Патриотизм
Воспитание в детях патриотизма является одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день. Дошкольные образовательные учреждения — это самое первое звено системы образования. Они формируют у детей базовое представление об окружающем мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству, к становлению устойчивой связи поколений, что приводит к развитию нравственно здорового, жизнеспособного населения. Формирование этих ценностей происходит в результате повседневной целенаправленной, систематической работы с ребенком.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Нижневартовск детский сад № 32 «Брусничка»
Краткосрочный педагогический проект для детей младшего
дошкольного возраста «Чтобы помнили»
.
Воспитатели: Байзулина Г.В.
Кириллова Л.П.
«Земной поклон, солдат России,
За ратный подвиг на земле».
Актуальность проекта
Патриотическое чувство не возникает само по себе, оно приобретается в результате длительной целенаправленной воспитательной работы по формированию человека, начиная с самого раннего возраста. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. С теми событиями, что происходят в настоящее время, эта тема стала наиболее актуальной как никогда. Поэтому еще до школы необходимо сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, о ее героях, желание изучать ее в будущем.
Проблема:
Сложность темы для раннего возраста.
Нехватка материала, адаптированного для детей 3 лет.
Отношение родителей ко Дню Победы не как к важному историческому событию, а как к рядовому празднику.
Цель проекта:
Формирование у дошкольников знаний о Великой Отечественной войне, уважения и гордости к славным защитникам нашей Родины, воспитание патриотических чувств.
Задачи проекта:
1. Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне.
2. Расширение знаний о защитниках отечества, о функциях армии.
3. Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ.
4. Познакомить детей с военной техникой.
5. Развивать речь детей, обогащать, словарный запас, через, песни, стихотворения, диалоги о войне.
6. Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.
7. Развитие мелкой моторики.
Ожидаемые результаты:
1. Заинтересованность детей темой «День Победы», проявление их познавательной активности.
2. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в
беседах, задают вопросы; проявляют творчество и детальность в работе.
3. С удовольствием рисуют, играют «Праздничный салют».
4. Участие в совместной деятельности родителей: «Папка передвижка «Наши деды и
прадеды в годы Вов», «Эти дни мы будем помнить всегда» - стенгазета, оформление мини - уголка, изготовление поделок (боевая техника).
Тип проекта: краткосрочный (04.05.20. – 08.05.20), информационно-практико- ориентированный
Участники проекта: дети первой младшей группы, педагоги, родители.
Основные формы реализации проекта:
Виртуальные экскурсии, беседы, организация НОД, мини-выставки, составление рассказов, коллекционирование. Знакомство с памятниками, возложение цветов и венков, консультации для родителей.
Подготовительный этап.
- Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
- Приготовить наглядные и демонстрационные материалы.
- Информирование родителей о теме данного проекта.
Практический этап
Реализация проекта:
Работа с родителями:
- Папка - передвижка «9 мая - День Победы»;
- Беседа: «Какие формы работы можно использовать при знакомстве детей с праздником «День Победы»;
- Оформление альбома «Победа была за нами» (рисунки детей и родителей)
- Оформление альбома «Ветераны ВОВ» (истории и фотографии дедушек и бабушек)
- Оформление альбома «Памятные места нашего города» (фотографии)
- Консультация «Как рассказать детям о ВОВ», показ презентации «День победы».
Работа с детьми:
- Рассматривание материала по теме «День Победы», отрывок «Города герои» иллюстраций и альбомов «Великая Отечественная Война»
- Беседа «Знакомство с праздником»
- Рисование «Вот такой у нас салют!»
- Чтение стихотворений на тему «День Победы»
- Выкладывание из счетных палочек салюта, самолета, танка
- Подвижные игры «Найди свой цвет», игра с платочком «Найди свою пару»
- Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»
- Дыхательная гимнастика «Флажок»
- Физкультминутка «Салют»
- Сюжетно-ролевая игра «Моряки»
- Слушание песен «Мы идем с флажками» и «Наша Родина сильна» А. Филлипенко, «Песенка о войне» Г.Фрида.
