Русские народные игры - наши хороводные.

Ровинская Галина Владимировна

Русские народные игры повышают интерес к традициям русского народа, помогают воспитывать духовно - нравственных качества личности у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл русские народные игры 275.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возраст: старшая, подготовительная группа. Цель : способствовать развитию речи, внимания, ориентировки в пространстве. Содержание игры: Дети стоят в двух кругах. Внутренний круг – «пирог». Во внешнем кругу детей больше, чем во внутреннем кругу. Со словами игры дети начинают вести хороводы. Внешний круг идет налево, а внутренний круг пойдет вправо. «Испекли мы пирог, положили на порог, Экий он высокенький , Экий он широкенький » Круги останавливаются, руки отпускают. Дети, проговаривая слова, выполняют движения согласно тексту. «Экий он мякошенький (как бы щупают его), Экий он вкуснешенький (гладят ладонью по животу) Решь его! (ребром одной ладони, ударяют по другой открытой ладони. Ешь его!» После последних слов дети, стоящие во внутреннем кругу, поворачиваются кругом, лицом к детям стоящим во внешнем кругу, протягивая руки вперед. Дети стоящие во внешнем кругу должны успеть взять за руки ребенка, который стоит во внешнем кругу. Если удалось образовать пару, значит - успел взять кусок пирога. Дети, которые не успели образовать пару (то есть не хватило пирога), встают в центр круга и берутся за руки. Они будут новым « пирогом». Дети, образовавшие пары, перестраиваются в круг. «Тай, тай налетай, игру продолжай » Русская народная игра «ПИРОГ».

Слайд 2

Возраст детей : старший дошкольный возраст . Цель: способствует развитию быстроты реакции, внимания, ориентировки в пространстве . Содержание игры : В этой игре обязательно используется музыкальное сопровождение (плясовая: балалайка, гармонь). Дети делятся на пары, желательно девочка, мальчик . Первый (девочка) – «житель», а второй (мальчик) – «домик». Один ребенок должен остаться без пары, он выходит в центр круга . Ведущий говорит: «Как только музыка запоет, первый круг плясать идет!» Как только заиграет музыка первые номера («жители»), выходят плясать в центр круга. А вторые номера (второй круг, «домики»), стоят на месте. Как только музыка смолкла, дети, танцующие в центре круга, быстро пытаются занять любой пустой «домик» (встать за второй номер). Игрок оставшийся без «домика», выходит в центр круга. Все дети хором говорят: «Считай до трех». Ребенок считает. Все хором ему говорят: «Растяпа, ты!» Бывает что один и тот же «Растяпа» остается несколько раз. Тогда говорят, считай до пяти, а отвечают «Растяпа, ты опять». Дальше предлагают посчитать до семи и говорят «Растяпа, ты совсем!» И уже в последний раз предлагают посчитать до восьми, а говорят «Растяпу, мы забросим !» Русская народная игра: «РАСТЯПА».

Слайд 3

Русская народная игра: « Селязень утку загонял». Возраст детей: старший дошкольный возраст . Цель : способствует развитию речи, ориентации в пространстве, координации движения, ловкости и внимания . Содержание игры: Дети встают в круг, взявшись за руки. Выбирают девочку – «утица», она выходит в центр круга, и мальчика – « селязень », он встает за круг. Хоровод ведут по часовой стрелке, проговаривая слова: « Селязень утку загонял, Молодой серу загонял, Ходи утица домой, Ходи серая домой. У тебя семеро детей Восьмой селязень , А девятая сама, Поцелуй разок меня». В это время «утица» пытается убежать от « селязня », а тот наоборот, пытается догнать и осалить ее. Дети, идущие в хороводе, «утице», помогают, руки приподнимают, а « селязню », мешают, опускают руки, что б, он, не прошел. Если « селязень » все таки сумел поймать «утицу», то пара встает в круг. Все хором говорят: « Уроза , уроза , пожать руки три раза!» « Уроза,уроза из Москвы пришел указ, пожать руки десять раз !» Правила игры: 1.Два « голящих » не должны разрывать рук детей, идущих в хороводе. 2 .« Селязень» не может, подлезать, если руки опущены вниз. 3 . Идущие дети в хороводе могут повторить слова еще раз. 4.Если « селязень » не поймал все -таки «утицу», игра останавливается . Выбираются новые голящие .

