Родителям

Галина Петровна Новикова

Предварительный просмотр:

Известному педагогу В. А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

«Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.

Педагоги и психологи обнаружили зависимость уровня развития речи дошкольников от организации движений пальцами, кистями. Точность выполнения манипуляций зависит от развития мелких мышц.

Мелкая моторика рук скоммутирована с сознанием, мышлением, пространственной ориентацией, памятью, со зрением. Это важно и для развития речи, успехов в обучении ребенка, дальнейшей жизни уже взрослого человека.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во- первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и  стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

  

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

-Запускать пальцами мелкие волчки.

-Разминать пальцами пластилин, глину.

-Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

-Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).

-Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

-Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.

-Показать отдельно только один палец- указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.

- Показать отдельно только один палец- большой

-Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

-Махать в воздухе только пальцами.

-Кистями рук делать «фонарики»

-Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.

-Собирать все пальчики в щепотку (пальцы собрались вместе- разбежались).

-Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

-Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).

-Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

-Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

-Закручивать шурупы, гайки.

-Игры с конструктором.

-Складывание матрешек.

-Игра с вкладышами.

-Рисование в воздухе.

-Игры с песком, водой.

-Мять руками поролоновые шарики, губку.

-Шить, вязать на спицах.

-Рисовать, раскрашивать, штриховать.

-Резать ножницами.

-Рисовать различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.)

 

      Возможность точных, произвольных движений с возрастом возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тканей, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

       Точность и ловкость движений пальцев приобретается детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку.

       Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Важную роль в развитии мелкой моторики играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к точности, аккуратности, внимательности, настойчивости.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

      Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

 

Заниматься пальчиковой гимнастикой можно начинать с самого рождения малыша: массаж ладошек и пальчиков будет полезен для развития и подарит новые приятные ощущения. А если массаж будет сопровождаться рифмованной песенкой или потешкой, радости ребёнка не будет предела. Дошколятам и младшеклассникам пальчиковая гимнастика поможет увереннее выводить первые буквы и слова во время подготовительных занятий в детском саду, а также расслабить руку после письма.

Чтобы пальчиковые игры для детей приносили максимальную пользу, следует придерживаться нескольких правил:

  1. В упражнениях должны сочетаться движения на сжатие, расслабление и растяжение кистей рук, а также изолированные движения всех пальцев.
  2. С малышами до трёх лет гимнастику выполняют ежедневно по 3–5 минут, с дошколятами — до 10 минут каждый день.
  3. Не нужно постоянно разучивать новые упражнения: многократное повторение позволит запомнить текст стишка и очерёдность всех движений. Достаточно выбрать несколько игр из нашей картотеки и практиковать их ежедневно.
  4. Если малышу уже исполнилось полгода, можно использовать для массажа ручек и ножек различные предметы: тактильные мячики, многогранные карандаши, грецкие орехи или мягкие зубные щётки.
  5. Пальчиковые игры для дома или детского сада подбираются с учётом возраста детей:
  • детям до года-полутора, которые ещё не могут повторить движения за взрослыми, проводится массаж пальчиков и кистей;
  • в два-три года малыши выполняют простые упражнения для кистей рук — сначала одной рукой, затем двумя;
  • в возрасте четырёх-пяти лет дети могут выполнять динамические упражнения на сгибание и разгибание пальцев и координацию движений, при этом сами проговаривают тексты потешек;
  • старшим дошкольникам подходят статические игры, которые требуют большой концентрации и точности движений.

Пальчиковые игры для самых маленьких

Малышам до года проводится массаж кистей рук и пальчиков, включающий в себя разгибание и сгибание пальцев, поглаживание, похлопывание ладоней, лёгкие пощипывания и круговые движения, в том числе с применением различных массажёров. Дети старше года уже могут сами хлопать в ладоши, сжимать и разжимать кулачок или катать мячик между ладоней.

Орешек

Я орех качу-качу,

Свои пальчики учу:

Если будут слушаться,

Всё у них получится!

(Проговаривая этот стишок, массируем ладошку малыша сначала по часовой стрелке, затем — против часовой. В год-полтора малыш пробует выполнять упражнение самостоятельно, катая орешек между ладоней).

Сорока

Сорока-белобока

Кашу варила, деток кормила:

(Водим пальцем по кругу по ладошке малыша)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

(По очереди загибаем все пальчики, кроме большого)

А этому не дала:

Он в лес не ходил,

Дров не рубил,

Печь не топил,

Кашу не заслужил!

(Плавно покачиваем и массируем большой палец).

Пальчики

Этот пальчик так хорош!

Этот пальчик так пригож!

Этот пальчик так красив!

Этот пальчик так счастлив!

(Загибаем по очереди пальцы от мизинца до указательного)

Этот пальчик — лучше всех!

(Поднимаем большой палец вверх)

В жизни ждёт тебя успех!

Фонарики

Вот фонарики горят,

Всех ребяток веселят!

(Крутим кистями рук с растопыренными пальцами)

Вдруг погасли фонари,

(Сжимаем руки в кулачки)

Ты скорей домой беги!

(Прячем руки за спину).

Твоя ладошка

Твоя ладошка — это пруд,

По ней кораблики плывут.

(Пальцем рисуем на ладони малыша волну)

Твоя ладошка — как лужок,

А с неба падает снежок.

(Постукиваем пальцами по ладони малыша)

Твоя ладошка — как тетрадь.

В тетради можно рисовать.

(Рисуем круг, квадрат и т.д.)

Твоя ладошка — как окно,

Его помыть пора давно.

(Растираем ладонь ребёнка своей)

Твоя ладошка — как дорожка,

А по дорожке ходит кошка.

(Указательным и средним пальцами «ходим» по ладони ребёнка). 

Пальчиковая гимнастика для детей 2–3 лет

В этом возрасте малыши с удовольствием повторяют и легко запоминают энергичные движения и пробуют выполнять их обеими руками. К трём годам можно предложить ребёнку пальчиковый театр, часто используемый в ДОУ — набор пальчиковых куколок, при помощи которых ребёнок сможет разыграть целый спектакль по мотивам любимых сказок.

Капуста

Мы капусту рубим, рубим;

(Стучим рёбрами ладоней по столу)

Мы капусту солим, солим;

(Складываем подушечки пальцев вместе и потираем их друг о друга, будто посыпаем капусту солью)

Мы капусту трём, трём;

(Потираем кулак о кулак)

Мы капусту мнём, мнём.

(Энергично сжимаем и разжимаем кулаки). 

Кошка

Вот кулак, а вот ладошка.

(Сжимаем один кулачок, затем разжимаем и поворачиваем ладонью кверху)

На ладошку села кошка.

(Пальцы второй руки складываем вместе и ставим сверху на раскрытую ладонь)

Потихонечку пойдёт —

(Перебираем пальцами вверх по руке)

Может, мышка там живёт?

(Щекочем малыша).

Ёлочка

Перед нами ёлочка:

(Скрещиваем пальцы рук, указательные пальцы подняты вверх)

Шишечки, иголочки,

(Сжимаем руки в кулачки, затем выпрямляем указательные пальцы)

Шарики, фонарики,

(Указательный и большой пальцы смыкаем в кольцо, затем «крутим фонарики») 

Зайчики и свечки,

(Ушки зайчиков показываем вытянутыми указательными и средними пальцами обеих рук, свечки — прижатые друг к другу ладони и пальцы обеих рук)

Звёзды, человечки.

(Прижимаем ладони с раздвинутыми пальцами, затем перебираем указательными и средними пальцами по столу, имитируя шаги).

Мальчик-с-пальчик

Мальчик-с-пальчик, где ты был?

(Руки сжаты в кулачок, разгибаем большой палец)

С этим братцем в лес ходил,

(Разгибаем указательный палец и соединяем подушечки большого и указательного пальцев вместе)

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

(Поочерёдно разгибаем средний палец, безымянный и мизинец и соединяем их с большим пальцем).

Паровоз

Ехал, ехал паровоз,

(Пальцы обеих рук сложены в замок, большими пальцами совершаем круговые движения)

Прицепил вагон, повёз.

(Соединяем указательные пальцы обеих рук, при этом большие пальцы продолжают двигаться)

Ехал, ехал паровоз,

Прицепил вагон, повёз.

