Главные вкладки
Внеурочная деятельность учителя по учебным предметам
Внеурочная деятельность учителя по учебным предметам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchastie_uik.docx | 12.55 КБ |
vsosh.docx | 13.65 КБ |
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_prakticheskaya_biologiya.pdf | 786.54 КБ |
issledovatelskaya_rabota_po_biologii_vliyanie_efirnyh_masel_hvoynyh_derevev_na_zdorove_cheloveka_.docx | 458.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность
Необходимый компонент моей работы – внеурочная деятельность по предмету. С 2019 года проводила факультативные занятия по Проектно-исследовательской деятельности, где с учащимися учились писать проекты и исследовательские работы, с которыми дети выходили на УИК. Более 50% учащихся участвуют во внеклассной работе по предмету: УИК, конкурсах и олимпиадах различных уровней, занимая призовые места:
- в 2020 году ученица 9 класса Еремеева Софья приняла участие в муниципальном туре УИК с исследовательской работой по теме «Урбоэкология города Красноярска», где заняла 1 место и была рекомендована к участию в региональном форуме «Научно-технический потенциал Сибири»;
- в 2021 году двое моих учеников стали призёрами муниципального тура УИК: Пальцева Екатерина 9 «б» класс с работой «Стресс и его влияние на выпускников» - 2 место; Греценко Яна 9 «а» класс .с работой «Интернет-зависимость» - 2 место.
Предварительный просмотр:
Результаты участия в олимпиадах.
№ п/п | Мероприятие | Год | Уровень | Ф.И. класс | Степень участия. Результат |
1. | Международный конкурс «Энциклопедия» | 2019 | Всероссийский | Черных Анастасия 6 класс | Призер 87 баллов |
2. | ВсОШ | 2020 | Муниципальный | Регицы Максим 7 класс | Призер 63% |
3. | ВсОШ | 2021 | Школьный | Бойко Валерия 6класс Дубинчик Роман 6 класс Сикушенко Саша 6 класс Козлов Никита 7 класс Шинкоренко Дарья 7 класс Леонченко Павел 7 класс Безуглый Кирилл 7 класс Регицы Максим 8 класс Дроздова Екатерина 8 класс Бездубная Арина 8 класс Тяглова Ирина 9 класс Федорова Алеся 9 класс Храмова Элина 11 класс | Победитель 52%
Победитель 52%
Призер 48%
Победитель 55%
Призер 53%
Призер 50%
Призер 50%
Победитель 58%
Призер 52%
Призер 49%
Победитель 63%
Призер 45%
Призер 46% |
4. | ВмСШ | 2021 | Муниципальный | Козлов Никита 7 класс Регицы Максим 8 класс | Участник 40%
Участник 52% |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Содержание
- Анатация………………………………………………………..3
- Введение…………………………………………………………4
- Польза хвойных деревьев и их эфирных масел
(Анализ литературы)……………………………………….…….7
- Валяния эфирных масел хвойных деревьев
на развитие бактерий………………………………….….... 11
- Использование эфирных масел в школьных классах…..14
- Заключение ……………………………………………….…..16
- Литература……………………………………………………18
Аннотация
Сливка Дарья
МКОУ Октябрьская СШ №9 7 класс
Тема «Влияние эфирных масел хвойных деревьев на здоровье человека»
Руководитель: Шведова Юлия Александровна учитель биологии МКОУ Октябрьская СШ №9
Данная работа направлена на изучение положительного влияния эфирных масел хвойных деревьев на здоровье человека. Для достижения цели мы использовали следующие методы: методы теоретические такие как изучение литературы и материалов сети интернет, эмпирические- анкетирование учителей школы, опыт (выращивание бактерий в разных условиях), эксперимент (размещение эфирных масел в учебных классах школы). Сравнение и анализ полученных результатов.
В результате работы, на основании анкетирования, мы получили следующие данные: пик заболеваний у детей приходиться на осень и весну, более уязвимы дети, обучающиеся в первых и пятых классах. Посев бактерий показал, что бактерии в чашке Петри с добавлением эфирного масла развиваются намного хуже, чем без него. Применение эфирных масел в кабинете где проходят уроки, в течении длительного времени снижает заболеваемость детей. Эфирные масла хвойных деревьев помогают организму человека справляться с вирусными и бактериальными заболеваниями, укрепляют иммунитет, способствуют скорейшему выздоровлению.
Тема влияния эфирных масел на здоровье человека изучается давно в медицине и химии, но мы в своей работе планируем разработать методику применение «местных лечебных ресурсов» в школе, для снижения заболеваемости детей школьного возраста.
Введение
Красноярский край-один из самых богатых регионов страны, который славится своими природными ресурсами. И каждый человек может рационально использовать дары нашей природы, но далеко не все знают как.
Богучанский район расположен в самом сердце тайги, которую не зря называют вторыми легкими планеты, ведь она славиться свойственной ей разнообразной и ценной растительностью. Вот и наш поселок окружен значимыми породами деревьев таких как сосна, кедр, ель, пихта, которые издавна цениться не только ценной древесиной, но и полезными свойствами игл, коры, шишек и веток.
Эти продукты известны любителям бань и саун, в сосновых борах строили санатории и отправляли туда людей с заболеваниями дыхательной системы, а также их свойства ценят и используют и в народной медицине. Еще Гиппократ в своих работах указывал пользу хвои для лечения болезней дыхательных путей. В книге «Атлас истории медицины» автор Т. С. Сорокина отмечает, что в Древнем Шумерском государстве, три тысячи лет до нашей эры использовали иглы пихты для лечения больных. Благоговейное отношение к лечебным достоинствам пихты, о которой даже сложены легенды о ее целебных свойствах среди народностей Дальнего Востока — нанайцев, орочей, удэгейцев, иегидальцев. Отмечал известный исследователь края В. К. Арсеньев.[1] А вот заключение, сделанное в 1829 г. штабс-лекарем М. И. Малиновским: «Первый опыт был сделан над больным, страдавшим несколько лет мокротной чахоткой. Больной сей, от употреблений в течение двух месяцев отвара из пихтового дерева, совершенно выздоровел». [2] За период с 1790 по 1987 гг. только в нашей стране вышло в свет более 200 научных работ, посвященных проблеме использования эфирных масел хвойных в медицине. В указатель включены двадцать работ зарубежных авторов. [3]
В современном обществе народная медицина ушла на второй план, на рынке ежегодно появляется все больше и больше химических медикаментов для лечения различных заболеваний. С их появлением мы стали забывать о возможности использования природных ресурсов родного края, которые могут помочь нам справиться с распространенными заболеваниями, не прибегая к отравлению организма синтетическими антибиотиками.
В нашей школе довольно высокая заболеваемость детей, что отмечает большинство опрошенных учителей. Из-за отсутствия на уроках учащиеся не усваивают большое количество материала, что заметно сказывается на успеваемости этих детей. Каждую четверть можно выделить учащихся, которые не аттестованы по одному или нескольку предметов из-за не посещения школы в связи с различными заболеваниями. Какие причины этой проблемы можно выделить? Слабый иммунитет, скопление вирусов и болезнетворных бактерий в местах большого скопления людей, которым является школа, сезонные обострения вирусных заболеваний.
Цель нашей работы изучить влияние эфирных масел хвойных деревьев на здоровье человека, разработать методику использования этих масел в общеобразовательных учреждениях, с целью сокращения заболеваемости учащихся. И апробировать ее на базе начальных классов нашей школы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Проанализировать литературу на тему свойств и пользы эфирных масел хвойных деревьев растущих в нашем районе;
- Сравнить развитие и размножение бактерий в условиях воздействия эфирных масел и без него;
- Разработать методику использования эфирных масел хвойных деревьев в кабинетах общеобразовательной школы и апробировать ее.
