Продуктивность методической деятельности педагога
Выступления, показ открытых занятий, мастер классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приказ ГМО | 429.41 КБ |
Выступление на ГМО | 56.5 КБ |
Открытое занятие "Сказка в стране сенсорики" | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Выступление на ГМО
Сообщение из опыта работы на тему « Арт педагогические технологии для развития детей раннего возраста с учетом требования ФОП»
«ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ В МИРЕ КРАСОТЫ, ИГРЫ, СКАЗКИ, МУЗЫКИ, РИСУНКА, ФАНТАЗИИ И ТВОРЧЕСТВА»
Василий Александрович Сухомлинский.
Основными задачами данной программы являются:
- создание условий для улучшения периода адаптации;
-психологическое сопровождение процесса адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению;
- снижение тревожного эмоционального фона, осознание внутренних ресурсов;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие самосознания;
- развитие мелкой моторики;
- улучшение детско-родительских отношений;
- закрепление позитивных поведенческих реакций.
Основной целью реализуемой программы является оптимизация общего состояния и поведения детей в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения с помощью арт-методов
Арт-методы, которые применяются в программе, это - изотерапия, сказкотерапия, цветотерапия, танцевальная психотерапия, песочная психотерапия, тесто-пластика.
Арт-терапия или «лечение искусством» — достаточно молодое направление в психологии, но интересное не только для педагогов, но и, конечно, малышей. Малыши с удовольствием рисуют и пальчиковыми красками, и мелом, гуашью. Изотерапия– один из методов арт-терапии, применяемый в работе с детьми раннего возраста. Рисование особенно полезно для детей с особыми потребностями. Актуальность методики изотерапии состоит в том, что ребенок раннего возраста может выразить свое эмоциональное состояние не только с помощью общения, а через различные виды творчества. Одна из главных особенностей арт-терапии заключается в том, что у нее нет противопоказаний, она проста в применении и включает в себя использование доступных материалов.
Особенностью изотерапии в работе с детьми раннего возраста является то, что она создает положительную мотивацию, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, взаимовыручки, развивает у малышей фантазию, используя различные цветовые гаммы, различные материалы для работы. Изотерапия имеет огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук, участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений. Изотерапия включает в себя комплексное психокоррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздействие.
Задачи, которые решает специалист при использовании изотерапии:
• выявление психологических проблем;
• вывод наружу скрытых мыслей и чувств;
• возможность выпустить, отработать агрессию и негативные эмоции;
• усиление эффективности психотерапевтического лечения;
• развитие творческих способностей;
• повышение самооценки;
• помощь в установлении социальных контактов.
Специалист может применять как индивидуальную, так и подгрупповую форму работы. Алгоритм работы с детьми раннего возраста включает в себя несколько нижеперечисленных этапов:
1. Подготовительный этап:
- выбор различных изобразительных материалов;
- выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс творчества;
- исследование ребенком обстановки, изобразительных материалов.
2. Основной этап:
- процесс творческой деятельности.
3. Завершающий этап:
- ребенок переживает ситуацию успеха,
- получает положительный эмоциональный заряд;
- развивается его индивидуальность.
Изотерапия помогает достичь таких результатов как:
- развитие мелкой моторики посредством творчества;
- коррекция эмоционально-волевой сферы;
- создание эмоционально-положительного настроя, преодоление робости и страха;
- оптимизация психических процессов и функций;
- восприимчивость к социуму;
- раскрытие творческого потенциала и творческих возможностей.
Приемы изотерапии, которые можно использовать с детьми раннего возраста:
- Марания. В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». Данный приём нетрадиционного рисования эффективен в работе по коррекции агрессивности и гиперактивности у детей.
- Рисование пальцами, ладошками. Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытывает ребёнок, когда опускает палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешивает краску в баночке, подцепляет некоторое количество, переносит на бумагу и оставляет первый мазок. Ценность рисования пальцами и ладонями заключается в свободе от двигательных ограничений; от культурного влияния; от социального давления и доступна самым маленьким.
- Техника каракулей. Каракули помогают расшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение.
Сказкотерапия - самый детский метод. Чем сказка отличается от сказкотерапии? «Сказкотерапия» -здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития
Сказка - это волшебный мир, в который мы окунаемся с детства. Всем в детстве читали и рассказывали сказки мамы, бабушки, воспитатели. Каждому знакомы сказочные герои, вместе с ними мы переживаем различные ситуации. У всех народов мира на протяжении тысяч лет сказки помогают передавать из поколения в поколение необходимый опыт и знания.
Сказка – не только приятное совместное занятие для детей и родителей, но и способ решения различных эмоциональных и поведенческих проблем у ребёнка. В психологии и педагогике существует уникальный метод – сказкотерапия. Благодаря ему можно непринуждённо, в игровой форме, решать воспитательные и образовательные задачи уже с самого раннего возраста.
Сказка:
- не даёт прямых наставлений («слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который дети постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки;
- обладает психотерапевтическим эффектом, так как в ней непременно находится выход из проблемной ситуации;
- выполняет развлекающую, обучающую и успокаивающую функции.
Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста помогает:
- обогатить словарный запас, развить речевую активность;
- развить воображение;
- расширить представления об окружающем мире;
- развить умение различать и переживать эмоции;
- сформировать ощущение психологической защищенности;
- развить навыки социального взаимодействия, различать добро и зло, ценить любовь и дружбу;
- легче преодолеть адаптацию к детскому саду;
- сформировать положительные черты характера, наладить взаимоотношения с родителями и избежать конфликтных ситуаций;
- специальные терапевтические сказки позволяют скорректировать поведение на бессознательном уровне, снять эмоциональное и мышечное напряжение, снизить импульсивность и тревожность.
Как использовать сказкотерапию для детей раннего возраста?
- рассказывание сказки от первого или третьего лица: можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке (например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Волк);
- самостоятельное составление сказок или рассказов родителями (педагогами), наделение сказочных персонажей качествами, свойственными ребенку (умный, капризный, ленивый, смелый): ассоциируя себя с героями сказки, дети учатся анализировать их поведение, вырабатывают хорошие привычки;
- инсценировка, разыгрывание сказок при помощи кукольного, пальчикового театра;
- арт-терапевтическая работа по сюжету сказки: раскрашивание, рисование, лепка или конструирование по мотивам сказки.
Важная задача в раннем возрасте – заинтересовать ребёнка чтением и сформировать любовь к книгам. Начало этому закладывается именно с изучения и чтения сказок.
К восприятию сказки ребёнка нужно подводить постепенно, с младенчества, начиная с колыбельных и ритмичных стишков-прибауток.
Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста и особенностей характера ребенка.
Первые сказки для ребёнка раннего возраста должны быть несложными и короткими, смысл сказки должен быть легко уловим, а слова – понятными: хорошо подойдут народные сказки с простыми предложениями и с множеством повторений, например: «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.д. В этом возрасте ребенку часто бывают более доступны и понятны сказки о животных.
Музыкотерапия-одно из самых перспективных направлений в жизни детского сада. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности, дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка, снятия напряжения, утомления, повышения эмоционального тонуса.
В нашем детском саду мы слушаем музыку в течении всего дня. Это не значит, что она звучит непрерывно. Музыка прослушивается дозировано в зависимости времени суток, вида деятельности, настроения.
Утром включаем солнечную, мажорную классическую музыку., добрые песни с хорошим текстом.
Для расслабления, снятия напряжения, приятного погружения в дневной сон - спокойную мелодичную классическую и современную релаксирующую музыку, звуки природы, шум моря.
Дети на подсознательном уровне успокаиваются и расслабляются.
Пробуждению помогает тихая нежная легкая радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
Когда ребенок слушает музыку, его организм поглощает музыкальную энергию, и она нормализует работу жизненно важных систем и органов. Поэтому правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на ребенка и его здоровье.
Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будет сочетаться с музыкотерапией.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения №11 «Созвездие»
города Дубны Московской области
Конспект открытого занятия
для детей группы раннего возраста
«Сказка в стране сенсорики».
Цели: формирование и развитие сенсорных эталонов.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Обучающие: - обогащать сенсорный опыт детей, закрепить знания цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный); побуждать называть цвета;
-закрепить знания геометрических фигур (круг, квадрат);
- сортировать предметы двух резко различающихся размеров;
- закрепить понятия: «большой - маленький»; - закрепить понятие «один - много»;
Развивающие: - развивать мелкую моторику; - совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; - развивать внимание, мышление, фантазию;
Воспитательные: создать радостное настроение; воспитывать у детей чувство отзывчивости, желание помочь.
Материалы и оборудование: колобок, заяц (большой, маленький, волк, медведь, лиса; морковки большие и маленькие, корзины большая и маленькая.
Дидактические игры: «Большой - маленький», «Залатай коврик», «Закрой окошко в домике»
Ход занятия.
Воспитатель:- Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Здороваются с гостями.
Приветствие
Я приглашаю вас поиграть в игру «Здравствуйте»
Давайте встанем все в круг
Здравствуйте наши ручки- (хлоп,хлоп,хлоп)
Здравствуйте наши ножки- (топ, топ, топ)
Здравствуйте наши щёчки- (плюх, плюх,плюх)
Здравствуйте губки
Здравствуйте зубки
Здравствуй носик – пи-пи-пи
Здравствуйте гости! Всем привет!
Дети сели на стульчики
Сюрпризный момент
Воспитатель: Ребята вы хотите попасть в сказку. Закрыли глазки «1,2,3 в сказке очутись» (Показываю колобка)
Воспитатель: Ребята в какую мы сказку попали? Дети, кто это?
Дети: Колобок.
Воспитатель: Конечно же, это сказка «Колобок».
Воспитатель: Дети скажите, а какой формы колобок?
Дети: Круглый.
Воспитатель: А какого цвета колобок?
Дети: Желтого.
Воспитатель: Молодцы. (Дать потрогать колобка)
Пальчиковая гимнастика «Колобок»
Колобок, Колобок
Круглый и румяный бок,
Покатился по дорожке,
Встретил зайку, волка, мишку
У лисы пел на носу
Ищут все его в лесу.
Воспитатель: А давайте пойдем гулять с колобком
Физкультминутка:
Маленькие ножки идут по дорожке.
Топ-топ, топ-топ, шагают по дорожке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это?
Дети: Зайки.
Воспитатель: А какие они?
Дети: Разные. Один зайчик большой, а один зайчик маленький.
Воспитатель: Давайте угостим зайчат морковкой, чтобы они не съели колобка. Какую морковку дадим большому зайке?
Дети: Большую морковку.
Воспитатель: А маленькому зайке?
Дети: Маленькую.
Д/ игра: «Большой - маленький».
Воспитатель: Чтобы зайки не растеряли морковку, мы большому зайке поставим какую корзину? (Ответы детей : большую тарелку). А меленькому? (Ответы детей : маленькую корзину). А как мы с вами узнаем, где большая морковка, а где маленькая? Наложить одну морковку на другую.
Какого цвета морковка? (Ответ детей : оранжевого цвета).
Дети: Раскладывают морковки по корзиночкам.
(Большие морковки в большую корзину, а маленькие в маленькую корзину).
Воспитатель: Молодцы, зайки говорят вам спасибо, а дольше пойдем гулять.
Физкультминутка:
Маленькие ножки идут по дорожке.
Топ-топ, топ-топ, шагают по дорожке.
Воспитатель: Посмотрите, а кто это?
Дети: волк.
Воспитатель: Ребята, он такой грустный? Посмотрите, какой у него коврику. Но коврик испорчен. Давайте поможем волку починим.
(дети подходят к столу и выполняют задания)
Дидактическая игра «Залатай коврик»
Воспитатель: спрашивает у каждого ребенка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигура она похожа.
Воспитатель: Молодцы, волк говорит спасибо.
И Волк теперь доволен.
Воспитатель: Пошли дальше гулять. А кто это задумчивый стоит?
Дети: Мишка косолапый.
Воспитатель: И, правда, вот и он. Поиграем с мишкой.
Физкультминутка музыкальная:
«Мишка косолапый по лесу идет»
Воспитатель: Мишка говорит, что ему с вами весело, но ему пора домой. Скажем ему, до свидание.
Воспитатель: Пошли дальше гулять.
Воспитатель: Ой, смотрите ребята, чей это хвостик, рыженький выглядывает?
Дети: Это лиса.
Воспитатель: - Хитрая лиса хочет съесть нашего колобка Ему нужно помочь, если колобок спрячется, то лиса не найдет его и убежит.
Воспитатель: Ребята у меня есть разноцветные домики. Видите в окошко выглядывает колобок? Что бы спрятать его надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет лисичка увидит где окошко, откроет его и съест колобка.
Воспитатель: раздает разноцветные домики детям и предлагает закрыть окошки, выясняя хорошо и правильно ли они закрыты.
Воспитатель: Дети вы хорошо спрятали колобка?
Воспитатель: - Молодцы. Лиса не нашла колобка и убежала. Мы спасли его.
Воспитатель: Колобок говорит, что ему пора возвращаться к бабушке и дедушке. Скажем ему до свидание.
Воспитатель: И нам тоже пора возвращаться в детский сад. Скажем «1,2,3- в детский сад вернулись мы» (дети проходят, садятся на стульчики).
Самомассаж:
Наша умная головка,
Думала сегодня ловко (погладить себя по голове)
Ушки все услышали (погладить ушки)
Глазки посмотрели (поморгать глазками)
Ручки все исполнили (погладить ладошки)
А ножки все шагали (погладить ножки).
Рефлексия:
Ребята, кто приходил к нам в гости?
Кого мы встретили в лесу?
А вам понравилось гулять с колобком?
Дети называют сказку и героев, выкладывая картинки на фланелеграфе.
Молодцы. Вы справились со всеми заданиями и спасли колобка.
Угощение.