Консультации для педагогов
В этом разделе размещены консультации для педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках».
Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.
Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Музыкальному руководителю хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением.
Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса. Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, так как он может донести до детей особенности музыкальных произведений.
Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова.
Педагогу-воспитателю необходимо:
1. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
2. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
3. Разучивать движения с отстающими детьми.
4. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
5. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
6. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
7. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
8. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
Существует 2 формы работы музыкального руководителя с воспитателем:
1. Индивидуальные консультации.
2. Групповые консультации:
Праздники и развлечения.
Праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. Успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными. Перед утренником ведущий должен разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков. Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Ведущий должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки. На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют детей. Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты. В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно. По окончании праздника необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник! После угощения - поблагодарить гостя (взрослый персонаж, попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).
Объявление о празднике вешается заранее, чтобы родители точно знали когда и во сколько утренник.
Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на педагогическом совещании, где обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные ошибки.
Перед утренниками – воспитатели должны помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).
И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!
Предварительный просмотр:
"Взаимодействие воспитателя и
музыкального руководителя на утреннике"
Разнообразна деятельность воспитателя на праздничных утренниках. В музыкальном развитии детей большая роль отводится воспитателю. На занятиях он активно помогает музыкальному руководителю: поёт, показывает движения, участвует в играх, плясках, если это необходимо. Организует самостоятельное музицирование ребят, включает музыку в повседневную жизнь детского коллектива (утреннюю гимнастику, прогулку, экскурсию и т.д.) Слаженная работа коллектива детского сада обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник - яркое, запоминающееся событие в жизни сада, имеющее большое воспитательное значение.
Воспитатель должен:
1. Знать порядок номеров наизусть.
2. Следить за дисциплиной, поправлять детей корректно.
3. Знать стихи и детей их читающих, вовремя подсказывать начало стихотворения.
4. Брать на себя роли в спектаклях. Не отказываться от принятой роли.
5. В младших группах должен быть быстрый темп ведения праздника без заминок и пауз со стороны ведущих (т.к. внимание у детей неустойчивое).
6. Чётко знать, когда посадить детей. Когда поднести оборудование.
7. Взаимосвязь воспитателя с музыкальным руководителем посредством условных сигналов.
8. Роль своего героя выделить цветным карандашом сразу после получения сценария.
9. Если у ребёнка нет пары, её заменяет воспитатель.
10. Воспитатель должен видеть на празднике каждого ребёнка.
11. Стараться не критиковать и не дергать детей, успокаивать их поглаживанием по плечу.
Роль воспитателя на музыкальном занятии и при проведении праздника.
Разнообразна деятельность воспитателя на праздничных утренниках. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяет общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать сценарий, музыкальный и литературный материал, чтобы в случае необходимости оказать детям своевременную помощь, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.
Накануне праздника ведущий в присутствии музыкального руководителя проверяет готовность участвующих с ним воспитателей, уточняет всё, что связано с их совместной деятельностью. Ведущий отвечает за художественное и педагогическое содержание всей праздничной программы.
Воспитатели поют вместе с детьми, подготавливают детали костюмов, атрибуты, помогают при проведении игр, танцев, если это необходимо.
Помощники воспитателя должны активно участвовать в праздничном оформлении помещения, помочь одеть детей перед праздником.
Слаженная работа коллектива детского сада обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник - яркое, запоминающееся событие в жизни сада, имеющее большое воспитательное значение.
Предварительный просмотр:
«Рекомендации воспитателям по оформлению музыкальных уголков в группе»
В самостоятельной деятельности у детей возникают индивидуальные потребности и желания: одни рисуют, вторые лепят и строят, третьи музицируют на музыкальных инструментах и поют. Чтобы такая деятельность развивалась успешно, необходимо создать благоприятные условия
Для полноценного музыкального развития ребенка необходимо предоставить возможность самостоятельно играть на музыкальных инструментах, музицировать, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкальных игр, пособий и атрибутов.
Следует продумать условия размещения музыкального уголка:
1. Доступность оборудования музыкального уголка для детей
2. Разнообразие оборудования музыкального уголка
3. Учет возрастных особенностей детей при создании музыкального уголка
4. Эстетичность оформления музыкального уголка и его оборудования.
Оборудование музыкального уголка включает в себя:
1.Игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты (для создание игровых ситуаций при которых дети представляют себя музыкантами)
2.Детские музыкальные инструменты и игрушки для музицирования:
- с хроматическим, диатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, и т. д.);
- с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);
- с одним фиксированным звуком (дудки);
- шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и т. д.);
3.Музыкально-дидактические игры и пособия (нотное лото, нотный стан, музыкальная лесенка, игры, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей).
4. Аудио-, видео- диски и кассеты.
В дошкольном учреждении для успешного музыкального развития ребенка, используют различные музыкальные инструменты, разнообразные музыкальные игры и пособия не только в непосредственной музыкальной деятельности, но и необходимо, чтобы в группе они находили правильное применение с учетом возрастных особенностей детей:
МЛАДШИЕ ГРУППЫ.
Ванька – встанька;
Музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. д.);
Музыкальные инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;
Шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан
Неозвученные бутафорские музыкальные инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);
Атрибуты к музыкальным подвижным играм;
Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки для детского танцевального творчества (пополняется по необходимости);
Ширма настольная с перчаточными игрушками;
Магнитофон и набор программных аудиозаписей;
Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации;
СРЕДНЯЯ ГРУППА.
Целесообразно пособия, атрибуты и музыкальные инструменты оставить с младшей группы и добавить:
Металлофон;
Шумовые инструменты для детского оркестра;
Книжки «Наши песни» (каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню);
Фланелеграф или магнитная доска;
Музыкально-дидактические игры: «Музыкальные инструменты», «Звонкие ладошки», «Ритмические палочки» и др.;
Атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Заинька», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;
Музыкальные лесенки (трехступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;
Ленточки, цветные платочки, султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону);
Ширма настольная и набор игрушек;
Магнитофон и набор программных аудиозаписей;
СТАРШАЯ ГРУППА.
Дополнительно к оборудованию музыкального уголка средней группы используется следующее:
Погремушки, бубны, барабаны, треугольники;
Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);
Иллюстрации по теме: «Времена года»;
Музыкальные игрушки-самоделки (Дети с удовольствием примут участие в изготовление инструментов для шумового оркестра);
Музыкально-дидактические игры: «Узнай песенку», «Бубенчики», «Музыкальная лесенка», «Ритмическое лото» и др.;
Атрибуты к подвижным играм;
Рисунки детей к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
Настольная ширма и ширма по росту детей;
Музыкальные лесенки пяти ступенчатая и семи ступенчатая;
Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.
Дополнительно к материалу, использованному в старшей группе, добавляется:
Музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны;
Портреты композиторов;
Папки-альбомы: «Мы рисуем песенку» с рисунками детей, в которых они отображают эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
Пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании музыки;
Предварительный просмотр:
Театрализованная деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС
Театрализованная деятельность – это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Каждому ребенку свойственно стремление к актёрству, а мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОО, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:
Социально-коммуникативное развитие:
· формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
· воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков);
· воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
· развитие эмоций;
· воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
Познавательное развитие:
· развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
· наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
· обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
· развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие:
· содействие развитию монологической и диалогической речи;
· обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов;
· овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);
Художественно-эстетическое развитие:
· приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
· развитие воображения;
· создание выразительного художественного образа;
· формирование элементарных представлений о видах искусства;
· реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие:
· согласование действий и сопровождающей их речи;
· умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
· выразительность исполнения основных видов движений;
· развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.
Итак, театрализованная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!
Театрализованная деятельность очень хорошо развивает ребенка как личность. Занимаясь этой деятельностью, ребенок развивается разносторонне.
Предварительный просмотр:
Фоновая музыка в жизни детского сада
Музыкальное воспитание ребенка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребенка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог, воспитатель- методист.
Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:
- Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
- Развитие воображение в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
- Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
- Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
- Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как на втором плане.
Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем.
Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия.
Звучание музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъем и др.) создает эмоционально комфортный климат в группе.
Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывает влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни.
Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Виды театров в детском саду».
Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, в умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Л. С. Выготский считал: чтобы создать достаточно прочные основы творческой деятельности, необходимо расширять опыт ребёнка. С помощью настольного, пальчикового театра, фланелеграфа, игр-драматизаций я пробуждала в детях желание быть артистами.
В младшем возрасте наиболее простой и самый интересный вид театра- пальчиковый. Игра с пальчиками- первый шаг, знакомство с первой игрой условностью.
В старшем дошкольном возрасте необходимо развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр, учить понимать эмоциональное состояние другого человека и переживать своё. Этому помогают этюды на выражение внимания, страха, радости, удовольствия, огорчения: «Угадай, что я ем», «Отгадай где я», «Лисичка подслушивает» и др. В играх-драматизациях дети более выразительно передают образы героев, сами ставят сказки-спектакли, договариваются, распределяют роли.
Организация театрализованной деятельности.
Театрализованные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В игре-драматизации каждый ребенок проявляет свои эмоции, чувства и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей. К вопросу организации предметно-развивающей среды в группе нужно подходить творчески, стараясь разнообразить все ее компоненты.
Виды театров:
-Би-ба-бо
-Настольный театр
-Фланелеграф
-Конусный театр
-Пальчиковый театр
-Театр в лицах - маски героев, шапочки
-Теневой театр
-Театр плоскостной деревянный
-Театр игрушек
-Атрибуты для ряженья
Первым видом театра, с которым знакомятся дети – это плоскостной театр на фланелеграфе, затем театр бибабо и настольный театр.