- Оценить результаты по истечению 1 месяц, четверть, год.
Для решения основных задач были использованы следующие методы: теоретические, такие как изучение литературы и материалов сети интернет, эмпирические- анкетирование учителей школы, опыт (выращивание бактерий в разных условиях), эксперимент (размещение эфирных масел в учебных классах школы). Сравнение и анализ полученных результатов.
- Польза хвойных деревьев и их эфирных масел
(Анализ литературы)
Советские ученые К. А. Тимирязев, И. В. Ненцкий, Б. П. Токин и другие высказали следующие мысли. Вот почему заболевания, которые не могут вылечить, химпрепаратами, успешно лечатся с помощью лекарств растительного происхождения в частности эфирными маслами, в том числе хвойных растений. [4]
Путникам, заночевавшим в лесу, рекомендовал делать постель из пихтовых лапок, помяв их, перед тем, как лечь. Измятые ветки увеличивали выделение фитонцидов, которые и оберегали здоровье. При простудных заболеваниях советовал принимать ванну с пихтовыми лапками. При цинге пить отвар или настой из игл и коры пихты. Излюбленным лекарством уссурийского тигра, как отмечают охотники, является кора белокорой пихты. Да и медведь, залегая в берлогу, заполняет свой желудок хвоей и пихтовыми шишками.
Быть может, поведение диких животных натолкнуло наблюдательного человека в далеком прошлом последовать их примеру.
В хвойных деревьях из семейства сосновых, куда принадлежит сосна, ель и кедр, лечебными являются хвоя, шишки, смола и масло. Это такие лечебные свойства как противомикробные, противовоспалительные, обезболивающие, мочегонные, потогонные, желчегонные, противоцинготные. Кроме того в хвое и кедровых орешках содержатся витамины A, E, C, P, K, PP, группы B, а из минералов встречаются такие: медь, хром, кобальт, железо, марганец. [5]
Пихта
Пихтовое масло обладает высокой антимикробной активностью и с успехом применяется при ангинах, воспалении легких, бронхите, кашле, гриппе, ОРЗ и других простудных заболеваниях. В народной медицине и лечебной практике пихтовое эфирное масло используется при радикулите, плексите, других заболеваниях периферической нервной системы. Пихтовое эфирное масло снимает зубную боль, лечит пародонтоз и другие заболевания ротовой полости. Эффективно при гриппе, ангине, сильном кашле, хроническом насморке. Чистит почки.
Кедр - усиливает процессы обновления и восстановления энергии ауры, наращивает истонченные слои, помогает быстро восстановить силы и энергию при болезнях и чрезмерных нагрузках на нервную систему. Придает благородство и обоснованность мыслям и поступкам.
Сосна - эфирное масло-хирург, удаляющее хвосты и наросты черной энергетики, устраняющее застойные процессы в энергетической оболочке, усиливает дыхание ауры, приток новой энергии, очищение и обновление ауры. Помогает быстро восстановить силы после тяжелого эмоционального удара, развивает философское восприятие неприятностей и оптимизм. [6]
Эфирное масло- летучие, с характерным сильным запахом и вкусом, маслоподобные (маслянистые), нерастворимые в воде, в основном бесцветные или слабо окрашенные жидкости, смесь летучих душистых веществ, образующихся в растениях и относящихся главным образом к кислородсодержащим. Используются в фармации и здравоохранении, парфюмерной и косметической промышленности.
Эфирные масла, содержащиеся в хвое и смоле, имеют многие полезные для живого организма действие, в том числе и антибактериальное. Поэтому, еще в древности люди знали о целебных свойствах хвойных деревьев.
Благодаря чему эфирные масла обладают такой эффективностью? В большей мере своими лечебными свойствами эфирные масла обязаны содержащимся в них фитонцидам.
Фитонци́ды (от греч. φυτóν — «растение» и лат. caedo — «убиваю») — образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, микроскопических грибов, простейших. Термин был предложен Б. П. Токиным в 1928 году.
