Дополнительные образовательные программы
Дополнительные образовательные программы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №32 «Брусничка»
СОГЛАСОВАНА на педагогическом совете № 01 от 30.08.2022 протокол № 01 | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ г.Нижневартовска ДС №32 «Брусничка» ___________С.Е. Касаткина приказ от 30.08.2022 №603 |
Дополнительная общеобразовательная программа
по развитию художественных способностей для детей от 3 до 4 лет «Цветные ладошки»
Воспитатель: Байзулина Г.В.
|
г. Нижневартовск
Содержание
№ | Наименование | Страницы |
1. | Содержание | 2 |
2. | Паспорт программы | 3 |
3. | Пояснительная записка | 4 |
3.1. | Цели и задачи | 5 |
3.2. | Планируемые результаты | 5 |
3.3. | Объем образовательной нагрузки | 5 |
4. | Содержание Программы | 7 |
5. | Организационно-педагогические условия | 19 |
5.1. | Учебный план | 19 |
5.2. | Расписание занятий | 19 |
5.3. | Календарный учебный график | 20 |
5.4. | Программно-методическое обеспечение | 21 |
5.5. | Материально - техническое обеспечение | 22 |
6. | Мониторинг | 23 |
7. | Список используемой литературы | 23 |
2.Паспорт программы
Наименование программы | Программа ДОПУ по развитию художественных способностей «Цветные ладошки» |
Основания для разработки Программы |
Программа «Цветные ладошки» |
Заказчик Программы | Родители (законные представители) |
Сроки реализации Программы | 1 год |
Разработчик Программы | Байзулина Г.В. |
Цель Программы | Формирование у детей младшего дошкольного возраста эстетического отношения к окружающему миру; развитие познавательных, конструктивных, художественно-творческих способностей в процессе создания образов, при использовании различных материалов и техник. |
Задачи Программы | 1. Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, пластилина, природного и бросового материалов, укреплять мелкую моторику пальцев рук. 2. Развивать умения создания самостоятельных предметов и изображений, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач. 3. Воспитывать эстетическое чувство, трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца, умение любоваться своими работами. |
Система организации контроля за реализацией Программы | Способами определения результативности программы являются:
Заведующий МАДОУ г. Нижневартовска ДС №32 «Брусничка» Светлана Евгеньевна Касаткина Зам. зав. по ВМР МАДОУ г. Нижневартовска ДС №32 «Брусничка» Инна Владимировна Дементьева |
3.Пояснительная записка
В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности. Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.
Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.
Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Зачем и почему рисуют дети? Это - один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия "вертикаль" и "горизонталь", отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее.
Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире.
Рисование - естественная потребность ребенка. У него нет "комплекса неумения. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.
Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение . Как сказал один мудрец: "Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда .
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Поэтому возникает необходимость применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Мы выбрали данное направление в работе с детьми, так как считаем его актуальным, важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.
3.1 Цель Программы: Формирование у детей младшего дошкольного возраста эстетического отношения к окружающему миру; развитие познавательных, конструктивных, художественно-творческих способностей в процессе создания образов, при использовании различных материалов и техник.
Задачи:
1. Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, пластилина, природного и бросового материалов, укреплять мелкую моторику пальцев рук.
2. Развивать умения создания самостоятельных предметов и изображений, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
3. Воспитывать эстетическое чувство, трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца, умение любоваться своими работами.
3.2. В результате обучения по данной программе дети:
3.3 Объём образовательной нагрузки
Программа разработана для детей дошкольного возраста (3—4 лет)
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут.
Группа включает 8 детей.
Занятия проводятся вне образовательной деятельности.
Форма обучения очная.
Срок реализации программы 1 учебный год.
4. Содержание программы
Итого: 71 занятия в год.
5. Организационно-педагогические условия
5.1 Учебный план
№ | Наименование услуги | Количество часов в неделю, возрастная группа |
1. | Проведение занятий по развитию художественных способностей «Цветные ладошки»
| Младший дошкольный возраст |
2 |
5.2 Расписание занятий
Дни недели | Время | Возраст |
Пн / Чт | 11.00 - 11.30ч | 3 – 4 года |
5.3 Календарный учебный план
Тема | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Рисование пальчиками | 3 | 6 | 2 | 4 | 3 | 2 | 1 | 2 | |
Рисование ладошкой | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | |||
Оттиск | 2 | 4 | 1 | 1 | 1 | ||||
Комбинированная | 3 | 2 | 4 | 2 | |||||
Тампонирование | 1 | ||||||||
Рисование восковыми мелками | 1 | 1 | |||||||
Тычок жёсткой кистью | 3 | 1 | 1 | ||||||
Рисование манкой | 1 | ||||||||
Рисование по мокрому | 1 | 1 | |||||||
Рисование печатками | 2 | ||||||||
Свеча + акварель | 2 | ||||||||
Рисование мятой бумагой. | 1 | ||||||||
Оттиск пузырчатой бумагой | 1 | ||||||||
Открытое занятие | 1 | 1 | |||||||
Итого занятий: | 8 | 8 | 8 | 8 | 7 | 8 | 8 | 8 | 8 |
71 занятие 36 недель |
5.4 Программно - методическое обеспечение
№ | Наименование услуги | Наименование программы | На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована |
1 | Проведение занятий по художественному развитию детей | Дополнительная образовательная программа по развитию художественных способностей детей «Цветные ладошки» | Программа «Цветные ладошки» Лыковой И.А. допущена Министерством образования и науки Российской Федерации |
Принципы, лежащие в основе программы:
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют принципы:
• Гуманистической направленности воспитания: создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
• Творческого подхода: креативность организация воспитательно-образовательного процесса.
• Вариативности: использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
• Уважительного отношения к результатам детского творчества.
• Индивидуализации: дифференцированный подход в обучении к каждому воспитаннику.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.
• Игровые упражнения
• Игры дидактические
• Показ
• Беседы
• Рассматривание
• Упражнения
Используемые методы:
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Направления работы
Формы работы
групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
Примерная структура занятий:
1. Вступительная беседа (2-3 мин).
Во время вступительной беседы у ребенка создается творческое настроение, через знакомство с художественными образами, произведениями, музыкой. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только, выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями. По мере того, как ребенок овладевает навыками работы с различными материалами, ему предлагается выбор того или иного материала для изображения созданного им образа.
2. Выполнение задания (20 мин).
3. Заключительная часть (2-3 мин).
Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога.
5.5 Материально-техническое обеспечение
- Помещение для занятий: групповая комната.
- Технические средства: мультимедийные презентации, СD и аудио материалы.
- Оборудование и материалы: мольберт, наборы цветных карандашей, мелки, гуашь, акварель, кисти беличьи, щетинистые, зуб. щетки, баночки для воды, салфетки, бумага разного формата, природный и бросовый материал, трафареты, ватные палочки и диски и т.п.
6 Мониторинг результатов освоения программы
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА
учета проявления творческих способностей
Фамилия, имя ребенка________________________________________________________________________ Возраст____________
Вид и название детского объединения_______________ Ф.И.О. педагога_________________________________________________
Дата начала наблюдения__________
Баллы:
Не умею (1).
Умею иногда (2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от сложности материала (4).
7.Список литературы: