Методический совет
Страница содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися и презентации учителя по методике работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах... Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в юношеской памяти, должен позаботиться о том, что-бы как можно больше органов чувств - ухо, глаз, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания. К.Д. Ушинский
“ абстрактность” в словаре русских синонимов отвлеченность , умозрительность, спекулятивность, метафизичность, абстракт, (отвлеченное, безусловное, неприкладное) понятие, академичность, невещественность, беспредметность, трансцендентальность, спекулятивность, книжность, теоретичность, абстракция. Ant. конкретность
Процесс учебного познания обязательно предполагает организацию осмысления учебной информации и логического ее усвоения. Поэтому необходимо выделить подгруппы методов организации деятельности учащихся:
1. Словесные методы обучения рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.
2. Наглядные методы обучения Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов.
Принцип наглядности обучения в современной дидактике - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации * . В современной дидактике утверждается, что принцип наглядности - это систематическая опора не только на конкретные визуальные предметы (люди, животные, предметы и т.п.) и их изображения, но и на их модели .
Модель - условный образ какого-либо объекта или системы объектов. учебные модели как своеобразный сплав наглядности и понятия средства наглядности обретают новую функцию - управления познавательной деятельностью учащихся, с их помощью можно подводить учащихся к необходимым обобщениям, учить применять полученные знания.
Связь наглядных и словесных методов Педагогика ориентирует преподавателей на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление учеников. Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными методами. Учение И. П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.
Психологи доказали, что преобладающую часть информации человек воспринимает зрительно, а механизм мозговой информации настроен на "зрительную модальность". Только 10-20% людей способны быстро и эффективно воспринимать текстовую информацию . Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения. Так, эффективность слухового восприятия информации составляет 15 %, зрительного - 25 %, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65 %.
Наглядность в обучении основана на закономерности процесса познания. Движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Научные понятия и закономерности легче усваиваются учащимися, если они подкрепляются конкретными фактами в процессе сравнения, проведения аналогий и т.п.
Наглядность, основанная на использовании наглядных средств обучения, объединяет предметно-образную и знаковую наглядность.
Предметно-образные пособия Натуральные наглядные пособия представляют собой натуральные объекты, подлинные предметы, специально обработанные с целью использования их в учебном процессе. К ним относятся, например, гербарии, препараты, коллекции, чучела, скелеты и т.д. Объемно-образные наглядные пособия представляют собой такие, которые передают изучаемые объекты не в натуральном их виде, а в форме объемного образа, являясь трехмерным изображением объекта. К объемно-образным пособиям относятся: модели, макеты, муляжи и т.д.
Знаковые пособия Образно-знаковые пособия представляют собой такие пособия, в которых изучаемые объекты передаются в форме образных двухмерных изображений с помощью различных знаков или знаковых систем. К этой группе относятся: картины, рисунки, портреты, аппликации, фотографии, диапозитивы, кинофильмы и т.п. Условно-знаковые пособия представляют собой такие пособия, которые передают изучаемые объекты с помощью знака в абстрагированной форме. К условно-знаковым пособиям относятся: карты, схемы, чертежи, формулы, уравнения и т.п.
Классификация наглядных средств обучения 1. Изобразительная наглядность: фоторепродукции картин; фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры; фотопортреты; фотоизображения окружающего мира (природы и общества); учебные рисунки - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов; фоторисунки и аппликации; видеофрагменты (сюжетные видеоролики); видеофильмы (художественные и документальные).
2. Условно-графическая наглядность (логико-структурные схемы или модели): таблицы ; схемы; блок-схемы; диаграммы; гистограммы; графики; макеты ; карты; картосхемы; планшеты.
3. Мультимедийная наглядность* (на основе как изобразительных, так и условно-графических иллюстраций): все фотоизображения ; анимация и 3D моделирование (без звука); анимация и 3D моделирование (с музыкальным или речевым сопровождением); аудиофрагменты (аудиофрагменты текста, аудиолекции, звуковые комментарии к рисункам, речевые фрагменты персоналий и др.); видеофрагменты , или видеоролики; аудиовидеофрагменты (лекций, конференций, видеообращений, политических событий, явлений и др.); видеофильмы (художественные и документальные).
По мере возрастания абстрактности в обучении необходимо использовать разные виды наглядности: естественную (предметы объективной реальности и действия с ними), экспериментальную (опыты, эксперименты), объемную (макеты, фигуры и т.п.), изобразительную (картины, фотографии, рисунки), звукоизобразительную (кинофильмы, телепрограммы), звуковую (магнитофонные записи), символическую и графическую (карты, графики, схемы, формулы), словесную (образные словесные описания событий, фактов, действий). В использовании наглядности важно чувство меры, так как увлечение ею может задерживать развитие абстрактного мышления обучаемых.
Использование средств наглядности для управления познавательной деятельностью в процессе обучения способствует: - созданию образовательной среды , способной в различных учебных ситуациях демонстрировать наглядные образы изучаемых процессов и явлений, а также оперированию ими. - развитию интеллектуального мышления . При этом можно говорить и о визуальном мышлении, и коммуникативном мышлении и т.д. - изменению иллюстративных свойств средств наглядности на познавательные , которые становятся основой всего процесса обучения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лепка из глины Цели курса Задачи курса
Основные цели проекта Подарить детям радость творчества познакомить с историей художественных народных керамических промыслов показать приемы лепки познакомить с образной стилизацией глиняных игрушек.
