Классное руководство
Программы воспитательной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_raboty_5-9_kl_plan_2020-2025.docx | 86.06 КБ |
plan_vr_ooo_7b.doc | 470.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитательной работы
«Мы – будущее»
на 2020-2025 г.
(5 - 9 класс)
«То, что идёт от сердца, до сердца и доходит»
Пайэтт
Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае
удачи последняя приобретена ценою большого труда
и заботы, в случае же неудачи – горе несравнимо
ни с каким другим.
Демокрит
Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять?
Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?
Конфуций
Классный руководитель
Ковалева Н.А.
Пояснительная записка
Воспитание – великое дело: им решается судьба человека.
В. Белинский
Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, критерии оценки деятельности классного руководителя.
В общественно-педагогическом сознании утверждается мысль о том, что образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации. Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, классный руководитель, решая свои задачи, обращается за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и к социуму.
Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать, наедине с ним.
Организуя свою работу, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Всё это осуществляется совместно с семьями детей и другими учителями, работающими в классе.
В основе программы воспитания лежит личностный принцип воспитания учащихся, то есть учет индивидуальных особенностей как учащихся, так и преподавателей, а также учет межличностных отношений в семье, с друзьями, в различных коллективах, членом которых может быть ребенок (кружок, музыкальная школа, спортивная секция и т.д.)
Программа рассчитана на период 2020-2025 годы. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые идеи.
Цель и задачи программы воспитания
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Главная цель воспитательной программы – воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией
В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:
- развивать индивидуальные творческие способности учащихся
- формировать гражданско-патриотические качества личности
- воспитывать желание и стремление учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию
- формировать культуру здоровья
- воспитывать позитивное отношение к себе, развивать Я-концепцию, нравственные качества личности
- воспитывать чувство уважения к родителям, семье
- воспитывать уважение к другим людям, терпимость к чужому мнению, традициям, формировать умение вести диалог и готовность к сотрудничеству
- воспитывать ответственность, самостоятельность, добросовестное отношение к учебе и трудовой деятельности
- формировать чувство осознания ценности культурных традиций своей Родины, понимание неразрывности связей Родины, ее культуры с другими странами
Программа предусматривает
- воспитание эстетического вкуса, формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе
- воспитание совестливости, порядочности, точности и обязательности в обещаниях, соблюдение этикета, наличие тактичности в отношениях с родными и близкими, а также с другими людьми.
- воспитание моральных качеств, чувства долга и адекватного своего восприятия художественных ценностей
- посещение театров и музеев, выставок
- воспитание внешней культуры школьника, умения сохранять свою индивидуальность и неповторимость.
Формы реализации задач:
- изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования); организация групповых занятий со школьным психологом
- посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;
- тематические классные часы,
- дискуссии, диспуты, конференции
- ролевые, деловые, образовательные игры;
- экскурсии, походы, уроки в музее
- соревнования; викторины, интеллектуальные марафоны;
- проектные игры;
- участие в общешкольных и городских благотворительных акциях
- организация занятости во второй половине дня.
Ожидаемые результаты
На первом этапе развития личности 5–6 класс:
- лидерские качества;
- сплоченность коллектива.
На втором этапе развития личности 7–9 класс:
- способность включения в работу;
- способность к выполнению намеченных целей;
- способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.– желание самосовершенствоваться;
- формирование социально активной личности, удовлетворяющей потребностям общества.
Основные принципы программы воспитания «Мы - будущее».
Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и воспитанника в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность.
Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:
- Принцип целостности в воспитании.
Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы
- Принцип культуросообразности
Соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапами вхождения в пространство культуры человека
Принцип природосообразности
Все принять таким как есть, не ломать ребенка, а развивать
- Принцип воспитания творческой личности ребенка.
Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
- Принцип опоры на классное ученическое самоуправление.
Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
- Принцип сотрудничества.
Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».
Совместный поиск истины, через взаимодействие: семьи, школы и общества
Охватываемые сферы воспитательного процесса
Ученик
традиции
Культура общения
Россия – моя страна
история
Малая Родина
Культура других стран и народов
Культура образования
современность
Знаменитые люди земли Афонинской
природа
Исторические места и памятные даты
Со сверстниками
В семье
С другими людьми
Культура досуга
спорт
Культура здоровья
Эстетическое воспитание
Этапы реализации программы
Россия – моя страна | Культура других стран и народов | Образование | Культура общения | Культура досуга |
5 КЛАСС Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления. Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям. Формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни. | ||||
Мы любим свою школу и свой микрорайон, город | Мы хотим знать много интересного о культуре других стран | Мы стараемся учиться хорошо | Мы стали старше, у нас много новых друзей | Мы интересно проводим время вместе |
6 КЛАСС Формирование стремления к развитию и совершенствованию своих творческих способностей. Создание условий для появления активности в организации жизни класса. Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования. Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек. | ||||
Мы хотим знать больше о своем городе | Мы начинаем узнавать больше о других странах и народах | я начинаю изучать новые предметы | Не всегда легко понять и быть понятым | Мы активны и заинтересованы |
7 КЛАСС Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам. Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции Формирование сознательного выбора здорового образа жизни. | ||||
Мы можем участвовать в жизни своего района и города | Новое – интересно, я готов поделиться | Новые предметы – новые знания, дополнительные усилия | Я стараюсь сам преодолеть трудности | Свободное время с интересом и пользой |
8 КЛАСС - 9 КЛАСС Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся. Формирование гражданско-патриотических качеств личности. Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию. Формирование культуры здоровья | ||||
Мы гордимся своим краем и своей страной | Мы уважаем культуру других стран и народов | Мы учимся активно | Мы учимся прислушиваться к другому мнению | Мы активны не только в учебе |
Мы в ответе за свою Родину | Понимая культуру другой страны, понимаем свою | Хорошие знания – путь к успешной сдаче экзаменов | Я - часть большой семьи | Мы готовимся к активной жизни |
Основные аспекты воспитательной работы
Программа воспитательной работы основана на 5 основных «ветвях», влияющих на развитие личности ребенка:
- Россия – моя страна
- Культура других стран и народов (толерантность)
- Образование (основное, дополнительное, самообразование)
- Культура общения (психологический климат, бесконфликтность, толерантность, самоуправление)
- Культура досуга (нравственность, ЗОЖ)
При этом каждая «ветвь» реализуется в одном или нескольких направлениях:
«Я – Человек» (образование, культура общения, культура досуга)
Данное направление в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности.
Подпрограммы данного направления:
- Проект «Что в имени моем»
- Проект «Моя родословная»
- Проект «Доброе сердце»
- Проект «Я в мире профессий»
Виды мероприятий:
- конкурсы и олимпиады
- классные часы
- Беседы
- анкетирование
- тестирование
- диспуты
- вечера
- социально значимые акции
- встречи с интересными людьми
- экскурсии, походы
- сотрудничество с центром соц.защиты и другими структурами
«Моя Родина». (Россия – моя страна, культура других стран и народов)
Направление соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию. Предполагает организацию деятельности по изучению народной культуры, национальных традиций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.