(Последовательно соединяем средние, безымянные пальцы, затем мизинцы обеих рук).

Игры для детей 4–5 лет

В среднем дошкольном возрасте дети могут не просто выполнять отдельные движения каждой рукой (например, одной рукой изображать мышку, а другой — её норку), но и усложнять комбинации различных действий, следуя сюжету стихотворения.

Кораблик

По реке плывёт кораблик.

(Складываем ладони лодочкой и «качаем» на волнах) 

Он плывёт издалека.

(Делаем ладонь козырьком и смотрим вдаль)

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

(Поднимаем вверх четыре пальца на обеих руках, затем кладём руки на пояс, расправляем плечи и делаем грудь колесом)

У них ушки на макушке,

(Показываем ушки руками) 

У них длинные хвосты,

(Держим руку у поясницы и изображаем движения хвостиком)

Но страшны им только кошки,

Только кошки и коты.

(Поднимаем руки вверх, изображаем движения кошачьих лап с выпущенными когтями и шипим).

Паучок

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Руки скрещены; перебирая пальцами обеих рук, поднимаем их вверх по предплечью и плечу другой руки)

Дождик с неба вдруг полил,

(Изображаем дождь кистями рук)

Паучков на землю смыл.

(Хлопаем ладонями по столу или коленям)

Солнце стало пригревать,

(Сложив обе ладони и развернув их к лицу, шевелим пальцами, изображая солнечные лучики)

Паучок ползёт опять.

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

(Повторяем те же движения пальцами скрещенных рук, что в начале).

Замок

На двери висит замок:

(Соединяем кисти рук в замок) 

Кто его открыть бы смог?

Потянули, (тянем кисти в стороны, не размыкая рук)

Покрутили, (крутим руки сначала в одну, затем в другую сторону)

Постучали (стучим ладонями друг о друга, не размыкая пальцев)

И открыли! (разъединяем ладони)

Перчатка

Весёлая мышка перчатку нашла,

(Вытягиваем руки перед собой и крутим кистями рук с растопыренными пальцами)

Гнездо в ней устроив, мышат позвала.

(Складываем ладони ковшом, затем сгибаем и разгибаем пальцы обеих рук, расположенных ладонями кверху)

Им корочку хлеба дала покусать,

(Поочерёдно соединяем подушечки больших пальцев обеих рук с остальными пальчиками)

Погладила всех и отправила спать.

(Поглаживаем одну руку другой, затем складываем обе ладони и кладём под щёку).

Посуда

Раз, два, три, четыре —

(Чередуем хлопки и удары кулаками друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(Круговыми движениями водим одной ладонью по другой)

Чашку, чайник, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(Загибаем пальцы по одному)

Мы посуду перемыли,

(Снова водим круговыми движениями одной ладонью по другой)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали —

(Разгибаем пальцы по одному)

Так мы маме помогали!

(Чередуем хлопки с ударами кулачками).

Пальчиковые игры в 6-7 лет

Детям старшего дошкольного возраста пальчиковая гимнастика не только помогает улучшить координацию движений, но и снять эмоциональное напряжение, ведь подготовка к школе отнимает много сил и может стать настоящим стрессом для ребёнка.

Осьминожки

Две весёлых осьминожки

По морской брели дорожке,

(Кисти и пальцы изображают осьминожек; перебирая пальцами обеих рук, изображаем их движение по столу или коленям) 

Повстречались, удивились,

(Приблизившись друг к другу, «осьминожки» замирают, приседают (сгибаем пальцы) и снова вытягиваются на пальчиках) 

Улыбнулись, подружились.

(Соединяем подушечки указательных пальцев — «осьминожки» здороваются)

И теперь они вдвоём

Изучают водоём.

(Продолжаем перебирать пальчиками, перемещая руки по столу, но теперь уже со сцепленными большими пальцами).

Домик

На поляне дом стоит,

(Изображаем крышу домика, соединив кончики пальцев обеих рук)

Ну а к дому путь закрыт.

(Разворачиваем ладони к себе, ставим ребром на стол и поднимаем большой палец вверх)

Мы ворота открываем,

(Разворачиваем ладони параллельно друг другу) 

В гости в домик приглашаем.