Слайд 4

Возраст детей : средний, старший дошкольный возраст. Цель: способствует развитию речи, координации движения, развитию внимания. Содержание игры : Дети стоят в парах, лицом друг к другу, взявшись за руки. Расстановка пар по кругу. Проговаривая слова игры, дети играют в «Ладушки», с последним словом: « перевертышки », необходимо повернуться вокруг себя (можно выполнить поворот прыжком), взяться за руки. Пара первой взявшейся за руки, выигрывает. Русская народная игра: « Перевертышки ». Вариант 1 . «Огурчики соленые Московские, зеленые. Ложки, плошки, поварежки , Перевертышки !» Вариант 2 . «Тушки – тушки, девчонки подружки, Тушки – тушки, мальчишки друзья, Тушки – тушки, лепешки подушки, Тушки – тушки, перевертышки !»

Слайд 5

- Заяц белый Куда бегал? - В лес дубовый! - Что там делал? - Лыки драл! - Куда клал? - Под колоду! - Кто украл? - Родион! - Выйди вон! Шла коза по мостику И виляла хвостиком. Зацепила за перила, Прямо в речку угодила. Кто не верит — это он, Выходи из круга вон. Тара — бара домой пора Коров доить, тебе водить. Мы собрались поиграть, Ну, кому же начинать? Раз, два, три, Начинаешь ты . Русские народные считалки.

Слайд 6

Русская народная игра: «Как у дедушки Федота». Возрастная группа: подготовительная группа. Цель: способствует развитию речи, ориентации в пространстве, координации движения, ловкости и внимания. Содержание игры. Дети ведут хоровод, в центре круга стоит ребенок ( дедушка Федот, у него на руку накинута вязка с баранками). Все говорят слова : « Как у дедушки Федота Целый день одна забота, Съесть по больше калачей, В небе посчитать грачей, А ты, дедушка Федот, Что, стоишь, разинув рот? Будешь ты считать грачей, Не получишь калачей !» Дед Федот, разводит руки в стороны и говорит : «Не получу калачей? Разбегайся кто куда по быстрей !» В то время когда он говорит слова, рядом с ним стоящий ребенок пытается снять с руки вязку с калачами. Если ему это удалось, то он убегает от деда Федота. Дети, стоящие в кругу, держатся за руки. Убегающему, помогают, руки приподнимают, что бы он пробежал под ними. А вот деду Федоту наоборот мешают, руки вниз опускают, не пропускают. Если все же дед Федот догнал убегающего, то он с ним танцует. А потом выбирает по считалке нового игрока, выполняющего роль – деда Федота .

Слайд 7

Русская народная игра: «Как бояре всю неделю здоровались!» Возрастная группа: старший дошкольный возраст. Цель игры: способствует развитию внимания, координации движения. Содержание игры . Играющие делятся на две команды и встают друг на против, друга в шеренгах. Ведущий: Бояре всю неделю ходили на базар. А при встрече здоровались . Понедельник: поклон. Вторник: за ушки, слегка потянуть за одно, а потом за другое. Среда: по носу, легкий « щелбанчик ». Четверг: за руку, то за правую, то за левую. Пятница: коленками, то правой, то левой. Субботу: был банный день, здоровались пяточками, сначала правыми, а потом левыми. Воскресенье: делать было нечего и они ходили и здоровались начиная с поклона и заканчивая пяточками. Пара, правильно восстановившая последовательность движений (с понедельника по субботу) выигрывает . Последовательность движений: поклон - уши – нос - руки – колени – пятки .