Будучи преподавателем литературы, считаю это направление одним из ведущих, ибо воспитание на героических примерах прошлого, на традициях предков является довольно эффективным. Поэтому одним из важнейших направлений считаю изучение быта, верований, традиций славян и народов, населяющих Россию, так как, только зная прошлое, можно создавать будущее.
Подпрограммы данного направления:
- Проект «Народная культура»
- Проект «Я знаю, расскажу вам»
- Проект «С чего начинается Родина?»
- Проект «Зная свои права, я отвечаю за свое будущее»
Виды мероприятий:
- родительские собрания
- лекции
- беседы
- тестирование
- консультации
- посещение семей
- классные часы, беседы, диспуты
- вечера
- экскурсии, походы, выезды
- фестивали
- праздники
- конкурсы и балы
- шоу-программы
- викторины
«Здоровый образ жизни» (культура общения, культура досуга)
Данное направление соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся. Предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.
Подпрограммы данного направления:
- Проект «Мы – здоровая нация»
- Проект «Общение без конфликтов»
- Проект «Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам»
Виды мероприятий:
- Спортивные соревнования
- беседы
- турниры
- походы
- военно-спортивные игры
- участие в акциях и конкурсах, мероприятиях по здоровьесбережению
«Мир прекрасного» (культура досуга, культура других стран и народов, Россия – моя страна) - направление соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности.
Подпрограммы данного направления:
- Проект «Мир моих увлечений»
Виды мероприятий
- презентация кружков, клубов, секций, обществ
- тематические классные часы
- мероприятия, конкурсы, фестивали
- экскурсии в музеи и выставочные залы
«Ученическое самоуправление» (культура досуга, культура общения)
Данное направление включает участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления класса и школы в целом.
Подпрограммы данного направления:
- Программа «Я – мы – класс»
- Проект «Не Я, а МЫ»
- Проект «Общественно-активный класс»
Виды мероприятий
- Организация КТД
- Тренинги
- Классные часы
Работа с родителями
Одна из главных задач педагогов — это создание условий для развития отношений в семье и взаимодействия семьи с учителем. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей, детей и учителя, которая может быть организована в различных формах.
Тренинг— это запланированный процесс, направленный на развитие компетенций, необходимых для воспитательного процесса.
Тренинги вызывают большой интерес со стороны родителей. Отзывы показывают, что тренинги зарекомендовали себя как эффективное средство развития толерантного общения, преодоления внутрисемейных конфликтов «отцов и детей», установления позитивных отношений как между родителями, так и между классным руководителем, психологом и родителями.
Мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм.Педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя.
Индивидуальные собеседования.
Собеседования планируются во время каникул, в течение одной недели, один раз в год. Родители заранее оповещаются о времени собеседования, можно оформить пригласительные. Обычно на организационном родительском собрании согласуется время собеседования. Учитель тщательно готовится к собеседованию: собирает данные о ребёнке, проводит тесты, анкеты, готовит рабочие, контрольные тетради. На собеседование приходят родители или родитель со своим ребёнком. В течение запланированных 40-50 минут учитель беседует с родителями, все вместе проверяют состояние тетрадей, учебников, дневника. Во время собеседования можно проверить ЗУН учащегося, отметить отставания или похвалить за успехи. В собеседовании главная роль отводится родителю, учитель же фиксирует его предложения, замечания
Пресс – конференция с родителями.
Эту форму работы мы предлагаем проводить в конце или начале учебного года. Пресс-конференция от обычного собрания отличается тем, что на неё можно пригласить учителей предметников, психолога, логопеда, социального педагога, завучей, директора школы, с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Это собрание проводится в форме вопросов и ответов.
Родительские собрания, проводимые детьми
Это собрание проводится вместе с детьми или только детьми. Должна быть проведена большая предварительная работа с детьми: составление сценария, распределение ролей, запоминание текстов, подготовка ведущих собрания. Родители же приходят на собрание как обычно. Перед ними сидят их дети, они на этом собрании стали учёными, учителями, директорами школ и.т.д. Рассказывают заранее выученные тексты по воспитанию детей и в конце своего выступления просят своих родителей поделиться своим опытом по воспитанию. Таким образом, мы воспитываем не только родителей, но и будущих родителей – наших детей.
Групповая работа родителей.
Этапы и сроки реализации программы:
Диагностический этап – сентябрь-октябрь 2020 г (начало 5 класса, впоследствии, начало каждого учебного года)
Основной этап – 2020-2022 годы (5-8 классы)
Обобщающий – 2022-2023 уч.год (9 класс)
При этом в каждом учебном году могут наблюдаться все 3 этапа для внесения изменений и дополнений, соответствующих возрасту и проблемам, возникающим в период реализации программы.
Деятельность по реализации программы
Диагностический этап
Цель: углубленное психолого – педагогическое изучение детей, выявление их индивидуальных особенностей, выявление стадии развития классного коллектива
Задачи:
- провести психолого-педагогическое обследования детей с целью определения хода их психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам.
- провести обследование стадии развития классного коллектива
- проанализировать результаты исследований с целью получения банка информации, составления плана совместно деятельности с психологом, социальным педагогом, медработником и т.д.
На данном этапе собирается и анализируется как можно больше фактической информации, определяется направление, проблема в отношении каждого из учеников. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося, собеседование, использование методик и проведение диагностик).
По результатам работы составляется «Психологический портрет каждого ребенка и классного коллектива в целом », обсуждается и составляется план работы, в котором предполагается:
выявление имеющихся ресурсов
постановка цели на предстоящий учебный год;
определяется и оценивается базовый уровень проблем ребёнка.
Мероприятия:
- Изучение документации (личное дело, журнал класса, медицинская карта)
- Беседа с родителями, организационное родительское собрание, анкетирование родителей
- Комплексная проверка здоровья учащихся
- Наблюдение за детьми на уроках, во время перемен, прогулок и внеклассных мероприятий;
- Анкетирование и тестирование учащихся
1. Изучение личности школьников
Анкетирование учащихся:
- Опросник Айзенка.
- Оценка психологического состояния по Айзенку.
- Методика КОС
- Экспресс-методика характеристических особенностей личности.
2. Изучение классного коллектива:
Анкетирование
- Социометрия.
- Диагностическая методика «Мой портрет в интерьере»
- Уровень воспитанности и самооценки класса.
- Ранжирование учебных предметов.
- Диагностическая методика «Доминирующие мотивы»
Основной этап:
Цель: реализация программы развития классного коллектива на основе психодиагностических данных.
Реализация проектов, направленных на развитие интеллекта, формирования ЗОЖ, позитивного отношения к труду, умению адаптироваться в окружающем мире.
“Интерес поддерживается успехом, к успеху ведет интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания” - В.А. Сухомлинский
Цель: вызвать желание, стремление детей к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию
Основные задачи:
- формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании;
- развитие интеллектуальных способностей детей;
- развитие мышления, памяти, внимания.
Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В.А. Сухомлинский
Цель: развитие физкультурно-оздоровительной деятельности, способствующей познавательной активности
Основные задачи:
- Физическое развитие посредством спорта и физической культуры;
- Приобщение к активному отдыху на природе;
- Формирование потребности в здоровом образе жизни, постоянных занятиях физической культурой и спортом;
- Учить жить по принципу: «В здоровом теле – здоровый дух»
“Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда… в труде раскрывается богатство человеческих отношений” В.А. Сухомлинский
Цели: формировать позитивное отношение к труду, научить понимать общественную ценность труда, побуждая к труду других
Основные задачи:
• Оказание посильной помощи ветеранам труда, участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших;
• Участие в школьных и районных экологических субботниках;
• Развитие умения извлекать из процесса труда максимальную пользу для себя и окружающих.
«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...» В.А. Сухомлинский
Цели: развитие активной социальной деятельности и инициативы детей, изучение истории родного края, страны.
Основные задачи:
- Воспитание чувства коллектива и одновременно осознания неповторимости каждого человека;
- Воспитание чувства прекрасного;
- Развитие уважительного отношения к истории и культуре родного края.
Цель: формирование нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития толерантной личности.
Задачи:
- Диагностирование специфики взаимоотношений в классном коллективе.
- Обучение правилам и культуре общения, разрешения конфликтов.
- Развитие личностных свойств – самостоятельности, самоуважения, отзывчивости, толерантности, эмпатии.
«Совершенствование, углубление общественного воспитания означает не умаление, а усиление роли семьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания» В.А. Сухомлинский
цель: Создание гармоничных отношений Семьи и Школы, направленных на всестороннее развитие учащихся.
задачи:
- формирование культуры общения у родителей;
- оказание помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей;
- выработка совместных требований к ученику;
- содействие сохранению и упрочнению семьи;
- вовлечение родителей в воспитательный процесс:
- создание атмосферы доверия среди родителей, побуждающей к различным видам деятельности, направленной на всестороннее развитие детей.
Виды взаимодействия учителя и родителей:
- Учебная деятельность
- Познавательная деятельность
- Общественно – полезная деятельность
- Творческая деятельность
- Спортивно – оздоровительная деятельность
- Экологическая деятельность
Обобщающий этап
Цель: обобщить результаты, продемонстрированные учащимися в рамках реализации программы воспитательной работы по развитию
классного коллектива
На обобщающем этапе планируется провести следующие мероприятия:
- Отслеживание достижений в развитии учащихся по всем направлениям. Сравнительный анализ.
- Совет – конференция с привлечением всех специалистов, участвующих в реализации программы.
- Самопрезентация личных достижений учащихся .
Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания
Для исследования эффективности программы воспитания «Мы - будущее» целесообразно использовать следующие критерии:
- Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;
- Уровень воспитанности;
- Сформированность ценностных отношений учащихся;
- Формирование мотивации к обучению;
- Умение общаться, сознавать свои поступки.
Для изучения эффективности программы воспитания используются:
- различные методики диагностики;
- беседы с учащимися;
- наблюдения;
- интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.
Предполагаемые результаты.
В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:
- Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.
- Активная гражданская позиция.
- Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
- Творческий подход к любым видам деятельности.
- Коммуникабельность, умение общаться.
- Патриотическое отношение к России, к малой родине, к землякам.
- Ответственное отношение к своей судьбе и судьбе окружающих.
Ключевые компетенции ученика, развивающиеся данной программой
Мониторинг эффективности программы.
Показатели | Методики изучения |
Сформированность познавательного потенциала личности учащегося: 1. освоение учащимися образовательной программы 2. развитость мышления 3. познавательная активность учащихся 4.сформированность учебной деятельности. | 1.тест интеллектуального развития 2.Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости 3.Педагогическое наблюдение. |
Сформированность нравственного потенциала личности учащегося: 1. нравственная направленность личности 2. сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. | 1.Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте" 2.Методики "Репка" ("Что во мне выросло") |
Сформированность коммуникативного потенциала личности ученика: 1. коммуникабельность 2. сформированность коммуникативной культуры учащихся 3. знание этикета поведения | 1.Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся 2.Педагогическое наблюдение |
Сформированность эстетического потенциала ученика 1.развитость чувства прекрасного 2.сформированность других эстетических чувств | 1.Методика Торренса 2.Педагогическое наблюдение |
Сформированность физического потенциала ученика 1.состояние здоровья 2. развитость физических качеств личности | 1.Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика 2.Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств |
Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе 1.комфортность ребенка в школе 2.эмоционально-психологическое положение ученика в классе | 1.Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью" 2.Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе" |
Сформированность классного коллектива 1.состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе 2. развитость самоуправления 3.сформированность совместной деятельности | 1.Методика "Наши отношения" 2.Методика «Какой у нас коллектив» (профессор А.Н. Лутошкин) 3.Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (профессор Л.В. Байбородова). |
Заповеди класса:
НУЖНО: учиться добросовестно, быть чутким, терпеливым, доброжелательным, трудолюбивым.
МОЖНО: спрашивать, если не знаешь, просить помощи, если не справляешься сам.
НЕЛЬЗЯ: учиться без старания, не бороться со своими недостатками, обижаться и критиковать других без видимой на то причины.
ПОМНИ:
- Наша школа самая лучшая потому, что она – наша.
- Чтобы в классе дружно жить, дружбой нужно дорожить.
- Если тебе хорошо, поделись с товарищем.
- Поспешишь – весь класс насмешишь.
- Заходя на урок, не думай о секундах свысока.
- Дорожи дружбой ребят в классе – это твоё «ежечасное трёхразовое питание»
«Двенадцать ежедневных добрых дел для поддержания хорошего микроклимата в классе»
- Будь общителен и доброжелателен с одноклассниками.
- Не груби, не сквернословь, соблюдай правила поведения для учащихся в школе.
- Помни, что учитель – твой старший наставник, прислушивайся к его просьбам, советам и рекомендациям.
- Не проявляй грубости, жестокости и несправедливости к своим товарищам или ровесникам.
- Не совершай сам и постарайся предостеречь ровесников от противоправных действий (мелких краж, хулиганских поступков).
- Помни – твой одноклассник в любых ситуациях, твой одноклассник и друг.
- Помогай учителю в организации досуга.
- Принимай участие в ежедневной уборке класса.
- Не будь в стороне от интересных дел.
