ВСЕ О МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Елистратова Юлия Юрьевна

Уважаемые мамы, папы и ребята. Здесь вы узнаете много интересного о музыкальных инструментах. можете даже послушать, как они звучат. Узнаете интересную историю и почитать сказку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА

Консультация для родителей

C:\Users\Admin\Desktop\24266430240383.jpeg

Подготовил:

                                                                                              муз.руководитель

                                                                                                    МДОАУ№10

Елистратова Ю.Ю.

г. ОРЕНБУРГ-2023г

      Свистулька – древнейший  русский народный духовой  музыкальный инструмент. Свистулька, может быть простой, геометрической формы, а иногда ей придают фигурную форму в виде какого-либо зверька и птички.

      Широкое распространение получила свистулька, изготовленная из обожженной глины. Поверхность такой свистульки покрывается богатой художественной росписью, выполненной цветными органическими красителями.

      Устройство этого музыкального инструмента-игрушки до гениального просто: в небольшой глиняной камере, путем её продувания. Создаются завихрения и колебания воздуха, издающие свистящие и тонкие звуки.

      Наибольшее распространение получила свистулька-птичка, у которой отверстие проделано в хвостике, а туловище представляет собой своеобразный резонатор.

      В прежние времена, наши Предки пользовались свистулькой, как магическим инструментом, предназначенным для общения с Богом Стрибогом и Перуном.

Археологические находки рассказывают нам о том, что свистульки на Руси являлись во-первых игрушкой, детской забавой.  

                  Также известно, что на вологодских свадьбах использовали игрушечных коней, зайцев и птиц из глины: их ставили на свадебный стол на подносе для сбора денег у гостей. C:\Users\Admin\Desktop\8211248748798e983f5a3003a5g3--russkij-stil-kon-svistulka.jpg

   Есть версия, что игрушка переманивает на себя хворь. Возможно, свистульки выполняли обережную функцию – своим шумом и свистом они отгоняли  от ребенка злых духов.

ИЗ  ИСТОРИИ.

Появление дымковской игрушки связывают с языческим праздником Свистунья или Свистопляска. Этот праздник устраивался весной, и он был посвящен славянскому богу солнца и плодородия Яриле. Древние вятичи делали глиняные свистульки для оберега будущего урожая.C:\Users\Admin\Desktop\458203_1.jpeg

После принятия христианства на Руси в 988 году, многие языческие праздники и обряды стали запрещаться, но народ не забыл свои древние традиции и ремёсла и продолжал мастерить глиняные игрушки, в том числе и свистульки для детей. Именно детям поручалось петь веснянки и зазывать весну. Для детей делали свистульки в виде весенних птиц-жаворонков, появляющихся на полях с приходом весны.

Побывав на празднике  «Свистуньи-свистопляски», вятский писатель В.В.Лебедев вспоминал:

«Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что идешь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барабана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят» .

     В настоящее время, свистулька превратилась в оригинальный музыкальный инструмент или обыкновенную детскую игрушку.

В нашем богатом Оренбургском крае, тоже есть знаменитая свистулька.

Акбулакская глиняная игрушка C:\Users\User\Desktop\ДЕЛАЕМ САЙТ\АКБУЛАК\коза.jpg

Глиняная игрушка – один из выдающихся художественных промыслов в Акбулаке, а сами игрушки уже давно стали визитной карточкой всего района.  

Развитию этого промысла в Акбулаке способствовала сама земля, насыщенная глиной. Акбулакская глина очень пластичная и имеет желтый цвет с вкраплениями слюды, что делает ее достаточно эффектной.  

Акбулакскую глиняную игрушку отличают особое изящество и тонкость рисунка, а также свой индивидуальный «голос» (большая часть акбулакских игрушек – свистульки).

Некоторые полагают, что их «голос» намного звонче, чем у дымковской и филимоновской игрушки.  

Свистулька «Собачка», автор Г.А.ЛуньковаC:\Users\User\Desktop\ДЕЛАЕМ САЙТ\АКБУЛАК\собачка.jpg

Уважаемые родители, посмотрите вместе с ребенком видео игры на керамической свистульке.

https://youtu.be/jNrCTc6NEYk

https://www.youtube.com/watch?v=rS-GYVpX2Ck&ab_channel=%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0

C:\Users\Admin\Desktop\80615_big.jpeg

Источники:

1.Журнал «Музыкальный оливье» №1 2022г

2.Интернет-ресурсы

https://rcrkoo.ru/archives/digital_catalogue/%D0%B0%D0%BA%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0

https://nashural.ru/interesnoe/dostoyanie-predkov-akbulakskaya-glinyanaya-igrushka/



Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА

Консультация для родителей

2036da3d-2940-548b-96c9-a54c0aa0a4c5.jpg

Подготовил:

                                                                                              муз.руководитель

                                                                                                    МДОАУ№10

Елистратова Ю.Ю.

г. ОРЕНБУРГ-2023г

    Загадка: «Голос птиц, мелодии рассвета,                                                                                            Все передает тростинка эта                                                                                                                 Он слов не говорит, наверняка,

Хотя и голос есть, да нету языка!»

        Курайстаринный духовой инструмент, похожий на продольную флейту,  длиной до 1 м с 4 отверстиями на одной стороне и одним – на другой. (Диапазон курая достигает 3 октав.)

Курай (башк. ҡурай, чибызга́, тат. курай, сыбызга́)  башкирская и татарская продольная открытая флейта

 Инструмент курай довольно давно появился и получил своё распространение в культуре башкир и татар. Звуки курая можно было услышать на свадьбах, праздниках. Сегодня в Башкирии, в Татарстане на нем играют целые коллективы.

