Самообразование

Гришкова (Акимова) Елена Викторовна

План работы по самообразованию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОБУ детский сад №21 «Звездочка», комбинированного вида.

План работы по самообразованию.

Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»

 2024-2025 учебный год

(Подготовительная группа №7 «Радуга», комбинированного вида)

                                                                                                             

                                                                                                             Воспитатель: 1 категории

                                                                                                                                  Гришкова Е.В.  

                                                                                                                                     

                                                   

г. Минусинск

ВВЕДЕНИЕ

Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»

Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по данной работе.

 Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов.  

Задачи:

1. Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие, сонорные).

2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;

3. Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.

4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.

5.Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.

Актуальность

Одной из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО, является «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, не зависимо от нации, социального статуса, психофизических и других особенностей». В связи с этим возникает потребность в применении разных технологий для подготовки детей к обучению грамоте.

В настоящее время проблема подготовки к овладению грамотой является особо актуальной. В последнее время число детей с отклонениями, в том числе и речевыми, растет. Небольшие отклонения родителей не беспокоят, пока дело не доходит до школьного обучения. В школе дети на первых порах уже испытывают затруднения и пишут с ошибками, и в результате – плохие оценки, утомляемость и невроз.

Вторая причина этой проблемы - требования школ. Одно из них – овладение ребенком звукобуквенными, звуко-слоговым и лексико–синтаксическим анализом до поступления в школу.

 Принципы работы:

• От простого - к сложному.

• Доступность содержания программы.

• Систематичность и последовательность материала.

• Наглядность.

• Игровая форма.

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

• Взаимосвязь с родителями и социальными партнерами.

• Взаимосвязь с логопедом.

Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Ребенок овладевает разговорной речью, и это обусловливает некоторые особенности усвоения средств его родного языка.

Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, но и рассказать о каком - то событии, явлении, описать его, о последовательности событий.

Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т. е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.

Слово - как грамматическая единица - это система всех его форм с их лексическими и грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок фиксирует свои знания о нем не только в лексике, в грамматике, но и учится анализировать слова, а затем читать.

Тема моего самообразования – «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет», которую я обозначила для себя. Тема выбрана мной не случайно. Одной из самых важных целей дошкольного образования является подготовка ребят к школе. В разных аспектах учебно-воспитательного процесса эта работа начинается с младшего возраста, однако и в подготовительной группах детского сада приобретает характер непосредственной образовательной деятельности (НОД). Так, одной из форм подготовки дошколят являются занятия по обучению основам грамоты.

Планируемые результаты:

- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».

- дифференцировать понятия «звук» и «буква»;

- различать гласные и согласные звуки;

- осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;

выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.

- по слоговые и слитные способы чтения

Условия реализации:

В группе «Радуга» - старший дошкольный возраст 6-7 лет.

 Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

Этапы

I этап: подготовительный (цель: изучить методическую литературу по данной проблеме и сделать ее анализ );

II этап: социометрический (цель: с детьми).

III этап: плановый (цель: планирование работы)

IY этап: контрольно – аналитический (цель: выявить уровень сделать выводы)

План работы на  2024-2025 уч. год

Срок 1год

Сентябрь. Подбор методической литературы и конспектов НОД для совместной деятельности с детьми. Изучение.

1. Значение дидактических игр по обучению грамоте  Список литературы

2. Изготовление картотеки дидактических игр по обучению детей грамоте.

Октябрь.  Роль наглядного материала с картинками на разные звуки в обучении детей грамоте.

1. Изготовление наглядного материала с картинками на разные звуки. Применение его в работе с детьми.

2. Рекомендации для родителей «С чего начинать обучение чтению» (Папка-передвижка).

3 .Изготовление дидактического материала «Звуковые домики»,

«Найди место звука в слове», «Схемы слов».

Ноябрь. Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи.

1. Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой.

2. Подбор материала по формированию графических умений.

3. Изготовление индивидуального материала на каждого ребенка «Касса букв».

4. Пополнить картотеку пальчиковых игр.

Декабрь. Приемы обучению письму, с применением обводок и штриховок.

1. Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» (Папка – передвижка).

2. Пополнение коллекции обводок и штриховок.

Январь. Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»

1. Рекомендации для родителей «Игры с буквами для дошколят» (Папка – передвижка)

2.Изготовление дидактических игр: «Слоговые таблицы», «Составь слово»

Февраль.  Особенности развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста, средствами устного народного творчества.

 1. Пополнение картотеки с чистоговорками и скороговорками

2 .Обновление обводок, штриховок.

Март. Специфика использования звукового анализа при разных методах обучения чтению детей дошкольного возраста

1. Изготовление дидактических игр

2. Обновление наглядного материала на звуки

Апрель.  Состояние готовности детей к обучению письму и чтению: концепции развития и результаты исследования.

1..Подбор материала для проведения итогового мероприятия:

2. Рекомендации для родителей «Страна букв» (Папка – передвижка).

3. Досуг «В стране звуков»

Май.  Анализ работы.

 Мониторинг. Итоговое мероприятие – досуг.