(Ладони смотрят вверх, сгибаем и разгибаем пальчики).

Десять котят

У кошечки нашей есть десять котят.

Сейчас все котята по парам стоят:

(Ладони и пальцы обеих рук соединены, покачиваем ими из стороны в сторону, не размыкая)

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два сильных,

Два маленьких самых и самых красивых.

(По очереди разъединяем и соединяем большие пальцы, указательные, средние, безымянные и мизинцы обеих рук). 

Домик гномика

Под грибком — шалашик-домик,

В нём живёт весёлый гномик.

(Складываем ладони домиком)

Мы тихонько постучим,

(Кулачком одной руки стучим по ладони другой)

В колокольчик позвоним.

(Опускаем кулачки вниз, выплямляем указательные пальцы и слегка качаем кулачками, изображая колокольчик)

Двери нам откроет гномик,

(Соединяем ладони и открываем их, как книгу)

Станет звать в шалашик-домик.

(Сгибаем и разгибаем пальчики)

В домике дощатый пол,

(Кладём руки на стол или колени ладонями вверх)

А на нём — дубовый стол,

(Одна рука сжата в кулак, прямая ладонь второй руки опускается на него)

Рядом стул с высокой спинкой,

(Одна ладонь расположена вертикально, к ней приставляем вторую руку, сложенную в кулак)

На столе — тарелка с вилкой

(Одной рукой изображаем тарелку, а второй — вилку, пальцы растопырены, большой палец прижат к ладони)

И блины горой стоят —

Угощенье для ребят.

(Гладим живот).

Видео:

Двое толстых поросят

Двое толстых поросят за воротами стоят.

(Ставим ладони ребром на стол и разворачиваем к себе)

Поросята эти ждут, что им кушать принесут.

Двое толстых поросят снизу в щёлочку глядят,

(Просовываем большие пальцы между безымянным и мизинцем)

Бегают туда-сюда: где же вкусная еда?

(Сгибаем и разгибаем большие пальцы)

Двое толстых поросят в дверь копытцами стучат.

(Стучим большими пальцами по ладоням)

Вдруг открылась эта дверь: можно выбежать теперь!

(Разворачиваем ладони параллельно друг другу, не отрывая от стола)

Двое толстых поросят громко радостно визжат:

Вот корыто, да-да-да, а в нём — вкусная еда!

(Складываем ладони чашечкой и шевелим большими пальцами). 

Пальчиковые игры для детей — отличный способ развлечь ребёнка в любой обстановке, обогатить его словарный запас и подготовить детскую руку к письму и творчеству. Для таких упражнений не нужны дидактические материалы и реквизит, а заниматься достаточно по 5–10 минут в день.



Предварительный просмотр:

Закаленные дети не боятся переохлаждения, перепадов температуры воздуха, влияния ветра. Они гораздо реже болеют – это знают все мамы! В первую очередь о закаливании детей задумываются те родители, чьи ребятишки подпадают под определение «часто болеющий ребенок». И они совершенно правы, полагая, что закаливание ребенка с ослабленным иммунитетом сделает его более крепким и стойким перед лицом болезней. Однако, родители чаще всего подразумевают под «закаливанием» некий набор манипуляций и процедур (которые несомненно важны), меж тем на самом деле наилучшее закаливание оказывает на ребенка образ жизни, максимально приближенный к естественному. Это значит, что малыш должен много и часто пребывать на свежем воздухе, активно двигаться в течение всего дня, правильно питаться и жить в помещении с адекватным климатом — с умеренной температурой и достаточной влажностью.

