Эффективный социальный опыт и духовно-нравственная позиция

Царёва Мария Ермиловна

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности является одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования. Основа духовно-нравственного воспитания обучающихся - базовые национальные ценности, которые хранятся в культурных и семейных традициях, передаются от поколения к поколению (патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, человечество, семья, труд и творчество, искусство и литература, природа).

Все базовые ценности лежат в основе уклада школьной жизни, определяют урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Работая над духовно-нравственным развитием личности учащихся,  наша школа взаимодействует с семьей, с домом  культуры, библиотекой, средствами массовой информации, т. е. создано единое воспитательное пространство, цель которого — совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

На своих уроках по литературе с детьми анализирую такие   понятия, как добро, зло, совесть, дружба, сочувствие, ответственность. Чтение и анализ произведений дают возможность  понять и оценить нравственные поступки людей.

Материалы о Великой Отечественной войне содержат огромный потенциал для духовно–нравственного воспитания школьников. В своей работе использую наглядный материал, записи музыкальных произведений, презентации, просматриваем с детьми отрывки из  художественных фильмов о войне, что позволяет сделать уроки яркими и не забывающимися. Ребята делятся своими чувствами, переживаниями  о судьбе  главных героев. На уроках русского языка пишем отзывы о наиболее понравившемся произведении.

Одной из форм работы духовно – нравственного воспитания являются литературные гостиные. «Тихая моя родина», «Великая поступь Победы», «Люблю я жизнь…» - это настоящий праздник для ребят, где раскрываются такие качества обучающихся, как любовь к музыке, поэзии, расширяется кругозор, воспитывается патриотизм. На литературные гостиные приходят гости, родители, что повышает особую ответственность выступавших ребят.

Театрализации стали любимыми занятиями юных актёров. Мои артисты не раз выступали на сцене района и села. Были показаны такие театрализации: «Алёнушка и солдат», «Теремок» - для ребят младшего возраста, «Барышня-крестьянка», «Василий Тёркин», «Алые паруса», «Капитанская дочка».

Стало традицией проводить общешкольное мероприятие вместе с родителями. «Под семейным зонтиком» - так назывался очередной праздник, где ребята вместе со своими родителями участвовали в различных конкурсах и театрализациях.

Ежегодно участвуем в Акциях: «Помоги пойти учиться», «Блокадный хлеб», «Неделя добра», «Письмо солдату». Такие мероприятия воспитывают чувство доброты и милосердия, ответственности и долга.

Считаю, что содружество с семьёй, домом культуры, библиотекой, средствами массовой информации  даст   свои результаты: наши  ребята вырастут добрыми, вежливыми и порядочными людьми.

А такие качества, как  толерантность, уважение к личности, отзывчивость, доброта, стремление и умение помочь ученикам и коллегам  - основные принципы моей жизненной позиции.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содружество учителя и библиотекаря

(гостиные жителям села)

     Учитель – ДУХ, дарящий свет. А свет - это любовь, мудрость, знания, жизненный опыт.

И наша главная задача не только научить, но и воспитать истинного русского гражданина.

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Сотрудничая с библиотекой, учитель русского языка и литературы расширяет круг чтения, способствует формированию культуры чтения, развитию личности, формирует межличностные отношения.

       Новые образовательные стандарты предполагают более тесное и творческое сотрудничество учителя русского языка и литературы и школьного библиотекаря. И такое тесное сотрудничество, содружество, сотворчество становится необходимым условием качественного образовательного процесса в школе.

       Наше первое мероприятие было посвящено 200-летию со дня рождения великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Ребята окунулись в жизнь и творчество поэта, писателя и просто гения русской литературы, каждое произведение которого есть энциклопедия души человеческой. Дети попробовали не только коснуться частички этой души, но и возможно, пережили вместе с ней некоторые трогательные моменты жизни.

Была раскрыта тема: «Люблю я жизнь». Обучающиеся прослушали и сами прочитали стихи поэта, показали театрализации по произведениям поэта.

        Ничто нас так не воспитывает, как память о войне. 70 лет победы в самой жестокой, кровопролитной и разрушительной войне. С каждым годом всё дальше и дальше в прошлое уходят от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны, всё меньше остаётся живых ветеранов, искажаются факты, значимость Победы. Поэтому очень важно донести правду о войне тем, кто живёт в XXI веке.

Гостиная «Великая поступь Победы» была показана жителям села. Были приглашены ветераны.  К сожалению, их осталось в живых совсем мало. Были и труженики тыла. С болью. Слезами на глазах слушали они стихи и прозу в исполнении ребят.

       «Тихая моя родина» - это история села, стихи нашего земляка Котова АГ, замечательного человека, который с любовью говорит о свой малой родине, заботится о ней, призывает беречь её.

Но кроме того эта совместная работа поможет ребёнку стать в жизни доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать своё мнение.

        Читающий ребенок – надежда на будущее России. Но для того чтобы ребёнок стал читающим надо, чтобы ему было что читать, чтобы на полках школьной библиотеки его ждали красивые интересные книги.

И в заключение, хотелось бы сказать, что активное сотрудничество библиотекаря, учителя русского языка и литературы, классных руководителей и родителей позволяет повысить интерес обучающихся к той или иной проблеме, вызывает эмоциональное отношение к ней, следовательно, помогает сосредоточить внимание, углубить мышление, облегчить восприятие и запоминание материала.

        Именное такое сотрудничество, сотворчество, содружество способствует достижению общей цели — формированию общей культуры личности ребенка, его интеграции в национальную и мировую культуру, самоопределению и достижению социальной компетентности, что и является конечным результатом новых образовательных стандартов, портретом выпускника нового поколения.

 


Предварительный просмотр: