Проект " Сторителлинг- интерактивный метод работы с детьми "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_storitelling_ibragimovoy_a.r.docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Чтобы научиться говорить, надо говорить».
М.Р.Львов
Введение
Проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании. Педагоги в своей работе используют самые разнообразные методы, формы и технологии для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения. Однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо, например, придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории. У детей недостаточно развито воображение, поэтому дети затрудняются при составлении различного рода рассказов.
Актуальность проекта:
Для чего детям нужны сказки, истории, мультики и фильмы? В первую очередь для того, чтобы передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях, совершенствовать воображение и пробуждать эмоции. Это необходимо для развития человека. По сути, любая из этих форм повествования является направлением сторителлинга. Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Сторителлинг помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, свои силы.
Педагогический сторителлинг как техника подачи познавательной информации выполняет следующие функции: наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая.
Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.
1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
2. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.
3. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность;
4. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг - это замечательный метод преподавания.
Гипотеза проекта:
За основу исследования была положена первая годовая задача: « Повысить качество образовательного процесса в ДОУ через внедрение современных технологий»
Технология сторитейллинга позволяет;
Разнообразить образовательную деятельность с детьми;
Заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
Научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
Обогатить устную речь дошкольников;
Облегчить процесс запоминания сюжета.
Новизна
Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподавания любого материала.
Познавательно-речевое, творческое и социально-коммуникативное развитие дошкольников, посредством внедрения инновационной технологии сторителлинг в образовательный процесс.
Задачи проекта.
Образовательные: Внедрение инновационной педагогической технологии сторителлинг в образовательный процесс ДОУ.
Развивающие: Развитие всех сторон устной речи, познавательного интереса детей, творческого и логического мышления, социальных навыков посредством применения технологии сторителлинг;
Воспитательные: Воспитывать внимание, целеустремленность, устойчивый интерес к занятию.
Оздоровительные: Укреплять здоровье детей, используя, комплексы здоровьесберегающие технологий, благотворно влиять с помощью сторителлинга на эмоциональные состояние и психическое развитие детей.
Организация взаимодействия с семьями воспитанников на основе совместной деятельности дети – родители – педагоги с применением технологии сторителлинг;
Цель и задачи настоящей работы определили выбор методов проекта:
Наглядный
Практический
Словесный
Формы работы: беседа, совместная деятельность родителей и детей.
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Тип проекта: познавательно-речевой и творческий;
Продолжительность проекта: сентябрь 2022 – май 2023
Варианты решения проблемы
Внедрение технологии Сторителлинг в образовательный процесс – поможет активизировать познавательно-речевую деятельность дошкольников, эффективно донести информацию, лучше ее усвоить, развить их коммуникативные умения, способствовать развитию воображения, творческой деятельности.
Сторителлинг поможет объединить детей и родителей, а так же выявить проблемы во взаимоотношении и воспитании.
Сторителлинг даст возможность выявить талантливых детей.
Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.
Основные социально-значимые результаты:
Эффективное внедрение технологии сторителлинг в образовательный процесс ДОУ;
Повышение уровня познавательно-речевого, творческого, социально-коммуникативного развития дошкольников;
Выявление и поддержка талантливых детей;
Организация взаимодействия с родителями воспитанников, повышение педагогической компетентности.
Разработка методических рекомендаций по применению технологии «Сторителлинг» в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Повышение профессиональной компетентности педагогов.
Стратегия реализации проектной идеи:
1 этап. Организационно- подготовительный этап . (сентябрь)
2 этап. Основной. Реализация проекта.(октябрь- апрель)
3 этап. Обобщающий. (май)
Организационно- подготовительный этап (сентябрь)
Изучение , анализ и обобщение методической литературы по теме
« Старитейллинг»;
2.Определение содержания деятельности всех участников проекта;
3.Создание психолого-педагогических условий формирования диалоговой речи у воспитанников на основе игровой совместной деятельности;
4.Создание образовательной ситуации и игровой среды;
Разработка консультаций и бесед для родителей на тему «Старетейллинг и его значение для детей»
Основной. Реализация проекта (октябрь- апрель)
Совместная деятельность детей и педагога:
1.Проведение тематической беседы с детьми с использованием наглядного материала
2. Совместная практическая деятельность детей и педагога;
3. Чтение детям художественной литературы с использованиет технологии «Старитейллинг»
4.Проведение тематических бесед с использованием наглядного материала;
Обобщающий (май)
Мониторинг речевого развития дошкольников,
- анализ и оценка результатов проекта.
- Определение новых перспектив.
План реализации проекта
Мероприятия | ||
ОКТЯБРЬ | ||
Чтение художественной литературы: М. Волошин «Осенью», К. Коровин «Белка», А. Ремизов «Хлебный голос», Н. Станчев «Осенняя гамма». Рассматривание сюжетных картин. Коллективная аппликация «Осенняя история». Этюды на выразительность движений «Покажи историю» Игра «Ленточки историй» | ||
Работа с родителями: наглядная информация «Что такое сторителлинг?» | ||
НОЯБРЬ | ||
Чтение художественной литературы: стихотворение С. В. Коноваленко «Времена года», Дидактические игры по развитию речи «Закончи предложение» , «Где я был?», «Скажи какой», «Это правда или нет?», «Куда бежать?». Осенняя сказка. Выполнение сказочных историй по образцу с помощью мнемотаблиц, театральных атрибутов, музыкального озвучивания инструментами. Свободное рисование своего «Я» (словами, предметами-ассоциациями, красками) – «Автопортрет». Режиссерская игра по сочинению своего героя «Однажды…». | ||
ДЕКАБРЬ | ||
Бумажная история «Как я узнал, что….» Сторителлинг на основе повествования по теме (придумываем концовку истории) «Кубики историй». Сюжетная аппликация нетрадиционными техниками «Новогодние истории в картинках». Режиссерская игра «Новогодняя ночь» | ||
Работа с родителями: оказание помощи в подборе дидактического и наглядного материала по темам проекта. | ||
ЯНВАРЬ | ||
Дидактические игры по развитию речи «Закончи», «Придумай рассказ», «Подскажи словечко», «Медвежонок и ослик разговаривают по телефону», «Разные слова», «Куб: природа и я». Игры-драматизации по сказкам «Теремок», «Путешествие капельки», «У слоненка день рождения». Игры, инсценировки на основе пальчиковой терапии «Волшебные слова». Сторителлинг на основе сценария. | ||
ФЕВРАЛЬ | ||
Чтение художественной литературы: П. Бажов «Серебряное копытце» Составление рассказов: «Каким должен быть друг?», «Добрые поступки». Пересказ сказки. «Заяц хвастун». Театр игрушек, инсценировка ситуаций «Если ….то….» Сказочная мозаика «Картинка из книжки». Сюжетное рисование «Моя история». Работа в парах по созданию живых картинок – режиссерская игра. Сторителлинг на основе повествования по теме (придумываем концовку истории с постановкой проблемы) с использованием макета. | ||
Работа с родителями: практическое занятие «Придумывайте вместе с детьми». | ||
МАРТ | ||
Чтение художественной литературы: «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках» Р. Сеф, «Заплатка» Н. Носов, «Я спас Деда Мороза» С. Георгиев, «Разгром» Э. Успенский, «Каждый свое получил», обр. М. Булатова. Дидактические игры по развитию речи «Как медвежонок катался на машине», «Кто позвал?», «Какое слово заблудилось?», «О чем еще так говорят?», «Я начну, а ты продолжи…». Составление рассказов по серии сюжетных картин «Как звери спасли ежика», «Как ежик выручил зайца», на предложенный сюжет. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций (способ решения проблемы с наилучшим выходом из ситуации) | ||
Работа с родителями: оказание помощи в создании мультфильма на основе технологии сторителлинг. | ||
АПРЕЛЬ | ||
Беседы по тематике: «Моя Родина», «Герои земли Подпорожской», «Достопримечательности города», «Животные родного края», «Свирские берега». Заучивание стихотворений о родине. Чтение художественной литературы: вепские сказки. Рассматривание фотографий родного города, страны. Продуктивная деятельность Рисование: «Моя улица», «Мой город», «Детский сад», «Природа родного края». Аппликация: «Дом, в котором ты живешь». Составление описательных рассказов «Родной город», «Наш детский сад». Показ мультимедийных презентаций «Природа родного края», «Мой город», «Нижне-Свирский государственный заповедник». Сторителлинг на основе проблемных ситуаций (способ решения проблемы с наилучшим выходом из ситуации). | ||
Работа с родителями: совместное создание сборника историй. | ||
МАЙ | ||
Сказка «Сочиняем сказку сами». | ||
Работа с педагогами | ||
Педагогическая гостиная «Сторителлинг - как метод развития речи и творчества детей». |
Продукт проекта:
Система упражнений для обучения детей навыкам рассказывания по сюжетным картинам.
Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей при рассказывании по картинам
Модели рассказа.
Ожидаемый результат:
Апробирована система упражнений для обучения детей навыкам рассказывания по сюжетным картинам.
Повышение уровня развития связной речи у детей при составлении рассказов по картинам.
Критерии оценки проекта: в проекте участвовало 100% детей и родителей старшей группы.
Сравнительная характеристика показателей диагностики связной речи детей при рассказывании по сюжетным картинкам на подготовительном и итоговом этапах показала, что:
на подготовительном этапе 40% детей показали высокий уровень умения рассказывать по сюжетным картинам, 50% - средний уровень, 10% - низкий уровень.
На итоговом этапе 60% детей показали высокий уровень умения рассказывать по сюжетным картинам, 40% - средний уровень.
Таким образом, из результатов диагностики виден рост умений детей рассказывать по сюжетным картинам, что является показателем того, что при осуществлении данного проекта можно сформировать связную речь детей при рассказывании по сюжетным картинкам.
Заключение
Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что данный
проект дал толчок к формированию связной речи дошкольников, помог
умственному восприятию и переработке внешней информации, обогатил
устную речь, помог в запоминании материала, способствовал развитию
грамотности, фантазии, логики. В период пандемии оказалось, что
технология сторителлинга очень удобна в удаленной работе.
Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.
Использование цифрового сторителлинга и ИКТ технологии помогает визуализировать придуманные истории, эмоционально обогатить материал.
Сторителлинг может успешно использоваться в проектной деятельности детей.
Сторителлинг объединяет родителей и детей. Присутствие родителей на занятиях и активное включение их в воспитательно-образовательный процесс помогает им решать вопросы взаимопонимания и воспитания детей.
Список литературы:
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - СПб.: Златоуст, 1998. - 355 с. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. — 2008. - №8. - С. 23-35.
Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.
Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.
Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста //