Детям
Тематический день «Путешествие в страну Науки»
посвященный «Дню российской науки»
Цель: создание благоприятных условий для развития познавательного интереса к научной, учебно-исследовательской деятельности.
Задачи:
-формировать представления о науке, ученых, опытах и экспериментах;
-способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;
-дать понятие кто такой «ученый»;
-познакомить с некоторыми из знаменитых русских ученых, их открытиями
и изобретениями;
-развивать познавательно-исследовательские способности и познавательную активность воспитанников;
-формировать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
-развивать творческое и логическое мышление, воображение.
Ход:
Воспитатель: Сегодня8 февраля Россия отмечает - День науки.
В этот день говорят об ученых, о том, что они сделали, о важности их открытий для нас с вами, для страны и для всего человечества в целом.
Наука – это деятельность человека, это познание чего-то нового.
Человек, который занимается наукой, он все изучает, занимается разными исследованиями, наблюдениями.
Люди, которые занимаются наукой, называются учеными. Ученый – это такая профессия. Выбор профессии - дело непростое и очень ответственное. Ведь выбирая её, человек выбирает дело на всю жизнь. Все профессии важны! Каждый человек делает свое дело.
Какие профессии вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Кто, что делает?»
Учитель - учит детей;
врач лечит людей;
повар готовит еду;
водитель – водит автомобиль, автобус;
воспитатель – воспитывает детей;
рыбак – ловит рыбу;
парикмахер – стрижет и делает разные прически;
продавец – продает продукты и разные товары.
Воспитатель: - Чем занимаются ученые? (Ответы детей). Правильно, ученые занимаются наукой. Ученый - очень важная профессия, без нее люди не умели бы лечить, не знали бы, что такое космос и планеты, даже не знали бы, как называются растения. Если человека называют академиком, профессором, то он - ученый.
Ученый много знает, может многое объяснить, потому что постоянно занимается, много читает, много наблюдает.
Наука о числах – это математика, а занимаются нею – математики;
наука о веществах – химия, а ученые - …химики;
наука, которая изучает движение – физика, ученые…физики; наука, которая изучает живые организмы – биология, а ученые…биологи.
Ученый изучает мир.
Географ — море и Памир.
Планеты, звезды — Астроном.
И о созвездьях знает он.
И математик увлечен,
Все теоремы помнит он.
Историк знает старину
И нашу древнюю страну.
Ученым я хотел бы стать
И много нового узнать!
Есть науки, которые изучают и получают знания о громе и скорости ветра, о грибах, о Вселенной, о вулканах, об украшениях, здоровье, транспорте, питании, умении правильно разговаривать.
Ученый может быть инженером или историком, врачом или физиком. Конструкторы - это ученые занимаются строением ракет и самолетов, подводных лодок и других сложных механизмов. Есть ученые учителя, есть ученые строители, военные, писатели, есть те, которые занимаются рекламой, роботами.
Ученые работают в лабораториях, проводят исследования, опыты, составляют библиотеки, составляют книги энциклопедии, и обо всем можно прочитать.
-Дети, сегодня предлагаю стать вам учеными и приглашаю вас в лабораторию, где мы проведем эксперимент «Подводная лодка».
ОПЫТ. Подводная лодка.
Для демонстрации нам понадобятся: две пол-литровые банки и одна литровая; два яйца; соль; вода.
Ход опыта: Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л. воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Объяснение: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора. Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
ОПЫТ «Танцующая фольга».
В этом опыте ребята воспользовались расчёской. Наэлектризованная расчёска заставила фольгу танцевать.
ОПЫТ «Окрашивание воды».
На занятия ИЗО вас научились смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется? (Дети: акварель).
У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? (Дети: синий). Проверим! (Двое детей выходят на сцену и при помощи пипетки в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый).
Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом. Следующее превращение! Вот посмотри без красок с помощью йода и крахмала можно получить разные цвета от желтого до синего. Вода и йод нам дадут желтый оттенок воды, а вода, йод и крахмал - получится синяя вода.
1. В колбу с водой растворяем каплю йода - получаем жёлтую воду.
2. Потом добавляем белый порошок крахмала, и получается синяя вода.
Ребята, что мы можем сказать об ученых, они какие? (Ответы детей, внимательные, терпеливые, трудолюбивые, ответственные, мудрые, образованные).
-Что такое наука? (Ответы детей)
-Зачемнужно проводить эксперименты? (Ответы детей)
-Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
-Что показалось вам трудным? (Ответы детей)
-Благодарю вас за сотрудничество. Вы теперь знаете, кто такой ученый, что такое наука. Теперь возвращаемся в группу из лаборатории.