«Отмечено, что наибольшей биологической эффективностью обладают фитонциды кедра сибирского, ели и пихты... Полученные данные свидетельствуют о благоприятном влиянии летучих фракций фитонцидов на организм... Эти биологически активные вещества целесообразно использовать в обитаемых помещениях, где поддерживание оптимальных параметров среды обитания с помощью инженерно-технических и других мер затруднительно». И далее: «Вдыхание летучих фракций фитонцидов... положительно влияло на сердечно-сосудистую систему...» сообщает «Военно-медицинский журнал» № 10 за 1987 год.
Следующие слова были выделены из книги Ш. И. Паволоцкого: «В то время, как был обнаружен феномен фитонцидов, предполагалось, что эти растительные антибиотики являются эфирными маслами или, по крайней мере, связанные с этими маслами химически и физически. В пользу того, что эфирные масла тождественны фитонцидам, свидетельствует ряд обстоятельств, из которых важнейшими являются следующие: общеизвестно, что эфирные масла летучи при комнатной температуре». [8]
Колесникова, Римма Дмитриевна доктор биологических наук в своей работе изучала зависимость продуцирования эфирных масел хвойными деревьями от разных условий. В этой работе можно выделить что, выход эфирных масел находится в значительной положительной корреляции от географической широты места происхождения растений. Выявлена закономерность увеличения содержания ЭМ в тканях хвойных растений по мере продвижения на север. Так же была изучена изменчивость состава масла из древесины, коры и побегов в зависимости от места взятия пробы по высоте деревьев. Качественный состав масел, выделенных из различных частей деревьев, одинаков, а количественный состав оказался различным. Изучена годичная изменчивость выхода эфирных масел. Максимальное содержание приходиться на апрель, май, то есть в начале вегетации. В период с мая до июля выход ЭМ уменьшается, что связано с вовлечением его в обмен веществ в период активного роста растений. В начале августа происходит увеличение выхода ЭМ, в сентябре (при понижении температуры воздуха) содержание его резко снижается и затем до декабря практически остается без изменения, так как растения находятся в состоянии относительного покоя. ЭМ, повидимому, подобно жирам, выполняют защитные функции (Иванов, 1926; Гули-сашвили, 1962). Содержание ЭМ начинает увеличиваться до начала вегетационного периода. [9]
Многие ученые разного времени изучали хвойные деревья и доказали пользу хвойных деревьев и их положительное влияние на здоровье человека. Эфирные масла содержат в себе основной компонент- фитонциды которые благодаря летучим свойствам способны оказывать свое воздействие и на расстоянии.
- Валяния эфирных масел хвойных деревьев на развитие бактерий (Исследование)
Для исследования влияния эфирных масел, а именно фитонцидов хвойных растений, на рост и развитие бактерий, нам понадобилась Огаровая питательная среда. Нами использовалась Мясо-пептонный агар . Такая среда относиться к естественным простым средам и подходит для выращивания микроорганизмов, т.к. содержит все необходимые питательные вещества и не подавляет рост микроорганизмов. Методом осаждения из воздуха на питательной среде нами были посеяны бактерии в чашки Петри.
На вторые сутки, после появления видимых колоний в одну чашку с бактериями добавили пару капель эфирного масла Ели обыкновенной.
Материал для исследования нанесли на предметное стекло с каплей стерилизованной воды бактериальной петлей прогретой над горелкой, затем прогрели стекло для приставания бактерий к стеклу и произвели окрашивание кристаллвиолетом и увеличили под микроскопам. Увеличение показало, что бактерии имеют форму кокков и бацилл. Что позволяет нам отнести их к Sarcina и Bacillus.
Колонии Sarcina имеют диаметр колоний 4-5 мм. Sarcina, форму кокков, клетки средних размеров (2-6 мкм), встречаются скоплениями по 4-8 клеток вместе. Sarcina – аэроб, широко распространенный в почве и воздухе, разлагает мочевину и белок (Васильева и др., 1979).
