Кружковая работа с детьми имеющими ярко выраженные способности.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными достижениями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кружок
«Умелые ручки»
по нетрадиционной
технике рисования
в младшей группе №3.
Время проведения: один раз в неделю, с 1 октября 2021 по 31 мая 2022 г.
во вторую половину дня в среду.
Длительность -15 минут, с 16.00 - 16.15
Количество: 8 детей.
Список детей:
- Аскарова Ясмина
- Гавриловский Валерий
- Икаев Самир
- Занозенко Константин
- Забитова Джансу
- Мавлюдова Зарифа
- Таова Салима
- Хуршудова Юлдуз
Подгруппа детей (8 человек).
Формы проведения кружковой работы различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
В начале занятий провожу пальчиковую гимнастику;
в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток подбираю самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна
Цель данного кружка – создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский.
Пояснительная записка.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.
Актуальность.
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Цель:
- Развивать мышление, воображение.
- Мелкую моторику рук.
- Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.
Задачи:
- Сформировать у детей интерес к видам труда.
- Познакомить со свойствами материалов.
- Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.
- Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.
- Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.
- Способствовать развитию конструктивной деятельности.
- Развивать твёрдость рук, технические навыки.
- Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, творческой фантазии.
Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование обще трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
- Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами.
- Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
- Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
- Разовьют мелкую моторику рук.
Формы проведения итогов реализации программы:
- Выставки детских работ в детском саду;
- Дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).
Принципы построения программы.
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Научность.
- Доступность.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая среда.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Возрастные особенности детей 4-5 лет.
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:
- Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности - заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
- Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
- Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
- Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
- Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
ДАТА | ТЕМА | ЗАДАЧИ | РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ |
Сентябрь | «Незаконченные рисунки» | Выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительных способностей, активность процесса воображения | Провести анкетирование |
«Нарисуй картинку» методика П. Торренса | Выявить оригинальность мышления, уровень изобразительных способностей. | Ознакомить с результатами мониторинга | |
Диагностическое задание «Повторяющиеся фигуры» | Проверить способность к продуцированию множества разнообразных ассоциаций, оригинальность мышления | Ознакомить с результатами мониторинга | |
«Радуга-дуга» - рисование по сырому. | Познакомить с возможностями акварельных красок. Учить рисовать по сырому. (Только что прошел дождь, по небу еще несутся тучи, но уже выглянуло солнце, и показалась радуга.) | Консультация для родителей «Талант требует заботы» | |
Октябрь | «Наш добрый друг - художник круг». | Привить навыки «быстрого рисования» с использованием шаблона-заготовки развить зрительную наблюдательность и изобразительную фантазию | Предложить дома использовать другой шаблон, например: квадрат |
«Говорящие рисунки» | Развитие восприятия, воображения, формирование умения представлять реальные предметы по их схематическому изображению, учить выделять в предмете главные отличительные черты | Предложить превращать в знакомые предметы, поиск познавательного материала | |
Участие в выставке детского рисунка «Осенние фантазии» информационно-коммуникационной сети. | Создание условий для формирования интереса к миру природы. Содействие выявлению и развитию творческих способностей посредством иформирования эстетического вкуса, умения видеть красоту окружающего мира. | Предложить создать совместно с ребенком поделку на выставку. | |
«Осенний парк» - техникой монотипия | Познакомить с техникой монотипия: Дорогу и небо нарисуем в технике монотипии, сложив лист по горизонтали. А потом по небу поплывут облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья. | Предложить родителям закрепить дома рисование с помощью техники монотипия | |
Ноябрь | «Нарисуй музыку» - задание - упражнение. | Развитие психических процессов, развитие мелкой моторики рук. | Консультация «Организация условий для совместной творческой деятельности» |
Тема «Семейный альбом». | Подготовка к созданию семейного альбома о профессиях своих родных Развивать словесное творчество, учить передавать его в изображении; развивать воображение. | Беседа на тему «Реализация совместных познавательно-творческих проектов». | |
Участие в конкурсе рисунков «Моя мама». | Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков | Памятка «Как развивать одаренность детей». Способствовать развитию творческого потенциала, сохранить веру в свои силы Просвещение родителей | |
Декабрь | «Заиндевелое дерево» - рисование восковыми мелками | Развитие фантазии, воображение: Стоит в зимнем лесу дерево — не шелохнется. (Рисуем дерево восковым мелком.) В утренние часы дерево окутано голубой дымкой (красим рисунок нежно-голубой краской, солнечным днем залито светом (красим рисунок желтой краской, а ночью погружено в таинственный полумрак (работаем фиолетовой краской). | Чтение познавательной литературы |
Выставка рисунков, поделок «Зимняя сказка» | Развивать творческое воображение детей в процессе поиска и придумывания различных нетрадиционных техник при изготовлении поделок. | Предложить принять участие в выставке совместно с ребенком | |
«Композиция» | Развитие восприятия, воображения, формирование умения представлять реальные предметы по их схематическому изображению, учить выделять в предмете главные отличительные черты. | Чтение познавательной литературы | |
«Жанры изобразительного искусства» - рассматривание альбома | Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусств | Экскурсия в школу искусств | |
Январь | «По мотивам любимых сказок». | Развитие восприятия, воображения. | Рассматривание работ известных художников-иллюстраторов, экскурсия в картинную галерею |
Диагностическое задание «Нарисуй какой хочешь узор» | Проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы. | Ознакомить с результатами мониторинга | |
Творческое задание «Зимушка-Зима» | Учить создавать аллегорическое изображение зимы, передавать сказочный образ через ее наряд; закрепить умение изображать силуэт женщины в длинной шубе; учить изображать мех и хвою елки штрихами. | Консультация для родителей «Рисование и оттиск на стекле»- предложить родителям познакомить ребёнка с новой техникой рисования. | |
Игра: «Морозные узоры». Цветные ниточки | Развивать интерес к рисованию | Оформить выставку: «Морозные узоры» в группе | |
Февраль | Игра «Несуществующее животное» - ТРИЗ | Развитие фантазии, воображение. | Чтение познавательной литературы о ТРИЗ |
Открытки к праздникам: 23 февраля, 8 марта-творческое задание. | Развивать склонность к экспериментированию с художественнымиматериалами и инструментами | Беседы | |
Творческое задание «Нарисуем портрет папы» | Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков | Участие в конкурсе группы | |
Март | Творческое задание «Нарисуем портрет мамы» | Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков | Участие в конкурсе группы |
Творческое рассказывание по картине И. Левитана «Март» | Обучение умению чувствовать, понимать настроение картины подбирать эпитеты, сравнения и метафоры | Рассматривание репродукций картин известных художников | |
Участие в конкурсе рисунков «Мир глазами детей» | Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков | Участие в конкурсе | |
Апрель | «Полет в космос». - техника граттаж | Познакомить с техникой граттаж (процарапывание воскового слоя, покрытого сверху краской.) Развитие представления о композиции | Оформление гравюры к выставке «Космические зарисовки». |
Проектная деятельность «Корабли будущего» | Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков | Совместные проекты исследовательской деятельности. | |
«Зоопарк | Познакомить с техниками рисования ватными дисками, набрызгом Развитие представления о композиции. | Оформление выставки «Эти забавные животные | |
Май | «И плывут по небу облака» - рисование на сырой бумаге | Формирование представлений об образно-выразительных средствах. | Прогулки, наблюдения |
Творческое задание «Скоро лето» | Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественны материалов и средств художественно-образной выразительности | Рассматривание картин известных художников, прогулки, наблюдения | |
«Незаконченные рисунки» | Выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительных способностей, активность процесса воображения. | Ознакомить с результатами мониторинга |
Предварительный просмотр:
Кружок
«Веселые ладошки»
по нетрадиционной
технике рисования
в средней группе №3.
Время проведения: один раз в неделю, с 1 октября 2022 по 31 мая 2023 г.
во вторую половину дня в четверг.
Длительность -20 минут, с 16.00 - 16.20
Количество: 9 детей.
Список детей:
- Аскарова Ясмина
- Гавриловский Валерий
- Забитова Джансу
- Занозенко Константин
- Мавлюдова Зарифа
- Пилюга Артем
- Ниязова Арзу
- Таова Салима
- Хуршудова Юлдуз
Подгруппа детей (9 человек).
Формы проведения кружковой работы различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
В начале занятий провожу пальчиковую гимнастику;
в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток подбираю самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна
Цель данного кружка – создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом
Задача педагога создать условия для самостоятельной деятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.
«В душе каждого ребенка невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»
В. А. Сухомлинский.
Пояснительная записка
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Для ребенка дошкольного возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. «Родовыми» чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности.
Наиболее часто исследователи при определении одаренности дошкольников обращаются к концепции творческой одаренности А.М. Матюшкина. Согласно данной концепции одаренность – «творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений, разного рода проблем: научных, технических, духовных». Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия), составляющая основу познавательной мотивации. Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. С другой стороны, согласно «Рабочей концепции одаренности» разработанной в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети», одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одним из дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, остается вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко. Указанная альтернатива снимается в «Рабочей концепции одаренности» следующей позицией: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
В качестве причин, задерживающих проявление и развитие одаренности, исследователи рассматривают трудности развития ребенка (например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения); недостаток необходимых знаний, умений и навыков; недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка.
Основной формой работы с одаренными детьми являются занятия по индивидуальным маршрутам. Составление индивидуального маршрута на каждого ребёнка предполагает раскрытие его индивидуальных способностей, интересов и возможностей.
· Воспитатель проводит самостоятельный мониторинг развития способностей детей в своем направлении по собственным методикам (входная, промежуточная и итоговая диагностики, анализ динамики изменений, выводы).
· Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об его общей одаренности.
Концепция программы
Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.
Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Одаренный дошкольник в художественно - эстетическом творчестве – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в художественно-творческой деятельности.
Такие дети более настойчивы и усидчивы в рисовании. Образная память имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, обусловливая необходимый запас зрительных запасов представлений у рисующего одаренного ребенка. Они требуют от взрослых полных и глубоких по содержанию объяснений в художественном творчестве. Не всегда получая их, пытливые дети уже к 6-7 годам пытаются найти ответы самостоятельно: свои наблюдение в природе переносят на бумагу, экспериментируют с красками, карандашами и другими художественными материалами.
Содержание программы
Программа рассчитана на один год обучения (2022-2023г.), содержит перспективное планирование, которое предоставлено помесячно, включая занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование.
Проводится одно занятие в неделю длительностью 20 минут (всего 36 занятий в течение учебного года).
Отличительные особенности одаренных детей
1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
3. Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности — одаренности в определенной области науки, искусства.
3. Воспитанники, не достигающие по каким — либо причинам успехов в обучении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми
1. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, клубы по интересам.
Организация взаимодействия с родителями одаренных детей:
- родительский клуб анкетирование, по результатам которого мы узнали об отношении родителей к данному развитию их детей;
- родительское собрание, на котором были показаны результаты усвоения программы детьми за учебный год и предложены основные положения программы "Одаренный ребенок" и значение ее в будущей адаптации ребенка в социуме;
- подготовлены папки-передвижки, консультации, перспективный план, рекомендации для родителей по воспитанию и развитию детей;
Цели и задачи работы с одаренными детьми.
1. Выявление одарённых детей.
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
Цель программы: углубленное развитие продуктивной деятельности детей (рисование), развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству, обучение способам изобразительной деятельности, превышающими нормативы образовательной программы по художественно - эстетической деятельности.
Общие задачи:
- Выявить детей с предпосылками одаренности.
- Создать условия для развития творческого потенциала ребенка.
- Обогатить предметно-развивающую среду с целью развития творческого потенциала.
- Формировать осознанный интерес к художественной культуре.
- Развивать творчество, образное мышление, художественные способности.
- Проведение различных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих воспитанникам проявить свои возможности.
Основные задачи:
Художественно-эстетические:
- Развивать художественное восприятие жизни;
- Уточнять представления об окружающем мире;
- Развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительного материала.
Задачи на приобретение изобразительного мастерства:
- Развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; разные пропорции предметов;
- Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
Задачи на формирование технических навыков:
- упражнять кисти руки, закрепляя правильное положении при рисовании горизонтальных и вертикальных линий (широких и тонких);
- обучать различным техникам рисования с разнообразными изобразительными материалами;
Задачи на развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному:
- вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народного промысла;
- замечать прекрасное и отмечать уродливое в окружающем мире;
- знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их;
- Научить различать жанры живописи
- Развивать художественно-эстетический вкус.
Воспитательные:
- Развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
- Учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе;
- Радоваться успехам своих товарищей при создании работы.
Планируемые результаты:
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в художественно-эстетическом направлении.
- Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству.
- Повышение художественно-эстетического вкуса.
- Оформление выставок детского творчества.
- Положительная динамика процента участников и призёров в творческих конкурсах.
Принципы построение программы:
- Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;
- Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
- Предусматривать решение программных и образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и в самостоятельной деятельности детей;
- Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основные этапы работы:
1 этап «Создание интереса»
На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности разных материалов с помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.
2 этап: «Формирование практических навыков»
Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.
3 этап: «Собственное творчество»
Задача педагога создать условия для самостоятельной деятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.
Инструменты и материалы необходимые в работе:
Бумага для акварели А3 и А4, альбомные листы, гуашь, акварель, карандаши, кисти разных размеров, глина, пластилин, цветной картон, салфетки бумажные и тканевые, палитра, ватные палочки, стаканчики с водой и т.д.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование обще трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
- Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами.
- Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
- Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
- Разовьют мелкую моторику рук.
Формы проведения итогов реализации программы:
- Выставки детских работ в детском саду;
- Дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).
Принципы построения программы.
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Научность.
- Доступность.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая среда.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Возрастные особенности детей 4-5 лет.
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:
- Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности - заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
- Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
- Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
- Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
- Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Перспективный план работы
Октябрь.
1. «Осенний лес» (обрывная аппликация (коллективная работа.)) Цель: расширять знания детей о приметах осени; продолжать учить отрывать от листа бумаги маленькие кусочки, наносить на них клей, приклеивать их в нужном месте картинки. Материал: бумага, клей.
2. «Осенний листочек» (пластилинография). Цель: создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности. Материал: пластилин, картон с трафаретом.
3. «Гриб». Цель: учить детей работать с крупами и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Материал: картон, трафарет, клей, кисть, крупа.
4. «Барашек». Цель: учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Материал: картон, трафарет, клей, кисть, вата.
Ноябрь.1.«Цыпленок». Цель: учить сооружать не сложные поделки. Учить пользоваться разными материалами. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность. Материал: бумага, трафарет птички, пшено, вата, клей ПВА, кисть.
2. «Ёж». Цель: учить правилам безопасной работы с клеем, семечками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким. Материал: картон с трафаретом, клей, кисточка, семечки.
4. «Бублик». Цель: учить детей замешивать солёное тесто, развивать способность работать с ним. Воспитывать любовь к труду. Материал: мука, соль, вода
Декабрь.1. «Снежинка». Цель: учить детей работать с разным материалом. Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Материал: макароны, картон, трафарет, клей, кисть.
2. «Зимний лес». Цель: ознакомить детей с новым способом рисования «поролоном». Учить рисовать пушистый снег на ветках деревьев и елочек, сугробов на земле. Материал: бумага краски, поролон.
3.«Рукавички». Цель: учить правилам безопасной работы с клеем, картоном. Развивать композиционные умения. Материал: картон, клей, кисточка.
4. «Снеговик». Цель: учить детей работать с пластилином. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Январь.
1.«Зимняя сказка» (коллективная работа). Цель: учить создавать картину заснеженных деревьев, используя вату, соль, пенопласт. Материал: картон, вата, пенопласт, соль.
2. «Зайчик» (аппликация из ваты). Цель: изображать по силуэту зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги. Материал: цветная бумага, вата.
3.«Птичка на кормушке». Цель: учить правилам безопасной работы с клеем, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким. Материал: картон с трафаретом, клей, кисточка, крупы.
Февраль.
1. «Снегири на ветках» (пластилиновая мозаика). Цель: развивать умение оттягивать детали от целого куска, формировать шарики прижимать и примазывать их к бумаге. Материал: пластилин, бумага.
2. «Автомобиль». Цель: учить передавать образ, соблюдая относительную величину. Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать самостоятельность. Материал: спичечные коробки, клей ПВА, кисть.
3.«Подарок для папы». Цель: учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать композиционные умения. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца Материал: картон-трафарет, клей ПВА, семена, крупы.
4.«Пингвины на льдине». Цель: продолжать учить детей работать с пластилином. Учить получать удовольствие при работе с пластилином. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе. Материал: пластилин.
Март.
1. «Подарок для мамы». Цель: учить детей работать с бумажной салфеткой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Материал: картон, трафарет, клей, кисть, бумажная салфетка, одноразовая тарелка.
2. «Жираф». Цель: учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Материал: картон, трафарет, клей, кисть, пшено.
3. «Вот какой у нас букет» (пластилинография). Цель: учить соединять концы столбика, скатанного между ладонями, в виде кольца и присоединять их к кругу. Пластилин, бумага.
4. «Подснежник». Цель: учить правилам безопасной работы с клеем, бумагой. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким. Материал: бумага для квиллинга, клей, кисточка.
Апрель.
1. Коллективная работа. «Перелетные птицы». Цель: учить детей работать с ватой и клеем, крупой. Работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Материал: картон, трафарет, клей, кисть, ватные диски, крупы.
2. «Звездное небо». Цель: учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость. Воспитывать самостоятельность Цветная бумага, картон, крупы, клей ПВА, ножницы, кисть.
3. «Веточка вербы». Цель: развивать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек, отрывать от ваты кусочки, аккуратно приклеивать на картон. Материал: мятая бумага вата.
4 . «Пасхальные яйца». Цель: учить украшать яйца, используя разнообразные приёмы и материал по своему желанию. Материал: яйцо, крупы
Май.1. «Цветок». Цель: формировать умение работать с бумагой, делать заготовки для работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Материал: полоски цветной бумаги, клей ПВА, кисточка.
2. «Открытка для ветеранов». Цель: формировать умение работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Материал: клей ПВА, кисть, карандаши, салфетки.
3. «Цветущий сад». Коллективная работа (аппликация из салфеток). Цель: учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость. Воспитывать самостоятельность Материал: цветная бумага, картон, крупы, клей ПВА, ножницы, кисть
4. « Цветной луг». Коллективная работа детей (пластилинография). Цель: формировать умение примазывать пластилин к бумаге, не выходя за контуры рисунка. Использовать в работе пластилин 3-х разных цветов. Материал: бумага, пластилин.