Кружковая работа с детьми имеющими ярко выраженные способности.

Артабаева Марина Малиловна

Предварительный просмотр:

Кружок

«Умелые ручки»

по нетрадиционной

технике рисования

                                      в младшей группе №3.

Время проведения: один раз в неделю, с 1 октября 2021 по 31 мая 2022 г.

 во вторую половину дня в среду.

Длительность -15 минут, с 16.00 - 16.15

Количество: 8 детей.

Список детей:

  1. Аскарова Ясмина
  2. Гавриловский Валерий
  3. Икаев Самир
  4. Занозенко Константин
  5. Забитова Джансу
  6. Мавлюдова Зарифа
  7. Таова Салима
  8. Хуршудова Юлдуз

Подгруппа детей (8 человек).

Формы проведения кружковой работы различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.

В начале занятий провожу пальчиковую гимнастику;

в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток подбираю самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна

Цель данного кружка  создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

 «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

                                                                               В. А. Сухомлинский.

                                  Пояснительная записка.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.

Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

Актуальность.

В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Цель:

  1. Развивать мышление, воображение.
  2. Мелкую моторику рук.
  3. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.

Задачи:

  1. Сформировать у детей интерес к видам труда.
  2. Познакомить со свойствами материалов.
  3. Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.
  4. Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.
  5. Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.
  6. Способствовать развитию конструктивной деятельности.
  7. Развивать твёрдость рук, технические навыки.
  8. Способствовать развитию внимания, памяти, воображения,   творческой фантазии.

Ожидаемые результаты.

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование обще трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

  1.  Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами.
  2.  Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
  3.  Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
  4.  Разовьют мелкую моторику рук.

Формы проведения итогов реализации программы:

  1. Выставки детских работ в детском саду;
  2. Дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).

Принципы построения программы.

  1. От простого к сложному.
  2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  3. Научность.
  4. Доступность.
  5. Системность знаний.
  6. Воспитывающая и развивающая среда.
  7. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
  8. Активность и самостоятельность.
  9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Возрастные особенности детей 4-5 лет.

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел и  в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:

- Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности -  заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

- Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

- Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

- Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

- Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.                    

                                                                           

ДАТА

        ТЕМА

             ЗАДАЧИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Сентябрь

«Незаконченные рисунки»

Выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительных способностей, активность процесса воображения

Провести анкетирование

 «Нарисуй картинку» методика П. Торренса

Выявить оригинальность мышления, уровень изобразительных способностей.

Ознакомить с результатами мониторинга

Диагностическое задание «Повторяющиеся фигуры»

Проверить способность к продуцированию множества разнообразных  

ассоциаций, оригинальность мышления

Ознакомить с результатами мониторинга

«Радуга-дуга» - рисование по сырому.

Познакомить с возможностями акварельных красок. Учить рисовать по сырому. (Только что прошел дождь, по небу еще несутся тучи, но уже выглянуло солнце, и показалась радуга.)

Консультация для родителей «Талант требует заботы»

Октябрь

«Наш добрый друг - художник круг».

Привить навыки «быстрого рисования» с использованием шаблона-заготовки развить зрительную наблюдательность и изобразительную фантазию

Предложить дома использовать другой шаблон, например: квадрат

«Говорящие рисунки»

Развитие восприятия, воображения, формирование умения представлять реальные предметы по их схематическому изображению, учить выделять в предмете главные отличительные черты

Предложить превращать в знакомые предметы, поиск познавательного материала

Участие в выставке детского рисунка «Осенние фантазии» информационно-коммуникационной сети.

Создание условий для формирования интереса к миру природы. Содействие выявлению и развитию творческих способностей посредством иформирования эстетического вкуса, умения видеть красоту окружающего мира.

Предложить создать совместно с ребенком поделку на выставку.

«Осенний парк» - техникой монотипия

Познакомить с техникой монотипия: Дорогу и небо нарисуем в технике монотипии, сложив лист по горизонтали. А потом по небу поплывут облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.

Предложить родителям закрепить дома рисование с помощью техники монотипия

Ноябрь

«Нарисуй музыку» - задание - упражнение.

Развитие психических процессов, развитие мелкой моторики рук.

Консультация «Организация условий для совместной творческой деятельности»

Тема «Семейный альбом».

Подготовка к созданию семейного альбома о профессиях своих родных Развивать словесное творчество, учить передавать его в изображении; развивать воображение.

Беседа на тему «Реализация совместных познавательно-творческих проектов».

Участие в конкурсе рисунков «Моя мама».

Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков

Памятка «Как развивать одаренность детей». Способствовать 

развитию творческого потенциала, сохранить веру в свои силы Просвещение родителей

Декабрь

«Заиндевелое дерево» - рисование восковыми мелками

Развитие фантазии, воображение: Стоит в зимнем лесу дерево — не шелохнется. (Рисуем дерево восковым мелком.) В утренние часы дерево окутано голубой дымкой (красим рисунок нежно-голубой краской, солнечным днем залито светом (красим рисунок желтой краской, а ночью погружено в таинственный полумрак (работаем фиолетовой краской).

Чтение познавательной литературы

Выставка рисунков, поделок «Зимняя сказка»

Развивать творческое воображение детей в процессе поиска и придумывания различных нетрадиционных техник при изготовлении поделок.

Предложить принять участие в выставке совместно с ребенком

«Композиция»

Развитие восприятия, воображения, формирование умения представлять

реальные предметы по их схематическому изображению, учить выделять в предмете главные отличительные черты.

Чтение познавательной литературы

«Жанры изобразительного искусства» - рассматривание альбома

Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусств

Экскурсия в школу искусств

Январь

«По мотивам любимых сказок».

Развитие восприятия, воображения.

Рассматривание работ известных художников-иллюстраторов, экскурсия в картинную галерею

Диагностическое задание «Нарисуй какой хочешь узор»

Проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы.

Ознакомить с результатами мониторинга

Творческое задание «Зимушка-Зима»

Учить создавать аллегорическое изображение зимы, передавать сказочный образ через ее наряд; закрепить умение изображать силуэт женщины в длинной шубе; учить изображать мех и хвою елки штрихами.

Консультация для родителей «Рисование и оттиск на стекле»- предложить родителям познакомить ребёнка с новой техникой рисования.

Игра: «Морозные узоры». Цветные ниточки

Развивать интерес к рисованию

Оформить выставку: «Морозные узоры» в группе

Февраль

Игра «Несуществующее животное» - ТРИЗ

Развитие фантазии, воображение.

Чтение познавательной литературы о ТРИЗ

Открытки к праздникам: 23 февраля, 8 марта-творческое задание.

Развивать склонность к экспериментированию с художественнымиматериалами и инструментами

Беседы

Творческое задание «Нарисуем портрет папы»

Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков

Участие в конкурсе группы

Март

Творческое задание «Нарисуем портрет мамы»

Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков

Участие в конкурсе группы

Творческое рассказывание по картине И. Левитана «Март»

Обучение умению чувствовать, понимать настроение картины подбирать эпитеты, сравнения и метафоры

Рассматривание репродукций картин известных художников

Участие в конкурсе рисунков «Мир глазами детей»

Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков

Участие в  конкурсе

Апрель

«Полет в космос». - техника граттаж

Познакомить с техникой граттаж (процарапывание воскового слоя, покрытого сверху краской.) Развитие представления о композиции

Оформление гравюры к выставке «Космические зарисовки».

Проектная  деятельность  «Корабли будущего»

Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков

Совместные проекты исследовательской деятельности.

«Зоопарк

Познакомить с техниками рисования  ватными дисками, набрызгом Развитие представления о композиции.

Оформление выставки «Эти забавные животные

Май

«И плывут по небу облака» - рисование на сырой бумаге

Формирование представлений об образно-выразительных средствах.

Прогулки, наблюдения

Творческое задание «Скоро лето»

Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественны материалов и средств художественно-образной выразительности

Рассматривание картин известных художников, прогулки, наблюдения

«Незаконченные рисунки»

Выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительных

способностей, активность процесса воображения.

Ознакомить с результатами мониторинга



Предварительный просмотр:

Кружок

«Веселые ладошки»

по нетрадиционной

технике рисования

 в средней группе №3.

Время проведения: один раз в неделю, с 1 октября 2022 по 31 мая 2023 г.

 во вторую половину дня в четверг.

Длительность -20 минут, с 16.00 - 16.20

Количество: 9 детей.

                                                Список детей:

  1. Аскарова Ясмина
  2. Гавриловский Валерий
  3. Забитова Джансу
  4. Занозенко Константин
  5. Мавлюдова Зарифа
  6. Пилюга Артем
  7. Ниязова Арзу
  8. Таова Салима
  9. Хуршудова Юлдуз

       Подгруппа детей (9 человек).

Формы проведения кружковой работы различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.

В начале занятий провожу пальчиковую гимнастику;

в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток подбираю самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна

     Цель данного кружка  создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом   

 Задача педагога создать условия для самостоятельной деятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.

                                                 «В душе каждого ребенка невидимые струны.

                                   Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»

                                                                                                 В. А. Сухомлинский.

Пояснительная записка

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Для ребенка дошкольного возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. «Родовыми» чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности.

  Наиболее часто исследователи при определении одаренности дошкольников обращаются к концепции творческой одаренности А.М. Матюшкина. Согласно данной концепции одаренность – «творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений, разного рода проблем: научных, технических, духовных». Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия), составляющая основу познавательной мотивации. Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. С другой стороны, согласно «Рабочей концепции одаренности» разработанной в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети», одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одним из дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, остается вопрос о частоте проявления детской одаренности.  Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко.  Указанная альтернатива снимается в «Рабочей концепции одаренности» следующей позицией: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности  присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

  В качестве причин, задерживающих проявление и развитие одаренности, исследователи рассматривают трудности развития ребенка (например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения); недостаток  необходимых знаний, умений и навыков; недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка.

  Основной формой  работы с одаренными детьми являются занятия по индивидуальным маршрутам. Составление индивидуального маршрута на каждого ребёнка предполагает раскрытие его индивидуальных способностей, интересов и возможностей.

·         Воспитатель   проводит самостоятельный мониторинг развития способностей детей в своем направлении по собственным методикам (входная, промежуточная и итоговая диагностики, анализ динамики изменений, выводы).

·         Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об его общей одаренности.

Концепция программы

Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость  данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли  углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.

Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Одаренный дошкольник в художественно - эстетическом творчестве – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в художественно-творческой деятельности.    

     Такие дети более настойчивы и усидчивы в рисовании. Образная память имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, обусловливая необходимый запас зрительных запасов представлений у рисующего одаренного ребенка. Они требуют от взрослых полных и глубоких по содержанию объяснений в художественном творчестве. Не всегда получая их, пытливые дети уже к 6-7 годам пытаются найти ответы самостоятельно: свои наблюдение в природе переносят на бумагу, экспериментируют с красками, карандашами и другими художественными материалами.      


                                    Содержание программы

     Программа рассчитана на один год обучения (2022-2023г.), содержит перспективное планирование, которое предоставлено помесячно, включая занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование.

     Проводится одно занятие в неделю длительностью 20 минут (всего 36 занятий в течение учебного года).

Отличительные особенности одаренных детей

1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

3. Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности — одаренности в определенной области науки, искусства.

3. Воспитанники, не достигающие по каким — либо причинам успехов в обучении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

1. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки,  клубы по интересам. 

Организация взаимодействия с родителями одаренных детей:

  • родительский клуб анкетирование, по результатам которого мы узнали об отношении родителей к данному развитию их детей;
  • родительское собрание, на котором были показаны результаты усвоения программы детьми за учебный год и предложены основные положения программы "Одаренный ребенок" и значение ее в будущей адаптации ребенка в социуме;
  • подготовлены папки-передвижки, консультации, перспективный план, рекомендации для родителей по воспитанию и развитию детей;

Цели и задачи работы с одаренными детьми.

