Трансляция опыта работы

Ботов Анатолий Анатольевич

На этой странице представляю свой обобщенный опыт работы в виде статей, публикаций, выступлений на методическом объединении. Работая в тесном сотрудничестве с коллегами, обобщать опыт продуктивнее вместе. Поэтом ряд моих работ в соавторстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на методическом объединении педагогов дополнительного образования 15.04.2022 по теме:

«Сотрудничество педагогов дополнительного образования с Московским комитетом ветеранов. Из опыта работы.»

Педагоги дополнительного образования

ГБУ ЦССВ «Наш дом»: Н.В. Шик,

Е.А. Хаба, А.А. Ботов

Более 10 лет творческие объединения ГБУ ЦССВ «Наш дом» под руководством Натальи Викторовны Шик, Елены Александровны Хаба и Анатолия Анатольевича Ботова сотрудничают с Московским комитетом Ветеранов Великой Отечественной войны. Многолетнее сотрудничество можно назвать двухсторонним. С одной стороны, оно осуществляется посредством целенаправленной художественно-творческой деятельности воспитанников ЦССВ, с другой – ветераны Московского комитета организуют и проводят для воспитанников ЦССВ гостеприимные и интересные познавательные мероприятия.

На наш взгляд, такое обоюдное сотрудничество приобрело общественно-полезный и рекреационно-развивающий характер, а также стало традиционным для ветеранов МК и воспитанников ЦССВ «Наш дом».

Так, воспитанники, обучающиеся в объединениях дополнительного образования технического и художественно-творческого направления, постоянно принимают участие в поздравлении ветеранов ВОВ, оформляя стенгазеты, изготавливая памятные тематические сувениры и подарки к таким праздничным датам как: Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Новому году, Дню Победы в ВОВ, Дню пожилого человека. Неподдельной популярностью среди членов Московского комитета ветеранов пользуются:

  • деревянные подсвечники, подставки под горячее, сувениры из дерева в виде сердца;
  • прихватки, игрушки и салфетки, выполненные и сшитые в технике пэчворк;
  • брелоки из кожи и шерсти;
  • деревянные рамки для картин, и собственно картины, выполненные в различной технике: шерстеваляния, панно из кожи и дерева, акварельной живописи (акрил и гуашь), художественной лепки;
  • деревянные медали, расписанные в техники акриловая роспись по дереву;
  • сухарницы из дерево-стружечного материала, расписанные акриловыми красками в стиле «Семеновской росписи»;
  • мыло ручной работы;
  • художественно-оформленные керамические изделия.

Достаточно регулярно члены Московского комитета Ветеранов ВОВ организуют сезонные и тематические творческие Выставки, на которые нередко приглашают педагогов и воспитанников ЦССВ «Наш дом» со своими работами. Так, очень запомнилась ребятам и педагогам своей масштабностью и творческой амплитудой ежегодная весенняя выставка «Творчество ветеранов» под названием «Весенняя капель». Работы многих ребят, воспитанников студий дополнительного образования ЦССВ получили достойную оценку и членов Московского комитета, и зрителей выставки разных лет. В этих мероприятиях принимали участие: Дудник Никита, Романов Руслан, Байрамов Илья, Моисеева Дарья, Перов Дмитрий, Капустин Евгений, Еремеева Люция, Еремеева Марена, Арсентьева Анастасия и др.

С большим энтузиазмом воспитанники ЦССВ «Наш дом» принимали участие в сезонной тематической выставке, проводимой в Московском комитете ветеранов ВОВ «Дары осени». В этой выставке приняла участие и стала лауреатом (1 место 2019 года) большая коллективная работа «Рыба-кит из сказки Конек-Горбунок», множество элементов которой было выполнено из художественно вырезанных овощей и фруктов (кабачок, картофель, яблоко, морковь, банан, оливки, груши, свекла, баклажан, лук). В подготовке и оформлении этой работы приняли участие воспитанники ЦССВ, в том числе воспитанники с ТМНР: Волков Костя, Червинов Максим, Черников Никита, Ветрова Марина, Дубовиков Тихон, Нагаева Ольга, Мерзлякова Александра, Карелина Ульяна, Перов Дмитрий, Перова Елизавета.

Событийной для всего учреждения стала выставка 2021 года, посвященная 80-летию Битвы под Москвой. В этом мероприятии были представлены: акварельная работа «За нами Москва» (Максим Старых), работа гуашью «У деревни Крюково» (Сергей Кузнецов), работа гуашью - картина «Рубеж» (Матвей Волков), работа гуашью – картина «На безымянной высоте» (Владимир Осипов), картина в технике художественной лепки «Бой в небе» (Дмитрий Перов), работа гуашью – картина «Москва не сдается» (Арина Редькина).

В марте 2022 года педагоги ДО и воспитанники ЦССВ подготовили статью, работы и рисунки для печати в журнале «Авиация и спорт» (номер за апрель 2022). В качестве поддержания боевого духа и поддержки раненых бойцов актуальных боевых действий эти работы и рисунки воспитанников ЦССВ были направлены в госпиталь.

В благодарность за участие воспитанников ЦССВ «Наш дом» в жизни и деятельности Московского комитета ВОВ члены комитета организуют и проводят для воспитанников интересные, познавательные мероприятия. Такие мероприятия носят просветительско-патриотический характер и являются рекреационно-развивающими для воспитанников ЦССВ.

Одним из таких мероприятий был праздничный вечер с выступлением Министра ПВО, генерала запаса космических войск и войск ПВО, который очень увлекательно рассказывал собравшимся о своем участии в военных событиях прошлых лет. Его рассказ впечатлил многих участников мероприятия.

