Дополнительное образование "Мир шахмат"

Газизова Наиля Айратовна

Мои дети систематические участвуют в окружных, городских и интернет турнирах.

 

Учащиеся вместе с родителями участвуют в семейных интернет турнирах. 

 

 

Разработала дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу "Юный шахматист" для детей 6-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА РАЗВИТИЯ №24»

Принята на заседании

методического совета

#1075;.

Протокол № 1

Утверждаю:

Директор __________Н.Н. Кривошеева

Приказ №_521_ от #1075;.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Юный шахматист»

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 6 месяцев

Автор-составитель:

Газизова Наиля Айратовна,

воспитатель 1кв.кат.

г. Нефтеюганск, 2023г.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный шахматист» разработана на основе авторской программы дополнительного образования «Шахматы - школе» под редакцией И.Г. Сухина.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству учащимся некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Шахматы — это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует

зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собранным, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а также положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».

Нормативно-правовое обеспечение

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный шахматист» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в ред. от ) Национальный проект «Образование», Федеральные проекты «Современная школа» и «Успех каждого ребенка»;

- Статьей 12 Федерального Закона от #1075;. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепцией развития дополнительного образования в РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от г. № 678-р;

- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.;

- Приказом Минпросвещения России от #1075;. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Письмом Министерства образования и науки РФ от г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые);

- Письмом Минобрнауки РФ от #1075;. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от №28 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования», утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от № 468-п;

- Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от №1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в ХМАО-Югре» (с изменениями от № 10-П-1692, №10-П-1765).

Требования к квалификации педагога дополнительного образования

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.

Уровень программы

Содержание и материал программы соответствуют «Базовому уровню», предполагающему использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный шахматист» имеет физкультурно-спортивную направленность.

Программа призвана помочь учащимся овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного освоения игры в шахматы, обеспечить их общее развитие, применение интеллектуальных и творческих способностей.

Актуальность программы

Актуальность программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга дошкольников старшего дошкольного возраста, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности. Обучение по программе «Юный шахматист» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Обучение игре в шахматы старшего дошкольного возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников. Расширение круга общения, возможностей, полноценного самовыражения, самореализации помогает этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Новизна программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный шахматист» разработана на основе авторской программы дополнительного образования «Шахматы - школе» под редакцией И.Г. Сухина.

Новизна программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, дидактические задания и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся.

Отличительной особенностью программы является:

  • поэтапное освоение воспитанниками предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям;
  • методика индивидуального подхода к каждому воспитаннику при помощи подбора заданий разного уровня сложности;
  • индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого воспитанника;
  • подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью воспитанника на занятии.
  • в построение курса обучения на основе проблемно-деятельностных технологий. На смену позиции пассивного усвоения знаний приходят диалоговые формы работы, дискуссионные столы с использованием различных источников информации, активного включения воспитанников в учебный процесс в роли активных субъектов и организаторов;
  • в отведении значительного места в программе игровым технологиям и формам контроля, стимулирующим исследовательскую деятельность воспитанников;
  • в реализации практики (соревнования, дружеские встречи и т.д.);

Цель программы - освоение детьми начального этапа шахматной игры, развитие интеллектуальных способностей ребенка в процессе обучения шахматной игре.

Задачи программы

  • Познакомить с шахматными фигурами, их названиями и игровыми возможностями.
  • Познакомить с шахматным полем, основными понятиями (белые, черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр).
  • Познакомить с начальной расстановкой фигур на шахматном поле.
  • Дать представления и формировать игровые умения приемов игры в шахматы (правила ходов и взятие фигур).
  • Развивать наглядно-образное мышление.
  • Развивать универсальные способы мыслительной деятельности (абстрактно-логическое мышление, память, внимание, творческое воображение, умение производить логические операции).
  • Развивать творческий потенциал детей.
  • Воспитывать уважительное отношение к сопернику.
  • Учить детей играть шахматными фигурами не нарушая правил.