1. Выявление одарённых детей.        

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Цель программы: углубленное развитие продуктивной деятельности детей (рисование), развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству, обучение способам изобразительной деятельности, превышающими нормативы образовательной программы по художественно -  эстетической деятельности.

Общие задачи:

  • Выявить детей с предпосылками одаренности.
  • Создать условия для развития творческого потенциала ребенка.
  • Обогатить предметно-развивающую среду с целью развития творческого потенциала.
  • Формировать осознанный интерес к художественной культуре.
  • Развивать творчество, образное мышление, художественные способности.
  • Проведение различных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих воспитанникам проявить свои возможности.

Основные задачи:

Художественно-эстетические:

  • Развивать художественное восприятие жизни;
  • Уточнять представления об окружающем мире;
  • Развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительного материала.

Задачи на приобретение изобразительного мастерства:

  • Развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; разные пропорции предметов;
  • Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.

Задачи на формирование технических навыков:

  • упражнять кисти руки, закрепляя правильное положении при рисовании горизонтальных и вертикальных линий (широких и тонких);
  • обучать различным техникам рисования с разнообразными изобразительными материалами;

Задачи на развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному:

  • вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народного промысла;
  • замечать прекрасное  и отмечать уродливое в окружающем мире;
  • знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их;
  • Научить различать жанры живописи
  • Развивать художественно-эстетический вкус.

Воспитательные:

  • Развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
  • Учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе;
  • Радоваться успехам своих товарищей при создании работы.

Планируемые результаты:

  1. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в художественно-эстетическом направлении.
  2. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству.
  3. Повышение художественно-эстетического вкуса.
  4. Оформление выставок детского творчества.
  5. Положительная динамика процента участников и призёров в творческих конкурсах.

Принципы построение программы:

  • Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;
  • Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • Предусматривать решение  программных и образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и в самостоятельной деятельности детей;
  • Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

           

Основные этапы работы:

 1 этап «Создание интереса»

     На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности разных материалов с  помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.

2 этап: «Формирование практических навыков»

     Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.

3 этап: «Собственное творчество»

     Задача педагога создать условия для самостоятельной деятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.

Инструменты и материалы необходимые в работе:

Бумага для акварели А3 и А4, альбомные листы, гуашь, акварель, карандаши, кисти разных размеров, глина, пластилин, цветной картон, салфетки бумажные и тканевые, палитра, ватные палочки, стаканчики с водой и т.д.

                 

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Ожидаемые результаты.

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование обще трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

  1.  Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами.
  2.  Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
  3.  Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
  4.  Разовьют мелкую моторику рук.

Формы проведения итогов реализации программы:

  1. Выставки детских работ в детском саду;
  2. Дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).

Принципы построения программы.

  1. От простого к сложному.
  2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  3. Научность.
  4. Доступность.
  5. Системность знаний.
  6. Воспитывающая и развивающая среда.
  7. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
  8. Активность и самостоятельность.
  9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Возрастные особенности детей 4-5 лет.

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел и  в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:

- Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности -  заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

- Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

- Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

- Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

- Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.                    

                                   Перспективный план  работы

Октябрь.

1. «Осенний лес» (обрывная аппликация (коллективная работа.)) Цель: расширять знания детей о приметах осени; продолжать учить отрывать от листа бумаги маленькие кусочки, наносить на них клей, приклеивать их в нужном месте картинки. Материал:  бумага, клей.

2. «Осенний листочек» (пластилинография). Цель: создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности. Материал: пластилин, картон с трафаретом.

3. «Гриб». Цель: учить детей работать с крупами и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Материал:  картон, трафарет, клей, кисть, крупа.

4. «Барашек». Цель: учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Материал: картон, трафарет, клей, кисть, вата.

Ноябрь.1.«Цыпленок». Цель: учить сооружать не сложные поделки. Учить пользоваться разными материалами. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность. Материал:  бумага, трафарет птички, пшено, вата, клей ПВА, кисть.

2. «Ёж». Цель: учить правилам безопасной работы с клеем, семечками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким. Материал:  картон с трафаретом, клей, кисточка, семечки.

4. «Бублик». Цель: учить детей замешивать солёное тесто, развивать способность работать с ним. Воспитывать любовь к труду. Материал: мука, соль, вода

Декабрь.1. «Снежинка». Цель: учить детей работать с разным материалом. Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Материал: макароны, картон, трафарет, клей, кисть.

2. «Зимний лес». Цель: ознакомить детей с новым способом рисования «поролоном». Учить рисовать пушистый снег на ветках деревьев и елочек, сугробов на земле.  Материал: бумага краски, поролон.

3.«Рукавички». Цель: учить правилам безопасной работы с клеем, картоном. Развивать композиционные умения.  Материал: картон, клей, кисточка.

4. «Снеговик». Цель: учить детей работать с пластилином. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе. 

Январь.

1.«Зимняя сказка» (коллективная работа). Цель: учить создавать картину заснеженных деревьев, используя вату, соль, пенопласт. Материал: картон, вата, пенопласт, соль.

2. «Зайчик» (аппликация из ваты). Цель: изображать по силуэту зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги. Материал: цветная бумага, вата.

3.«Птичка на кормушке». Цель: учить правилам безопасной работы с клеем, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким. Материал: картон с трафаретом, клей, кисточка, крупы.

Февраль.

1. «Снегири на ветках» (пластилиновая мозаика). Цель: развивать умение оттягивать детали от целого куска, формировать шарики прижимать и примазывать их к бумаге. Материал: пластилин, бумага.

2.  «Автомобиль». Цель: учить передавать образ, соблюдая относительную величину. Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать самостоятельность. Материал: спичечные коробки, клей ПВА, кисть.

3.«Подарок для папы». Цель: учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать композиционные умения. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца Материал: картон-трафарет, клей ПВА, семена, крупы.

4.«Пингвины на льдине». Цель: продолжать учить детей работать с пластилином. Учить получать удовольствие при работе с пластилином. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе. Материал: пластилин.

Март.

1. «Подарок для мамы». Цель: учить детей работать с бумажной салфеткой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Материал: картон, трафарет, клей, кисть, бумажная салфетка, одноразовая тарелка.

2. «Жираф». Цель: учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Материал: картон, трафарет, клей, кисть, пшено.

3.  «Вот какой у нас букет» (пластилинография). Цель: учить соединять концы столбика, скатанного между ладонями, в виде кольца и присоединять их к кругу. Пластилин, бумага.

4. «Подснежник». Цель: учить правилам безопасной работы с клеем, бумагой. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким. Материал: бумага для квиллинга, клей, кисточка.

Апрель.

1. Коллективная работа. «Перелетные птицы». Цель: учить детей работать с ватой и клеем, крупой. Работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Материал: картон, трафарет, клей, кисть, ватные диски, крупы.

2. «Звездное небо». Цель: учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость. Воспитывать самостоятельность Цветная бумага, картон, крупы, клей ПВА, ножницы, кисть.

3. «Веточка вербы». Цель: развивать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек, отрывать от ваты кусочки, аккуратно приклеивать на картон. Материал: мятая бумага вата.

4 . «Пасхальные яйца». Цель: учить украшать яйца, используя разнообразные приёмы и материал по своему желанию. Материал:  яйцо, крупы

Май.1. «Цветок». Цель: формировать умение работать с бумагой, делать заготовки для работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Материал:  полоски цветной бумаги, клей ПВА, кисточка.

2. «Открытка для ветеранов». Цель: формировать умение работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Материал: клей ПВА, кисть, карандаши, салфетки.

3. «Цветущий сад». Коллективная работа (аппликация из салфеток). Цель: учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость. Воспитывать самостоятельность Материал: цветная бумага, картон, крупы, клей ПВА, ножницы, кисть

4. « Цветной луг». Коллективная работа детей (пластилинография). Цель: формировать умение примазывать пластилин к бумаге, не выходя за контуры рисунка. Использовать в работе пластилин 3-х разных цветов. Материал: бумага, пластилин.