачи. Почти всегда эти задачи решаются в определенной последовательности: обучение технике, развитие скорости, развитие силы, развитие выносливости.
Заключительная часть занятия.
Выполняет функцию организации завершения учебно-воспитательного процесса.
Основная задача заключительной части – постепенное снижение нагрузки, приведение организма к состоянию, близкое к норме. Это достигается постепенным уменьшением интенсивности выполняемых действий, переключением на действия, дающие эффект активного отдыха, использованием дыхательных, релаксационных и других упражнений, способствующих активизации восстановительных процессов. Эти упражнения имеют и профилактическое значение, поскольку предупреждают функциональные нарушения, которые могут возникать, особенно у малотренированных людей, в случае резкого прекращения двигательной деятельности. Вместе с тем в заключительной части важно подвести итоги занятия, определить насколько удалось решить намеченные задачи, и сориентировать обучающихся на очередные цели.
Список литературы
Литература для учителя:
1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М.: ЦДЮТур МО РФ,1996.
2. Аппенянский А.И. Физическая подготовка туристов. М.: ЦРИБ «Турист», 1985.
3. Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование на местности. М., Воениздат, 1971.
4. Велитченко В.К. Физкультура без травм. М.: «Просвещение», 1993.
5. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник. М.:ФиС, 1987
6. Гранильщиков Ю.В. и др. Горный туризм. М., Физкультура и спорт, 1966.
7. Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ: Сб. документов. Воспитательная работа в школе. М., Просвещение, 1977, с. 192.
8. Лахин А.Ф., Былинский ВИ. Военная топография. М., Воениздат, 1963
9. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. М., Физкультура и спорт, 1967
10. Рощин А.Н. Ориентирование на местности. М., Недра, 1966.
11. Спутник туриста. М., Физкультура и спорт, 1969
12. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М., Физкультура и спорт, 1972.
Литература для учащихся:
- Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1981.
- Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. М.: ЦРИБ «Турист», 1983.
- Иванов Е. Знакомьтесь - ориентирование, - В сб.: Сам выбирай туристский маршрут. М., Профиздат, 1968
- Каледин С.В. Физическая подготовка юных спортсменов. М., Физкультура и спорт, 1968
- Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М.: Профиздат, 1987.
- Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. М.: Профиздат, 1990.
- Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.
- Меньчуков А.Е. В мире ориентиров. М., Мысль, 1966.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагоги дополнительного образования реализующие программу: Подгорная Л.В Шелест М.В Чиков В.А Мокроусова А.В
Актуальность программы Воспитание молодого поколения в духе патриотизма Активизировать познавательную деятельность молодежи, оздоровить молодое поколение как морально, так и физически Всестороннее развитие молодежи , знакомящие с культурой, историей, природой родной страны.
Актуальность программы также определяется и нормативно-правовыми документами: Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ; ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ; Приказом Министерства спорта РФ от 12.09.2013 №731 «Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта»;
Отличительные особенности программы Особенностью данной программы является применение современных методик для подготовки туристов – спортсменов. Дает практические советы, относительно походного быта, пополнения запасов продовольствия и воды, приготовления пищи, а также ориентирования на местности и характера действия в экстремальных ситуациях. Программа предусматривает знания о животных и растениях, представляющих опасность для человека.
Форма и длительность обучения по программе Год обучения Возраст детей Продолжительность занятий Режим занятий Наполняемость учебной группы 1 11-15 1 час 2 раза в неделю Не менее 10 детей Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной.
Список литературы 1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М.: ЦДЮТур МО РФ,1996. 2. Аппенянский А.И. Физическая подготовка туристов. М.: ЦРИБ «Турист», 1985. 3. Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование на местности. М., Воениздат, 1971. 4. Велитченко В.К. Физкультура без травм. М.: «Просвещение», 1993. 5. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник. М.:ФиС, 1987
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детско-юношеского туризма и краеведения «ПИЛИГРИМ» Дополнительная общеобразовательная программа туристическо-краеведческой направленности «Туризм» Возраст обучающихся: 11-15 лет Срок реализации: 1 год Уровень: подготовительный Автор-составитель: Голинская Елизавета Сергеевна, педагог дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности https://vk.com/l.golinskaya 89885411253 https://nsportal.ru/golinskaya