Знакомство происходит в I-младшей группе, дети смотрят театральные представления, показываемые воспитателем. На этом этапе важно сформировать интерес к театру, заинтриговать ребенка, привлечь его внимание. Таким образом, дети приходят во II-младшую группу уже знакомыми с несколькими видами театра.
Следующие виды театра— это конусный театр, плоскостной театр для индивидуальной работы. Каждый вид театра сначала демонстрируется воспитателем, причем неоднократно показываются театрализованные представления, и только потом привлекаются для постановок дети.
Следующий театр вводится пальчиковый и театр марионеток. Пальчиковый театр интересен, прежде всего, тем, что играя в него, ребенок тренирует мелкую моторику рук. Как известно «ум находится на кончиках пальцев». Что касается театра «Марионеток», это трудная и емкая работа по обучению детей кукловождению и одновременному сопровождению голосом.
Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
Предварительный просмотр:
«Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности»
Самостоятельная музыкальная деятельность возникает по инициативе ребенка, но она может косвенно управляться и стимулироваться воспитателем.
Именно воспитатель создает в группе поисковую ситуацию для детей, а иногда, перемещая все пособия в другое место, меняется и способ их предназначения в группе.
Внеся в группу детали костюмов, элементы декорации дети, вспоминая сюжет праздничного утренника или развлечения, воспроизводят отдельные эпизоды. Наблюдая за детскими играми можно ненавязчиво повлиять на их ход вскользь сказанным замечанием ( например: игру в «Магазин - булочная» дети перестраивают сначала в игру «Универсам», а потом - в «Музыкальный магазин»), озадачив детей неожиданной информацией (например: «А знаете ли вы, ребята, что у куклы Алины сегодня день рождения?»), а иногда и включиться в игровое действие и т.д.
Каждый вид художественной деятельности может выступить как самостоятельно, так и в тесной взаимосвязи с другими видами деятельности.
Художественно-продуктивная деятельность, театрально - игровая, художественно - речевая, музыкальная могут выступать во взаимосвязи, представляя собой единую синтетическую художественную деятельность, и деятельность эта должна представлять собой ряд законченных (завершенных) действий. Например, дети в «Уголке ручного труда» изготавливают самодельный театр: пальчиковый, настольный, бибабо и др. Такой синтез видов художественной деятельности детей является показателем эффективной воспитательно - образовательной работы и высоким уровнем развития детей в целом и художественного, музыкального их развития. Творческая атмосфера в детском коллективе подчеркивает хорошую организацию детей, их инициативность, способность к творческой реализации. Именно эти качества определяют готовность детей к успешной учебной деятельности в школе.
Для самостоятельной музыкальной деятельности необходимы следующие условия:
- правильный подбор игрушек и пособий для каждой группы с учетом возрастных особенностей детей;
- целесообразность их размещения;
- периодичность внесения.
Какие же игрушки и пособия понадобятся:
- Детские музыкальные инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, маракасы, тарелки, румбы, треугольники, кастаньеты, трещотки, деревянные палочки; с диатоническим и хроматическим звукорядом ударные (металлофон, ксилофон).
- Неозвученные музыкальные игрушки: пианино, балалайка, гармошка; игрушки - инструменты: трехступенчатая, пятиступенчатая, восьмиступенчатая лесенка с дополнительным мелким игровым материалом (матрешки, солдатики, птицы, животные).
- Озвученные музыкальные игрушки: музыкальная книжка, музыкальный молоточек, органчики, музыкальная шкатулка, музыкальные волчки, музыкальные колокольчики.
- Настольные музыкально - дидактические игры: «Музыкальное лото», «Кто в домике живет», «Учитесь танцевать», «Сколько нас поет» и др.
- Атрибуты: шапочки и маски, детские костюмы в соответствии с содержанием хороводных музыкально - дидактических игр, игр с пением; с теми персонажами, которые были введены на праздничных утренниках, развлечениях и т.д.
- Различные виды театра: театрально игровая деятельность детей стимулирует «музицирование» (синтез пения, декламации, игры на детских музыкальных инструментах).
При размещении музыкальных игрушек и пособий в игровой комнате необходимо основываться на принципе целесообразности. Каждую музыкальную игрушку, пособие необходимо использовать по назначению: музыкально-дидактические игры размещаются там же, где и настольно -печатные игры; игрушки - инструменты (озвученные, неозвученные) - в игровом уголке, туда же целесообразно поместить такой игровой материал, как CD-плейер (бутафорский) с дисками, телевизор с кинолентами и т.д.; атрибуты, щапочки - маски для игр с пением, хороводных музыкально -дидактических игр - в физкультурном уголке; детали костюмов - в уголке ряжения или в речевой зоне, где сосредоточены материалы для театрализованных игр.