В Доме ветеранов на Олимпийском проспекте, где ежегодно проводится «День космонавтики», наши воспитанники были приглашены на вечер талантов, посвященный творчеству ветеранов хора Александрова и ансамбля песни и пляски космических войск. Когда ребята смотрят, как взрослые люди, повидавшие жизнь и пережившие военные годы, выступают на сцене, в их глазах светится радость и тепло, а также возникает желание заниматься творчеством, быть полезными и интересными другим людям.

Событийным мероприятием 2018 года стала встреча с участниками проекта «Дети Войны», где воспитанники познакомились с людьми, чье детство пришлось на тяжелые военные годы, чьи жизни столкнулись с испытаниями в тылу врага. После мероприятия воспитанникам были вручены книги и диски с воспоминаниями ветеранов и участников ВОВ.

Очень интересным и познавательным было мероприятие, посвященное Дню вывода войск из Афганистана, в рамках которого представители Московского комитета ветеранов и ЦССВ «Наш дом» побывали в Суворовском училище. На этом мероприятии состоялась встреча с ветеранами Афганских боевых действий, а также автором-исполнителем патриотической песни Ольгой Дубовой.

Подводя итог стоит отметить, что взаимообогащающим является сотрудничество педагогов дополнительного образования и воспитанников ЦССВ «Наш дом» с Московским комитетом ветеранов ВОВ, поскольку с одной стороны это взаимодействие является воспитательным и рекреационно-развивающим инструментом для педагогов ДО, обеспечивает дополнительную мотивацию воспитанникам для занятий творчеством, а с другой стороны – приносит пользу и радость людям преклонного возраста, пережившим множество бед и страданий в прошлом, в годы войны.

По нашему мнению, через живую связь поколений формируется уважение к людям старшего поколения, а совместные встречи обогащают ум и сердце, рождают интерес к уже историческим событиям.

С точки зрения педагогов дополнительного образования, сотрудничество такого рода наполняет жизнь и работу взрослых и детей ЦССВ новыми неожиданными красками, интересными идеями, создает мотивацию к нестандартным решениям творческих задач, что стимулирует рост и развитие, стремление к успеху и потребность не стоять на месте, двигаться вперед.



Предварительный просмотр:

Целенаправленная совместная деятельность педагогов дополнительного образования и воспитателей по благоустройству семейных групп

Елена Александровна Хаба

Анатолий Анатольевич Ботов

Не секрет, что в настоящее время все больше и больше педагоги и родители (законные представители) задумываются о роли дополнительного образования в воспитании подрастающего поколения. В условиях ЦССВ понятие «дополнительное образование» рассматривается как социально-педагогическое явление и одновременно, как средство социализации воспитанников школьного возраста, их социального самоопределения и реабилитационного досуга.

Как показывает многолетний опыт работы дополнительное образование является основной базой для формирования досуговых предпочтений - хобби, что должно рассматриваться как расширение пространства самореализации личности, как способ повышения качества жизни. Можно сказать, что дополнительное образование способно привнести в жизнь каждого ребенка единую и важную для них основу в области желаний и возможностей воспитанника (и его законных представителей), общества и государства.

Одним из путей формирования социальной активности – является поддержка педагогами дополнительного образования инициативы воспитанников и воспитателей по благоустройству семейных групп. Так, воспитатель совместно с детьми семейной группы решают благоустроить группу за счет индивидуального оформления какой-то ее части и привлекают целенаправленно к этому процессу педагогов дополнительного образования.

Таким образом, год назад в спектре деятельности педагогов дополнительного образования появился такой вид работы как - целенаправленная совместная деятельность с воспитателем по благоустройству семейной группы.

Такая совместная работа педагога дополнительного образования и воспитателя отличается равноправием партнерских отношений. Педагог (воспитатель) и его воспитанники выступают инициаторами благоустройства семейной группы, носителями пожеланий и идей по поводу их реализации.

Так, в результате обращения к педагогам дополнительного образования воспитателя семейной группы № 7 по поводу благоустройства комнаты для мальчиков, была организована совместная коллективная встреча, на которой определились с тематикой и цветовой палитрой, обсудили пожелания воспитателя и воспитанников по элементам наполнения комнаты (фон, картины в технике акварельной живописи, оформительские эскизы и материалы, прикроватные полочки для личных мелких вещиц, покрывала на кровати, шторы, наволочки для подушек).

Работа по благоустройству семейной группы № 7 была спланирована в следующей последовательности:

- тематика благоустройства комнаты для мальчиков (на трои кровати) - «Морская», цветовая палитра в соответствие с тематикой (основные синий и голубые тона, присутствие белого цвета);

- подготовка к окрашиванию и окрашивание стены фоновым тоном (фоновое оформление);

- изготовление и оформление тематических картин в технике акварельной живописи;

- вырезание полочек белого цвета из ламинированного ДСП;

- раскрой и пошив покрывал для кроватей воспитанников;

- пошив штор на окно;

- изготовление и оформление интерьерных подушек, пошив наволочек для подушек.

Далее воспитатель и воспитанники приняли работу, высоко оценили совместные усилия и запечатлели новое оформление комнаты в фото.

Работа предполагала привлечение воспитанников, занимающихся в объединениях дополнительного образования на разных ее этапах для участия в работе и помощи педагогам ДО. Совместно с воспитателями, применяя приемы педагогической поддержки, педагоги ДО развивали в воспитанниках творческую индивидуальность и самостоятельность.

Потребность у детей участия в таких совместных мероприятиях, направленных на оптимизацию их среды, определяет их социальную активность, способность построения определенных жизненных ситуаций и стремления добиваться результата. Совместная деятельность является ориентиром для содержания социального воспитания. Она ориентирует каждого воспитанника на осознание значимости и ценности такого совместного общения. Освоение социального опыта ребенком происходит за счет индивидуализации процесса, а итогом такого участия выступает социальный опыт общения, опыт самостоятельной свободной ориентации в различных сферах деятельности.

В ближайшей перспективе запланирован еще один этап в описанной работе – зонирование пространства комнаты по запросу воспитанников, проживающих в этой комнате. Реализация данного этапа во многом зависит от материальных возможностей ЦССВ.

Дополнительно, хотим сообщить, что начата работа по благоустройству семейной группы № 1. Оформление каминного уголка.

Ноябрь 2022 года




Предварительный просмотр:

Практический инструментарий организации работы студии технического творчества «Мастер на все руки»

Анатолий Анатольевич Ботов,

Педагог дополнительного образования ГБЦ ЦССВ «Наш дом»

г. Москва

Трудовое воспитание и развитие – очень важный и одновременно достаточно сложный компонент воспитательного процесса учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оно направлено на формирование технологических знаний, трудовых умений и, навыков и актуализацию профессиональной направленности личности ребенка, воспитывающегося в условиях ЦССВ «Наш дом».

На наш взгляд, общественно полезный труд, работа в школе и по дому при правильной оценке своих возможностей и имеющегося в распоряжении времени могут доставить большое удовольствие и позволить при этом сэкономить материальные средства. Кроме того, знакомство воспитанников с материалами, методами обработки и принципами организации труда устраняет прямую зависимость мастера на все руки от ряда специалистов (столяр, слесарь, портной, маляр-штукатур), а также создает возможность овладения элементами этих профессий, формирует способность правильного выбора материалов и средств, учит самостоятельно принимать правильные конструктивные решения.

Так, работа с воспитанниками младшего и среднего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в студии технического творчества организуется и осуществляется с учетом принципиально важного сочетания, по нашему мнению, занятий с игрой. Не следует забывать, что игра и игровые задания – это тоже учеба и серьезная работа для воспитанников, лишенных родительского попечительства и имеющих в большинстве своем травматический опыт воспитания. В этой связи элементы игры обязательно должны присутствовать в процессе обучения труду как ребенка младшего школьного возраста, так и в работе с подростками, усиливая положительные эмоции, связанные с процессом труда, а также обеспечивая ощущение успеха от его результата. «Придет время, и элементы игры в труде отомрут, но «на всю жизнь у человека сохранится чувство наслаждения трудом как игрой физических и интеллектуальных сил…».

В рамках комплексной программы социальной реабилитации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях ЦССВ «Наш дом», на наш взгляд, просто необходимо функционирование студии технического творчества для коллектива воспитанников мужского пола младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Рабочая программа студии технического творчества, названная нами «Мастер на все руки», направлена на решение практических и прикладных задач трудового воспитания и развития в целом, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Целями такой программы являются:

  • расширить кругозор знаний воспитанников о различных видах трудовой деятельности;
  • формировать элементарные теоретические и практические представления о новых профессиях в области технического творчества.
  • учить воспитанников применять теоретические и практические знания, трудовые умения и навыки в практике жизни в группах-семьях ЦССВ «Наш дом», быту, самостоятельной жизни;
  • воспитывать трудолюбие, трудовую инициативу и дисциплину.

Разделы и темы программы представлены теоретическими и практическими занятиями, которые предусматривают комбинированные занятия по сообщению новых знаний практическое повторение, тренировочные упражнения, индивидуальные и подгрупповые трудовые поручения, самостоятельные виды работы, творческие задания. При этом, занятия по дополнительному образованию в рамках студии технического творчества выстраиваются, опираясь на знания воспитанников, полученные ими в процессе обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида, на уроках математики, развития речи, чтения, биологии и географии, истории, рисования, технологий (швейное дело, столярное дело, слесарное дело).

Учитывая специфику и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья, опираясь на возрастные показатели, педагог варьирует виды деятельности и дозирует объем материала, так как исследования педагогов и психологов показывают, что у детей с нарушениями интеллекта нарушен процесс восприятия, резко ограничен запас знаний и представлений об окружающей действительности. Интерес к окружающему миру у этих детей невелик, зачастую полностью отсутствует.

Индивидуальный и дифференцированный подход способствует адекватной реализации потенциальных возможностей воспитанников, установлению доверительных отношений во взаимодействии с педагогом, что в свою очередь благоприятно сказывается на системе коррекционно-воспитательной работы студии дополнительного образования.

В подгруппы для занятий (5-6 человек) по дополнительному образованию зачисляются дети 1-9 классов в возрасте от 8 до 15 лет, заинтересованные в организации самостоятельной трудовой деятельности, а также воспитанники, нуждающиеся в дополнительных занятиях по технологиям (по рекомендации учителей технологии, классных руководителей, воспитателей).

Систематические занятия (из расчета 2 часа в неделю для каждой подгруппы), их целенаправленность, различные формы работы, вариативность педагогических методов и приемов способствуют успешному решению основных задач по формированию практических умений и навыков, задач воспитательной работы и задач реабилитационного досуга.

Тематика занятий позволяет проводить с детьми подгрупповые (преимущественно) и индивидуальные занятия.

Перечень тем не является обязательным. Педагог, исходя из материально-технической базы ЦССВ «Наш дом» и уровня подготовленности воспитанников, вправе заменять темы по своему усмотрению, варьировать их как по объему, так и по содержанию. Нередко тематика занятий определяется потребностями подразделений ЦССВ «Наш дом» (праздничные декорации, информационно-методические стенды, необходимость ремонтирования и др.). Данные виды работ, наполненные общественно-полезной значимостью, выполняются детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, с особой ответственностью и старательностью.