У башкир курай является наиболее распространённым музыкальным инструментом, используемым в основном мужчинами для сольной игры на открытом воздухе.

У татар кураем также называются различные виды продольных свистковых флейт и язычковые духовые инструменты.

zhiteley.jpg

Своё название он получил от татарского названия реброплодника уральского – растения из семейства зонтичных, из стебля которого его первоначально изготавливали. 175504_5e9ffe53_jpg_crop1519925217.jpg

  В Башкирии есть семь чудес республики. Одно из чудес — это музыкальный инструмент курай. Его можно встретить во многих районных музеях Республики Башкортостан. В музее Чишмы можно в записи услышать, как звучит этот национальный инструмент. Это невероятно красивое мелодичное звучание. Звучит он очень мягко, а исполнитель сопровождает игру на курае горловым звуком.

image009-16.jpg

Музей Чишмы

Уважаемые родители,

прочитайте детям народную сказку

 «ЛЕГЕНДА О  КУРАЕ»

       В давние времена жил один хан. Хан этот был очень жадный и злой.

Каждую неделю хан брил себе голову: для этого он всякий раз призывал из аула молодого егета, а потом домой его не отпускал. Так пропадали лучшие егеты аула. Люди жили в постоянном страхе и так были запуганы, что не знали, как спастись от хана, ослушаться которого никто не смел.

Жили в ауле бедные старики. Было у них три сына. И вот дошла очередь до сыновей старика.

Пошел к хану старший сын и не вернулся. Через неделю хан позвал другого сына - пошел к хану средний сын и тоже не вернулся домой. А через неделю пришли от хана звать и последнего сына.

Жили старики очень бедно. Все, что у них было съестного, мать уже отдала на дорогу старшему и среднему сыновьям, а младшему нечего было и дать. Но мать все же придумала, что дать на дорогу сыну. Она замесила на своем молоке тесто из лебеды и напекла сыну лепешек. Взял егет эти лепешки, распростился с родителями и отправился в путь.

Вышел он на пригорок, оглянулся в последний раз на родные места, где он родился и вырос. С глубокой тоской запел он, прощаясь с родным Ирандеком, с журчащими ручьями, с душистыми лужками, с тенистым лесом и родными горами.

Через несколько дней дошел егет до ханского дворца. Как только его привели к хану, хан дал ему свой остро отточенный нож и приказал обрить голову.

Хан снял корону, и егет замер от удивления: на голове у хана торчал рог.

Но удивляться было некогда.

Когда егет обрил хану голову, хан сказал: «Посиди тут» - и вышел.

А егет очень проголодался. Он вынул последнюю лепешку и начал есть ее. В это время вернулся хан. Он увидел, что егет жадно ест что-то такое, чего он сам еще никогда не видел и не пробовал.

Сказал хан егету:

- Что ты ешь? Отломи-ка и дай мне попробовать.

Егет отломил хану кусочек лепешки.

Хан съел и говорит:

- Как вкусно! Из чего это испечено?

- Моя мать замесила на своем молоке тесто из лебеды и испекла эти лепешки, - ответил егет.

Хан удивился и не знал, что делать.

«Я съел лепешки, испеченные на молоке его матери. Теперь, выходит, я стал его молочным братом, и его кровь мне проливать нельзя. Если же я не убью его, он расскажет всем, что на голове у меня рог, - думал хан. - Чтобы избавиться от этого егета, пожалуй лучше будет отвезти его туда, где не ступала нога человеческая, и оставить там».

Позвал хан своих слуг и приказал им отвезти егета в дремучий лес.

Ханские палачи связали егета по рукам и ногам, завязали ему глаза и повезли.

Они сбросили его с коня в непроходимом лесу, где бродят одни дикие звери.

Долго жил там егет, кормился кореньями и ягодами. Он смастерил лук и стрелы и охотился на зверей, а из шкур сшил себе одежду, потому что старая одежда на нем вся износилась. Все время тосковал он по отцу и матери и всем сердцем стремился к родному Ирандеку, да не знал, как туда дойти.

Однажды скитался он по лесу, устал и прилег под деревом отдохнуть.

Вдруг егет услышал какие-то приятные звуки. Он вскочил на ноги и пошел в ту сторону.

Шел он долго, сам не зная куда; наконец поднялся на вершину горы. Тут он увидел высокую высохшую траву с полым стеблем и мохнатой головкой. Трава покачивалась на ветру и издавала приятный звук. Егет сорвал сухую траву, сделал длинную дудку - курай, подул в нее и опять услышал приятные звуки.

Егет обрадовался своей находке. Каждый день он подолгу учился играть на этой дудке. Научился он наигрывать разные песни, какие знал еще дома и какие приходили ему в голову. На сердце у него стало легче.

Как-то шел он через леса и горы многие дни и дошел до родных мест. Устал егет с дороги, сел на пригорок и увидел родной аул. Взял он свой курай и начал играть.

Услышали люди из ближайшего яйлау звуки курая и пришли к егету.

Егет рассказал народу обо всем, что с ним было: о том, почему хан убивает молодых егетов, о том, как он спасся от гибели.

Тогда весь народ поднялся на хана и расправился с ним за его жестокость.

И с той поры в башкирском народе курай переходит из поколения в поколение и играют на нем хорошие, задушевные песни.1668686944_32-pibig-info-p-kurai-pinterest-33.jpg

C:\Users\User\Downloads\qrcode_muzmo.su.png

Послушайте, как звучит Курай 

Источники:

  1. https://www.skazka.ru/story/platonov/skazka-o-kurae/
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B9
  3. https://muzmo.su/music/%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B8


Предварительный просмотр: