Эффективный социальный опыт и духовно-нравственная позиция
Духовно-нравственное воспитание и развитие личности является одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования. Основа духовно-нравственного воспитания обучающихся - базовые национальные ценности, которые хранятся в культурных и семейных традициях, передаются от поколения к поколению (патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, человечество, семья, труд и творчество, искусство и литература, природа).
Все базовые ценности лежат в основе уклада школьной жизни, определяют урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Работая над духовно-нравственным развитием личности учащихся, наша школа взаимодействует с семьей, с домом культуры, библиотекой, средствами массовой информации, т. е. создано единое воспитательное пространство, цель которого — совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
На своих уроках по литературе с детьми анализирую такие понятия, как добро, зло, совесть, дружба, сочувствие, ответственность. Чтение и анализ произведений дают возможность понять и оценить нравственные поступки людей.
Материалы о Великой Отечественной войне содержат огромный потенциал для духовно–нравственного воспитания школьников. В своей работе использую наглядный материал, записи музыкальных произведений, презентации, просматриваем с детьми отрывки из художественных фильмов о войне, что позволяет сделать уроки яркими и не забывающимися. Ребята делятся своими чувствами, переживаниями о судьбе главных героев. На уроках русского языка пишем отзывы о наиболее понравившемся произведении.
Одной из форм работы духовно – нравственного воспитания являются литературные гостиные. «Тихая моя родина», «Великая поступь Победы», «Люблю я жизнь…» - это настоящий праздник для ребят, где раскрываются такие качества обучающихся, как любовь к музыке, поэзии, расширяется кругозор, воспитывается патриотизм. На литературные гостиные приходят гости, родители, что повышает особую ответственность выступавших ребят.
Театрализации стали любимыми занятиями юных актёров. Мои артисты не раз выступали на сцене района и села. Были показаны такие театрализации: «Алёнушка и солдат», «Теремок» - для ребят младшего возраста, «Барышня-крестьянка», «Василий Тёркин», «Алые паруса», «Капитанская дочка».
Стало традицией проводить общешкольное мероприятие вместе с родителями. «Под семейным зонтиком» - так назывался очередной праздник, где ребята вместе со своими родителями участвовали в различных конкурсах и театрализациях.
Ежегодно участвуем в Акциях: «Помоги пойти учиться», «Блокадный хлеб», «Неделя добра», «Письмо солдату». Такие мероприятия воспитывают чувство доброты и милосердия, ответственности и долга.
Считаю, что содружество с семьёй, домом культуры, библиотекой, средствами массовой информации даст свои результаты: наши ребята вырастут добрыми, вежливыми и порядочными людьми.
А такие качества, как толерантность, уважение к личности, отзывчивость, доброта, стремление и умение помочь ученикам и коллегам - основные принципы моей жизненной позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Содружество учителя и педагога-библиотекаря | 14.18 КБ |
sertifikat_etnograficheskiy_diktant_2022.pdf | 497.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Содружество учителя и библиотекаря
(гостиные жителям села)
Учитель – ДУХ, дарящий свет. А свет - это любовь, мудрость, знания, жизненный опыт.
И наша главная задача не только научить, но и воспитать истинного русского гражданина.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Сотрудничая с библиотекой, учитель русского языка и литературы расширяет круг чтения, способствует формированию культуры чтения, развитию личности, формирует межличностные отношения.
Новые образовательные стандарты предполагают более тесное и творческое сотрудничество учителя русского языка и литературы и школьного библиотекаря. И такое тесное сотрудничество, содружество, сотворчество становится необходимым условием качественного образовательного процесса в школе.
Наше первое мероприятие было посвящено 200-летию со дня рождения великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Ребята окунулись в жизнь и творчество поэта, писателя и просто гения русской литературы, каждое произведение которого есть энциклопедия души человеческой. Дети попробовали не только коснуться частички этой души, но и возможно, пережили вместе с ней некоторые трогательные моменты жизни.
Была раскрыта тема: «Люблю я жизнь». Обучающиеся прослушали и сами прочитали стихи поэта, показали театрализации по произведениям поэта.
Ничто нас так не воспитывает, как память о войне. 70 лет победы в самой жестокой, кровопролитной и разрушительной войне. С каждым годом всё дальше и дальше в прошлое уходят от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны, всё меньше остаётся живых ветеранов, искажаются факты, значимость Победы. Поэтому очень важно донести правду о войне тем, кто живёт в XXI веке.
Гостиная «Великая поступь Победы» была показана жителям села. Были приглашены ветераны. К сожалению, их осталось в живых совсем мало. Были и труженики тыла. С болью. Слезами на глазах слушали они стихи и прозу в исполнении ребят.
«Тихая моя родина» - это история села, стихи нашего земляка Котова АГ, замечательного человека, который с любовью говорит о свой малой родине, заботится о ней, призывает беречь её.
Но кроме того эта совместная работа поможет ребёнку стать в жизни доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать своё мнение.
Читающий ребенок – надежда на будущее России. Но для того чтобы ребёнок стал читающим надо, чтобы ему было что читать, чтобы на полках школьной библиотеки его ждали красивые интересные книги.
И в заключение, хотелось бы сказать, что активное сотрудничество библиотекаря, учителя русского языка и литературы, классных руководителей и родителей позволяет повысить интерес обучающихся к той или иной проблеме, вызывает эмоциональное отношение к ней, следовательно, помогает сосредоточить внимание, углубить мышление, облегчить восприятие и запоминание материала.
Именное такое сотрудничество, сотворчество, содружество способствует достижению общей цели — формированию общей культуры личности ребенка, его интеграции в национальную и мировую культуру, самоопределению и достижению социальной компетентности, что и является конечным результатом новых образовательных стандартов, портретом выпускника нового поколения.