Методические задачи Научить изготавливать глиняные изделия различными способами Научить применять полученные знания по декоративной росписи изделий
Перечень прелагаемых тем для творчиских проектов учащихся: 1.История развития глиняных промыслов. 2.Филимоновская игрушка 3.Дымковская игрушка 4.Гжель 5.Материалы и инструменты 6.Способы лепки из глины 7.Фотоальбом 8.Балхарская керамика 9.Керамика южной Туркмении 10.Кужурская керамика 11.Скопинская керамика 12.Каргапольская игрушка 13.Глиняный промысел родного края (Хайтинский фарфоровый завод)
Этапы формирования проекта: 1.Разработка учебного проекта 2.Формулировка темы 3.Постановка основополагающего вопроса и проблемного вопроса Тема совпадает с учебной Основные вопросы темы Продумывание темы, выбор возрастной категории
4.Поисковая работа по теме проекта 5.Анализ найденного материала 6.Структурирование найденного материала ъ 7.Оформление проекта Работа с первоисточниками Обсуждение Составление плана презентации Создание диаграм, веб-сайта,презентации, выставок, фотоальбомов и пр.
8.Разработка дидактического и методического материала 9.Составление списка информационных ресурсов для проекта и его материалов 10.Составление перечня технических средств необходимых для осуществления проекта Кроссворды, теоретический материал, лото и пр. Список первоисточников Компьютер, фотоаппарат, сканер, медио проектор, медио проигрыватель и пр.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тезисы
к докладу «Использование новых информационных технологий»
преподавателя МОУ СОШ №3 Сыч Татьяны Геннадьевны.
Задачи:
Обобщение, имеющегося опыта, по использованию ИКТ в преподавании ИЗО и черчения.
Рассмотреть возможность использования личностно ориентированного подхода на примере проектной деятельности.
Познакомиться с различными видами электронного тестирования учащихся в рамках урока.
Проанализировать опыт использования электронных презентаций при организации учебной деятельности.
На практике познакомиться с приёмами работы в чертёжной программе «Компас».
Актуальность проблемы.
Необходимо направленное обучение учителей применению информационно-коммуникационных технологий в обучающем процессе для формирования их информационной компетентности, её становление и развитие осуществляется через практическую педагогическую деятельность.
Внутренняя мотивация, потребность и готовность к проведению уроков с использованием ИКТ;
Осознанное перенесение знаний и практических навыков в практическую педагогическую деятельность, что способствует развитию профессионально-педагогической компетентности учителя;
Самостоятельная разработка методических и дидактических материалов для урока с использованием ИКТ, вовлечение в эту работу учащихся и других учителей;
Формирование авторской системы использования ИКТ в педагогической деятельности, которая включает не только обучающий, но и воспитательный процесс;
Участие в научно-практических конференциях, фестивалях, обучающих семинарах, проведение мастер-классов для своих коллег данной предметной области.
Мультимедиа
- интерактивные системы, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком.
С. Новосельцев
Люди помнят:
20% того, что читают
30% того, что слышат
50% того, что видят того, что слышат и видят.
Мультимедийное обучение
это способ передачи знаний и одновременно способ усвоения их учащимися
обладает универсальностью в использовании
позволяет реализовать новые формы и методы педагогического процесса
Применение информационно-компьютерных технологий в предметном обучении
использование готовых ресурсов
самостоятельная разработка компьютерных ресурсов
использование интернета научно-исследовательская работа
Тезисы
к докладу «Возможность использования электронных энциклопедий
и разработок уроков в преподавании ИЗО и черчения»
преподавателя МОУ СОШ №3 Сыч Татьяны Геннадьевны.
В настоящий момент существует большое количество разнообразных электронных программ, энциклопедий, электронных уроков, в том числе и для работы педагогов ИЗО и черчения.
Многие из курсов носят интегрированный характер, что позволяет повысить познавательный интерес учащихся. Данный момент очень важен для тех ребят, которые слабо разбираются в изобразительной деятельности и черчении, но могут проявить себя в информатике, истории…
Возможности использования:
Интегрирование процесса обучения.
Проектная деятельность.
Выполнение графических работ.
Тестирование.
Интеграция.
Интеграция межпредметная: история, МХК, литература, информатика, музыка и др.
Проблемно-поисковая деятельность.
Создание готовых продуктов для использования на уроках.
Проектная деятельность подразумевает:
Работу в Интернете.
Работу с электронными приложениями.
Работу с электронными энциклопедиями.
Учащиеся имеют возможность выполнять работы с использованием программного обеспечения:
Paint
Flash
Corel DREW
Компас3D
электронных приложений и энциклопедий:
Азбука искусства
Школа рисунка и живописи
Русская живопись
Существует большое количество других энциклопедий и программ, стоит только заняться их поиском. Они значительно облегчат Вам процесс образования и сделают его более интересным.