Для воспитателей

Гришкова (Акимова) Елена Викторовна

На моей страничке, Вы найдёте полезную и необходимую Вам информацию, о воспитании и развитии детей дошкольного возраста! 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 21«Звездочка» комбинированного вида»

662603, г. Минусинск, ул. Борцов Революции, 50 «А»,  тел. 8 (39132) 5-01-91

E-mail: ds21zvezdochka@yandex.ru

Мастер – класс

 на тему: «Инновационные технологии. Игровая развивающая технология

 В.В. Воскобовича  «Фиолетовый лес».

 

Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

  1. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;
  2. Познакомить с инновационной технологией «Фиолетовый лес», с методическими приемами использования пособия в образовательной деятельности.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения- выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Инновационные технологии в дошкольном образовании используются в первую очередь для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей.

На примере развивающей предметно-пространственной среды В.В. Воскобовича  «Фиолетовый лес» мы расскажем о применении этой  инновационной технологии в экологическом воспитании нашего дошкольного учреждения.

Немного истории…

Толчком к изобретению игр, а в последующем предметно-развивающей среды «Фиолетовый лес» послужили двое собственных детей, для которых он создавал развивающие игры. В 2016 году Вячеслав Вадимович Воскобович представил развивающую предметно-пространственную среду «Фиолетовый лес», в основу которой легла методическая сказка о приключениях малыша Гео в фиолетовом лесу.  С помощью сказочного пространства, необычных персонажей и методических сказок ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений. Путешествия по Фиолетовому лесу происходят в реальном времени, так как в нем есть Поляна золотых плодов, озеро Айс, Чудо-острова, страна Муравия и еще много всего интересного. Ребенок может путешествовать, перемещаться в этой среде, участвовать в создании сказочного пространства.

В «Фиолетовом лесу» можно использовать самые разнообразные формы работы: специально организованная деятельность: занятия, решение проблемных заданий, придумывание историй с участием «жителей» леса и детей группы, сочинение загадок, сказок, стихотворений, исследовательская деятельность, проведение математических досугов и пр.; свободная деятельность детей, связанная с использованием игр В.В. Воскобовича, а также героев сказок.

Насыщенность предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» соответствует возрастным особенностям от 3 до 7 лет, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность детей, в ом числе двигательную (развитие мелкой и крупной моторики), дает возможность для самовыражения детей, их эмоционального благополучия.

Трансформируемость среды «Фиолетовый лес позволяет изменять ее в зависимости от образовательной ситуации, от интересов детей и их возможностей.

Полифункциональность обеспечивается за счет использования более 140 съемных элементов, большая часть из которых не обладает жестко закрепленным способом употребления, и может использоваться в различных видах детской активности.

Все элементы комплекта соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» позволяет решать множество образовательных задач, предусмотренных ФГОС ДО:

-ознакомление детей с окружающим миром;

- развитие познавательных процессов;

-развитие способности к анализу, сравнению, обобщению, классификации;

-развитие аргументированной и доказательной речи.

 «Фиолетовый лес» используется:

-в свободной совместной деятельности взрослого и ребенка:

-в предварительно организованной педагогом самостоятельной деятельности детей;

-во время, отведенное на организованную образовательную деятельность.

В апреле 2015 года развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» была отмечена дипломом II степени в конкурсе «Инновации для детства».

 

Мы предлагаем вам сегодня поучаствовать в заданиях с использованием фиолетового леса.

Ознакомление с окружающим миром.

«Помоги утеплить норки» (от 3-х лет)

Задачи: закрепление умения выделять размер-большой, средний, маленький; развитие умения группировать по размеру.

Материалы и оборудование: желтые листочки трех размеров, ежики двух размеров, мышка.

Игровая ситуация: в Фиолетовом лесу наступила осень, листья на деревьях пожелтели и начали опадать. Ежики начали готовиться к спячке. Но в норках холодно, надо бы их утеплить. Чем можно утеплить норки? Бегая по лесу, ежики увидели листочки, упавшие с дерева и решили ими утеплить свои норки. Большой ежик начал собирать большие листики, маленький-средние листочки. И тут они услышали писк мышки. Она тоже прибежала за листочками для своей норки и стала собирать маленькие листочки. Норки получились теплыми, уютными и красивыми.

Задание: помочь ежикам и мышке насобирать листочки нужного им размера.

«Придумаем сказку» (от 5 лет)

Задачи: закрепление знаний об окружающем мире, развитие речи, вербально – логического мышления.

Материалы и оборудование: фигурки животных, насекомых, листочки деревьев.

Игровая ситуация: Сегодня с вами мы превратимся в сказочников и сочиним сказку про Фиолетовый лес, ее жителей. Но сочинять ее мы будем все вместе. Я начну, а вы будет продолжать по очереди. Жили- были в Фиолетовом лесу…. (Воспитатель предлагает дальше развить сюжет. Каждый ребенок придумывает предложение с использованием предлагаемых пособий.)

 

«Ходят капельки по кругу» (5-7лет)

Задачи: Сформировать у детей первые представления о круговороте воды в природе. Повторить свойства воды: капает, брызгает, струится, мочит предметы.

Материалы и оборудование: капельки воды, стрелочки, облака и тучки, озеро, солнышко.

Игровая ситуация: Ворон Метр пригласил всех жителей Фиолетового леса на очень интересное занятие. Он рассказал о круговороте воды в природе, жителям очень понравился рассказ ворона Метра  о путешествии капелек. После Метр решил еще и все схематично показать.

Задание: помоги Ворону Метру изобразить круговорот воды в природе.

 

«Вот такие мы разные» (4-5лет)

Задачи: расширить и закрепить представления об особенностях внешнего вида диких животных.  Развивать наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь.

Материалы и оборудование: герои Фиолетового леса (ежик, птицы, лягушка, змея, мышка, ящерица, улитка, карточки с изображением диких животных).

Игровая ситуация: в Фиолетовом лесу праздник весны, все звери и птицы собрались на полянке. Незримка Всюсь впервые оказался на этом празднике, он совсем мало знает о жизни зверей в лесу (как их называют, что они кушают и какой их образ жизни). Лопушок решил рассказать Незримке Всюсь о жителях леса.

Задание: Помоги Лопушку рассказать о том, какие животные живут в лесу, чем они питаются и как нужно вести себя в лесу, чтобы не пугать жителей.

 

«Береги природу!» (4-7 лет)

Задачи: познакомить детей с правилами поведения в природе.

Материалы и оборудование: малыш Гео, Лопушок, змея, Пчёлка Жужа, Околесик, озеро Айс, образцы мусора (маленькие кусочки бумаги), экологические знаки, карандаши красного и зеленого цвета.

Игровая ситуация: жарким летним днём, когда хочется спрятаться от солнышка, малыш Гео и Околесик пошли прогуляться в лес. Но когда они его увидели, очень расстроились: не слышно было пения птиц, не цвели цветочки, а в озере плавал мусор.

Задание: помочь навести порядок в лесу, рассказать о правилах поведения в природе, нарисовать экологические знаки.

 

                                                     Сенсорное развитие.

  «Помоги украсить лес» (3-5 лет)

Задачи: уточнение и закрепление знаний о временах года (лето).

Материалы и оборудование: дерево, солнышко, листочки зелёные и оранжевые, цветок, бабочки, птицы, лягушка, божья коровка.

Игровая ситуация: мальчик Гео узнал, что после весны наступает лето. В природе всё меняется. На деревьях появляются листья, прилетают птицы, распускаются цветы.

Задание: найти и добавить элементы, которые украсят летний лес.

Художественно-эстетическое развитие.

«Создаем узор из осенних листьев» (5-7 лет)

Задачи: развитие умения составлять узор по кругу симметрично, используя одинаковые элементы, развивать чувство прекрасного.

Материалы и оборудование: наборы листьев.

Игровая ситуация: в Фиолетовом лесу праздник Осени. Все птицы и животные решили принять участие в подготовке праздника. Они решили украсить поляну красивым узором. Давайте поможем нашим жителям украсить лес.

Задание: составлять узор, начиная с середины. Каждый следующий ряд другого цвета. Использовать листочки только цветов осени. Зарисовать получившийся узор в своих альбомах.

А сейчас мы предлагаем Вам использовать полученные знания в нашем задании «Законы природы». Четыре закона экологии сформулировал американский учёный Барри Коммонер.

Он говорил, что единственное спасение от экологических бедствий – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам.

Первый закон: «Всё связано со всем».

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться».

Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром».

Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше».

Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Мы должны помнить, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов.

Задание: предложить педагогам разделится на две команды, и пояснить каждый из законов, используя предметно-развивающую среду «Фиолетовый лес», как наглядный пример.

Материалы: герои фиолетового леса, деревья, животные и птицы, озеро Айс, экологические знаки, стрелочки из фетра. 

 

 



Предварительный просмотр:

Консультация педагога наставника для молодых педагогов ДОУ.

«Формы работы с родителями».

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Совместная работа родителей и педагогов является залогом дальнейшее успешного развития ребенка и его воспитания. От качества работы педагогического коллектива ДОУ зависит уровень педагогической культуры родителей, и, следовательно, уровень семейного воспитания детей. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии.

Прежде чем работать с семьей, ее нужно хорошо узнать, Поэтому на I этапе – нужно собрать и обработать информацию о каждом воспитаннике  и его семье. Только тогда возможно повышение  эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми  и построение грамотного отношения с родителями.

 Вот мнение, основанное на опросах педагогов:        

- родители идеализируют своего ребенка, не могут объективно оценить его уровень развития, не хотят видеть недостатки;

- родители равнодушны к своим детям и детскому саду;

- перекладывают ответственность за воспитание и обучение на детский сад;

- низкий культурный и педагогический уровень родителей;

Таково мнение педагогов. 

А вот что сказали об этой проблеме родители:

- невнимание к детям со стороны воспитателей;

- не показывают в полном объеме работу с детьми (только работы по изодеятельности и ручному труду) ;

- только поучают и жалуются;

- много негативного говорят про ребенка и почти ничего хорошего, никаких достижений;

- что там с детьми нашими делают, не в полной мере знаем;

- мало практической информации;

Отсюда следует вывод:

Проблема непонимания заключается вовсе не в отсутствии внимания со стороны

родителей, а в закрытости самого ДОУ. Родители не имеют открытого доступа к работе воспитателя, нет адекватного обмена мнениями. Воспитатели не желают проникновения родителей на свою территорию даже в вопросах оказания помощи.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Традиционные формы общения педагога с родителями подразделяются на: коллективные; индивидуальные; наглядно-информационные.

Родительские собрания проводятся групповые и общие.

Неформальный подход к организации и проведению этих форм работы ставит перед необходимостью использовать разнообразные методы активизации родителей. Для этого надо давать им возможность активно участвовать, говорить, спорить, играть, соревноваться. Включать решения кроссвордов; ролевые и деловые, подвижные игры; анкетирование; тестирование; обмен мнениями, решение проблемных ситуаций и т. п.

В работе полезно использовать анализ педагогических ситуаций, что помогает прийти к выводу, что методы воспитания надо применять гибко: учитывать особенности ребенка, его настроение, темперамент. Где уместно одно в другом месте неприемлемо.

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи с использованием нетрадиционных форм работы обеспечивает организацию оптимальных условий, как для развития личности ребенка, так и его ближайшего окружения. В ходе работы должны поддерживаться нормы взаимодействия : взаимоуважение, открытость к общению, доверие и т. д.