Содержание работы обусловлено особенным этапом развития мышления младших школьников и подростков с ограниченными возможностями здоровья как чувственно-предметного познавательного действия, сочетающегося с неизжитой еще потребностью в игре.

На начальной ступени занятий студии технического творчества содержание работы по программе включает:

  • умение, привычку, стремление подходить к каждому изделию как к продукту труда;
  • умение применять в труде знания, полученные при изучении предметов школьного обучения:
  • наличие опыта выделения, переноса и материализации начальных знаний, умений в создании изделий из разных материалов с применением простейших (ручных) инструментов, умственных и физических усилий;
  • умение связывать свой трудовой опыт с предметным и производственным окружением, с трудом старших;
  • умение организовать труд на своем рабочем месте и в подгруппе.

В итоге реализации программы воспитанники оформляют выставки творческих работ, принимают активное участие в общественных мероприятиях, участвуют в конкурсах и фестивалях. Педагогом студии технического творчества планируется и разрабатывается открытое занятие с подгруппой воспитанников для членов методического объединения дополнительного образования, учителей-технологий, воспитателей и специалистов. Вместе с тем, готовится материал по обобщению опыта работы студии технического  творчества.

  Необходимыми условиями реализации программы выступают:

  • Наличие необходимых условий для занятий: мастерская, оборудованная станками и оснащенная необходимыми инструментами и материалами; материалы и заготовки для выполнения поделок и изделий.
  • Комплектование подгрупп воспитанников по запросу воспитателей, по интересам воспитанников, а также с учетом их психологической совместимости.  
  • Соблюдение этапности и последовательности (по принципу от простого к сложному) в выполнении задач, поставленных программой

Методические источники:

Нормативно правовые документы:

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

- «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. и план мероприятий по её реализации» (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р)

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с последующими изменениями)»;

- Закон города Москвы от 28 апреля 2010 г. № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»;

-Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22сентября 2021 г. № 652н);

- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление Главного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №2);

- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28);

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

- Приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 г. N 1601 г. «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;

- Приказ Департамента образования города Москвы «О внесении изменений в приказ департамента образования города Москвы от 31 января 2017г. № 30

- Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей»;

- Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Письмо Минобрнауки России от 29 марта 2016 года №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом из образовательных потребностей);

- Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).

- Устав ГБУ ЦССВ «Наш дом».

Основной список литературы:

  1. Бастанов В.Г. 300 практических советов. - М., 1992
  2. Васенков Г.В. Формы и методы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся в новых экономических условиях // В сб. Инновация в Российском образовании (коррекционная педагогика). М.: 1999. – 80-95с.
  3. Вишневская В.М. Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии. - Петрозаводск, 1981
  4. Голубева Н. Аппликации из природных материалов. - М., 2002
  5. Домашние ремесла. - М., 1993
  6. Крючков А.Ф. Общественно полезный, производительный труд. - М., 1984
  7. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 1989
  8. Маркуша А. Книга для сыновей и для пап. – М., 1990
  9. Мирский С.Л. Трудовая подготовка учащихся и выпускников вспомогательных школ в новых экономических условиях //Дефектология. – 1994. - №4. – с.23
  10.  Ниппель Ф. Мастер на все руки. - М., 1993
  11.  Нарциссов В.С. Плотничные и столярные работы. - М., 1961
  12.  Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: Опыт и проблемы. – М., 1997
  13.  Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М., 1984
  14.  Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М., 1984
  15.  Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. М., 2005
  16.  Трудовое обучение в начальных классах. Пособие для учителей. – М., 1978
  17.  Хорст Х. Мебель своими руками. – М., 1993
  18.  Использование электронных ресурсов по направлению деятельности. Наиболее часто используемые сайты:

Pedsovet.ru

Stranamasterov.ru

Академия творчества своими руками

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http:/festival.1 september.ru/

Сайт «Департамент социальной защиты г. Москвы

http:// www.dszh.ru

www.proforientator.ru/test



Предварительный просмотр:

Из опыта работы творческой лаборатории Центра содействия семейному воспитанию как реабилитационного пространства для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Елена Александровна Хаба,

Наталья Викторовна Шик,

Анатолий Анатольевич Ботов,

педагоги дополнительного образования

ГБУ ДТСЗН г. Москвы

ЦССВ «Наш дом»

 

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений – сложный и многогранный процесс, подразумевающий как возможности материально-технического и информационно-технологического обеспечения, так и возможности образовательной и реабилитационной среды.

В условиях Центра содействия семейному воспитанию «Наш дом» (далее ЦССВ) на достижение и поддержание оптимального физического, психологического, социального здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) и инвалидностью, направлен процесс социокультурной реабилитации, обеспечивающий возможность изменить жизнь детей в сторону повышения ее качества. При этом целевая организация реабилитационного досуга для воспитанников с ОВЗ и инвалидностью способствует их привлечению к социально-значимой и общественно полезной деятельности, формирует доверие к взрослому, а, следовательно, и позитивное отношение к жизни и миру. В ЦССВ примером такого целевого конструкта, созданного силами педагогов дополнительного образования, стала творческая лаборатория как реабилитационное пространство для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе воспитанников с ОВЗ и инвалидностью.

Целью создания творческой лаборатории в условиях ЦССВ «Наш дом» стала необходимость и актуальная потребность воспитанников в формировании условий для развития способности воспитанников ЦССВ «Наш дом» к самопознанию, к самореализации средствами художественного, технического, театрального и анимационного творчества совместно со взрослыми.

Работа творческой лаборатории по тематическому проекту организуется и реализуется в индивидуально-подгрупповом формате, когда преимущественно присутствуют моменты подгрупповой работы, однако – ряд заданий выполняется воспитанниками индивидуально под контролем и с помощью взрослого. Включение как индивидуальной, так и подгрупповой видов работы позволяет воспитанникам, с одной стороны, добиваться индивидуальных успехов, с другой - развивает навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности. Воспитанники, принимающие участие в работе, имеют возможность включаться на разных этапах реализации проекта, а в итоге продемонстрировать свои достижения перед сверстниками и друзьями, педагогами и администрацией в виде презентации. В данном случае, оценка друзей и значимых взрослых – обязательна и очень важна. Ее влияние на самооценку ребенка – бесценно: когда актуализируется социальная сфера – «воспитанник самоутверждается»; когда актуализируется творческая сфера - «я чувствую себя творцом».

Такие отечественные исследователи как Ю.С. Моздокова и А.В. Лебедев определяют реабилитационный досуг как комплекс мероприятий, главной целью которых является оказание помощи ребенку с ОВЗ в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальном взаимодействии. При этом социокультурная среда организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это особое реабилитационное пространство, где живут и воспитываются дети, имеющие травматический опыт от разлуки или потери, опыт депривации, опыт разрушенной привязанности, опыт длительного лечения соматических и психических нарушений. В этой среде «раненая» личность ориентирована не на значимого взрослого, а преимущественно на себя, когда необходимо сохраниться в целях достижения субъективного ощущения безопасности и выжить. Потребности развиваться, учиться, заниматься творчеством – вторичны, и не всегда могут актуализироваться без специальной помощи и поддержки взрослых. Специалисты ЦССВ используют возможности реабилитационного досуга, чтобы, учитывая дефициты базовых потребностей максимально актуализировать потребности высшего порядка. Мы имеем ввиду, что, сформировав принимающие и доверительные отношения с воспитанниками, специалисты используют средства дополнительного образования, чтобы сформировать мотивацию участвовать в деятельности, быть успешным, получать и самостоятельно применять в своей жизни знания, умения и навыки, приобретенные в сотрудничестве с взрослыми.

Реабилитационным ресурсом для воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, бесспорно, выступает художественно-творческая деятельность, организованная и реализуемая в Центре содействия семейному воспитанию посредством студий дополнительного образования. По сути, художественное и техническое творчество обладает такой амплитудой возможностей, что в условиях грамотной организации и под руководством чуткого педагога способна обеспечить успешность и продуктивность, практически, каждому ребенку. В настоящее время находкой педагогов дополнительного образования для организации интересного, разнопланового реабилитационного досуга детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, стала анимация.

Анимация (произошло от французского «animation»: оживление, одушевление) - один из эффективных инструментов развития, воспитания и реабилитации ребенка.  Опыт создания детьми собственного мультфильма – это игра, позволяющая думать и говорить образами, воспринимать и понимать, как себя, так и окружающий мир.

Процесс создания мультфильма в условиях ЦССВ – это диалог ребенка, имеющего трудный жизненный опыт, и тех взрослых, которые имеют отношение к его личной истории и актуальному воспитанию (кровный родитель или родственник, воспитатель, повар, замещающий родитель, специалист ЦССВ, представитель администрации). Такой диалог отражает характер взаимодействия внутреннего мира ребенка и мира окружающей действительности.

Замысел о проекте по созданию анимационного фильма возник в рамках творческой лаборатории благодаря многолетнему опыту сотрудничества творческих объединений дополнительного образования и воспитателей семейных групп. За последние два года большинство совместных мероприятий, представленных в формате видеоматериалов, демонстрируют активность воспитанников, их смелость и инициативность в выражении своих мыслей и чувств через различные виды предметной и художественно-творческой деятельности. Сами дети подали идею записывать видео, отражающее процесс работы в мастерских, снимать на камеру результаты художественного и технического труда, а затем соединять полученные материалы в единый сюжет. Так, под руководством взрослых, педагогов дополнительного образования и членов педагогического коллектива семейных групп ЦССВ в рамках деятельности творческой лаборатории родилась идея разработки и реализации проекта по созданию анимационного фильма силами взрослых и детей, в том числе детей с ОВЗ и инвалидностью.

Идеи детей и возможности взрослых соединились в социально-педагогический проект – как специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый группой воспитанников комплекс действий по решению конкретной задачи. В результате таких совместных последовательных действий получился продукт, обладающий объективной и субъективной новизной и имеющий практическую значимость и личностную ценность для каждого воспитанника.

Целью проекта по созданию мультфильма «Веселые осьминожки «Нашего дома» является обоснование роли анимации в организации реабилитационного досуга детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе воспитанников с ОВЗ и инвалидностью.  

При этом, учитывая результаты исследований отечественных педагогов, дефектологов и психологов, взрослые целенаправленно учитывают особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, опираются на их индивидуальные и возрастные возможности. Очевидно, что, решая социально-ориентированные и коррекционно-развивающие задачи, нельзя не учитывать специфику развития детей с задержками и дефицитами развития.

Тем не менее, многолетний опыт работы творческих объединений дополнительного образования ЦССВ «Наш дом» показывает, что воспитанники Центра, в том числе воспитанники с ОВЗ и инвалидностью, мотивированы на занятия в творческих объединениях дополнительного образования, с желанием включаются в различные виды деятельности под руководством взрослого, осознают и гордятся результатами своего труда, с удовольствием участвуют в конкурсах, фестивалях, выставках.