Род бациллюс (Bacillus)- Аэробные спорообразующие бактерии, составляют довольно обширную группу микроорганизмов. Среди этой группы бактерий имеются и патогенные для человека и животных формы. Для Бациллюса характерна форма прямой палочки, которая имеет прозрачную структуру. Приблизительная толщина Bacillus subtilis составляет 0,7 микрометра. А в длину такая бацилла может достигать от двух до восьми микрометров.
Науке известны два способа размножения микроорганизмов рода бацилла – это споры и деление.
На пятые сутки мы сравнили результат. На среде без добавления эфирного масла колонии бактерий развивались хорошо, образовывая большие колонии от 5 мм до 2 см. На некоторых образованиях начали образовываться споры.
В чашке Петри, в которой на среду было добавлено эфирное масло, развитие бактерий заметно замедленно, штаммы расположенные близко к каплям масло уничтожены, остальные не развивались и не образовывали спор.
В результате опыта можно сделать вывод, что эфирное масло Сосны обыкновенной влияет на рост и развитие бактерий и предотвращает их размножение. Защитная роль фитонцидов проявляется не только в уничтожении микроорганизмов, но и в подавлении их размножения.
- Использование эфирных масел в школьных классах
Фитонциды — один из факторов естественного иммунитета растений (растения стерилизуют себя продуктами своей жизнедеятельности). Фитонциды играют важную роль в иммунитете растений и во взаимоотношениях организмов в биогеоценозах. Выделение ряда фитонцидов усиливается при повреждении растений. Летучие способны оказывать своё действие на расстоянии . При этом растения помогают не только себе, но и всему окружающему миру. Благотворное влияние природных факторов с глубокой древности используется в медицине для оздоровления и лечения человека. Особенно благоприятен эффект прогулок, туристических походов, проводимых в лесной зоне, по берегам рек и морей. В таких местах наиболее чистый воздух, он освежает, действует лечебно.
Используя эти знания можно научиться применять полезные свойства фитонцидов и в помещении, где находиться большое количество различных бактерий.
Много бактерий находится в воздухе помещений, где неизбежно массовое хождение людей (кинотеатры, театры, школы, вокзалы и т. д.), сопровождающееся поднятием в воздух пыли. [14] и где температура воздуха благоприятна для их размножения. Учебные классы являются именно такими помещениями. Регулярное проветривание и влажная уборка уменьшает шансы развития болезнетворных микроорганизмов, но не может полностью справиться с проблемой.
Для уменьшения риска заболевания детей посещающих учебное заведение, нами предложено использование эфирных масел хвойных деревьев в учебных классах.
В учебном кабинете размещается несколько чашек Петри наполненные водой с добавлением эфирных масел в соотношении 3:1. (При испарении вода увеличит летучесть фитонцидов). Раствор обновляется 2 раза в неделю.
Данную методику было решено апробировать в кабинетах начальной школы разной возрастной группы, а именно в первых, вторых и третьих классах. Проводить сравнительный анализ посещаемости детей параллельных классов обучающихся в кабинетах, где проводиться эксперимент и кабинетах где условия остались прежние через месяц, четверть учебный год.
В данный момент апробация эксперимента на стадии 1 месяц. За это время среди детей, обучающихся в кабинетах, где находиться эфирные масла, по болезни отсутствовал 1 человек. В остальных 3 человека.
Эксперимент прошел лишь первую ступень своих испытаний и достоверные выводы сделать еще невозможно. Нами предполагается, что заболеваемость детей, обучающихся в кабинетах, где на воздух будет оказываться постоянное воздействие фитонцидов хвойных деревьев, снизиться, т.к. воздействие на здоровье детей болезнетворных бактерий уменьшится.
Заключение
Причиной развития различных заболеваний у взрослых и детей могут являться как различные вирусы, так и бактерии.
