Мониторинговые исследования и диагностика


Предварительный просмотр:

Описание диагностики хореографических способностей

 по методике Э.П. Костиной.

Обследование детей прослеживается на занятиях по хореографии. Во время занятий наблюдается  выполнение танцевальных элементов, музыкально-ритмических  упражнений, манера и характер исполнения движений, эмоциональное восприятие музыкального сопровождения и определяется уровень способности каждого ребенка.

Рекомендуемая методика предполагает общую систему оценки хореографических способностей по 3-балльной шкале.

3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;

1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает.

Высоким результатом хореографических способностей детей можно считать средний балл от 2,3 до 3.

Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла.

Низкий уровень 1,4 балла и ниже.

По результатам диагностики определяются дети, кому необходимы индивидуальные занятия по хореографии.

Мониторинг распределялся по оценочным таблицам. Результаты (высокий, средний, низкий) оценивались по показателям качества освоения ребенком музыкально-ритмической деятельности:

  1. Интерес и потребность к восприятию музыки и движений
  2. Интерес и потребность к исполнению музыкально-ритмических движений
  3. Наличие творчества в исполнении выразительности фиксированных  движений игр и плясок.

Показатели качества освоения ребенком музыкально-ритмической деятельности
(по Э.П.Костиной)

Ф.И.О. детей

I. Интерес и потребность к восприятию музыки и движений.

II. Интерес и потребность к исполнению музыкально-ритмических движений.

III. Наличие творчества в исполнении выразительности фик. движений игр и плясок.

Целостное восприятие деятельности: восприятие выразительности, игрового содержания, понимание сюжета игры или композиции танца.

Восприятие азбуки основных видов движений музыкально-ритмической деятельности: основных, сюжетно-образных и танцевальных.

Восприятие ориентировки в пространстве.

Выразительность исполнения музыкально-ритмического репертуара: передача характера, сюжета игры, композиции танца.

Наличие развитого чувства ансамбля.

Самостоятельность исполнения упражнений, танцев и др.

Творческая импровизация передачи игрового образа.

Творческая импровизация в свободной пляске.



Предварительный просмотр:

Диагностика уровня воспитанности учащихся (Методика М.И.Шиловой)

Показатели воспитанности

Признаки проявления воспитанности

Ярко проявляются-5

Проявляются-4

Слабо проявляются-3

Не проявляются-2

Ответствен-ность

Выполняет общественные поручения охотно и с желанием, ответственно,  требует такого же отношения от других

Выполняет общественные поручения охотно, ответственно, но не требует этого от других

Неохотно выполняет поручения, только при условии контроля со стороны учителей и товарищей

Уклоняется от общественных поручений, безответственен

Коллективизм

Общительный, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, организует полезные дела коллектива

Общительный, считается с интересами коллектива, охотно выполняет поручения, но сам не организует полезные дела

Не очень общительный, отзывается на просьбы товарищей, но в делах коллектива участвует неохотно

Необщительный, эгоистичный

Толерантность

Добрый, заботливый, охотно помогает всем, кто нуждается в его помощи, толерантен к окружающим, дружелюбно относится к людям с ограниченными возможностями и другой национальности, требует этого от окружающих,  побуждает на добрые дела товарищей

Сам добрый, отзывчивый, всегда поможет в трудную минуту, дружелюбно относится к людям с ограниченными возможностями и к людям другой национальности, но других на добрые дела не мобилизует

Помогает другим, если поручает учитель или коллектив, адекватен к людям с ограниченными возможностями,  не проявляет признаков агрессии по отношению к людям другой национальности

Недоброжелателен, груб с товарищами, проявляет  агрессию по отношению к людям другой национальности и к людям с ограниченными возможностями

Культура

Много читает, охотно посещает культурные центры. Разбирается в музыке, живописи. Охотно делится своими знаниями с товарищами, привлекает их к культурной жизни

Любит читать. Посещает культурные центры. Проявляет интерес к живописи и музыке, но интересуется всем этим только для себя. Не привлекает товарищей к культурной жизни

Читает. Посещает культурные центры. Иногда посещает музеи, выставки. Но все это делает только по совету или настоянию взрослых: педагогов, родителей

Не хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры. Не проявляет интереса к культуре, искусству

Диагностическая карта уровня воспитанности учащихся

ФИ ребёнка

Ответственность

Коллекти-визм

Толерант-ность

Культура

уровень

1п/г

2п/г

1п/г

2п/г

1п/г

2п/г

1п/г

2п/г

1

п/г

2

п/г

1



Предварительный просмотр:

Диагностика одаренности детей, занимающихся по программе «Хореография».

        Аннотация.

В статье показаны особенности выявления одаренности у детей, занимающихся хореографией. Подборка диагностических заданий проводится с целью выявления одаренности к такому виду искусств, как «хореография» и используется для построения индивидуального образовательного маршрута по работе с одаренным ребенком. В ходе проведения диагностики одаренности исследуются такие критерии, как:

  • Развитие способности эстетического постижения искусства (умение вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств и эмоций);
  • Формирование образного мышления;
  • Развитие навыков художественного общения;
  • Развитие навыков импровизации как основы для формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру.

Ключевые слова: педагогическая диагностика, одаренный ребенок, хореография, диагностические задания, критерии по выявлению одаренности.

Статья

Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется результат достижения поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, а также быстрое достижение успехов в хореографии и танцевальном искусстве.  

Существует 2 способа выявления одаренных детей: при помощи медико-психологической диагностики и при помощи педагогической диагностики. Данная разработка посвящена педагогической диагностике выявления одаренных детей в хореографии и формам работы. 

Для выявления одаренных детей в хореографии были разработаны критерии, формы выявления и диагностические задания. Не редко танцевальные способности детей раскрываются не сразу, а в процессе обучения на 2 и на 3 году обучения. Поэтому диагностические задания носят универсальный характер и предусмотрены для детей с 1 по 3 год обучения в каждой ступени обучения и проводятся 2 раза в год (в начале и в конце учебного года).

        В исследовании участвовали две группы: группа 1 – 15 учащихся 10- 12 лет, 2 ступень обучения, 2 год освоения программы в ступени; группа 2 - 15 учащихся 13- 14 лет, 2 ступень обучения, 3 год освоения программы в ступени.

        На этапе констатирующего эксперимента выявлялся уровень развития хореографических способностей участников 2 групп танцевального коллектива на основе педагогического наблюдения, мониторинга освоения дополнительной общеобразовательной программы, а также на основе мониторинга личностного развития учащегося.

         Были выделены 5 учащихся с высокими хореографическими способностями: 2 ученицы из группы 1, 3 ученицы из группы 2.

        На формирующем этапе педагогического эксперимента, исходя из модели диагностики танцевальных и хореографических коллективов была выполнены более точная диагностика каждого ребенка, составлена характеристика развития способностей (индивидуальная карта ребенка), и в соответствии с моделью тьюторского сопровождения одаренного ребенка построен индивидуальный образовательный маршрут для работы педагога-хореографа с данной категорией детей хореографической студии «Вензеля».

Диагностика хореографических способностей по методике Э.П. Костиной. Рекомендуемая методика предполагает общую систему оценки хореографических способностей по 3-балльной шкале:

  • 3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;
  • 2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;
  • 1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает.

Высоким результатом хореографических способностей детей можно считать средний балл от 2,3 до 3. Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла. Низкий уровень 1,4 балла и ниже.

Диагностические задания на проверку гибкости:

Оценка гибкости плечевого пояса.

Простейшим методом определения гибкости плечевого пояса является сгибание рук за спиной из положения одна рука вверху, другая внизу. При этом тестируемый не должен выполнять упражнения, превозмогая боль в плечевых суставах.

Контрольное упражнение выполняется в обе стороны (правая рука вверху, затем левая). Регистрируется лучший результат.

Оценка пассивной гибкости плечевых суставов.

Тест определяет пассивную гибкость плечевых суставов. В ходе тестирования используется обыкновенная сантиметровая лента. Из положения руки вверху выполняется круговое движение назад в плечевых суставах. При этом руки должны оставаться прямыми, движение выполняется одновременно двумя руками.

Минимальное расстояние между кистями в сантиметрах позволяет оценить гибкость. Допускается несколько попыток, фиксируется лучший результат- наименьшее расстояние между кистями.

Следующая группа тестов служит контролем подвижности позвоночного столба.

Контроль подвижности позвоночного столба.

Два теста - это наклоны в стороны из положения сидя на стуле и стоя. Помимо подвижности позвоночника они оценивают эластические свойства мышц туловища. Третий тест данной группы – это наклон вперед, качество выполнения которого во многом зависит от эластичности мышц и связок задней поверхности бедра.

        Изучение устойчивости и равновесия в хореографии чаще всего проводят с помощью теста Бондаревского.

        Данный тест используется многими педагогами- хореографами. Используя опыт работы педагога дополнительного образования Перминовой Елены Ивановны, я провожу диагностику по следующим инструкциям;

  • «Стоя на одной ноге, руки на поясе, другую ногу согнуть в колене и развернув ее в сторону, прижать пятку к внутренней поверхности коленного сустава опорной ноги. Зафиксировать это положение, закрыть глаза и включить секундомер (лучше, чтобы время отмечал кто-нибудь другой, но можно это сделать и самому.) выключить секундомер тогда, когда начнете терять равновесие (опорная нога сдвинется с места, либо изменит положение согнутая нога).

Далее педагог фиксирует время, в течение которого детям удалось простоять, сохраняя равновесие, сверяет его с возрастной таблицей, в которой время в секундах является удовлетворительным показателем.

Возраст

Время в секундах

10 лет

12,7

11 лет

14,4

12 лет

15,5

13 лет

16,9

14 лет

17,7

15 лет

17, 8

Старше 15 лет

20,4

 

Следующим этапом в диагностической работе является этап изучения         артистичности. На примере работы вышеуказанного педагога, в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста, я использую психологические этюды с изменением их содержания в зависимости от возраста и ситуации.

        Обязательным диагностическим заданием является изучение координационных способностей.

        В данном случае используется визуальная экспресс-диагностика качества исполнения движения (пластические тесты), специальные упражнения на развитие координации, координационные тесты.

        Одним из данных диагностических заданий является задание по выполнению вальсового квадрата. Вальсовый квадрат может выполнятся как в координации с руками, так и без работы рук.

        Для примера приведем инструкцию по выполнению вальсового квадрата с координацией рук: «Тройные» шаги в рисунке – вперед, в сторону, рядом - назад, в сторону, рядом. Одновременно с перешагиванием руки опускаются сверху – вниз, снизу - в стороны, со стороны- вверх.

Исходная позиция – 6 позиция ног, руки подняты верх.

1 – шаг правой ногой вперед, руки опускаются сверху вниз на бедра;

2 – шаг левой ногой влево, руки выводятся в стороны;

3 – правой ногой приставляется к левой ноге в 6 позицию, хлопок над головой;

4 – левой ногой шаг назад, руки опускаются с хлопком на бедра;

5 – шаг правой ногой в сторону, руки в сторону;

6 – левая нога приставляется к правой ноге в 6 позицию, руки с хлопком над головой».

        Критерии по выявлению одаренности в хореографии:

  1. Гибкость
  2. Выворотность
  3. Танцевальный шаг
  4. Пластичность, музыкальность
  5. Чувство ритма
  6. Апломб, устойчивость и равновесие
  7. Артистичность
  8. Координация
  9. Подъем стопы
  10. Коммуникативные качества
  11. Поведенческие качества

Диагностика по выявлению одаренных детей в области хореографии была проведена в группах 1 и 2 года обучения. В каждой группе были выявлены способные дети и для них разработан индивидуальный план работы.

        Индивидуальный план работы включает в себя: подбор усложненного репертуара, дифференцированного подхода на занятиях, включение сольных кусков в массовые хореографические постановки и отдельные сольные постановки.

        Задача педагога при работе с одаренными детьми - воспитать в них стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.

        Показателями эффективности выявления и развития одаренности для детей, занимающихся в хореографической студии «Вензеля» можно считать:

  •  Высокий уровень познавательной мотивации к танцам (измеряется         результатами промежуточной и итоговой аттестации);
  • Активность участия в   конкурсах, фестивалях различного уровня;
  • активность участия обучающихся в концертах, мероприятиях учреждения;
  • Положительная динамика достижений учащегося в соответствии с его способностями: положительная динамика показателей количества победителей и призеров в различных конкурсах, фестивалях в объединении;
  • Показатели критериев успеха достигают максимального уровня к концу обучения в каждой ступени обучения.

Библиографический список.

  1. Алексеева О.И. Народная хореография как составная компонента музыкального фольклорного наследия. // Наука. Искусство. Культура. 2014. № 3. С. 34-41.
  2. Баклашова О.Н., Ахметзянова Р.Р. Особенности работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе // Казанский педагогический журнал. -  2016, №1. – С. 95
  3. Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. - СПб.: "ЛЮКСИ", "РЕСПЕКС", 1996. - 256 с.
  4. Бахрушина Н.А. Реализация инклюзии на занятиях по хореографии в общеобразовательной школе. // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. 2013. № 1(3) С. 124-128.
  5. Гусева Е. И., Мигович О. И., Тихомирова Л. Ф., Хитрова Г. В. Диагностика одаренных детей // Ярославский педагогический вестник. – 2016, №4. – С. 13
  6. Гусева Е. И., Мигович О. И., Тихомирова Л. Ф., Хитрова Г. В. Диагностика одаренных детей // Ярославский педагогический вестник. – 2016, №4. – С. 14-15
  7. Модель диагностики танцевальных и хореографических коллективов «Перспектива» г. Санкт – Петербург, авторы-составители Альховик О.А., Григорьев А.А., Григорьева Е. И., Григорьева И.В., Смирнова Е.С., Смирнова О.Б., Тикко П.В., Ясенович И.М, 2017 год

Интернет источники:

  1. https://открытыйурок.рф/статьи/664220/ 
  2. Данная статья размещена на личном сайте педагога http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2019/02/05...-zanimayushchihsya-v? (выход на личную страницу педагога Яровенко А.Б. https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2019/02/05/diagnostika-odarennosti-u-detey-zanimayushchihsya-v)

Приложение 1

Результаты диагностики ребенка (Пример выявления одаренности учащейся 2005 года рождения).

Диагностические задания на проверку гибкости

Выполнение теста

Общая характеристика

Баллы

Ладони касаются друг друга

Очень хорошая гибкость

4

Таблица 1. Оценка гибкости плечевого пояса.

Расстояние между кистями в сантиметрах

Общая характеристика

Баллы

До 85

Превосходная гибкость

4

Таблица 2. Оценка пассивной гибкости плечевых суставов

Определение подвижности позвоночного столба

Описание тестов

Измерение

Оценка в сантиметрах

Оценка в баллах

№1
Встать спиной к стене на небольшом расстоянии, пятки не касаются стены, стопы вместе.
Удерживая линейку сначала в правой, затем левой руке, выполнить наклон точно в сторону (влево), руки прямые, спина касается стены.

Расстояние от кончиков пальцев до пола до и после выполнения в обе стороны.

Более 28

 

4

 

Разница между первичным и вторичным измерением является показателем гибкости.

Более 22

3

№2
Сесть на стул, спиной прижаться к спинке стула, ноги врозь, наклон вправо и влево.
Выполняется медленно, до болевых ощущений

Высота стула должна быть такой, чтобы бедра и голень образовали прямой угол.
Измерение проводится с помощью сантиметровой линейки.

Кисть касается пола

4

№3
Стоя на полу наклон вперед, колени прямые

 

Ладони лежат на полу
Кулаки касаются пола
Пальцы касаются пола
Расстояние более 3 см.

3

Таблица 3. Контроль подвижности позвоночного столба

 

Резюме: В индивидуальных занятиях продолжить работу по развитию подвижности

Диагностические задания на устойчивость и равновесие, тест Бондаревского (исследование состояние вестибулярного анализатора): удержание позы с закрытыми глазами – 29 сек (35 сек)., с открытыми глазами – 138 сек. (150 сек.) – уровень близкий к высокой норме.

Резюме: продолжить работу по развитию устойчивости и равновесия

Показатели качества освоения ребенком музыкально-ритмической деятельности
(по Э.П. Костиной)

Ф.И.О. детей

I. Интерес и потребность к восприятию музыки и движений.

II. Интерес и потребность к исполнению музыкально-ритмических движений.

III. Наличие творчества в исполнении выразительности фик. движений игр и плясок.

Целостное восприятие деятельности

Восприятие азбуки основных видов движений

Восприятие ориентировки в пространстве.

Выразительность исполнения музыкально-ритмического репертуара

Наличие развитого чувства ансамбля

Самостоятельность исполнения упражнений, танцев и др.

Творческая импровизация передачи игрового образа

Творческая импровизация в свободной пляске

Зенцова Екатерина – средний показатель 2,5

2,4

2,6

2,3

2,5

2,3

2,7

2,6

2,4

Резюме: Необходимо продолжить работу на развитие целостного восприятия выразительности и сюжета композиции танца, восприятия ориентировки в пространстве, творческой импровизации в свободной пляске, а такие развитие чувства ансамбля в коллективных номерах.