В этой связи задачами проекта по созданию мультфильма выступают как образовательные и коррекционно-развивающие, так и воспитательные: 

- ознакомление учащихся с основными видами мультипликации (рисованная, пластилиновая, предметная, анимация с сыпучими материалами), формирование навыков работы с ПК и цифровым фотоаппаратом;

- коррекция и развитие мелкой моторики рук, целостного восприятия и образного мышления;

- воспитание у воспитанников стремления выразить свои чувства, переживания и способности в творческой деятельности.

Являясь частью реабилитационного досуга, анимация привлекает добровольностью выбора ее различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в ней творческую и созерцательную, производственную и игровую деятельности. Неслучайно анимацию используют как метод реабилитации детей через игру, творчество и радость для преодоления проблем психомоторного, когнитивного и речевого развития.

 Опыт создания собственного мультфильма - это игра, позволяющая ребенку думать и говорить образами, понимать себя и окружающий мир, это коммуникация с помощью изобразительных средств. Собственный рисунок, который может показаться ребенку «некрасивым», неудачным, на экране и в контексте коллективного творческого продукта приобретает особую ценностную значимость. У неуверенного в своих силах ребенка формируется чувство собственной значимости. Это помогает компенсировать недостатки и трудности в общении.

Мы решили, что наш мультфильм будет детским, развлекательным, аппликационным, короткометражным. Создавали мы его в технике «перекладки». За основу сценария мы взяли юмористическое стихотворение Эдуарда Успенского «Разноцветная семейка», в котором рассказывается о роли мамы и о том, как папы-осьминоги перепутали своих детей.

В начале создания мультфильма мы нарисовали героев, разукрашивали их и вырезали. Затем на большом листе бумаги нарисовали декорации и разукрашивали красками фон, на котором будет сниматься мультфильм. В итоге проект по созданию мультфильма сложился из ряда последовательных этапов:

1. Этап создания сценария, который может быть реализован в двух направлениях:

• использование готовых художественных произведений (рассказы, сказки, стихи с познавательной идеей и т.п.);

• сочинение авторского сюжета (как по замыслу педагога, так и по сюжету рассказа ребенка или продукту совместного творчества коллектива детей и взрослых).

На этом же этапе обсуждается количество и характерные образы героев (главных и второстепенных ролей).

2. Этап обсуждения и изготовления героев будущего мультфильма в соответствие со сценарием из разных доступных материалов. На этом этапе не только создаются фигуры героев, но и проговаривается их характерные черты, особенности движения и пластики. Здесь же присоединяется необходимость обсуждения декораций и оформительских материалов для сцены, на которой происходит действие.

3. Этап раскадровки. Этот этап представлен своеобразным планом мультфильма, где участники творческой лаборатории в карандаше, без акцента на эстетику, делают зарисовку будущих сцен и уточняют их последовательность (как бы мысленно проигрывают мультфильм в голове и переносят на бумагу, чтобы ничего не упустить).

4. Этап подготовки рабочего места и оборудования для фотосъемки. Для реализации этого этапа требуется:

• цифровой фотоаппарат;

• штатив (без штатива мультфильм отснять не получится), высота которого предпочтительно должна быть такой, чтобы ребенок в экране фотоаппарата видел ту картинку, которую снимает;

• постоянное искусственное освещение, поскольку, когда используется фотовспышка или естественный свет, то на кадрах заметны колебания;

• детский стол, где располагается сцена, чтобы детям было удобно управлять процессом передвижения и перекладывания героев, а также перестановкой элементов сцены;

• микрофон для этапа озвучивания ролей;

5. Этап съемочного процесса. На этом этапе важно показать детям, что плавности движений героев мультфильма можно добиться лишь тогда, когда на сцене герой совершает очень малые передвижения. Потренировавшись воспитанники на общем фоне сцены разместили персонажей стихотворения, начали двигать фигурки и каждое их движение снимали на цифровой фотоаппарат.

6. Этап монтажа отснятого материала. Для этой цели используем программы «Power Point», «InShot», «Audacity». Затем мы заканчивали обработку снятых кадров «Movie Maker».

7. Этап озвучивания ролей. На этом этапе подбирается звуковая дорожка – это реплики героев. Этот этап состоит из многократных повторений реплик, чтобы в дальнейшем выбрать наиболее удачный вариант. «Главное – не лишить ребенка радости от процесса, создаем для каждого героя свой авторский файл».

8. Этапа монтажа звука. Когда вся видеодорожка смонтирована, приступаем к подбору мелодий для фона. На этом этапе вставили снятые кадры и соединили их с озвучиванием.

Ожидаемые результаты проекта по созданию анимационного фильма - успех участников творческой лаборатории в виде реализации поставленных задач, успешная премьера анимационного фильма и отзывы коллег, признание зрителями и положительная оценка экспертов. На сегодняшний день работа по созданию мультфильма завершена, реализованы поставленные задачи в соответствие с запланированными последовательными этапами, успешно прошла презентация анимационного фильма «Веселые осьминожки «Нашего дома» для аудитории детей и взрослых ЦССВ «Наш дом». Получены положительные отзывы коллег и признание детской аудитории. В планах оформить проект и представить его для оценки экспертов на конкурс.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что в условиях ЦССВ применение современных технологий анимации позволяет решать и разнообразные прикладные задачи:

- помогает в организации интересного разнопланового досуга, в преодолении социально-психологической изолированности;

- содействует социальной реабилитации и интеграции, самовыражению и самореализации воспитанников с ОВЗ;

- способствует оптимизации неблагоприятных функциональных состояний, заряжая детей положительными эмоциями и даря возможность позитивно воспринимать окружающую реальность;

- создает благоприятное социальное окружение силами педагогов дополнительного образования, воспитателей, сотрудников центра.

