Главные вкладки
ВСЕ О МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Уважаемые мамы, папы и ребята. Здесь вы узнаете много интересного о музыкальных инструментах. можете даже послушать, как они звучат. Узнаете интересную историю и почитать сказку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
СВИСТУЛЬКИ . АКБУЛАК. | 273.53 КБ |
КУРАЙ | 892.53 КБ |
Татарские народные инструменты | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА
Консультация для родителей
Подготовил:
муз.руководитель
МДОАУ№10
Елистратова Ю.Ю.
г. ОРЕНБУРГ-2023г
Свистулька – древнейший русский народный духовой музыкальный инструмент. Свистулька, может быть простой, геометрической формы, а иногда ей придают фигурную форму в виде какого-либо зверька и птички.
Широкое распространение получила свистулька, изготовленная из обожженной глины. Поверхность такой свистульки покрывается богатой художественной росписью, выполненной цветными органическими красителями.
Устройство этого музыкального инструмента-игрушки до гениального просто: в небольшой глиняной камере, путем её продувания. Создаются завихрения и колебания воздуха, издающие свистящие и тонкие звуки.
Наибольшее распространение получила свистулька-птичка, у которой отверстие проделано в хвостике, а туловище представляет собой своеобразный резонатор.
В прежние времена, наши Предки пользовались свистулькой, как магическим инструментом, предназначенным для общения с Богом Стрибогом и Перуном.
Археологические находки рассказывают нам о том, что свистульки на Руси являлись во-первых игрушкой, детской забавой.
Также известно, что на вологодских свадьбах использовали игрушечных коней, зайцев и птиц из глины: их ставили на свадебный стол на подносе для сбора денег у гостей.
Есть версия, что игрушка переманивает на себя хворь. Возможно, свистульки выполняли обережную функцию – своим шумом и свистом они отгоняли от ребенка злых духов.
ИЗ ИСТОРИИ.
Появление дымковской игрушки связывают с языческим праздником Свистунья или Свистопляска. Этот праздник устраивался весной, и он был посвящен славянскому богу солнца и плодородия Яриле. Древние вятичи делали глиняные свистульки для оберега будущего урожая.
После принятия христианства на Руси в 988 году, многие языческие праздники и обряды стали запрещаться, но народ не забыл свои древние традиции и ремёсла и продолжал мастерить глиняные игрушки, в том числе и свистульки для детей. Именно детям поручалось петь веснянки и зазывать весну. Для детей делали свистульки в виде весенних птиц-жаворонков, появляющихся на полях с приходом весны.
Побывав на празднике «Свистуньи-свистопляски», вятский писатель В.В.Лебедев вспоминал:
«Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что идешь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барабана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят» .
В настоящее время, свистулька превратилась в оригинальный музыкальный инструмент или обыкновенную детскую игрушку.
В нашем богатом Оренбургском крае, тоже есть знаменитая свистулька.
Акбулакская глиняная игрушка
Глиняная игрушка – один из выдающихся художественных промыслов в Акбулаке, а сами игрушки уже давно стали визитной карточкой всего района.
Развитию этого промысла в Акбулаке способствовала сама земля, насыщенная глиной. Акбулакская глина очень пластичная и имеет желтый цвет с вкраплениями слюды, что делает ее достаточно эффектной.
Акбулакскую глиняную игрушку отличают особое изящество и тонкость рисунка, а также свой индивидуальный «голос» (большая часть акбулакских игрушек – свистульки).
Некоторые полагают, что их «голос» намного звонче, чем у дымковской и филимоновской игрушки.
Свистулька «Собачка», автор Г.А.Лунькова
Уважаемые родители, посмотрите вместе с ребенком видео игры на керамической свистульке.
Источники:
1.Журнал «Музыкальный оливье» №1 2022г
2.Интернет-ресурсы
https://nashural.ru/interesnoe/dostoyanie-predkov-akbulakskaya-glinyanaya-igrushka/
Предварительный просмотр:
ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА
Консультация для родителей
Подготовил:
муз.руководитель
МДОАУ№10
Елистратова Ю.Ю.
г. ОРЕНБУРГ-2023г
Загадка: «Голос птиц, мелодии рассвета, Все передает тростинка эта Он слов не говорит, наверняка,
Хотя и голос есть, да нету языка!»
Курай– старинный духовой инструмент, похожий на продольную флейту, длиной до 1 м с 4 отверстиями на одной стороне и одним – на другой. (Диапазон курая достигает 3 октав.)
Курай (башк. ҡурай, чибызга́, тат. курай, сыбызга́) башкирская и татарская продольная открытая флейта.
Инструмент курай довольно давно появился и получил своё распространение в культуре башкир и татар. Звуки курая можно было услышать на свадьбах, праздниках. Сегодня в Башкирии, в Татарстане на нем играют целые коллективы.
У башкир курай является наиболее распространённым музыкальным инструментом, используемым в основном мужчинами для сольной игры на открытом воздухе.
У татар кураем также называются различные виды продольных свистковых флейт и язычковые духовые инструменты.
Своё название он получил от татарского названия реброплодника уральского – растения из семейства зонтичных, из стебля которого его первоначально изготавливали.
В Башкирии есть семь чудес республики. Одно из чудес — это музыкальный инструмент курай. Его можно встретить во многих районных музеях Республики Башкортостан. В музее Чишмы можно в записи услышать, как звучит этот национальный инструмент. Это невероятно красивое мелодичное звучание. Звучит он очень мягко, а исполнитель сопровождает игру на курае горловым звуком.
Музей Чишмы
Уважаемые родители,
прочитайте детям народную сказку
«ЛЕГЕНДА О КУРАЕ»
В давние времена жил один хан. Хан этот был очень жадный и злой.
Каждую неделю хан брил себе голову: для этого он всякий раз призывал из аула молодого егета, а потом домой его не отпускал. Так пропадали лучшие егеты аула. Люди жили в постоянном страхе и так были запуганы, что не знали, как спастись от хана, ослушаться которого никто не смел.
Жили в ауле бедные старики. Было у них три сына. И вот дошла очередь до сыновей старика.
Пошел к хану старший сын и не вернулся. Через неделю хан позвал другого сына - пошел к хану средний сын и тоже не вернулся домой. А через неделю пришли от хана звать и последнего сына.
Жили старики очень бедно. Все, что у них было съестного, мать уже отдала на дорогу старшему и среднему сыновьям, а младшему нечего было и дать. Но мать все же придумала, что дать на дорогу сыну. Она замесила на своем молоке тесто из лебеды и напекла сыну лепешек. Взял егет эти лепешки, распростился с родителями и отправился в путь.
Вышел он на пригорок, оглянулся в последний раз на родные места, где он родился и вырос. С глубокой тоской запел он, прощаясь с родным Ирандеком, с журчащими ручьями, с душистыми лужками, с тенистым лесом и родными горами.
Через несколько дней дошел егет до ханского дворца. Как только его привели к хану, хан дал ему свой остро отточенный нож и приказал обрить голову.
Хан снял корону, и егет замер от удивления: на голове у хана торчал рог.
Но удивляться было некогда.
Когда егет обрил хану голову, хан сказал: «Посиди тут» - и вышел.
А егет очень проголодался. Он вынул последнюю лепешку и начал есть ее. В это время вернулся хан. Он увидел, что егет жадно ест что-то такое, чего он сам еще никогда не видел и не пробовал.
Сказал хан егету:
- Что ты ешь? Отломи-ка и дай мне попробовать.
Егет отломил хану кусочек лепешки.
Хан съел и говорит:
- Как вкусно! Из чего это испечено?
- Моя мать замесила на своем молоке тесто из лебеды и испекла эти лепешки, - ответил егет.
Хан удивился и не знал, что делать.
«Я съел лепешки, испеченные на молоке его матери. Теперь, выходит, я стал его молочным братом, и его кровь мне проливать нельзя. Если же я не убью его, он расскажет всем, что на голове у меня рог, - думал хан. - Чтобы избавиться от этого егета, пожалуй лучше будет отвезти его туда, где не ступала нога человеческая, и оставить там».
Позвал хан своих слуг и приказал им отвезти егета в дремучий лес.
Ханские палачи связали егета по рукам и ногам, завязали ему глаза и повезли.
Они сбросили его с коня в непроходимом лесу, где бродят одни дикие звери.
Долго жил там егет, кормился кореньями и ягодами. Он смастерил лук и стрелы и охотился на зверей, а из шкур сшил себе одежду, потому что старая одежда на нем вся износилась. Все время тосковал он по отцу и матери и всем сердцем стремился к родному Ирандеку, да не знал, как туда дойти.
Однажды скитался он по лесу, устал и прилег под деревом отдохнуть.
Вдруг егет услышал какие-то приятные звуки. Он вскочил на ноги и пошел в ту сторону.
Шел он долго, сам не зная куда; наконец поднялся на вершину горы. Тут он увидел высокую высохшую траву с полым стеблем и мохнатой головкой. Трава покачивалась на ветру и издавала приятный звук. Егет сорвал сухую траву, сделал длинную дудку - курай, подул в нее и опять услышал приятные звуки.
Егет обрадовался своей находке. Каждый день он подолгу учился играть на этой дудке. Научился он наигрывать разные песни, какие знал еще дома и какие приходили ему в голову. На сердце у него стало легче.
Как-то шел он через леса и горы многие дни и дошел до родных мест. Устал егет с дороги, сел на пригорок и увидел родной аул. Взял он свой курай и начал играть.
Услышали люди из ближайшего яйлау звуки курая и пришли к егету.
Егет рассказал народу обо всем, что с ним было: о том, почему хан убивает молодых егетов, о том, как он спасся от гибели.
Тогда весь народ поднялся на хана и расправился с ним за его жестокость.
И с той поры в башкирском народе курай переходит из поколения в поколение и играют на нем хорошие, задушевные песни.
Послушайте, как звучит Курай
Источники:
- https://www.skazka.ru/story/platonov/skazka-o-kurae/
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B9
- https://muzmo.su/music/%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B8