Литература:

1. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет. ООО «ТЦ –Сфера»2014г

2. Гаврина С. Е. Развитие речи. Школа дошколят. Москва Росмен 2014г.

3. Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.

4. Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.

5. Значение дидактических игр по обучению грамоте. Интернет ресурсы http://sarpedob.ru/sites/default/files/nashi_avtori/032015/didakticheskie_igry_po_obucheniyu_gramote.pdf.

6. Роль наглядного материала с картинками на разные звуки в обучении детей грамоте. Интернет ресурсы: https://konkurs-dlya-pedagogov.info/ispolzovanie-zanimatelnogo-naglyadn/

7. Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи. Интернет ресурсы: http://doshkolnik.ru/motorika/23112-palchikovaya-gimnastika-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-dlya-deteiy-doshkolnogo-vozrasta.html

8. Приемы обучению письму, с применением обводок и штриховок. Интернет ресурсы: http://io.nios.ru/articles2/90/2/odin-iz-priyomov-obucheniya-pismu-v-period-obucheniya-gramote

9. Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников. Интернет ресурсы: https://dohcolonoc.ru/cons/2579-metodicheskaya-razrabotka-tema-igra-kak-sredstvo-obucheniya-gramote-starshikh-doshkolnikov.html

10. Особенности развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста, средствами устного народного творчества. Интернет – ресурсы: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-leksicheskoy-storony-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-ustnogo-narodnogo-tvorchestva

11. Специфика использования звукового анализа при разных методах обучения чтению детей дошкольного возраста. Интернет – ресурсы: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/607277/

12. Состояние готовности детей к обучению письму и чтению: концепции развития и результаты исследования. Интернет – ресурсы: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-gotovnosti-detey-k-obucheniyu-pismu-i-chteniyu-kontseptsii-i-rezultaty-issledovaniya



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 21«Звездочка» комбинированного вида»

662603, г. Минусинск, ул. Борцов Революции, 50 «А»,  тел. 8 (39132) 5-01-91

E-mail: ds21zvezdochka@yandex.ru

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

на 2023-2027 год

 воспитателя

I квалификационной категории

Гришковой  Е.В.

Тема самообразования

«Обогащение практического педагогического опыта молодых специалистов и начинающих педагогов посредством реализации целевой модели наставничества»

Личная карточка

Фамилия Имя Отчество

Гришкова Елена Викторовна

Дата рождения

01.01.1970г.

Образование

Среднее профессиональное образование.Иркутское педагогическое училище, квалификация по диплому «Учитель начальных классов, воспитатель ГПД», специальность «учитель начальных классов»,  29.06.1987г.

Переквалификация 16.09.2020г.

Место работы

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21            г. Минусинск» муниципального образования

Красноярского края

Должность

 воспитатель

Дата назначения на должность

26.08.2019г.

Общий стаж трудовой деятельности

   20 лет

Педагогический стаж

   12 лет

Стаж в данной должности

5лет

Квалификационная категория, дата присвоения

Первая квалификационная категория по должности «Воспитатель»,  14.03.2024г.

Актуальность.

Современный педагог должен быть способен гибко реагировать на изменение образовательной ситуации, учитывать специфику существующих педагогических систем, в максимально короткие сроки адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, для того чтобы реализовать свой профессиональный и личностный потенциал.

В современном дошкольном образовании  остро востребованы образованные и нравственные педагоги, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за воспитание подрастающего поколения, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Сегодня стоит большая проблема найти хорошо специалиста, готового посвятить себя профессии, отвечающему всем профессиональным требованиям. Молодой специалист, только что закончивший учебное заведение, сталкивается с проблемой перестроения своих теоретических взглядов выбранной профессии на практическую реальность. На молодого специалиста «выплескивается» огромная информационная база, для усвоения и принятия которой требуется определенный адаптационный период.

Подготовка педагога к сложной полифункциональной деятельности является целостным, длительным и непрерывным процессом, ориентированным на формирование личностных качеств, профессиональных способностей, знаний, умений и навыков, адекватных как его личностным потребностям, так и квалификационным требованиям.

Актуальность. Наставничество в наше время – осознанная необходимость, направленная на раскрытие личностного потенциала наставляемого и успешная социализация будущего педагога. Наставничество в образовании является важнейшим условием в профессиональном становлении молодого педагога, в повышение педагогических навыков, мастерства.

Этапы работы над самообразованием

I. Диагностический – изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

II. Прогностический – определение цели и задач работы над темой, разработка системы мер, направленных на решение проблемы, прогнозирование результатов.

III. Практический – формирование методического комплекса, внедрение системы мер.

IV. Обобщающий – оформление результатов работы по теме самообразования, представление материалов.

V. Внедренческий - распространение собственного опыта (консультации, публикации, участие в конкурсах)

Цель.

Систематизировать опыт наставничества в учреждении для формирования мотивации к получению профессиональной реализации молодого педагога, раскрытие его личностного потенциала.

