Мнемотехника при заучивании стихотворений
Мастер-класс по использованию мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мнемотехника при заучивании стихотворений | 2.04 МБ |
rech_distant.docx | 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – « У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».
«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка » В.Г . Белинский
Задачи заучивания Младший возраст Средний возраст Старший возраст Развивать слухоречевую память. Развивать речевое дыхание. Учить улавливать ритм. + Развивать умение осознанно и выразительно читать стихотворение. Учить ставить смысловые и логические ударения. + Совершенствовать умение осознанно и выразительно читать стихотворение. Формировать представление о некоторых выражениях автора, аллегориях, переносного смысла, сравнений.
Средства обучения Младший возраст Средний возраст Старший возраст Показ предметов, действий, качеств педагогом для детей; демонстрация этих предметов, действий, качеств самими детьми. + Картинки и другие средства. + Аудио, видеозапись.
Требования к текстам Младший возраст Средний возраст Старший возраст 4-6 строк со всей группой Прямого смысла Без аллегорий Без деепричастных оборотов 6-10 строк со всей группой Достаточное количество прилагательных и причастий 8-16 строк со всей группой с аллегорией С причастными и деепричастными оборотами Содержит любые предложно-падежные конструкции, прилагательные, причастия, деепричастия
Структура (Классическая методика) Подготовка Первичное чтение Беседа с детьми о стихотворении Повторное чтение Воспроизведение стихотворения детьми Оценка
Мнемотехника ( в переводе с греческого – «искусство запоминания») – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К . Д. Ушинский
Воробьёва В.М. называет эту методику сенсорно-графическими схемами Ткаченко Т.А.- предметно-схематическими моделями Глухов В.П.- блоками – квадратами Большева Т.В.- коллажем Ефименкова Л.Н.- схемой составления рассказа
Значение мнемотехники Развитие связной речи, расширение лексико-грамматического строя речи и звукопроизношения. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, воображения и речи. Перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы. Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение); Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.
Отличительные особенности мнемотехники: имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование; приемы запоминания индивидуализированы; широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание; введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания.
Структура работы (Мнемотехника) Подбор стихотворения . 2. Выразительное чтение педагогом стихотворения . 3. Беседа по содержанию и кодирование информации, т.е. преобразование в символы. 4. Перекодирование символов в образы . 5. Самостоятельное чтение.
Виды мнемотехники
Мнемоквадрат
Мнемодорожка У Егора огород, Там морковка и горох. Справа огород Федоры, Там растут помидоры.
Мнемотаблица
Младший возраст Используются цветные мнемосхемы. Чаще используются мнемодорожки . Предлагаются готовые схемы.
А. Барто «Мишка» «Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу, Все равно его не брошу, Потому что он хороший
Средний возраст Постепенный переход к мнемотаблицам ; Увеличение мнемосхем до 7-9; Предлагаются готовые мнемотаблицы .
В. Авдиенко «Осень» « Ходит осень по дороже, Замочила в лужах ножки. Льют дожди и нет просвета Затерялось где то лето. Ходит осень, бродит осень. Ветер с клена листья сбросил Под ногами коврик новый Желто-розовый кленовый!»
Старший возраст Схематичное изображение, не цветное. Цветом выделяются только сложные или важные моменты.
Использование букв и цифр при составлении мнемосхем А я не знал, что я расту Все время, каждый час. Я сел на стул — Но я расту, Расту, шагая в класс. Сажусь я с книжкой На тахту, Читаю книжку И расту. Стоим мы с папой На мосту, Он не растет, А я расту. Отметку ставят мне Не ту, Я чуть не плачу, но расту. Расту и в дождик, И в мороз, Уже я маму перерос! А. Барто «Я расту»
Этапы работы по мнемотаблице 1 этап Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено . 2 этап Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы . 3 этап После перекодирования осуществляется воспроизведение стихотворения . 4 этап Делается графическая зарисовка мнемотаблицы 5 этап Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
Графическая зарисовка Цвет предметов в мнемотаблицах может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей. Изображения должны быть : хорошо знакомы и понятны детям, отображать обобщенный образ предмета, который оговорен детьми или ребенком.
Мнемоквадраты Мнемодорожки Мнемотаблицы Дидактические игры Пересказ художественной литературы Отгадывание и загадывание загадок Заучивание стихов Обогащение словарного запаса Обучение составлению рассказов Формирование правильного произношения
Использование мнемотехники повышает эффективность заучивания стихов: значительно сокращается время заучивания; увеличивается длительность запоминания стихов; развивается ассоциативное мышление, способность к замещению; активизируется речь; появляется интерес к заучиванию поэтических произведений; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией .
Творческий блиц
Отгадайте ТЫ
Нарисуйте Солнышко – ведрышко Выгляни в окошко Твои детки плачут По камешкам скачут
Домашнее задание Подобрать стихотворение по возрасту и составить к нему мнемосхему Предложить родителям своей группы выучить стихотворение с помощью мнемотехники Продемонстрировать результаты своей работы в группе # ИНТЕРНЫЛЕСНОЙСВЯЗНАЯРЕЧЬ
Рады общению! https ://6lsy.tvoysadik.ru
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Общение – важная составляющая жизни человека, ведь с самого рождения маленький человечек испытывает потребность в общении: сначала это необходимость в эмоциональном контакте, затем в совместной деятельности и, наконец, в сотрудничестве.
В современных условиях развитая связная речь, коммуникабельность, как характерная особенность личности, просто необходимы. Они помогают легко ориентироваться в информационных, определяющих коммуникативную среду, технологиях (сеть Интернет, радио, телевидение и т.д.), решать проблемы диалога на внутриполитической и международной арене.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта пересмотрело отношение к детству, потребовало обновление форм и методов, содержания работы с воспитанниками, создания таких педагогических технологий, которые уважали личность ребенка, отвечали личностно-развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических работников Организации) и детей.
Одним из направлений ФГОС является образовательная область «Речевое развитие» - это владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Слайд 2
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Всю необходимую для себя информацию дети черпают из интернета. Они мало общаются, речевой опыт детей ограничен, языковые средства несовершенны.
На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:
- трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д
- недостаточный словарный запас;
- плохая дикция.
Слайд 3
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомления с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В.Г. Белинский обращаясь к педагогам писал (см. слайд)
Слайд 4
Какие же задачи мы решаем при заучивании стихотворения?
Начнем с младшего возраста. Это прежде всего (см. слайд) Развивать речевое дыхание (длительный выход, произнесение 3-4 слов на одном выдохе)
В среднем возрасте добавляются следующие задачи (прочитайте пожалуйста Екатерина)
И в старшем возрасте расширяются наши задачи (озвучьте пожалуйста Дарья)
Слайд 5
Какие же средства обучения мы используем при заучивании стихотворений?
Слайд 6
Требования к текстам: это их объем, лексико-грамматическая и смысловая наполняемость., представлены в таблице по возрастам
Слайд 7
Так как наш детский сад углубленно работает над развитием речи, то мы вам предлагаем адаптированную методику заучивания.
Она состоит из следующих этапов:
- подготовка детей к восприятию поэтического произведения Цель этого этапа: помочь припомнить созвучный образ, обратиться к опыту детей.
- Первичное чтение педагогом всего текста Цель: воздействие на сознание (понимание) и чувства детей.
- Беседа с детьми о стихотворении Цель: элементарный анализ идеи и художественного содержания, представить общую картину произведения (о чем?), сформировать отношение к произведению, к героям, его поступкам. Вопросы лучше формулировать так, чтобы дети могли отвечать на них словами текста.
- Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание. Цель: произвольное запоминание текста. Уточнение, разъяснение авторского словаря, закрепление предложно-падежных конструкций или иных речевых оборотов, выделив голосом окончания слов, ударения предлоги.
- Воспроизведение стихотворения детьми. Цель: помочь запомнить стихотворение наизусть, вспомнить и рассказать начало стихотворения, последовательность событий
- Оценка индивидуально, после каждого воспроизведения.
Слайд 8
Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники. Мнемотехника - очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники. Использование приемов мнемотехники для развития речи -это новое направление. У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления.
Слад 9
Еще К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Этому-то и способствует мнемотехника.
Слайд 10
Научная основа данного проекта базируется на методических разработках Т.А.Ткаченко (предметно-схематические модели), Т.В.Воробьёвой (сенсорно-графические схемы), Т.В.Большевой (коллаж), В.П.Глухова (блоки-квадраты), Л.Н.Ефименковой (схемы составления рассказа)
Слайд 11
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Слайд 12
Мнемотехника позволяет учитывать особенности каждого ребёнка в области познания.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Слайд 13
Структура (Мнемотехника)
• Выразительное чтение стихотворения.
• Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем ещё раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
• Вопросы по содержанию стихотворения, помочь детям уяснить основную мысль.
• Выяснить какие слова непонятны, объяснить в доступной для детей форме.
• Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяют её с опорой на мнемотаблицу.
• Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Слад 14
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Слайд 15
Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.
Слайд 16
Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Слайд 17
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:
- предметные картинки,
- силуэтные изображения,
- геометрические фигуры.
Слайд 18
Теперь рассмотрим особенности работы с мнемосхемами по возрастам. Итак, младший возраст. (см. слайд)
Слайд 19
Слайд 20
Для детей среднего дошкольного возраста использовались цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ягодка - красная, солнышко - жёлтое.
Слайд 21
Слайд 22
Для детей старшего возраста схемы создавались в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Слайд 23
В старшем возрасте при составлении мнемосхем используются цифры и буквы
Слайд 24
Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:
1 Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы. В младшей и средней группе с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
3. После перекодирования информации осуществляется воспроизведение стихотворения с опорой на символы и образы, т.е. происходит обработка метода запоминания.
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Слайд 25
Графическая зарисовка
Цвет предметов в мнемотаблицах может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Младшие дошкольники – цветное изображение, старшие – черно-белое (например: осень – желтая или оранжевая буква «О», зима – синяя или голубая буква «З», весна – зеленая «В», лето – красная «Л»).
Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей. Рекомендуются следующие размеры таблиц: для младших дошкольников – от 4 до 9 клеток; для старших дошкольников – от 9 до 16 клеток.
Изображения должны быть: хорошо знакомы и понятны детям, отображать обобщенный образ предмета, который оговорен детьми или ребенком.
Слайд 26
Итак, где же мы можем использовать мнемотаблицы.
Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Мнемотаблицы используются в следующих случаях:
• Для обогащения словарного запаса детей
• При обучении составления рассказов
• При пересказах художественной литературы
• При отгадывании и загадывании загадок
• При заучивании стихов
- При разработке групповых правил.
Слайд 27
Итак, мнемотехника :
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.
Слайд 28 творческий блиц
Слайд 29
Отгадайте зашифрованную считалку
Слайд 30
Перед вами небольшое четверостишие. Зашифруйте стихотворение в мнемодорожку.
Слайд 31
Проверка
Слайд 32
Практическое задание для интернов
Подобрать стихотворение по возрасту и составить к нему мнемосхему
Предложить родителям своей группы выучить стихотворение с помощью мнемотехники
Продемонстрировать результаты своей работы в группе Фэйсбука
#ИНТЕРНЫЛЕСНОЙСВЯЗНАЯРЕЧЬ
Слайд 33
Все материалы этого вебинара вы можете посмотреть на нашем сайте в разделе #ИНТЕРНЫЛЕСНОЙСВЯЗНАЯРЕЧЬ