- Будь ответственным: пообещал – сдержи слово.
- Ежедневно оказывай посильную помощь одноклассникам в учёбе.
- Не забывай, что именно в твоём классе учатся самые замечательные ребята! Они хотят дружить с тобой и нуждаются в твоей помощи.
Традиции класса, которые могут творить чудеса
Нация в любые времена, даже самые трудные, сохранит себя, если живут традиции этой нации. То же самое можно сказать и о школе. Она будет жить тогда, когда в ее стенах будут жить красивые традиции. Какие традиции класса могут положительно влиять на формирование мировоззрения и мироощущения ребенка?
- традиция, когда в конце каждой четверти у каждого ученика в дневнике появляются записи следующего содержания: “Таня! Я очень рада, что результаты твоей учебной работы-стали лучше, тебе удалось победить свою неуверенность. Так держать!” “Сережа! Очень обидно, что ты не захотел принять помощь ребят и учителя. Тебе стоит подумать, как решить эту проблему в следующей четверти. У тебя все получится!”
Такие записи помогают преодолевать трудности, учат реально оценивать себя, развивают умения взаимодействовать с другими людьми.
- традиция, когда в конце каждой рабочей недели, перед тем как учащиеся уходят домой на выходные, классный руководитель спрашивает класс:
а) С каким самочувствием вы прожили эту неделю?
б) Вспомните, в какие дни ваше самочувствие было не очень хорошим? Почему?
в) Каким было ваше настроение на этой неделе? Что нужно сделать, чтобы оно стало лучше?
Конкретно каждому ученику предлагаются такие, например, вопросы:
а) Какой была твоя учеба на этой неделе? Кто и чем может тебе помочь?
б) Кому доставило радость твое присутствие в школе на этой неделе?
в) Посмотри свой дневник и поставь карандашом SOS напротив того предмета, который вызывает у тебя тревогу.
- традиция, когда конец учебного года отмечается заполнением в классе “Книги рекордов Гиннеса”, в которую вносятся имена ребят, педагогов, родителей по самым различным номинациям. Например, дети определяют человека, который получил самое большое количество пятерок за год; человека, который прочитал самое большое количество книг в этом году; человека, рядом с которым в этом учебном году было хорошо всем.
- традиция, когда в тайне готовится сюрприз для человека, у которого будет день рождения. Это может быть и учитель, и ученик.
- традиция, когда ребята вместе с классным руководителем вырабатывают нравственные законы жизни коллектива и пытаются ежедневно руководствоваться ими в жизни. Какие из них можно привести в пример?
а) Учиться честно, говорить о своих ошибках.
б) Быть объективным к себе и другим.
в) Учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать и делать выводы.
г) Уметь сопереживать.
д) Проявлять терпение и терпимость.
- традиция, когда в классе существует “Праздник добрых пожеланий”, который дети готовят друг другу, родителям, учителям, всем работникам школы.
Законы класса
1. Закон Правды.
Правда нужна не только тебе, но и окружающим. Будь правдив.
2. Закон Добра.
Будь добр к ближнему и добро вернется к тебе.
3. Закон Заботы.
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим.
4. Закон Любви.
Любовь – одно из древнейших и уважаемых чувств. Не стесняйтесь ее.
5. Закон Милосердия.
Тебе сегодня хорошо, а другим, может быть, плохо - не забывай о них.
6. Закон Памяти.
Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.
7. Закон Уважения.
Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай других.
8. Закон Старости.
Помни: старость уважается у всех народов. Будь цивилизованным.
9. Закон Свободы.
Будь свободным и отстаивай свою свободу, не забывая о свободе других.
10. Закон Смелости.
Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас - в коллективе: будь смел.
11. Закон Чести.
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, достоинстве.
План воспитательной работы в 5 «б» классе на 2022-2023 учебный год
Все мероприятия разбиты по следующим направлениям:
- КТД
- Ценностно-ориентированная деятельность.
- Гражданско-патриотическое воспитание
- Эстетическое воспитание
- Здоровый образ жизни
- Трудовое воспитание и профориентационная деятельность
- Учебно-познавательная деятельность
- Работа с родителями
- Индивидуальная работа с обучающимися
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Афонинская средняя школа имени Героя Советского Союза Талалушкина Н.С.»
УТВЕРЖДЕНО
приказом № 281 от 27.08.2024
ПЛАН
воспитательной работы с __7 Б___классом
на _2024\25___ учебный год.
Составитель:
Классный руководитель Ковалева Н.А.
Афонино
2024г.
Характеристика классного коллектива.
На начало 2024-2025 учебного года в 7 «Б» классе 20 учащихся: 15 мальчиков и 5 девочек.
Возрастной состав: 2010 год – 3 человека, 2011 год – 16 человек, 2012 год – 1 человек.
По месту проживания: д. Афонино – 18 человек, д. Кузьминка – 1 человек, г. Нижний Новгород – 1 человек
На конец 6 класса неуспевающая -1, на отлично закончили четверо человек – Бакалин Семен, Исаев Сергей, Ковалев Андрей, Лебедев Лазарь.
Дети на уроках достаточно активны, хорошо воспринимают устный материал, обладают навыками самостоятельной работе, не все обучающие грамотно излагают устный материал.
По уровню развития классного коллектива, класс находится на стадии достаточной сформированности, как единое целое. В классе есть яркие лидеры и ребята, пользующиеся у одноклассников авторитетом. В классе бывают недоразумения, но назвать их конфликтами нельзя. Не всегда и не во всех делах проявляется единое общественное мнение, учащиеся плохо умеют организовываться для выполнения общественных дел, распределять работу, выполнять ее рационально, что еще обусловлено возрастными данными.
По дисциплине и участию в общественной жизни: класс, в большей своей части ,мальчиковый, что влияет на дисциплину (шумные, эмоциональные), требуется постоянный контроль.
Дети активны в общественной жизни, принимают участие в классных и школьных мероприятиях.
Исходя из целей и задач воспитательной работы на 2024 - 2025 учебный год запланированы мероприятия по сплочению коллектива.
В целом дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное влияние своим детям. Родители активно взаимодействуют с классным руководителем, отзывчивы на просьбы, оказывают посильную помощь.
Основные цели и задачи.
Цель воспитания обучающихся в школе: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в школе: усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают осознание ими российской гражданской идентичности, сформированность у них ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
- Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
- гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
- патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
- духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных
ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уваженияк старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям;
- эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщениек лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
- физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
- трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
- экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
- ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования.
- Гражданское воспитание
- Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
- Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания.
- Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
- Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей.
- Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
- Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально -значимой деятельности, в том числе гуманитарной.
2.Патриотическое воспитание
- Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру.
- Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.
- Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России.
- Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности.
- Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
- Духовно-нравственное воспитание
- Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности).
- Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.
- Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.
- Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
- Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
- Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества.
- Эстетическое воспитание
- Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве.
- Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей.
- Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
- Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве.
- Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
- Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде.
- Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность).
- Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья.
- Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
- Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
- Трудовое воспитание
- Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
- Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний.
- Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе.
- Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность.
- Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей
- Экологическое воспитание
- Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества.
- Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
- Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
- Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
- Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.
- Ценности научного познания
- Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений.
- Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
- Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).
- Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
Модуль «Ключевые общешкольные дела» | ||||
Акции и церемонии | ||||
Мероприятие | Классы | Сроки | Ответственные | |
Церемония поднятия государственного флага под государственный Гимн РФ | 5-9 | Каждый учебный понедельник (по утвержденному графику) | Комарова Н.В., зам.директора, классные руководители 5-9классов | |
Акция «День пожилого человека» | 5-9 | Октябрь | Жаркова Е.В., советник по воспитанию классные руководители 5-9классов | |
Акция по ПДД «Засветись» | 5-9 | Октябрь | Комарова Н.В., зам.директора, классные руководители 5-9классов, учитель ОБЖ Саулин Е.П. | |
Всероссийская акция «Письмо солдату» | 5-9 | В течение года | Жаркова Е.В., советник по воспитанию классные руководители 5-9классов | |
Акция «Подарок маме» | 5-9 | 27 ноября | Жаркова Е.В., советник по воспитанию классные руководители 5-9классов | |
Акция «Поделись теплом своей души» | 5-9 | Ноябрь | Жаркова Е.В., советник по воспитанию классные руководители 5-9классов | |
Акция «Блокадный хлеб» | 5-9 | Декабрь | Комарова Н.В., зам.директора, классные руководители 5-9 классов | |
Акция «Героям-афганцам» | 5-9 | Февраль | Комарова Н.В., зам.директора, классные руководители 5-9классов | |
Акция «Чистый двор» | 5-9 | Март | Комарова Н.В., зам.директора, классные руководители 5-9 классов | |
Акция «Бессмертный полк» | 5-9 | Май | Комарова Н.В., зам.директора, классные руководители 5-9 классов | |
Акция «Георгиевская ленточка» | 5-9 | Май | Комарова Н.В., зам.директора, классные руководители 5-9 классов | |
Акция «Подарок ветерану» | 5-9 | Май | Комарова Н.В., зам.директора, классные руководители 5-9классов | |
Праздники, концерты. мероприятия | ||||
Мероприятие | Классы | Сроки | Ответственные | |
День знаний. Торжественная линейка «Здравствуй, школа!» | 5-9 | 1 сентября | Комарова Н.В., зам.директора, классные руководители 5-9 классов | |
Праздничный концерт, посвященный Дню учителя | 5-9 | 5 октября | Комарова Н.В., зам.директора, учитель музыки Жукова Е.Н. | |
День отца в России Фотоконкурс «Вместе с папой» | 5-9 | 16 октября | Жаркова Е.В., советник по воспитанию классные руководители 5-9 классов | |
Конкурс рисунков «Моя любимая мама» | 5-9 | 27 ноября | Жаркова Е.В., советник по воспитанию классные руководители 5-9 классов | |
Новогодняя елка | 5-9 | 28 декабря | Комарова Н.В., зам.директора, учитель музыки Жукова Е.Н. | |
Мероприятие «Служу России» | 5-9 | 22 февраля | Комарова Н.В., зам.директора, классные руководители 5-9 классов | |
Концертная программа «Международный женский день» | 5-9 | 6 марта | Комарова Н.В., зам.директора, классные руководители 5-9 классов | |
Мероприятие «День Победы» | 5-9 | 8 мая | Комарова Н.В., зам.директора, классные руководители 5-9 классов | |
Классные часы к памятным датам | ||||
День солидарности в борьбе с терроризмом | 5-9 | 3 сентября | Классные руководители 5-9 классов | |
День окончания Второй мировой войны | 5-9 | 3 сентября | Классные руководители 5-9 классов | |
210 лет со дня Бородинского сражения | 5-9 | 7 сентября | Классные руководители 5-9 классов | |
Международный день распространения грамотности | 5-9 | 8 сентября | Классные руководители 5-9 классов | |
165 лет со дня рождения русского учёного, писателя Константина Эдуардовича Циалковского (1857-1935) | 5-9 | 17 сентября | Классные руководители 5-9 классов | |
Международный день музыки Выступление школьного театра «Арлекин», спектакль «Душа моя-музыка» | 5-9 | 1 октября | Классные руководители 1 – 4 классов, руководитель кружка «Арлекин» Комарова Н.В. | |
Международный день школьных библиотек | 5-9 | 25 октября | Классные руководители 5-9 классов, библиотекарь | |
День народного единства Патриотический квест | 5-9 | 3 ноября | Классные руководители 5-9 классов | |
День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России | 5-9 | 8 ноября | Классные руководители 5-9 классов | |
День начала Нюрнбернского процесса | 5-9 | 20 ноября | Классные руководители 5-9 классов | |
День Государственного герба Российской Федерации | 5-9 | 30 ноября | Классные руководители 5-9 классов | |
День неизвестного солдата | 5-9 | 3 декабря | Классные руководители 5-9 классов | |
Международный день инвалидов | 5-9 | 3 декабря | Классные руководители 5-9 классов | |
День добровольца (волонтера) в России | 5-9 | 5 декабря | Классные руководители 5-9 классов | |
Международный день художника | 5-9 | 8 декабря | Классные руководители 5-9 классов | |
День героев Отечества | 5-9 | 9 декабря | Классные руководители 5-9 классов | |
День Конституции Российской Федерации | 5-9 | 12 декабря | Классные руководители 5-9 классов | |
День российского студенчества | 5-9 | 25 января | Классные руководители 5-9 классов | |
День полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады | 5-9 | 27 января | Классные руководители 5-9 классов | |
День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста | 5-9 | 27 января | Классные руководители 5-9 классов | |
80 лет со дня победы Вооруженных сил СССР над армией гитлеровской Германии в 1943 году в Сталинградской битве | 5-9 | 2 февраля | Классные руководители 5-9 классов | |
День российской науки | 5-9 | 8 февраля | Классные руководители 5-9 классов | |
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества | 5-9 | 15 февраля | Классные руководители 5-9 классов | |
Международный день родного языка | 5-9 | 21 февраля | Классные руководители 5-9 классов | |
200 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского | 5-9 | 3 марта | Классные руководители 5-9 классов | |
День воссоединения Крыма с Россией | 5-9 | 18 марта | Классные руководители 5-9 классов | |
Всемирный день театра Выступление школьного театра «Арлекин» | 5-9 | 27 марта | Руководитель кружка «Арлекин» Комарова Н.В. | |
День космонавтики, 65 лет со дня запуска СССР первого искусственного спутника Земли | 5-9 | 12 апреля | Классные руководители 5-9 классов | |
День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны | 5-9 | 19 апреля | Классные руководители 5-9 классов | |
Всемирный день Земли | 5-9 | 22 апреля | Классные руководители 5-9 классов | |
День российского парламентаризма | 5-9 | 27 апреля | Классные руководители 5-9 классов | |
Праздник Весны и Труда | 5-9 | 1 мая | Классные руководители 5-9 классов | |
День детских общественных организаций России | 5-9 | 19 мая | Классные руководители 5-9 классов. Советник по воспитанию Жаркова Е.В., | |
День славянской письменности и культуры | 5-9 | 24 мая | Классные руководители 5-9 классов | |
Тематические недели, декады, месячники | ||||
Месячник безопасности и гражданской защиты детей (по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, разработка схемы «Дом – школа – дом», учебно- тренировочная эвакуация обучающихся из здания) | 5-9 | сентябрь | Комарова Н.В., зам.директора, учитель ОБЖ Саулин Е.П., Классные руководители 5-9 классов | |
Беседа «Правила поведения в школе» (ознакомление обучающихся с Уставом школы, правилами внутреннего распорядка, Правилами поведения для обучающихся и другими локальными актами) | 5-9 | Сентябрь | Социальный педагог Файнштейн А.А., Классные руководители 5-9 классов | |
Неделя безопасности дорожного движения «Дорога – БЕЗОПАСНОСТИ» | 5-9 | 25 – 29 сентября | Комарова Н.В. зам.директора, классные руководители 5-9 классов, учитель ОБЖ Саулин Е.П. | |
Мероприятия в рамках месячника правового воспитания и профилактики правонарушений. Единый день профилактики правонарушений и асоциального поведения | 5-9 | Ноябрь | Социальный педагог Файнштейн А.А., классные руководители 5-9 классов | |
Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания | 5-9 | Февраль | Комарова Н.В., зам.директора, классные руководители 5-9 классов, советник по воспитанию Жаркова Е.В., | |
Месячник по пропаганде здорового образа жизни с целью формирования негативного отношения к вредным привычкам «Мы выбираем жизнь!» | 5-9 | Март | Социальный педагог Файнштейн А.А., классные руководители 5-9 классов | |
Модуль «Классное руководство» | ||||
Составление социальных паспортов | 5-9 | 1 – 9 сентября | Классные руководители 5-9 классов | |
Общешкольный классный час «Разговоры о важном» | 5-9 | Каждый учебный понедельник 1 урок | Классные руководители 5-9 классов | |
Работа с государственными символами России | 5-9 | В течение учебного года года | Классные руководители 5-9 классов | |
Инструктажи по безопасности жизнедеятельности | 5-9 | В начале каждой четверти, перед каждыми каникулами | Классные руководители 5-9 классов | |
Родительское собрание | 5-9 | В течение учебного года года | Классные руководители 5-9 классов | |
Организация участия класса в общешкольных ключевых делах | 5-9 | В течение учебного года года | Классные руководители 5-9 классов | |
Индивидуальная работа с обучающимися | 5-9 | В течение учебного года года | Классные руководители 5-9 классов | |
Работа с учителями - предметниками, работающими в классе | 5-9 | В течение учебного года года | Классные руководители 5-9 классов | |
Работа с родителями или законными представителями | 5-9 | В течение учебного года года | Классные руководители 5-9 классов | |
Организация участия в детских объединениях ( РДШ, Большая перемена). | 5-9 | В течение учебного года года | Классные руководители 5-9 классов | |
Модуль «Внеурочная деятельность» | ||||
Общеинтеллектуальное напрвление | ||||
«Практическая биология» | 5-6 | По расписанию ВУД | Магницкая М.Ю., учитель | |
«Карта – второй язык географии» | 5-6 | По расписанию ВУД | Ламасова Е.П., учитель | |
Физика для всех | 7-8 | По расписанию ВУД | Пирумов Р.К.. учитель | |
Духовно-нравственное направление | ||||
«Разговоры о важном» | 5-9 | Каждый понедельник | Классные руководители 5-9 классов | |
«Я-ты-он-она» | 5 | По расписанию ВУД | Советник по воспитанию Жаркова Е.В., | |
Общекультурное направление | ||||
«Встреча с батюшкой» | 5-9 | По расписанию ВУД | Классные руководители 5-9 классов | |
Социальное | ||||
Проект «Проектория» | 5-9 | По расписанию ВУД | Зам.директора Комарова Н.В. | |
«Россия – мои горизонты» | 5-9 | По расписанию ВУД | Зам.директора Комарова Н.В. | |
Спортивно-оздоровительное | ||||
«Школа безопасности» | 5-7 | По расписанию ВУД | Учитель ОБЖ Саулин Е.П. | |
Физическая культура. Модуль «Спорт» | 5-11 | По расписанию ВУД | Учитель физической культуры Шигин В.Е. | |
Модуль «Школьный урок» | ||||
Планирование воспитательного компонента урока | 5-9 | В течение учебного года года | Классные руководители, учителя-предметники | |
Руководство исследовательской и проектной деятельностью учащихся | 5-9 | В течение учебного года года | Классные руководители, учителя-предметники | |
Предметные недели | 5-9 | Ноябрь | Руководители ШМО | |
Модуль «Самоуправление» | ||||
Выборы классных органов самоуправления | 5-9 | В течение учебного года года | Классные руководители 5-9 классов | |
Оформление классного уголка | 5-9 | В течение учебного года года | Классные руководители 5-9 классов | |
Организация классного дежурства | 5-9 | В течение учебного года года | Классные руководители 5-9 классов | |
Художественное оформление класса к различным праздникам | 5-9 | В течение учебного года года | Классные руководители 5-9 классов | |
Рейды «Мой внешний вид» | 5-9 | В течение учебного года года | Классные руководители 5-9 классов | |
Модуль «Профориентация» | ||||
Тематические классные часы по профориентации: -«Помечтаем о будущей профессии» (5 классы); -«Труд на радость себе и людям» (6 классы); -«Мир профессий нашего города» (7 классы); -«Профессия и призвание» (8 классы) | 5-9 | Октябрь | Советник по воспитанию Жаркова Е.В., | |
Творческий конкурс на профориентационную тематику «Радуга профессий» | 5-9 | Ноябрь | Классные руководители 5-9 классов | |
Экскурсии на предприятия города, района, области (Фабрика елочных игрушек, Шоколадная фабрика и т.д.). | 5-9 | Февраль | Классные руководители 5-9 классов | |
Встречи с людьми интересных профессий. | 5-9 | В течение года | Зам.директора Комарова Н.В. | |
Участие в конкурсах профориентационной направленности муниципального, областного уровней. | 5-9 | В течение года | Зам.директора Комарова Н.В. | |
Ведение портфолио личных достижений обучающихся в АИС | 5-9 | В течение года | Зам.директора Комарова Н.В. | |
Организация участия во Всероссийских открытых онлайн – уроках «Проектория», направленных на раннюю профориентацию школьников в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности) | 5-9 | В течение года | Зам.директора Комарова Н.В. | |
Участие во Всероссийском проекте «Шоу профессий» | 5-9 | В течение года | Зам.директора Комарова Н.В. | |
Участие учащихся в Днях открытых дверей СПО области, Ярмарках вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда | 5-9 | В течение года | Зам.директора Комарова Н.В. | |
Занятия с с образовательным центром «Максимум» | 5-9 | В течение года | Зам.директора Комарова Н.В. | |
Модуль «Работа с родителями» | ||||
Общешкольные родительские собрания | 5-9 | Август, ноябрь, май | Зам.директора Комарова Н.В. | |
Классные родительские собрания | 5-9 | В течение года | Классные руководители 5-9 классов | |
Создание общешкольного родительского комитета, Совета школы, планирование работы | 5-9 | Сентябрь, в течение года | Зам.директора Комарова Н.В. | |
Информационное оповещение через школьный сайт, официальную группу Vk, родительские чаты | 5-9 | В течение года | Зам.директора Комарова Н.В. | |
Индивидуальные консультации по вопросам воспитания детей | 5-9 | В течение года | Классные руководители 5-9 классов | |
Посещение семей с целью проверки соблюдения детьми режима дня, выявления «неблагополучных семей» (составление актов обследования) | 5-9 | В течение года | Социальны педагог Файнштейн А.А. | |
Работа Совета профилактики | 5-9 | В течение года | Социальны педагог Файнштейн А.А., классные руководители 5-9 классов | |
Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий | 5-9 | В течение года | Классные руководители 5-9 классов | |
Участие в мероприятиях Службы медиации | 5-9 | В течение года | Педагог-психолог Рязапова Е.В. | |
Организация совместного посещения музеев, выставок, поездок в театр, экскурсий | 5-9 | В течение года | Классные руководители 5-9 классов | |
Модуль «Организация предметно-эстетической среды» | ||||
Выставки рисунков, фотографий творческих работ, посвященных событиям и памятным датам | 5-9 | В течение года | Классные руководители 5-9 классов | |
Оформление классных уголков | 5-9 | В течение года | Классные руководители 5-9 классов | |
Уход в кабинетах за растениями | 5-9 | В течение года | Классные руководители 5-9 классов | |
Оформление стендов, кабинетов, рекреаций и т.д. к праздникам | 5-9 | В течение года | Классные руководители 5-9 классов | |
Праздничное украшение кабинетов, окон. Участие во Всероссийском проекте «Окна Победы» | 5-9 | В течение года | Классные руководители 5-9 классов | |
Модуль «Детские общественные объединения» | ||||
Презентация деятельности «Движение первых» и Юнармии на сайте школы, в социальных сетях | Актив «Движение первых» и члены движения Юнармии | В течение года | Старший вожатый Савчук А.С. | |
Международный день музыки (Голос дети) | Актив «Движение первых» | 24 сентября | Старший вожатый Савчук А.С. | |
Мастер-класс Международный день пожилых людей | Актив «Движение первых» | 1 октября | Старший вожатый Савчук А.С. | |
Мастер - класс День народного единства | Актив «Движение первых» | 28 октября | Старший вожатый Савчук А.С. | |
Волонтерская акция «Подарок маме» | Актив «Движение первых» | Ноябрь | Старший вожатый Савчук А.С. | |
День матери в России | Актив «Движение первых» | 22 ноября | Старший вожатый Савчук А.С. | |
Викторина в честь Дня неизвестного солдата | Актив «Движение первых» | 26 ноября | Старший вожатый Савчук А.С. | |
День рождения кроссворда, открытый урок | Актив «Движение первых» | 21 ноября | Старший вожатый Савчук А.С. | |
Открытый урок, посвящённый Дню снятия блокады Ленинграда | Актив «Движение первых» | 28 ноября | Старший вожатый Савчук А.С. | |
Мастер - класс по изготовлению открыток к 23 февраля | Актив «Движение первых» | 22 февраля | Старший вожатый Савчук А.С. | |
Мастер - класс по изготовлению открыток к Международному женскому дню | Актив «Движение первых» | 7 марта | Старший вожатый Савчук А.С. | |
Неделя спорта (проведения совместных зарядок, классные часы о ЗОЖ) | Актив «Движение первых» | 13-19 марта | Старший вожатый Савчук А.С. | |
Модуль «Школьные медиа» | ||||
Размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей на интерактивной панели 1 этажа | 5-9 | В течение года | Советник по воспитанию Жаркова Е.В., | |
Видео-, фотосъемка классных мероприятий | 5-9 | В течение года | Классные руководители 5-9 классов | |
Проведение уроков медиабезопасности | В течение года | Классные руководители 5-9 классов | ||
Написание статей в школьную газету «Бумеранг» | В течение года | Классные руководители 5-9 классов | ||
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» | ||||
Тематические экскурсии: по городу, районный историко- краеведческий музей | 5-9 | В течение года | Классные руководители 5-9 классов | |
Экскурсии выходного дня | 5-9 | В течение года | Классные руководители 5-9 классов | |
Экскурсии на предприятия города | 5-9 | В течение года | Классные руководители 5-9 классов | |
Посещение Кстовского кукольного театра | 5-9 | В течение года | Классные руководители 5-9 классов | |
Посещение театров г. Нижнего Новгорода | 5-9 | В течение года | Классные руководители 5-9 классов | |
Экскурсия в пожарную часть Д.Афонино, г.Нижнего Новгорода | 5-9 | В течение года | Классные руководители 5-9 классов | |
Экскурсия в музей МВД г.Кстово | 5-9 | В течение года | Классные руководители 5-9 классов | |
Волонтёрство | ||||
Согласно плану работы волонтерского отряда «Вместе» | ||||
Наставничество | ||||
Согласно плану работы целевой модели Наставничества |
Основные направления работы | Месяц СЕНТЯБРЬ | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
1.Аналитико-диагностическая деятельность. | Отбор обучающихся для участия в школьных олимпиадах. | |||
2.Интеллектуально-познавательная деятельность. | День знаний | Урок медиабезопасности | ||
3.Профессиональная ориентация. | Организация графика дежурства по кабинету. | |||
4.Ценностно-ориентированная деятельность. | День солидарности в борьбе с терроризмом | Неделя «Безопасности на дорогах» | ||
5.Дополнительное образование.
| ||||
6.Спортивно-оздоровительная работа. | Инструктаж по безопасности жизнедеятельности | |||
7.Работа с родителями. | Встреча с род.комитетом | Встречи с родителями | Поздравление учителей-предметников с профессиональным праздником (род.комитет) | |
8.Индивидуальная работа с учащимися. | Помощь отдельным учащимся в учебе | Организация поздравления учителей с праздником | ||
9.Работа с учителями-предметниками | ||||
10.Свободное общение. | Беседа «Правила поведения в школе» | Выборы классных органов самоуправления | ||
Основные направления работы | Месяц ОКТЯБРЬ | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
1.Аналитико-диагностическая деятельность. | Профилактика деструктивного поведения обучающихся, подверженных воздействию террористической и иной радикальной идеологии. | |||
2.Интеллектуально-познавательная деятельность. | Всероссийский урок «Экология и Энергосбережение»(16.10) | «Моя семья в истории страны» | ||
3.Профессиональная ориентация. | ||||
4.Ценностно-ориентированная деятельность. | День пожилого человека День учителя | Фильм «Иван Семёнов: Большой поход» | «Патриот-урок» | |
5.Дополнительное образование.
| ||||
6.Спортивно-оздоровительная работа. | ||||
7.Работа с родителями. | Родительское собрание «Итоги 1 четверти» | |||
8.Индивидуальная работа с учащимися. | Изучение уровня воспитанности обучающихся | Прогнозирование и анализ итогов успеваемости за 1 четверть. | ||
9.Работа с учителями-предметниками | Индивидуальные консультации | |||
10.Свободное общение. | Инструктаж по безопасности жизнедеятельности |
Основные направления работы | Месяц НОЯБРЬ | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
1.Аналитико-диагностическая деятельность. | ||||
2.Интеллектуально-познавательная деятельность. | «Это Родина моя, здесь живет моя семья!», | Всероссийская онлайн – олимпиада «Безопасный интернет» | Просмотр фильма киностудии «Илья Муромец» - «Быть» | |
3.Профессиональная ориентация. | ||||
4.Ценностно-ориентированная деятельность. | Посещение выставки «Уголь Донбасса» | Конкурс видеороликов «Герои блокадного Ленинграда» | День Государственного герба Российской Федерации | |
5.Дополнительное образование.
| ||||
6.Спортивно-оздоровительная работа. | Проведении информационной и просветительской кампании среди обучающихся о вреде потребления никотиносодержащей продукции | |||
7.Работа с родителями. | Сообщение «За здоровье и безопасность наших детей» | |||
8.Индивидуальная работа с учащимися. | ||||
9.Работа с учителями-предметниками | ||||
10.Свободное общение. | Беседа о профилактики правонарушений и асоциального поведения |
Основные направления работы | Месяц ДЕКАБРЬ | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
1.Аналитико-диагностическая деятельность. | ||||
2.Интеллектуально-познавательная деятельность. | День Конституции Российской Федерации | |||
3.Профессиональная ориентация. | ||||
4.Ценностно-ориентированная деятельность. | День добровольца (волонтера) в России | Акция «Покормите птиц зимой» с изготовлением и размещением кормушек | Новогодняя елка | |
5.Дополнительное образование.
| ||||
6.Спортивно-оздоровительная работа. | Посещение Картинга | |||
7.Работа с родителями. | Беседа о профилактике суицидного поведения | |||
8.Индивидуальная работа с учащимися. | Прогнозирование и анализ итогов успеваемости за 2 четверть. | |||
9.Работа с учителями-предметниками | ||||
10.Свободное общение. | День героев Отечества | Инструктаж по безопасности жизнедеятельности |
Основные направления работы | Месяц ЯНВАРЬ | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
1.Аналитико-диагностическая деятельность. | ||||
2.Интеллектуально-познавательная деятельность. | День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста | |||
3.Профессиональная ориентация. | ||||
4.Ценностно-ориентированная деятельность. | День полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады | |||
5.Дополнительное образование.
| ||||
6.Спортивно-оздоровительная работа. | ||||
7.Работа с родителями. | ||||
8.Индивидуальная работа с учащимися. | ||||
9.Работа с учителями-предметниками | ||||
10.Свободное общение. |
Основные направления работы | Месяц ФЕВРАЛЬ | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
1.Аналитико-диагностическая деятельность. | ||||
2.Интеллектуально-познавательная деятельность. | День российской науки | Международный день родного языка | ||
3.Профессиональная ориентация. | ||||
4.Ценностно-ориентированная деятельность. | Беседа, направленная на гражданское и патриотическое воспитание | |||
5.Дополнительное образование.
| ||||
6.Спортивно-оздоровительная работа. | ||||
7.Работа с родителями. | ||||
8.Индивидуальная работа с учащимися. | ||||
9.Работа с учителями-предметниками | ||||
10.Свободное общение. |
Основные направления работы | Месяц МАРТ | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
1.Аналитико-диагностическая деятельность. | ||||
2.Интеллектуально-познавательная деятельность. | ||||
3.Профессиональная ориентация. | ||||
4.Ценностно-ориентированная деятельность. | Беседа на тему «Мы выбираем жизнь!» | День воссоединения Крыма с Россией | ||
5.Дополнительное образование.
| ||||
6.Спортивно-оздоровительная работа. | ||||
7.Работа с родителями. | ||||
8.Индивидуальная работа с учащимися. | Прогнозирование и анализ итогов успеваемости за 3 четверть. | |||
9.Работа с учителями-предметниками | ||||
10.Свободное общение. | Инструктаж по безопасности жизнедеятельности |
Основные направления работы | Месяц АПРЕЛЬ | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
1.Аналитико-диагностическая деятельность. | ||||
2.Интеллектуально-познавательная деятельность. | День российского парламентаризма | |||
3.Профессиональная ориентация. | ||||
4.Ценностно-ориентированная деятельность. | День космонавтики, 65 лет со дня запуска СССР первого искусственного спутника Земли | День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны | ||
5.Дополнительное образование.
| ||||
6.Спортивно-оздоровительная работа. | ||||
7.Работа с родителями. | ||||
8.Индивидуальная работа с учащимися. | ||||
9.Работа с учителями-предметниками | ||||
10.Свободное общение. |
Основные направления работы | Месяц Май | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
1.Аналитико-диагностическая деятельность. | ||||
2.Интеллектуально-познавательная деятельность. | ||||
3.Профессиональная ориентация. | ||||
4.Ценностно-ориентированная деятельность. | Праздник Весны и Труда | День детских общественных организаций России | День славянской письменности и культуры | |
5.Дополнительное образование.
| ||||
6.Спортивно-оздоровительная работа. | ||||
7.Работа с родителями. | ||||
8.Индивидуальная работа с учащимися. | Прогнозирование и анализ итогов успеваемости за 4 четверть и 6 класс | |||
9.Работа с учителями-предметниками | ||||
10.Свободное общение. | Инструктаж по безопасности жизнедеятельности |