Профессор Д. Д. Вердеревский убежден, что иммунитет растений к вирусам подчиняется тем же законам, которые открыты учеными в отношении бактерий и грибов. Главным фактором естественного иммунитета растений в отношении вирусов и бактерий являются фитонциды. С абсолютным большинством вирусов каждый вид растения справляется хорошо.[19]
Анализируя литературу, мы убедились, что характерными представителями фитонцидов являются эфирные масла, извлекаемые из растительного сырья. Фитонциды, в свою очередь оказывают губительное влияние на вирусы и бактерии, способные вызывать различные заболевания, как у растений, так и у людей.
Эти данные были подтверждены в результате эксперимента, в ходе которого к бактериям посеянных методом оседания на питательную среду было добавлено несколько капель эфирного масла Ели Обыкновенной. Бактерии, находящиеся в непосредственной близости к этим каплям, погибли, остальные перестали развиваться и не образовали спор для дальнейшего размножения. На субстрате без добавления эфирного масло бактерии разрослись в большие колонии и образовали споры на 3-4 сутки после посева.
Аналогичный процесс происходит с бактериями и в окружающей среде и непосредственно в нашем организме.
Следственно можно сделать вывод, что эфирные масла хвойных деревьев оказывают положительное влияние на здоровье человека, т.к. препятствуют развитию и размножению болезнетворных вирусов и бактерий.
Полученная информация позволила нам предположить, что если в школьном помещении с большим скоплением детей (в учебных классах) разместить предметы обогащающие воздух фитонцидами, то заболеваемость детей обучающихся в данном помещении уменьшится, т.к. большинство вирусов и бактерий не смогут оказать отрицательного воздействия на организм и вызвать заболевания. Подтверждение этой теории в данный момент находиться на начальной стадии практического применения, но уже можно выделить, что заболевших детей за месяц применения в классах где применяются эфирные масла на 2 человека меньше, чем в тех где эфирные масла не используются.
Литература
- Сорокина Т.С. История медицины.- М.: « Академия», 2008.
- http://forum.inmarket.biz/index.php?/blog/266/entry-962-kratkaja-hronologija/
- Колесникова Р.Д., Тагильцев Ю.Г. Библиографический указатель по медицинскому использованию эфирных масел и препаратов из древесной зелени хвойных.- Хабаровск, 1988
- http://www.liveinternet.ru/users/svetovit/post381876607/
- http://heaclub.ru/hvojnoe-maslo-efirnye-masla-sosny-kedra-i-eli-svojstva-i-primenenie-v-domashnih-usloviyah
- http://www.dissercat.com/content/efirnye-masla-khvoinykh-rastenii-rossii#ixzz4VuJXaxyv
- Военно-медицинский журнал : ежемесячный теоретический и научно-практический журнал /Министерство обороны РФ. - Москва, 1987
- Паволоцкий, Ш. И. Экспериментально-клиническое исследование фитонцидных препаратов пихты [Текст] / Ш. И. Паволоцкий ; Предисл. проф. Б. П. Токина ; Акад. наук СССР. Дальневост. филиал АН СССР. Владивост. мед. ин-т. - Владивосток : [б. и.], 1961. - 417 с.
- Колесникова, Римма Дмитриевна. Эфирные масла хвойных растений России : диссертация ... доктора биологических наук : 03.00.32.- Хабаровск, 1998.- 474 с
- Аникеев В.В., Лукомская К.А. Руководство к практическим занятиям по микробиологии.- М.: “Просвещение”, 1983.
- Васильева З.П., Кириллова Г.А., Ласкина А.С. Лабораторные работы по микробиологии. – М.: “Просвещение”, 1979.
- Лабинская А. С. Микробиология с техникой микробиологических исследований, М, Медицина, 1978.
- http://www.webmedinfo.ru/library/mikrobiologija.php
- http://ayp.ru/shpargalki/biologiya/1/Page-19.php
- http://www.ebio.ru/gri06.html
- http://pharmacologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st032.shtml