Основные принципы закаливания

Главный принцип внедрения всех закаливающих процедур в жизнь – постепенность и регулярность! Чтобы закаливание пошло на пользу, перед его началом проконсультируйтесь с педиатром (он посоветует закаливающие процедуры, исходя из особенностей здоровья вашего малыша), а также придерживайтесь следующих нехитрых правил:

  • начинать и проводить любые закаливающие процедуры можно только тогда, когда ребенок здоров;
  • для начала закаливания сезон не имеет значения;
  • крайне важно, чтобы закаливающие процедуры занимали в распорядке дня свое неизменное место (то есть выполнялись в одно и то же время);
  • увеличивайте время воздействия закаливающего фактора постепенно;
  • учитывайте настроение ребенка, проводите процедуры в форме игры;
  • начинать закаливание можно в любом возрасте;
  • не допускайте переохлаждение ребенка;
  • избегайте продолжительного воздействия как низких температур, так и перегревания;
  • сочетайте закаливающие процедуры с физическими упражнениями и массажем.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 3-Х ЛЕТ

Закаливание можно начинать уже в первые дни после рождения.

Первой закаливающей процедурой для новорожденного являются воздушные ванны: ребенка при переодевании оставляют без одежды на 1-2 минуты при комнатный температуре (22-24°С), постепенно увеличивая длительность до 10 минут.

Продолжительность закаливающих процедур для детей младше 3-х лет

Процедура закаливания 

Время проведения 

Примерная продолжительность 

 Прогулки на свежем воздухе

 В течение всего дня

 Не реже 2 раз в день по 2 часа минимум

 Дневной сон на свежем воздухе

 До или после обеда

 1-2 раза в день по 1-1,5 часа

 Солнечные ванны

 Зависит от климатической зоны - в период наименьшей солнечной активности

 Грудничкам не более 1-2 минут, детям старше года - до 20 минут (на все стороны тела)

 Воздушные ванны

 Утром или после дневного сна

 В помещении: 2-3 раза в день по 2-15 минут; На свежем воздухе: сколь угодно долго адекватно климату

 Обтирание

 После пробуждения

 В течение 1-2 минут

 Душ

 Утром и/или после гимнастики

 После 1,5 лет по 1 минуте

 Обливание

 После солнечных ванн, гимнастики или вечернего купания перед сном

 15-30 секунд

 Купание в прохладной воде

 Перед сном

 5-7 минут

Купание в открытом бассейне (реке, море, озере)

До, во время или после солнечных/ воздушных ванн

После 1,5 лет по 2-7 минут

Массаж и физкультура

Утром, спустя 60 минут после еды

1-2 раза в день по 5-15 минут (в зависимости от возраста)

 Гимнастика и активные игры

 В любое время дня, но спустя 30 минут после еды

 От 10 минут и больше

ОТ 3-Х ДО 8 ЛЕТ

Для детей старше 3-х лет можно использовать контрастные закаливающие процедуры.

Контрастный душ: малыш стоит под «горячим дождиком» 1-2 минуты, а затем под «холодным» – 10-20 секунд. Чередовать 5-10 раз.

Контрастное обливание ножек: поставьте два таза с таким количеством воды, чтобы уровень ее доходил до середины голени. В одном тазу вода должна быть горячей (38-40°С), а в другом – на 3-4 °С ниже. Малыш сначала погружает ножки в горячую воду на 1-2 минуты, а затем «перескакивает» в таз с прохладной водой на 5-20 секунд.

Продолжительность закаливающих процедур для детей старше 3-х лет

Процедура закаливания 

Время проведения 

Примерная продолжительность 

 Прогулки на свежем воздухе

 В течение всего дня

 От 2,5 часов и больше

 Дневной сон на свежем воздухе

 До или после обеда

 1 раз по 1-1,5 часа

 Солнечные ванны

 Зависит от климатической зоны - в период наименьшей солнечной активности

 От 10 до 40 минут (на все стороны тела)

 Воздушные ванны

 Утром или после дневного сна

В помещении: 1-2 раза в день по 15-60 минут.  На свежем воздухе: сколь угодно долго адекватно климату

 Обтирание

 После пробуждения

 2-3 минуты

 Душ

 Утром и/или после гимнастики

 60-90 секунд

 Обливание

 После солнечных ванн, гимнастики или вечернего купания перед сном

 40-90 секунд

 Купание в прохладной воде

 Перед сном

 7-10 минут

Купание в открытом бассейне (реке, море, озере)

До, во время или после солнечных/ воздушных ванн

8-10 минут

Массаж и физкультура

Утром, спустя 60 минут после еды

По назначению врача или при особом спортивном режиме

 Гимнастика и активные игры

 В любое время дня, но спустя 30 минут после еды

 От 15 минут и больше

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Любой педиатр вам подтвердит, что здоровый образ жизни семьи в целом укрепляет детский организм в десятки раз успешнее и эффективнее, чем любые закаливающие процедуры вроде обливания и воздушных ванн...

Конечно, создание подобного образа жизни потребует от родителей существенных усилий: ведь, чтобы лишний раз свозить ребенка в лес или на речку на весь день, «подняться с дивана» придется всем — и папе, и маме... Но результат более, чем привлекательный — крепче станет не только один малыш, но и вся семья в целом!

 



Предварительный просмотр:

Семья - с нее все начинается
Твои родные, свет, тепло
Твой род с традиций продолжается
Не забывай семьи родной окно!
Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. То есть, это те привычные стандарты поведения, которые ребенок понесет с собой в свою будущую семью, и передаст уже своим детям.
Семейные традиции дают:
Во-первых, они способствуют гармоничному развитию ребенка. Ведь традиции предполагают многократное повторение каких-то действий, а, значит, стабильность. Для малыша такая предсказуемость очень важна, благодаря ей он со временем перестает бояться этого большого непонятного мира. Кроме того, традиции помогают детям увидеть в родителях не просто строгих воспитателей, но и друзей, с которыми интересно вместе проводить время.
Во-вторых, для взрослых семейные традиции дают ощущение единства со своей родней, сближают, укрепляют чувства. Ведь зачастую это моменты приятного совместного времяпрепровождения с самыми близкими, когда можно расслабиться, быть собой и радоваться жизни.
В-третьих, это культурное обогащение семьи. Она становится не просто комбинацией отдельных «я», а полноценной ячейкой общества, несущей и делающей свой вклад в культурное наследие страны.
Семейных традиций в мире существует огромное разнообразие. Но все же в целом можем их условно разделить на две большие группы: общие и специальные. Общие традиции – это традиции, встречающиеся в большинстве семей в том или ином виде. К ним можно отнести:
-празднование дней рождений, причём отмечание должно сводиться не только к поеданию чего-то вкусного, а именно проделыванию чего-то особенного и весёлого. Для детей все праздники — необычны и удивительны, поэтому задача взрослых сделать так, чтобы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастет и будет воспитывать своего малыша.
-Домашние обязанности всех членов семьи, уборка, раскладывание вещей по местам. Когда малыш с малых лет приучается к своим домашним обязанностям, он начинает чувствовать себя включенным в жизнь семьи, учится заботе.
-Совместные игры с детьми. В таких играх принимают участие и взрослые, и маленькие. Делая что-то вместе с детьми, родители показывают им пример, учат разным навыкам, проявляют свои чувства. Потом, по мере взросления ребенка, ему проще будет сохранить доверительные отношения с мамой и папой.
-Семейный обед или ужин. Очень многие семьи чтят традиции гостеприимства, что помогает объединять семьи, собирая их за одним столом.
-Семейный совет. Это «собрание» всех членов семьи, на котором решаются важные вопросы, обсуждается ситуация, строятся дальнейшие планы, рассматривается бюджет семьи и т.п.
-Ритуалы приветствия и прощания. Пожелания доброго утра и сладких снов, поцелуи, объятия, встреча при возвращении домой – все это является знаками внимания и заботы со стороны близких.
-Совместные прогулки, походы в театры, кино, цирк, на концерт, на выставки, поездки в путешествия – эти традиции обогащают жизнь семьи, делают ее более яркой и насыщенной
Очень интересная идея-вместе с ребёнком можно начать составлять древо генеалогии, на котором будут присутствовать все предки семьи. Главное, чтобы Ваши традиции, приносили счастье и интерес всей семье, и не были ей в тягость. При воспитании ребенка не допускайте излишней строгости, также как и вольности, ведь и то и другое, приводит к перенапряжению детской психики. Неустойчивость домашнего уклада приводит к тому, что в душе ребёнка формируется ощущение незащищенности дома и шаткости всего окружающего мира.
Наши дети, воспитанные в рамках традиций семьи и рода, будут знать свою историю, свои корни и воспитываться не улицей и ее законами, а жизненным укладом рода, семьи и примером своих родителей, ибо мы, взрослые, являемся самым первым и самым главным примером для подражания детей.



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по организации летнего отдыха детей

Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем.

Вместе с тем возникает немало вопросов, как это лучше сделать. И вам могут пригодиться некоторые рекомендации!

•Летом дети должны находиться на открытом воздухе по возможности весь день. При плохой, дождливой погоде прогулки могут быть кратковременными, но частыми.

• Очень важно правильно организовать сон ребенка, днем желательно на воздухе.

•Солнце - тоже добрый друг детского здоровья! Его живительные лучи уничтожают болезнетворные микробы, улучшают обмен веществ. Но солнце - и очень 4 строгий друг. Длительное пребывание на солнце приводит к перегреву (тепловому удару, вызывает сильные ожоги наиболее чувствительных участков кожи. При этом температура у ребенка порой поднимается до 40С. Пребывание на солнце необходимо дозировать. Нежелательно, чтобы ребенок загорал лежа, пусть он играет, двигается. На голове у него должна быть шапочка - панамка. Наиболее подходящее время для загара - первая половина дня.

•В жаркий летний день важно правильно одевать ребенка: легкая рубашка (или платье) с коротким рукавом, шорты, шапочка или косынка от солнца, легкая обувь - словом, все то, что дает возможность телу «дышать» и не сковывает движений.

• Если земля сухая и теплая, можно разрешить детям ходить босиком. Это очень полезная процедура, особенно для тех, кто страдает плоскостопием. •Купание в реке, озере можно считать комплексным видом закаливания. Ведь при этом на организм действует сразу и вода, и воздух, и солнце. Ребята очень любят купаться, но необходимо внимательно следить за тем, чтобы детский организм не переохлаждался. Сначала разрешается быть в воде не более 5 минут, постепенно время увеличивается до 20 минут. При купании необходимо соблюдать правила:

Не разрешается купаться натощак и раньше чем через 1-1,5 часа после еды.

В воде дети должны находиться в движении.

При появлении озноба немедленно выйти из воды.

Нельзя разгоряченным окунаться в прохладную воду.

Плавание тренирует сердце, легкие, почти все мышцы тела. Учить овладевать этой нужной в жизни наукой надо уже с детства. Но ни в коем случае нельзя загонять детей силой. Главное – выдержка и терпение.

Игры с ребенком летом. Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит серьезного папу, весело играющего в мяч. Для дошкольника «игра – единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого - «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым». Отправляясь на отдых с детьми за город, с компанией, не забывайте взять с собой необходимые атрибуты для игры, это могут быть мячи, ракетки, а также многое другое, на что хватит выдумки.

Во что же можно поиграть с ребенком, чтобы это доставило радость вам и вашим детям?

1. Катание на велосипеде.

Катание на двух- или трехколесном велосипеде развивает крупную моторику и зрительно-моторную координацию. Кроме того, это веселое и подвижное занятие. Если ребенок не умеет кататься на велосипеде, для начала убедитесь, что велосипед ему подходит по возрасту и размеру. Обязательно наденьте на ребенка защиту и расскажите об основных правилах безопасности.

2. Игра в мяч.

Игра в мяч развивает самые разные навыки — независимо от того, кидает ребенок мяч, ловит или пинает его. Обычно до пяти лет дети не очень хорошо умеют кидать и ловить мяч. Для этого необходимо иметь хорошую зрительно-моторную координацию. Однако никогда не рано начинать учиться. Используйте мячи разных размеров, ловите и кидайте мяч по очереди. Не используйте тяжелые мячи. Начинайте с небольшого расстояния, затем постепенно его увеличивайте. При пинании мяча также полезно будет использовать 5 мячи разных размеров и степеней надутости. Пусть ребенок учится пинать, как правой, так и левой ногой. Поучите ребенка также вести мяч.

3. Мыльные пузыри.