Адресат программы

Программа рассчитана на воспитанников 5-6 лет. Шестой год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка.

Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но и способах ее достижения.
Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.

Важным психическим новообразованием детей старшего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? Зачем? Почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к познавательным запросам дошкольников, то во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

На шестом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

Важнейшими новообразованиями данного возраста являются:

завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности.

Условия реализации программы

Основным условием набора обучающихся в группы является соответствующий возраст воспитанников, наличие сертификата персонифицированного дополнительного образования и личное заявление родителей (законных представителей) о зачислении.

Основным условием формирования групп является учёт пожеланий родителей (законных представителей) о согласии с расписанием занятий ребёнка.

Количество детей в подгруппе 8-12 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 25 минут.

Форма обучения - очная.

Форма организации деятельности на занятии (групповая)

Сроки реализации программы - 6 месяцев, 24 недель, (24 час)

Этапы реализации программы – 1 учебный год.

Режим занятий

Занятия походят 1 раз в неделю по 25 минут (1 академический час)

Форма занятий

Количество детей в подгруппе 8-12 человек.

Форма обучения – очная, групповая

Планируемые результаты

  • Дети знают шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
  • Правильно определяют и называют белые, чёрные шахматные фигуры.
  • Правильно расставляют фигуры перед игрой.
  • Сравнивают, находить общее и различие.
  • Умеют ориентироваться на шахматной доске.
  • Понимают информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
  • 3нают названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
  • Проводят элементарные комбинации.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог.
  • Развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Играют шахматными фигурами, не нарушая правил

Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности

Оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы «Юный шахматист» проводится посредством входного, текущего и итогового контроля.

Входной контроль - это оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса. Проводится с целью определения уровня развития воспитанников и их готовности к обучению по данной программе. Форма проведения: собеседование.

Текущий контроль проводится с целью установления степени сформированности знаний, практических умений и навыков воспитанников в процессе освоения отдельных разделов и тем дополнительной общеобразовательной программы. Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов. Формы проведения: собеседование, опрос, контроль выполнения заданий, практическая работа.

Итоговая аттестация – проводится по завершению всего объёма дополнительной общеобразовательной программы. Форма итоговой аттестации: шахматный турнир.

По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

В (высокий) – программный материал усвоен полностью, воспитанник имеет высокие достижения;

С (средний) – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;

НС (ниже среднего) – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях.

Учебный план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Входной контроль.

1

1

Собеседование.

2

Шахматная легенда.

Шахматная доска. Горизонталь. Вертикаль.

1

0,5

0,5

Дидактические игры и задания.

3

Шахматная доска. Диагональ. Центр.

1

0,5

0,5

Дидактические игры и задания.

4

Шахматные фигуры

1

0,5

0,5

Дидактические игры и задания.

5

Начальное положение.

1

0,5

0,5

Дидактические игры и задания.

6

Ладья.

Ход ладьи.

1

0,5

0,5

Дидактические игры и задания.

7

Слон.

Ход слона. Взятие.

1

0,5

0,5

Дидактические игры и задания.

8

Ладья против слона.

1

0,5

0,5

Дидактические игры и задания.

9

Ферзь.

Взятие.

1

0,5

0,5

Дидактические игры и задания.

10

Ферзь против ладьи и слона.

1

0,5

0,5

Дидактические игры и задания.

11

Конь.

1

0,5

0,5

Дидактические игры и задания.

12

Конь.

1

0,5

0,5

Дидактические игры и задания.

13

Конь против ферзя, слона, ладьи.

1

0,5

0,5

Дидактические игры и задания.

14

Пешка.

1

0,5

0,5

Дидактические игры и задания.

15

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

1

0,5

0,5

Дидактические игры и задания.

16

Король.

1

0,5

0,5

Дидактические игры и задания.

17

Король против других фигур.

1

0,5

0,5

Дидактические игры и задания.

18

Шах.

1

0,5

0,5

Дидактические игры и задания.

19

Шах.

1

1

Дидактические игры и задания.

20

Мат.

1

0,5

0,5

Дидактические игры и задания.

21

Ничья, пат.

1

0,5

0,5

Дидактические игры и задания.

22

Рокировка.

1

0,5

0,5

Дидактические игры и задания.

23

Шахматная партия.

1

1

Дидактические игры и задания.

24

Праздник "В королевстве шахматных фигур".

(Итоговая диагностика)

1

1

Шахматный турнир.

Всего:

24

11

13

ИТОГО 24 часа

Календарный учебный график

Число/

Месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

15.30-15.55

Вводное

занятие.

1

Вводное занятие. Входной контроль.

Каб. 104

Собеседование.

2

15.30-15.55

Комбинированное занятие

1

Шахматная легенда.

Шахматная доска. Горизонталь. Вертикаль.

Каб. 104

Дидактические игры и задания.

3

15.30-15.55

Комбинированное занятие

1

Шахматная доска. Диагональ. Центр.

Каб. 104

Дидактические игры и задания

4

15.30-15.55

Комбинированное занятие

1

Шахматные фигуры

Каб. 104

Дидактические игры и задания

5

15.30-15.55

Комбинированное занятие

1

Начальное положение.

Каб. 104

Дидактические игры и задания

6

15.30-15.55

Комбинированное занятие

1

Ладья.

Ход ладьи.

Каб. 104

Дидактические игры и задания

7

15.30-15.55

Комбинированное занятие

1

Слон.

Ход слона. Взятие.

Каб. 104

Дидактические игры и задания

8

15.30-15.55

Комбинированное занятие

1

Ладья против слона.

Каб. 104

Дидактические игры и задания

9

15.30-15.55

Комбинированное занятие

1

Ферзь.

Взятие.

Каб. 104

Дидактические игры и задания

10

15.30-15.55

Комбинированное занятие

1

Ферзь против ладьи и слона.

Каб. 104

Дидактические игры и задания

11

15.30-15.55

Комбинированное занятие

1

Конь.

Каб. 104

Дидактические игры и задания

12

15.30-15.55

Комбинированное занятие

1

Шахматный турнир.

Каб. 104

Дидактические игры и задания

13

15.30-15.55

Комбинированное занятие

1

Конь против ферзя, слона, ладьи.

Каб. 104

Дидактические игры и задания

14

15.30-15.55

Комбинированное занятие

1

Пешка.

Каб. 104

Дидактические игры и задания

15

15.30-15.55

Комбинированное занятие

1

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

Каб. 104

Дидактические игры и задания

16

15.30-15.55

Комбинированное занятие

1

Король.

Каб. 104

Дидактические игры и задания

17

15.30-15.55

Комбинированное занятие

1

Король против других фигур.

Каб. 104

Дидактические игры и задания

18

15.30-15.55

Комбинированное занятие

1

Шах.

Каб. 104

Дидактические игры и задания

19

15.30-15.55

Практикум

1

Шах.

Каб. 104

Дидактические игры и задания

20

15.30-15.55

Комбинированное занятие

1

Мат.

Каб. 104

Дидактические игры и задания

21

15.30-15.55

Комбинированное занятие

1

Ничья, пат.

Каб. 104

Дидактические игры и задания

22

15.30-15.55

Комбинированное занятие

1

Рокировка.

Каб. 104

Дидактические игры и задания

23

15.30-15.55

Практикум

1

Шахматная партия.

Каб. 104

Дидактические игры и задания

24

15.30-15.55

Практикум

1

Праздник "В королевстве шахматных фигур".

(Итоговая диагностика)

Каб. 104

Дидактические игры и задания

ИТОГО 24 часа

Тематическое планирование

Тема №1. Вводное занятие. Входной контроль.

Теория: Познакомить детей с историей возникновения шахмат. Познакомить детей с шахматной доской. Закрепить знания квадрата и количественного счета в пределах 8. Развивать интерес к занятиям шахматами. Развивать логическое мышление детей.

Тема №2. Шахматная легенда. Шахматная доска. Горизонталь. Вертикаль.

Теория: Познакомить детей с горизонтальными и вертикальными линиями на шахматной доске. Учить рисовать шахматную доску в тетради в клетку, чтобы угловая клеточка слева была белая. Развивать мелкую моторику руки. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять задания самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки.

Практика: Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль".

Тема №3. Шахматная доска. Диагональ. Центр.

Теория: Формировать представления детей о диагонали. Учить детей определять косые и прямые линии: каждая прямая линия состоит из 8-ми полей, у косых - от 2-ух до 8-и полей. Развивать внимание, логическое мышление, умение классифицировать предметы. Формирование умение понимать учебную задачу и выполнять задания самостоятельно: формировать навык самоконтроля и самооценки.

Практика: Количество полей в центре. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И.Г. Сухина "Приключения в шахматной стране". Дидактическое задание "Диагональ".

Тема №4. Шахматные фигуры.

Теория: Познакомить детей с шахматными фигурами. Развивать распределение и переключения внимания у детей. Развивать логическое мышление, учить классифицировать предметы, находить закономерности.

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Показ наглядных картинок с шахматными фигурами. Просмотр диафильма: "Приключения в шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры: "Волшебный мешочек", "Угадай-ка", "Большая и маленькая".

Тема № 5. Начальное положение.

Теория: Познакомить детей с горизонтальными линиями и их обозначением. Закрепить цифры от 1 до 8. Развивать память, речь. Познакомить детей с вертикальными линиями и их буквенным обозначением. Упражнять детей в произношении латинских букв: А (а), В (бэ), С (цэ), D(дэ), Е (е), F (эф), G (жэ), Н (аш). Развивать внимание детей: концентрацию, объем, распределение. Развивать логическое мышление: умение устанавливать смысловые соотнесения, последовательность событий.

Практика: Расстановка шахматных фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет. Демонстрационный материал "Ферзь".

Дорисуй фигуру.

Тема № 6. Ладья. Ход ладьи.

Теория: Познакомить детей с шахматной фигурой, с ее ходом. Развивать внимание: переключение, распределение. Развивать логическое мышление: умение обобщать. Показать место ладьи в начальном положении.

Закреплять у детей знания о том, как ходит ладья. Развивать переключения внимания. Развивать логическое мышление: систематизация, закономерности.

Практика: Место ладьи в начальном положении Ход. Ход ладьи. Взятие. Демонстрационный материал. Отгадывание загадок.

Дидактические игры. Дорисуй фигуру. Отгадай загадки.

Тема № 7. Слон. Ход слона. Взятие.

Теория: Познакомить детей с ходом слона. Развивать внимание. Развивать логическое мышление: систематизация, классификация. Познакомить детей со структурой задачи. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Развивать внимание детей: объем, переключение. Развивать пространственное мышление. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Практика: Место слона в начальном положении. Ход слона. Белопольные и чернопольные слоны.

Демонстрационный материал к заданиям. Дидактическая игра: "Захват контрольного поля".

Тема № 8. Ладья против слона

Теория: Продолжать знакомить детей с ходом ладьи и слона. Развивать память, речь. Развивать концентрацию и объем внимания. Развивать логическое мышление.

Практика: Демонстрационный материал. Заучивание стихотворения о ладье. Дидактические задания: "Двойной удар", "Взятие", "Защита". Игра на уничтожение.

Тема № 9. Ферзь. Взятие.

Теория: Познакомить детей с шахматной фигурой. Ход ферзя. Формировать у детей представление о тяжелых фигурах в шахматной партии. Развивать логическое мышление. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять задания самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки. Формировать у детей представление о тяжелых фигурах в шахматной партии; продолжать на практических примерах знакомить с ходом ферзя. Развивать логическое мышление.

Практика: Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Ферзь - тяжелая фигура. Дидактические задания: "Один - в поле воин". Просмотр диафильма. Игра: "Волшебный мешочек".

Тема № 10. Ферзь против ладьи и слона.

Теория: Продолжать знакомить детей с ходом ладьи, слога и ферзя. Развивать концентрацию и переключение внимания. Развивать логическое мышление. Закрепить умение соотносить количество предметов с числом. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять задания самостоятельно.

Практика: Демонстрационный материал к заданиям. Дидактические игры и задания.

Тема № 11. Конь.

Теория: Познакомить с шахматной фигурой, с ходом коня. Развивать внимание, умение выполнять задание по образцу, ориентироваться на плоскости. Развивать логическое мышление, восприятие форм и воображение у детей.

Практика: Место коня в начальном положении. Ход коня. Конь - легкая фигура. Дидактические задания: "Один в поле воин".

Тема № 12. Шахматный турнир

Теория: Развивать логическое мышление. Продолжать упражнять детей в решении шахматных задач. Развивать мелкую моторику рук.

Практика: Шахматный турнир

Тема №13. Конь против ферзя, слона, ладьи.

Теория: Развивать переключение внимания. Развивать логическое мышление. Упражнять детей в решении шахматных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Практика: Демонстрационный материал. Дидактические задания: "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактическая игра: "Игра на уничтожение".

Тема №14. Пешка.

Теория: Развивать переключение внимания. Развивать логическое мышление.

Практика: Демонстрационный материал. Место пешки в начальном положении. Дидактическая игра: "Один в поле воин". Дорисуй фигуру.

Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

Тема №15. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

Теория: Развивать переключение внимания. Развивать логическое мышление. Упражнять детей в решении шахматных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Практика: Дидактические задания и игры.

Тема №16. Король.

Теория: Познакомить детей с главной фигурой - королем. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Практика: Место короля в начальном положении. Ход. Взятие. Короля не бьют, под бой ставить нельзя. Игра "Король против короля".

Демонстрационный материал. Дорисуй фигуру. Отгадывание загадок.

Тема №17. Король против других фигур.

Теория: Развивать внимание и логическое мышление. Развитие смекалки. Развивать мелкую моторику рук.

Практика: Демонстрационный материал. Дидактические задания: "Двойной удар". Дидактическая игра: "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, слона, коня, пешки).

Тема №18. Шах.

Теория: Развивать переключение внимания. Развивать логическое мышление; упражнять детей в решении шахматных задач. Развивать мелкую моторику рук. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Практика: Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактическая задания "Шах или не шах", "Защита от шаха".

Тема №19. Шах.

Практика: Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания: "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра: "Первый шах". Показ видеофильма.

Тема №20. Мат.

Теория: Объяснить что такое мат. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Практика: Что такое мат. Победа одного и поражение другого шахматиста. Показать матовые ситуации на магнитной доске.

Мат в один ход. Показать матовые ситуации на магнитной доске.

Дидактическое задание: "Мат в один ход".

Тема №21. Ничья, пат.

Теория: Развивать переключение внимания. Развивать логическое мышление; упражнять детей в решении шахматных задач. Развивать мелкую моторику рук. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Практика: Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".

Тема №22. Рокировка.

Теория: Развивать переключение внимания. Развивать логическое мышление; упражнять детей в решении шахматных задач. Развивать мелкую моторику рук. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Практика: Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".

Тема №23. Шахматная партия.

Практика: Игра всеми фигурами из начального положения. Дидактическая игра "Два хода".

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Тема №24. Праздник "В королевстве шахматных фигур".

(Итоговая диагностика). Практика: Проведение шахматного праздника "В королевстве шахматных фигур".

Методическое обеспечение

На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

Словесный методдаёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий.

Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения:

  1. Дидактические игры и задания;
  1. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
  1. Практическая игра;
  1. Теоретические занятия, шахматные игры;
  1. Шахматные турниры.

Педагогические методики и технологии

Технология развивающего обучения. Авторы - Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов.

Технология развивающего обучения - это такое обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей, способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми. При этом учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.

Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

Принципы развивающего обучения:

  • общее развитие всех обучающихся;
  • обучение на высоком уровне трудности;
  • ведущая роль теоретических знаний;
  • изучение материала быстрым темпом;
  • осознание детьми смысла процесса обучения;
  • включение в процесс обучения не столько рациональной, но и эмоциональной сферы;
  • проблематизация содержания;
  • вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
  • использование логики теоретического мышления:
  • обобщение, дедукция, содержательная рефлексия;
  • целенаправленная учебная деятельность как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения.

Технология группового (коллективного) обучения. Авторы – В.К. Дьяченко, И.Б. Первин, М.Д. Виноградова, Н.Е. Щуркова.

Главные цель технологии – формирование навыков совместной деятельности учащихся и активизация учебного процесса по предмету.

В рамках групповой технологии, учащиеся делятся на группы (постоянные, временные, однородные, разно уровневые и т.д.) для выполнения конкретных учебных задач, далее каждая группа получает задание и выполняет его сообща, достигая определенного результата.

Процесс групповой работы проходит три стадии:

1) Подготовка к выполнению задания (формирование групп, инструктаж по выполнению будущей работы, постановка проблемы, раздача дидактического материала).

2) Групповая работа (знакомство с розданным материалом, распределение задач в группе, индивидуальная работа с материалом, обсуждение полученных результатов и подведение общих итогов работы всей группы). Задание для всех групп может быть одинаковым, а может быть разным для различных групп.

3) Заключительная часть (подводятся итоги работы всех групп, делается общий вывод, анализируется достижение поставленной цели).

Роль учителя сводится к подготовке необходимого дидактического материала, в выводе учащихся на проблему, контроль над деятельностью групп, оказание необходимой помощи в процессе работы, улаживание споров, подведение общих итогов.

Игровые технологии

Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Авторы: Б.Н. Никитин, Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова.

Методы и приемы

По способу организации занятия: словесный, наглядный, практический, игровой, метод проблемного изложения, методы стимулирования творческой активности.

По уровню деятельности старших дошкольников: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.

Дидактическое обеспечение

  • Справочники и методические материалы по шахматам.
  • Схемы и таблицы по шахматам.
  • Учебная фильмотека по шахматам;
  • Учебная игротека по шахматам.

Техническое обеспечение

Для занятия необходимы: ПК-1 шт., проектор-1 шт., демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами-1 шт., шахматные часы-6 шт., маркеры-1 шт., простые и цветные карандаши-по количеству детей, демонстрационный материал к занятиям, наглядные пособия- по количеству детей, обучающие видео уроки по обучению шахматам-1 шт., комплекты настольных шахмат- по количеству детей.

Список литературы

  1. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. - М.: Просвещение, 1983.
  2. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. - М.: Детская литература, 1980.
  3. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. - М.: ГЦОЛИФК, 1984
  4. Зак В., Двуголенский Я. Я играю в шахматы. - Л.: Детская литература, 1985.
  5. Сухин И.Г. Приключения в шахматной стране. - М.: Педагогика, 1991.
  6. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. - М.: Астрель, АСТ, 2000.
  7. Сухин, И.Г. Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009.
  8. Сухин, И.Г. Шахматы, первый год, или учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011г.

Приложение №1

Дидактические игры

Шахматные фигуры. Волшебный мешочек

По очереди прячутся в непрозрачный мешочек шахматные фигуры и просят малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы «не угадываете», и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячут все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.

Шахматный теремок

Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя шахматному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» - поднять.

Шахматный колобок

Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «Дед» - король, «Баба» - ферзь, «Заяц» - пешка, «Лиса» - конь, «Волк» - слон, «Медведь» - ладья, а Колобок – шарик или клубок.

Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает Колобок. Но в конце сказки «ЛИСА» Колобка не съест – он от неё убежит.

Шахматная репка

Посадите «репку» - клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: «Дедка» - это король, «Бабка» - ферзь, «Внучка» - слон, «Жучка» - конь, «Кошка» - ладья, «Мышка» - пешка.

Запретная фигура

Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «секрет». Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда «ошибайтесь». Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё.

Что общего

Возьмите любые шахматные фигуры и спросите любого малыша: «Чем они похожи? Чем отличаются? (цветом, формой?).

Угадай-ка

Спрячьте в кулаке какую-нибудь шахматную фигуру. Предложите ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда, подбирая варианты, он назовёт загаданную фигуру, следующую прячет он уже сам (лучше всего за спиной) и т.д.

Цвет

Попросите ребёнка поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, «по ошибке» поставьте там же одну-две чёрные. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на неё.

По росту

Попросите у ребёнка по росту расставить шесть разных фигур одного цвета, называя эти фигуры.

Догонялки

Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте её бег по столу. После этого предложите ребёнку выбрать и назвать какую-нибудь чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей. Пусть ваша шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяйтесь ролями.

Убери такую же

Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Попросите малыша взять эту фигуру и положить в коробку такую же, только другого цвета шахматную фигуру и т.д.

Жмурки

Оденьте на голову себе колпак, надвиньте его на глаза, возьмите любую шахматную фигуру, лежащую на столе, назовите её. Снимите колпак, проверьте, правильно ли вы назвали её название. Предложите аналогичное задание ребёнку.

В варианте с напольными шахматами с малышами играет какая-либо мягкая игрушка, например, кот, собачка, зайчик и т.д., выполняющие роль жмурки, находящиеся в руках у педагога. Она ловят то малышей, то какую-либо напольную шахматную фигуру и спрашивают: «Кого я поймал?». Малыши называют или имя ребёнка, или название шахматной фигуры.

Самолёты

Играют две команды малышей. Одна команда стоит у зелёного столика, другая - у синего. На столиках – шахматные доски с правильно расставленными шахматными фигурами. Напротив, в комнате стоят столики таких же цветов с шахматными досками, но без шахматных фигур. Малыши – «самолёты», которые должны перевезти пассажиров с одного города в другой и правильно расставить их на шахматной дорожке.

Ладья. На одну клетку

Делайте с ребёнком по очереди ходы белой ладьёй, но только на соседнее поле по вертикали или горизонтали. Учите ребёнка ставить ладью аккуратно в середину клетки.

Через клетку

В этой игре белая ладья должна каждый раз перепрыгивать через одну клетку.

Через две клетки

Здесь ладьи по очереди ходят через два поля.

Поворот

После каждого вашего хода малыш следующий ход ладьёй совершает в перпендикулярном направлении, « поворачивает» белой ладьёй.

Задача направления

Расположитесь с ребёнком с одной стороны шахматной доски. Задайте малышу направление движения ладьи и количество полей, на которые она пойдёт. Например: «Налево на одно поле». Ребёнок делает этот ход и даёт задание вам. Давайте малышу посильные задания. Приблизительно максимальное количество полей, которое может точно отсчитать ребёнок, соответствует его возрасту, т.е.3 поля и т.д. Эта дидактическая игра очень важна для подготовки ребёнка к школе.

Длинный ход

Попросите малыша сделать ход ладьёй их какого-нибудь конкретного положения на максимальное количество клеток.

По всем углам

Поставьте белую ладью в один из углов шахматной доски. Предложите малышу «пробежаться» белой ладьёй по всем угловым клеткам и вернуться на исходное поле.

Если ребёнку трудно осваивать ходы ладьи, например, малыш, делая «длинные» ходы, всё время соскакивает ладьёй на соседнюю линию или ходит ею наискосок, поиграйте на фрагментах шахматной доски, маскируя «лишние» поля. Для дидактических игр рекомендуем также фрагменты: две клетки на две, две на три, три на три, три на четыре, четыре на четыре. Получить подобный набор фрагментов, можно и разрезав картонную шахматную доску.

Дидактические игры на взятие фигур

«Ладья против ладьи», «Ладья против слона», «Слон против слона», «Ферзь против ладьи и слона», «Ферзь, король, ладья и слон против пешки», «Конь против коня», «Ферзь, ладья и слон против коня», «Король и пешка против коня».

Шахматная доска. Снайпер

На шахматной доске в произвольном порядке расставляются 8 белых пешек. Игроку даётся 8 «выстрелов», т.е. он может 8 раз назвать клетку шахматной доски. Если на названной клетке действительно стоит пешка, то она снимается с доски. Снайпером становиться тот, кто за 8 ходов уничтожит все пешки-мишени. Эту игру можно усложнить: разрешить одним выстрелом поражать сразу две мишени, стоящие на одной вертикали или горизонтали.

Шахматное лото

На обычное шахматное лото наклеить на бочонки с обеих сторон бумагой с надписями обозначения шахматных полей (а1, е4 и т.д. все 64 квадратика). Можно использовать также шашки или шахматные фигуры. На демонстрационной шахматной магнитной доске играют магнитными шахматными фигурами или шашками, на самодельной демонстрационной шахматной доске фигурами, которые вешаются на гвоздики. Цель игры: научить хорошо ориентироваться на доске, быстро и безошибочно (или с минимальными ошибками) находить название шахматного поля.

Играть можно индивидуально и команда на команду. Воспитатель называет поле и приглашает ребёнка, который должен поставить фигуру. Если допущена ошибка, выходит второй, третий игрок, пока не будет найден правильный ответ. Побеждает тот, кто отгадает большее число полей. Если школа располагает достаточным количеством шахмат, каждый игрок отмечает поля на своей доске; при командном соревновании лучше играть на демонстрационной доске: её видно всем, меньше недоразумений.

Расставь на доске

Разрезать одну картонную доску на восемь вертикалей, другую на восемь горизонталей и раздать капитанам, прежде перемешав карточки каждой доски (полями вниз). По команде « Расставь линии на доске» дети начинают соревнование: одни ставят на свою пустую доску горизонтальные линии, другие – вертикальные. Побеждает команда быстрее и правильнее выполнившая задание. При повторе игры команды меняются картонками-линиями.

Пройди и назови поле

(Лучше играть на демонстрационной доске)

Две команды, имея фигуру (пешку, фишку, шашку), отправляются в путь: одна с поля а1 – по тёмным полям, другая с поля а8 – по светлым полям. Игрок переставляет фишку на одно поле и называет его (например, b2, b7). Только если поле названо правильно, по шахматному, он имеет право сделать очередной ход. (Продвигаются только по диагональным линиям. Если фишка второй раз попадает на поле, его можно не называть). Каждый игрок должен обязательно побывать на 32 полях своего цвета по одному разу. Выигрывает тот, кто первым пройдёт все поля. При повторе игры команды меняются цветом полей и начинают соответственно с полей h1, h8.

Шахматная эстафета

Играющие выстраиваются в две колонны. Напротив каждой – на расстоянии 6-8 м – ставится по столу. На них кладутся шахматные доски. Слева и справа от колонны тоже стоят стулья, на них лежит по восемь пешек (или другие фигуры).

По сигналу педагога игроки, стоящие первыми, берут со стола пешку, добегают до доски и ставят белую на поле а2, а чёрную на поле а7, обегают столы, возвращаются обратно, салят по руке следующего играющего и встают в конец своей колонны. Побеждает та команда, которая быстро выполнила задание и не совершила ошибок в расстановке пешек. Когда все восемь пешек будут поставлены, эстафета не прекращается: 9-ый ребёнок снимает пешку, приносит её обратно и кладёт на стол.

Варианты игры:

а) расставлять и снимать пешки в том порядке, в каком укажет педагог;

б) обе команды ставят по 16 пешек (по восемь белых и восемь чёрных), каждая на своей доске.