Заключительный этап
- Оформление альбома «Победа была за нами»
- Оформление альбома «Ветераны ВОВ»
- Оформление альбома «Памятные места нашего города»
- Коллективная работа с детьми: «Вот какой у нас салют»
1 день
- Беседа с детьми «Праздник День Победы».
- Рассматривание иллюстраций о ВОВ.
- Информационный стенд для родителей «Что и как рассказывать детям о войне».
- Дидактическая игра «Найди одинаковые картинки».
2 день
- Беседа «Великая Отечественная Война»
- Чтение стихотворений на тему «День Победы».
- Рисование совместно с родителями «Победы была за нами!» - Д/задание.
- Заучивание стихотворения «Чтобы солнце улыбалось» М. Пляцковский.
- Сюжетно-ролевая игра «Моряки».
3день
- Беседа «Почему Война называется Великой Отечественной»
- Аппликация «Георгиевская ленточка» (первая половина дня).
- Прослушивание песен «Мы идем с флажками» и «Наша Родина сильна»,
- «Песенка о войне».
- Подвижные игры: «Найди свой цвет», игра с платочками «Найди себе пару».
4 день
- Беседа «Дети и война»
- Чтение стихотворений С. Маршака «Разговор с внуком», Е. Карасева «Город-герой».
- Рисование «Праздничный салют» (вторая половина дня).
5 день
- Беседа с детьми «Великая Победа».
- Выставка коллективной работы «Праздничный салют»
Критерии оценивания проекта:
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу) .
2. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
Пути распространения информации:
Результаты деятельности будут распространены через сайт МАДОУ, буклеты для родителей.
Учебно-методическое обеспечение:
1.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
2.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
3.Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст]: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.
4.Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с
Приложение
Конспект НОД «День Победы» для первой младшей группы
Цель: Сформировать знания у детей о празднике «День Победы»
Задачи:
1. Сформировать у детей первоначальные сведения о Великой Отечественной Войне и о празднике «День Победы».
2. Учить рисовать методом тычка; закреплять умение пользоваться нетрадиционными материалами для рисования (ватный палочки); углублять представления о цвете (жёлтый, красный, зелёный, синий), побуждать детей к совместной деятельности.
3. Воспитывать у детей гордость и уважение к ветеранам ВОВ, памятникам посвященным ВОВ, чувство гордости за Родину.
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: рассматривание репродукций, иллюстраций, открыток о войне; беседы о ВОВ; чтение стихотворения С.Богомолова «Мир».
Материал: иллюстрации войны и дня победы, презентации «Парад», «Наши ветераны», песня «День Победы». Основа для коллективной композиции – лист бумаги большого формата, гуашь, ватные палочки.
Ход занятия:
- Знакомство с историей праздника (Показ презентации парада)
Воспитатель: 9 мая - День Победы — самый великий и серьёзный праздник, как для России, так и для многих других стран мира. Он посвящен не только российским солдатам и офицерам, но и всем жителям нашей Родины.
«День Победы»
(А. Усачёв)
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют.
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы.
Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит нет войны.
Ребята, каждый год наша страна отмечает великий праздник – День Победы в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Враг напал на мирную страну ночью, когда все люди спали, не объявляя нам войны. Враги надеялись на легкую и быструю победу. Им хотелось захватить богатые земли нашей страны. Но они ошиблись. На защиту свободной любимой Родины встал весь народ. На войне сражались не только мужчины, но и женщины. Они были медсестрами, врачами, санитарками. Дети тоже принимали активное участие, в госпиталях они помогали солдатам кушать, писать письма домой, пели им песни, читали стихи, поднимая бодрость духа.
9 мая 1945 года закончилась война, и тот день стал самым светлым и любимым праздником Днем Победы!
2. Физкультминутка «День Победы» (Т. Белозеров)
Майский праздник – День Победы (Дети встают, маршируют на месте)
Отмечает вся страна
Надевают наши деды (Наклоны с имитацией одевания орденов.)
Боевые ордена.
Их с утра зовет дорога (Дети идут друг за другом, маршируют)
На торжественный парад,
И задумчиво с порога (Останавливаются, подносят руку к лицу, глядят вдаль)
Вслед им бабушки глядят.
3. Рассказ воспитателя: Наш народ мужественно сражался и победил. Но не все дожили до Великой Победы. И с каждым годом все меньше остается участников войны, так как много лет прошло со дня Победы. Наше правительство заботиться о своих героях, помогает им. Вы тоже должны с уважением и благодарностью относиться к участникам войны и ко всем пожилым людям.
В День Победы по всей нашей стране организуются праздничные парады. Число ветеранов, участников В.О.войны с каждым годом становится всё меньше и меньше.
(Презентация «Ветераны ВОВ» ) Звучит песня «День Победы», муз. Д. Тухманова, сл. Харитонова.
4.Знакомство с праздничным салютом и демонстрация способа рисования салюта.
Воспитатель: Заканчивается день Победы праздничным салютом.
Ребята, давайте нарисуем для наших ветеранов большую открытку с праздничным салютом. Все кто увидит нашу открытку поймут, что мы с вами помним подвиг русских солдат, и благодарны им за победу, за мирное небо над головой. Рисовать мы будем ватными палочками, используя в работе синий, красный, жёлтый, зелёный цвета.
5. Беседа с детьми: Ребята, как вы думаете, что нужно, чтобы взрослые и дети жили счастливо на земле? (Ответы детей)
В: А что такое мир? (Ответы детей).
В: Ребята, мир – это, когда все дружат друг с другом, когда живут мирно и счастливо и когда все дружно играют. Мы с вами сейчас живём в мирной стране. Дети ходят в детские сады и школы.
День Победы – праздник дедов
Это праздник твой и мой
Пусть же чистым будет небо
У ребят над головой
Пусть гремят сегодня пушки
На парадах и в кино.
Мы за мир. Войны не нужно
Это точно решено.
5. Итог занятия:
О чем мы беседовали сегодня на занятии? (О Дне Победы.) Когда празднуют День победы? (9 мая.) Куда и зачем возлагают цветы дети и взрослые 9 мая? (К Вечному Огню, героям) Что мы сегодня делали? (Открытку.) Для кого мы делали открытки? (Для ветеранов.)
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе
на тему «День Победы»
Цель:
- способствовать воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста;
- продолжать работу над развитием связной речи: развивать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы;
- воспитание любви к своей Родине.
Задачи:
- Воспитательные: воспитывать уважение и благодарность ко всем защитникам Родины.
- Образовательные: формировать и уточнять знания детей о празднике – Дне Победы; формировать интерес к различным видам войск. Учить согласовывать существительные с прилагательными, расширять словарный запас, познакомить со стихотворением Т. Белозерова «Праздник Победы».
- Развивающие: дать представление о том, какой дорогой ценой досталась нашему народу победа; вызвать желание быть похожими на сильных и смелых российских солдат.
Предварительная работа: рассматривание репродукций, иллюстраций, открыток о войне; беседы о ВОВ; чтение стихотворения С.Богомолова «Мир», чтение пословиц и поговорок о Родине.
Словарная работа: День Победы, Родина, Нижневартовск.
Ход занятия.
- Беседа о предстоящем празднике – Дне Победы.
Воспитатель: Много лет назад, когда еще наши бабушки и дедушки были детьми, закончилась долгая и страшная война. Много городов и сел было разрушено. Много людей погибло. Вы что-то об этом знаете? ( Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, какой великий праздник отмечает наша страна 9 мая?
Дети: День Победы (Помочь с ответами)
Воспитатель: Правильно, сегодня наше занятие будет посвящено этой дате. Прежде чем наступил День победы, была длинная, кровопролитная война. Наши дедушки и прадедушки защищали, охраняли нашу Родину от фашистов. Война принесла много горя и разрушений, но русский народ выстоял, защитил свою Родную землю.
2.Пальчиковая гимнастика «Не забыть нам этой даты..»
Не забыть нам этой даты (большим пальцем касаться поочередно к каждому пальчику)
Что покончила с войной.
Победителю – солдату сотни раз
Поклон земной! (правую ладонь на грудь, наклон головой)
3.Беседа:
Воспитатель: А что значит наша Родина? (Ответы детей).
Воспитатель: Это наш дом. Так тоже можно сказать. Ребята, Родина это страна, в которой мы живем. Родина, Отечество, Отчизна…можно называть разными словами, смысл от этого не изменится.
Ребята, а как называется наша страна?
Дети: Россия!
Воспитатель: А в каком городе мы живем?
Дети: В Нижневартовске.
Воспитатель: Верно, это наша малая Родина.
Ребята, красивая и большая русская земля, вот только защищать сама себя не может. И поэтому защита своей родной земли – обязанность всех. Кто защищал и защищает нашу Родину? Как вы думаете? (Ответы детей).
Военные и солдаты.
- Игра «Кто где служит?»
Воспитатель: А давайте поиграем в игру «Кто где служит?» и мы с вами выучим, какие бывают военные профессии. (Просмотр презентации или иллюстраций)
В море служат….моряки
В небе Родину охраняют …. летчики
В танковых войсках Родину защищают….танкисты
На границе Родину охраняют….пограничники
Воспитатель: Молодцы, ребята, повторяйте за мной… А скажите мне, какими должны быть военные, солдаты? (Ответы детей)
Воспитатель: Сильными, смелыми, храбрыми да. Конечно, не зря о русском солдате говорят:
Умный боец везде молодец.
Смелый побеждает, а трус погибает.
- Ребята, а что нужно делать, чтобы быть сильными?
Дети: Бегать, заниматься спортом, делать зарядку.
Воспитатель: Отлично, тогда давайте немного потренируемся, разомнемся!
- Физкультминутка.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой – раз, правой – раз,
Посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладошки
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей!
- Чтение стихотворения «Праздник Победы».
В далекие майские дни закончились бои, и был подписан мир. И с тех пор каждое Девятое мая наша страна, наш народ отмечает День Победы. О Дне Победы сложено много песен и стихов. Я прочитаю вам одно из них. Это стихотворение Т. Белозерова «Праздник Победы».
- Понравилось ли стихотворение? (Ответы детей)
- Послушайте стихотворение еще раз и постарайтесь запомнить его.
Майский праздник
День Победы
Отмечает вся страна»?
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовет дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им
Бабушки глядят.
Воспитатель: В нашем городе берегут память о героях войны. В Парке Победы горит вечный огонь о людях, погибших в сражениях в годы Великой Отечественной войны. И каждый год мы отмечаем этот великий праздник – день Победы! (Показ иллюстраций, картин)
На этом наше занятие заканчивается, ребята.
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали? Что понравилось? (Ответы детей)
Молодцы, ребята! Любите свою Родину, растите честными, мужественными и смелыми!
Беседа,посвященная Дню Победы
для детей 1 младшей группы
Цель: сформировать знания у детей о празднике «День Победы» и вызвать чувство гордости за свою страну.
Задачи: сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне, дать представления о том, что 9 мая – День Победы. Развивать речь детей. Воспитывать уважение к ветераном.
Словарная работа: День Победы, Родина, война.
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций на военную тематику, чтение стихов, слушание песен военных лет.
Ход беседы
Ребята, мы скоро отмечаем праздник наших дедушек и бабушек – День Победы. 9 мая – самый главный праздник, отмечающийся в нашей стране. Что это за праздник? Что это за победа? Над кем?
Наша беседа, ребята, посвящена мужественным и суровым дням Великой Отечественной Войны, тем страшным годам, когда враги хотели захватить нашу Родину.
9 мая наша страна отмечает один из самых важных праздников – День Победы. Наш народ победил очень сильного врага. Много лет назад в этот день 9 мая – закончилась война. Война длилась очень долго. Сражались не только солдаты, но и простые люди – и дедушки, и бабушки, даже дети помогали прогнать врага с нашей земли. Война – это зло. Мир это счастье, радость. Когда закончилась война, народ не забыл подвиги солдат и установил им памятники в каждом городе и селе. В этот праздник люди возлагают цветы к памятникам воинам, погибшим на войне.
Послушайте, какое замечательное стихотворение написано об этом празднике:
Сегодня праздник – День Победы!
Счастливый, светлый день весны!
В цветы все улицы одеты
И песни звонкие слышны.
На войне погибло очень много людей. Солдат, которые воевали на войне осталось очень мало, их называют ветеранами. Каждый год ветеранов не забывают и поздравляют с Днем Победы. В их честь проводят праздничные концерты, где поют военные песни, пускают салюты. Нашим ветераном будет очень приятно, что мы вспоминаем о них, и помним о трудной и знаменательной победе. В этот день все ветераны надевают свои награды – ордена и медали. Они собираются и вспоминают военные годы. Ребята, если вы увидите человека с орденами, нужно подойти к нему и сказать «спасибо», за то что он защитил нашу Родину от врагов.
В конце беседы предложить детям прикрепить георгиевские ленточки.
Беседа «Знакомство с праздником»
Задачи: Дать знания детям о празднике «День Победы», о том, как защищали свою страну русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них; активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе.
Активизация всех психических процессов путем вопросов к детям.
Обогащение словарного запаса. Воспитывать уважение, любовь к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны, заботиться о них.
Ход беседы.
Воспитатель: 9 мая – самый главный праздник, отмечающийся в нашей стране. Что это за праздник? Что это за победа? Над кем? День Победы — самый великий и серьёзный праздник как для России, так и для многих других стран мира. Не только российским солдатам и офицерам, но и всем жителям нашей Родины, взрослым и детям, было очень трудно во время войны. Армия с помощью народа победила врагов и прогнала их из России, а потом и из других стран. В День Победы люди возлагают к военным памятникам венки и цветы. А теперь послушайте стихотворение:
Сегодня праздник - День Победы!
Счастливый, светлый день весны!
В цветы все улицы одеты
И песни звонкие слышны.
Воспитатель: Это была страшная и долгая война. Ранним июньским утром фашистская Германия напала на нашу мирную страну. Весь народ поднялся на защиту Родины, и наша армия, и женщины, и старики, даже дети. (Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. В процессе беседы педагог сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь.)
Используемые приемы словарной работы - объяснение воспитателем значения отдельных слов, повторение слова хором вместе с воспитателем).
Наши храбрые воины не пустили фашистов к Москве, а сами перешли в наступление. Трудной, тяжелой и страшной была эта война, много людей погибло в ней. Но наступил долгожданный день Победы. Наши доблестные воины прогнали фашистов и сами пришли к Берлину. Это случилось 9 мая 1945 года. И тех пор каждый житель нашей страны, жители других стран отмечают этот праздник.
Майский праздник – День Победы
Отмечает вся страна
Надевают наши деды Боевые ордена.
(Т.Белозеров)
В этой войне, как я уже говорила, участвовали не только взрослые, но и дети. Много стихов и рассказов написали об их подвигах писатели и поэты. Наш народ мужественно сражался и победил. Но не все дожили до Великой Победы. Чтобы никто не забыл доблестных героев и их подвиги, по всей стране было сооружено много памятников в память о героях войны, братские могилы, в которых были захоронены погибшие в боях воины (показ иллюстрации). Мало остается участников войны: много лет прошло со дня Победы. Наше правительство заботиться о своих героях, помогает им. Вы тоже должны с уважением и благодарностью относиться к участникам войны и ко всем пожилым людям. Они защищали нашу Родину и сберегли мир на Земле. А Родина у нас одна.
Чтение стихотворения:
Если скажут слово Родина
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот. У реки березка – скромница
И ромашковый бугор …
А другим, наверное, помнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина …
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Берегите свою Родину, растите честными и смелыми.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №32 «БРУСНИЧКА»
«Проблемы патриотического воспитания и развития социально-нравственных чувств у детей дошкольного возраста в современном обществе»
Выполнила: воспитатель Байзулина Г.В.
Проблемы патриотического воспитания и развития социально-нравственных чувств у детей дошкольного возраста в современном обществе
На сегодняшний день проблема патриотизма приобретает все большую актуальность, так как мы живем в неоинформационном обществе, в веке коммуникационно-информационных технологий, где большинство детей уделяют значительную часть своего времени Интернету, компьютерным играм, телевизору и т. д. Все это способствует моральной и нравственной деградации личности. Дети не откликаются на просьбы родителей отвлечься от этих рутинных увлечений и заняться чем-то полезным. У сегодняшних дошкольников практически не развито представление о родной стране, Отчизне, малой родине, собственном городе. И это, пожалуй, является действительной проблемой.
Более того в рамках вышеупомянутой проблемы можно выделить еще ряд определенных сложностей. Так, дети все больше становятся ориентированы на западную культуру и традиции, предпочитают зарубежные мультфильмы, телепередачи и игры отечественным. Важно отметить, что если бы ребенок больше интересовался российской анимацией, то хотя бы из них узнавал ту малую часть об историческом наследии и основных значимых событиях, подвигах нашей армии, героях страны. Все это также сказывается на главном вопросе нашего исследования, показывает незаинтересованность дошкольников в культурном наследии России.
Воспитание патриотизма у дошкольников начинается с элементарных знаний о нашем государстве. Но многие дети не знают даже их (гимн, герб, флаг, так как говорилось ранее, их интересы ограничиваются преимущественно играми и мультфильмами. К тому же дошкольники просто не знают улицу, на которой живут или ту, где находится детский сад. Из этого вытекает и то, что дети также не знают историю родного края, области, республики, которые богаты памятниками культуры, архитектуры, изобразительным искусством и т. д.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества формирование воспитательного потенциала системы образования приобретает особую актуальность.
Кроме того, существенное воздействие на формирование чувства патриотизма оказывает отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодёжи и подготовке их в военной службе. А именно средствам массовой информации дети уделяют особое внимание, получают всю информацию.
Проблема патриотизма исходит, в том числе, и от политики, проводимой государством. Так, департаменты, комитеты не вырабатывают необходимых содержательных программ в сфере патриотического воспитания детей и молодежи, которые были бы эффективными и смогли бы действительно заинтересовать ребенка в истории своей страны.
Важно отметить тот факт, что дети не просто не заинтересованы в изучении истории и культуры родной страны, но и не стремятся к этому.
Все вышеупомянутые проблемы берут истоки из семьи, в которой родители часто не уделяют должного внимания патриотическому воспитанию детей, нередко из-за собственной неосведомленности в данной сфере или непонимания и недооценки всей серьезности названных проблем. Здесь целесообразно привести цитату А. С. Макаренко: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям». Родители не только не стремятся познакомить ребенка с историей родной страны, но и не рассказывают о собственных корнях, не приобщают ребенка к наследию собственной семье. А ведь чувство патриотизма должно зарождаться с малого, именно с семьи. В семье ребенок учится уважать и почитать старших, а с этого начинается патриотизм.
Также важно отметить то, что многие дети даже не ходят в детские сады, в которых могут получить хотя бы необходимый минимум о представлении патриотизма, а находятся дома с нянями (которые часто вообще не нацелены на развитие ребенка, в том числе и патриотическое воспитание).
Перед родителями и дошкольными учреждениями стоит важнейшая задача: помочь, заинтересовать и научить ребенка воспринимать историю, традиции, обычаи и истинные ценности своей Родины. Это тоже является своего рода проблемой патриотического воспитания, так как молодые специалисты детских дошкольных учреждениях не могут донести в увлекательной форме детям культурное и историческое наследие родной страны, региона или города, ведь дошкольники в силу своего возраста не могут правильно и полно воспринять монотонную речь на протяжении длительного времени, поэтому воспитателям необходимо придумывать что-либо для привлечения и завлечения детей к данной теме.
Таким образом, мы выявили современные проблемы и сложности в формировании патриотического чувства у детей старшего дошкольного возраста. Кроме того, важно отметить, что преодоление имеющихся трудностей патриотического воспитания дошкольников будет иметь в будущем значительный положительный эффект, так как необходимо уже с самого раннего возраста укреплять позитивное отношение к Родине, чтобы, став взрослыми, дети делали все для процветания и благополучия своей страны.
Литература:
1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. /Н. В. Алешина – М. : ЦГЛ,2005. –256 с.
2. Блинова, О. Ю. Специфика патриотического воспитания старших дошкольников. – М., 2015. – 183 с.
Выполнила: воспитатель Байзулина Г.В.
Октябрь 2022 г.