Казалось бы, что может быть проще! Однако надувание мыльных пузырей не такое уж простое занятие для маленьких детей. Нужно научиться правильно складывать губы и дуть в нужном направлении. Обычно этому учатся в возрасте от 3 лет. Также непростой задачей может оказаться держание бутылочки и палочки для надувания. Так что начинайте потихоньку. Кстати, не забывайте, что пузыри можно надувать не только специальной палочкой или соломинкой, но и с помощью небольших пластиковых баночек, ершиков, мухобоек с дырочками. Сначала продемонстрируйте, малышу, как это «устройство» работает, затем помогите повторить самостоятельно.

4. Обруч.

Даже для некоторых взрослых использование обруча по его прямому назначению — дело непростое, так что чего уж тут говорить о маленьком ребенке. Но ведь существует и множество других игр с обручем! Например: положите обруч на пол и закидывайте в него что-нибудь; предложите малышу использовать обруч как руль и посмотрите, какую игру он придумает! Разложите несколько обручей на полу и предложите малышу попрыгать в них разными способами; поставьте несколько обручей на ребро, пусть малыш проползет внутри них как по тоннелю.

5. Рисование мелками.

Рисовать вдвойне веселее на улице. Берите набор мелков и отправляйтесь рисовать на асфальте. Это могут быть как обычные картинки, так и классики или другие разметки для игр.

6. Прогулка.

Где бы это ни было — прогулка по вашему кварталу, в парке или саду — ходьба и бег развивают мышцы ног и насыщают кровь кислородом. Если есть такая возможность, пусть ребенок походит босиком. Это будет необычный чувственный опыт — будь то трава, песок или просто дорога. Даже самую обычную прогулку во дворе можно сделать захватывающей: притворитесь, что вы — самолеты или машины, а может и вовсе — рыбы, плывущие в море!

7. Скакалка.

Прыгать на скакалке дети учатся где-то в 56 лет, но это еще не значит, что нельзя все равно попробовать поучиться! Начните с самого простого — обычных прыжков. Дети любят прыгать через трещины в асфальте, камни, лужи. Отработав этот навык, можно начинать прыгать через скакалку. Для начала просто положите ее на пол и дайте ребенку через нее несколько раз перепрыгнуть. Затем начинайте скакалку немного поднимать — только осторожно, не поднимайте ее слишком высоко. Затем перекидывайте скакалку над головой и давайте малышу ее просто переступить, постепенно повышая скорость.

Игры с мячом «Съедобное – несъедобное».

Это одна из «древних» игр. Ее правила довольно просты. Игроки стоят в ряд, ведущий кидает мяч по очереди каждому из игроков, при этом произносит какое-нибудь слово. Если слово «съедобное», игрок должен поймать мяч, если «несъедобное» - оттолкнуть. Если игрок ошибается, то он меняется местами с ведущим.

«Назови животное».

Можно использовать разную классификацию предметов (города, имена, фрукты, овощи и т. д.). Игроки встают по кругу и начинают передавать мяч друг другу, называя слово. Игрок, который не может быстро назвать слово, выбывает из игры. Играя в такую игру, вы расширяете кругозор и словарный запас своего ребенка.

«Догони мяч».

Если у вас на отдыхе оказалось два мяча, можно поиграть в эту игру. Правила очень просты. Игроки передают по команде мяч друг другу, стараясь, чтобы один мяч не догнал другой.

«Проскачи с мячом» (игра-эстафета).

Игроки делятся на две команды. У каждой команды по мячу. Поставьте первыми в команде детей. Определите место, до которого необходимо «доскакать». По команде игроки начинают прыгать с мячом, который зажат между коленями. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием, не уронив мяч.

«Вышибалы».

Игроки делятся на две команды. Одна команда встает посередине, другая команда с мячом встает с двух сторон. Команда с мячом старается попасть мячом, «вышибить» игроков из центра. Потом команды меняются местами.

Выбирайте те игры, которые доступны вашему ребенку. Учитывайте, что у детей быстро пропадет увлечение, если они не испытывают радость победы. Вспомните игры, в которые вы играли в детстве, научите этим играм своего ребенка. Это доставит огромное удовольствие и ему, и вам, воспоминания детства очень приятны! Попросите ребенка познакомить вас с играми, в которые он играет в детском саду со своими сверстниками.

Будьте внимательным слушателем, ведь это самые ценные минуты вашего общения. Кроме отличного настроения игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей!