Презентации
Презентации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Л.С.Лихачев.
Одним из компонентов образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников , позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Патриотическое воспитание дошкольников реализуется в основной общеобразовательной программе дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»., в интеграции с другими образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное», «Художественно- эстетическое», «Физическое развитие». О необходимости патриотического воспитания говорится в Законе Российской Федерации « Об образовании», где одной из приоритетных задач системы образования ставится: «воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - России, уважение к государственным символам, почитание народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям»
Цель патриотического воспитания Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах отечества, укрепления государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Задачи патриотического воспитания дошкольников - историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; -проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку; -бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам. -формирование элементарных знаний о правах человека; - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ; - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Начиная работу по воспитанию любви к родному городу, краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Формы и методы работы по патриотическому воспитанию
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками: обустройство патриотических уголков в ДОУ; организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок к памятникам города); мини - музей «Русская изба»); организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы, выставки) ; проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач, слайдов, прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине); беседы о родном городе, стране, её истории; наблюдение за изменениями в облике родного города, за трудом людей в детском саду и в городе, селе; использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички); ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка); знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов; участие детей в посильном общественно – полезном труде. проектная деятельность по теме.
Программа «Социокультурные истоки» Авторы: профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камкин В плане личностного развития воспитывает чувство патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой Родине, семье. .
Патриотические уголки в средних группах
Патриотические уголки в старших группах
Патриотический уголок в подготовительной группе
Главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачёва: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в малой местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле». Успехов в патриотическом воспитании могут добиться только те педагоги, которые смогут добиться взаимодействия с детьми «от сердца» , быть искренними и глубоко убеждёнными не только в правильности своих позиций, но и верить в целительную силу, осознавать духовное богатство своего народа. Педагоги, которые смогут увлечь своих воспитанников своими мыслями, и чувствами, вдохновить их своими идеалами и убеждениями.
Список используемой литературы 1 . Ботякова О.А, Голякова Л.Ф. Российский этнографический музей- детям. СПб: «Детство-Пресс», 2001. 2. Князева О.Л., Маханаева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: «Детство-Пресс», 1998. 3. Лесняк В. И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения / В. И. Лесняк // Педагогика. - 2013. - N 5. - С. 110-114 4. Луховицкий В. Патриотическое воспитание: задачи, содержание, акценты: [на примере Великой Отеч. войны] / В. Луховицкий, Е. Русакова, Ю. Силинг // Нар. образование. - 2012. - N 7. - C. 212-217. 5. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России / Н. Д. Никандров // Педагогика. - 2013. - N 9. - С. 3-12
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом. С. Михалков
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Актуальность темы: Дело в том в последние годы в нашей стране произошли большие изменения. Это прежде всего касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей стали искажены представления о патриотизме, великодушии, доброте. Поменялось и отношение людей к Родине. Если прежде мы постоянно пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном отрицательно. На сегодняшний день материальные ценности преобладают над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение нравственно-патриотического воспитания-это шаг к возрождению России. Цель: воспитание любви к Родине. К истории и культуре, традициям, обычаям и природе родного края; формирование личности ребенка, прежде всего, как гражданина России, который любит, уважает и ценит свою страну и пропагандирует ее культуру. Наша Россия – это особая культурная страна: со своими традициями и промыслами, своими героями прошлого и настоящего.
Задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Предполагаем результат: -наличие у детей знаний об истории своей страны, ее природных богатствах, социально-экономической значимости -возникновение стойкого интереса к русской народной культуре, традициям и обычаям народов, осознанное употребление в активной речи фольклора -воспитание нравственно-патриотических чувств через изучение государственной символики России -привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей и участие в образовательном процессе детского сада -участие детей и родителей в конкурсах по патриотическому воспитанию разного уровня.
Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, народу, готовность к жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины (словарь русского языка под редакцией С.И.Ожегова) Нравственность - это внутренняя мораль, принятие на себя ответственности за свои поступки , то есть действовать согласно своей совести. Нравственно –патриотическое воспитание -взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национально-региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности к окружающим.
Семья является первым социальным институтом формирования у ребенка патриотизма. В законе «Об образовании» указано: «… родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что ребенок находится в ней значительную часть своей жизни, а по длительности воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей, которая закладывает основы личности ребенка. Позднее к влиянию семьи добавляется целенаправленное взаимодействие детского сада и разностороннее развитие ребенка продолжается в сообществе: «семья – педагог – ребенок». Детский сад оказывает свое воздействие на ребенка в самый важный синзитивный период его жизни. Только вместе педагоги и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его воспитание.
Особенности патриотического воспитания в семье. Родовые традиции служения Отечеству Величие и мощь России основывалась на родовых традициях служения Отечеству. Это служение может быть воинским, гражданским и духовным. Родовые традиции служения Отечеству передаются из рода в род благодаря патриотическому воспитанию в семье. Именно в семье происходит формирование у ребенка отношение к миру и обществу. От особенностей семейного воспитания во многом зависит, вырастет он самовлюбленным эгоистом или научиться любить других людей и свою Родину, научиться защищать ее интересы.
Служение юноши – защита Отечества и защита семьи Для юноши, как и для зрелого мужчины, во все времена любовь к Родине проявляется в защите своего Отечества. Россия – богатейшая по своим природным запасам держава в мире. Важно понимать, что сохранение этого богатства не может происходить само по себе, автоматически. Родину необходимо кому-то защищать. И эти «кто-то» – мужчины России, получившие от дедов и прадедов эстафету воинского и патриотического служения. Для молодого человека в настоящее время одним из проявлений патриотизма является также создание крепкой семьи.
Служение девушки – хранение семьи, рождение и воспитание детей В настоящее время, когда страна переживает демографический кризис, стать хранительницей домашнего очага, родить и воспитать детей есть подвиг, сродни военному. Отношение к семье у многих наших современников стало безответственным. Нет должного почитания ценности материнского труда и многодетной семьи.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Решение конкретных задач, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием детей: 1. Пропаганда педагогических знаний; 2. Консультации для родителей; 3. Родительские собрания; 4. Оформление информационных листов с практическими рекомендациями; 5. Мероприятия вместе с детьми; 6. Анкетирование. Исходя из этого, работа с родителями должна строиться по трем основным направлениям: • психолого-педагогическое просвещение родителей; • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательного процесса – педагогов, детей и их родителей; • вовлечение родителей в воспитательный процесс;
К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как к партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием, и не может быть единого стандарта. В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.
Главная задача на практическом этапе взаимодействия с родителями — это формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в реализации задач патриотического воспитания детей. Это может быть достигнуто при участии педагогов, родителей и детей в различных формах совместной деятельности: тренинги, кружки для родителей, открытые просмотры различных видов деятельности детей, совместные досуги и праздники, викторины, тематические вечера, турпоходы, выставки совместного творчества. Проведение открытых просмотров НОД с использованием мультимедийных презентаций, в ходе которых педагоги могут продемонстрировать свой подход к применению ИКТ в ознакомлении детей с родным краем. Презентации по теме НОД позволит показать родителям, что изучение нового с помощью мультимедиа весьма увлекательно для детей. Картинки, фото, анимация вызывают живой интерес и являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности обучения детей.
В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
Критериями патриотически воспитанного человека являются: Сформированость систематических знаний о своей Родине, её истории, культуре, о культуре народов, проживающих на территории России; Стремление внести свой вклад в развитие своей малой родины: области, города, села; Активная позиция в защите интересов своего государства, проявление социальной ответственности в выполнении обязанностей гражданина члена нашего общества.
Каждый ребенок должен гордиться: Своими родителями; Великой историей и литературой; Гимном, флагом, гербом. Достижениями в спорте и музыке. Достижениями в космических открытиях. Достижениями в науке и технике. Каждый ребенок должен знать: Что все люди России живут по законам Конституции, нарушение которых приводит к ответственности. Свою родословную. Историю своего народа. Достижения своего народа. В каждом ребенке надо воспитывать уважение к: Традициям своей семьи; Традициям своей нации; Традициям всех наций; Традициям Родины;
Каждый ребенок должен любить: Членов своей семьи; Природу родного края; Животных, птиц. Каждый ребенок должен быть предан: Своей семье; Своему слову; Своему народу; Своей малой родине; Своей Отчизне. Каждый ребенок должен защищать: Честь семьи; Честь друга; Честь Родины; Если ребенок будет с честью и достоинством относиться к своей семье, это ячейка общества, то он будет предан Отечеству.
Памятка для родителей Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей родины. Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.
Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были в детском саду и на улице). Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т.д. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
Таким образом воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Доступны ли детям чувство гражданственности и патриотизм? На этот вопрос можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, природе, своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится воспитание любви к малой родине, возвращение к вековым корням
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней, традиций народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну. Зарождаясь из любви к малой родине, патриотические чувства перерастают в любовь к Отечеству. У детей формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию причастности к жизни Родины.
Проблема, значимая для детей Утеря нравственности и патриотичности современных родителей; Отсутствие ценностей, которые можно передать детям; Массивное воздействием западной культуры Итог: подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях.
Семья является традиционно главным институтом воспитания . То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем , что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению к школе он более чем на половину сформирован как личность. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», – эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми и с их родителями . Только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов.
Задачи работы с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию детей: • Изучение семей детей • Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения по воспитанию патриотических чувств • Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей • Просвещение родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания детей.
Формы работы с родителями по данной проблеме: «Организация выставок поделок - к 8 Марта, 23 февраля, Дню Матери, Дню Победы , фотовыставок «Моя семья» , «Наши будущие защитники Отечества», акций, конкурсов; «Семейный поход по памятным местам родного города»; «Памятные места героического прошлого города»; «Исторические достопримечательности города»; «Любимый уголок»; «Совместная работа по благоустройству группы и участка; экскурсии»
В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей, никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
Инновационная форма работы с родителями по данной проблеме: Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно - патриотическом воспитании, в работе используются новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать комплексный подход.
Инновационная форма работы с родителями по данной проблеме: Кейс-технология относится к современным технологиям проблемного обучения. Сегодня мы познакомимся с Кейс технология, который поможет вам самостоятельно проектировать образовательный процесс. С его помощью вы сможете моделировать ситуации в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции, интересы и выберет содержание образовательной деятельности. Суть кейс-метода заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько решений и быть максимально приближена к опыту детей.
Инновационная форма работы с родителями по данной проблеме: . Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Отличительными особенностями кейс–метода являются: описание реальной проблемной ситуации, альтернативность решения проблемной ситуации, единая цель и коллективная работа по выработке решения, функционирование системы группового оценивания, принимаемых решений, эмоциональное напряжение учащихся.
Инновационная форма работы с родителями по данной проблеме: Первый этап — это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, определяются вопросы, на которые надо будет дать ответ. Затем педагогу требуется спланировать деятельность и распределить участников по малым группам. В основе кейс-метода лежит принцип командной работы. Второй этап - работа с кейсом и его решение в следующем порядке - знакомство с ситуацией, её особенностями; - выделение основной проблемы; - формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок; - выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос; - решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на механизмы решения; - презентация решения;
Инновационная форма работы с родителями по данной проблеме: Систематическое общение воспитателя с детьми посредством кейс-метода решает педагогические задачи и повышает уровень профессионального мастерства педагога. Педагог с помощью кейсов сможет самостоятельно проектировать не только отдельные образовательные ситуации, но и весь процесс работы с дошкольниками.