Занимаясь в творческой лаборатории, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети с ОВЗ и инвалидностью, получают возможность живого общения, обретают принятие и поддержку, уверенность в своих возможностях и умение радоваться своим успехам и успехам других. Организация содержательного целевого досуга в процессе создания анимационного фильма способствует не только раскрытию творческого потенциала воспитанников Центра, но и восстановлению утраченных способностей к деятельности. А как показывает опыт работы анимационная деятельность по созданию мультфильма является эффективным средством реабилитации.

Список литературы:

  1. Анофриков П. Принципы организации детской мультстудии. - М., Искусство в школе, 2009.
  2. Велинский Д.В. «Технология процесса производства мультфильмов в технике перекладки» (методическое пособие) -  Новосибирск, 2008.
  3. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В., Муравьева Ж.В. Организация досуга детей с ограниченными возможностями здоровья средствами социально-культурной анимации //Современные проблемы науки и образования – 2016 – № 6.
  4. Мелик-Пашаев А.А., А.А. Адаскина, Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, Н.Ф. Чубук «Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей» /Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ/ - Психологический институт РАО. - Дубна, Феникс плюс, 2009.
  5. Мелик-Пашаев А.А., З.Н. Новлянская, «Художник в каждом ребенке» – М., Просвещение, 2009.
  6. Петров А.А. Классическая анимация. Нарисованное движение. Учебное пособие. - М.: ВГИК, 2009.
  7. Саймон М., «Как создать собственный мультфильм». - М., «NT Пресс», 2006.
  8. Тихонова Е.Р. «Рекомендации по работе с детьми в студии мультипликации»// Издание второе. Переработанное и дополненное. - М., 2011.
  9. Чеппел Д. «Создаем свою компьютерную студию звукозаписи». -  М., «ДКМ», 2005.


Предварительный просмотр:

Формирование навыков творческого труда у воспитанников Центра содействия семейному воспитанию в рамках студии технического творчества «Мастер на все руки»

Анатолий Анатольевич Ботов,

педагог дополнительного образования ГБУ ЦССВ «Наш дом»

г. Москва

Каждый человек повторяет весь путь, пройденный человечеством за многие миллионы лет. И пусть мы минуем великую эту дорогу в считанные годы, все равно начинать приходится с самого начала – подниматься на ноги, осваивать первые робкие шаги, учиться владеть собственными руками, произносить нужные слова …

Давно не секрет, что наше время, время XX и XXI вв., отмечено величайшими успехами химии, взлетом биологии, прекрасными достижениями множества многих областей знания. И именно потому, любая попытка каждым человеком охватить или хотя бы кратко коснуться всего – несостоятельна. Как говорил К. Прутков, «нельзя объять необъятное». При этом остается очевидным, что тот, кто, освоив законы высшей математики, свободно ориентируясь в современных физических законах и других областях научных знаний, с пренебрежением поглядывает на простой молоток и считает ручной труд недостойным занятием, прежде всего, обкрадывает себя.

Так, программой студии технического творчества «Мастер на все руки», предусматривается получение воспитанниками ЦССВ «Наш дом» знаний и приобретение практических умений в области ручного труда: работ с деревом, жестью, синтетическими материалами, тканью и кожей, пластилином и глиной, бумагой и картоном, природным материалом.  Пусть под рукой ребенка будет некоторый запас проверенной, надежной житейской информации, которую он получил в процессе обучения в студии «Мастер на все руки» под руководством педагога дополнительного образования.

«Понадобится – возьмет …». При этом всякий практический совет, всякое практическое умение обладает не только собственной ценой и силой, но и будит творческую мысль, наталкивает ее на новые, неожиданные, но очень нужные решения. Всякое знание обладает замечательным свойством порождать новое знание.

Таким образом, вооружив воспитанников знаниями, можно приступать к формированию навыков творческого труда. Рассматривая данное понятие в рамках работы студии технического творчества, нами выделяются следующие этапы работы:

  • формирование этического и эстетического отношения к действительности, т.е. способности вкладывать в «продукт труда» элементы одушевленности и высокой значимости;
  • формирование и совершенствование умений и навыков ручного труда с использованием инструмента мастера;
  • развитие воссоздающего и творческого воображения, а следовательно, формирование готовности воспитанников к творческому воплощению мысли.

Достижению поставленной цели служит не только образовательная деятельность педагога дополнительного образования, но и воспитательная работа в процессе кружковой деятельности с воспитанниками, которая направлена на решение следующих задач:

  • формировать нравственные понятия и убеждения;
  • воспитывать у детей внутреннюю потребность трудиться, соблюдая трудовую дисциплину;
  • формировать положительные качества личности: целеустремленность, творческую инициативу, организованность, отзывчивость;
  • преодолевать отрицательные черты в характере и поведении воспитанников, благодаря работе в коллективе;
  • развивать индивидуальные художественно-творческие способности.

В условиях организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, коим является ЦССВ «Наш дом», задачи воспитания входят в число наиболее непростых. Травматический опыт, опыт нарушенной привязанности и депривации, обусловливают нарушения эмоционально-волевой сферы и способности к отвлеченному мышлению, ухудшают формирование относительно сложных социальных понятий и осознанного поведения, затрудняют беспрепятственное решение задач, связанных с творчеством.

Особая трудность такой работы связана со значительной неоднородностью воспитанников одной группы как в отношении возраста, так и их интеллектуального и эмоционально-волевого статуса. Таким образом, индивидуальный и дифференцированный подход к формированию навыков творческого труда необходим в той же мере, что и в процессе воспитательной работы.

Многолетний опыт работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителе, показывает, что в работе педагога дополнительного образования целесообразно применение следующих методов, разработанных педагогикой и психологией:

  1. Методы формирования нравственного сознания.
  2.  Методы формирования общественных норм поведения.

В работе студии технического творчества широко используются следующие методы, относящиеся к первой группе:

  • рассказ (или объяснение) на определенную тему;
  • этическая беседа;
  • самостоятельная работа воспитанников, опираясь или ориентируясь на образец педагога.

Ко второй группе методов относятся:

  • приучение;
  • упражнение;
  • личный пример педагога дополнительного образования.

Рассматривая содержание и организацию работы педагога дополнительного образования, мы остановимся на приемах и методах, в наибольшей мере характерных и продуктивных для формирования навыков творческого труда воспитанников ЦССВ.

Этические беседы

Такие беседы, проводимы перед началом выполнения работ, способны зародить способность этического и эстетического отношения к действительности у воспитанников ЦССВ. К таким беседам педагог готовится специально, отражая их темы в программе студии технического творчества. Однако нередко беседы возникают в связи с каким-либо конкретным случаем. Это могут быть положительные или отрицательные нравственные поступки воспитанников конкретных группы. Умело отобранный материал, положительные и отрицательные примеры отношения к труду, к товарищам по учебе и работе делают этическую беседу эффективной с воспитательной точки зрения. Любая этическая беседа должна быть эмоциональной.

Этическая беседа должна проходить живо, непринужденно, в атмосфере доверия и доброжелательности, затрагивая интересы воспитанников. Следует заметить, что не все случаи школьной жизни целесообразно делать предметом группового обсуждения. Нередко беседа по поводу отрицательных качеств личности того или иного ученика может быть только индивидуальной. Очень важно правильно выбрать время и место для такой беседы.

 Этическая беседа не должна действовать угнетающе на детей. Важные результаты беседы - приподнятое настроение, стремление воспитанников лучше трудиться, быть внимательнее друг к другу. Воспитательные методы и приемы, которые применяет педагог дополнительного образования, более действенны, если он опирается на коллективное мнение воспитанников. Коллективное мнение формируется, прежде всего, под влиянием отношения детей к данному виду трудовой подготовки. Оно во многом зависит от организации трудового обучения и от взаимоотношений, сложившихся между воспитанниками группы, между педагогом дополнительного образования и воспитанниками.

Воспитание личным примером

Нравственное воспитание на положительных примерах поведения - один из наиболее конкретных и убедительных методов воспитательной работы в условиях школы-интерната. Этот метод основан на склонности детей к подражанию. В школьных условиях учащиеся младших классов подражают своим товарищам по группе, старшеклассники — учителям и другим работникам школы. На формирование поведения школьников оказывают влияние поступки героев известных им кинофильмов и литературных произведений.

В учебно-трудовой группе, как и в классе, устанавливается система личных взаимоотношений учащихся. В этой системе отдельные школьники пользуются различным авторитетом. Примером для подражания обычно служат учащиеся, которые пользуются наибольшим авторитетом и способностями, имеющие опыт индивидуальной творческой работы. Поэтому, используя метод примера в нравственном воспитании, учителю прежде всего необходимо организовать поведение тех школьников, которые оказывают влияние на своих товарищей по группе. Обычно это учащиеся, для которых характерны общительность, самостоятельность, уравновешенный характер, физическая сила, хорошие трудовые умения и навыки.

Такой метод позволяет сформировать и совершенствовать умения и творческие навыки ручного труда с использованием инструмента мастера;

Во многих случаях поведение авторитетных в трудовой группе школьников можно исправить, формируя у них интерес к какому-либо конкретному делу, например поручая отдельные виды работ, изучаемые по данному виду труда (наиболее интересные для учащихся операции столярного, слесарного и токарного дела).

Внимание педагога должно быть обращено не только на особо авторитетных школьников, но и на всех остальных учащихся группы. Сильное воспитательное средстве — личный пример педагога. Школьники постоянно наблюдают, как педагог ведет себя на занятиях, как реагирует на те или иные поступки, относится к своему делу и т. п.

Авторитет педагога дополнительного образования во многом определяется его отношением к учащимся. Оно должно быть доброжелательным даже в том случае, когда учитель делает замечание нарушителю дисциплины. Необходимо быть справедливым в оценке поведения и работы школьников, убедительно разъяснять (мотивировать) эти оценки. Нельзя намеренно или по невниманию не замечать проступки учащихся или оставлять невыполненными свои требования к школьникам. Если педагога можно обмануть или не подчиниться ему, то авторитет такого учителя обычно бывает низким. Большое влияние на авторитет педагога по кружковой работе оказывает уровень его мастерства в том виде труда, по которому ведется обучение, технический кругозор, общая культура, педагогический такт, а также справедливость в предъявляемых к учащимся требованиях. Завышенные требования создают у школьников неуверенность в своих силах и ухудшают их отношение к труду. Заниженные требования, как правило, приводят к халатности в работе учащихся, воспитывают у них отрицательные качества личности. Таким образом, требования педагога к воспитанникам должны быть справедливыми и, оптимальными, учитывающими их индивидуальные возможности.

Таким образом, за период работы в мастерской нами были апробированы различные методы работы по формированию навыков творческого труда. А именно, велась работа по формированию этического и эстетического отношения к окружающей действительности, по совершенствованию навыков ручной умелости, актуализации способностей к творческому воображению.

В дальнейшем планируется продолжить работу по поиску путей формирования воссоздающего и творческого воображения воспитанников ГБУ ЦССВ «Наш дом», как одного из этапов работы по формированию навыков творческого труда, посредством работы студии технического творчества «Мастер на все руки».

 

Январь 2021 года