Таким образом, самостоятельная музыкальная деятельность, являясь одной из сложных форм музыкальной деятельности, возникает не только при условии интереса ребенка к музыке, его стремлении выразить свои художественные переживания от встречи с ней, но и от наличия устойчивых певческих, музыкально - ритмических, двигательных навыков восприятия и игры на
детских музыкальных инструментах.
Предварительный просмотр:
«Театральные игры – путь к детскому творчеству».
Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, учат искренне сопереживать: радость, печаль, гнев, тревогу и др. Через игру ребенок не только распознает эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передает с помощью выразительных средств разнообразные эмоции, которых так не хватает ребенку в наше время. Ведь зачастую вам, родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения! А как ребенок обрадуется, если вы вместе с ним обыграете какую – либо потешку, отрывок из сказки, становясь медведем, маленьким зайчиком или хитрой лисой.
Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье.
Игры-драмматизации – это особые игры, в которых ребёнок разыгрывает знакомый сюжет или придумывает новый. Малыш в игре превращается и в актёра, и в режиссёра, и в сценариста. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развиваются воображение, творческие способности ребёнка. Всё это очень важно для познавательного и эмоционального развития.
Театр двух кукол. Самый простой вариант игры-драматизации в домашних условиях –спектакль игрушек. Игрушечные артисты могут танцевать, прыгать, играть в прятки и догонять друг друга. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего лишь две игрушки. А чудо, которое возникает у ребёнка на глазах, стоит ваших усилий!
Большой популярностью пользуется у детей и взрослых пальчиковый театр.Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук.
К театру, доступному в домашних условиях относятся: театр ложек. Куклы театра ложек – это ложки (деревянные или пластиковые), на вогнутой стороне которых изображено лицо героя.
Дети очень любят настольно-плоскостной или объёмный театр. Это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках.
Играя, ребёнок с удовольствием озвучивает всех персонажей сказки. Ему приходится придумывать к каждому герою (а это не только звери и люди) свой неповторимый голос. Придумать голос бывает необходимо и ветру, и дереву, и даже волшебным феям. Такая игра развивает и воображение, и речь, и голосовой диапазон ребёнка.
Наиболее богатые возможности для игры-драматизации даёт настоящий кукольный театр, который вполне можно устроить дома с помощью кукол «БИ-БА-БО». Это куклы с твёрдой головой, к которой приклеено туловище-перчатка из ткани. Играя, ребёнок забывает обо всём. Всё его сознание устремляется в мир фантазии и сказки, и ребёнок раскрывается. Застенчивый малыш во время спектакля может взять на себя роль забияки и задиры. Резкий и агрессивный – станет тихоней и почувствует агрессию на себе. Куклы помогают ребёнку перевоплотиться, встать на место другого человека.
Детям для полноценного развития необходимо фантазировать, придумывать различные сюжеты, вживаться в разные образы, которые далеко не всегда соответствуют «готовым» фразам или механическим жестам. В игре ребёнок развивается.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Музыкотерапия».
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Оно способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации соответствущий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специальной или как фон) формы музыкотерапии.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством подчинения людей своей воли, создание определённого имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого человека, кому необходима коммуникабельность.
На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас. Как заметил Игорь Стравинский: «Ударные и басы…действуют как система центрального отопления».
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Особое внимание педагогам следует уделить музыкально – рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъём!». Для этого используется тихая, нежная, лёгкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у детей выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплекс упражнений, не поднимая с кровати детей.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника»
Воспитание духовности особенно необходимо осуществлять в дошкольные годы, «так как заряд духовности в эти годы наиболее устойчив и сохраняется долгое время, определяя духовно-нравственный облик человека практически на всю жизнь»
Среди факторов воспитания духовности дошкольников в системе общего образования особое место занимает музыка. Являясь по своей сущностной природе явлением идеальным, а в онтологической данности отражением подлинности чувств и сокровенности бытия, она обладает потенциями огромной силы педагогического влияния на духовность человека. Ее воспитательная миссия заключается в призыве к добру и справедливости, в прозрении более совершенного мира. Посредством музыки происходит формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности, она «позволяет полнее ощутить ценность жизни, почувствовать ее пульс, течение: она облагораживает внутренний мир личности и делает его подлинным «аристократом духа». По мнению Конфуция, музыка придает личности цельность и гармоничность, она есть средство воспитания характера «благородного мужа», отличительной чертой которого являлась высокая духовность.
Значение музыки в воспитании духовного начала в личности признавалось и самими творцами музыкального искусства. Так, итальянский композитор и музыкальный теоретик эпохи Ренессанса Дж. Царлино утверждал мнение, что музыкальное искусство способно к выражению всеобщей гармоничности, как мировой, так и человеческой. В своем трактате «Гармонические установления» в главе, «Для какой цели нужно учиться музыке?» он писал: «Музыку нужно изучать не как необходимую науку, но как свободную и достойную, так как посредством нее мы можем достичь хорошего и достойного поведения, ведущего по пути добрых нравов …». Г. Гендель хотел, чтобы его музыка не просто доставляла удовольствие, но чтобы под её влиянием люди становились лучше. Этому созвучна и мечта Л. Бетховена «высекать огонь из мужественных душ».
О духовно-нравственном воздействии музыки, её способности облагораживать человека писали специалисты в области музыкальной педагогики – Л. А. Баренбойм, А. Б. Гольденвейзер и Г. Г. Нейгауз, теоретики и методисты в области музыкального воспитания – Б. В. Асафьев, О. А. Апраксина и Б. Л. Яворский. Так, Б. В. Асафьев называл музыку «вечно живым» претворением всего, что звучит в природе и в душе человека, и призывал не просто развлекать музыкой, а убеждать и радовать ею [7].
Взгляд на музыку с нравственных позиций был характерен и для многих педагогов прошлых столетий. Я. А. Коменский рассматривал музыкальное воспитание как действенное средство формирования духовности растущей личности, указывал на необходимость приобщения к национальной музыке уже в «Материнской школе» и предлагал обязательное включение музыки в программу всех четырех ступеней обучения. Ш. Л. Монтескье отмечал способность музыки пробуждать все чувства и смягчать нравы, благодаря способности вызывать ощущения кротости, сострадания, нежности и др. Д. Юм подчеркивал важную роль искусства и особенно музыки в воспитании нравственных воззрений и чувств.
Музыка в нашей жизни это живое знание и представление человека о самом себе, это путь к себе и открытие себя в себе. Она означает непрерывный процесс самосозидания и самотворчества. Обращение к ней предоставляет исключительные возможности для «расширения» сознания, «обогащения смысла общения»; она создает предпосылки для осознания процесса рефлексии над собственными душевными и духовными потенциями. Можно сказать, что личность, чувствующая музыку, глубоко и тонко ощущает мир, умеет видеть прекрасное, величественное в окружающей жизни и слышать мир во всем его многообразии. В. А. Сухомлинский отмечал, что «музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе». Его слова о том, что «без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен», конкретизируют тезис о музыкальном воспитании как воспитании человека, выражающий существо концепции Д. Б. Кабалевского, утверждавшего необходимость воспитания музыкальной культуры дошкольников как части их духовной культуры.
Музыка в системе общего образования – основа процесса воспитания духовности. Приобретаемые на занятиях музыки знания, умения и навыки становятся личностным духовным достоянием, в своей ценностной данности превращающегося в основу духовного роста и самоутверждения.
Музыка как учебный предмет в системе общего образования может и должна более широко использоваться в целях воспитания духовности дошкольников.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
по оформлению театральных уголков в группе в соответствии с ФГОС ДО.
При построении предметно- пространственной развивающей среды, обеспечивающей театрализованную деятельность учитываются:
· особенности эмоциональной личности ребенка,
· его индивидуальные социально-психологические особенности;
· индивидуальные предпочтения и потребности;
· любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
· поло-ролевые особенности.
Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе должна быть оборудована театральная зона. В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора.
Здесь находятся следующие материалы:
· театр настольный;
· ширма;
· наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
· театр математики;
· театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации);
· персонажи с разным настроением;
· материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);
· готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
· атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду;
· уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье);
· для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.
Оснащение театрального уголка для 1-ой младшей группы
1. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски-шапочки, образные фартучки, нагрудные знаки-эмблемы.
2. Для игр воспитателя с детьми и сюрпризных моментов: «пальчиковый» театр (вязаный на всю длину пальчика ребенка), тростевые куклы, куклы (образы людей, животных), театр бибабо.
3. Для показа детям инсценировок по сказкам («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»): театр картинок, настольный театр плоскостных игрушек.
4. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
Оснащение театрального уголка для 2-й младшей группы
1. Коврограф (фланелеграф).
2. Различные виды театра: театр картинок («Три медведя», «Колобок», «Еж и медведь», «Заяц и гуси»), театр петрушек («Кто сказал мяу?», «Курочка Ряба»), теневой театр («Лиса и заяц»), театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора.
3. Костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».
4. Маленькая ширма для настольного театра.
5. Атрибуты для ряженья — элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее).
6. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски сказочных персонажей
7. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
Оснащение театрального уголка для средней группы
1. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски театральных персонажей.
2. Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.
3. Стойка-вешалка для костюмов.
4. Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
5. Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный).
6. Атрибуты для «Разноцветных сказок».
7. Театр математики.
8. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
Оснащение театрального уголка для старшей группы
1. Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, ограждения, простейшие декорации, изготовленные детьми.
2. Стойка-вешалка для костюмов.
3. Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.
4. В группе имеется разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, театр марионеток, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы, куклы с живой рукой.
5. Для театрально-игровой деятельности имеются технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений.
Празднично-карнавальные игрушки
Для детей до двух лет необходимы:
· Для участия в праздничных утренниках и развлечениях:карнавальные шапочки (зайчиков, птичек, котят, медвежат, цыплят и других персонажей).
· Для праздничного оформления группы и участка — надувные пленочные шары (мячи), забавные образные фигурки, флажки и гирлянды среднего и крупного размера. Материалом для них могут служить бумага, пленка, легкие ткани и нетканые материалы.
Готовые елочные украшения для этой группы отбираются из небьющихся легких материалов: разноцветные, мелкого размера шары, колокольчики, снежинки.
Для детей от двух до четырех лет, кроме карнавальных шапочек, нужны готовые полумаски (зайчика, медведя, котенка, петушка), выполненные из бумаги, тонкого картона, папье-маше (с пропиткой против возгорания).
Готовые елочные игрушки могут быть разными по форме, образному решению, материалу.
Необходимы также полуфабрикаты для изготовления елочных игрушек-самоделок с применением пленки, бумаги, ткани (для флажков, гирлянд), а также природного материала (скорлупа ореха, шишки, желуди, ветки и прочее).
Детям от четырех до шести лет могут быть предложены крупные надувные куклы, фигуры животных, сказочные персонажи, удобные для переноски, всевозможные жезлы, эмблемы.
Празднично-карнавальные игрушки могут быть очень крупными, декоративными. Интересны игрушки-сюрпризы с эффектами, имитирующими фейерверк (без применения огня и воспламеняющихся материалов). Атрибуты костюмов и маски должны создаваться в соответствии с антропометрическими и эргономическими данными детей каждой группы.
Предварительный просмотр:
«Организация и проведение музыкальных игр в летний период».
С наступлением такой замечательной поры года как лето, игры в детском саду, активизирующие двигательную активность, становятся наиболее доступны, естественны и актуальны, потому что помогают полностью использовать благоприятные условия для укрепления здоровья, закаливания детей.
И перед родителями, и перед воспитателями дошкольных учреждений зачастую встает проблема – чем же занять детей. Ведь обойтись уже привычными играми никак не получится. Малышам быстро наскучивает заниматься одним и тем же, а значит, у вас появляется прекрасный повод объявить… музыкальную паузу!
Формы работы
Традиционно в дошкольном учреждении принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности:
— организованная музыкальная деятельность;
— самостоятельная музыкальная деятельность;
— музыка в повседневной жизни;
— праздники, развлечения.
В летний период музыка в детском саду звучит во время игр, на развлечениях, прогулках, в повседневной жизни.
Организованная музыкальная деятельность –
— дети поют, танцуют, слушают музыку, играют на детских музыкальных инструментах, читают стихи, инсценируют сказки.
Самостоятельная музыкальная деятельность выражается
в нескольких формах:
— сюжетно-ролевая игра
Сюжет игры, тему выбирают дети, например, «Игра в оркестр», «Музыкальны магазин» «Музыкальная шкатулка», «Игра в театр», «Музыкальное занятие», «Ищем таланты», «Народный артист», «Концерт по заявкам» и т. д.;
— игры-упражнения, в которых ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте или разучивая танцевальные движения;
— музицирование. (оно включает и пение, и ритмические движений, и игру на музыкальных инструментах.)
Музыка в повседневной жизни в летний период объединяет все формы музыкальной деятельности:
— музыка в быту:
• слушание музыки в «живом исполнении» и в записи;
• самостоятельное музицирование детей;
• утренняя гимнастика под музыку;
• игры и упражнения (игры-забавы, игры-упражнения);
Летние праздники дарят детям веселые игры и соревнования, шутки и смех.
— различные виды развлечений:
• «неожиданные» импровизированные праздники;
• беседы-концерты;
• спектакли, театральные постановки;
• игры, развлечения, хороводы;
• празднование дня рождения;
• кукольные и теневые театры;
• досуги
Предполагаются совместные действия детей и взрослых или только детей.
Музыка звучит во время игр, рисования, что создает особое настроение, направлена на непроизвольное восприятие и внимание детей. Дети слушают различные по стилям и жанрам музыкальные произведения (классические, народные). Слушание музыки проходит как с установкой на ее восприятие, так и без установки. При этом дети получают разнообразные музыкальные впечатления.
Активное же восприятие музыки предлагается во время:
— музыкальных вечеров;
— бесед - концертов (например, темы для бесед: «Сказка в музыке», «Разный дождик», «Музыка и природа» и т. д.);
— тематических концертов;
— музыкальных конкурсов и викторин;
— концертов-загадок
Дидактические музыкальные игры в детском саду.
По видам и методике проведения все игры с использованием музыкального материала делятся на следующие группы:
Спокойное музицирование.
Такие занятия предусматривают статичное поведение малышей. Элемент соревнования заключается в умении точнее и быстрее определить музыкальное произведение. К примеру, воспитатель предлагает детям поиграть в «Угадай мелодию» или назначает каждой команде свой инструмент (барабан, погремушку, пианино и т. п.). Каждая команда, когда слышит нужную мелодию, должна имитировать жестами игру на соответствующем инструменте.
Игры подвижные.
Соревновательный элемент тут в том, чтобы в определенный момент (когда музыка выключается или одна мелодия сменяет другую) увернуться, проявить навыки ловкости и т. д. Пример такого динамического задания – игра, когда дети делятся на две-три группы. Одна команда должна двигаться под свою музыку, а остальные стоят неподвижно. Когда неожиданно начинает звучать другая мелодия, вторая команда начинает танцевать и так далее.
Хороводные игры.
Дети делятся на несколько кругов. Во время первой мелодии, хоровод ведет внешний круг, во время второй – внутренний. Вариации занятия – хороводы в правую и левую сторону, с поднятыми руками, гуськом на корточках и др.
Игра «Надень шляпку».
Очень веселое занятие, развивающее коммуникативные и актерские навыки. Ребята становятся в круг. Воспитатель дает им шляпу и включает музыку. Малыши передают друг другу головной убор. Когда музыка неожиданно выключается, тот игрок, в руках которого оказалась шляпка, должен сразу же надеть ее себе на голову и пройти по кругу женской походкой. Если ребенок замешкался или растерялся, он выбывает из круга. Следующий тур занятия используется уже другой головной убор – ковбойская шляпа, военная пилотка, фуражка и т. п. В зависимости от этого меняется и задание – нужно изобразить ковбоя, солдата, полицейского.
Игра «Зайкин хоровод».
Дети встают в круг, а один из ребят остается в центре – он будет зайчиком. Включается музыка, малыши начинают водить хоровод и напевать:
Зайка, попляши,
Зайка, поскачи.
Кружочком повернись,
Бочком посторонись.
Вприсядку, зайка, нагнись,
Подпрыгни и потянись.
Цель зайчика повторять действия, которые произносятся по тексту, и одновременно пытаться выскочить из круга. Если не получилось, то воспитатель в неожиданный момент останавливает музыку, дети быстро разбегаются, а цель зайчика – поймать кого-то, кто и станет в следующем кругу на его место.
Игра «Танец на газетке».
Отличная коммуникативная музыкальная игра, которая работает на развитие координации и ловкости. Также важно умение договариваться с партнером о том, как двигаться, чтобы выиграть. Дети делятся по парам, каждая из которых встает на развернутый лист газеты. Воспитатель включает магнитофон, детки начинают танцевать. Когда музыка останавливается, каждая пара складывает свою газетку вдвое. Вновь включается мелодия и т. д. Победителем станет та пара, которая сумеет станцевать на самой маленькой газете, не коснувшись при этом пола.
Игра «Ручки-ножки, танцуйте».
Дети делятся на танцоров и зрителей. Первый этап занятия – ребята должны под музыку танцевать только ручками. Публика оценивает их выступление и выбирает лучшего танцора. Затем следует танец только ножками, только головой и только глазами. Побеждает тот, кого зрители признают лучшим по итогам всех туров. Затем танцоры и публика меняются местами.
Игра «Замри».
После того, как воспитатель включает магнитофон с песней или мелодией, дети начинают танцевать. Когда музыка прекращается, каждый должен замереть в той позе, в которой он находился в момент выключения магнитофона. Когда музыка заново включается, ребята опять начинают танцевать. Игра способствует развитию внимания.
Игра «Чей бубен?».
Дети рассаживаются по стульчикам. Воспитатель дает одному из игроков бубен и начинает петь песню (под аккомпанемент или без него) про этого ребенка с упоминанием его имени. В конце песенки воспитатель называет имя другого ребенка, которому игрок тут же должен вручить музыкальный инструмент. Постепенно текст песни запоминается (он всегда один и тот же – меняется только имя) и дети начинают исполнять ее хором, пытаясь называть любые имена, чтобы запутать игрока с бубном и отвлечь от слов воспитателя.
Игра «Кошки-мышки».
Воспитатель готовить два музыкальных произведения – громкое и настороженное (тихое). Выбирается ведущий – он будет котом. Остальные игроки – это мышки. Когда звучит тихая музыка, детки подкрадываются к водящему на корточках к «спящему» коту. Когда мелодия меняется, кот просыпается и начинает бегать за мышками, которые разбегаются от него в разные стороны.
Предварительный просмотр:
Особенности организации музыкальных занятий с дошкольниками в летний период.
Лето- восхитительное время года. Оно предназначено для отдыха детей и укрепления их здоровья.
Традиционно в дошкольном учреждении принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности:
— организованная музыкальная деятельность;
— самостоятельная музыкальная деятельность;
— музыка в повседневной жизни;
— праздники, развлечения.
В летний период сохраняются музыкальные занятия, проводить их можно как в музыкальном зале, так и на свежем воздухе в зависимости от погодных условий.
Организованная музыкальная деятельность включает в себя пение детей, танцы, слушание музыки, игру на детских музыкальных инструментах, инсценирование сказок. Ребята слушают различные по стилям и жанрам музыкальные произведения (классические, народные), разучивают новые хороводы и игры, участвуют в подготовке летних праздников и развлечений.
Знания и умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться в самостоятельной музыкальной деятельности ребенка.
Самостоятельная музыкальная деятельность выражается в нескольких формах:
— сюжетно-ролевая игра (сюжет игры, тему выбирают дети, например, «Игра в оркестр», «Музыкальный магазин» «Музыкальная шкатулка», «Игра в театр», «Музыкальное занятие», «Ищем таланты», «Народный артист», «Концерт по заявкам» и т. д.;
— игры-упражнения (в которых ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте или разучивая танцевальные движения);
— музицирование. (оно включает и пение, и ритмические движений, и игру на музыкальных инструментах.)
На прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, играх, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать аудиозаписи, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.
Хорошим стимулом для самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе и на прогулке могут служить музыкальные игрушки, инструменты, пособия, игры, атрибуты.
Интересны и полезны летом хороводные игры, игры, сопровождающиеся стихами, которые доступны детям с младшей группы. Ведь в теплое время года детям можно петь на улице. Больше времени летом у педагогов для организации музыкально – дидактических игр: «Узнай по голосу», «Тише – громче», «На чем играю?» «Кто по лесу идёт?»и др.
Дальнейшее развитие получают игры – драматизации, которые тесно связаны с сюжетно – ролевыми играми. Старшие дошкольники могут инсценировать стихи, песни, сказки и показывать их малышам.
Ритмические игры и игровые упражнения надо использовать на прогулках, в организационных моментах, чередуя с играми, пением, музыкально – дидактическими и театрализованными играми.
Музыка в повседневной жизни в летний период так же объединяет все формы музыкальной деятельности:
— слушание музыки в «живом исполнении» и в записи;
— утренняя гимнастика под музыку;
— игры и упражнения (сюжет игры, тему выбирают дети, например, «Игра в оркестр», «Музыкальный магазин» «Музыкальная шкатулка», «Игра в театр», «Музыкальное занятие», «Ищем таланты», «Народный артист», «Концерт по заявкам» и т. д.);
— музицирование. (оно включает и пение, и ритмические движений, и игру на музыкальных инструментах.)
Большое место в жизни детского сада занимают праздники, развлечения, досуги и театральные постановки. Праздники и развлечения проводятся в конце каждой недели. В зависимости от погодных условий как правило, эти мероприятия проходят на улице. Развлечения проводятся в форме концертов, квест-игр, путешествий, кукольных спектаклей, музыкальных викторин, конкурсов, и др.
Таким образом, хорошо организованная музыкальная деятельность в летний период способствует общему оздоровлению детей, развитию их музыкальных способностей, обогащению их жизненного и музыкального опыта.
Предварительный просмотр:
Консультация «Музыкальное воспитание детей с отклонениями
в речевом развитии»
Музыка оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобранных приемов, дети преображаются: положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится их речь.
Задачи музыкального воспитания:
Музыкальное воспитание в детском саду проводится с учетом «симптомов», характерных признаков детей с речевыми нарушениями и направлено помимо решения музыкальных задач, на решение задач коррекционных, к которым относятся следующие:
1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.
2. Нормализация психических процессов и свойств; памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивает тренировку органов слуха.
3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата; развитие равновесия, свободы движений, снятие мышечного напряжения, улучшения ориентировки в пространстве, координация движений, развитие дыхания, воспитание правильной осанки и походки.
4. Исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончаний слов.
Виды музыкальной деятельности традиционные: это слушание музыки, исполнительство (включающее пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах), творчество.
Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т. е. по сути является ведущим. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяя их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом; оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. У детей с нарушениями речи очень важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т. е. способствовать решению важнейших коррекционных задач.
Исполнительство: Значимость такого вида музыкальной деятельности, как игра на музыкальных инструментах очень велика: развитие внимания и памяти; развитие координации движений ; развитие мелкой моторики пальцев рук ; развитие дыхания при игре на духовых инструментах ; развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа «На каком инструменте я играю?», «Отгадай инструмент и сыграй как я», «Музыкальное лото»; развитие музыкально-ритмического чувства.
Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение давно используется как одно из реабиталитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет нарушения речи. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятного произношения, проглатывания окончаний слов, способствуют автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Музыкально-ритмические движения – вид исполнительской деятельности, который включает упражнения, пляски, игры. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.
Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения , некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико- фонематического слуха, развивают звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух, помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов.
Среди музыкально-ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Без них в логопедических группах не обойтись. Помимо упражнений, к музыкально-ритмическим движениям относятся и танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения.
Логоритмика – одно из важнейших методических средств, направленных на решение коррекционных задач у детей с нарушением речи. Она связана с игротерапией, с психогимнастикой и с методикой музыкального воспитания в целом. «Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи». Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.