Задачи:

  1. Создать условия для передачи опыта наставником молодому специалисту;
  2. Осуществить поддержку и сопровождение по обучению у наставляемого навыка самостоятельного планирования, регуляции и коррекции своего профессионального маршрута развития;
  3. Организовать работу по взаимодействию наставника с наставляемым, используя различные формы;
  4. Повысить эффективность образовательного процесса;
  5. Обобщить опыт работы по направлению «Наставническая деятельность педагогических кадров».

Дата начала работы над темой – 2023г.

Предполагаемая дата окончания работы – 2027г.

Разделы плана профессионального развития

  • Изучение психолого-педагогической литературы.
  • Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
  • Освоение педагогических технологий, выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
  • Участие в реализации программы развития образовательного учреждения, в системе методической работы.
  • Обучение на курсах повышения квалификации.
  • Участие в работе творческих групп.
  • Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)

Формы представления результатов педагогической деятельности

Методическая копилка

Электронное портфолио

Представление результатов педагогической деятельности

Мастер-класс

Педагогический проект

Отчет о результатах (ходе) экспериментальной, инновационной деятельности

Профессиональные конкурсы

Планируемые результаты

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и через повышение квалификации на курсах;
  2. Совершенствовать формы организации методической работы в ДОУ для реализации функций органа самоуправления;
  3. Стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию, уровня активности и самостоятельности;
  4. Формировать интерес к современным технологиям у педагогов ДОУ для повышения уровня качества организации воспитательного процесса и сплочения коллектива педагогов;
  5. Разработать модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ, позволяющей обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога для осуществления педагогического процесса на высоком уровне с учетом потребностей воспитанников и запросов родителей.

Деятельность по реализации темы самообразования направлена на достижение следующих результатов:

  • адаптация начинающих педагогов в учреждении;
  • познание себя и ориентация на ценности саморазвития;
  • качественное изменение отношений в коллективе;
  • стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь;
  • рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности;
  • использование в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий;
  • приобретение умения общаться с детьми с учетом их индивидуально-личностных особенностей.

Индивидуальный план профессионального развития

в межаттестационный период

Содержание деятельности.

 2023-2027г.

Организационные мероприятия.

1

Формирование нормативно-правовой базы, изучение соответствующей научно-методической литературы

2023-2027г.

2.

Пройти курсы повышения квалификации

Согласно графика

Организационные мероприятия с педагогами

1

Создание картотеки информационных сайтов для педагогов ДОУ по повышению уровня самообразования.

2023г.

2

Перспективное планирование аттестации, повышения квалификации педагогов.

Ежегодно

3

Планирование и внедрение новых форм методической работы.

Ежегодно

4

Перспективное и текущее планирование аттестации педагогов.

Ежегодно

5

Организация профессиональной переподготовки педагогов. Направление педагогов на курсы повышения квалификации

Ежегодно

6

Оказание методической помощи в составлениипланов самообразования педагогов.

Ежегодно

7

Помощь в представлении творческого отчета педагога; картотеки материалов, используемых педагогом в профессиональной деятельности, программ и сценариев открытых мероприятий, проведенных педагогом.

2023-2027г.

Методическая работа.

1

 Проведение педсоветов, мастер-классов, семинаров-практикумов по усовершенствованию уровня педагогического мастерства педагогов ДОУ.

2023-2027г.

2

Участие педагогов в муниципальных конкурсах, региональных, всероссийских, международных и других  конкурсах педагогического мастерства.

2023-2027г.

3

Привлечение родителей воспитанников в основной образовательный процесс ДОУ различными формами работы

2023-2027г.

4

Работа творческой группы по разработке программы развития, основной образовательной программы дошкольного образования.

2023-2027г.

6

Участие в педагогических конференциях, семинарах-практикумах районного, регионального и международного уровня

2023-2027г.

7

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс современных педагогических технологий:

- здоровьесберегающих

- социоигровых

- ИКТ технологий

- проектных технологий и др.

2023-2027г.

8

Консультационная поддержка педагогов ДОУ

2023-2027г.

9

Работа по самообразованию педагогов ДОУ.

-Отчеты педагогов по темам самообразования;

-Открытые мероприятия;

-Публикации;

- Обобщение опыта работы;

- Организация изучения опыта  внедрения ФГОС ДО в других регионах.

2023-2027г.

10

Привлечение педагогов ДОУ к созданию авторских методических разработок, рабочих программ и их рецензирование.

2023-2027г.

11

Помощь в создание электронного портфолио:

-воспитателей, узких специалистов

2023-2027г.

12

Участие и включение педагогов в состав жюри конкурсов, экспертные советы ДОУ

2023-2027г.

Форма отчета по проделанной работе: самоанализ, обобщение опыта работы по теме самообразования, творческий отчёт по результатам профессиональной деятельности.

        

Вывод:

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров, профессионально-педагогической компетентности. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

Изучение научно-методической литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
  2. Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  3. Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО //К.Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014. – № 3.– С.4-13.
  4. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]/Л.М. Волобуева – М.: ТЦ Сфера. – 2009.
  5. Статьи из сборников, журналов.
  6. Интернет – ресурсы.